Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Библейские мотивы и образы в романах У. Голдинга "Повелитель мух" и "Шпиль" Ефимова Дарья Александровна

Библейские мотивы и образы в романах У. Голдинга
<
Библейские мотивы и образы в романах У. Голдинга Библейские мотивы и образы в романах У. Голдинга Библейские мотивы и образы в романах У. Голдинга Библейские мотивы и образы в романах У. Голдинга Библейские мотивы и образы в романах У. Голдинга
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ефимова Дарья Александровна. Библейские мотивы и образы в романах У. Голдинга "Повелитель мух" и "Шпиль" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Ефимова Дарья Александровна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2009.- 228 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/237

Введение к работе

В первой половине XX века большое значение приобрело философское течение экзистенциализма, нашедшее отражение в произведениях многих писателей. В их числе можно назвать одного из ярчайших представителей английской литературы XX века Уильяма Джеральда Голдинга. Несмотря на все возрастающий интерес к его творчеству, религиозно-философский аспект наследия писателя до сих пор остается малоизученным, особенно в отечественном литературоведении: в советский период официальной доктриной и «религией» провозглашался атеизм, что ограничивало возможности исследовать произведения с явно религиозной тематикой.

Уильям Голдинг на протяжении всего своего творчества размышлял над проблемами добра и зла, человеческой природы, присутствия Бога в нашей жизни, исконной греховности человека. Все эти вечные вопросы заключались им в форму философско-аллегорических романов, полных библейских параллелей, реминисценций.

Настоящая работа посвящена изучению библейских мотивов и образов ранних романов Уильяма Голдинга — «Повелитель мух» ("Lord of the Flies", 1954) и «Шпиль» ("The Spire", 1964).

Актуальность исследования. О значительном интересе к наследию английского писателя в нашей стране свидетельствуют многочисленные переиздания и публикации его произведений, раннее не переводившихся на русский язык. За последние годы были переведены его романы «Двойной язык», «Бумажные людишки», «Зримая тьма», «Ритуалы плаванья» и другие. Возрастает количество исследований, посвященных творчеству этого автора (диссертации Е. Алеевой, Н. Владимировой, Б. Минц, Т. Струковой, обширные вступительные статьи, Б. Гиленсона, В. Скороденко, А. Чамеева, Н. Эристави). Но до сих пор в работах отечественных и зарубежных ученых практически не затрагивалась специфика функционирования в романах Голдинга ветхозаветных и новозаветных аллюзий и реминисценций, организующих идейно-философский уровень произведений писателя.

Поэтому весьма актуальным представляется анализ таких малоизученных элементов поэтики Голдинга, как библейские образы Бога, Его Сына Иисуса Христа, ветхозаветных и новозаветных святых и противостоящих им дьявола и бесов, нашедших отражение в основных образах романов; мотивы первородного греха и грехопадения, зла, присущего человеку от рождения, искушения, потерянного рая, искупления, раскаяния, жертвенности, воскресения, вечной жизни, творческого созидания, душевного поиска, а также переосмысление автором библейских текстов и особенности использования цитат из религиозных текстов в романах. Данное направление анализа вводит творчество Голдинга в новую систему координат, отличную от предлагавшихся прежде исследователями методов анализа.

Степень разработанности проблемы. Произведения Голдинга породили огромное количество исследований и комментариев не только в английском и американском, но и в отечественном литературоведении. Основной круг проблем был сформулирован еще первыми исследователями творчества Голдинга в конце 50-х - начале 60-х годов, но большинство из них не нашло окончательного решения и по сей день. Ситуация осложняется и тем, что писатель стремился к популяризации собственных идей, неоднократно выступал с лекциями, интервью, выпустил два сборника эссе, посвященных проблемам творчества, которые также получают разную интерпретацию у литературоведов. Более того, общеизвестно, что часто изначальные намерения автора не вполне соответствовали конкретному их воплощению. Это порождало разноголосицу мнений и выводов, которую не устраняло обращение к тексту, так как романы Голдинга перенасыщены аллегориями, символикой, допускают разные трактовки, тем более что авторская позиция в большинстве случаев завуалирована.

