Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество М.А. Мамакаева и проблемы социалистического реализма в чеченской советской литературе Мусаев Хусейн Муцалханович

Творчество М.А. Мамакаева и проблемы социалистического реализма в чеченской советской литературе
<
Творчество М.А. Мамакаева и проблемы социалистического реализма в чеченской советской литературе Творчество М.А. Мамакаева и проблемы социалистического реализма в чеченской советской литературе Творчество М.А. Мамакаева и проблемы социалистического реализма в чеченской советской литературе Творчество М.А. Мамакаева и проблемы социалистического реализма в чеченской советской литературе Творчество М.А. Мамакаева и проблемы социалистического реализма в чеченской советской литературе Творчество М.А. Мамакаева и проблемы социалистического реализма в чеченской советской литературе Творчество М.А. Мамакаева и проблемы социалистического реализма в чеченской советской литературе Творчество М.А. Мамакаева и проблемы социалистического реализма в чеченской советской литературе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мусаев Хусейн Муцалханович. Творчество М.А. Мамакаева и проблемы социалистического реализма в чеченской советской литературе : ил РГБ ОД 61:85-10/948

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС И ТВОРЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛИНЕ ПИСАТЕЛЯ 14

1. Магомет Мамакаев и чеченская поэзия 20 - 30-х годов . 14

2. Идейные воззрения героя поэзии М.Мамакаева послевоенных десятилетии . 65

Глава II. ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М.МАМАКАЕВА И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЧЕЧЕНСКОЙ ПРОЗЫ 90

1. Черты новых людей в жанре художественной публицистики . 90

2. Традиции и новаторство в развитии рассказа. 108

3. Герой и время в большой форме эпического жанра. 133

Заключение 157

Библиография 163

Введение к работе

В условиях все более усиливающейся идеологической борьбы на мировой арене утверждение в сознании советских людей высоких идеалов, идей гуманизма, готовности к защите социалистических завоеваний остается главным направлением работы всех звеньев нашего идеологического фронта и приобретает особое значение. В решении этой сложной задачи партии, всей нашей идеологической и политико-воспитательной работы существенная роль принадлежит и представителям творческих организаций. Поэтому в материалах ХХІУ, ХХУ и ХХУІ съездов КПСС, а также в друтих партийных документах, особенно Июньского (1983 г.) и последующих Пленумов ЦК КПСС вопросам литературы и искусства уделено серьезное внимание. В них четко определено дальнейшее возрастание роли художественной культуры в коммунистическом воспитании и в связи с этим указано на необходимость всесторонне анализировать явления и закономерности современного художественного процесса, "добиваться органического соединения патриотического и интерна-ционационалистского воспитания..." , смело ставить и решать другие актуальные проблемы, связанные с уяснением роли советской многонациональной литературы и искусства в борьбе за нового человека, с научной разработкой истории и теории их творческого метода - социалистического реализма.

В плане решения этих назревших задач современной литературной наукой достигнуты значительные успехи. Появились фундаментальные исследования А.С.Бушмина, П.С.Выходцева, Н.И.Конрада,

I. Черненко К.7. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. - Избранные речи и статьи. -2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1984, с.597. _ 4 -

Д.С.Лихачева, Г.И.Ломидзе, А.И.Метченко, А.И.Овчаренко, С.М.Петрова, Г.Н.Поспелова, Б.Л.Сучкова, Л.И.Тимофеева, М.Б.Храпченко и других, которые внесли большой вклад в изучение идейно-эстетической природы социалистического реализма, в научную разработку его важнейших и основополагающих принципов, в определение места и роли творческой индивидуальности в историко-литературном процессе .

