Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этноментальные основы творчества адыгских писателей-просветителей XIX века : К проблеме художественного этнографизма Меремукова Марина Газизовна

Этноментальные основы творчества адыгских писателей-просветителей XIX века : К проблеме художественного этнографизма
<
Этноментальные основы творчества адыгских писателей-просветителей XIX века : К проблеме художественного этнографизма Этноментальные основы творчества адыгских писателей-просветителей XIX века : К проблеме художественного этнографизма Этноментальные основы творчества адыгских писателей-просветителей XIX века : К проблеме художественного этнографизма Этноментальные основы творчества адыгских писателей-просветителей XIX века : К проблеме художественного этнографизма Этноментальные основы творчества адыгских писателей-просветителей XIX века : К проблеме художественного этнографизма
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Меремукова Марина Газизовна. Этноментальные основы творчества адыгских писателей-просветителей XIX века : К проблеме художественного этнографизма : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Карачаевск, 2002.- 142 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-10/1073-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Этнокультурные ценности адыгов в научном и литературном творчестве Ш. Ногмова, С. Хан-Гирея 20

Глава II Этноментальные основы художественного творчества писателей-просветителей С. Казы-Гирея, А. Г. Кешева, Ю. К.-Б. Ахметукова 68

Заключение 119

Библиография 129

Введение к работе

Творчество адыгских писателей-просветителей XIX века составляет значительный пласт художественной культуры народа. Учеными проделана большая работа по исследованию публицистической, просветительской и литературной деятельности адыгских писателей-просветителей Ш. Ногмова, С. Хан-Гирея, С. Казы-Гирея, А. Г. Кешева, Ю. Кази-Бека (Ахметукова) и других. Учеными предприняты попытки осмыслить содержание термина «северокавказское просветительство». В работах О. М. Косвена, Т. X. Кумыкова, И. В. Трескова, Г. Ф. Турчанинова, А. X. Хакуашева, Р. Д. Туганова дана периодизация адыгского просветительства, обозначен вклад просветителей первой половины XIX века в общероссийское просветительское движение. Одновременно наметились тенденции монографического исследования творчества адыгских просветителей, введение в научный оборот их научных трудов и художественных текстов, а также исследование деятельности просветителей на том или ином этапе развития северокавказского просветительского движения.

Выдвинутая проблема не может быть до конца исследована без осмысления жизни адыгов в русской литературе XIX в. В этой связи нами исследуются причины, побудившие интерес прогрессивной русской интеллигенции, в том числе и русских писателей к горцам, шире к теме Кавказа. Вне этих проблем не может быть исследована проблема взаимосвязи, проблема преемственности традиция в творчестве адыгских писателей-просветителей.

Глубокому постижению жизни, быта, нравов горцев способствовали систематические издания, в которых освящались обычаи, нравы, фольклор народов Кавказа, в том числе и адыгов.

Цитация произведений русских писателей, обратившихся к кавказской тематике, основывается в диссертации на исторических фактах и событиях российской действительности.

При рассмотрении проблем, связанных с этногенезом, ролью этнохудожест-венных традиций, мы учли разностороннюю деятельность историков и этнографов, заложивших основы изучения этнографии адыгов, нравов, обычаев народов. Они первыми открыли России Кавказ, создали концепцию жизни народов Кавказа. Это Ян Потоцкий, П. С. Паллас, И. Ф. Ларамберг, Д. К. Кантемир. Их деятельность впоследствии продолжит Л.Г.Лопатинский, П.К.Услар, А.Ад.Берже и другие русские ученые, положившие начало научному осмыслению художественной культуры адыгов, их языка и обычаев.

В центре художественного интереса русских писателей оказались события, связанные с Русско-Кавказской войной. В связи с этим интересом получают художественное выражение кардинальные проблемы, связанные с понятиями: свобода, Родина, патриотизм.

В творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.А.Бестужева-Марлинского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, М.Е.Салтыкова-Щедрина получает художественное выражение кавказская тематика, воссозданная в свете гуманистических идеалов русского просветительства. Русские писатели первыми подвергли критике политику царизма на Кавказе. Так, например, русский писатель В. Т. Нарежный в своем сатирическом романе «Черный год» или «Горские князья» (1829) подвергает критике деятельность, политику царской администрации, местных феодалов на Кавказе.

Во второй половине XIX века Л. Толстой в таких произведениях, как «Набег», «Рубка леса» дает художественную концепцию событий времен Кавказской войны, показывает ее антигуманный характер. В этом смысле интерес представляет повесть «Хаджи-Мурат» Л. Толстого, в которой ярко выражена авторская позиция в отношении событий на Кавказе во второй половине XIX века.

Кавказская война осознается прогрессивными русскими писателями как трагедия. В то же время русские писатели симпатизируют свободолюбивым горцам, их готовности защищать честь и свободу. В этом мы усматриваем истоки про- блем и тем в творчестве первых адыгских писателей-просветителей, видя в них закономерное положение означенных в русской литературе гуманистических и реалистических традиций.

Прав Ю. М. Тхагазитов, заявивший в своей работе «Духовно-культурные основы кабардинской литературы, мысль о том, что «впервые в Измаил-Бее Лермонтова возникает синтез жестокой действительности Русско-Кавказской войны, национального мира и типа сознания черкесов, романтическим художественным миром в одном произведении» (Нальчик, 1994, с. 60).

