Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема личности в творчестве Г. Исхаки Шагбанова Хабиба Садыровна

Проблема личности в творчестве Г. Исхаки
<
Проблема личности в творчестве Г. Исхаки Проблема личности в творчестве Г. Исхаки Проблема личности в творчестве Г. Исхаки Проблема личности в творчестве Г. Исхаки Проблема личности в творчестве Г. Исхаки Проблема личности в творчестве Г. Исхаки Проблема личности в творчестве Г. Исхаки Проблема личности в творчестве Г. Исхаки Проблема личности в творчестве Г. Исхаки Проблема личности в творчестве Г. Исхаки Проблема личности в творчестве Г. Исхаки Проблема личности в творчестве Г. Исхаки
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шагбанова Хабиба Садыровна. Проблема личности в творчестве Г. Исхаки : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.02.- Казань, 2005.- 318 с.: ил. РГБ ОД, 71 06-10/123

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Формирование просветительской концепции личности в творчестве Гаяза Исхаки . 24

1.1. Основные этапы становления Г. Исхаки как писателя и политического лидера 24

1.2. Джадидисткие идеалы писателя в раннем творчестве и публицистике писателя 46

1.3. Исхаки - «тангчы» (1905-1911). Общественно-гражданская позиция в раннем творчестве 69

Глава 2. От концепции просвещенного человека - к идее прогресса нации, от героя-идеи к полноценной реалистической концепции личности 85

2.1. Исхаки о своеобразии национального мира. Развитие принципов отбора, изображения и оценки жизненного материала в художественном творчестве (1912-1918) 85

2.2. Герои «перепутья» в произведениях Исхаки. Психоанализ в романе «Мулла бабай» 120

2.3. Тема "маленького человека" в рассказах Исхаки 135

Глава 3. Проблема личности, свободы и равноправия женщины в творчестве Исхаки 150

3.1. Женский идеал писателя. Протест против патриархальности в семье 150

3.2. "Диалектика души" в романе "Нищенка" 179

3.3. Трагедия "Зулейха" - "обвинительный акт старому режиму". 190

Глава 4. Творчество Исхаки в эмиграции (1919-1954). Художественная концепция патриотизма 203

4.1. Усиление реалистического направления в творчестве Исхаки. Проблема личности в соотнесении с судьбой Родины и народа 203

4.2. Художественное мастерство Исхаки в изображении героев .226

4.3. Концепция личности в творчестве Г. Исхаки и художественно философские поиски татарской литературы 251

Заключение 282

Библиография

Введение к работе

Начало XX века можно назвать одним из периодов высоких достижений в истории татарской литературы, связанных с именами таких ее классиков, как Габдулла Тукай, Фатих Амирхан, Галимджан Ибрагимов, Фатих Карими, Дардменд, Сагит Рамеев, Маджит Гафури, Шейхзада Бабич, Хади Такташ и др. Каждый из этих писателей неповторим и уникален, В их творчестве проявились особенности общественной жизни татарского народа в начале XX века, особенности политической, социальной, культурной жизни общества.

И в этом ряду как писатель, мыслитель, философ, политический лидер ведущее место занимает Гаяз Исхаки (1878 - 1954). Изучение его многогранной творческой личности, проявляющей себя в литературных произведениях через образ автора, суть созданных характеров и отношение к ним, в его деятельности как литературного критика, редактора, публициста, политика позволяет увидеть и понять самый центр национальной духовной и социальной жизни важнейшего этапа, многими нитями связанного с современностью. Другой аспект проблемы личности - ее решение писателем через образ литературного героя. Многообразие и глубина художественной разработки характеров в прозе и драматургии Исхаки позволяет говорить о наиболее масштабном на сегодняшний день воплощении им в искусстве народного национального типа. И в этой области изучение проблемы личности оказывается социально и эстетически значимым, позволяет увидеть как важнейшие векторы развития татарской литературы, так и направления духовного и социального движения народа Проблема личности оказывается эстетическим, нравственно-философским и социально-психологическим центром, требующим специального и всестороннего изучения. В теоретическом плане — вследствие ее почти абсолютной неизученности, в историко-литературном — так как все уровни содержания и формы художественного творения обусловлены взглядами писателя на личность и в свою очередь формируют характеры, воплощающие эти взгляды. Личность творца, литературные характеры и эстетические формы их воплощения — три важнейшие составляющие единого проблемного поля нашего исследования. Они связаны друг с другом не иерархически, а по принципу взаимодополнения и взаимообусловленности.

Материал, на котором требуется решать обусловливаемые проблемой вопросы — все многообразие литературно-художественных, публицистических, философских работ Исхаки, в соотнесении с теми произведениями, работами, высказываниями татарских писателей первой трети XX века, иных авторов, которые способны прояснить своеобразие творческой личности Исхаки, особенности характеров его героев, вклад Исхаки в татарскую литературу.

Не вызывает спора тот факт, что человек как личность воспитывается в определенных общественных условиях, в специфической национальной, культурной среде. Каждая эпоха формирует свою личность, характерные черты которой отчетливо вырисовываются на фоне социальных противоречий времени. Главными факторами, характеризующими уровень развития личности человека, являются его философские, социальные, эстетические, этические взгляды, имеющие важное общественное значение. В свою очередь анализ личностного фактора как ничто другое позволяет понять содержание общественной жизни изучаемого периода.

До сих пор еще ни в науке, ни в искусстве не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения или объяснения этого понятия. Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное литературное поле, что вполне закономерно: понятие личности относится к числу сложнейших.

Личность, ее предназначение всегда интересовала писателей, уделявших этому вопросу большое внимание. "Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего, ко всему, кроме пущенного в оборот алтына", - замечал М Щедрин1. "Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший - который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих четырех основ, мотивов деятельности - все различие людей, вся музыка характеров", - писал Л. Толстой2.

Н. Чернышевский отмечал следующее: "Во всем чувственном мире человек - самое высшее существо, потому что человеческая личность есть высшая красота в мире, доступном нашим чувствам, и все другие степени существующего в нем имеют значение прекрасного только в той степени, в какой намекают на человека и напоминают о человеке"3.

"Превосходная должность - быть человеком на земле", - писал М Горький. Но человек только тогда оправдывает свое высокое и славное наименование, когда он занят трудом, полезным для общества, когда он прокладывает пути во имя благосостояния народов. Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства. Надо много пережить, чтобы стать человеком.

