Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепция идеальной личности в творчестве Д. Беньяна Боброва Наталья Владимировна

Концепция идеальной личности в творчестве Д. Беньяна
<
Концепция идеальной личности в творчестве Д. Беньяна Концепция идеальной личности в творчестве Д. Беньяна Концепция идеальной личности в творчестве Д. Беньяна Концепция идеальной личности в творчестве Д. Беньяна Концепция идеальной личности в творчестве Д. Беньяна Концепция идеальной личности в творчестве Д. Беньяна Концепция идеальной личности в творчестве Д. Беньяна Концепция идеальной личности в творчестве Д. Беньяна Концепция идеальной личности в творчестве Д. Беньяна
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Боброва Наталья Владимировна. Концепция идеальной личности в творчестве Д. Беньяна : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 : Магнитогорск, 2005 201 c. РГБ ОД, 61:05-10/791

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Религиозное обращение человека в духовной авто биографии Джона Беньяна 19

1.1. Представление о человеке в философии и литературе XVII века 19

1.2. Философско-эстетические взгляды Д. Беньяна 50

1.3. Внутренний мир человека в духовной автобиографии Д. Беньяна 72

Глава II. Концепция личности в творчестве Д. Беньяна 93

2.1. Концепция мира и человека в аллегорической повести Д. Беньяна «Путь паломника» 93

2.2.Семья, общество и религия в повести Д. Беньяна «Жизнь и смерть мистера Бэдмена» 129

2.3.«Священная война» Д. Беньяна - выражение нового отношения к человеку 156

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 176

БИБЛИОГРАФИЯ 185

Введение к работе

Литература XVII века является важным этапом в истории мировой литературы, что связано со становлением новых взглядов на мир и место в нем человека. Переосмысление сущности человеческого бытия требовало рассмотрения влияния на него общественных законов, моральных принципов и религиозных идей. Именно это и отражалось в творчестве писателей XVII столетия, среди которых достойное место занимает Джон Беньян (John Bunyan, 1628 - 1688). Идеи, высказанные в его произведениях, остаются актуальными до сегодняшнего дня, о чем свидетельствует изданный в 2001 году в России перевод знаменитого произведения писателя «Путь паломника» [7]. Интерес читателей и литературоведов к наследию английского писателя вполне оправдан, так эпоха, в которую жил и творил Беньян, лишь с недавнего времени выделяется исследователями в самостоятельный этап литературного процесса, что, в свою очередь, требует подробного изучения творчества писателей XVII столетия.

Острый интерес к проблеме нравственности в ее религиозной трактовке был характерен для Д. Мильтона, Д. Донна, нидерландцев Й. ван ден Вондела и Г. Гроция. Настойчивые попытки мыслителей исследовать данную проблему объяснялись переломным характером эпохи, в которую начинала формироваться новая общественная мораль. Она не отвечала тем идеалам, чье торжество предрекали художники Ренессанса. Это побуждало стремление искать объяснение политическим и правовым преобразованиям в области религии.

Среди названных авторов Д. Беньян выделяется особо, что обусловлено его взглядами на мораль, общество и, в первую

очередь, на человека. В своем творчестве он рисует образ личности, ищущей истину и обретающей ее в Боге.

Беньян, безусловно, не является первооткрывателем в творческом освоении человека, который всегда привлекал внимание мыслителей разных эпох. При этом главным аспектом такого глобального антропологического исследования является выявление смысла жизни человека, а значит, всего человечества в целом. Писатели, начиная с античности, с одной стороны, стремились определить связь человека с миром, а с другой стороны -показать процесс осознания ею своей индивидуальности. При этом каждая эпоха фиксирует свой идеал личности, определяет те характеристики человека, которые совершенны и к которым следует стремиться.

Так, в период античности, выделившей понятие «личность», индивид сталкивается с родом и отделяется от него. Человек, осознавая себя личностью, стремится отстоять свою самостоятельность, но это заставляет его действовать, нарушая «человеческий закон», и именно противоречие индивидуальной свободы и нравственности является ключевым в античной трагедии (Эсхил, Еврипид, Софокл)[73;96]. Идеальная личность должна в итоге признать власть нравственного закона и выработать в себе определенную систему принципов, которая направлена на созидание, а не на разрушение собственной структуры.

Переход от античности к средневековью занимает, согласно точке зрения В. А. Лукова [62;59], четыре столетия (III-VI вв.). В этот период в трактатах Тертуллиана («Против гностика Гер-могена», «О теле Христовом»), Августина Блаженного («О граде Божьем», «О бессмертии души», «Об истинной религии») появляется идея противоположности творца и тварной природы че-

ловека. Бог занимает высшую ступень в структуре мироздания, а человек должен полностью подчиниться его воле, избавившись от бремени земного (тела), и воспарить к небесам. В силу влияния христианской идеологии, личность утрачивала самостоятельность, ее деятельность регламентировалась рамками сословных и теологических предписаний. Однако именно в недрах средневековой культуры начинается формирование о человеке как неповторимой личности и активном субъекте действия. Этот процесс наблюдается в лирике и в духовной литературе («Исповеди» Августина Блаженного (IV век) [73; 103]. Таким образом, к V веку складывается представление об идеальном человеке -добропорядочном христианине, который соблюдает божественные законы, представленные в Евангелии, проявляет «деятель-, ную любовь к людям», трудится во имя Бога.

