Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная концепция личности женщины в творчестве К. Кулиева Баккуева Жамиля Татаркановна

Художественная концепция личности женщины в творчестве К. Кулиева
<
Художественная концепция личности женщины в творчестве К. Кулиева Художественная концепция личности женщины в творчестве К. Кулиева Художественная концепция личности женщины в творчестве К. Кулиева Художественная концепция личности женщины в творчестве К. Кулиева Художественная концепция личности женщины в творчестве К. Кулиева Художественная концепция личности женщины в творчестве К. Кулиева Художественная концепция личности женщины в творчестве К. Кулиева Художественная концепция личности женщины в творчестве К. Кулиева Художественная концепция личности женщины в творчестве К. Кулиева
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Баккуева Жамиля Татаркановна. Художественная концепция личности женщины в творчестве К. Кулиева : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Нальчик, 2006.- 155 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-10/1342

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Эволюция образа женщины в раннем творчестве К. Кулиева (1930-50-е гг.) 14

1.1. Художественное осмысление социальной биографии женщины-горянки в 1930-е гг 14

1.2. Художественная концепция образа любимой в раннем творчестве К. Кулиева 33

ГЛАВА II. Художественное осмысление женских образов в творчестве К. Кулиева 1940-50-х гг 47

П.1. Тема матери и любимой женщины в годы Великой Отечественной войны 47

П.2. Поэтическое отражение трагического в судьбе женщины в годы депортации балкарского народа 61

ГЛАВА III. Развитие художественной концепции личности женщины в творчестве К. Кулиева 1960-80-х гг 78

III. 1. Углубление социально-философских мотивов лирики К.Кулиева в стихах о матери 78

Ш.2. Эстетические взгляды К. Кулиева в построении образа лирической героини 93

Ш.З. Развитие концепции личности любимой женщины и феномен любви в лирике К. Кулиева 113

Заключение 143

Библиография 147

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема личности - одна из центральных в отечественном литературоведении. Это обусловлено тем, что широта охвата социально-нравственных проблем и глубокое проникновение во внутренний мир человека были присущи художественной литературе практически на всех этапах ее эволюции. Человек, личность в ее многообразных связях с обществом и временем была и остается главным объектом изображения и исследования прозы и поэзии, особенно это касается личности XX века.

Авторы, исходя из частной картины (трагедия, война или любое другое объективное обстоятельство), ассоциативно поднимались до широкого социального обобщения народной жизни, которая в свою очередь конкретизировалась в линии героя-личности.

Модель личности - это частное проявление общей концепции эпохи. Фиксированная автором модель интегрирует художественный материал, выражает стержневую идею эпохи, заключает в себе ее духовно-ценностное ядро.

Личность представляет собой связную организацию душевных процессов, воплощенных в категориях сознательного, подсознательного и бессознательного. Личность в балкарской литературе представлена амбивалентно, в единстве двух начал, раскрывающихся в образе фольклора и народных традиций и образе абсолютного настоящего: "человек есть точка пересечения двух миров". "Личность человека - одно из явлений этого мира, одна из вещей в природном круговороте вещей; и человек выходит из этого мира как образ и подобие абсолютного бытия" [1, 12].

В процессе развития человечества отношение к женщине в разные времена и у разных народов являлось одним из самых сложных и острых вопросов. У народов мира в силу ряда объективных исторических и

социальных обстоятельств сформировалось разное отношение к женщине. Политики, философы, люди искусства связывали степень развития общества с положением, которое занимала в нем женщина.

Несмотря на то, что тендерные вопросы, проблемы взаимоотношения полов теснейшим образом связаны с коренными вопросами бытия, до начала XX века балкарская творческая мысль не анализировала их глубоко и полно. Причиной тому во многом была мусульманская традиция, которая, во-первых, давала определение данных вопросов в форме постулатов, не допускающих какой-либо индивидуальной интерпретации, во-вторых, делала практически невозможным открытое обсуждение проблем пола.

Однако ситуация меняется в начале XX века, когда появляются предпосылки для переоценки старых мировоззренческих установок, свободного диалога с достижениями мировой мысли и культуры. Подвергается переоценке и вопрос о месте и значении пола, о роли женственного начала и об идеале женщины. С одной стороны, решение данных проблем отличается оригинальностью, обусловленной во многом своеобразием самой эпохи, с другой же стороны, при решении вышеупомянутых проблем сохраняются и основные черты, свойственные горской философской мысли: гуманизм, этическая ориентированность, национальных подход, идеал соборности и т.п.

