Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Человек и история в романах Грэма Свифта : "Водоземье", "Отныне и навсегда", "Последние распоряжения" Стринюк Светлана Александровна

Человек и история в романах Грэма Свифта :
<
Человек и история в романах Грэма Свифта : Человек и история в романах Грэма Свифта : Человек и история в романах Грэма Свифта : Человек и история в романах Грэма Свифта : Человек и история в романах Грэма Свифта : Человек и история в романах Грэма Свифта : Человек и история в романах Грэма Свифта : Человек и история в романах Грэма Свифта : Человек и история в романах Грэма Свифта : Человек и история в романах Грэма Свифта : Человек и история в романах Грэма Свифта : Человек и история в романах Грэма Свифта :
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Стринюк Светлана Александровна. Человек и история в романах Грэма Свифта : "Водоземье", "Отныне и навсегда", "Последние распоряжения" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03.- Пермь, 2003.- 165 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-10/947-1

Содержание к диссертации

Введение 3

Глава I Философские и исторические концепции романов Г.Свифта 12

Глава II Субъективная проза Г.Свифта: Проблемы героя и 54

концепция личности

Глава III Жанровое своеобразие романов Г.Свифта 101

Заключение 147

Библиографический список 152

Введение к работе

Имя писателя Грэма Свифта (родЛ949) уже известно русскому читателю: на русский язык переведены несколько его рассказов, романы «Waterlaiui» (1983) («Водоземье», пер. В.Ю.Михайлина, 1999) и «Last Orders» (1996) («Последние распоряжения», пер. В.Бабкова, 1998). Его творчество оценено престижными премиями и наградами. Романы Свифт весьма типичны для современной английской литературы, поскольку в них заострены проблемы истории и времени, человека и осмысления им себя в исторической перспекгиве.

Во второй половине XX в. английская литература оказалась на переломном этапе: серьезные изменения в общестаенной и политической жизни Британии (распад Империи и утрата статуса великой державы), катастрофические последствия двух мировых войн заставили общественное сознание вырабатывать новые ценностные ориенгиры, одновременно пересматривая свое отношение к прошлому. Устойчивую тенденцию историзации прозы конца XX в., вызванную, по остроумному определению датского писателя, критика и переводчика Х.Бяльке, синдромом «Fin de sificle», отмечают многие критики. На наш взгляд, она проявляется в насущной потребности осмыслить накопившийся сложный опыт, выйти на метафизический уровень обобщения исторического опыта, определить вектор дальнейшего движения человека.

Литература конца XX в. оказалась в эпицентре эпистемологического кризиса, возникшего в 70-е гг. в исторической науке и спровоцированного недоверием к традиционным способам получения исторического знания. Тотальный скептицизм по отношению к историографическим источникам серьезным образом отразился на литературе, что выразилось в появлении изрядного количества произведений, проблематика которых отвечает злободневным вопросам достоверности исторического знания. Вопросы ценности познания и сомнения в гуманности Homo sapience, его способности мыслить аналитически и извлекать уроки из историче-

4 ского опыта художественно по-разному поднимаются в романах П.Акройда, А.СБайетг, С.Рушди и других английских писателей.

Антропология XX в. утвердила господство тех либеральных идей, которые акцентируют безусловную важность человеческой индивидуальности, что подняло ценность человеческой жизни до не виданных ранее высот. С другой стороны, в XX в. начинается активное исследование повседневности как научной философской проблемы. Все эти факторы наравне с другими объективными процессами, происходящими в собственно литературном развитии, приводят к тому, что персональная человеческая история мифологизируется, оттесняя всеобщую историю на второй план и приобретая гипертрофированно ценностный характер, а исследование личности в различных ее аспектах и проявлениях (и прежде всего в лингеисти-ко-философском и историческом) в английском романе 80-90-х гг. XX в. выходит на первый план.

Актуальность данного исследования обусловлена насущной потребностью проследить, каким образом типичный для периода интерес к истории как способу существования человека воплощен в конкретном художественном произведении. В связи с этим особое значение приобретает изучение творчества Г.Свифта, чьи романы как нельзя лучше иллюстрируют тенденцию современной английской прозы к «дегероизации» истории, ее переход в «частную собственность», что выражается в изменении статуса «приватной» истории, ином соотношении частной и общей истории. Общественная история перемещается на «задний план» и становится фоном для персональной истории человека, которая является предметом литературного изображения и приобретает неизмеримо больший вес, практически не обусловливаясь при этом историей всеобщей.

В романах этого периода с особой остротой поставлены животрепещущие вопросы нынешнего этапа развития человечества и, пожалуй, главный: что мы знаем о себе и каким образом мы получаем это знание. Эти проблемы в полной мере отражены в творчестве Г.Свифта.

