Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественные модели личности в творчестве Т. Драйзера Гумерова Олеся Фагимовна

Художественные модели личности в творчестве Т. Драйзера
<
Художественные модели личности в творчестве Т. Драйзера Художественные модели личности в творчестве Т. Драйзера Художественные модели личности в творчестве Т. Драйзера Художественные модели личности в творчестве Т. Драйзера Художественные модели личности в творчестве Т. Драйзера Художественные модели личности в творчестве Т. Драйзера Художественные модели личности в творчестве Т. Драйзера Художественные модели личности в творчестве Т. Драйзера Художественные модели личности в творчестве Т. Драйзера Художественные модели личности в творчестве Т. Драйзера Художественные модели личности в творчестве Т. Драйзера Художественные модели личности в творчестве Т. Драйзера
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гумерова Олеся Фагимовна. Художественные модели личности в творчестве Т. Драйзера : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Гумерова Олеся Фагимовна; [Место защиты: Башкир. гос. ун-т].- Уфа, 2007.- 196 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-10/2109

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Художественная модель «героя-карьериста» в творчестве Т.Драйзера 12

Глава 2. Типы финансиста и «гения» в творчестве Т.Драйзера 58

Глава 3. Исследование личности преступника в творчестве Т.Драйзера 103

Заключение 177

Список использованной литературы 182

Введение к работе

Теодор Драйзер (1871 -1945) - один из выдающихся писателей США рубежа ХІХ-ХХ веков. Именно в это время в американской действительности происходят изменения, которые затрагивают не только социальные стороны существования американцев, но и трансформируют личность. Размышляя над нравственным состоянием современного ему американского общества, писатель отмечает аморализм и возрастающую агрессию отдельной личности. По мнению исследователей, Драйзер является «одним из величайших североамериканских писателей-реалистов современности». [171, р.74] Его творчество вобрало в себя достижения лучших писателей и мыслителей прошлого. В художественном творчестве он опирался на реалистические и натуралистические традиции О. де Бальзака, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.Дюма, Э.Золя, М.Твена. Писатель-реалист, Драйзер поднимает в своем творчестве вопросы о роли и месте личности в жизни общества, в художественном ключе исследует проблему противопоставления личности отдельного человека и социума, детально рассматривает различные психологические и социальные аспекты существования индивида в человеческом сообществе.

Творчество Драйзера было предметом внимания исследователей, начиная с выхода в свет его первого романа «Сестра Керри» в 1900 году, уделявших особое внимание своеобразию творческой манеры писателя, посвятившему свое творчество художественному анализу личности в американском обществе. Первые критические публикации, таким образом, в которых освещался творческий опыт Драйзера и содержалась противоречивая оценка его творчества появились в самом начале века, положив начало обширной критической литературе, посвященных искусству писателя. Необходимо отметить, что американская критика не была благожелательна к Драйзеру, понадобилось время, чтобы творчество писателя оценили на родине,

4 в то время как в Европе оно нашло признание. В США долгое время рассматривали писателя как представителя «механического натурализма», а его произведения называли «посредственными» и «антигуманными», как, например, это делает Р.Шейфер в статье «Американская трагедия» Возражения одного гуманиста». [178] Подобное отношение к личности и творениям Драйзера, ярко проявившееся в первых критических отзывах, долгое время являлось отличительной чертой американского драйзероведения. Сам писатель был автором целого ряда автобиографических и философских работ, более детально освещавших его жизненный и творческий путь. Так, уже в 1922 г. выходит книга Драйзера « A Book about Myself» [151], а в 1931 году автобиографическое эссе «Заря». [152] Одной из первых работ, посвященных биографии и творчеству Драйзера, можно назвать книгу Д.Дадли [155], где содержатся не только биографические данные, но и представлены отзывы современников о личности писателя и его творчестве.

Среди работ, посвященных изучению биографии и творческого наследия писателя, необходимо выделить книги Ф.Матиссена [165], А. Кейзина и Ч.Шапиро [178], М.Тьядер [182], Р.Лундена [163], Р.Лехана [160], которые явились отражением пристального внимания зарубежных исследователей к творчеству и биографии Драйзера. Монография Р.Лехана является одной из основополагающих работ в зарубежном драйзероведении, однако и в ней содержится акцент на биологический детерминизм героев Драйзера. Для перечисленных авторов характерно внимание не только к биографии писателя, но и к его художественным образам. Они являются объектом исследования многих критиков, однако не представлены в виде единой образной системы.