В советском литературоведении сложилась своя традиция исследования творчества Голдинга. Такими исследователями, как Г. Анджапаризде, Г. Аникиным, А. Елистратовой, А. Зверевым, В. Ивашевой, Б. Минц, Н. Михальской, В. Скороденко и др. были заложены основы изучения произведений писателя. В их работах было уделено должное внимание философской проблематике творчества писателя, жанровой природе его романов, определению места его творчества в истории английской литературы, были сделаны выводы о своеобразии художественного мира его произведений, о трактовке системы образов в его романах. Необходимо отметить, что по сравнению с зарубежными исследованиями в советской науке идейное содержание книг английского писателя получило более четкую и законченную трактовку, было дано целостное представление о природе его творчества. В последние два десятилетия Голдингу посвящены обзорные статьи (С. Павлычко, В. Скороденко, А. Чамеева), диссертационные исследования (Е. Алеевой, С. Кошелева, Б. Минц, Т. Хитаровой, Ю. Шаниной и др.).

В зарубежном литературоведении в настоящее время принято говорить о нескольких направлениях изучения его наследия, которые можно условно объединить в две группы: работы, затрагивающие философскую проблематику романов, и работы, касающиеся отдельных вопросов поэтики, применяющие различные методологии анализа текста. В первой группе можно выделить несколько подходов: 1) сопоставление с основными доктринами христианства (Д.Андерсон, М.Грин, П.Грин, Ф.Карл, Ф.Кермоуд, Ф.Кернз, Н.Макэван, У. Мюллер, Т. Оттен, Дж. Питер, Э. Смит); 2) рассмотрение произведений как воплощение философии экзистенциализма (Т. Бойл, М. Уолтер); 3) с позиции психоанализа (Ф. Кермоуд, К. Розенфилд).

Во второй группе работ можно говорить о следующих принципах рассмотрения: 1) в русле поэтики мифологизма (статьи Дж. Бейкера, Д. Спенглера, А. Флека); 2) структурализма (Ф. Редпас, В. Тайгер); 3) контекстуального изучения (Дж. Бейли, С. Бойд, Б. Дик, С. Медкалф,

У.Мюллер, К. Неймер, К. Рейн, Л. Ходсон); 4) «имманентного анализа» (Я. Грегор, М. Кинкид-Уикс,) 5) проблемы стиля и символизма (С. Вайнтрауб, Дж. Джиндин, Н. Дикен-Фаллер, Б. Олдси).

В английском и американском литературоведении накоплен некоторый материал по библейской символике романов Голдинга. Но чаще всего новозаветные и ветхозаветные параллели, обнаруженные в том или ином романе, оказывались связанными не с общей проблематикой произведений, а с вопросами об источниках и сюжетостроении произведений писателя. В отечественном литературоведении отдельные вопросы, касающиеся использования библейских параллелей и реминисценций в романах Голдинга, затрагивались весьма поверхностно, так как основные исследования были созданы в советское время, строго ограничивавшее возможности исследования.

Начиная с конца 80-х годов появляются беглые, чаще всего порицающие упоминания о присутствии в творчестве Голдинга библейских мотивов и образов. В постсоветский период религиозно-философский аспект творчества Голдинга также не получил достаточного освещения. Современная наука требует восполнить этот пробел в изучении творчества Голдинга. Исследование библейских мотивов и образов должно быть подчинено центральной проблеме: выяснению идейной и этической сущности романов Голдинга.

Объектом исследования являются тексты, связанные единством содержания и проблематики романов Голдинга «Повелитель мух» (в переводе Е. Суриц) и «Шпиль» (в переводе В. Хинкиса), а также оригинальные тексты на английском языке ("Lord of the Flies", "The Spire").

