Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сатира и юмор как формы художественного мышления в устно-поэтическом наследии адыгов и зарождение, развитие этих жанров в национальной литературе : на примере творчества И. Цея, Ю. Тлюстена, Х. Ашинова, С. Панеша Жачемук Зарима Рамазановна

Сатира и юмор как формы художественного мышления в устно-поэтическом наследии адыгов и зарождение, развитие этих жанров в национальной литературе : на примере творчества И. Цея, Ю. Тлюстена, Х. Ашинова, С. Панеша
<
Сатира и юмор как формы художественного мышления в устно-поэтическом наследии адыгов и зарождение, развитие этих жанров в национальной литературе : на примере творчества И. Цея, Ю. Тлюстена, Х. Ашинова, С. Панеша Сатира и юмор как формы художественного мышления в устно-поэтическом наследии адыгов и зарождение, развитие этих жанров в национальной литературе : на примере творчества И. Цея, Ю. Тлюстена, Х. Ашинова, С. Панеша Сатира и юмор как формы художественного мышления в устно-поэтическом наследии адыгов и зарождение, развитие этих жанров в национальной литературе : на примере творчества И. Цея, Ю. Тлюстена, Х. Ашинова, С. Панеша Сатира и юмор как формы художественного мышления в устно-поэтическом наследии адыгов и зарождение, развитие этих жанров в национальной литературе : на примере творчества И. Цея, Ю. Тлюстена, Х. Ашинова, С. Панеша Сатира и юмор как формы художественного мышления в устно-поэтическом наследии адыгов и зарождение, развитие этих жанров в национальной литературе : на примере творчества И. Цея, Ю. Тлюстена, Х. Ашинова, С. Панеша Сатира и юмор как формы художественного мышления в устно-поэтическом наследии адыгов и зарождение, развитие этих жанров в национальной литературе : на примере творчества И. Цея, Ю. Тлюстена, Х. Ашинова, С. Панеша Сатира и юмор как формы художественного мышления в устно-поэтическом наследии адыгов и зарождение, развитие этих жанров в национальной литературе : на примере творчества И. Цея, Ю. Тлюстена, Х. Ашинова, С. Панеша Сатира и юмор как формы художественного мышления в устно-поэтическом наследии адыгов и зарождение, развитие этих жанров в национальной литературе : на примере творчества И. Цея, Ю. Тлюстена, Х. Ашинова, С. Панеша Сатира и юмор как формы художественного мышления в устно-поэтическом наследии адыгов и зарождение, развитие этих жанров в национальной литературе : на примере творчества И. Цея, Ю. Тлюстена, Х. Ашинова, С. Панеша
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жачемук Зарима Рамазановна. Сатира и юмор как формы художественного мышления в устно-поэтическом наследии адыгов и зарождение, развитие этих жанров в национальной литературе : на примере творчества И. Цея, Ю. Тлюстена, Х. Ашинова, С. Панеша : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02, 10.01.09.- Майкоп, 2006.- 151 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-10/210

Введение к работе

Актуальность исследования. Произведения сатиры и юмора составляют в адыгейской литературе довольно обширный, художественно зрелый и самобытный текстовый объем. В мировой литературе они давно заняли прочное место среди ведущих родовых и жанровых образований (Сервантес, Рабле, Гофман – на Западе; Гоголь, Щедрин, Булгаков, Маяковский и др. – в России). Адыгейская литература не могла не испытать их воздействия, однако прямых влияний, скажем, Сервантеса или Гофмана не обнаруживается. Более поздние явления, особенно русской сатирической классики, могли опосредованно оказать какое-то воздействие на творчество И. Цея, А. Хаткова, М. Паранука, затем на Х. Ашинова, К. Жанэ, Ю. Тлюстена, С. Панеша. Сатирическое в творчестве Н. Куека имеет особый смысл, оно связано с его сложными духовно-философскими настроениями.

Исследования данного вопроса осложняется несколькими обстоятельствами: во-первых, теоретически проблема осмыслена в науке довольно слабо – неизвестно, что такое юмор, а что такое сатира; потому что то составляют нечто единое, то являются самостоятельными понятиями; во-вторых, наука еще не определила, чем, например, является сатира - родовое, жанровое или стилистическое. Я. Эльсберг считал ее самостоятельным родом литературы («Теория литературы в историческое освещении» в 3-х т.). В-третьих, теоретическая неразработанность проблемы значительно сдерживает исследование национального своеобразия сатиры и юмора в аналитических текстах о новописьменных литературах (в данном случае об адыгейской литературе). Художественного материала немало имеется в адыгейской литературе в жанрах сатиры и юмора – от фольклорного, устно-поэтического периода ее развития до наших дней. И среди молодых авторов есть такие, как скажем, рассказы, сценические произведения Саиды Хунаговой, Мугдина Тлехаса, Хусена Хурумова. Есть совершенные в художественном плане пьесы А. Евтыха, Н. Куека, Е. Мамия, Х. Беретаря, п. Кошубаева, К. Шаззо, других. В исследовании мы подчеркиваем, что художественный материал, который сегодня наличествует в адыгейской литературе по избранным нами жанрам достаточен для того, чтобы сделать существенные обобщения об их природе в национальном (адыгском) художественном мышлении. Национальное литературоведение, художественная критика накопили определенный опыт в изучении произведений этих – в рецензиях, небольших статьях, в литературных обзорах, в трудах А. Схаляхо, М. Кунижева, К. Шаззо, Т. Чамокова, других (см. библиографию), но капитального труда, обобщающего проблемы национальной сатиры и юмора, нет. Этим обстоятельством объясняется актуальность избранной нами для диссертационного исследования проблематики. По существу жанровых и родовых признаков сатиры и юмора конкретные соображения имеются в трудах Ш. Хута, Н. Чуяко, основанные на произведениях устного творчества.