Особо среди работ, посвященных Драйзеру и его творчеству, следует выделить трехтомное издание эпистолярного наследия Драйзера, выпущенное под редакцией Р.Элиаса [153] и вызывающее большой интерес, так как представляет дополнительные сведения, как о личности писателя, так и о его мировоззренческих принципах.

В российской американистике существенный вклад в изучение творчества наследия Драйзера внесли С.С.Батурин [8; 9], Я.Н.Засурский [48; 49; 50; 51; 52], Г.П.Злобин [55], Н.И.Самохвалов [119] и некоторые другие. Среди них необходимо отметить имя С.С.Динамова [29; 30] - первого советского литературного критика, обратившегося к изучению художественного наследия писателя, который был лично знаком с Драйзером.

Анализ отдельных аспектов творчества писателя представлен в диссертациях В.В.Крушевской (1951) [69], Г.С.Постнова (1956) [115], А.П.Шпаковой (1959) [142]. В 1960-е - 1970-е годы появляются работы, посвященные исследованию философско-эстетических взглядов писателя, а также труды, осветившие особенности художественного метода Драйзера. Это диссертационное исследование Л. А. Крыловой «Эстетические взгляды Драйзера и современность» (1968) [70] , В.И.Солодовник (диссертация «Стиль Драйзера - романиста» (1974) [123]) и некоторых других.

Специальные разделы отведены Драйзеру в исследованиях по истории американской литературы В.Л.Паррингтона [108] и Р.Спиллера. [72] Изучению отдельных проблем художественного метода и творческого наследия писателя посвящены исследования А.И.Лозовского [73; 74], Ю.В.Ковалева [63; 64;65;66], Б.А.Гиленсона[20;21;22;23;24],Г.Менкена[166; 167; 168; 169], Н.И.Анисимова [4;5], Е.А.Морозкиной [82;83;84;85;86;87] и других.

Последние работы, посвященные Драйзеру, преимущественно

раскрывают философско-психологический аспект творчества писателя. Так, в
диссертационном исследовании Е.Ю.Гордеевой (1996) [27] детально
исследуется «Трилогии желания» Драйзера, раскрытию особенностей
новеллистического наследия писателя посвящена работа Н.Т.Козько и
Е.А.Кривошеевой (1990) «Загадка Эрниты» [67]. Проблемы философско-
психологического характера раскрываются в диссертации С.Г.Вишленковой
(2001) [17]. Отдельные статьи в зарубежных и отечественных

литературоведческих и энциклопедических сборниках освещают различные аспекты жизни и творчества Драйзера как одного из крупнейших писателей-

реалистов рубежа XIX и XX века. Так в энциклопедии «World authors 1900-1950» [188], изданной в 1996 году в США, американскому писателю посвящается большая статья почти на четыре страницы, а также приводится обширный список англоязычных литературоведческих работ, посвященных его жизни и творчеству, что говорит о неугасимом интересе исследователей.

Несмотря на обилие исследований творческого наследия Драйзера, многие вопросы, связанные с анализом художественных образов писателя как системы, остались за пределами внимания критиков. Кроме того, в творчестве писателя возможно выделение художественных моделей личности, а также их типов, что требует внимания современных исследователей. В настоящее время определяются дополнительные перспективы для изучения художественного наследия Драйзера в философско-психологическом аспекте. В рамках интереса ученых-американистов могут оказаться многие литературные труды писателя, которые до сих пор мало изучены. Это и многочисленные публицистические очерки, и драматические произведения, а также произведения литературоведческого и философского характера, неопубликованные при жизни писателя и хранящиеся в архивах Пенсильванского университета. Кроме того, в литературоведении все более значительным становится философско-психологический аспект исследования художественных произведений. Это происходит не только вследствие растущего интереса к внутренней, психологической характеристике литературных героев, но и в свете намечающегося междисциплинарного подхода к исследованию художественных произведений, позволяющего комплексно подходить к анализу творчества писателя, учитывая не только его мировоззренческие принципы, но и социальные и культурологические традиции.