Предметом исследования стали библейские образы и мотивы романов Голдинга «Повелитель мух» и «Шпиль», рассмотренные в религиозно-философском и культурологическом аспектах. В работе использованы эссе, интервью, комментарии Голдинга (в частности, ранее не привлекавшиеся для анализа), что позволило пристально рассмотреть особенности использования Голдингом библейских параллелей в романах в свете эстетических и философских исканий автора.

Цель работы состоит в исследовании особенностей использования Голдингом библейских образов и мотивов, а также их функционирования и значения в романах «Повелитель мух» и «Шпиль».

Поставленная цель предполагает решение следующих научных задач:

  1. Определить философскую основу романов Голдинга, составляющую своеобразную картину мира писателя, морально-нравственную основу его произведений, объясняющую наличие в них библейских мотивов и образов и особую их авторскую трансформацию.

  2. Определить первоисточники и жанровую специфику романов Голдинга, так как этим обусловлен особый характер библейских образов и мотивов в произведениях писателя.

1 Согласно терминологии Ю. Шаниной.

  1. Определить ведущие ветхозаветные и новозаветные аллюзии, цитаты из Священного Писания, осуществить их анализ, определить функцию и особенности использования автором в романах «Повелитель мух» и «Шпиль».

  2. Рассмотреть нравственно-философское значение библейских образов и мотивов в романах «Повелитель мух» и «Шпиль».

  1. Определить специфику эстетической и философской трансформации библейских мотивов и образов применительно к раннему творчеству Голдинга.

Постановка такого круга задач диктует ограничение исследуемого материала. Работа не ставит целью рассмотрение всего, даже раннего, творчества английского автора. Приоритет отдан произведениям, в которых библейские мотивы и образы играют центральную, структурообразующую роль, входят в число активно действующих и первостепенных в авторской картине мира художественных единиц.

Методология исследования. Работа выполнена в рамках религиозно-философской и культурологической проблематики. Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют труды, посвященные проблемам философии, культурологии, религии и литературоведения (Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Ф. М. Достоевского, А. Меня, А. Сурожского; К. Барта, М. Бубера, П. Крифта, Ф. Шеффера; Д. Сайра, X. Рокмакера; М. М. Бахтина, А.Ф. Лосева); работы, посвященные исследованию творчества Голдинга (Г.Анджапаридзе, Е. Алеевой, Г. Аникина, Н. Владимировой, А. Дружининой, А. Елистратовой, А. Зверева, М. Зинде, В. Ивашевой, С. Кошелева, Б. Минц, Н. Михальской, В. Скороденко, А. Чамеева). В раскрытии темы учтены зарубежные исследования творчества Голдинга (Дж. Бейкера, Я. Грегора, Дж. Джиндина, Б. Дика, М. Кинкид-Уикса, Д. Кромптона, У. Мюллера, В. Тайгер, Е. Эпштейна). В работе используются сравнительно-исторический метод, сравнительно-сопоставительный метод, элементы структурного анализа.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Философские взгляды Голдинга смыкаются более с христианским экзистенциализмом, нежели с атеистической его разновидностью; это обусловливает наличие в произведениях автора многочисленных ветхозаветных и новозаветных аллюзий и реминисценций.

  2. Христианство интересует Уильяма Голдинга исключительно с этической стороны: писатель не ставит целью доказать бытие Божие,— его внимание перемещено на сущность человека, на то, как человек относится к себе подобным и насколько нравственным является это отношение. Библейские мотивы и образы важны для него как многозначный емкий символ, позволяющий создать смысловую полисемию притчи, заставить задуматься, пробудить человечность.

  3. В романах Голдинга обнаруживается библейская бинарная модель мира, в которой в виде центральной антитезы выступает контраст между светом

и тьмой, дьявольским и божественным, бессознательным и разумным, между жизнью и смертью. Это отражает представление Голдинга об идейной насыщенности духовных исканий и проблем современной личности.