Основной целью нашего исследования является анализ проблем художественного своеобразия адыгейской сатиры и юмора как в фольклоре, так и в письменной литературе.

Задачи исследования:

1. Исследовать структурные и жанрово-стилистические характеристики сатиры и юмора в адыгейской литературы;

2. Проследить взаимодействие фольклорно-поэтических жанровых формирований в устном творчестве и композиционно-структурных моделей произведений письменной литературы;

3. Произвести системно-типологический анализ крупных произведений сатиры и юмора в фольклоре и в литературе для определения их идейно-художественных и притчево-философских общностей;

4. Проследить эволюцию жанров и стилевых форм по ходу анализа произведений с точки зрения их художественных достоинств и закономерностей.

Из этих соображений и на основании исследования произведений нами сформулированы новые научные положения в сфере изучения адыгейской сатиры и юмора в фольклоре и письменной поэзии:

а) в адыгейском литературоведении впервые предпринимается попытка системно-типологически исследовать жанровой многообразие национальной сатиры и юмора;

б) впервые последовательно исследованы формы и пути возникновения и эволюция жанров сатиры и юмора в национальном художественно-поэтическом наследии;

в) основаны методы и пути анализа жизненных конфликтов в произведениях сатиры и юмора;

г) предпринята попытка систематизироваться особенности образной и языковой структуры произведений фольклора и письменной литературы.

Объектом исследования является комплекс проблем формирования и развития сатирических и юмористических жанров в адыгейской литературе и в фольклоре.

Предмет исследования – основные произведения сатиры и юмора в адыгейском фольклоре и литературе в их жанрово-стилистическом взаимодействии, процесс их становления.

Методологические пути анализа определены и обоснованны в опоре на опыт сравнительно-исторического и системно-типологического подходов к литературному процессу и на основе изучения трудов Л. Тимофеева, Т. Абрамовича, Г. Поспелова, Я. Эльсберга, Н. С. Надьярных, Л. Щепилова, В. Кожинова. Мы обращались и к трудам национальных литературоведов Л. Бекизовой, Х. Хапсирокова, А. Схаляхо, Ш. Хута, К. Шаззо, Р. Мамия, Т. Чамокова, Х. Тлепцерше, А. Гутова, А. Бейтуганова, многих других.

Практическое значение работы в том и состоит, что результаты нашего исследования могут быть использованы в лекционных курсах и на практических занятиях по адыгейской литературе в средних школах и вузах Северного Кавказа. Они могут быть учтены при создании учебников, учебных пособий, при написании трудов по жанрово-теоретическим проблемам национальной литературе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сатира и юмор – не главные формы и жанры выражения адыгейским народом своего эстетического отношения к окружающей действительности: но в арсенале его художественного мироведения эти жанры и формы существуют; следует отметить, что сатира не столь характерна для адыгского мышления, сколько легкий, строго ограниченный, сдержанно-аскетический юмор;

2. Сатира в фольклоре преимущественно проявлялась в очень строго дозированной форме – унизить, оскорбить, высмеять адыга можно было разве что в бою, в единоборстве, а юмор допускался тоже в основном в кругу сотоварищей, сородственников, хотя факты прямого сатирического выпада одного героя против другого имеются и в фольклоре;

3. Традиции – и поэтические, и морально-этические, выработанные в произведениях народного творчества, нашли прямое использование в творчестве адыгейских писателей, особенно таких произведений, как «Песня о старом шенджийском бугае», и как образное клише, и как образец для дальнейшего их художвественного развития;

4. Далее конкретно осмысливаются особенности сатиры и юмора в произведениях И. Цея, Ю. Тлюстена, М. Паранука, К. Жане, Х. Ашинова, С. Панеша в контексте опыта сатирического и юмористического видения мира в отечественной литературе 20 века.

Структура диссертация. Содержание и характер поставленных проблем продиктовали структурно-композиционные особенности исследования – она состоит из введения, двух глав (первая – о фольклоре, вторая – о письменной литературе), заключения и библиографии.

Работа прошла апробацию на научно-практических конференциях АРИГИ и на ежегодных всероссийских конференциях, посвященных памяти профессора З. И. Керашевой.

Похожие диссертации на Сатира и юмор как формы художественного мышления в устно-поэтическом наследии адыгов и зарождение, развитие этих жанров в национальной литературе : на примере творчества И. Цея, Ю. Тлюстена, Х. Ашинова, С. Панеша