Интерес к художественному наследию Драйзера продолжает расти, современные отечественные и зарубежные литературоведы интенсивно работают в области изучения творческого наследия автора. В настоящее время произведения писателя активно издаются. В России главным русскоязычным сборником произведений Драйзера остается двенадцатитомное собрание

7 сочинений, вышедшее в свет еще в середине 50-х годов прошлого века [200]. Оно остается единственным достаточно полным изданием художественного и публицистического наследия писателя. Современные издания произведений Драйзера являются копиями этого двенадцатитомного собрания сочинений. Необходимо сказать, что в настоящее время в России издаются преимущественно романные произведения писателя, тогда как многочисленная новеллистика и публицистика Драйзера оказываются неизвестными широкому кругу.

Творчество Драйзера рассматривалось в отечественном и зарубежном литературоведении преимущественно с социальной и политической точки зрения. Исследовались вопросы истории создания произведений, проблемы отражения в них биографии писателя, а также критика современных Драйзеру общественных отношений. Без сомнения, подобная модель восприятия литературного наследия Драйзера ограничивала и обедняла представление о нем как о писателе и философе.

Драйзер создал в своих произведениях систему образов, с помощью которых анализировал социально-психологические характеристики личности, особенности ее сознания и подсознания. В данной диссертации исследуются художественные модели личности, созданные писателем в романах «Сестра Керри», «Дженни Герхардт», «Трилогии желания», «Гений», «Американская трагедия», «Оплот».

Актуальность темы исследования данной диссертационной работы определяется необходимостью рассмотрения художественных образов творчества Драйзера в виде целостной художественной системы, в которой возможно выделение различных художественных моделей личности, а также задачей анализа художественных средств создания представленных моделей личности.

Предметом исследования в настоящей диссертации является художественные модели личности героев произведений Драйзера, созданные писателем под влиянием сложного комплекса философских, эстетических и

8 нравственно-психологических поисков писателя, отражающих его интерес к теориям позитивизма и социал-дарвинизма, к идеям Ницше, Фрейда, Макиавелли, Эмерсона и других философов.

Объектом исследования в диссертационном сочинении являются романы Драйзера: «Сестра Керри» (Sister Carrie, 1900); «Дженни Герхардт» (Jennie Gerhardt, 1911); «Финансист» (The Financier, 1912), «Титан» (The Titan, 1914), «Гений» (The «Genius», 1915), «Американская трагедия» (An American Tragedy, 1925), «Оплот» (The Bulwark, 1946) и «Стоик» (The Stoic, 1947), в которых наиболее ярко представлены личностные характеристики героев, типологически близких по ряду признаков и составляющих художественную систему образов писателя.

Целью диссертации является исследование различных художественных моделей личности, созданных писателем в его творчестве, а именно: личности «героя-карьериста», гения, финансиста, личности, способной к совершению преступления, личности, склонной к суициду.

Поставленная цель предполагает решение следующих научных задач:

Исследование художественного своеобразия личности «героя-карьериста» в творчестве Драйзера на примере женских и мужских образов, вобравших в себя как общие качества американского национального характера с его стремлением к успеху и богатству, так и личностные характеристики каждого конкретного героя, обусловившие его поведение.

Анализ особенностей художественного типа творческой личности и личности финансиста, с учетом «Сестра Керри влияния «философии успеха» и особой атмосферы в американском обществе в начале XX века.

Изучение психологических особенностей и художественной характеристики личностей, склонных к совершению преступления в романах «Сестра Керри», «Американская трагедия», «Оплот», а также выявление причин асоциального поведения личностей и мотивов преступлений.

Методологической базой диссертационного исследования являются теоретические и методологические труды видных отечественных и зарубежных исследователей американской литературы Р.Спиллера, В.Л.ГТаррингтона, В.В.Брукса, С.С.Батурина, Я.Н.Засурского, дающие обобщающее представление о литературном процессе США и об эволюции национального характера в американской литературе, а также психологов и философов Г. Спенсера, О.Шпенглера, З.Фрейда, Ф.Ницше и других, исследующих различные аспекты межличностных взаимоотношений человека и вопросы взаимоотношений личности и общества.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые в данной
работе представлена попытка рассмотрения творчества Драйзера в качестве
единой художественной системы, включающей в себя ряд определенных
художественных моделей личности, обнаруженных нами в тексте.
Художественную систему образов писателя можно, на наш взгляд, обобщенно
представить в виде нескольких художественных моделей личности: «героя-
карьериста», гения, финансиста, личности преступника и личности, склонной к
совершению самоубийства. «Герои-карьеристы», изображены Драйзером не
только на примере молодых людей, стремящихся к успеху и обогащению, но и
женских персонажей, показанных писателем преимущественно в образе
«женщины-хищницы». Отмечено, что художественная модель личности
финансиста и гения представлена исключительными личностями, которые
оказались более восприимчивыми к ощущению противоречия общественных
норм и естественных потребностей человека. В диссертации впервые
выделяется художественная модель преступной личности в ходе анализа
персонажей, совершивших противоправные деяния не только вследствие
психологических особенностей, но и под влиянием жизненных обстоятельств.
В работе дается оригинальная трактовка типа личности, склонной к
самоубийству, представлена типологическая система образов,