В эпоху Возрождения (XIV - XVI века) в философии, в работах Пико делла Мирандолы, М. Монтеня, Эразма Роттердамского, Н. Макиавелли активно развивается мысль о том, что человек способен встать рядом с Богом и занять его место с помощью философии и теологии, что у него есть способность совершенствовать самого себя. Человек есть «посредник между всеми созданиями, близкий к высшим и господин над низшими, истолкователь природы в силу проницательности ума, ясности мышления и пытливости интеллекта, промежуток между неизменной вечностью и текущим временем» [114;248]. Центральной проблемой литературы Возрождения становится отношение человека к природе, к другому человеку, к самому себе[73;109]. В литературных произведениях герой часто вступает в сложные взаимоотношения с окружающими. Его личность активна, открыта миру и самой себе. Такими являются герои В. Шекспира,

6 Ф. Рабле, К. Марло, М. Сервантеса. Идеальная личность почти равна Богу в творческих и созидательных возможностях, обладает ярко выраженной индивидуальностью («Государь» Н. Макиавелли).

В XVII столетии картина мира меняется с натурфилософской на естественно-научную. Человек представляет собой всего лишь точку в системе мироздания, что закрепляется в философских учениях Б. Паскаля, Б. Спинозы, Т. Гоббса. Писатели, как и философы, обращаются к Священному Писанию, пытаясь в притчах, преданиях и историях найти ответ на вопрос о смысле человеческой жизни. Опираясь на образ идеального христианина, запечатленный в Библии, Д. Донн, Д. Мильтон, Д. Беньян в своих произведениях показывают личность, наделенную множеством часто противоречащих друг другу черт.

Так, Джон Беньян в своем творчестве прослеживает изменения характера человека через призму его отношения к Богу. Для него очевиден факт, что личность способна стать добродетельной лишь при следовании всем заповедям, изложенным в Священном Писании, поэтому в своих произведениях он обращается к библейским сюжетам, и главной темой его творчества становится тема взаимоотношений человека и Бога.

Это и дает основание зарубежным исследователям, в частности, Дж. Фрауду, Д. Линдсею, О. Винслоу, говорить о влиянии на Беньяна Библии и разнообразных религиозных трактатов, в частности работы М.Лютера «Комментарии к «Посланию к Га-латам», а также позволяет причислить его к религиозным писателям, сохраняющим связь с литературными традициями средневековой литературы. При этом исследователи проводят параллели его духовной автобиографии с «Исповедью» Августина, в ко-

торой речь идет о «спасении», «искуплении грехов» и следовании завещанным Богом путем. В то же время практически не уделялось внимания тому факту, что Беньян придавал особое значение внутренней жизни человека, развитию его личностных качеств. За его рассуждениями о «вечной жизни», праве быть «избранным для благодати» скрывается стойкое убеждение в том, что человек обладает свободой нравственного выбора, о чем в эпоху Возрождения говорили Эразм Роттердамский, М. Монтень, а в XVII столетии - Г.В. Лейбниц. Именно этому посвящена духовная автобиография «Милосердие, изливающееся на голову грешника» (Grace Abounding, 1666), а также повести «Путь паломника» (The Pilgrim's Progress, 1677), «Жизнь и смерть мистера Бэдмена» (The Life and Death of Mister Badman, 1680) и «Священная война» (The Holy War, 1682). В этих произведениях мы имеем дело не с разрозненными взглядами писателя на человеческую личность, понимаемую им в ее социологическом и психологическом аспектах, а с концепцией, становление которой возможно проследить в процессе его творчества. На первый план у Беньяна выходит проблема отношения человека к самому себе и Богу.

Но, несмотря на то, что произведения писателя изучаются с середины XIX века отечественными и зарубежными исследователями, в частности, Р. М. Самариным[89], А.А. Смирновым[84], Ю. Б. Виппером [30], В. И. Березкиной[19], К. Шэрроком[189], Дж. Фраудом [149], А. Флетчером[146], К. К. Райтом[205], Д. Линдсеем[168], Ч. Фирсом[146], Г. Тэлоном[197], О. Винс-лоу[204], В. Й. Тиндалом[199], Дж. Левисом[166], В. X. Нельсо-ном[178], С. Бердом[120], Б. Бэтсон[123], К.Хиллом[158], этот аспект творчества писателя до сих пор не был специально ис-

следован.

Следует отметить, что в отечественном литературоведении творчество Беньяна менее изучено. В статье Р. М. Самарина «Проблема реализма в западно-европейских литературах XVII века» [89] мы обнаруживаем краткую биографию писателя и столь же краткий пересказ содержания повестей «Путь паломника» и «Жизнь и смерть мистера Бэдмена», а также замечание о творческом методе писателя - реализме. Ю. Б. Виппер в статье «О XVII веке как особом этапе в истории западно-европейских литератур» в том же сборнике дает биографические сведения о Беньяне и анализирует повесть «Путь паломника» с точки зрения реализма, отмечая стремление писателя к широкому критическому изображению английской жизни, созданию сатирических картин общества.