I. См.: Петров СМ. Возникновение и формирование социалистического реализма. - М.: Высшая школа, 1970; Гей Н.К. Пафос социалистического реализма. - 2-е изд. - М.: Худож. лит., 1973; Ломидзе Г.И. Ленинизм и судьбы национальных литератур. - М.: Современник, 1974; Метченко А.И. Кровное, завоеванное: Из истории советской литературы. - 2-е изд. - М.: Советский писатель, 1975; Овчаренко А.И. Социалистическая литература и современный литературный процесс. - 3-е изд. - М.: Современник, 1975; Иезуитов А.Н. Социалистический реализм в теоретическом освещении. - Л.: Наука, 1975; Иванов В.И. Идейно-эстетические принципы советской литературы. /Формирование и сущность/. - 2-е изд. - М.: Худож. лит-ра, 1975; Марков Д.І. Проблемы теории социалистического реализма. - М.: Худож. лит-ра, 1975; Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. - М.: Современник, 1977; Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма. - 4-е изд. - М.: Советский писатель, 1977; Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - 4-е изд. - М.: Советский писатель, 1977 и другие. Актуальные проблемы социалистического реализма. - М.: Советский писа тель, 1969; Проблемы художественной формы социалистического реализма. В 2-х т. - М.: Наука, 1971; Актуальные проблемы теории литературы и искусства. - М.: Мысль, 1972; Современные проблемы социалистического реализма: Эстетическая сущность метода. - М.: Мысль, 1976; Актуальные проблемы советской ли тературы. - М.: Изд-во МГУ, 1977; Социалистический реализм сегодня: Проблемы и суждения. -М.: Худож. лит., 1977; Мето дология современного литературоведения: Проблемы историзма. - М.: Наука, 1978 и другие.

В определенной степени освещены проблемы литературного процесса и творческой индивидуальности и в исследованиях, посвященных литературам младописьменных народов, в том числе и народов Северного Кавказа: балкарской, дагестанской, кабардинской, осетинской и другим \ Однако в этой сфере еще много нерешенных вопросов.

Известно, что "все советские литературы являются литературами одной исторической судьбы, участвуют в общем процессе развития единой Советской страны и при всем их разнообразии связаны близостью художественного опыта, находящего свое выра- р жение прежде всего в методе социалистического реализма..." .

Поскольку социалистический реализм - явление интернациональное, то, естественно, художественная мысль каждого народа

1. Толгуров З.Х. Формирование социалистического реализма в балкарской поэзии. - Нальчик: Кн. изд-во "Эльбрус", 1974; Гетегежев В.А. Ленинские принципы партийности и народности в советской кабардинской литературе. - Нальчик: Кн. изд-во "Эльбрус", 1972; Машитлова Е.М. Становление и развитие со циалистического реализма в кабардинской прозе. - Нальчик: Кн. изд-во "Эльбрус", 1977; Джусойты Н.Г. История осетин ской литературы. - Тбилиси: Мецниереба, 1980; Мамиев Г.А. Осетинская советская литература: Путь развития и основные проблемы. - Автореф. дис. на соиск. учен, степени д-ра фидол. наук. - Тбилиси, 1979; Алиев Х.М. Поэзия Рашида Рашидова и некоторые проблемы социалистического реализма литературы Дагестана: Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. филол. наук. - Баку, 1981; Кувоева Г.Ш. Социалистический реализм и творческая индивидуальность писателя в адыгейской прозе: Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. филол. наук; другие.

2. История советской многонациональной литературы. В 6-ти то мах./ Гл. ред.: Г.Й.Ломидзе и др. T.I. - М.: Наука, 1970, с.5. "вносит в это направление свои оригинальные, обусловленные ее историей, традициями черты" . Следовательно, обращение к художественному опыту различных народов, в том числе и тех, чье искусство обрело профессиональный характер лишь после Великого Октября, открывает новые возможности для более полного осмысления проблем социалистического реализма. Оно позволяет уяснить взаимоотношения национальных путей идейно-эстетических исканий с общими принципами развития художественной культуры народов, уточнить общую картину эволюции многонациональной советской литературы.

Литература вайнахов л является одной из малоизученных литератур народов СССР. В освещении ее истории много еще неохваченных сторон: эволюция отдельных жанров, роль творческой индивидуальности в литературном процессе, проблема становления и развития социалистического реализма и другие. По существу еще нет ни одного монографического исследования, посвященного творчеству хотя бы тех писателей, которые проложили магистральный путь развития профессиональной литературы младописьменного народа. Без научного анализа творческой эволюции наиболее крупных писателей трудно понять национальное своеобразие и особенности динамики художественной системы, уяснить ее эстетическую сущность, ибо каждый талантливый художник, как известно, вносит большой вклад в формирование принципов искусства .