Важно подчеркнуть, что лишь в последнее десятилетие художественно-беллетристическое творчество писателей-просветителей стало востребованным в качестве выпавшего звена историко-литературного процесса. Включение в историю адыгских литератур творчества адыгских писателей-просветителей не стало бы возможным без огромной разыскательской и исследовательской работы, проделанной А. Хакуашевым, Р. Хашхожевой, Л. Голубевой в первую очередь.

Наш интерес к проблемам этногенеза, этнохудожественным и этнокультурным аспектам творчества носит не только историко-литературный характер. Он обусловлен тем, что важнейшая проблема художественного этнографизма, дающая возможность уяснить этноментальные особенности творчества адыгских писателей, оставалась недостаточно изученной.

Цели и задачи исследования. Цели данной диссертационной работы определяются необходимостью научного осмысления важнейших проблем, связанных с этногенезом адыгских литератур, ролью художественного этнографизма в литературном творчестве адыгских писателей-просветителей.

Ставиться цель исследовать проблему генезиса литературных жанров, уяснить опыт освоения реалистических традиций русской литературы, исследовать роль этнохудожественных традиций адыгов в формировании реалистических принципов изображения героя и действительности, национального характера и бытия народа.

В связи с выдвинутой задачей - исследовать проблемы связанные с национальным своеобразием и художественным менталитетом творчества писателей-просветителей.

Задача состоит в уяснении роли художественно-этнографических традиций в формировании поэтики и стилистики жанра, в осмыслении национального мировосприятия писателя, роли фольклорно-этнографических традиций в изображении героя и действительности, воссоздании национального характера. Ставится цель - проследить роль гуманистических и реалистических традиций русской литературы в становлении творчества первых адыгских писателей-просветителей - С. Казы-Гирея, С.Хан-Гирея, А.Г. Кешева, Ю. Ахметукова.

Проблема исследования литературогенеза до сих пор остается нерешенной. Не исследован в этом отношении этногенез северокавказских типов становления литературы, форма их зарождения и жанрового их развития на русском языке. Эстетика этих литератур возникает под непосредственным воздействием просветительских идей русского реализма.

В свете заявленной темы интерес представляет методологически важная мысль Р. Юсуфова о том, что: «Настало время монографических исследований об этнографическом эпосе Кавказа, Урала, Поволжья, Сибири и других областей России с точки зрения его роли в духовном процессе XVII-XX вв. К сожалению, в современном литературоведении эта проблема получила ограниченное истолкование. Авторы ищут в этнографическом очерке те или иные элементы художественного повествования, отыскивает в нем приемы сюжетостроения, композиции, выделяют в тексте прообразы национальной персонологии. Такой подход не лишен оснований, но мало перспективен. Его основной недостаток - изъятие этнографии из макрокультурного контекста и, как следствие, - непонимание функции этнографии в культурах с незавершенным литературогенезом» (168; 271).

Следствием событий в Западном и Центральном Кавказе было смещение литературного синтеза в хронологической границе нового времени. Адыги, абазины, ногайцы, кабардинцы, карачаевцы использовали в сношениях с Россией с XVII века русскую письменность. Отсюда две главные формы становления северокавказских литератур: 1) на русскоязычной основе с ориентацией на эстетику российского просвещения; 2) на исламской основе с опорой на народную поэзию и традиции арабской литературы» (168; 264).

Зарождение литературы у адыгских народов проходило путем преодоления языческого мировоззрения. Синтез нового художественного мышления в творчестве адыгских писателей-просветителей создавался на основе и теоретическом фундаменте российского просвещения. Художественное мышление представляло собой сплав фольклора и литературы. Творчество адыгских писателей-просветителей являет собой переход от фольклора к литературе. На первом этапе произведения просветителей представляли своего рода народно-эпическую литературу. Это была художественная литература переходного периода.

После окончания Русско-Кавказской войны на Северном Кавказе возникла новая идеологическая ситуация. Как отмечает Р. Юсуфов: «Преобразование средневекового исламского образа мира, философию творческой деятельности разума совершалось с опорой на естественнонаучные идеи. Эта модель просветительского интеллектуализирования сознания этноса отчетливо видна в северокавказских литературах в середине XIX - начале XX вв. Новое социально-историческое мировосприятие народов Северного Кавказа и Дагестана выражали разного рода истории, предания и многочисленные этнографические очерки. И далее, новый тип исторического знания формируется путем переосмысления героического эпоса. Классический пример «История адыхейского народа» Ш. Ног-мова, а также примыкающий к ней очерк С. Хан-Гирея «Черкесские предания. Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов» (168; 270).

Велика заслуга Р. Хашхожевой в исследовании творческих биографий писателей-просветителей, в опубликовании их наследия, в осуществлении идейно-тематического анализа произведений. Ею было предпринято планомерное издание наследия просветителей в серии «Литературные памятники Кабардино-Балкарии». Без таких ее публикаций, как: «Избранные труды Кази Атажукина», «Избранные произведения Хан-Гирея», «Избранные произведения А. Г. Кешева», «Избранные произведения адыгских просветителей», «Паго Тамбиев. Избранное», «Поиски и находки» и др. невозможно было бы проблемное изучение наследия адыгских просветителей, осмысление их вклада в зарождение и дальнейшее развитие письменных форм адыгской литературы, художественной культуры в целом. Особого внимания среди публикаций Р. Хашхожевой заслуживает труд «Ю. Кази-Бек Ахметуков. Избранные произведения». Р. Хашхожева в своей докторской диссертации «Адыгские просветители второй половины XIX - начало XX века» первая высказала мнение о том, что Ю. К.-Б. Ахметуков является представителем собственно художественной литературы. Он автор восьми книг повестей и рассказов, одной драмы и многочисленных газетных и журнальных публикаций. К сожалению, творчество Ю. К.-Б. Ахметукова, как литератора, остается неисследованным. Написанная о его творчестве работа Р. Хашхожевой в свое время не была опубликована, так как Ю. Ахметукова обвиняли в контрреволюционных действиях.