Вместе с тем произошедшие перемены затронули и форму художественного произведения. Специфическое содержание романов Свифта делает актуальным изучение способов его воплошения в конкретном художественном произведении. «Историзация» прозы 80-90-х гг. ставит вопросы о жанровой природе романов «об истории»; к примеру, требуют ответов вопросы взаимодействия «историзированной» прозы с жанром исторического романа. В нашем исследовании мы обращаемся не только к классическому определению жанра исторического романа, данному отечественными и зарубежными учеными, но и к получившей широкое распроспранение концепции «историографической метапрозы» Л.Хатчеон, обозначившей этим термином произведения, ставящие во главу угла проблему истории как способа существования человека, времени, путей исторического движения; выясняем, насколько эффективно предложенная концепция отражает художественную специфику романов Свифта.

Цель диссертационного исследования - выявление художественного своеобразия романного творчества Г.Свифта, меры влияния современных исторических и историографических концепций на творчество Свифта, особенностей его философского мышления. Особый интерес представляет изучение жанровой природы романов Свифта и их ноэтологических особенностей. Не претендуя на полное и всестороннее решение теоретической проблемы жанра «историзированной» прозы, своей целью мы ставим исследование ее основных свойств на примере прозы Свифта.

Для достижения цели диссертационного исследования необходимо решить следующие задачи диссертациоииого исследования: исследовать особенности субъекгивизации прозы Свифта, в частности выявить концепцию личности в романах Г.Свифта, специфику категории характера, тип повествователя в его произведениях; выделить историософские концепции XX в„ отразившиеся на творчестве Г.Свифта; исследовать метаисторическую и метафизическую составляющую его романов; исследовать способы художественного воплощения философских и историографических идей в произведениях Свифта; рассмотреть вопросы жанровой специфики и полемики с жанровой традицией в творчестве Свифта и определить жанровую принадлежность его романов;

Научная новизна настоящего исследования определяется тем, что в нем, по сути дела, впервые в отечественном литературоведении предпринимается попытка освещения творчества одного из самых интересных английских прозаиков последней трети XX столетия - Грэма Свифта - преимущественно в жанрологическом аспекте. В русском литературоведении значительные эстетические достижения и художественные поиски английских писателей последних десятилетий ушедшего столетия неполно отражены в силу некоторых объективных причин: отсутствия временной дистанции, которая затрудняет объективность оценок художественных произведений (вместе с тем непосредственная причастность к историко-культурному контексту писателя дает известные преимущества), недостаточной активности российских переводчиков и издателей, являющейся серьезным препятствием на пути осмысления романного творчества современных английских писателей.

Теоретико-методологической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных литературоведов по теории и истории романа (М.М.Бахтина, В.В.Кожинова, Г.ДГачева, Д.В.Загонского, НЛЛейдермана, Н.СЛейтес, М.Б.Храпченко, Л.Хатчеон, МБрэдбери, АГазиорека и др.); исследуя романное творчество Г.Свифта, автор опирается на принципы историко-литературного анализа и труды В.В.Веселовского, В.М.Жирмунского, Е.М.Мелетинского, И.Г.Неупокоевой и других ученых., труды по психологии искусства (Л.СВыготского), исследования по истории английской литературы.

Освещенность в литературоведении Коллективные монографии [4] обращаются к исследованию романов конца 80-х гг. XX столетия, при этом литературный процесс двух последних десятилетий ушедшего века остается «белым пятном»

7 на карте литературной Британии. Творчество Г.Свифта в отечественном литературоведении не получило полного освещения; вместе с тем, в диссертационных исследованиях ВВ.Струкова [124] и Ю.В.Дворко [39] предприняты попытки вписать творчество Свифта в контекст современной английской литературы, прежде всего с точки зрения поднятых в романах историографических проблем. В.В.Ивашева в последней книге о литературе Великобритании и английских писателях пишет о том, что роман Свифта «Водоземье» по праву может считаться одним из наиболее интересных современных английских романов о современности [58].

Романы Свифта привлекают внимание критиков, и появляющиеся материалы в периодических изданиях - хорошее тому подтверждение. В статье ИЛоповой «Земноводный Грэм Свифт» (Независимая газета. 1999. 23 дек.) отмечается пристрастие Свифт к истории, к «вечным» философским вопросам; Д.Ольшанский в статье «Смешные, некрасивые и пьющие» (Независимая газета. 2001. 5 янв.) обращает внимание на необычайную лаконичность и легкость стиля Свифта.

К.Хьюитт в статье «О Грэме Свифте: современный английский романист. Семьи, наваждения и «Последние распоряжения» (Иностранная литература. 1998. №1) пишет о том, что Свифт вглядывается в человека и его сознание, а интеллектуально насыщенная проза отражает ход напряженной мысли писателя, его стремление расрыть с разных сторон отношения внутри семьи. Не меньшее внимание уделяется автором разрешению экзистенциальных вопросов жизни и смерти. Но, как верно отмечается исследователем в небольшом обзоре, посвященном современной британской литературе и культуре, для Свифта характерно углубленное исследование личности в исторической перспективе и особый угол зрения на историческую проблематику, который во всех романах Свифта обусловливает критическое отношение героев к прошлому, их стремление переосмыслить исторический опыт. В частности, о романе «Водоземье» К.Хьюитт пишет; «История начинается с вопроса «Почему?», когда все идет не так, как надо. Это процесс непрерывных попыток ответить на вопросы» (149; 164).