Метченко А.И. Кровное, завоеванное: Из истории советской литературы. - 2-е изд. - М.: Советский писатель, 1975, с.7.

Вайнахи - общее самоназвание чеченцев и ингушей, возникшее на основе общности культуры, языка, эстетических представлений, исторических судеб.

См.: Храпченко М.Б. О прогрессе в литературе и искусстве. -Собр.соч. в 4-х томах, т.З.- М.: Худож.дит., 1981,с.306-312.

Все это и определило наш научный интерес к указанной проблеме. Выбор непосредственного объекта исследования - эволюция творчества М.А.Мамакаева - объясняется тем, что Магомет Мама-каев принадлежит к категории тех национальных писателей, в чьих творческих исканиях более отчетливо просматриваются основные вехи и тенденции литературного процесса, этапы его эстетического обновления. Неразрывная связь его имени с динамикой художественной мысли Чечни на протяжении почти полустолетия позволяет говорить и о некоторых особенностях генезиса социалистического реализма в чеченской советской литературе. "Трудно представить себе чеченскую советскую литературу без имени Магомета Мамакаева, - справедливо отмечает Ю.Айдаев. - Оно, это имя, в ней также естественно, как сама чеченская художественная литература, ибо Магомет Мамакаев стоял у колыбели и являлся одним из тех, кто положил первый кирпич в фундамент, на котором выросло прекрасное по форме и богатое по содержанию здание литературы, ставшей составной частью многонациональной советской литературы. Если чеченская советская литература сегодня известна далеко за пределами ее родины, то значительная заслуга в этом М.Мамакаева" . Анализ эволюции его творчества в связи с проблемами формирования социалистического реализма в нашей литературе имеет не только историко-литературное, но и теоретическое значение.

Творческое наследие писателя обширно и разнообразно. Он является автором многих книг стихов и поэм, очерков и рассказов, повестей и двух роїланов. Его перу принадлежат литературно-

I. Айдаев 10. От эпической песни до эпопеи. - Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1975, с.30-49. критические статьи, а также исследования, посвященные проблемам истории и развития культуры родного края. Для разносторонней творческой деятельности М.Мамакаева характерно обращение к проблемам времени, к злободневной тематике, стремление к глубокому осмыслению явлений народной жизни, воспевание и утверждение чувств патриотизма и интернационализма. Поэтому интерес критики и литературоведения, широкое признание читателей всегда были неизменными спутниками его творческого;^ дарования. Однако подлинное начало изучения его литературной деятельности по существу можеть быть отнесено ко второй половине 50-х годов, когда вышли из печати "Волны Аргуна" .

В статье К.Квасницкой , явившейся одним из первых серьезных откликов на стихи М.Мамакаева, вошедшие в этот сборник, дана краткая характеристика идейно-тематического содержания произведений писателя, отмечена философская глубина и интернациональный характер его лирики.

Появление книги М.Мамакаева "Утро над Аргуном" знаменует собой значительное оживление внимания к его поэзии. Автор статьи "Певец Аргуна" , характеризуя этот сборник стихов и поэм, пишет о яркости образа освобожденного от социальных пут человека, неукротюлого в своем стремлении к большой, полнокровной жизни, говорит о том, что во многих стихотворениях рассматриваемого им сборника ("Поэту", "Смерть", "Родным горам"

Волны Аргуна. Стихи чечено-ингушских поэтов. - Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1957.

Кваснидкая К. Вместе с народом. - Дружба народов, 1958, В 7, с. 251 - 252

Мамакаев М. Утро над Аргуном. - М.: Советский писатель,1958.

