Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этноментальные основы творчества Абу-Бакара : к проблеме художественного этнографизма Мусаева, Зухра Герейхановна

Этноментальные основы творчества Абу-Бакара : к проблеме художественного этнографизма
<
Этноментальные основы творчества Абу-Бакара : к проблеме художественного этнографизма Этноментальные основы творчества Абу-Бакара : к проблеме художественного этнографизма Этноментальные основы творчества Абу-Бакара : к проблеме художественного этнографизма Этноментальные основы творчества Абу-Бакара : к проблеме художественного этнографизма Этноментальные основы творчества Абу-Бакара : к проблеме художественного этнографизма
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мусаева, Зухра Герейхановна. Этноментальные основы творчества Абу-Бакара : к проблеме художественного этнографизма : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Мусаева Зухра Герейхановна; [Место защиты: Дагестан. гос. пед. ун-т].- Махачкала, 2010.- 143 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/212

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Вопросы судьбы малых народов, раскрытие сущности их быта и традиций получают более глубокое развитие в национальной прозе второй половины XX века. Каждая из них несет в себе «генетическую информацию» о народе, об эволюции художественного мышления. Писатели решают эти вопросы сквозь призму собственного мировосприятия. Раскрыть эти аспекты, показать их многосторонность и масштабность лучше всего позволяют прозаические жанры: рассказ, повесть, роман, развивающиеся в северокавказской литературе быстрыми темпами уже с 1950-х годов. В ряду дагестанских писателей, посвятивших свое творчество судьбе дагестанского народа в период расцвета социализма, одним из первых стоит имя Народного писателя Дагестана Ахмедхана Абу-Бакара.

Первая же повесть писателя «Даргинские девушки» принесла ему широкую известность, а последующие за ней повести «Чегери», «Снежные люди», «Ожерелье для моей Серминаз» вызвали широкий интерес как среди критиков, так и среди читателей. Писатель, создавая свои произведения, нашел собственный ракурс повествования, основанный на изображении национальной самобытности дагестанцев. Выбор для научного исследования рассказов «Култум», «Пятница - творческий день», «Два старика», «Пурша и Хашим» и повестей «Даргинские девушки», «Чегери», «Снежные люди», «Ожерелье для моей Серминаз» обусловлен тем, что в них сконцентрированы и демонстрируются характерные черты художественного метода писателя, восходящие к национальному менталитету и ментальное, и отражённые средствами художественного этнографизма. Такой подход к анализу творчества Абу-Бакара и составляет актуальность данного исследования.

Степень изученности темы. Творчество Абу-Бакара исследовано довольно основательно в работах Алиевой 3. «Литература Дагестана и жизнь» (Махачкала, 1982), Ахмедова С.Х. «Ахмедхан Абу-Бакар» (Махачкала, 1975), «Образ современника в лирической и лирико-романтической прозе (А. Абубакар, Ф. Алиева, Р.Гамзатов)», Вагвдова A.M. «Многозначность характера человека в прозе // Социалистический реализм и развитие даргинской литературы (Махачкала, 1981), «Тенденции развития лиро-эпических жанров» (Махачкала, 1981), «В кругу равных. Краткий очерк истории даргинской литературы» (М., 1998), «Власть таланта // Поиск продолжается (Махачкала, 2000), Гамзатова Г.Г. «Литература и фольклор: не отчуждение, а взаимодействие» (Махачкала, 1990), «Дагестан: историко-литературный процесс. Вопросы истории, теории, методологии (Махачкала, 1999) т.д. Однако проблемы этноментальности и художественного этнографизма в творчестве Абу-Бакара не изучались от-

дельно ни в одной из перечисленных, работ. ; '

Объект исследования составляют рассказы «Култум», «Два старика», «Пурша и Хашим» и повести «Даргинские девушки», «Чегери», «Снежные люди», «Ожерелье для моей Серминаз», потому что в них наиболее ярко представлены этноментальные основы творчества писателя, опирающиеся не только на устно-поэтические традиции даргинской литературы, но и на общественно-исторические особенности культуры народа.

Предмет исследования. Предметом нашего исследования является анализ приемов художественного этнографизма и элементов этноменталь-ности в прозе Абу-Бакара. Художественный анализ указанных произведений позволяет показать динамику развития жанра в рамках художественного этнографизма и национальной этноментальности.