Большое монографическое исследование появилось лишь в 1975 году. Оно проводилось В. И. Березкиной в кандидатской диссертации «Своеобразие творческого метода Джона Беньяна». Вниманию читателя представляется анализ повести «Путь паломника», в частности, тема паломничества, и путь Христиана, в котором герой безропотно переносит страдания ради спасения человечества. Автор диссертационного исследования рассматривает и повесть «Жизнь и смерть мистера Бэдмена», в которой, по ее мнению, создан тип распутника-буржуа, тщеславного, глупого безбожника. В. И. Березкина считает, что Беньян с эпической широтой выразил обобщенный взгляд на положение личности, отразив сущность исканий человека нового столетия, при этом Библия переосмысливается им с позиций гражданственности, трактуется в социальном и гуманистическом плане.

В зарубежном литературоведении к творчеству Беньяна об-

ращались многие ученые. Так, Дж. Фрауд в монографии «Бень-ян» («Bunyan», 1888) изучает жизнь и творчество писателя. Скрупулезно анализируя факты биографии, исследователь дает подробное представление о детстве, юности и зрелости Беньяна. Он рисует писателя человеком глубоко религиозным, приверженцем пуританства, разбирающимся в социально-политических событиях современной ему Англии. Обращаясь к произведениям Беньяна, Дж. Фрауд концентрируется на содержательной стороне повествования, обильно цитируя тексты. Для исследователя очевиден тот факт, что творчество писателя оказало влияние не на одно поколение его соотечественников. Популярность произведений Беньяна объясняется им религиозностью англичан, их следованием традициям и обычаям. В монографии Фрауда мы обнаруживаем анализ повестей и автобиографии с точки зрения религиозного течения пуританизма, поэтому в каждой из десяти глав дан подробный очерк того или иного положения учения, более того, все поступки героев Беньяна объясняются религиозными воззрениями авторами. Множество страниц исследования посвящено описанию действий персонажей, но почти нет упоминаний о том, как они меняются в процессе повествования.

К. Шэррок в книге «Джон Беньян» («John Bunyan», 1968) ставит своей целью рассмотреть правду и вымысел в повести «Путь паломника» [190;5]. В анализе произведения исследователю помогает биография писателя, поэтому некоторые события повести, соотносятся им с теми, что происходили в жизни Беньяна. Столь же подробно Шэррок рассматривает этапы пути Христиана, уводя героя на второй план. Как и другие исследователи, Шэррок не уделяет много внимания его личности, а увлекается изучением проявления социальных процессов в повествовании,

связывая их с пуританизмом.

Повесть «Путь паломника» становиться объектом исследования и для Дж. Линдсея. В монографии «Джон Беньян. Создатель мифов» («John Bunyan. Maker of myths», 1937) [168] литературовед анализирует данное произведение, концентрируя внимание на этапах пути Христиана. Для Линдсея важен скрытый смысл аллегорий Беньяна, и он считает, что те места, о которых идет речь в повести, например, Долина Тени смерти, Болото Уныния и другие, являются аллегорией мест, существующих вокруг Эль-стоу. При анализе «Жизни и смерти мистера Бэдмена» литературовед рассматривает жизнь главного героя, подробно описывая события в том порядке, в каком они следуют в повести, не уделяя внимание изменениям, которые происходят в характере Бэдмена.

Г.Тэлон в книге «Джон Беньян» («John Bunyan», 1955) более подробно анализирует повести «Путь паломника» и «Жизнь и смерть мистера Бэдмена». Исследователь подходит к произведениям достаточно критично, по сравнению с вышеперечисленными авторами. Он считает, что писателя опрометчиво хвалят за реализм, ведь в реализме, который является лишь воспроизведением обычной жизни, нет никакой ценности[197;33]. По убеждению Тэлона, Беньяну не удалось воссоздать общество, за которым он наблюдал, и его заслуга заключается только в разработке иллюстраций нравов и обычаев, поэтому герои писателя надуманны и схематичны, и единственной их чертой, выделенной автором, является набожность. Дальнейший анализ произведений писателя ведется исследователем с целью обнаружения упомянутых «иллюстраций» и аллегорий.

О. Винслоу в монографии «Джон Беньян» («John Bunyan»,

II 1961) анализирует пуританизм как общественное явление, но не связывает с ним образ главного героя повести «Путь паломника». Она считает, что «Христиан, пилигрим, не принадлежит никакому веку, древности, средневековью, Ренессансу, современности, он представитель человечества» [204; 157]. Выводя героя за пределы временных и пространственных рамок, Винслоу делает его универсальным человеком, не учитывая, что на становление его характера повлияла та историческая обстановка, в которую он помещен Беньяном. В пользу своих суждений исследовательница приводит следующий довод: человечество всегда стремилось к раю на земле, так как рай воплощал безопасность и счастье, поэтому Христиан в своем пути на Небеса преодолевает те же препятствия, что и человечество на пути к болеесовер-шенному обществу. Таким образом, Винслоу поднимает важную философскую проблему, но, как и в работах вышеуказанных ученых, в ее монографии не рассматривается точка зрения самого Беньяна на личность человека.