Исследование проблемы личности составляет весьма существенный пласт в татарской литературе. Художественная идея (концепция авторов), присутствующая в произведениях писателей, включает в себя и направленную интерпретацию, и оценку авторами определенных жизненных явлений, и воплощение философского взгляда на мир в его целостности.

Постановка вопроса в таком ракурсе требует огромного усилия со стороны исследователя, ибо проблема личности - это не только проблема литературно-эстетическая, но, прежде всего, -общефилософская. Вместе с тем при обращении к ней открываются новые возможности для научного анализа в сопоставительном плане.

Изучения литературных характеров и обстоятельств, условий, в которых они себя проявляют, анализ эволюционирующего образа автора в творчестве художника, соотнесение литературно-художественных факторов с деятельностью писателя в иных сферах социальной жизни — все это в совокупности позволит приблизиться к пониманию его личности, воззрений на личности современников, поможет разобраться в сути исследуемого материала.

Движение татарских писателей начала XX века имело крупное общенародное значение и представляло собой важный этап в развитии татарской общественной мысли и эстетики. Они отражали в своих произведениях новые тенденции в социально-экономической и политической жизни татарского народа, духовные поиски современников, существенно обогатили арсенал художественной образности татарской литературы, ее жанрово-стилевую структуру.

Г. Исхаки, Г. Тукай, Ш. Камал, Ф. Амирхан и другие писатели сыграли исключительно важную роль в духовном возрождении татарского народа, в том, что в обществе зародилось стремление к лучшей жизни и сознание человеческого достоинства. Их гуманистические мысли не только не потеряли своего значения и ценности с точки зрения духовно-нравственного обогащения человека, но и приобретают новое содержание в нашем изменяющемся мире.

Особенно это касается творчества Гаяза Исхаки, чье имя в советский период было подвергнуто забвению. В связи с эмиграцией писателя до начала девяностых годов XX века произведения Г. Исхаки на родине не печатались, статьи, книги о его творчестве не издавались. В настоящее время в это верится с трудом, поскольку сегодня Г. Исхаки воспринимается бесспорным классиком татарской литературы. Безусловно, Гаяз Исхаки - это человек, который своей жизненной позицией доказал, что является личностью с большой буквы.

В конце XX века общественность буквально повернулась лицом к творчеству Г. Исхаки. Настоящий бум по исследованию жизни и творчества писателя начался после объявления Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан. Общественное сознание созрело до понимания эстетических достоинств художественного наследия Г. Исхаки. В журналах «Казан утлары» («Огни Казани»), «Мирас» («Наследие»), «Свембикэ», «Татарстан», «Ялкын» («Пламя»), «Идель» («Волга»), почти во всех газетах стали печататься сочинения писателя. Стали публиковать статьи, заметки о его творчестве, печатать материалы, хранящиеся в архивах страны и за рубежом. Как отмечает Б. Султанбеков: «Первые подвижки на пути к возвращению Исхаки в культурный арсенал народа были предприняты на раннем этапе перестройки И. Нуруллиным, продолжены Ф. Мусиным, X. Миннегуловым, Ф. Галимуллиным, М. Сахаповым и др. И вот в 1997 году состоялось полномасштабное возвращение творчества великого писателя своему народу. Таким событием стал выход в свет на татарском языке сразу трех книг-монографий академика Ф. Мусина «Гаяз Исхаки» и дилогии известного литературоведа М. Сахапова «Творчество Исхаки» и «Исхаки и татарская литература XX века». Авторы, привлекая многие еще не введенные в научный оборот материалы, включая и возвращенный в Татарстан при содействии Президента М. Шаймиева личный архив писателя, дают наконец-то всестороннее описание общественно-политической и литературной деятельности великого сына татарского народа»1.

Сафия ханум Имре, турецкий ученый-философ, привезла личный архив Г. Исхаки и 9 июня 1997 года передала его Президенту Республики Татарстан Минтимеру Шаймиеву. Это создает более благоприятные условия для тщательного научного изучения творчества великого татарского писателя. Период публицистических «разоблачений» советского этапа истории татарской литературы, равно как и «ниспровержения» былых литературных генералов, по-видимому, завершился или завершается. Начинаются поиски новых подходов в понимании тех сложных глубинных процессов, которые определяли пути отечественной словесности трагического для татарского и других народов России XX столетия.

Был переиздан политический трактат Г. Исхаки о государственном устройстве под названием «Идель-Урал» («Волга-Урал»). Защищены несколько кандидатских2 и одна докторская1 диссертации. О жизни и творчестве Г. Исхаки изданы монографии М. Сахапова «Творчество Исхаки» (1997), «Исхаки и татарская литература XX века» (2002), Ф. Мусина «Гаяз Исхаки: жизненный путь и творчество» (1998 г.), X. Миннегулова «Исхаки в эмиграции» (1999 г.). Р. Танеева издала программу спецкурса для студентов по творчеству Г. Исхаки2.

Академия Наук Республики Татарстан провела научно-практическую конференцию, посвященную 120-летию Г. Исхаки. Научные доклады были посвящены политическим, эстетическим, педагогическим, просветительским взглядам Г. Исхаки. Был охвачен и зарубежный период жизни писателя. Материалы научно-практической конференции были опубликованы в сборнике: «Гаяз Исхаки и татарский мир» в издательстве «Фикер» («Мысль») в 2000 году. Эстетические и художественные аспекты творчества писателя частично были рассмотрены в монографиях А.Г. Махмутова и Ф.К. Баширова3.

Однако до сих пор концепция личности в творчестве Г. Исхаки не была объектом специального изучения, хотя и были затронуты отдельные вопросы, близкие к этой проблематике. Досадно, что сегодня при всем обилии информации, часто упускаются из виду такие важные вопросы, как позиция писателя к идейно-эстетической борьбе своего времени, резонанс, который вызвало конкретное произведение, эстетическая дистанция, которая отличала авторский замысел от общепринятых (в рамках данной культурной традиции) норм и жанрово-тематических канонов и т.д. Все еще без достаточного внимания остается диалогический характер творчества писателя, адресат его литературной деятельности, его читательская публика и критики, литературное обозрение, от чьих оценок прямо или косвенно зависит дальнейшая судьба писателя. В результате затруднительным становится и анализ определенного произведения в соответствующем литературном ряду, - необходимый для определения его исторического места и значения в контексте литературного опыта, и полноценное осмысление всего творческого наследия Г. Исхаки - объективная оценка его эстетической и культурной значимости.