Первую попытку исследования поэтики и стиля произведения Ю. К.-Б. Ахметукова предприняла Е. Золотухина в кандидатской диссертации: «Гуманистические традиции русской литературы конца XIX - начала XX вв. в творчестве адыгского писателя-просветителя Ю. К.-Б. Ахметукова», посвященная проблемам метода и жанра. Касаясь проблем метода и жанра Е. Золотухина в основном делает упор на освоение писателем гуманистических и реалистических традиций русской литературы. Роль русской литературы рассматривается Е. Золотухиной в качестве важнейшего фактора, предопределившего гуманистические искания крупнейшего адыгского писателя Ю. Ахметукова. В этой же связи ею исследуются проблемы художественного метода, поэтики и стиля в творчестве адыгских писателей-просветителей. Традиции русской литературы, жанровые искания русских писателей конца XIX - начала XX вв. по мысли исследователя сыграли важнейшую роль в формировании романтизма и реализма как творческого метода адыгских писателей-просветителей. Она мало говорит о роли национально-художественных традиций, о проблемах художественного этнографизма, о фольклорной основе произведений Ю. К.-Б. Ахметукова. Без этих важнейших факторов нельзя во всей полноте исследовать поэтику и стиль первых жанровых форм литературы в творчестве Ю. К.-Б. Ахметукова и других писателей, положили начало художественному развитию.

Большую работу по исследованию просветительского движения адыгов, развивавшегося в русле общероссийского просветительства, проделал А. Ха-куашев «Адыгские просветители дореформенного периода» (докторская диссертация). Все без исключения исследователи творчества первых адыгских просветителей обратили внимание на основополагающие проблемы, связанные с национальной принадлежностью литературы, созданной адыгскими просветителями, а также является ли она предысторией или неотъемлемой частью истории национальных литератур. На наш взгляд правы были те, которые усматривали в просветительской литературе генезис литературного развития, ее жанров, метода и стиля.

Рассматриваемая нами проблема художественного этнографизма помогает уяснить национальную самобытность, особенности художественного мировиде-ния писателей, создававших свои произведения на фундаменте адыгского фольклора с учетом этнографии, философско-нравственных традиций народа.

Большим вкладом в изучение важного периода исторического развития адыгских литератур явились труды А. Хакуашева и Р. Хашхожевой, положившие начало научному осмыслению творческого наследия адыгских просветителей.

Они первыми указали на факторы, стимулировавшие зарождение в рамках просветительства научно-этнографической и художественной мысли адыгов, сделали возможным заявку на сам факт существования художественно-этнографической литературы у адыгов, как и самих жанров, рожденных в контексте гуманистических традиций русской литературы.

В дальнейшем это дало возможность ученым выдвинуть новую концепцию развития литературно-художественной мысли адыгов и в этом смысле заново «перечитать и переосмыслить» историко-литературный процесс с учетом проблем генезиса и ранее неучтенных стадий развития литератур. Об этом свидетельствует недавно изданная фундаментальная работа «История адыгейской литературы» (58;142-175), в которой выделена глава «Писатели-публицисты конца XIX - начала XX вв.» и глава, посвященная «Первым шагам письменной адыгейской литературы на языках других народов». Авторы этих разделов А. А. Сха-ляхо и Ш. X. Хут рассматривают творчество адыгских просветителей как начальный этап истории адыгских литератур. Опираясь на многостороннюю деятельность адыгских фольклористов, этнографов, ученых и литераторов, таких как Ш. Ногмов, С. Хан-Гирей, С. Казы-Гирей, А. Г. Кешев, Ю. К.-Б. Ахметуков, авторы исследуют проблемы генезиса адыгских литератур, отмечают особенности зарождения и развития литературных жанров, отмечают факторы, способствовавшие вступлению народа на путь литературного развития.

Эти проблемы становятся предметом исследований ряда адыгских ученых. В публикациях Л. Бекизовой, X. Хапсирокова, 3. Хапсирокова, Ю. Тхагазитова, А. Мусукаевой, В. Тугова, Ф. Китова, в диссертационных трудах М. Шаковой, С. Агержаноковой, Н. Золотухиной, был поставлен ряд важных вопросов, связанных с творчеством адыгских писателей-просветителей. Следует отметить, что наряду с жанровой характеристикой разностороннего творчества писателей-просветителей была поставлена проблема роли фольклора в создании литературных произведений (см. статью Л. Бекизовой в библиографии), а также других ученых, исследовавших жанровую природу литературного творчества просветителей. Кроме того, на материале творчества писателей-просветителей была исследована важнейшая проблема «контекста» и в этой связи роль русских реалистических и гуманистических традиций в зарождении письменных форм литературы у адыгов.

Опираясь на результаты этих и других исследований, фактически на первые исследования недостаточно изученного периода формирования литературного творчества в недрах просветительского движения адыгов, мы предприняли попытку в предлагаемом диссертационном труде рассмотреть роль этнохудожест-венных традиций адыгов в качестве важнейшего слагаемого литературного творчества, способствующего созданию национально-самобытных форм литературы. Кроме того, исследование творческого наследия первых адыгских литераторов под заданным углом зрения дает возможность решить проблему генезиса литературных жанров, уяснить опыт освоения реалистических традиций русской литературы, исследовать роль этнохудожественных традиций адыгов в формировании реалистических принципов изображения героя и действительности, национального характера и бытия народа.