Более полное исследование творчества писателя мы обнаруживаем в монографии Б. Е. Бэтсон «Джон Беньян. Аллегория и воображение» («John Bunyan. Allegory and imagination», 1984) [123]. Автор последовательно рассматривает произведения Беньяна, ставя своей целью проследить эволюцию аллегорий в его творчестве. Нужно отметить, что Бэтсон подходит к Беньяну как к многосторонней личности, человеку, не являющемуся фанатиком пуританства, имеющему свою точку зрения на происходящее и способному, вследствие этого, анализировать общественно значимые события. По мнению исследовательницы, Беньяну удалось создать выдающиеся произведения, в которых, расшифровав аллегории, можно увидеть цельную картину современной

писателю Англии. Христиан, Бэдмен и другие персонажи книг выписаны реалистично и выразительно, но личностные качества названных героев при анализе произведений Беньяна не учитываются.

М. Маккеон в своем исследовании «Происхождение английского романа 1600 - 1770 годов» («The Origin of the English Novel 1600-1770», 1987) [173;308] обращается к повести «Путь паломника» Беньяна, чтобы рассмотреть ее с точки зрения аллегорий. Ученый исследует образы персонажей, опираясь на биографию автора и его религиозные предпочтения. Христиан, в частности, предстает перед нами пуританином, устремленным к Богу. Подробно анализируется и сцена Ярмарки Тщеславия, на которой герои, по мнению исследователя, сталкиваются с* современным автору обществом, с «system of legality» («юридической системой»), и осуждены согласно существующим в то время законам, после чего в сознании героя наступает переворот, и он с удвоенным рвением движется к цели. Исследователь не указывает на изменения в личностной сфере героя, но достаточно внимания уделяет изменению его социального статуса.

К. Хилл в своей работе «Яркие, мятежные и остроумные люди. Джон Беньян и его церковь» («A turbulent, seditious and facetious people. John Bunyan and his church», 1988) [158] обращается к аллегориям в произведениях писателя. Его интересуют источники аллегорий Беньяна, а также их толкование. Кроме того, Хилл подробно анализирует повесть «Путь паломника» и делает весьма важные замечания, связанные с композиционными и сюжетными особенностями произведения. По мнению исследователя, «Путь паломника» является вершиной творчества Беньяна и относится к «Bunyan's major creative period» [ 158; 197] (най-

более продуктивному периоду творческой деятельности Беньяна). Сравнивая сюжет повести писателя с сюжетами, используемыми авторами предшествующих исторических периодов, Хилл приходит к выводу о том, что между ними есть общее, но, тем не менее, повесть Беньяна не похожа ни на одно из существующих в мировой литературе произведение. Много внимания, в связи с этим, уделяется главному герою - Христиану, но он рассматривается изолированно от персонажей других произведений писателя, и только с точки зрения изменений их общественного положения. Исследователя больше интересуют социальные процессы, отраженные в повести, поэтому он дает подробный анализ сцены Ярмарки Тщеславия. Рассматривая повесть «Жизнь и смерть мистера Бэдмена», Хилл обращается к тем событиям в общине Беньяна, которые нашли свое выражение в произведении, поэтому мы сталкиваемся с пространным описанием положения дел Бэдфордской церкви и узнаем о ее роли в становлении мировоззрения писателя. Бэдмен для Хилла является продуктом общественных отношений, рассматривается им как типичный представитель многочисленной группы мошенников и атеистов.

Таким образом, литературоведы в основном исследовали биографию писателя (Дж. Фрауд, К.Шэррок), своеобразие творческого метода Беньяна (P.M. Самарин, Ю.Б. Виппер, В.И. Берез-кина), сюжетно-композиционные особенности произведений (В.И.Березкина, Дж.Фрауд), аллегорию (Г.Тэлон, Б.Бэтсон, М.Маккеон, К.Хилл) в произведениях Беньяна. При этом, анализируя аллегории, вышеназванные ученые не связывали ее с характерами главных героев. Внимание исследователей привлекало, как правило, общественное содержание происходящих в повестях событий, а не анализ психологии героев Беньяна. К сожа-

лению, ни при изучении произведений в целом, ни при изучении проявлений личностных черт персонажей в работах названных авторов, концепция личности человека в творчестве Беньяна специально не рассматривалась.

Следует отметить, что писатель обращается к идеальной личности, он строит определенную модель личностной структуры, и воплощением такого идеала становится Христиан из повести «Путь паломника». В целом, актуальность данного исследования определяется:

а) постоянным вниманием литературы к проблеме личности
человека;

б) необходимостью раскрытия концепции идеальной лично
сти в творчестве Беньяна;

в) возможностью расширить представления о культурной па
нораме Англии XVII столетия, когда пересматривались взгляды
на роль личности в общественном развитии.