На наш взгляд, только разностороннее рассмотрение проблемы личности в творчестве Г. Исхаки как центрального, важнейшего вопроса исследования даст возможность полностью раскрыть своеобразие его художественного мира, понять специфику литературно-эстетических взглядов, выразить основную суть эстетического идеала писателя, показать органическую связь поисков художника с духовным и социальным поиском современников. Именно в творчестве Г. Исхаки была с наибольшей реалистической правдивостью и силой показана жизнь татарского народа, представляя новый этап в понимании народной жизни, в ее художественном отображении, новые принципы отношения к нему. Все это ставило писателя в положение участника народной жизни, разделяющего вместе со своими героями их радости и печали. Все вышесказанное определяет необходимость монографического изучения концепции личности в творчестве Исхаки.

Актуальность данного исследования также заключается в том, что в существующих работах не освещались или не полно отражены такие аспекты художественного мира Исхаки, важные для понимания его своеобразия, как просветительские, национально-патриотические идеалы писателя, усиленное его внимание к проблеме маленького человека, к вопросам семьи, к судьбе татарской женщины, взгляды на роль отдельной личности в истории. Рассмотрение проблемы личности в творчестве Г. Исхаки во многом расширяет представления о его художественном наследии, дает возможность глубже раскрыть его литературно-эстетические взгляды. Без этого выйти к принципиально новому в областях интерпретации и типологизации творческих открытий писателя становится все труднее.

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является теоретический, научный анализ художественных произведений, публицистических и литературно-критических статей Г. Исхаки в аспекте проблемы личности, поставленной в его сочинениях, и с точки зрения самореализации писателя как творческой личности во всех многообразных формах ее проявления. Необходим поиск ответа на вопросы: "Какова была концепция личности, героя в татарской литературе начала XX века и какова была концепция личности в художественном наследии Г. Исхаки?" Ответ будет найден только в том случае, если будет проведен серьезный сравнительный анализ сочинений Г. Исхаки с произведениями таких ведущих художников слова, как М. Гафури, Г. Тукай, Дардменд, С. Рамиев, Н. Думави, Г. Камал, Ш. Камал, Ф. Амирхан и др. Ответы на вопросы: "Что общего было в характерах героев, личностей, изображенных в сочинениях этих писателей?" и "В чем отличительные, характерные черты творческих личностей этих писателей?" позволят нам выяснить основные тенденции развития литературной жизни в начале XX века, дадут возможность достоверно представить целостную картину художественного мира Исхаки.

В данной работе ставятся и решаются следующие задачи:

Выявление эстетического идеала Г. Исхаки через анализ личности и особенностей изображенной в его творчестве эпохи, ее представителей, характеров современников.

Определение жизненно важных факторов, сыгравших ведущую роль в формировании литературно-эстетических, общественно-политических взглядов Г. Исхаки, в становлении писателя как личности.

Научный анализ взглядов Г. Исхаки об обществе, эпохе, личности человека, его идей о государственном устройстве, путей их реализации в художественном творчестве, особенно в социально-философских и исторических произведениях.

Выявление особенностей духовного проявления личности в его художественных произведениях различной жанрово-родовой принадлежности. Уточнение типологии героев в творчестве Исхаки, обновление представлений о характер и пути его творческой эволюции от просветительского идеала личности к реалистическим методам обрисовки полноценных образов и характеров.

Исследование взглядов Г. Исхаки о нравственном совершенствовании личности, принципах воспитания и обучения, о свободе и равноправии женщины, осуществляемое в сопоставлении различных способов их воплощения как в художественных произведениях, так и в иных формах многогранной деятельности Исхаки.

Сравнительный анализ художественно воплощенной концепции личности в произведениях Г. Исхаки, Г. Тукая, Дардменда, С. Рамиева, Ш. Камала, Г. Камала, М. Гафури, Н. Думави и др., выявление тесной связи характера личности в творчестве с личностью самих писателей, с сутью и формами проявления их эстетического идеала.

Методологическую основу исследования определяет принцип объективности и историзма в изучении литературы. Он обусловлен опорой на филологический анализ художественного творчества, дающий основание для обобщений, касающихся социально-политических, философских, нравственно-этических взглядов писателя. Основными методами анализа являются сравнительно-исторический, описательный и типологический. Они используются комплексно и ориентированы на изучение сердцевины художественного мира писателя, его идейно-образной системы, поэтики, которая собственно и является формой воплощения взглядов писателя на проблему личности. Такой подход позволяет заново выстроить типологию характеров и конфликтов Исхаки.

Методологически важным является определение литературоведческого аспекта вопроса. Проблема личности является предметом изучения для социологов, философов, психологов, политологов, педагогов. Автономность ее литературоведческого изучения является ограниченной. Посильный учет концепций личности, сформированных в смежных областях науки, является необходимым методическим принципом нашей работы.

В решении конкретных вопросов в рамках поставленной проблемы мы опирались на концепцию героя, разработанной в трудах М. Бахтина, Б. Томашевского, Л. Гинзбург, М. Храпченко, А. Синявского, А. Якобсона, А. Колобаевой и мн.др., основные положения теории литературы, философии и эстетики о развитии общества, о роли искусства, художественной литературы в жизни человека, правдивого изображения действительности в историческом плане.

Как уже отмечено выше методология исследования включает также в качестве важнейшего принцип сопоставительного изучения произведений Г. Исхаки в контексте его собственных поисков, в связи с развитием татарской и других литератур. По мнению А.М. Горького, осмысливавшего вопросы научной методологии, «метод исследования должен быть сравнительным, иначе это не метод»1.

Сравнение предполагает аналитические наблюдения над отдельными свойствами, признаками, качествами объектов, а также синтетическое исследование совокупности качеств и связей между объектами. Это позволяет придти к обобщениям и указанию действительно существенных признаков сходства или отличия явлений и фактов, характеризующих их как соположенные, противопоставленные или смежные части неких систем, в нашем случае - творчества Исхаки как эстетической целостности, с одной стороны, и татарской литературы, с другой. В результате уточняются представления о системах в целом.

«Сравнение не уничтожает специфики изучаемого явления (индивидуальной, национальной, исторической), напротив, только с помощью сравнения можно точно определить, в чем заключается эта специфика»1, - подчеркивает В.М. Жирмунский.