В статье этого же автора «Новая английская историческая беллетристика спрашивает: «Почему?» отмечается, что Свифт является одним из наиболее интересных британских прозаиков 80-90-х гг. XX в, не столько обращающихся к исторической проблематике, сколько использующих возможность критического осмысления прошлого через призму настоящего [148].

Большая часть критических заметок о творчестве Г.Свифта акцентирует внимание на тематическом аспекте его творчества и стремится определить место Свифта на литературной сцене современной Британии. Так, Э.Сандерс [206], не вдаваясь в подфобности, выделяет в современной английской литературе четыре основные тенденции: развитие давно утвердившейся готической традиции, новый виток феминизма, новые вариации исторического романа и поиск новой идентичности. Она говорит также о том, что приход в английскую литературу большого числа авторов - выходцев из различных частей бывшей Британской Империи, -тоже весьма любопытный знак литературной эпохи. Г.Свифт по этой классификации с обязательностью попадает в рубрику «разновидности исторической прозы». Как справедливо замечает Э.Сандерс, в его романах превалирует частная, точнее семейная история, а намеренный выбор событий в разных временных пластах в их особой соотнесенности рождает ощущение течения жизни, сходное с медленным течением реки.

Мельком упоминается роман Свифта «Водоземье» в обзоре Р.Стивенсона [210], в котором делается акцент на форму романа как урока географии и истории. К.Калил и К.Толбин [J66], рассуждая о романе «Последние распоряжения», отмечают виртуозную повествовательную технику Свифта и сравнивают четырех друзей с паломниками Чосера, а их характеры - с забытыми средневековыми фресками в старой английской церкви. Нельзя не согласиться с мнением авторов о том, что это роман о любви, терпении, о тех значительных событиях, которые остаются в закоулках человеческой памяти и составляют человеческую историю.

Более серьезное внимание творчеству Свифта уделяется в статье ДЛ.Хигдона, посвященной анализу образа повествователя в романах Свифта и

9 С.Рушди [186J. Исследователь видит в произведениях этих авторов много общего, в частности, наличие особого типа повествователя reluctant narrator {«ленивый повествователь»), «парализованное сознание», человека, испытавшего нравственные потрясения настолько сильные, что он может рассказать о них только через некие символы, как бы надевая защитную маску. Справедливо положение автора о приверженности обоих писателей жанру психологического романа, в котором повествование от первого лица максимально отвечает намерению автора обратиться к внутреннему миру героя.

Литературюведы практически единодушны во мнении, что прозу Свифта отличает внимание к серьезным философским проблемам. Неоднократно отмечается, что это внимание влечет за собой соответствующие последствия и в выборе темы, и в системе характеров, и в манере письма. Так, Д.Л.Хигдон, в противовес мнению К.Калил и К.Толбина, считает героев в романе Сви4гга «Последние распоряжения» однотипными, а идею - преобладающей над психологической достоверностью и индивидуальностью образа человека.

Л.Хатчеон предлагает использовать термин «историографическая метапро-за» для обозначения произведений, обращающихся к историографической тематике, ставящих под вопрос доверие к историческому знанию. Как и Л.Хатчеон [189], в своем авторитетном и влиятельном исследовании «поэтологии» постмодернизма указывавшая на близость вопросов, поднимаемых современной историографией и литературой, МБрэдбери [163] также отмечает смещение интересов большого числа английских романистов в сторону историографии начиная с 60-х гг. XX в. Критик акцентирует внимание на философском осмыслении Свифтом истории, ее неровном, «петлеобразном» движении, столкновении частной и всеобщей истории. Вместе с тем по меньшей мере странным выглядит предположение автора о близости произведений Свифта к ((региональным романам»: МБрэдбери считает, что в связи с активизацией деягельности «зеленых» можно говорить о всплеске «регионального» романа.

Большой интерес представляет собой монография А.Газиорека [180], в которой исследуется влияние концепций английского историка и философа Т.Карлейля (T.Carlyle) на историческую концепцию романа «Водоземье». Спорным представляется предположение автора о том, что концепции истории Карлеиля и учителя Тома Крика совпадают. Безусловно, следует принять во внимание, что размышления литературного героя - это не единственный источник, по которому можно судить о взглядах автора на вопросы философского смысла исторического процесса. Необходимо также принимать во внимание, что литературное произведение функционирует по иным, отличным от историко-философского трактата законам и не меньший интерес представляет изучение структуры художественного произведения, в котором на особом (художественном) уровне могут быть воплощены идеи автора о времени и человеке. К примеру, композиция романов Свифта, их сложная пространственно-временная структура, идеологизированный конфликт, противостояние героев - антагонистов и т.д.

Практическая ценность. Результаты исследования могут быть использованы при чтении вузовских и школьных курсов по истории английской литературы, специальных курсов по современной английской литературе, при разработке проблем теории романа и истории английской литературы.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 218 наименований на русском, английском, французском, немецком языках.

Похожие диссертации на Человек и история в романах Грэма Свифта : "Водоземье", "Отныне и навсегда", "Последние распоряжения"