Итогом всестороннего изучения адыгского просветительства явилась методологически важная для нас мысль о том, что: «Возникновение русскоязычной художественно-беллетристической адыгской литературы XIX века связано с просветительством...», и «что в адыгском просветительстве взаимодействуют исторический и духовный опыт русского и адыгского народов» (115).

Основополагающим для диссертационного труда является довод ряда исследователей о том, что осуществление гуманистических идеалов, романтизм искал в возрождении ряда национальных традиций, в обращении к народному творчеству, которое многими романтиками собиралось, изучалось, пропагандировалось и использовалось. В ряде отношений (социальный критицизм, психологизм и др.), романтизм предвосхитил реализм и исторически нередко переходил в него (см. Краткий словарь по эстетике). Опираясь на это положение, мы исследовали выдвинутую в диссертации проблему, рассмотрели роль этнографизма в формировании метода и жанра в творчестве адыгских писателей-просветителей. Наряду с исследованием романтических, реалистических и гуманистических исканий просветителей, обусловленных традициями русской литературы конца XIX века, мы, опираясь на конкретные произведения художественно-этнографического и литературного порядка: Ш. Ногмова, С. Хан-Гирея, С. Казы-Гирея, А. Г. Кешева, Ю. К.-Б. Ахметукова и других. Исследуя выдвинутую проблему художественного этнографизма, решая в этой связи целый ряд литературоведческих проблем, в первую очередь, проблему идеала, национального характера, национальной действительности и бытия, мы придерживались комплексного подхода, опирались на все факторы, способствовавшие формированию жанров. Рассматривая роль этнохудожественных традиций адыгов в становлении литературных форм, мы приходим к выводу о том, что эта традиция уже в первых трудах Ш. Ногмова, С. Хан-Гирея использовалась в качестве исторического и этнографического факторов, как источник для воссоздания истории народа, его обычаев, нравов. В дальнейшем художественно-этнографическая традиция в творчестве первых литераторов станет необходимым условием для создания художественных образов, для концептуального их осмысления, для изображения героя в его исторической эволюции.

Проблема национального характера, национального мировидения, базирующаяся на гуманистических представлениях народа в свете гуманистических идеалов передовой русской интеллигенции, не могла быть осмыслена без соблюдения героями правил адыгского этикета, без следования адыгским идеалам.

В этой связи правомочна постановка вопроса национального своеобразия исторического развития адыгских литератур, создававшихся, за неимением письменности, на языках других народов. До сих пор остается дискуссионным вопрос о том, является ли творчество писателей-просветителей собственно адыг- ской литературой, не есть ли оно явлением русской литературы? Выявление роли национальных этнохудожественных традиций в формировании поэтики и стилистики созданных ими жанров даст возможность в какой-то степени решить эту актуальную задачу. Тем более, что язык является не единственным фактором для уяснения принадлежности литературы тому или иному народу. Мы подходим к этой непростой задаче с позиций историзма.

Творческое наследие адыгских писателей-просветителей, созданное на русском языке, свидетельствует о том, что они были носителями национальной культуры, хорошо знали фольклор родного народа, их нравы и обычаи. Ш. Ног-мов, С. Хан-Гирей проделали большую работу по сбору и публикации адыгского фольклора, по исследованию обычаев, образа жизни, нравов своего народа. Эт-нохудожественная традиция была органичной для их научного и литературного творчества. Эта традиция легла в основу концепции мира, национального характера в их литературных произведениях. Проблема художественного этнографизма, диссертации рассматривается как необходимая составная проблемы художественного мировидения, художественного менталитета и национальной самобытности писателей-просветителей. Исследователи творчества адыгских писа-телей-просве-тителей обратили внимание на проблему нравственных исканий. Л. Голубева, Р. Хашхожева, А. Хакуашев и их последователи, исследовавшие жанровую природу художественной беллетристики просветителей, первых образцов очерков, рассказов и повестей, указали на историческую закономерность обращения писателей к актуальным темам, связанным с понятиями «России» и «Кавказа». Проблема национального характера героя в диссертации рассмотрена также в обусловленности временем, историей народа и той перспективой, которая открылась народам Кавказа в связи с присоединением к России.

Уже в первых историко-этнографических трудах Ш. Ногмова, написанных с опорой на этнохудожественные традиции адыгов, история народа воссоздана в жанре исторических хроник, в которых четко выражены авторская позиция и ори- ентация на союз с Россией. Оценка и переоценка материала жизни, национального характера в «Истории адыхейского народа» (60) Ш. Ногмова, в художественной беллетристике и этнографическом труде С. Хан-Гирея «Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов» (130) национальное бытие и характер предстает в оценках авторов и в их комментариях. Обращение писателей-просветителей к этнографии и образу жизни адыгов дало возможность им художественно осмыслить непреходящие для адыгских литератур темы жизни и судьбы народа, положение бедноты в дореформенный период и т.д. Кроме того, в недрах литературного творчества писателей-просветителей впервые были обозначены контуры национального характера и героя, воссозданные ими с опорой на фольклор и этнографию народа, на национальные идеалы, выраженные в монументальном эпосе «Нарты».

