Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепция историзма в творчестве Сотима Улугзода Бакоева, Сайрам Абдусатторовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бакоева, Сайрам Абдусатторовна. Концепция историзма в творчестве Сотима Улугзода : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Бакоева Сайрам Абдусатторовна; [Место защиты: Ин-т яз. и лит. им. Рудаки. АН Респ. Таджикистан].- Душанбе, 2011.- 156 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/232

Введение к работе

Актуальность темы. Проблема связи истории с жизнью человека и общества с древних времен сближает понятия история и литература, в силу чего проницательные особы, сопоставляя историю с литературой, порой приравнивали их к одному виду. Еще Аристотель, утверждая,, что поэзия философичнее истории, истинное их различие объяснял присутствием предполагаемости в поэзии, и ее отсутствием в истории. Такая позиция Аристотеля основывалась на том, что искусство имеет дело с созиданием, в то время, как уделом исторической науки является выявление сути посредством подлинности происхождения и соответствия критериям. Поскольку история не соприкасается с созиданием, греческий ученый не признает ее как искусство. Исходя из этого постулата, Аристотель, ставит выше созданные поэтами Греции на основе вымышленных, но предопределенных историей трагедии и считает их гораздо философичнее тех, что были написаны на основе исторических фактов,-истории династий и жизнеописаний богатырей древности (1,28).

Связь таджикской литературы с историей имеет тысячелетние корни и «Шахнаме» Фирдоуси служит ярчайшим образцом поэтического и научного контакта с историей и древней мифологией.

Размышляя относительно контактов Сотима Улугзода с историей, можно констатировать, что его творческий опыт в этом плане уникален. Говоря иначе, история сделала Улугзода писателем и Улугзода, в свою очередь, сотворил из истории литературу. На самом деле, никто из современных таджикских писателей не проявлял такого пристального и целенаправленного внимания на исторический аспект тематики литературы, как это сделал Улугзаде. Основной стержень размышлений писателя вращается вокруг исторической судьбы таджикского народа, его культуры и ее составляющих. Для писателя обращение к исторической судьбе таджикского народа и доблестным деяниям его славных сынов, прежде всего, продиктовано страстным желанием извлечь уроки истории выявить и анализировать причины падений и взлетов народа

Процесс подъема национального самосознания обусловил формирование, в мыслях и чувствах писателя особого, чаще волнительного вида связи с прошлым. Для писателя познание прошлого является выявлением обстоятельства времени и, более того, окном, позволяющим взглянуть на перспективу грядущего. По этой причине, историзм, являясь одним из важных особенностей творчества Сотима Улугзода, в какой-то степени определяет индивидуальные черты его творчества.

З .-.:- .>

Историзм в творчестве Улугзода имеет и другие грани, всестороннее исследование которых может способствовать выявлению нравственных и, художественных ценностей новой таджикской литературы. Этот вопрос имеет отношение не только непосредственно к творческой личности писателя, но также связан с перспективой восприятия проблем национальной литературы, роста самосознания и самопознания народа.

Сотим Улугзода своими историческими произведениями не только способствовал началу новых процессов историко-художественного видения в современной таджикской литературе, но также внес в национальную литературу мощную струю, воплощающую национальные чаяния и исторические интересы. Исходя из этого исследование жизни и творчества писателя во взаимосвязи с историческим видением темы обретает важное значение в раскрытии его творческой индивидуальности.

Этим и объясняется актуальность избранной для диссертационного исследования темы.

Степень изученности темы. До настоящего времени осуществлены отдельные исследовательские работы относительно некоторьіх сторон жизни и творчества Сотима Улугзода, однако проблема историзма его творчества не являлась 'предметом специального изучения.

Относительно исследования жизни и творчества Улугзода стоит заметить, что ; впервые внимание к его писательской деятельности было проявлено самим Садриддином Айни, после того как он перевел произведение русского писателя М.А. Алексеева «Сам и Дик» (42,9-10). В пятидесятые годы прошлого столетия жизнь и творчество писателя в большей степени привлекает внимание исследователей, появляется ряд научных работ, среди которых особое место занимает исследование Ларисы Де-мидчик. В своей работе она впервые прослеживает процесс формирования таджикской драматургии и подвергает анализу первые драмы писателя. В данном исследовании сделана первая попытка суммировать наблюдения относительно истоков историзма в интеллектуальном мышлении С.Улугзода (7,29). В это же время были опубликованы статьи Дж.Икрами «Наш Сотим Улугзода» и И.Брагинского «Взгляд на развитие таджикской советской литературы»(5,20), в которых речь идет о некоторых особенностях мастерства писателя, в том числе о его повышенном интересе к истории. Позже были изданы статьи С.Табарова, ММуладжанова, ШХусейнзаде и М.Турсунзаде в некоторых из которых наблюдаются отдельные высказывания относительно исторического видения широкомасштабной писателя.

Первой исследовательской работой, в которой проведен широкомасштабный анализ особенностей творчества С.Улугзода является «Очерк истории таджикской советской литературы». Авторы настоящего

исследования, наряду с другими проблемами таджикской литературы, рассматривают также и повышенное внимание писателей, в том числе С.Улугзода, к истории в процессе отображения идей патриотиз-ма(17,380), Литературовед М.С.Левшина в своей монографии также дает общее описание этого вопроса(13,37). Затем, накануне 50-летия писателя, была издана монография М. Шукурова «Сотим Улугзода», в которой автор наряду с суждениями о пройденном писателем жизненном пути, этапах развития его творчества, высказал некоторые свои соображения касательно исторического видения Сотима Улугзода и своеобразия его драматических произведений на историческую тему. Исследователь объясняет повышенный интерес и тяготение С.Улугзаде к историзму и достоверности изображения событий как тенденцию формирования реалистической направленности в его творчестве (29,7-9).