Теоретическую основу диссертации составили научные труды видных западноевропейских ученых-эстетиков и литературоведов. При анализе проблемы личности в творчестве Г. Исхаки подспорьем для работы явились труды Аристотеля, Г. Гегеля, Т. Лессинга, В. Белинского, Н. Чернышевского, Н. Добролюбова, Л. Толстого, Г. Плеханова, А. Луначарского, Е. Бертельса, М.Храпченко, А. Бушмина, Г. Ломидзе, В. Щербины, Л. Столовича, Ю Борева, С. Лармина, Б. Сучкова, С. Петрова, М. Кагана, Г. Поспелова, Л. Тимофеева, В. Муриана, М. Овсянникова, В. Скатерщикова, А. Дремова, И. Брагинского, А. йезуитова и др.

Естественно, научные труды видных татарских ученых были объектом пристального внимания. Теоретические размышления таких известных ученых как Г. Ибрагимова, Дж. Валили, МХайнуллина, Г.Халита, ХХосмана, И.Нуруллина, Н.Юзеева, А.Сайганова, М-Хасанова, Т.Галиуллина, Ф. Мусина, ААхмадуллина, Х.Миннегулова, Р.Нафигова, Ю.Нигматуллиной, А.Халикова, А.Каримуллина, Я.Абдуллина, А-Махмутова, МБакирова, Н. Хисамова, Ф.Хатипова, Р.Ганеевой, М.Сахапова, Р.Салихова и многих других послужили сильным толчком при исследовании проблемы личности в творчестве Г. Исхаки.

Теоретическая значимость исследования заключается также в том, что мы стремимся осмыслить один из ключевых вопросов творчества, предопределяющий важнейшие приметы художественного мира не только Исхаки. Поставленная в центр внимания проблема личности в соотнесении с исследованием взглядов художника и мыслителя на национальную судьбу позволяет охватить основной массив произведений писателя целостным последовательным анализом. Выработанная методология исследования помогает не упустить уникального в мире Исхаки-писателя, но работает также на ином художественном материале. Г. Исхаки оригинальный, но не единственный представитель направления национального философско-эстетического поиска, развитие которого продолжается.

Научная новизна работы.

Впервые в татарском литературоведении конкретно и объективно анализируется проблема личности в творчестве Гаяза Исхаки в качестве центрального научного вопроса, делается сопоставительный анализ героев Г. Исхаки и личности самого писателя, воплощаемой образом автора произведений и в иных формах.

Уточнена суть и продемонстрирована эволюция взглядов писателя об обществе, эпохе, личности человека, о государственном устройстве, о нравственном совершенствовании личности, принципах воспитания и обучения: от просветительства и социальной утопии до концепции личности патриота и борца за процветание своего народа. Выводы делаются на основе новых реалий в жизни нашей страны — на современном уровне достижений эстетики, теории литературы, философии, отечественной истории, педагогики и психологии. В ходе проведенной работы предложена собственная оценка воззрений, проявляющих Исхаки как личность, полученная беспристрастно и объективно, посредством анализа его литературного наследия. Филологическое исследование в данном случае, не вступая в противоречие с историко-социологическим, позволило точнее и объективнее оценить суть воззрений писателя на важнейшие для него вопросы, ставшие предметом непосредственного художественного и публицистического воплощения.

Творчество писателя рассмотрено всесторонне и комплексно. Уточнена и обновлена трактовка наиболее значимых прозаических и драматургических произведений писателя. Автобиографические мотивы творчества осмыслены как одна из форм проявления личности писателя, что позволяет утвердить эстетико-социальное значение творца слова не только как писателя, но и как политика, выдающегося реформатора, историка. Неповторимые черты проблематики и пафоса творчества писателя, также последовательно раскрыты в опоре на всесторонний анализ личности, изображенной в его произведениях. Типология героев Исхаки уточнена за счет изучения специфики воплощения писателем маргинальной личности, особого внимания к формам и целям психологического анализа, постоянного соотнесения позиции героя с воззрениями автора на цели и пути развития народного национального мира.

Впервые комплексно проанализированы подходы Г. Исхаки к изображению личности женщины, выяснены специфические особенности изображения писателем женских образов, выявлены отличия позиции писателя от мнений других литераторов, раскрыт через анализ воззрений на женский вопрос художественно-психологический мир автора.

На основе постоянной сопоставительной работы обоснована уникальность творческой индивидуальности Г. Исхаки, подчеркнута неповторимость художественных решений при изображении того или иного героя, человека - личности эпохи. Выделен особый вклад Г. Исхаки в эстетическую культуру татарского и других народов, отмечена самобытность мастера. Обосновано и подтверждено, что Г. Исхаки -основоположник реалистической прозы и драматургии в татарской литературе.

В первой главе нашего исследования раскрываются вопросы становления Исхаки как личности, художника слова и общественного деятеля. В этом процессе первоочередную роль сыграли просветительская, джадидисткая, социалистическая идеологии, которые были популярны в татарском обществе начала XX века.

В своей работе мы исходим из посыла, что поведение личности детерминируется не только положением человека, но и его прошлым жизненным опытом, что обуславливает потребность в обращении к биографии Г. Исхаки как к источнику формирования его литературных и политических взглядов.

Нами определено, что новаторство произведений Г. Исхаки дооктябрьского периода сказалось не только в их идейном содержании, но и в художественном раскрытии этого содержания. Развивая традиции татарской литературы, Г. Исхаки, на наш взгляд, внес нечто принципиально новое, порожденное событиями его эпохи. Внимание писателя обратилось, прежде всего, к человеку активной жизненной позиции, созидателю общественных ценностей, борцу за свободу и единение нации.

Во второй главе анализируется процесс эволюции общественных взглядов писателя под влиянием свершивпшхся революций в начале XX столетия и его отражение в жанрово-стилевых и проблемно-тематических особенностях произведений, эволюционирующем пафосе, определяющем состояние личности автора и суть изображаемых героев. В татарской литературе появляются герои «перепутья»1, своеобразные маргиналы, которые не могут определиться, как быть и с кем быть в данной сложной исторической ситуации. Наиболее полно и драматично смог изобразить таких личностей Г.Исхаки в своих произведениях «Жизнь ли это?» («Тормышмы бу?»), «Мулла бабай» и др. Их метания и поиски, надежды и разочарования, изображаемые как основания

Название произошло от одноименной повести Фатиха Амирхана «Урталыкта».

личности, лучше всего иллюстрируют процесс нравственно-философских и социальных поисков самого писателя, эволюцию его личности.