Мы согласны с Л. Бекизовой в том, что изучение феномена зарождения национально-художественной культуры у бесписьменных народов на русском языке весьма актуально для уяснения целого ряда литературоведческих проблем, связанных с преемственностью традиций, динамикой исторического развития культуры, а самое главное, для уяснения проблем взаимосвязи и взаимодействия адыгских литератур с национальной традицией, с традициями русской литературы, в контексте которой происходили творческие поиски, в осмыслении жизни и судьбы народа.

Творчество адыгских просветителей дает возможность увидеть подходы первых литераторов к изображению национального характера, национального бытия в реалистических формах. Писатели-просветители первыми задумались над проблемами национального бытия, просмотрели жизнь своего народа в свете гуманистических традиций русской литературы. Тем более, они сами являлись ее носителями, т. к. обучались на русском языке в Ставропольской гимназии, Петербургском университете и других учебных заведениях России. Опираясь на факты творческой биографии адыгских писателей-просветителей Ш. Ногмова, С.

Хан-Гирея, С. Казы-Гирея, А. Г. Кешева, Ю. К.-Б. Ахметукова, мы хотели бы предпринять первую попытку исследовать художественные произведения названных писателей исходя из современных критериев литературоведческого анализа, предполагающего новый взгляд и новое прочтение литературного творчества писателей, в том числе и адыгских писателей-просветителей, составляющих не только веху, но, в определенном смысле, основу дальнейшего развития адыгских литератур. Не повторяя предшественников, лишь опираясь на их труды, мы хотели бы рассмотреть актуальные вопросы, связанные с генезисом и национальным своеобразием адыгских литератур.

В творчестве адыгских просветителей, прежде всего, в прозе Ш. Ногмова, С. Хан-Гирея, С. Казы-Гирея, Адыль-Гирея Кешева, Ю. Ахметукова намечается тенденция развития собственно литературных жанров. Эти, а позднее другие адыгские писатели, опробовали свои силы в создании профессиональной литературы и литературной жанровой системы. Литературное наследие адыгских просветителей сегодня рассматривается в контексте истории адыгских литератур. Ученые-литературоведы Р. Хашхожева, А. Хакуашев, А. Схаляхо и другие исследователи литературного творчества в рамках творческой биографии названных писателей, отметили, что оно развивалось в силу определенных причин на русском языке в свете гуманистических традиций русской литературы, ее просветительских устремлений.

Крупный филолог-литературовед, доктор филологических наук Н. Надъяр-ных, размышляя в своей статье «Время перечтения» (89;6) над современными задачами, говорит о назревшей необходимости вдумчивого прочтения и перечтения литературного и культурного наследия каждого народа. В этой связи она поднимает вопрос о необходимости более раскрепощенных суждений о национальных литературах, освобождении от идеологизированных канонов, от конъюнктурной фразеологии, от чересчур социологических интерпретаций в трактовке литературного процесса. Она справедливо считает, что литературы России нуж- даются в основательном перечтении, новом прочтении: «Перечтение, основанное на достижениях современном филологии, с учетом широкого историко-культурного этногенетического и географического контекста...» (89; 8).

Говоря о необходимости изучения взаимозависимости, определяющей жизнеспособность литературы: литература и история, литература и этнография, литература и язык, Н. Надъярных выдвигает проблему контекста национальной литературы или, говоря иначе, проблему связи национального текста во всем его содержательном и формальном объеме со своим контекстом литературным, историко-культурным, историческим, общественным и философским (89; 9).

Чтобы уяснить особенности мировосприятия героев, систему национальных ценностей и поведенческих стереотипов, присущих данному народу, необходимо увидеть связующую нить человечества и общества в контексте самого произведения.

Интерес представляют размышления доктора филологических наук Г. Гачева, исследовавшего национальные образы моделей мира. Гачев возрождает традицию философски свежего восприятия национальных культур как не случайного, а органичного явления, обусловленного глубокими материальными и духовными принципами, среди которых он выделяет три: природа (космос), в которую погружен народ, склад его души (психея) и логика (логос). Гачев ставит задачу ответить на принципиально важный вопрос. В статье «Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр» (М., Просвещение, 1968), ставит вопрос о том, в чем состоит содержательность форм?

Анализ литературного наследия первых адыгских писателей подтверждает теоретический довод Гачева о том, что национальным художник становится не тогда, «когда он воспевает свой народ, Родину и жизнь. Это лишь низший вид национального в искусстве. Более высокий и смелый его вид я нахожу в способности художника к национальной самокритике. Если он и в этом, то есть во взгляде на свой народ глазами других народов, человечества сумеет говорить миру о Родине, останется национальным и выявит национальное, тогда он поистине велик» (33; 20).

Говоря о проблемах этнографизма в творчестве писателей-просветителей, мы придерживаемся прозорливой мысли Гоголя о том, что «национальное не в описании сарафана», а в том, чтобы смотреть на мир «глазами своей национальной стихии».

Таким образом, в ходе конкретного анализа творчества адыгских писателей-просветителей Ш. Ногмова, С. Хан-Гирея, С. Казы-Гирея, А. Г. Кешева, Ю. К.-Б. Ахметукова и других нами подтверждается факт существования феномена литературного творчества как важнейшего изначального звена исторического развития адыгских литератур.

Мы считаем, что литература, ее первые жанровые формы у адыгов зарождалась на русском языке под воздействием общественно-исторических условий российской действительности XIX века.

Мы ставили целью рассмотреть этноментальные основы творчества адыгских писателей-просветителей, усматривая в них наряду с гуманистическими традициями русской литературы важнейший фактор формирования метода поэтики, стилистики литературных жанров.