Особенности художественно-образного отражения действительности и эволюцию художественной концепции личности женщины в балкарской литературе можно проследить на примере творчества К. Кулиева, в котором ярко выражен женский идеал. Произведения поэта, на наш взгляд, являются глубоким источником познания процессов эволюционного развития личности женщины-горянки. В этом отношении творчество К.Кулиева с его ориентацией на социально-философское осмысление действительности представляет определенный научный интерес. По

убеждению поэта, в литературе всегда запечатлены идеалы времени, определенный тип личности, так как она "передает сокровеннейшие мысли ее создателей, тончайшие и самые искренние движения человеческой души".

"Концепция человеческой личности всегда пребывала в литературе и искусстве, так как она составляет основу, движущее начало, внутреннюю сущность всякого художественного образа. И современная балкарская литература, возникшая после 1917 года, активно участвовала и участвует в формировании художественной концепции личности" [37, 82].

Эта тема стала одним из предметов раздумий К.Кулиева. Нами анализируется эволюция художественной концепции личности женщины в творчестве К. Кулиева с начала вхождения поэта в литературу в конце 1930-х и до 1980-х годов.

Художественная концепция личности - понятие конкретное, имеющее место в любом художественном творчестве. Но одновременно эта категория и многогранна, поскольку не может воплотиться в рамках одного характера или отдельного образа. Она находит художественную реализацию в создании определенных типов героев и выражается в авторской позиции и в стиле произведения.

Художественная концепция личности женщины в творчестве К.Кулиева развивалась в поиске идеала и гармонизации мира. В его поэзии, любимая женщина предстала как украшение всего сущего, как символ красоты и гармонии, женщина-мать - как хранительница жизни и очага.

Научное определение авторской концепции шире, чем просто "концепция" и "концепция личности" (т.е. определенный способ понимания и система взглядов на личность). Концепция у поэта составляет единую художественную структуру, в которой явно трансформируются и социальная действительность, и особенности мировидения самого

писателя. Личная писательская система взглядов несет доминирующий отпечаток индивидуальности художника, и в то же время, как правило, вмещает и существенные черты общелитературной концепции. Следовательно, рассматривая концепцию личности женщины в творчестве К. Кулиева, мы стремились не отрываться от проблемы эстетического и нравственного идеала, его критериев, господствовавших в обществе анализируемой эпохи, от культурных ориентации писателя и его философско-эстетических воззрений. Эстетическая ценность кулиевской художественной концепции личности заключается в его умении выразить в художественном слове свое чувство, раскрыть свой замысел, показать жизнь как таковую, человека в сложных социально-политических, культурно-нравственных аспектах. В то же время поэт не отходил от главного, а именно - от гуманистических принципов.

Выбор темы обусловлен тем, что "концепция личности" -своеобразный идейно-художественный центр, который позволяет выявить » основные особенности творчества К. Кулиева, дает представление о некоторых общих тенденциях развития современной поэзии. В .,^ диссертационной работе имеет место и рассмотрение некоторых теоретических посылок: сущность понятия «концепция личности», ее соотношение с художественной концепцией, связь с проблемами эстетического и нравственного идеала, способы художественной реализации.

Диссертация в большей мере касается исследования художественно-поэтического осмысления личности женщины-горянки в творчестве балкарского поэта К. Кулиева. Однако в его концепции личности женщины нашли свое отражение события истории балкарского народа, переломные этапы в социально-экономической и культурно-политической жизни 1930-70-х гг. Поэтому художественный образ женщины-горянки в творчестве К. Кулиева рассматривается нами через призму национально-

бытового и социально-исторического развития балкарского народа, с учетом его нравственного потенциала, проявившегося под воздействием определенных факторов, а также национального идеала женщины.

Другая причина интереса к проблеме мотивирована ее малоизученностью. Несмотря на большое количество работ по творчеству К. Кулиева, монографические исследования эволюции художественной концепции личности женщины в творчестве поэта отсутствуют. Ученые-литературоведы, такие, как Байрамукова Н., Дементьев В., Рассадин Ст., Эфендиева Т. и др. в своих работах о творчестве К. Кулиева затрагивали некоторые вопросы, связанные с художественной концепцией личности женщины, однако основные цели и задачи их исследований были иными.