Апресян Г. Певец Аргуна. - Дружба народов, 1959, } 6, с. 247. и других) утверждается большая идея единства личного и общественного, национального и интернационального. Правда, Г.Апресян не останавливается на вопросах традиций и новаторства иди своеобразия творчества поэта, хотя в конце статьи и подчеркивает, что "...исторические судьбы вайнахов, их национальная жизнь, их сегодняшние достижения - все определяет национальное своеобразие поэзии М.Мамакаева и находит свое выражение в характерной переплавке народно-поэтических традиций, мотивов и интонаций в картинах природы Чечено-Ингушетии, в образе Аргуна, воспетого чеченцами так же, как Волга - русскими, Днепр - украинцами, Арагва - грузинами, Севан - армянами" . ? я Статьи Б.Виноградова , В.Хавчина , написанные в связи с изданием нового сборника поэта "Разговор с матерью" , отражают некоторые особенности поэзии М.Мамакаева. Критики пишут " о стремлении поэта шире охватить советскую действительность, проникнуть в духовный мир своего современника, строителя нового общества. Они находятся под глубоким впечатлением от "жизненной философии и оригинальной мысли", наполняющих поэтические миниатюры М.Мамакаева, от эстетической наполненности его лирики. При анализе поэмы "Разговор с матерью" замечают возросшее творческое мастерство писателя.

В начале 60-х годов в связи с выходом в свет новых книг стихов и поэм М.Мамакаева "Дуб над Ассой", "Я вернусь", "Избранное", сборников очерков и рассказов "Дороги Родины" и "Лед

Апресян Г. Певец Аргуна. - Дружба народов, 1959, J6 6, с. 248.

Виноградов Б. Разговор с матерью. - Грозненский рабочий, I960, 12 июня.

Хавчин В. В единстве с народом. - Дон, I960, № 9, c.i8d-I82.

Мамакаев М. Разговор с матерью. Стихи, поэмы. - Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1959. - га - тронулся", двухтомного собрания сочинений, повести "Гибель Вендетты" (в соавторстве с Х.Ошаевым и В.Щепотевым) и романа "Мюрид революции" наблюдается значительное усиление внимания к его творческой биографии. Появляется ряд серьезных критических статей и летературоведческих работ. Здесь в первую очередь сле- дует назвать исследования Н.Музаева х и М.Чентиевой .

В своих литературоведческих работах Н.Музаев подчеркивает, что М.Мамакаев среди писателей Северного Кавказа занимает одно из ведущих мест, делает попытку раскрыть некоторые черты национального своеобразия писателя, показать глубину его поэтических мыслей и философских обобщений.

Осмысливая творческий путь писателя 20 - 50-х годов, МЛентиева дает более развернутый анализ отдельных произведений поэзии и прозы М.Мамакаева, стремится создать у читателя целостное представление о его идейно-художественных поисках в указанный период, отмечает, что "М.Мамакаев широк в своем диапазоне, его творческая палитра многокрасочна: от лирических стихотворений до романтически взволнованных поэм, от философс-ких миниатюр до рассказов, очерков и романа" . Однако автор очерка творчества писателя почему-то ограничивается анализом лишь нескольких поэтических произведений и обзором жанра рассказа. При этом идейно-эстетический замысел поэмы "Кровавые го-

Музаев Н. Заметки о современной чечено-ингушской литературе. - Известия ЧИНИИИЯІ, т.4, вып.З. Вопросы чечено-ингушской литературы. - Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, с.32-55.

Чентиева М. Творчество М.А.Мамакаева. - Известия ЧИНЙИИЯІ, т.4, вып.З. Вопросы чечено-ингушской литературы. - Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1964, с.3-31.

Там же, с.31. - II - ры" и некоторых стихотворений, привлеченных для анализа ("Время", "Смерть", "Я вернусь" и др.) раскрывается исследователем лишь частично.

Во второй половине 60-х и в начале 70-х годов, когда вышли из печати последние книги М.Мамакаева "И камни говорят", "Солдаты Октября", "Земля Мартана", "Тепло земли", "Зелимхан" и др., изучение его творчества получает новый размах .

Авторы исследований Х.Туркаев, Н.Музаев, Ю.Айдаев и другие ищут истоки его поэтического мира, стремятся раскрыть факторы, оказавшие воздействие на мировоззрение художника, показать роль русской литературы и родного фольклора в процессе формирования его идейно-эстетических воззрений.