характеризующая данный тип личности. Выявлены и рассмотрены художественные средства создания художественной модели личности.

10 Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что ее результаты существенно расширяют и углубляют представление о типологическом своеобразии художественных моделей личности в творчестве Драйзера. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке учебников и чтении лекций по зарубежной литературе рубежа XIX - XX веков.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Драйзер создал в своем творчестве различные художественные модели личности, которые объединяют такие личностные характеристики, как эгоцентризм и индивидуализм, что в определенном отношении является порождением «философии успеха», весьма популярной в американском обществе к. XIX - н. XX вв.

  2. Личность в произведении Драйзера вынуждена вести борьбу за возможность реализовать свои желания, но, осуществив их, личность либо трагически погибает, либо утрачивает духовность. В исследовании вопроса эгоистических желаний личности писатель во многом следовал идеям А.Шопенгауэра. Драйзер «препарирует» личность гения и финансиста, объясняя безнравственные поступки исключительной личности потребностями творческой натуры, более подверженной влиянию желаний и страстей.

  1. В создании художественной модели личности, склонной к суициду, Драйзер также опирается на идеи Шопенгауэра, соглашаясь с мыслителем в том, что личность зачастую решается на самоубийство потому, что не может отказаться от желаний и страстей, которые как раз и разрушают личность.

  2. Писатель исследует самоубийство как социальное явление, в русле современной социологии считая суицид не столько «частным делом», сколько «болезнью цивилизации», во многом обвиняя общество в расцвете суицида. Он исследует психологический тип личности, способной к

самоубийству. Теодор Драйзер изображает несколько «типов» суицидальных личностей; а именно: личностей, совершивших «мотивированный суицид», вызванный состоянием длительной психической депрессии; личностей, способных на суицид-шантаж; личностей, решившихся на суицид, обусловленный чувством вины перед близкими людьми или обществом. Специальное внимание писатель уделяет исследованию суицидального порыва «психически разбалансированной» личности.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры зарубежной литературы и художественной культуры Башкирского государственного университета. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на научно-практических конференциях по проблемам филологии в г. Бирске (2005, 2006 гг.), на научной конференции Башкирского государственного университета в г. Уфе (2007 г.). По материалам диссертации опубликованы статьи.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего в себя 215 наименований. Общий объем диссертации 195 страниц.

Художественная модель «героя-карьериста» в творчестве Т.Драйзера

Теодор Драйзер (1871 - 1945) обращался к исследованию проблемы личности в своем художественном и публицистическом творчестве, в рамках которого попытался изучить антиномию «личность и общество». Интерес к данной теме писатель сохранял на протяжении всей жизни, что особенно ярко прослеживается в контексте его романного творчества. Драйзер, как справедливо отмечает в своей статье Р.П.Уоррен, являлся литературным гением, в круге интересов которого находились все вопросы, связанные с сущностью человеческой личности и успеха: «Произведения этого гения охватывали две основные темы своего времени, связанные между собой, -природу успеха и природу человека». [134, с.356] Эти две линии художественного исследования Драйзера тесно взаимосвязаны и находят свое, пожалуй, самое полное выражение в романах писателя, посвященных сущности успеха как одной из основополагающих категорий американского общества начала прошлого века. Как нам представляется, именно эти аспекты творчества Драйзера являются стержневыми в его художественной системе.