Формулируя определение понятий «личность», мы опирались на зафиксированные в современной науке дефиниции. В психологии личность определяется как совокупность устойчивых качеств, она характеризуется активностью, направленностью, то есть устойчивой системой мотивов[81;193]. В социологии личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения[59;144]. Философия определяет личность как гармоничное сочетание личного и общественного на основе всестороннего и свободного разви-тия[103;313].

Учитывая данные определения, мы понимаем под личностью устойчивую совокупность качеств характера, способностей, устойчивую систему социальных ролей, установок, функций, которые реализуются при общении человека с другими людьми.

Цель данного исследования - выявление концепции идеальной личности в творчестве Беньяна. В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи:

1.Проследить процесс становления концепции идеальной личности в творчестве Беньяна на примере произведений «Милосердие, изливающееся на голову грешника», «Путь паломника», «Жизнь и смерть мистера Бэдмена», «Священная война».

  1. Рассмотреть уровни аллегории в повестях «Путь паломника» и «Священная война».

  2. Исследовать специфику психологизма Беньяна в связи с формирующейся концепцией идеальной личности в его ^творчестве.

Объектом исследования является творчество Д. Беньяна в контексте литературы Англии XVII века, предметом - концепция идеальной личности в творчестве Д.Беньяна.

Научная новизна работы заключается в следующем:

в отечественном литературоведении впервые подвергнута анализу концепция идеальной личности в творчестве Беньяна;

выявлен и проанализирован личностный уровень аллегории в произведениях Беньяна;

- рассмотрены особенности психологизма в творчестве Д.
Беньяна.

Методологической основой диссертационного исследования послужили работы по теории литературы и истории английской литературы XVII века - Б. А. Грифцова, А. А. Смирнова, Ю. Б.

16 Виппера, Р. М. Самарина, Л. И. Тимофеева, Н.А. Гуляева, М. Бахтина, Л.В. Сидорченко, И.Ф. Волкова, В.Е. Хализева, В.Г. Решетова, В.А. Лукова, М. И. Николы, Н. Е. Ерофеевой, А. Дж. Перси, Б.Е. Бэтсон, также работы, посвященные проблемам традиции в литературном процессе и творчестве писателей, в частности, А. С. Бушмина, А. Дима.

Данное исследование строится на основе тезаурологического подхода, согласно которому при изучении литературных явлений следует выделить ядро тезауруса и его детализированную структуру, то есть изучению должен подвергаться тот материал, который вошел в русский культурный тезаурус[63;8 -14]. Таким материалом следует считать творчество Беньяна, чей трактат «Небесный скорочетец» был переведен на русский язык еще в & 1819 году и до сих пор привлекает к себе внимание русских читателей. Более того, Беньян популярен в России не только как * художник слова, но и как религиозный деятель. Свидетельство тому - издания «Пути паломника» на русском языке, сделанные за границей для нетрадиционных российских церквей и сект (например, для баптистов)

В исследовании предполагается использовать сравнительно-исторический метод, позволяющий выявить влияние, оказанное на творчество писателя традициями предшествующей эпохи с учетом своеобразия духовного склада английской культуры XVII века. В качестве дополнительных методов исследования привлекаются:

- историко-генетический метод, который понимается в более широком его значении - как сопоставление произведений одного и того же автора разных периодов творчества с целью просле-

дить изменение взглядов писателя на человека и соответствующие изменения в образах, приёмах изображения;

- историко-типологический метод, позволяющий рассмотреть сходство и отличие концепции личности в творчестве Бень-яна от системы взглядов на человека других авторов не на основе прямых контактов, а путем выявления сходства условий культурной жизни.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концепция идеальной личности в творчестве Д. Беньяна фор
мировалась на протяжении всей его литературной деятельности.
В духовной автобиографии «Милосердие, изливающееся на го
лову грешника» автор описывает внутреннее состояние обра
щенного. В повестях «Путь паломника», «Жизнь и смерть мис
тера Бэдмена» личность раскрывается с разных позиций: в быто
вом плане (семья), психологическом (личностное самоопределе
ние), социальном (общественное положение), в теологическом
(отношение к религии). В повести «Священная война» автор
синтезирует вышеуказанные аспекты. Образы главных героев
данных произведений (Христиан, Христиана) воплощают пред
ставление Беньяна об идеальной личности. Идеальная личность
в творчестве писателя - сложная система разнообразных качеств,
черт, которые отвечают нравственным нормам христианского
поведения.

2. Наряду с традиционно выделяемыми уровнями аллегории
(библейским, теологическим, социальным) в произведениях
Д.Беньяна мы выявили личностный уровень аллегории. Данный
уровень показывает черты индивида, раскрывающиеся сквозь
призму его нравственных и духовных исканий, и, взаимодейст-

вуя с социальным и библейским уровнями, позволяет определить сущность личности в представлении писателя.