Отдельные аспекты проблемы художественной концепции личности женщины-горянки в северокавказских литературах затрагиваются и в ряде диссертационных исследований, но целостного анализа вопросов реализации подобной концепции в творчестве К. Кулиева нет. Среди наиболее значимых работ можно назвать работу Схаляхо Д.С. "Эволюция художественной концепции женщины-горянки в фольклоре адыгского народа", в которой автор останавливается на исторических, фольклорных аспектах формирования представлений о женщине и женственности. Мы же уделяем внимание отражению специфики эпохи в авторской художественной концепции личности женщины. Кроме того, нами прослежено соотношение философских, этических и поэтических линий творчества К. Кулиева.

Исследование избранной нами проблемы является еще и важным источником для изучения истории народа и его культуры. Положение женщины в семье и обществе всегда будет представлять собой важный аспект для научного изучения.

Цели и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является многоаспектный анализ поэтического женского

образа и эволюции художественной концепции личности женщины в творчестве К. Кулиева, выявление соотношения авторской концепции личности женщины с идеалом женщины в народном сознании.

В соответствии с основной целью предполагается решение следующего ряда задач:

рассмотреть художественное осмысление социальной биографии женщины-горянки в раннем периоде творчества К. Кулиева;

показать эволюцию образа женщины в творчестве К. Кулиева 1930-50-х годов;

рассмотреть развитие художественной концепции личности женщины во второй половине творчества К. Кулиева (1960-80-е годы);

проанализировать особенности феномена любви в лирике К. Кулиева 1960-80-х годов.

Методологические принципы исследования. Анализ эволюции художественной концепции личности женщины в творчестве К. Кулиева осуществлялся с помощью историко-литературного и сравнительно-типологического методов, что позволило нам рассмотреть поэзию в аспекте реализации в ней эстетически определенного образа личности. Путем сравнительного анализа выявлялись различные характерные черты в творчестве К. Кулиева и ряда других балкарских поэтов, а также определялись точки их соприкосновения в поэтической форме. Избранные методы и тактика исследования позволили осуществить углубленный этико-эстетический анализ поэтического творчества К. Кулиева.

Степень изученности проблемы. Историография К. Кулиева началась с 1940-х годов. Существует немало отзывов, очерков, статей и монографических исследований, посвященных творчеству поэта.

В 1940-е годы первые отзывы о творчестве К. Кулиева написали такие видные литературные деятели, как Д. Кедрин, Б.Пастернак, М.Фадеев и др.

j В 1970-х годах появились статьи и очерки И. Андроникова,

Р.Гамзатова, М. Карима, Л. Мкртчана, А. Теппеева, 3. Толгурова, Т.Эфендиевой и других литературоведов. В эти же годы были изданы и монографические исследования Н.Байрамуковой "Кайсын Кулиев: Очерки творчества" (1975), Ст. Рассадина "Кайсын Кулиев. Литературный портрет" (1974), Т.Е. Эфендиевой "Поэзия жизни. Очерк творчества"

# (1977) и др.

«

\ В 1980-90-х годах появляются книги, монографии, научные работы

І С.К. Башиевой "В оригинале и переводе. Литературно-критические

статьи" (1990), В.В. Дементьева "Кайсын Кулиев: Размышления о жизни и творчестве" (1987), Ж. Кулиевой "Остаться в памяти людской. К 70-летию К. Кулиева" (1987) и "Я жил на этой земле. К 75-летию К. Кулиева" (1992), А. Теппеева "Кайсын Кулиев'Уна балкарском языке (1995),

\ Т.Е.Эфендиевой "Кайсын Кулиев. Литературные статьи" (1985) и "Кайсын

& Кулиев. Литературный портрет" (1985), а также статьи и очерки

З.Толгурова в книгах "Движение балкарской поэзии" (1984) и "В контексте духовной общности. Проблемы развития литератур Северного Кавказа" (1991).

В 2000-е годы опубликованы книги С. Гуртуева "Кайсын, каким я его знал. Статьи о жизни и творчестве" (2002), Э.Кулиевой, вдовы поэта, "Мой гений, мой ангел, мой друг. Воспоминания. Письма. Дневники" (2002), научные труды З.Х. Толгурова "Балкарская литература. Учебное издание'Уна балкарском языке (2000). Немало сведений о жизни и творчестве К. Кулиева, основанных на архивных материалах, содержит и

^ многотомное издание СИ., Т.Е. и Ф.С. Эфендиевых, опубликованное в эти

годы.