Писатель самостоятельно изучал труды современных ему психологов, философов, не оставляя без внимания наследие философской мысли прошлого, а также проявлял интерес к некоторым проблемам современных естественных наук. Так, Драйзер увлекся популярными на рубеже XIX-XX вв. теориями социал-дарвинизма и позитивизма. В русле означенных интересов писателя лежало его стремление к обобщению и выявлению общих законов развития бытия в целом и человека в частности.

Воспринимая окружающую действительность как некую целостность, опираясь на идею универсальности законов развития, писатель создает сложную философскую концепцию, в которой главное место отводится человеку и его взаимоотношениям с обществом. Личность была в центре внимания Драйзера, чье «сердце волнуют страдания людей». [146, с. 707]

Именно этот факт позволяет говорить о гуманистической направленности его произведений. У писателя, по мнению М.О.Мендельсона, была способность «не только правдиво и с большой точностью запечатлевать факты жизни, но и всей душой воспринимать чувства, внутренний мир людей, жить их страданиями, лепить живые, правдивые, индивидуализированные образы». [79, с. 15]

Интерес писателя к вопросам личности был обусловлен, с нашей точки зрения, несколькими причинами. Одним из основополагающих факторов, в данном случае, необходимо назвать историко-культурологическую обстановку, которая сложилась в общественной жизни Западной Европы и США рубежа XIX-XX вв. Новое время, с точки зрения отечественного культуролога В.Розина, представляет собой «период не только дальнейшего оттеснения на задний план христианской религии и экспансии рационализма «в лице» точных (естественных) наук и инженерии, но и становления единой европейской культуры». [138, с. 89] В данном случае, вероятно, целесообразно говорить не только об единой европейской культуре, но об европейско-американской культуре как явлении особой культуры нового времени.

Нужно отметить, что еще в эпоху Возрождения перед человечеством встала проблема о возможности или невозможности свободы личности, о проявлении волеизъявления личности, об абсолютной детерминированности ее поведения и осознания этого человеком. Другая важнейшая проблема, осознанная несколько позже, состояла в том, что людям необходимо было понять, в каком отношении самостоятельное поведение личности восходит к социуму и культуре. «В новоевропейской философии, - пишет Р.Г.Апресян, -во многом под влиянием теорий естественного права и в русле идей либерализма... складывается понятие свободы как политико-правовой автономии гражданина. В таком понимании свобода противопоставляется разнузданности и беспредельной самостийности воления... Свобода, понимание которой ограничено только представлением о личной независимости, самовольности и неподзаконности, легко («свободно») проявляет себя в безответственности, равнодушии, эгоизме, чреватыми анархическим бунтарством - отменой всякого закона, стоящего над индивидом, а в перспективе и тиранией, то есть самочинным возведением единичной воли в ранг закона для других». [6, с. 502] Попытка осмысления свободы и несвободы личности, на наш взгляд, и является тем краеугольным камнем, который был заложен не только в основу философии Нового времени, но и определил пути развития общества, что не могло не отразиться в художественном творчестве Драйзера.

И. Кант, некоторые идеи философии и эстетики которого были близки Драйзеру, [84, с. 5] в «Основоположении к метафизике нравов» и в «Критике практического разума» подходит к решению данного вопроса. Он убежден, что понятие личности связано с проблемой ее самостоятельного или несамостоятельного поведения. Личность, по Канту, - это не только свобода, но и ограничение ее, то есть подчинение самостийного поведения разуму и морали, за которыми просматривается европейская философия, право и благополучие европейского человечества. Представляется возможным отнести данное определение и к личности американца, мировоззрение которого во многом формировалось под влиянием европейских канонов поведения. «Две вещи, - пишет Кант, - наполняют душу всегда новым тем более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне... Второй начинается с моего невидимого Я, с моей личности, и представляет меня в мире, ... бесконечно возвышает мою ценность как интеллигенции через мою личность, в которой моральный закон открывает мне жизнь, независимую от животной природы...» [60, с. 729-730] Однако, как верно отмечает в своем исследовании В.Розин, общечеловеческие ценности под влиянием технического прогресса претерпели существенные изменения, что не могло не сказаться на психологии человека. Культуролог считает, что «как только ощущение единого Европейского человечества (культуры) стало ослабевать, что было вполне объективным, вера в разум, мораль и свободу личности стали предметом острой критики и даже отрицания». [138, с.91] Можно сказать, что на американской почве подобные умонастроения, характеризуемые как «закат Европы», также имел место, однако современного Драйзеру американца более интересовал не уходящий в прошлое европейский мир с его традиционными ценностями, а новое самосознание личности нового времени на материале американской действительности рубежа XIX-XX вв.