3. Психологизм в творчестве Беньяна носит явный, открытый характер. Внутренний мир героев раскрывается как непосредственно (автор прямо указывает на психологическое состояние), так и опосредованно, через речь и поведение персонажей.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Представление о человеке в философии и литературе XVII века

XVII столетие явилось переходным этапом между эпохой Возрождения, охватывающей период с XIV по XVI века1, и веком Просвещения (XVIII столетие). XVII век называют «веком гениев»[99;278], поворотным в духовной истории Европы, от него ведется отсчет Нового времени. Эту эпоху правильно именовать и «веком разума» [99;278], так как рационализм отразился в искусстве, философии, религии.

Культ рационального был унаследован XVII веком от эпохи Ренессанса. Разум занимает важное место в «Речи о достоинстве человека» Пико делла Мирандолы, «Метафизике» Т. Кампанел-лы, в «Оружии христианского воина» Эразма Роттердамского, «Государе» Н. Макиавелли, «Опытах» М. Монтеня, «Опытах, или наставлениях нравственных и политических» Ф. Бэкона. По мнению Г.Я. Стрельцовой, эпоха Возрождения передала XVII столетию и «дух вольнодумства». Здесь имеется в виду увлечение знатью эпикурейской этикой, распространение религиозного индифферентизма, деизм в философии[99;278].

Гуманизм эпохи Возрождения также нашел свое выражение в философии и искусстве XVII века. Однако, по мнению А.Ф. Лосева, «оптимистический гуманизм» Ренессанса переродился в «трагический гуманизм», связанный с осознанием мыслителей ограниченности человеческого существа, его беспомощности в преобразовании природы, художественном творчестве и религиозных построениях[61;612].

Эта трагичность проявила себя в полной мере в XVII столетии, когда произошли знаменательные события в жизни всех европейских государств, показав, что на смену «старому миру» идет новая общественная система.

Социальная ситуация эпохи, обострившая проблемы человеческого бытия, усугублялась изменившейся картиной мира. Земля перестает пониматься неподвижным центром окружающего ее замкнутого со всех сторон мироздания, человеческое общество воспринимается как сложная развивающаяся конструкция, как единство разнородных и противоречивых сил, в котором общее благо осуществляется посредством гармонической координации частей и подчинения частных интересов потребностям цело-го[94;186].

В этот период окончательно исчезает оптимистичное мироощущение Ренессанса, как в области философии, так и в сфере литературы. Образ человека, «свободного и славного мастера» [Н4;248], воспетый Пико делла Мирандолой, сменился более трезвым взглядом на него. Человек предстал не только во всем своем величии, но и в «ничтожестве». Эта точка зрения нашла отражение в трудах Блеза Паскаля (1623 - 1662).

Прежде всего, философ сталкивает человека с пьедестала в центре мироздания, куда вознес его Мирандола в своей «Речи о достоинстве человека» [114;249]. Сменившаяся концепция Вселенной дала основание Паскалю утверждать, что «Земля всего лишь точка в сравнении с огромной орбитой, которую описывает это светило» [78; 132]. Отчаяние у него вызывала мысль, что человек не в силах постичь «необъятное лоно природы, так как Вселенная - это не имеющая границ сфера» [78; 132], а индивидуум «затерян в глухом углу» [78; 133]. Но, с другой стороны, философ полагал, что человеческое тело, будучи лишь точкой во Вселенной, является целым миром. Этот мир подвижен и расплывчат. Люди «не способны ни к всеобъемлющему познанию, ни к полному неведению. Плывем по безбрежности...что-то гонит нас» [78; 134]. Здесь учение Паскаля перекликается с рассуждениями Монтеня о непостоянстве человека: «Мы не лдем, а нас несет, подобно предметам, которые уносятся течением реки то плавно, то стремительно...в наших желаниях нет постоянства, нет свободы, нет ничего безусловного» [70;8]. Паскаль, как ранее Макиавелли[64], строя свою пессимистическую философию, считает, что человек жаждет устойчивости, но заложенный индивидуумом «фундамент дает трещину. Земля разверзается, а в провале - бездна» [78; 135]. Паскаль, таким образом, отнимает у человека способность к достижению спокойствия и стабильности, лишив его взгляда на мир как устойчивую систему, где «все было распределено по высшим, средним и низшим сферам» [114;248].

Паскаль критикует философов Возрождения за то, что, разделив человека на духовную и телесную части, они путают их, «рассматривая дух как нечто телесное, а тело как нечто духовное» [78; 136]. По его мнению, тело и душа находятся в противоречии, которое неразрешимо, а их гармония недостижима, так как «индивидууму трудно уразуметь, как материальное тело может соединиться с духом» [78; 136]. Такого рода рассуждения приводят философа к выводу о том, что человек намного более сложное существо, чем это представлялось предшественникам, и его роль в мироздании ничтожна. При этом он высказывает парадоксальное суждение: «Величие человека столь очевидно, что оно проистекает даже из его ничтожества» [78; 106], — далее поясняя, что человек велик, так как осознает свое ничтожество. Величие человека заключается и в том, что он сумел из страстей создать порядок и подобие милосердия[78;106]. Из этого Паскаль делает вывод, что о человеческой природе можно судить двумя способами: «сообразно ее цели, и тогда она велика и несравненна: либо сообразно поведению толпы, и тогда человек подл и низок» [78; 108].