Написано немало и других статей, рецензий, посвященных отдельным сборникам или произведениям писателя. Однако эти разрозненные статьи и рецензии не создают целостной картины о творчестве писателя, хотя в некоторых из них содержатся верше суждения об идейной направленности его произведений, интересные наблюдения над природой отдельных художественных приемов. Авторы этих работ обходят молчанием такие важные аспекты, как

I. См.: Булацев. И камни говорят. - Октябрь, 1968, $ 2; Дыха-ев В. Поэтический образ Родины. - Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1968; Калита Л. Гудит земля стихом. - Грозненский рабочий, 1968, I августа; Айдаев Ю. Жизнь в поэзии. -Известия ЧЙНИИШШ, литература, т.6, вып.З. - Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1972, с.218-226; Туркаев Х.В. Чеченская советская поэзия (20 - 40-е годы). - Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1971; его же. 0 путях развития чеченской литературы. - Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1973. особенности идейно-эстетических исканий М.Мамакаева, своеобразие эволюции его творческого метода, роль писателя в становлении жанров и другие. Диссертант впервые ставит задачу - осмыслить творческий путь М.Мамакаева в целом, проанализировать на фоне развития литературных жанров произведения поэзии и прозы писателя, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, и на этом материале выявить существенные тенденции и закономерности движения литературы по пути овладевания методом социалистического реализма.

Изучая жизненный и творческий путь М.А.Мамакаева и рассматривая литературный процесс Чечни, диссертант опирался на исследования литературоведов республики Ю.Айдаева, И.Дахкиль-гова, Н.Музаева, Х.Туркаева, МЛентиевой и других.

При оценке мировоззрения писателя и его творческого метода были использованы труды известных ученых по истории и теории советской многонациональной литературы А.С.Бушмина, П.С.Вы-ходцева, Н.К.Гея, К.Л.Зелинского, В.И.Иванова, Г.И.Ломидзе, Д.Й.Маркова, А.И.Метчешш, А.Й.Овчаренко, С.М.Петрова, Б.Л.Сучкова, М.Б.Храпченко и других.

Методологической основой данной диссертации послужили произведения классиков марксизма-ленинизма и важнейшие постановления ЦК КПСС и Советского правительства о литературе и искусстве.

Очерченный круг задач и целей, проблемно-хронологический принцип исследования поэтического и прозаического творчества М.Мамакаева обусловили характер содержания и построения настоящей диссертации.

Первая глава состоит из двух разделов. В первом разделе на фоне становления чеченской советской литературы 20 - 30-х годов прослеживаются пути идейно-эстетического освоения писате- - ІЗ - лем национальной действительности, выявляется своеобразие формирования его художественной концепции под влиянием характерных черт литературного процесса. Второй раздел посвящен уяснению идейных воззрений героя поэзии М.Мамакаева послевоенных десятилетий, где раскрывается духовное богатство советского человека, определению индивидуального вклада писателя в текущий литературный процесс.

В трех разделах второй главы рассмотрен основной вклад писателя в развитие художественной прозы. В процессе анализа жанров очерка, рассказа и романа выявлены особенности творческого дарования М.Мамакаева как прозаика, освещен новаторский характер его произведений, в которых наиболее отчетливо просматриваются пути освоения и утверждения им принципов социалистического реализма.

В заключении даются основные выводы по теме и проблематике исследования, кратко оценивается вклад М.Мамакаева в формирование социалистического реализма в чеченской советской литературе 20 - 60-х годов.

Магомет Мамакаев и чеченская поэзия 20 - 30-х годов

Подлинная история литературы чеченцев, как и литератур многих других народов бывших окраин царской России, начинается лишь после Великой Октябрьской социалистической революции, победа которой обусловила невиданное социально-экономическое и культурное развитие народов.