Типы финансиста и «гения» в творчестве Т.Драйзера

Драйзер в художественном ключе исследует художественную модель творческой личности и личности дельца в своих произведениях. Писатель акцентирует внимание на исключительности талантливой личности, как в сфере творчества (образ Юджина Витлы в романе «Гений»), так и в сфере финансов (образ Фрэнка Каупервуда в «Трилогии желания»).

В философско-эстетической системе писателя, равно как и в его художественном творчестве, важное место отводится проблеме искусства. Этой теме Драйзер посвятил ряд публицистических работ, таких, как статьи «Жизнь, искусство и Америка», «Художник слова в Америке» и другие. В художественном плане проблема искусства в той или иной степени отражена в романах «Сестра Керри», «Оплот», в «Трилогии желания», а в романе «Гений» данная проблема является центральной.

Рубеж XIX и XX веков ознаменовался приходом критического реализма не только в литературу, но и в искусство в целом. Натурализм и реализм прокладывали путь в американское искусство в нелегкой борьбе с уходящим в прошлое романтизмом. Особенно ярко данный процесс проявился в художественной литературе и изобразительном искусстве. Живописцы, как и художники слова, обратились к проблемам реальной жизни, предпочитая темы и сюжеты повседневности. Здесь можно назвать имена Уинслоу Хомера и Томаса Эйкинса, которые явились «основоположниками американской реалистической школы живописи» и «обогатили жанровую живопись углубленным исследованием духовного мира человека». [85, с. 55]

Теодор Драйзер был близок к собратьям по искусству в выборе художественного метода. Он осмысливал проблемы искусства в аспекте противопоставления талантливого человека и среды, детально анализируя психологический контекст данного противостояния. Возможно, подобный подход обусловливался автобиографической основой. Писатель, опубликовав первый роман «Сестра Керри» в 1900 году, оказался отвергнутым как издателями, так и многими критиками. Драйзер пережил судебные преследования, запрет книги. Несмотря на то, что «Сестра Керри» «оказывается одним из лучших его творений» [81, с. 3], Драйзер испытал сильное душевное потрясение, вызванное неприятием творчества писателя лицемерным обществом, что привело писателя к глубокой депрессии.

Самому писателю были понятны духовные муки художника, чье творчество отринуто, а личность унижена. Подобное отношение к творческой личности, вероятно, было характерным для американского общества прошлого столетия, поскольку, по словам У.Фолкнера, «Америке не нужны художники, потому что в Америке они не идут в счет; художники занимают в американской жизни не больше места, чем работодатели авторов, работающих в штате иллюстрированных еженедельников» [131, с 198] Это неприятие и толкает, по мнению Драйзера, художника на преступления, в том числе и нравственные. В данном случае целесообразно говорить о преступлениях особого рода, преступлениях против своей сущности, когда талантливый человек вынужден уступить довлеющему над ним общественному мнению, чтобы приобрести благосостояние или просто выжить. Этот аспект проблемы психологии творческой личности носит, на первый взгляд, ярко выраженную социальную окраску. Однако в данном случае целесообразнее рассмотреть вышеназванный аспект в психологическом ключе, то есть проследить духовную трансформацию личности художника, вынужденного решить следующую дилемму. Либо он подчиняется социальному заказу и получает материальную выгоду, но теряет свой талант, либо противостоит обществу, доказывая и отстаивая свое право на самостоятельное творчество, не подчиненное общественным интересам.

Кроме этого, Драйзер указывает на неординарность личности гения, которая выражается в стремлении к полной свободе, в том числе и нравственной. Часто этот порыв приводит к отрицанию моральных норм и, соответственно, к нарушению этических законов. Исследуя сущность психологии творческого человека, Драйзер заостряет внимание на аспекте противостояния творца и общества. Сам автор оправдывает своих героев, способных противостоять общественному мнению. Так Драйзер с симпатией и пониманием описывает нравственные искания молодого и талантливого художника - Юджина Витлы в романе «Гений». Взгляды писателя на сущность гениальной личности, вероятно, сформировались под явным влиянием теории сверхчеловека Ф. Ницше. Доказательством этого, на наш взгляд, служит тот факт, что Драйзер называет Фрэнка Каупервуда - гениального финансиста, чья деятельность описана в «Трилогии желания», сверхчеловеком. Писатель даже называет XX главу второго романа трилогии «Титан» «Человек и сверхчеловек».