Философско-эстетические взгляды Д. Беньяна

Джон Беньян, родившийся в 1628 году, явился свидетелем глубоких потрясений в политической сфере Англии - революции и последующей Реставрации, что наложило отпечаток на его творчество, равно как знакомство с произведениями предшественников, среди которых «Практика благочестия» (Godhonouring Practice, 1602) Л. Бейли, «Простой путь на небеса» (Plain Man s pathway to Heaven, 1607) А. Дента, а также «Остров Мэна» (The Isle of Man) (1627) P. Бернарда, произведения M. Лютера .

На основе религиозной литературы и собственной проповеднической деятельности Д. Беньян создал учение, главные положения которого отражены в его творчестве, представленном произведениями «Милосердие, изливающееся на голову грешника» (Grace Abounding, 1666), «Странствование паломника» (The Pilgrim s Progress, 1677), «Жизнь и смерть мистера Бэд-мена» (The life and death of Mr. Badman, 1682) «Священная война» (The Holy War, 1685).

Как известно, пуританству XVII века была свойственна социальная и религиозно-политическая раздробленность. Беньян принадлежал к секте баптистов, и религия была для него моральным кодексом, который требовал не отречения от мирских благ, но правильного их использования.

Таким образом, цель писателя - это спасение, возрождение после мрачной жизни, полной грехов и преступлений против собственной совести. Главное для Беньяна - это путь исправления, постоянная деятельность, работа над собой в соответствии с заветами Бога. Прежде чем вступить на путь самосовершенствования, необходимо проникнуться идеей божественного, источник которого находится в Библии. Жить без грехов - тяжелый труд, и далеко не всякий пожелает себе постоянного преодоления препятствий. Каждому человеку в определенный период жизни предстоит сделать выбор: продолжать нарушать божественные законы ради мимолетных удовольствий или встать на путь исправления.

Беньян считал, что грехи - необходимый атрибут человеческой жизни, который сопровождает людей с рождения. Греховность обнаруживается даже у детей. Беньян вспоминает:«Му sins did so offended the Lord, that even in my childhood He did scare and affright me with fearful dreams, and did terrify me with dreadful visions. I was afflicted with thoughts of the Day of Judgement night and day, trembling at the thoughts of the fearful torments of hell fire» [2; 18] (Мои грехи так раздражали Бога, что даже в детстве он пугал меня страшными снами и ужасными видениями. Меня преследовали мысли о Дне Страшного суда, и я дрожал от страха перед мучениями, будто горел в адском огне)4. Когда Библия попадает в руки Беньяна, он узнает, что Ветхий и Новый заветы представляют мир как поле битвы добра и зла, и теперь каждое ординарное событие жизни для Беньяна служит иллюстрацией божественного провидения.

Тем не менее, Беньян не стремился избегать соблазнов. Он был молод и энергичен, принимал участие в сомнительных авантюрах. Однако такое поведение не вытравило из его души те моральные качества, которые были в нем заложены религиозным воспитанием. Все чаще он обращался к Библии, и все чаще обвинял себя во многих грехах, большая часть из которых была ему не присуща. Ночами его преследовали кошмары, равно как и видения. Беньян писал: «I was so overcome with despair of life, and heaven, that I should often wish either that there had been no hell or that I had been a devil. I might rather be a tormentor, than tormented myself» [1;6] (Я был в таком отчаянии, что часто желал, чтобы не существовало ада, или чтобы я сам был дьяволом, и тогда я скорее согласился бы стать мучителем, чем позволил мучить себя). Со временем видения прекратились. После женитьбы Беньян стал регулярно посещать церковь, где слушал проповеди, посвященные политическим событиям Англии. Согласно словам проповедников, эти события имели под собой религиозную основу. Одна из таких проповедей и послужила толчком к обращению будущего писателя.

По словам Беньяна, в жизни каждого человека случается событие, которое переворачивает его жизнь. В природе человека заложена потребность постоянного совершенствования. Следуя этому убеждению, писатель начинает формировать свой моральный кодекс, который затем найдет свое выражение не только в его проповедях, но и повестях. Его основные положения можно представить как перечень правил поведения нравственного человека, каковым он сам себя считает. Он требует от себя и других, прежде всего, поворота к Богу, к осознанию его роли в жизни человечества вообще и отдельного индивидуума, в частности. Беньян «следовал заповедям в своем пути к Богу, считая, что только так возможно достигнуть успокоения» [131 ;49], то есть соблюдал все заповеди без исключений, принеся в жертву привычные занятия и приятные дела.