Таким образом, история исследования творчества К. Кулиева

насчитывает не одно десятилетие, литературно-критическое наследие по

Уш его поэзии весьма обширно. Однако, несмотря на интерес литераторов к

творчеству поэта, сколько-нибудь серьезных научных работ по проблемам развития художественной концепции личности женщины в его творчестве до сих пор не было.

Научная новизна исследования определена тем, что в настоящей диссертационной работе впервые предпринята попытка изучения этических и эстетических воззрений К. Кулиева на женский образ, анализа его взглядов на назначение и роль женщины в жизни.

В работе рассмотрены такие аспекты исследуемой проблемы, как женщина и любовь, женская красота, вопросы нравственной основы женской сущности и женской судьбы, а также осуществлена попытка художественного осмысления взаимоотношений полов и феномена любви в творчестве К. Кулиева.

В диссертации исследуются многообразные женские типы, воплощенные в творчестве поэта. Они явились художественным отражением нравственно-философских исканий поэта, начиная с 1930-х до середины 1980-х годов.

Объектом исследования являются поэтические сборники К.Кулиева, такие, как "Раненный камень", "Весенний свет", "Прислушайся к словам", "Говорю людям", "Горы", "Человек, птица, дерево", "Трава и камень" и др., а так же отдельные стихотворения, изданные на родном и русском языках. В ходе своего исследования мы также обращались к его книгам "Так растет и дерево" и "Поэт всегда с людьми", в которых отражены литературно-критические суждения поэта. Объектом исследования послужил и роман К. Кулиева "Была зима".

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования стали работы ведущих отечественных и северокавкахских литературоведов.

В формировании научной концепции диссертации важную роль сыграли общетеоретические труды А.Г.Бочарова, З.С. Кедриной,

Г.ИЛомидзе, Л.М. Мкртчана, А.И. Овчаренко, З.С. Османовой, Н.С.Перкина, Ст. Рассадина, М.Б.Храпченко, В.Р. Щербиной и др.

Кроме того, мы обращались к исследованиям Н. Байрамуковой, Х.Бакова, С. Башиевой, А. Бекизовой, В. Дементьева, А. Мусукаевой, З.Толгурова, К. Шаззо, Т. Эфендиевой.

Определенную роль в нашей работе сыграли и диссертационные исследования последних лет: Н.С. Балаценко "Художественная концепция личности в творчестве В. Белова и В. Маканина 60-80-х годов" (Армавир, 2000), В. Л. Бжаумыховой "Сравнительно-исторический анализ кабардинской и балкарской лирики 1940-1970 годов (А. Кешоков и К.Кулиев)" (Нальчик, 2002), А.Р. Боровой "Художественная концепция человека и истории в прозе Алима Кешокова" (Нальчик, 1999), Н.Н.Заборы "Художественная концепция человека и природы в современной северокавказской повести" (Нальчик, 1998), Ж.К. Кулиевой "Личность поэта в документах и воспоминаниях современников" (Нальчик, 2003), А. Намазовой "Вопросы этики в творчестве К. Кулиева" (Баку, 1997), Н.Х. Хуажевой "Художественная концепция личности в прозе Аскера Евтыха" (Майкоп, 1999); М.Э. Шаковой (Художественное решение проблемы характера в кабардинском романе" (Нальчик, 2002).

Научно-теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в разработке неизученных аспектов одной из актуальных проблем современного литературоведения - исследования художественной концепции человека, а также в освещении новых подходов к решению художественной концепции личности в поэтическом творчестве К. Кулиева как одного из крупных поэтов XX века.

Основные положения и результаты, а также материалы диссертационного исследования могут быть использованы в школьной и вузовской практике при изучении и преподавании балкарской литературы и литератур народов Российской Федерации.

Отдельные разделы диссертации можно использовать при подготовке спецсеминаров, создании учебных и методических пособий по истории балкарской поэзии и по творчеству К. Кулиева.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Главные положения диссертационной работы послужили основой выступления на Международных, Всероссийских и Региональных научно-теоретических конференциях ( гг. Ростов-на-Дону, 2000, 2002; Волгоград, 2000; Ставрополь, 2001; Нальчик, 2001,2002; Пятигорск, 2003 и др.).