В разделе, посвященном особенностям изображения Исхаки личности так называемого «маленького человека» в рассказах, мы заостряем внимание как на жанрово-стилистических особенностях малой прозаической формы в творчестве писателя, так и на единстве его этических и нравсвенно-философских установок. Заостряется внимание на автобиографических аспектах рассказов, чтобы подчеркнуть достоверность наблюдений писателя.

Третья глава полностью посвящена женской теме в творчестве Исхаки. Без преувеличения можно сказать, что именно Г.Исхаки одним из первых в истории татарской литературы в полный голос заговорил о женской эмансипации, о семейном раскрепощении, а также о таких неприглядных сторонах жизни общества, как проституция, многоженство, существовавшие в то время. Именно он сумел создать такие яркие образы татарских девушек и женщин, как Сагадат («Нищенка»), Камар («Тюбетейщица»), Сорур («Плоды медресе»), Сагида («Остазбике»), Зулейха («Зулейха») и др., которые в совокупности отражают идеал женщины, формировавшийся в передовых слоях татарской общественности.

Одной из существенных задач нам представляется выявление истоков литературного мастерства писателя. Мы доказываем, чтоконцепция жизни и образноый мира автора основываются на традициях народного творчества и самого национального бытия. Богатая многовековая татарская культура - вот тот важнейший источник, где находил Исхаки темы для многих своих произведений. И, хотя на протяжении жизни взгляды его менялись, неизменными оставались любовь и уважение к своему народу, почитание его традиций, гордость за принадлежность к своей нации.

В четвертой главе анализируется творчество писателя в эмиграции. Писателю пришлось пережить самоубийство брата, долгую разлуку с дочерью. Г. Исхаки преодолел большие трудности, чтобы вывезти ее к себе из Советского Союза. В эти годы, как и почти всю свою жизнь, великий татарский писатель был крайне стеснен в материальных средствах. Личность человека в результате жизненных коллизий и травм становится сильнее или, наоборот, терпит необратимые негативные изменения. Человек, столкнувшийся с трудностями, занимает активную жизненную позицию или сдается на волю обстоятельств. В таком аспекте и с использованием всех введенных в последние годы в научньш оборот материалов жизнь, и творчество Г. Исхаки еще не анализировались. Новый ракурс позволяет обновить представления о творческих связях Исхаки с другими татарскими писателями. В последнем разделе главы обобщаюся результаты работы в этом направлении.

Рассматривая проблему личности - характерные черты героев того или иного художника слова, необходимо выделить следующую особенность - сама личность художника слова и личность, изображенная в его произведениях, во многом близки по своему существу. Иногда дороги писателя как личности и дороги личности-героя тесно соприкасаются, порою - резко расходятся. В случае с Г. Исхаки, несомненно, сходных моментов больше. Определенные произведения носят печать документальности, написаны в форме дневников.

Творчество татарского писателя Г. Исхаки связано с непростым периодом в истории развития татарской литературы. Этот период время появления в татарской литературе такого метода изображения действительности как национальный реализм. Г. Исхаки -основоположник реалистической прозы в татарской литературе.

Практическое значение работы.

Используя новые подходы и методы анализа, литературоведение выражает в специфической научной форме рост общественного интереса к личности Г. Исхаки, его героям и указывает его причины, показывает эстетическую специфику творчества, отстаивает место и роль писателя в национальной общественной жизни. Последнее связано с изданием произведений писателя, уделением ему более значительного внимания в образовательных программах всех уровней, поддержки, развития мемориально-исследовательской работы и т.п.

Результаты исследования могут быть использованы при монографическом исследовании отдельных его произведений, разработке курсов по татарской литературе XDC-XX веков, при составлении трудов по истории татарской литературы. Результаты исследования проблемы личности можно использовать при преподавании гуманитарных циклов в вузах или при написании учебников для вузов.

Апробация работы. По теме диссертации прочитаны научные доклады на ежегодных научно-практических конференциях ТГПИ им. Д.И.Менделеева (г. Тобольск), ежегодных региональных научно-практических конференциях, посвященных Б.Сулейманову (г. Тюмень), на конференции, посвященной 120-летию Г. Исхаки (г. Казань, 1998). Также опубликованы статьи по данной теме в республиканских и федеральных журналах и сборниках.

По теме диссертационной работы опубликованы 2 монографии: «Становление творчества Гаяза Исхаки» (Москва: НВИ-ТЕЗАУРУС 2002.-106 С). "Проблема личности в творчестве Г.Исхаки."(Москва: НВИ-ТЕЗАУРУС.-2004.-256 С.)

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии. Главы содержат внутри себя проблемно-тематические разделы.

Основные этапы становления Г. Исхаки как писателя и политического лидера

Перед каждым вступающим в жизнь человеком постепенно открывается мир вещей и социальных образований, в которых воплощена, закреплена деятельность предшествующих поколений. Именно этот очеловеченный мир, в котором каждый предмет и процесс как бы заряжен человеческим смыслом, социальной функцией, целью, и окружает человека. При этом достижения человеческой культуры не даны человеку в готовом виде в воплощающих их объективных условиях, а лишь заданы в них. Освоение социальных, исторически сложившихся форм деятельности -главное условие и решающий механизм индивидуального становления личности. Чтобы сделать эти формы своими личными способностями и частью своей индивидуальности, человек с раннего детства вводится в такое общение с взрослыми, которое выражается в виде подражания, учения и обучения национальным традициям.

Поведение личности детерминируется не только сегодняшним положением человека, но и его прошлым жизненным опытом, а также характером усвоенных им культурных ценностей, в которых аккумулирована предшествующая история человечества. Трудно заметить, ощутить и понять, как формируется жизненный потенциал личности. Этот потенциал содержит в себе жесткую структуру - программу, элементы которой наработаны жизненным опытом многих поколений. Каждый индивид как личность - это продукт не только существующих отношений, но и всей предшествующей истории, а также своего собственного развития и самосознания.

Раскрывая проблему становления взглядов писателя, следует отметить, что творческая личность формируется под воздействием множества факторов, среди которых трудно выделить какой-либо один как решающий: это и непосредственный жизненный, нравственный и культурный уклад, создающий личность будущего писателя в детстве и юности, т.е. «гены» прошлого; это и непосредственная человеческая среда и культурный слой общества, в котором он оказывается в сознательном, взрослом состоянии, т.е. давление на него реальной жизни и способность его установить с нею контакт, впитывать или, напротив, перебарывать ее токи. Наконец, это самый склад личности будущего творца, степень его таланта, ума, культурного уровня - то, что все вместе позволяет ему осознавать причастность к реальной жизни больших социальных групп общества, ощущать себя необходимым звеном истории татарского народа, предвидеть свою миссию в будущем, в отечественной и мировой истории, что всегда было свойственно подлинному искусству, в том числе и татарскому.