В праведной жизни человека, по мнению писателя, главное - не изменение внешнего поведения, а проникновение внутрь своей души, обнаружение там недостатков и негативных качеств и избавление от них. Это наиболее сложная задача, так как требует от человека волевых усилий, которым противится природа человека. Таким образом, человеческая жизнь — это борьба естественного начала с соблазнами и избавление от бремени грехов. Человек желает телесных удовольствий и избегает страданий. Так как помимо животной натуры он обладает нравственностью, то осознает, что для него существует правильное и неправильное. Религия, обязательство перед Богом побуждает человека выбирать одно и отвергать другое. Противоборство вышеназванных склонностей мучит человеческую душу и его разум. Для того чтобы выполнить требование Творца, человек должен противостоять своим естественным наклонностям. Люди страшатся наказания за свои грехи и изобретают разные способы, чтобы потворствовать своим желаниям. Они приносят жертвы, они устанавливают культ, то есть создают религию тела. Но, как говорит Беньян, «человек начинает понимать, что единственная жертва, которая требуется - это он сам» . Следовательно, человек должен бороться со своей низменной природой, он должен делать добро ради добра. И это религия души или благочестие.

Концепция мира и человека в аллегорической повести Д. Беньяна «Путь паломника»

В западном литературоведении аллегорической повести «Путь паломника» уделено большое внимание, и развернувшаяся полемика по поводу особенностей сюжета, жанровой специфики и стиля не прекращается до сих пор. Споры критиков касаются и даты создания произведения. К. Хилл [158; 197] утверждает, что «Путь паломника» был написан во время пребывания Джона Беньяна в тюрьме. Но, как известно, он подвергался заключению дважды: с 1660 по 1672 и с 1676 по 1677. Хилл склоняется к мнению, что произведение появилось в первый период, то есть с 1660 по 1672 годы. Г. Тэлон [196; 19] указывает на второй период и утверждает, что «Путь паломника» увидел свет в 1678 году, будучи опубликованным в Лондоне.

Сторонниками этой точки зрения являются также В. Брит-тейн [126] и Р. Шэррок [190], а также О. Винслоу[204;142], утверждающая, что книга была завершена во время шестимесячного заключения Беньяна с 1676 по 1677 год или вскоре после этого, и запись, сделанная в Канцелярском журнале (the Stationer s Registry), это подтверждает.

Что касается жанра данного произведения, то, по мнению В. И. Березкиной[20;68] и В. А. Лукова[62;340], это сатирическая аллегория. В западном литературоведении при анализе «Пути паломника» используется термин «novel» как противоположный рассказу (story). Исследователи Р. Блэкмур [125;131], И. Маккафри [170;25], Э. Хониг [159;59], Н. Фрай [150] считают аллегорию не только художественным приемом, но и литературным жанром, и, как всякий литературный жанр, она обладает «сводом правил» касательно того, как читать и понимать ее. Поэтому каждый писатель-аллегорист в предисловии указывает данные правила. Беньян использует для этого рифмованную «Апологию», в которой он говорит об аутентичности Священного Писания и авторитете библейских «теней», преданий и метафор как о литературных средствах, способных отразить истину. Б. Бэтсон в связи с этим полагает, что писатель «хорошо осведомлен о возможности аллегории тренировать мысль, формировать верные суждения, активизировать память и способствовать наилучшему пониманию вещей» [123;30]. Мы используем определение аллегорической повести как наиболее полно отражающее жанровую специфику произведения.

В повести «Путь паломника» Беньян обращается не к личности как таковой, а к идеальной личности, воплощением которой является образ главного героя Христиана. Идеализируя этот образ, а также образ его жены Христианы («Путь паломника», часть вторая), Беньян показывает читателю путь к совершенству. Аллегории, используемые автором, позволяют даже малообразованным современникам Беньяна проникнуться идеей благочестивой жизни.

Д. Линдсей [168; 165] указывает, что в книге Беньяна присутствует так называемый средневековый стиль проповедника, в котором интеллектуальные и нравственные идеи облекались в персонализированную форму. По замечанию исследователя, в XIV веке неизвестным автором был написан религиозный трактат, где шла речь о Пилигриме с «большим мешком на плечах». Д. Линдсей считает, что Беньян имел возможность ознакомиться с данной историей из проповедей Томаса Адамса, пуританского проповедника, который в то время служил в Ви-лингтоне, недалеко от Эльстоу. Его проповеди были выдержаны в средневековом аллегорическом ключе [168; 165].

Пытаясь подражать проповедникам, Беньян в шестидесятых годах XVII века пишет трактаты «Небесный слуга» (The Heavenly Footman) и «Узкие ворота»(Тпе Strait Gate), опубликованные в 1666 году. Эти трактаты послужили своеобразным черновиком повести «Путь паломника».

Повесть появилась именно тогда, когда главные положения пуританизма подвергались сомнению, и писатель стремился предотвратить отход верующих от протестантской церкви. Опыт пилигрима Христиана показан Беньяном как опыт всего человечества, в нем представлен взгляд писателя на происходящее.

XVII столетие породило особый взгляд на мир. Это мировоззрение складывалось под влиянием философских течений, а также религии, на которую, так или иначе, опиралась каждая философская система. В связи с этим, тема паломничества приобретает несколько иную тональность в сравнении с предшествующими периодами. Это связано с отношением людей к смерти.

Похожие диссертации на Концепция идеальной личности в творчестве Д. Беньяна