Основные выводы и принципиальные положения диссертации были изложены автором в тезисах и статьях и опубликованы в сборниках материалов конференций.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры русской литературы КБГУ (май 2006), а также на заседании научного семинара кафедры русской литературы «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» (март, д 2006).

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из f> введения, двух глав, заключения и библиографии.

Во введении определяются актуальность темы исследования, его основные цели и задачи, теоретические и методологические принципы, обозначается объект исследования, степень изученности проблемы, обосновывается научная новизна работы, ее теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Эволюция образа женщины в раннем творчестве К. Кулиева (в 1930-50-е гг.)» рассматривается проблема национального характера через призму художественной личности женщины. Художественное осмысление социальной биографии женщины-горянки в 1930-е годы характеризуется отражением в данном образе народнопоэтических традиций балкарского народа, элементов восточной

поэзии, особенностей нравственно-бытового уклада и социального развития жизни женщины-горянки.

Во второй главе «Художественное осмысление женских образов
в творчестве К. Кулиева 1940-50-х годов»
рассматривается тема матери
и любимой женщины в творчестве К. Кулиева в годы Великой
Отечественной войны. В этот период важное значение приобретают
категории героики, любви и мира. В главе анализируются стихи периода
1942-1945 годов с целью выявления эволюционного развития
І художественной концепции личности женщины, поставленной в суровые

трагические условия войны.

В третьей главе «Развитие художественной концепции личности
женщины в творчестве К. Кулиева 1960-80-х гг.
рассматривается тема
матери в творчестве поэта. Дается сравнительный анализ произведений К.
Кулиева, посвященных родной матери, наряду с другими
# северокавказскими авторами: Р. Гамзатовым, Т. Зумакуловой, К.

Отаровым и др. Углубление социально-философских мотивов лирики К. Кулиева в стихах о родной матери обусловило необходимость отдельного анализа стихотворных посвящений поэта родной матери, которые в большей степени создавались им в период после реабилитационных лет (1957-70-й годы).

В заключении представлены результаты исследования, формулируются основные положения и выводы по диссертационной работе.

Художественное осмысление социальной биографии женщины-горянки в 1930-е гг

В произведениях балкарской литературы отобразилось историческое прошлое народа, своеобразие его национального быта, социальные и культурные перемены, происходившие в регионе. Наследие балкарского поэта К.Кулиева представляет огромный интерес, как ценнейший источник по истории общественно-политической и духовной жизни народа.

Целенаправленное изучение женского образа, проявившегося под воздействием определенных факторов социально-политической действительности, раскрывает и этнокультурные, этнофилософские, нравственные, политические аспекты жизни. "Оно диктуется стремлением установить преемственную связь с национальными формами художественного мышления и, синтезируя их в своем русле, созданном на классической основе, выработать органичный национальный стиль способный быть национальным не в силу внешних примет..." (50,82)

Авторская, художественная концепция личности женщины обусловлена процессом исторического развития народа. Модель личности - это частное проявление общей концепции эпохи. Фиксированная автором модель интегрирует художественный материал, выражает стержневую идею эпохи, заключает в себе ее духовно-ценностное ядро.

В любые времена, в любом жанре искусства отражение человека напрямую зависело от прообраза - реально существующего типа человеческой личности. Эта реальная личность вживалась в художественный метод и познавалась им.

Для поэта Кайсына Кулиева личность женщины, будучи основным элементом развития эстетического самосознания, стала художественной проблемой и одним из ориентиров в выявлении законов бытия человека и общества, человека и социальной среды.

«Каждый писатель и поэт приносит в мир свое отношение к женщине, свой нравственный опыт и национальную индивидуальность. Принес свое понимание любви, свое отношение к женщине, матери и К. Кулиев, стихи которого проникнуты пушкинским светом, лермонтовской грустью, неослабевающим удивлением Тютчева и музыкальной стихией Блока.» (34,128)

Ему были открыты классические образцы русской и мировой литературы, это сказалось на его творчестве в различные периоды по-разному. Он прошел науку образного мышления и стремление к воссозданию действительности сравнительно быстро привело его уже в раннем творчестве, в отличие от декламационной балкарской поэзии того времени, к поискам художественности.