Мы полагаем, что, хотя все эти факторы были равновелики в формировании художественного таланта Исхаки, в его собственном понимании, судя по характеру творческих зависимостей, на первом месте находилось настоящее - как решающий момент в его личной, индивидуальной биографии - и прошлое культуры и истории татарского народа, которые какими-то непонятными путями, в силу особых законов психологии дают себя знать в реальном творческом бытии подлинного художника. Постановка проблемы личности в качестве важнейшей при изучении творчества требует достаточно серьезного и постоянного соотнесения литературных фактов и особенностей с обстоятельствами жизни писателя, особенностями его человеческого выбора и позиции.

Гаяз Исхаки родился 23 февраля 1878 года в деревне Яуширма Чистопольского уезда Казанской губернии в семье муллы Гилязетдина и абыстая Камарии. Большинство детей Гилязетдина хазрата умирало, и поэтому на Гаяза, оказавшегося удивительно цепким к жизни, обрушилась вся любовь родителей1.

Это обстоятельство, несомненно, повлияло на формирование личности будущего писателя. Ведь ребенок, растущий в любви, чувствует себя более свободным и защищенным в начале своего жизненного пути. Родители стараются отдать ему все, что имеют, научить всему, что сами знают, развить в нем те положительные качества, которые даны ему природой.

Ильдус Загидуллин указывает, что первичный источник всеобщей переписи населения, проведенной в 1897 г. в Российской империи, позволяет сделать ряд интересных наблюдений о домашнем хозяйстве семьи выдающегося татарского писателя и общественного деятеля. Информация о семье муллы Гилязетдина Исхакова содержится в документах переписи по д. Кутлушкино Красноярской волости Чистопольского уезда Казанской губернии, в переписном листе под № 2. "Несомненно, священнослужитель одним из первых в деревне стал респондентом, что свидетельствует о его законопослушности и, возможно, понимании им истинной цели данного правительственного мероприятия"2.

Из переписного документа видно, что в 1897 г. мулла Гилязетдин Исхаков, женатый на дочери муллы Абдулвалея Камарии (разница в возрасте составляет 18 лет) имел в своем распоряжении два жилых помещения, крытые деревом. Одним из них, по предположению И. Загидуллина, был мектеб1. К моменту переписи Г. Исхаков прожил в д. Кутлушкино уже более 20 лет, однако, сохранил свою приписку податного лица в д. Новые Лашманы Самарской губернии, откуда был родом.

Члены общины выделили мулле земельный надел, но главным средством существования были подношения односельчан за исполнение обязанностей приходского духовного лица. Семья содержала одного работника, а также "призреваемую" вдову. И. Загидуллин предполагает, что эта вдова М. Асфиндиярова одновременно являлась воспитательницей малолетних детей муллы2. Следует учесть, что мать Г. Исхаки так же, как и супруг, занималась педагогической деятельностью, что, несомненно, повлияло на уровень образования всех детей, в том числе и Гаяза.

Исхаки о своеобразии национального мира. Развитие принципов отбора, изображения и оценки жизненного материала в художественном творчестве (1912-1918)

В данной главе мы постараемся показать, каким многообразием свойств наделял писатель личности своих героев, как эти свойства организуются в единую структуру, и, прежде всего, постараемся выявить те из них, которые выступают в роли системообразующих при выработке индивидуальной творческой методологии писателя.

На основании проводимого исследования, мы выявим и сформулируем представления Г. Исхаки об идеале личности, определим основные позитивные черты героя исхаковской эпохи. Образ человека, черты которого прослеживаются практически во всех произведениях художника слова, личности, на которую, как мы полагаем, Г. Исхаки делал особый упор, считая, что именно она способна спасти нацию от вырождения.

Также мы укажем главные характерные черты отрицательного героя - «негативной личности» в произведениях Г. Исхаки, обобщим и систематизируем их.

Мы подробно обращаемся к изображению эпохи в творчестве Г. Исхаки, показываем, как писатель отображал развитие татарского общества через призму личности.

Мы остановимся на одном из наиболее примечательных аспектов «приложения» проблемы личности, наиболее ярком ее проявлении -личности в определяющей судьбу татарского народа эпохе - эпохе, полной перемен и драматизма, коренных противоречий и сломанных судеб.

В творчестве разных писателей критиков и литературоведов всегда интересовала истинная проблематика, коренной драматизм передаваемых автором чувств, эмоций и переживаний. Следует, однако, отметить, что круг их интересов полностью обусловлен особенностями эпохи и ролью личности в современной им среде. Так, начало XX века в татарской литературе ознаменовалось обостренным интересом писателей к судьбе татарского народа в целом и каждого его отдельного представителя в частности. Но даже не сама судьба человека была центром внимания - авторов притягивал сам человек, человек социальный, то есть личность. Именно личность, ее внутренний мир, ее духовно-нравственное измерение занимали сердца писателей, поэтов и публицистов татарской литературы в первую очередь.

Г. Исхаки прошел сложный путь развития. Мы полагаем, что в творчестве Г. Исхаки наиболее значимыми были его литературно-эстетическая работа и политическая деятельность. Если бы даже он не написал ни одного художественного произведения, в истории татарского народа остался бы как крупнейший политик, общественный деятель. Трактат писателя «Идель-Урал» навсегда останется памятником социально-философского поиска, характеризующим одну из сложнейших и интереснейших эпох в развитии национальной мысли, общественного движения. Исхаки суждено было стать также родоначальником сурового реализма в татарской литературе, предложившим народу картины и героев, заставляющих думать о прошлом, настоящем и будущем устройстве национального мира. Восхищение красотой душ земляко всочетается в произведениях писателя с серьезной национальной самокритикой.

Обращение к подобной тематике требует от писателя истинного мастерства и широчайшего кругозора, полной осведомленности и обостренного внутреннего чутья. Поставив в своем творчестве очерченные выше вопросы, любой писатель мог бы с уверенностью считать себя состоявшимся деятелем литературы. Сказанное в полной степени применимо к творчеству Г. Исхаки, который заявил о себе как о самобытном, ярком художнике, чьи произведения отличаются своеобразным стилем и актуальностью.