По представлениям писателя, искусство являет собой род иллюзий, которые помогают человеку адаптироваться к жизни в агрессивном окружающем мире и найти некую гармонию. В эстетической системе Драйзера, как отмечает в своей монографии Е.А. Морозкина, большое значение приобретает понятие иллюзии. [85, с. 72] Человек, по мнению писателя, защищен от жестокости окружающего мира разного рода иллюзиями, которые позволяют ему не терять интерес к жизни. Разочарование же и утрата иллюзий приводит к деградации и гибели личности. Юджин Витла - герой, который «вступает в жизнь приблизительно с теми же чаяниями, с какими начинал свою литературную деятельность сам Драйзер» [4, с. 327], одержим одной иллюзией, определяющей всю его жизнь - иллюзией искусства. Он с детства отличался от сверстников, сочетая в своем характере способность трезво рассуждать и оценивать окружающих людей и действительность с отстраненной мечтательностью будущего художника. Юджин «таил свои чувства, но в нем кипел протест против всего заурядного, словно раскаленная лава в кратере вулкана, который время от времени зловеще дымится». [200, т. 6, с. 11] Родители не понимали своего сына, стремящегося к уединению и созерцанию красоты окружающего мира, для них он был «странный мальчик», /там же/ И хотя утонченность в понимании прекрасного Юджин перенял от матери, под внешней сдержанностью которой «скрывалась поэтическая натура» [200, т. 6, с. 5], молодой Витла был одинок и не понят. Но у него была мечта - иллюзия, в погоне за которой он стал талантливым художником, гением, как определяет его сам автор. Его мечта заключалась в стремлении к свободному творчеству и самовыражению посредством живописи. Возможно, подобная мечта владела и самим писателем. Так, по словам Р.Дьюффуса, «искусство, которому он [Драйзер] служил так торжественно и преданно, как истощенный аскет-священник, преклоняющий колена среди свечей с колеблющимся пламенем, стало для него накопленным медом человеческой души, собранным страданьем и трудом». [44, с. 338] Таким образом в романе проявляется характерная для творчества Драйзера тема желания, всепоглощающей страсти. В исследовании вопросов эгоистических желаний личности писатель во многом следовал идеям А.Шопенгауэра, по свидетельству биографов, Драйзер впервые познакомился с воззрениями А.Шопенгауэра в конце XIX столетия, во время интенсивной работы над романом «Сестра Керри». Как отмечает Е.А.Морозкина, «на протяжении следующих, примерно, двух десятилетий его интерес к трудам и идеям этого философа не ослабевал», [85, с. 101] что позволяет говорить, по нашему мнению, о значительном влиянии философии Шопенгауэра на творчество Драйзера.

Исследование личности преступника в творчестве Т.Драйзера

В своих произведениях Драйзер исследует ситуации, в которых его герои заключают противозаконные сделки, совершают финансовые и уголовные преступления, нарушают нормы морали и совершают самоубийства. Писатель анализирует психологическое состояние личности, преступившей закон. Отличительной особенностью в изображении преступной личности в произведениях Драйзера является то, что писатель исследует побудительные мотивы преступления, детально анализирует процесс «падения» личности, а также задается вопросами возмездия за содеянное.

Драйзер известен как автор социально направленных произведений. Действительно, писатель создавал не только художественные произведения, посвященные актуальным проблемам современности, но и многочисленные публицистические очерки и статьи. Драйзер был известен как человек, имеющий активную жизненную позицию, откликающийся на социальные проблемы. В своих произведениях он не мог обойти вниманием социальные вопросы, остро встававшие перед американской общественностью рубежа XIX и XX вв.