Научная новизна исследования. В дагестанском литературоведении нет специальных исследований, посвященных основам этноментальности в творчестве Абу-Бакара. В ракурсе структурного подхода к поэтике произведений, рассмотренных в диссертации, проведен обобщающий анализ жанровой эволюции повестей даргинского прозаика с позиции особенностей национальной культуры. Предметом наиболее пристального внимания в представленном диссертационном исследовании стали сюжет и стиль рассказов и повестей, авторская позиция и особенности изображения главных героев, пространство и время, как важнейшие способы выражения художественного этнографизма. В диссертации в процессе детального изучения сюжетов и авторского стиля выявлено, что сутью жанровой эволюции повестей А. Абу-Бакара является синтез традиционных (национальных) и новаторских художественных приемов. Благодаря такому синтезу писателю удается создать новое художественное полотно, придать новому идеологическому содержанию (эпоха социалистического общежития) элементы этнографической хроники или очерка. Это особенно ярко проявляется в повестях «Даргинские девушки», «Ожерелье для моей Серминаз», «Чегери», «Снежные люди».

Цель исследования. Выявление и описание этноментальных основ, жанрово-стилевых и сюжетно-композиционных особенностей рассказов «Култум», «Пятница - творческий день», «Пурша и Хашим», «Два старика» и повестей «Даргинские девушки», «Чегери», «Снежные люди» и «Ожерелье для моей Серминаз», сопоставительный анализ которых позволяет говорить о динамике художественного мышления Ахмедахана Абу-Бакара. Попытка продемонстрировать наличие в изучаемых повестях жанровой эволюции, формального и содержательного развития базируется на детальном анализе сюжетного и пространственно-временного построения, которое мы не можем рассматривать без его взаимосвязи с

внешней композицией, системой образов и этноментальными элементами композиции.

В соответствии с поставленной целью решается ряд конкретных задач:

- выявление этноментальных составляющих художественного мифа
произведений Абу-Бакара и их связи с этнокультурными факторами;

-установление жанрово-стилевой классификации рассказов и повестей писателя;

определение роли сюжетной и пространственно-временной организации рассказов и повестей в формировании авторской концепции изображения действительности;

раскрытие социально-общественных, философских и эстетических доминант поэтики Абу-Бакара в контексте современной дагестанской прозы, русской советской литературы XX века, а также мировой литературы;

обозначение и конкретизация жанровых особенностей, художественных приемов, способствующих созданию динамики этнохудожествен-ного мышления писателя.

Теоретическая и методологическая основа исследования определена принципами историзма, художественного этнографизма и свойствами этноментальности в оценке основных направлений развития национальных литератур. Для решения поставленных задач автор опирается на ряд известных в области теории литературы исследований. Теоретической и методологической основой исследования являются общетеоретические работы по литературоведению: М.М. Бахтина - «Литературно-критические статьи» (1986), А.Н. Веселовского «Историческая поэтика» (1989), Г.М. Гачева «Национальные образы мира» (1988), Г.А. Гуковского - «Реализм Гоголя» (1959), М.М. Стеблина-Каменского - «Миф» (1976), А.Н. Соколова - «К спорам о романтизме» (1963), Л.И. Тимофеева - «Основы теории литературы» (1971), В.Е. Хализева - «Теория литературы» (1999), Н.А. Гуляева - «О формах романтической типологии» (1971), Е.С. Добина -«Герой. Сюжет и действительность^ Искусство детали» (1981); выводы и заключения дагестанских ученых-литературоведов, а также исследования, конкретно посвященные анализу творчества А. Абу-Бакара: Ф.О. Абака-ровой - «Очерки дагестанской советской литературы (1917 - 1965)» (1969), Г.Г.Гамзатова - «Дагестан: историко-литературный процесс» (1990), A.M. Вагидова - «К вершинам» (на дарг. яз., 1993), С.М. Хайбуллаева - «А. Абу-Бакар» (статья, 1967), С.Х. Ахмедова - «Ахмедхан Абу-Бакар» (1975), М.И. Зульфукаровой - «Традиции, влияния, новаторство» (1981), З.Г. Каз-бековой — «Дагестан в европейской литературе» (1994) и др.

Как основной принцип исследования в работе избран сравнительно-сопоставительный анализ, позволяющий наглядно продемонстрировать

динамику художественного мышления автора в названных произведениях. Использован в диссертации и метод теоретического исследования, предполагающий восхождение от абстрактного научного знания к конкретному литературному материалу. Используется также аналитический метод, ориентированный на изучение внутреннего и внешнего построения художественного произведения.