В свете проблем художественного этнографизма была поставлена задача исследовать важнейшую литературоведческую проблему национального характера, национального бытия, национального идеала. Эта проблема рассмотрена в соотнесенности с этнокультурными традициями адыгов, а также в их исторической обусловленности. В этой связи поднята проблема оценки и переоценки адыгскими просветителями традиционных понятий этических и эстетических представлений народа, национального героя в первую очередь.

В центре нашего внимания оказались проблемы исторической обусловленности развития характера, проблем его эволюции.

В свете новых тенденций развития науки о литературе, опираясь на труды предшественников, исследовавших творчество писателей-просветителей, мы попытались рассмотреть проблемы художественного этнографизма как основы национального художественного менталитета творчества адыгских писателей-просветителей, создававших свои произведения, за неимением письменности, на русском языке. Все это дало нам возможность увидеть динамику исторического развития адыгских литератур, начиная от ее истоков, уходящих корнями в творчество адыгских писателей-просветителей.

Методологической основой диссертационного исследования послужили труды теоретиков, как отечественных, так и северокавказских ученых, этнографов, историков, философов, литературоведов.

В основу работы легли труды посвященные непосредственно творчеству адыгских писателей - просветителей, исследования О.М.Косвена, Т.Х.Кумыкова, И.В. Трескова, Г.Ф.Турчанинова, А.Х.Хакуашева, Р.Х.Хашхожевой, А.Схаляхо и

АРМы опирались на теоретические труды, посвященные проблемам жанрового развития адыгских и северокавказских литератур, в которых по необходимости речь о роли художественного этнографизма, формировании национальной самобытности литературы и ее жанров. В связи с решаемой в диссертации задачей мы опирались на труды известных литературоведов Н.Надъярных, Р.Юсуфова, Г.Гачева, в которых обращено внимание на проблемы этнографизма литературы, литературогенез в частности. В этом же контексте следует назвать работы адыгских литературоведов: А.Мусукаевой, Ю.Тхагазитова, А.Схаляхо, Ш.Хут, Х.Хапсирокова, К.Шаззо, В.Тугова, Ф.Китова. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что сделанные в ней обобщения и выводы позволяют раскрыть важнейший аспект проблемы генезиса творчества адыгских писателей-просветителей, увидеть особенности зарожде- ния и становления письменных форм литературы, опиравшиеся на этнохудест-венную традицию адыгов и на гуманистические традиции русской литературы.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что результаты диссертационного исследования могут обогатить сегодняшнее представление о проблемах национального мировидения, о принципах создания национального характера в творчестве адыгских писателей-просветитетлей.

Практическая значимость работы состоит в том, что она способствует определению места адыгских писателей XIX века в историческом развитии литературы. Данная концепция может лечь в основу истории литератур и учебников по адыгским литературам.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

В первой главе «Этнокультурные ценности адыгов в научном и литературном творчестве Ш. Ногмова, С. Хан-Гирея» мы исследовали труды писателей-просветителей в свете поставленных задач, связанных с проблемами художественного этнографизма.

Во второй главе «Этноментальные основы художественного творчества писателей-просветителей С. Казы-Гирея, А. Г. Кешева, Ю. К.-Б. Ахметукова» исследуется проблема этнографизма в качестве структурообразующего и формообразующего элемента литературных жанров. В этой главе рассмотрены проблемы художественного менталитета, национальные особенности творчества писателей-просветителей, обусловленные обращением к фольклору и этнографии народа, использованием национально-художественных традиций.

Этнокультурные ценности адыгов в научном и литературном творчестве Ш. Ногмова, С. Хан-Гирея

Художественное видение человека, народа, героя и действительности в творчестве адыгских писателей XIX века было обусловлено исторически. Это предопределило художественный угол зрения и первых литераторов. Основы художественного историзма мышления были заложены уже в разножанровом творчестве адыгских просветителей, первых ученых, этнографов и фольклористов, выступавших в разные периоды развития северокавказской просветительской мысли. Необходимость вступления в диалог с Россией побуждало первых ученых, фольклористов и этнографов, получивших образование в российских военных учреждениях, университетах и кадетских корпусах, всесторонне раскрыть и представить перед русским читателем душу своего народа, его самобытность, его взгляды на мир. Эти побуждения вписывались в творческие искания научной и творческой интеллигенции России.

1860-е годы ознаменовались в России интересом к быту, нравам, положению горских народов, образу жизни обездоленных слоев общества, национальным особенностям русской глубинки. Наметился глубокий интерес к изображению «маленького человека», униженного бедственным положением в обществе. Воспитанная на русской культуре, адыгская интеллигенция, лучшие ее представители, исповедовавшие просветительские идеалы и ориентировавшиеся на них, взглянули на свой народ сквозь призму современных задач, стоявших перед обществом. Воспитанники кадетских корпусов, российских университетов и школ отчетливо понимали свою миссию посредника между русским народом и народами Северного Кавказа. Самым удобным языком общения, дающим возможность взаимопонимания, оказался язык художественной беллетристики, язык культуры и науки. Побуждаемый глобальной задачей создания письменной истории своего народа, первый адыгский просветитель, ученый, фольклорист и этнограф Шора Ногмовсоздает «Историю адыхейского народа», опираясь на этнохудожествен-ные традиции своего народа, на исторические события, на имена представителей народа, прославивших себя в благородных деяниях и поступках. В эмоционально окрашенном, лирически взволнованном труде Шоры Ногмова аналитическое начало подчас подменяется художественным воссозданием истории. Тем не менее, эпический охват материала, охватывающий события, начиная с древнейших времен и до XIX века, давал возможность представить жизнь и судьбу народа на протяжении многих веков. В «Истории» Шоры Ногмова впервые получает этноисторическое выражение огромный культурный пласт народа, проливающий свет на адыгский мир в его целостности и движении во времени. В своем стихотворении под названием «Хох», что означает «здравица, благопожелание во славу», Шора Ногмов впервые, а точнее одним из первых, задумывается над эпически важной проблемой роли России в исторических судьбах адыгов (черкесов). Эта тема осмысливается с позиций художественного историзма, он верит в перспективу. Шора Ногмов ясно видит историческую перспективу общения, дружбы народов Кавказа с русским народом. Стихотворение было написано в честь академика Шегрена.

