Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Цикл "Серапионовы братья" - новый этап в творчестве Э.Т.А. Гофмана Крысанова, Маргарита Валерьевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Крысанова, Маргарита Валерьевна. Цикл "Серапионовы братья" - новый этап в творчестве Э.Т.А. Гофмана : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Крысанова Маргарита Валерьевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Филол. фак.].- Москва, 2012.- 159 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/817

Введение к работе

Александр Васильевич

«Серапионовы братья» Э.Т.А.Гофмана - произведение, представляющее цикл с рамочной конструкцией; оно предполагает рассмотрение с учетом жанровой специфики и традиции.

Под циклом понимается «группа произведений, сознательно объединенных автором по жанровому, идейно-тематическому принципу или общности персонажей, а чаще всего - по нескольким принципам»1. В рассматриваемом случае очевидно, что существует гораздо более важный связующий фактор - рамочное повествование. Помимо предисловия автора, цикл Гофмана объединяет определенная ситуация - встречи дружеского кружка, во время которых рассказываются и обсуждаются разные истории. В цикле с рамочным повествованием отдельные вставные произведения являются частью бесед рамочного кружка; они предстают репликами в разговорах героев, и каждое из них обогащает содержание всех остальных.

По определению Р.Фигута, «единица, понимаемая в рамках фикции как нечто онтологически определенное, в цикле превращается в сеть ассоциативных соотношений, причем соотношений не между частями и их целым, но между отдельными небольшими единицами и каким-то возникающим на их основе постоянно новым мерцающим большим целым»2 . Эта сеть «перекрестных ссылок» вставных произведений усиливается за счет содержания рамочных бесед, открывающих возможность различного восприятия только что рассказанного. Таким образом, смысл цикла в целом всегда шире смысла его отдельных составных частей.

1 Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М.Кожевникова и П.А.Николаева. - М, 1987. С. 492.

2 Фигут Р. Лирический цикл как предмет исторического и сравнительного изучения. Проблемы теории. //
Европейский лирический цикл: Историческое и сравнительное изучение : материалы Междунар. науч. конф.-М.,
2003. С. 11.

Организация новелл в единое произведение позволяет автору не только установить связь между ними, но и по-особому построить диалог с читателем. Действительно, в цикле, где отсутствует рамка, порядок чтения произведений определяет автор, в рамочном же, помимо этого, читателю прямо предлагается трактовка прочитанного. Таким образом, авторское видение собственного произведения, всегда имплицитно включенное в текст, в цикле подобного рода может быть выражено и эксплицитно.

Рамочный цикл имеет давнюю традицию, и многие его образцы несомненно были известны Гофману. «1001 ночь», «Декамерон» Боккаччо, «Фантазус» Тика - произведения, упоминаемые в цикле. Многие элементы заимствованы Гофманом из более ранних образцов жанра; например, существующие в кружке правила напоминают о повторяющейся структуре дня в «Декамероне», а требования к вставным новеллам, касающиеся не тематической, а эстетической стороны, - о цикле Гете «Беседы немецких беженцев».

Предметом диссертационного исследования является цикл Гофмана «Серапионовы братья». Рассмотрение этого произведения предполагает обращение к двум более ранним циклам, принадлежащим немецким романтикам, - «Зимнему саду» Арнима и «Фантазусу» Тика. Это позволяет выявить характерные особенности именно романтического видения жанра и охарактеризовать складывающуюся традицию романтического рамочного цикла, которую продолжил Гофман. При анализе «Серапионовых братьев» привлекаются другие произведения писателя, прежде всего очерк «Жак Калло», открывающий первый цикл Гофмана - «Фантазии в манере Калло», и рассказ «Угловое окно», так как эти два произведения считаются эстетическими манифестами писателя в начале и в конце его творческого пути..

Цель данной диссертации - проанализировать цикл «Серапионовы братья» в его целостности. Задачи работы вытекают из цели:

1. Рассмотреть рамочный цикл Гофмана на фоне доромантической

традиции, выявить в нем заимствованное и оригинальное.

  1. Более подробно остановиться на немецких рамочных циклах, появившихся в начале XIX века; выяснить правомерность представления о романтическом рамочном цикле и о присущих ему конкретных особенностях.

  2. Осмыслить роль рамочного повествования и определить художественное своебразие «рамки» в «Серапионовых братьях».

  3. Проанализировать тематическое наполнение вставных новелл цикла Гофмана, выделить основные темы цикла и варианты их развития.

  4. Определить место «Серапионовых братьев» как принципиально новый этап в творчестве Гофмана.

Решение поставленных задач предполагает совмещение синхронного и диахронного подхода к тексту писателя, а также развернутое сопостоставление гофмановского цикла с более ранними образцами жанра в Германии («Зимний сад» Арнима, «Фантазус» Тика).

Актуальность исследования вызвана необходимостью дополнить представление о жанровой специфике романтического рамочного цикла, о значении рамочной конструкции и ее взаимосвязи со вставными новеллами. При этом мы опираемся на работы отечественных (Ф.П.Федоров, Д.Л.Чавчанидзе, В.И.Грешных и др.) и зарубежных (Л.Пикулик, И.Винтер, А.Бек, В.Циглер, Х.Браун, С.Бергстрем и др.) исследователей.

Новизна работы состоит в том, что при усилившемся в последние десятилетия интереса зарубежной науки к циклу, в отечественном литературоведении пока не появились работы, посвященные циклу Гофмана как целостному произведению. Еще одно обращение к нему может восполнить некоторые пробелы в научном обзоре творчества писателя-романтика.

Научная значимость работы состоит в том, что «Серапионовы братья» в ней исследованы с учетом специфики конструкции «рамочного» жанра, выявлены элементы, традиционные для европейского цикла, и черты, привнесенные в структуру жанра Гофманом.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре истории зарубежной литературы филологического факультета

Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. Материалы исследования были представлены в виде докладов на международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (2008, 2009 г.) и в статьях автора.

Структура работа обусловлена поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертации на Цикл "Серапионовы братья" - новый этап в творчестве Э.Т.А. Гофмана