Как уже было сказано, в своих произведениях писатель обращается к широкому кругу проблем: это и внутренние, психологические проблемы человека, и проблемы общества в целом. Но особенно пристальное внимание писатель уделяет внутреннему миру человека, проблеме его личности. Личностный аспект мировосприятия позволяет сделать живой и действенной подспудно развиваемую социальную мысль.

Известно, что проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное литературное поле, что вполне закономерно и оправданно: понятие личности относится к числу сложнейших. До сих пор еще ни в науке, ни в искусстве не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения или объяснения этого понятия.

Причина обращения Г. Исхаки к проблеме личности очевидна: искусство всегда имеет дело с особенным, единичным, а личность -никогда не «общее», она всегда «единичное». Именно поэтому человек у писателя существует только в конкретной, очень личностной форме, и именно поэтому личность в творчестве Г. Исхаки не аморфна. Она представляется в формах строго единичных и индивидуальных, имеет базисную целостность, предстает перед нами в виде совокупности шадивидуальных черт, которые притягивают нас, вызывая постоянный интерес на протяжении всего произведения. Каждая личность, изображенная в его произведениях, уникальна и неповторима.

Мы полагаем, что не просто личность, как феномен, интересует писателя. Предмет изображения ГЛИсхаки - личность, человек в его бытовых, общественных, исторических, природных связях в процессе внутреннего, чувственного и умственного, осознания себя самого и своего места в мире. Такая позиция автора наиболее оправдана, так как особое влияние на формирование личности героев оказывают социальные взаимоотношения, которые Г. Исхаки подает через призму сложившихся в татарском обществе взаимоотношений. Человек дан Г. Исхаки в его социальных связях, в его соотношении с обществом. Несомненно, от того, какие общественные отношения господствуют в обществе, будут зависеть и отношения «личность - общество». И успешность таких взаимоотношений во многом определяется и социальной группой, к которой принадлежит человек, и условиями, характером воспитания в семье.

Женский идеал писателя. Протест против патриархальности в семье

Светлая поэзия чувств, разлитая в каждой строчке этого произведения Г. Исхаки, гордость его за татарскую женщину и в то же время глубокие раздумья о ее трагической судьбе не могли не волновать татарских писателей и читателей. Некоторые женские характеры свидетельствует о том, что Исхаки был не только певцом народного горя, но уже увидел и показал те прекрасные и светлые характеры, которые говорят о моральной силе татарского народа.

Ярким примером переплетения проблем истории, языка, религии и культуры, представленных через призму личности, является драма «Зулейха». В этом произведении, написанном Г. Исхаки в 1911 г., ярко обрисовано активное неприятие татарским народом порядков, насаждаемых властью, насильственной христианизации и ассимиляции. В этом произведении автор отображает не трагедию одной личности, а трагедию нации. Видя в этой проблеме особый социальный смысл и исторический контекст, Г. Исхаки подошел к этому вопросу с особым трепетом, поскольку считал, что религия играет роль путеводной звезды в жизни каждого человека, будь то мусульманина или христианина, и не мог примириться с обращением человека в иную веру против его воли. Г. Исхаки описал именно трагедию нации, так как считал крушение устоев и канонов ислама ломкой жизни всего татарского народа, через образ Зулейхи протестуя против христианизации татар. Время накладывает свой отпечаток как на восприятие проблемы, положенной в основание произведения, так и на саму суть вопроса. Его состояние и оценка с современных позиций может быть иной, чем в начале XX века. Но не видеть несомненной актуальности проблем, поднимаемых писателем для его времени было бы тоже неверным.

Краткое содержание произведения таково: в насильственно крещенной татарской деревне население ведет как бы двойной образ жизни. Поп, официально назначенный правительством, зорко следит за соблюдением христианских правил в деревне и вроде доволен поведением своей паствы. Но в то же время татары считают себя мусульманами, тайно совершают намаз, соблюдают пост-уразу, обучают своих детей у муллы. У каждого человека по два имени: в документах записанные как Василий, Петр, Ефим, Марфа, жители друг друга называют Гыймадетдином, Салимджаном, Ахметджаном, Зулейхой. Один из главных героев произведения - старик Гыймадетдин, пока жив и здоров, исполняет свою заветную мечту: отдает старшую дочь Зулейху за Салимджана, мулла тайно читает им никях. Умирающий Гыймадетдин зовет к себе муллу и просит, чтобы его похоронили на мусульманском кладбище, сохранив все обряды, присущие исламу. При этом присутствовали и другие сельчане, которые выражали свой протест против строительства церкви. Когда мулла вслух читал молитву у изголовья умирающего, приходят поп, урядник и стражники, обвиняют муллу в противодействии властям. Татары защищают своего мусульманского лидера. Поп обращается к Зулейхе и говорит, что он нашел ей русского жениха и скоро их обвенчает в церкви. На это Зулейха отвечает, что у нее уже есть муж и дети. Поп не хочет даже слышать об этом, за Зулейху заступаются мать и муж, а потом и все присутствующие. Начинается потасовка между стражниками и народом. После этого события Зулейху отправляют в монастырь, мужа и муллу заключают в острог, сын и дочь бесследно исчезают среди русских. Мулла, стоявший до последнего на страже веры своих односельчан, умирает в тюрьме. После того, как она провела девять месяцев в монастыре, Зулейху отдают замуж за Петра. Она не любит своего русского мужа-пьяницу, отказывается читать христианские молитвы, за что муж ее постоянно бьет. Зулейха в слезах просит прощения у Всевышнего за то, что не смогла сохранить веру и детей, родила от «неверного»... Однажды в холодную зимнюю ночь, когда пьяный муж Петр уснул, в окно стучится один ее земляков Габдулла. Позже приходит и настоящий муж Салимджан, который сбежал из тюрьмы. Когда ночные гости собираются уходить, Зулейха умоляет мужа не оставлять ее. Забрав малолетнего ребенка, она тоже собирается в дорогу, но не успевает: просыпается Петр. На шум приходят соседи, они схватывают Зулейху и Салимджана, Габдулла убегает. Петр очень сильно бьет свою жену, Салимджан тоже не может ее защитить: обессиленный он впадает в шок, теряет сознание. Когда они остаются одни, Зулейха читает ему Коран, Салимджан умирает с мусульманской молитвой. Тут приходит Петр и начинает издеваться над Зулейхой. Отчаявшись, женщина отравляет Петра. За это Зулейха двадцать лет сидит в тюрьмах, но до самой смерти не оставляет свои молитвы. Благодаря ее молитвам, сын Ахмет (христианское имя Захар), мечтавший быть христианским священником, принимает мусульманство, находит могилу матери и переносит ее прах на мусульманское кладбище.