"Слова сами по себе не могут быть поэзией: без глубокой мысли и неповторимой образности, в которой заключена новизна, они остаются просто словами, хоть и рифмованными. А поэзия не только слова. Поэзия -это Жизнь и Смерть одновременно." (11,32)

Образ женщины горянки - один из центральных образов в эволюции художественной концепции личности женщины в творчестве К. Кулиева. Поэт создавал женские образы, которые явились художественным отражением исторических условий жизни и мировоззрения балкарского народа.

Воздействие на внутреннюю культуру женщины-горянки возымели идеи необходимости учета местного быта, самобытной культуры народов Кавказа, их психологического склада и этнопедагогика, страстно проповедуемая неподкупным экзаменатором - общественным мнением.

Всему миру известно, с каким уважением горцы относились к женщине, культ которой неопровержимо сохранился в народной поэзии -эпосе и лирике. А любовь к девушке и женщине живет в горских народных песнях. Лирическая поэзия всегда искренняя и правдивая, а особенно поэзия, созданная безымянными поэтами - самим народом.

Истоки зарождения моральных норм и оценок в народе ведут в глубину истории, к первобытнообщинному строю. Характер материальной жизни и труда являлся предпосылкой для утверждения той или иной общественной морали. Нравственные взгляды, чувства, убеждения горянки не находились в плоскости лишь субъективных сил человеческой личности, стремящейся к самовыражению. Они формировались на основе определенной общественной морали, в данном случае морали трудового народа, которая в свою очередь проявляется под воздействием объективных условий жизни людей, их оценки труда, характера их участия в труде, и в социально-политических взаимоотношениях народов.

"Неоскверненность" мысли, чистота сознания женщины рождали чистоту действия. Далекие прародители имели ясное и четкое представление о природе человека и умело применяли не только воспитанную, но и "заложенную в крови программу добродетели". А духовность, религиозное миросозерцание и мироощущение женщин-горянки создавали органическое единство со всем окружающим, природой и бытом.

Художественная концепция образа любимой в раннем творчестве К. Кулиева

В лирических стихотворениях этого периода примечательна простота и в то же время имеет место масштабность. Прослеживается максимальный охват образов, соотношение философских, этических и поэтических линий. Мы понимаем, что совокупность художественного видения автора и оригинальных, неповторимых форм уже начинает проявляться в его лирике. Формы, используемые художником, в равной степени определяют не только облик произведения, но и его художественную индивидуальность. В стихотворении "Подняв вино" (1937) мы читаем: Бокал кипучего веселья Подняв, друзьям я говорю: "За стих, похожий на зарю, Вчера родившийся в ущельях; За все пути, что нам открыты, За молодость моей страны, За вас, родных мне гор сыны, Пью этот солнечный напиток!" (79,48) {Перевод Н. Столярова)

Одним из наиболее хорошо освященных аспектов в рассматриваемом нами периоде является так же и понимание любви самого поэта К.Кулиева. Любовная лирика поэта 30-хх годов не может оказаться полностью изолированной от жизни, поскольку она была новаторской, но приобщенной к общественным идеалам.

Известно, что в балкарской поэзии тема любви и роль женщины в любви начала раскрываться в первой половине 20 века. Поэзия начатая К. Мечиевым, претерпела глобальные изменения. В северокавказской литературе необходимы были формообразующие изменения. Большое влияние на становление оказало знакомство писателей с богатым культурным опытом других народов.

Такие писатели как К. Отаров, Б.Гуртуев, С. Шахмурзаев как и все другие представители старшего поколения балкарских советских поэтов и писателей пришли в литературу в 20-30-е годы. В первых своих стихотворениях они воспевали успехи коренной технической реконструкции, роста культуры и самосознания народа, победу новой идеологии и нравственности. "В первые годы зарождения балкарской поэзии почти всех ее представителей объединяет одна общая черта -публицистичность, основанная на рассудочной мысли." (26,54)

В этот период творчество К.Отарова еще довольно несовершенно. Художественное обобщение зачастую подменяется схематическим изображением действительности, протоколированием, старательным перечислением фактов и событий. В его ранних лирических стихах нет той экспрессивности, которая характерна для поэзии К. Кулиева, отличается она и от публицистической лирики Б.Гуртуева. Характер лирики Отарова полнее всего раскрывается в пейзажных зарисовках, проникнутых раздумьями о жизни: //Мне дорог каждый камень у дороги, // Мне нравится реки мятежный гул // И бурных скал ребристые отроги.// Сейчас вокруг - покой и тишина.//

К.Отаров, пришел в литературу с несколько запоздалым осмыслением предшествующего литературного процесса с дискуссиями о том, какой должна быть советская поэзия, когда пролет-культовцы на первый план выдвигали "коллективную массовую психологию", а мотивы индивидуальные объявляли пережитками прошлого. Здесь сказывалось и отсутствие самопознания.