Как пишет И. В. Тресков: «Наиболее значимым событием закавказского периода жизни Ногмова явилось знакомство с русским академиком А. М. Шегреном. Знаменательным оно было и для Шегрена: «День 26 (октябрь 1835 г. - И. Т.) Вечером с доктором Нордманом был у одного домохозяина, князя Шаховского... Там я имел счастье познакомиться с одним проживающим у него черкесом Шорой Бекмурзиным, которого я уже предварительно видел сегодня у барона Козе-на, но не знал его...».

Эта дружба духовно обогатила обоих - как талантливого исследователя кавказских языков Шегрена, который стоял на высоте лингвистический теорий своего времени, владел методом изучения языков разных народов, так и Шору Ногмова, который пробовал себя в филологических и исторических науках. Известна помощь, которую оказывал большой русский ученый Шоре Ногмову. Сам академик Шегрен, вспоминая о творческом союзе представителей двух народов, подчеркивал обоюдность пользы общения друг с другом: «Он явился вскоре по получении моего письма и пробыл моим гостем две долгие недели, в продолжении которых я вкратце излагал ему свои грамматические наброски и, кроме того, извлекал пользу из его устных толкований и объяснений ко всему неясному и сомнительному» (из письма от 19 апреля 1837 г.).

Огромный стимул зарождению письменных форм творчества, жанров художественной беллетристики дало обращение представители первой интеллигенции адыгов к сбору, осмыслению фольклора и этнографии народа. Шора Ногмов положил начало этой деятельности, без чего не могло состояться зарождение жанров профессиональной литературы, индивидуального художественного творчества. Шора Ногмов на протяжении своей деятельности и недолгой жизни записывал и творчески обрабатывал адыгский фольклор, который лег в основу «Истории адыхейского народа». Тексты содержат комментарии, авторские толкования деятельности исторических лиц, о которых поется в песне или рассказывается в хабарах. Характер обращения к фольклору и этнографии народа Ш. Ногмова в качестве первого опыта художественно-беллетристического воссоздания жизни народа представляет интерес для уяснения жанровой природы произведений, написанных на русском языке в силу отсутствия письменности. Кроме того, творческое наследие Ш. Ногмова представляет интерес еще и потому, что в нем обозначилось художественное видение, концепция жизни народа в важнейшем вопросе, связанном с политической ориентацией. Для примера достаточно сослаться на стихотворение Шоры Ногмова, написанном в жанре «здравицы», а также на его очерк «Свет с Севера». Кроме того, в жанровом отношении представляют интерес его публикации на страницах журнала «Москвитянин». Раннее отрывки публиковала газета «Кавказ». Русский редактор М. П. Погодин предпослал ногмовскому тексту, свидетельствующему об интересе Шоры Ногмова к русско-кавказским отношениям; слова о том, что древняя Русская история особенно счастлива, имея очевидных, современных свидетелей, о всех почти первых наших князьях: об Аскольде и Дире, осталась грамота Фотия, греческого патриарха «об Игоревом походе есть очевидец Кремонский епископ Лиутпранд и его тесть» и т. д. Далее М. Н. Погодин размышляет над значением исторических публикаций Ш. Ногмова на страницах газеты «Кавказ» и журнала «Москвитянин». Он подчеркивает мысль о том, что эти публикации проливают новый свет на известные сообщения русского летописца Нестора о разгроме Святославом хазар, взятии их города Белой Вежи и походе к Ясам и Касогам, сообщение, которое «получает теперь драгоценное подтверждение и вместе комментарий, - в новое доказательство, как мы должны дорожить всяким словом этого знаменитого лето-писателя, который выдержит с честью сравнение с любым западным» (51; 41).

Этноментальные основы художественного творчества писателей-просветителей С. Казы-Гирея, А. Г. Кешева, Ю. К.-Б. Ахметукова

В творчестве адыгских просветителей, прежде всего, в прозе Султана Казы-Гирея, Адыль-Гирея Кешева, Юрия Ахметукова намечается тенденция развития собственно литературных жанров. Эти, а позднее другие адыгские писатели, опробовали свои силы в создании профессиональной литературы и литературной жанровой системы. Литературное наследие адыгских просветителей сегодня рассматривается в контексте истории адыгских литератур. Ученые-литературоведы Р. Хашхожева, А. Хакуашев, А. Схаляхо и другие исследовали литературного творчества в рамках творческой биографии названных писателей отметили, что оно развивалось в силу определенных причин на русском языке в свете гуманистических традиций русской литературы, ее просветительских устремлений. Наша задача состоит в том, чтобы исследовать поэтику и стилистику, национальное своеобразие творчества названных писателей, подчеркивая роль в этом художественного этнографизма. Словом, мы будем говорить, прежде всего, об этноментальных основах литературного творчества адыгских писателей-просветителей. Задача состоит в уяснении роли художественно-этнографических традиций в формировании поэтики и стилистики жанра, в осмыслении национального мировосприятия писателя, а также роли фольклорно-этнографических традиций в изображении героя и действительности, в воссоздании национального характера.