  1. В романе «Повелитель мух» олицетворением зла, существующего вне и внутри человека, являются: образ Повелителя мух, дьявола, с которым входит мотив первородного греха; образы Джека, Роджера, «охотников», которые отражают библейский образ антихриста, а также образы служителей сатаны в книге «Откровения Иоанна Богослова».

  2. Как образ «положительно-прекрасного человека» противопоставлен им в романе образ Саймона, заключающего в себе черты библейских образов Иисуса Христа и апостола Петра. С Саймоном в роман входят мотивы Гефсиманских борений, Крестного пути, искупления, жертвенности, жертвенной смерти и воскресения. С Саймоном в романе также связан образ святой горы (Синай, Арарат, Голгофа).

  3. Полем битвы добра и зла в романе является образ Ральфа, который несет в себе черты первого человека, Адама. Вместе с ним в роман входят мотивы потерянного рая, познания добра и зла, искушения, грехопадения, первородного греха, осознания греха и раскаяния.

  4. В образе настоятеля Джослина в романе «Шпиль» отражена двойственная природа человека, с ним возникает в романе тема гордыни как страшного греха, присущего душе человеческой; в процессе становления героя отражены мотивы заблуждения и прозрения.

  5. Библейские образы и мотивы являются опорными точками создания характерной для Голдинга концепции мира и человека «героического и больного», формируют многомерное пространство романов, создают философско-аллегорический план произведений Голдинга, позволяют вписать современный сюжет в историю культуры, соотнести его с ключевыми проблемами бытия человека и мира.

Научная новизна исследования. В данной работе впервые в отечественном и зарубежном литературоведении осуществлен комплексный анализ ветхозаветных и новозаветных образов, мотивов и реминисценций в творчестве Голдинга, а также особенности использования автором библейских цитат в двух самых известных его романах «Повелитель мух» и «Шпиль».

Теоретическая значимость работы. В научный оборот введены и прокомментированы материалы, ранее не публиковавшиеся на русском языке и чрезвычайно существенные для истолкования места религиозной проблематики в английской художественной прозе. Выводы и материалы диссертации открывают пути для дальнейшего плодотворного изучения этической проблематики наследия Голдинга, и в частности более поздних периодов его творчества с характерными для них размышлениями о нравственной ответственности человека.

Практическая значимость работы связана с возможностью использовать полученные результаты для оценки всего творчества Уильяма

Голдинга, что позволило бы восполнить пробел в представлениях о художественном мире писателя в европейском культурологическом контексте.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Выводы и материалы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке курса лекций и семинаров, а также учебно-методических пособий по истории английской литературы второй половины XX века, они также могут послужить основой методики исследования наследия Уильяма Голдинга. Отдельные положения могут быть использованы при последующих изданиях произведений писателя, составления комментариев, вступительных статей.

Апробация работы. Материалы исследования отражены в докладах на межвузовских научных конференциях в РГПУ им. А.И. Герцена (2007, 2008). По результатам исследования опубликовано 5 работ. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры зарубежной литературы РГПУ им. А.И. Герцена в 2008 году.

Объем и структура диссертации. Диссертационное исследование изложено на 228 страницах и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 235 наименований (из них 69 на иностранных языках), примечаний.

Во введении определяются объект и предмет исследования, обосновывается актуальность и научная новизна работы, указывается степень разработанности проблемы, определяются цель и задачи, указываются методы исследования и положения, выносимые на защиту, отмечаются теоретическая значимость работы и возможности применения ее результатов, осуществляется обзор научных трудов, посвященных творчеству Уильяма Голдинга, указывается степень разработанности проблемы в отечественном и зарубежном литературоведении.

Похожие диссертации на Библейские мотивы и образы в романах У. Голдинга "Повелитель мух" и "Шпиль"