В публицистических статьях Драйзер обращается к социальному аспекту преступной личности. В статьях, посвященных проблеме преступления, таких, как «Преступность и ее корни» (1931), писатель отмечает тот факт, что преступления часто объясняются средой, из которой выходит большинство преступников. В поисках материала для подобного рода статей Драйзер, по словам С.С.Батурина, «не боялся по ночам бродить среди пьяниц, наркоманов и проституток...». [9, с. 141]. Современная писателю экономика, характерная для бурно развивающейся капиталистической страны, также, по его мнению, «способствует увеличению количества преступлений против собственности» [38, с. 117]. Так, следуя основным принципам позитивизма и социал-дарвинизма, Драйзер рассматривает преступность и преступника как порождение социума. Особенности исторического развития Америки и социально-экономическая ситуация провоцирует, по мнению писателя, рост преступности в стране. Определяющим фактором, во многом, в совершении преступления, с точки зрения Драйзера, становится некая общественная установка, определяемая писателем, как «страсть к вещам». «Истинным психозом, - как отмечает писатель в очерке «Преступление и его корни», -становится страсть к вещам... и одержимые этой страстью люди неистовствуют, стремясь приобретать как можно больше - пусть без надобности, пусть противозаконным путем, но лишь бы больше... многие, проникшись идеями процветания, но не имея денег для их осуществления, прибегают к единственному выходу - приобретают собственность незаконными путями». [38, с. 206-207].

Растущий уровень безработицы и тяжелые условия труда заставляет людей искать иные пути обеспечения достойной жизни, очень часто преступные. Драйзер обвиняет общество, которое тратит миллионы долларов на борьбу с преступностью, в том, что оно способствует развитию криминализации. Писатель выделяет три основные причины преступности в США: низкий уровень среды, из которой вышли преступники, умственная ограниченность и недостаток средств. Он говорит о том, что очень часто молодые люди не могут позволить себе вести тот образ жизни, который они хотели бы, их честный труд скудно оплачивается, и у них не остается иного выхода, как пойти на преступление. Кроме того, преступники в большинстве своем люди интеллектуально ограниченные, ими часто пользуются более умные и изворотливые преступники, которые, как правило, не несут наказания за свои деяния.

Сам институт наказаний в американском обществе далеко не совершенен. Драйзер отмечает, что «американские тюрьмы... - это не средства борьбы с преступностью, а рассадники преступлений» [38, с. 123]. В американских тюрьмах много молодых людей, в первый раз получивших наказание за свои преступления, а их часто помещают вместе с преступниками 105 рецидивистами, которые передают негативный опыт следующему поколению. В общественном институте, призванном исправлять преступников, царит беззаконие. Взяточничество тюремных охранников и произвол в межличностных отношениях создают атмосферу озлобленности и способствуют рецидиву преступлений. Кроме того, преступник, отбыв наказание, вновь возвращается в общество, которое абсолютно равнодушно к его судьбе. Он превращается в отвергнутого члена общества, вынужденного в данном случае вновь совершить преступление, чтобы иметь возможность существования.

Размышляя над этой проблемой, Драйзер приходит к следующим выводам. Во-первых, преступность является следствием экономических противоречий в обществе Соединенных Штатов; во-вторых, уровень преступности может быть уменьшен, но для этого не годны те методы, которые применяются в стране. Наказание преступников часто ведет к противоположным результатам, вызывая волну рецидивных преступлений. «Истинный смысл наказания, - как отмечает писатель, - должен заключаться в перевоспитании преступников» [38, с. 126], в заботе о людях, которые нуждаются в социальной реабилитации.

Драйзер предлагает усовершенствовать экономическую систему страны, чтобы иметь возможность более справедливо распределять прибыли, и строго карать взяточничество чиновников на всех уровнях. Выполнение этих двух условий, по его мнению, сведет преступность к минимуму. «Выход, - как видит его Драйзер, - в реорганизации общества на основе равенства, в справедливой оплате труда и перевоспитании правонарушителей или, если это невозможно, пожизненной их изоляции». [38, с. 209]. Существующая система распределения благ «естественна для диких джунглей, но неуместна в организованном обществе» [40, с. 126], это наиболее тяжкое преступление, поскольку противоречит главному праву, оговоренному в американской конституции -праву «на поиски счастья» и ведет в конечном итоге к захвату и уничтожению законной собственности. Главные преступники, с точки зрения писателя, - это те, кто стоит у власти, «капиталисты, которые не только дерут с нас за все втридорога, но и совершают чудовищные преступления против общества» [38, с. 209], те, кто правит обществом, создавая миллионные состояния ограниченному кругу людей, тогда как большинство людей вынуждено влачить жалкое существование.

Похожие диссертации на Художественные модели личности в творчестве Т. Драйзера