Следующая работа, в которой представлен более полный и глубо
кий анализ жизни и творчества С.Улугзода, является монография К.
Юсуфова «Сотам Улугзода и его автобиографическая повесть «Утро на
шей юности». В главе «Жизнь и творческая деятельность Сотима Улугзо
да» этот ученый впервые в таджикском литературоведении подробно ана
лизирует сценические и кинематографические произведения писателя,
подчеркивает, что «Сотим Улугзода, всецело погрузившись в изучение
историко-литературных источников ІХ-Х вв., собрал обширнейший мате
риал о жизни и творчестве Ибн Сины (Авиценны)» (32). Далее, рассмат
ривая киносценарии «Ибн Сино» (в соавторстве с В.Витковичем), «Судь
ба поэта» и драму «Рудаки», исследователь называет драму «Рудаки»
первым образцом историко-биографического жанра в таджикской драма
тургии. Основную причину успеха этой драмы исследователь видит в
правильном использовании «историко-литературных источников и ос
тавшегося литературного наследия поэта» (32,35). ,

В конце шестидесятых годов, по причине эмиграции сына писателя Азиза из страны Советов, творения писателя были преданы забвению. Только после преодоления политических барьеров, в начале семидесятых годов, внимание исследователей вновь было обращено к его жизни и творчеству. Результатом возвращения интереса к творениям этого замечательного таджикского писателя стала публикация ряда статей и научных исследований, среди которых следует особо выделить работы М.Шукурова(29), Х.Отахоновой (17;18), Х.Шарифова (27;28), М.Раджаби (20), АЛабави (20:21:22) Дж.Бакозаде(4), Л.Н. Демидчик (9; 10;'ll;12;13) идр.;

В .исследованиях. МІНукурова, Л.Н. Демидчик, Х.Шарифова, Р.Мусу льманиёна, АЛабави, Х.Асозода и др. впервые в таджикском литературоведении предметом обстоятельного анализа становится выявле-

,5

ниє особенностей и роли историзма в усилении национального духа произведений писателя.

Изучение работ, посвященных жизни и творчеству С.Улугзода в интересующем нас аспекте, позволяет придти к выводу, что, за исключением отдельных высказываний в статьях МШакури (МШукурова), Х.Шарифова и А.Набави, касательно исторической и национальной окраски произведений писателя иных, заслуживающих внимания выводов, не наблюдаются.

Цель її задачи исследования^. Основной целью диссертации является монографическое исследование историзма в творчестве писателя и определение его места в таджикской исторической драме, кинодраматургии и прозе. Для достижения указанной цели предпринята попытка решения следующих задач:

выявить истоки и этапы становления исторического видения писателя. Исследуя этот вопрос во взаимосвязи с историей жизни писателя и процессом восприятия истории, вьїявить роль художественного перевода в формировании концепции историзма в творчестве писателя;

дать характеристику этапов и особенностей формирования и развития историзма в его произведениях;

-выявить роль исторического документа и художественного вымысла, их взаимовлияния и соотношения в художественном творчестве;

выявить тенденции и особенности изображения истории на примере прозаических(«Согдийская легенда», «Смерть Хафиза», «Восеъ» и «Фирдуси»), драматических («Рудаки», «Молодость Авиценны», «Ученый Адхам») и кинодраматургических («Судьба поэта» и «Ибн Сино») произведений;

рассматривая историзм изображения как импульс исторического самосознания, дать оценку места и роли исторических личностей в формировании концепции художественного восприятия писателя.

Методология исследования. Научно-исторический и историко-литературный анализ, определяя вектор направления исследования, опирается на достижения таких известных теоретиков и исследователей литературы, как Подкорытов Г.А., Бурсов Б.И., Лотман Ю.М., Бахтин ММ,, Лосев А.Ф., Томашевский Б.В., Лихачев Д.С., Шакури М., Табаров С, Шарифов X., Атахонова X., А. Муллоев, Набави, Асоев X. и др.

Научная новизна работы определяется тем, что в ней впервые в монографическом плане, судьба писателя рассматривается во взаимосвязи с проблемой художественного восприятия истории, способ исторического изображения характеризуется как литературное явление и способ формулирования идейно-художественных задач.

Научно-практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы при написании истории таджикской литературы, истории таджикской критики и литературоведения, при подготовке монографических исследований по творчеству Сотима Улугзода, а также в качестве теоретического материала при создании новейшей истории таджикской литературы.

Основные источники исследования. В процессе исследования в качестве основного материала служили художественные, научные и автобиографические произведения писателя. Также, по мере возможности, мы использовали все имеющиеся в нашем распоряжении работы о его жизни и творчестве. Не остались за пределами нашего внимания и различные источники теоретического характера, изданные в разные времена, сопоставительный анализ которых позволил нам придти к ряду самостоятельных выводов.

Апробация работьг Диссертация обсуждена на заседании отдела таджикской литературы (11 сентября 2010 г; протокол № 15) Института языка и литературы им Рудаки Академии наук Республики Таджикистан и рекомендована к защите. Основные положеншг диссертации отражены в статьях, список которых приводится в конце автореферата.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Концепция историзма в творчестве Сотима Улугзода