Исследуя проблемы жанрового своеобразия произведений, автор диссертации рассматривает прозу А. Абу-Бакара в социально-историческом, этнокультурном и литературном контексте эпохи.

Теоретическая значимость работы определяется потребностями литературоведческой науки во всестороннем исследовании наследия Ах-медхана Абу-Бакара: роль его прозы в развитии реалистического направления современной дагестанской литературы представляется очень важной. Фрагментарность и эпизодичность в изучении этноментального своеобразия произведений Абу-Бакара побудили автора данной работы сделать попытку анализа национально-художественного своеобразия прозы дагестанского писателя. Теоретическую значимость работы автор видит в том, что в ней предпринята попытка на современном уровне развития литературоведения проследить эволюцию метода писателя, освещены некоторые вопросы классификации рассказов и повестей с позиции использования таких традиционных признаков этноментальности, как тема дороги, хурджина и гудекана, также рассмотрены особенности индивидуальной творческой манеры писателя.

Аналитические данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы при разработке этнокультурных проблем развития современной дагестанской прозы.

Практическая ценность. Основные выводы и положения работы могут быть использованы в трудах, посвященных изучению путей развития современной дагестанской прозы, а также внедрены в вузовский учебный процесс. На основе исследования возможна разработка факультативных и специальных курсов по изучению творчества А. Абу-Бакара на филологических факультетах Дагестанского государственного университета и Дагестанского государственного педагогического университета.

Полученные в процессе анализа материалы и выводы могут быть полезны при создании школьных и вузовских учебников по дагестанской, и в частности, даргинской литературе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творчество Ахмедхана Абу-Бакара является отражением зарождения нового типа художественного мышления, представляющего собой синтез национальной и инонациональной культуры. Писатель, следуя традици-

ям социалистического реализма, наполняет их национальным звучанием, что позволяет говорить об этноментальном подходе к повествованию.

2. Повышенный интерес к истокам национального характера формирует цепочку взаимосвязанных проблемных соотношений в произведениях писателя: человек и природа, город и деревня, история и современность. Эти соотношения наиболее ярко проявляются в рассказах «Кул-тум», «Два старика», «Пурша и Хашим» и повестях «Снежные люди» и «Ожерелье для моей Серминаз». Герой Абу-Бакара лишь тогда реализует себя полноценно, когда не отрывается от своих истоков и верен культурным идеалам своего народа.

3.Воссоздание природного мира в творчестве Абу-Бакара отличается высокой художественностью. Писатель не стремится к точности факто-графичности изображении природы или места действия своих произведений, ему важно через природный мир показать душевное состояние героя («Два старика», «Ожерелье для моей Серминаз», «Снежные люди»). Такая особенность изображения природы позволяет говорить о романтических тенденциях в творчестве Абу-Бакара.

  1. Этноментальная эстетика Абу-Бакара и стилевая палитра его прозы складывается из синтеза фольклора, восточных традиций и современного реалистического письма. В его произведениях углубляется содержание и поэтизируются переживания действующих лиц, четко проступают черты романтизма, литературный текст как бы озаряется изнутри, благодаря лиризму взаимоотношений персонажей.

  2. Пространство и время играют важную сюжетообразующую роль в прозе Абу-Бакара, потому что являются не фактором фиксации события, а философской категорией. Пространство в тексте - это не место свершения события, а показатель времени. Такая реализация пространственно-временных отношений носит этноментальный характер, поскольку фиксация времени у народа всегда связана с происходящим в пространстве, например: «Я родился в тот год, когда половодье унесло половину саклей аула Сулевкент, а беда эта случилась в тот год, когда было затмение... » (Рассказ «Пятница - творческий день»).

6. Идейно-тематическое богатство прозы Абу-Бакара обусловлено
его этническими истоками. Но при этом в стиле писателя четко проступа
ет переосмысленный опыт русской классики и традиций восточных лите
ратур, сопрягаемый с новаторскими поисками самого автора.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в форме статей в научных сборниках Дагестанского государственного педагогического университета. Отдельные направления исследования были обсуждены на заседаниях кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета и научно-

практических конференциях преподавателей, молодых ученых и аспирантов этого вуза (2006-2008).

Структура диссертации подчинена решению поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Этноментальные основы творчества Абу-Бакара : к проблеме художественного этнографизма