Крупный филолог-литературовед, доктор филологических наук Н. Надъяр-ных, размышляя в своей статье «Время перечтения» (89; 6) говорит о назревшей необходимости вдумчивого прочтения и перечтения литературного и культурного наследия каждого народа. В этой связи она поднимает вопрос о необходимости более раскрепощенных суждений о национальных литературах, освобождении от идеологизированных канонов, от конъюнктурной фразеологии, от чересчур социологических интерпретаций в трактовке литературного процесса. Она справедливо считает, что литературы России нуждаются в основательном перечтении, новом прочтении: «Перечтение, основанное на достижениях современной филологии, с учетом широкого историко-культурного этногенетического и географического контекста...»(89; 8).

Говоря о необходимости изучения взаимозависимости, определяющих жизнеспособность литературы: литература и история, литература и этнография, литература и язык, Н. Надъярных выдвигает проблему контекста национальной литературы или, говоря иначе, проблему связи национального текста во всем его содержательном и формальном объеме со своим контекстом литературным, историко-культурным, историческим, общественным и философским (89; 9).

Чтобы уяснить особенности мировосприятия героев, систему национальных ценностей и поведенческих стереотипов, присущих данному народу, необходимо увидеть связующую нить человечества и общества в контексте самого произведения.

Интерес представляет размышление доктора филологических наук Г. Гаче-ва, исследовавшего национальные образы моделей мира. Гачев возрождает традицию философски свежего восприятия национальных культур, как не случайного, а органичного явления, обусловленного глубокими материальными и духовными принципами, среди которых он выделяет три: природа (космос), в которую погружен народ, склад его души (психея) и логика (логос). Гачев ставит задачу ответить на принципиально важный вопрос. В статье «Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр» (М., Просвещение, 1968), ставит вопрос о том, в чем состоит содержательность форм.

Анализ литературного наследия первых адыгских писателей подтверждает теоретический довод Гачева о том, что национальным художник становится не тогда, «когда он воспевает свой народ, Родину и жизнь. Это лишь низший вид национального в искусстве. Более высокий и смелый его вид я нахожу в способности художника к национальной самокритике. Если он и в этом, то есть во взгляде на свой народ глазами других народов, человечества сумеет говорить миру и Родине, останется национальным и выявит национальное, тогда он поистине велик» (33; 20).

Говоря о проблемах этнографизма в творчестве писателей-просветителей, мы придерживаемся прозорливой мысли Гоголя о том, что «национальное не в описании сарафана», а в том, чтобы смотреть на мир «глазами своей национальной стихии».

Каким увидели адыгский мир писатели-просветители? Какие ценности легли в основу концепции мира, героя и действительности? Каков идеал и его нравственный облик? Эти и другие вопросы мы рассмотрим в этой главе на примере творчества С. Казы-Гирея, А. Г. Кешева, Ю. Ахметукова.

Творчество адыгских просветителей дает возможность увидеть подходы первых литераторов к изображению национального характера, национального бытия в реалистических формах. Писатели-просветители первыми задумались над проблемами национального бытия, рассмотрели жизнь своего народа в свете гуманистических традиций русской литературы. Тем более они сами являлись ее носителями, так как обучались на русском языке в Ставропольской гимназии, в Петербургском университете и других учебных заведениях России. Опираясь на факты творческой биографии адыгских писателей-просветителей, в данном случае, на произведения Султана Казы-Гирея, современника Пушкина, мы хотели бы предпринять первую попытку исследовать художественные произведения, исходя из современных критериев литературоведческого анализа, предполагающего новый взгляд и новые прочтения литературного творчества писателей, в том числе и адыгских писателей-просветителей, составляющих не только веху, но, в определенном смысле, и основу дальнейшего развития адыгских литератур. Не повторяя предшественников, лишь опираясь на их труды, мы хотели бы рассмотреть актуальные вопросы, связанные с генезисом и национальным своеобразием адыгских литератур.

В ходе анализа произведений первых адыгских просветителей С. Казы-Гирея, А. Г. Кешева, Ю. Ахметукова мы исследуем то, как писатели, в стремлении открыть этот мир русскому читателю, показывают в образах и картинах не только национальные черты бытия народа, не только характеризуют национальные типы характеров, но и пытаются высказать, сделать свои наблюдения, выразить свои замечания, согласно просветительским убеждениям и художественному менталитету своего народа.

В духе русских гуманистических традиций адыгские писатели-просветители вглядываются в жизнь своего народа, пытаются понять, объяснить особенности этой жизни, понять происходящее вокруг. Это легко подтверждается прозой С. Казы-Гирея, повести которого дал лестный отзыв сам редактор журнала «Современник» А. С. Пушкин. Говоря о том, что «сын полудикого народа становится в ряды русских литераторов», он указал и на то, С. Казы-Гирей - очеркесившийся потомок Крымских Гиреев. С. Казы-Гирей был одним из первых литераторов, выступивших в первой половине XIX века в жанре повести на страницах пушкинского «Современника» в 1836 году.

Похожие диссертации на Этноментальные основы творчества адыгских писателей-просветителей XIX века : К проблеме художественного этнографизма