Известно, что на окраинах царской России, в том числе и в Чечне, до революции не было ни одной светской школы, в которой преподавание велось бы на родном языке. Решение этой проблемы было одной из первостепенных задач Советской власти в области просвещения. Б.И.Ленин, всесторонне разрабатывая вопросы построения социалистической культуры, огромное внимание уделял и национальным школам. В 1919 году, составляя проект программы РКП(б), он указывал: "Помощь нациям отсталым и слабым необходимо усилить содействием самостоятельной организации и просвещению рабочих и крестьян каждой нации в борьбе с средневековым и буржуазным гнетом, равно содействием развитию языка и литературы угнетенных доселе или бывших неравноправными наций" . Ленинские положения легли в основу национальной политики нашей Коммунистической партии. В резолюции X съезда РКП(б) об очередных задачах партии по национальному вопросу отмечались важность и необходимость перевода обучения в школах и на курсах на родной язык "для ускорения подготовки туземных кадров квалифицированных рабочих и советско-партийных работников повсем областям управления и прежде всего в области просвещения" . Другим важным направлением культурной революции явилась

Идейные воззрения героя поэзии М.Мамакаева послевоенных десятилетии

Новый этап в развитии чечено-ингушской советской литературы начинается в послевоенный период, особенно с середины 50-х годов, когда восстановление ленинских норм партийной жизни и принципов национальной политики явилось первоосновой бурного развития всего советского многонационального искусства.

На XX съезде Коммунистическая партия поставила коренные вопросы развития социалистического строя в условиях постепенного перехода к строительству коммунистического общества. Партия подвергла острой критике все то, что мешает людям строить коммунизм. Атмосфера высокой требовательности, критики и самокритики, установившаяся в жизни страны, стала определяющей для всего жизненного тонуса и творческих организаций. Эти годы отличаются взятием новых высот вайнахскими писателями. Стремительный рост литературы наблюдается во всех жанрах. Она обогащалась новыми книгами поэзии и прозы писателей старшего поколения С.Б.Арсанова, М.Мамакаева, Н.Музаева, Х.Ошаева и др. Б полный голос зазвучала поэзия Р.Ахматовой, А.Мамакаева, З.Мутали-бова, Б.Саидова, М.Сулаева, Х.Эдилова и других, пришедших в литературу в конце 30-х - начале 40-х годов. Уверенно вступили на литературное поприще и талантливые представители молодогопоколения писателей, которые в 60-е годы стали уже заметной силой, - А.Айдамиров, Ш.Арсанулаев, У.Гайсултанов, М.Мусаев, А.Шайхиев и другие, в чьих произведениях созданы яркие, правдивые образы современников.

Черты новых людей в жанре художественной публицистики

Очерк занимает значительное место в литературном процессе Чечни почти на всех этапах его развития. Первые чеченские очерки появляются в конце 20-х - начале 30-х годов на страницах местной периодической печати. С тех пор развитие данного жанра всегда шло по восходящей линии. Произведения С.Бадуева ("Тракторист Джунид", "Новые люди", "Колхозник Хасиханов Мусли"), М.Мамакаева ("Коминтерн", "Полярный цикл", цикл "По родному краю"), Ш.Айсханова ("Бригада энергичных"), С.Арсанова ("Серебристая улыбка"), Х.Ошаева ("Рыцарь отчизны", "Комиссар Шалаев", "Крепче железа", "Дальний рейс"), З.Муталибова ("Начало героического пути", "Перед атакой", "Безотказный Желил", "Незабываемый Турпал-Али", "И на работе, как на войне", "За горами - горы") и других внесли существенный вклад в процесс осмысления актуальных проблем, стоявших перед национальной литературой. Стремление показать лучшие качества советского человека: гуманизм, трудолюбие, патриотизм и интернационализм, активность и прочность жизненных позиций - одна из важных особенностей развития чеченского очерка. Писатели отражают не только характерные черты обновленной Чечено-Ингушетии, но и те особые приметы, черты тех новых перемен, которые им довелось увидеть во время пребывания за пределами родного края. Создав ряд оригинальных очерков, посвященных революционерам, труженикам или воинам разных национальностей, они заметно обогатилиидейно-эстетическое содержание литературы младописьменного народа.

Похожие диссертации на Творчество М.А. Мамакаева и проблемы социалистического реализма в чеченской советской литературе