Подобная ситуация трагична по своей сущности, так как рожденный и воспитанный в духе своей веры человек не может противостоять собственному внутреннему неприятию «другого», равно как и не может назвать себя другим именем - ведь имя человеку дано родителями по воле всевышнего, и этот дар человек не в состоянии променять ни на что. Г. Исхаки, верный правде реалистически воссозданного образа, личности героини видит только один выход, одну возможную развязку трагедии - смерть.

Усиление реалистического направления в творчестве Исхаки. Проблема личности в соотнесении с судьбой Родины и народа

Во всем творчестве Г. Исхаки, все больше и больше набирая силу, звучит главная тема писателя - Родины, исторической судьбы народа. Темы Родины, народа, революции являются для писателя контрапунктами его творчества, его живым нервом, душой. И отсюда же, как со стартовой площадки, берут начало философские раздумья художника о глобальных проблемах народа.

Для Г. Исхаки народ и Родина равновелики. У него преобладает художественное, со всеми признаками обыкновенной сыновней любви, восприятие Родины. Творчество работает с человеком, с многообразием его жизни, его деяний. Нет человека вообще, но есть конкретный человек. Он рождается в определенной местности, растет в определенной среде, социальной обстановке, географических, бытовых и иных условиях. Он - человек. Но он не утрачивает тех черт, которые делают его именно этим человеком. Национальные особенности характера проявляются не только в языке, нравах, обычаях, но и в эмоциональном и психологическом складе, в «фигурности мысли», в рисунке чувств, находя тончайшее отражение во всех формах их выражения.

Об этом рассуждал еще в начале XX века русский философ Н.А. Бердяев: «Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек, а не отвлеченный человек, как русский, француз, немец или англичанин... Национальный человек больше, а не меньше, чем просто человек, в нем есть родовые свойства человека вообще, и есть еще черты индивидуально-национальные. Можно желать братства и единения русских, французов, англичан, немцев и всех народов земли, но нельзя желать, чтобы с лица земли исчезли выражения национальных ликов, национальных духовных типов и культур... Культура никогда не была и не будет отвлеченно-человеческой, она всегда конкретно человеческая, то есть национальная, индивидуально-народная и лишь в таком качестве восходящая до общечеловечности»1. Уже в наши дни подобную мысль высказывает исследователь национального своеобразия искусства Г. Гачев: «В ходе истории и особенно в XX веке сблизились и унифицировались все народы по бьпу (у всех телевизоры и авто...) и мышлению (интернационализм и математизация), и тем не менее в ядре своем каждый народ остается собой до тех пор, пока сохраняется особенный климат, пейзаж, этнический тип, язык и прочее, ибо они непрерывно питают и воспроизводят национальные склады бытия и мышления»2. Умение улавливать и художественно передавать это — самое трудное умение, но без него никогда не было и, может быть, никогда не будет подлинного искусства.

«Татарский народ» в творчестве Г.Исхаки - это понятие сложное, развивающееся. Это и конкретный субъект мировой истории, реально проявляющий себя в формах национальной жизни первой половины XX века, и абстрактное понятие, объект социально-философского осмысления или художественного отражения. С точки зрения проблематики нашей работы важно, что у Исхаки именно народный характер, воссоздаваемый в изображаемых личностях, становится главной формой конкретизации его обобщенных представлений о татарском народе. Через него писатель выражает то самое существенное, что составляет содержание народной жизни, национальной судьбы и тем самым реализует собственный личностный потенциал наиболее полно, чем любой иной форме его многогранной деятельности.

Народ иногда представляют как все население, другие говорят о кажущихся им самыми существенными качествах национального характера, наиболее заметных в определенных слоях населения, у отдельных его представителей. В этом случае народный характер оказывается связанным с определенными социальными группами.

Как уже подчеркивалось, неизменно важной оставалась для писателя мысль, что человечество идет неудержимо по пути к интеграции. Именно на этом пути ярче проявляется национальная основа. Интеграция не предполагает уничтожения национальных мотивов в общечеловеческой симфонии. Вот почему можно с уверенностью утверждать, что по-настоящему полнокровные образы могут быть созданы только в контексте заботливого отношения, как к национальному содержанию, так и к достижениям всей мировой культуры. При всех нюансах, определяемых менявшейся политической ориентацией, для Исхаки важна была идея эстетического взаимодействия татарских писателейй с русской и другими литературами мира.

Необходимость сопоставления в качестве ведущего принципа и важнейшего метода изучения национальных культурных явлений базируется на самих психологических основаниях восприятия «своего» как «не чужого». То есть, для осознания себя всегда требуется представление о некоем ряде явлений, в котором «свое» занимает совершенно особое место, однако так или иначе связано (по принципам сходства, различия, еоположенности) с иными однородными объектами.

«Сколько бы я ни изучал национальные особенности одной, русской, например, культуры, - пока я не привел их в сопоставление с национальными особенностями культуры другого народа, - ни одно мое утверждение не имеет достоверности», - пишет по этому поводу Г. Гачев1.

Ученый подчеркивает преимущества такого «бинокулярного» взгляда на мир культуры и литературы, которые особенно ярко проявляются в случаях билингвизма: «Двуязычие способно создавать стереоскопичность зрения, объемность мышления. Двуязычники, живя между двух моделей мира, явственно ощущают, недостаточность, относительность каждой из них, чего не видит самоуверенный... двуязычник, на каком бы великом языке он ни мыслил»2.

М. Бахтин, отмечал два пути постижения чужой культуры и соответственно два возможных подхода к изучению литературно-художественных произведений: позиции вживания и позиции вненаходимости. «Вживание в чужую культуру, — пишет ученый, — возможность взглянуть на мир ее глазами есть необходимый момент в процессе ее понимания: но если бы понимание исчерпывалось одним этим моментом, то оно было бы простым дублированием и не несло бы в себе ничего нового и обогащающего»3. Рассматривая проблему в литературоведческом плане, Бахтин приходит к выводам общеметодологического научного плана, касающимся и вопроса, интересующего нас: «Чужую национальную душу может почувствовать и узнать лишь тот, кто знает свою национальную душу»4.

Похожие диссертации на Проблема личности в творчестве Г. Исхаки