В ранних стихах поэт и писатель Б. Гуртуев к теме любви обращался редко. В таких стихах он был предельно сдержан, даже суховат, но не потому, что ему не была присуща зримость образов или недостаточность в чувственности, а, потому что в любви и в описании женской притягательности некоторые поэты скрытны и/или обходительны.

Так, например, в стихотворении "Кез бла сёлешиу"(1930) (дословный перевод "Говорить глазами"), а в стихотворном переводе Казакова Р. "Любви взаимной долгих слов не надо" Б.Гуртуев пишет: Жюрек жюрекни сюйсе Сезер жюрек жылыуун, Кёз къарамда билдирир Жюрекде айтылыуун. Сюймеклик кёпюр болуп Хар къызгъа да, жашха да. Барды ниет билдириу Сёлешиуден башха да. (68,34) В русском переводе это звучит очень замысловато, но, практически, без изменений смысла: Любви взаимной долгих слов не надо, Слова умеют иногда солгать... Любви всегда хватает только взгляда, Чтоб о душе друг друга все понять. Любовь не любит праздных разговоров: Пространны словеса, как небеса... Точнее всех оптических приборов

Друг в друга устремленные глаза. (67,41) {Перевод Р. Казакова) Поскольку, в годы его молодого творчества господствовало в горской, а в частности, балкарской литературе общность отнюдь непоэтических образов, складывавшихся тысячелетиями из классовых социальных распри, и образовавших такие личности, как: народный заступник, враг народа, светоч, ненавистник, батрак, богач, "бий" и т.д., стихи создавались без живого художественного поэтического восприятия автором реального мира.

Поэтическое отражение трагического в судьбе женщины в годы депортации балкарского народа

Концепция трагедии в литературе - многогранная и сложная проблема. Трагическое является объективной категорией действительности, выражающей диалектику свободы и необходимости противоречия.

Во все времена и эпохи трагедия пребывала с человеком вечно. Художники вглядываясь в диалектику человеческой души, замечают дисгармонию окружающей жизни. "Она может выражаться в "извечных" конфликтах между личностью и обществом, долгом и личным стремлением, между жизнью и смертью". (35,104)

Война и ее победные месяцы совпали с трагическим событием в истории балкарского народа - выселением (1944-1957), которое разделил со своим народом и его поэт. Этот этап стал следующим шагом на творческом пути поэта.

Годы переселения знаменовали собою прогрессивное развитие нравственно-эстетической мысли поэта. В области идеологии это стало неким движением против попирании и депортаций. Демократическая направленность эстетики в поэзии К. Кулиева выразилась не только в критике пресловутой иерархии властей, но и в признании полноценности своего героя - женщины из народа из третьего сословия, а также в повышенном интересе к фольклору.

Многие особенности этой поэзии связаны с драматизмом ее содержания.

Я на войне увидел тьму смертей. Дым городов, свалившиеся своды, Протянутые руки у детей -Большое горе моего народа. "Закрой глаза!" - твердил себе порой, Чтоб отдохнуть, чтоб позабыть об этом. Но так нельзя. Прости читатель мой! Невидящий не может быть поэтом. (76, 87) (Перевод Д. Голубкова) Если другие писатели, отразившие это время, в большей степени, выдвигали социальную философскую проблематику, то К. Кулиев тяготел к нравственным проблемам. "Была далекая Родина. Были битком набитые растерянными людьми поезда... Железный бесконечный стук колес, будто рубят на куски и надежду, и Родину, и Время само". (98, 57)

В послевоенном десятилетии поэт К.Отаров заострял свой поэтический взгляд на судьбе своего народа. Но все же над горестным осмыслением преобладает в поэзии К. Отарова уверенность в преемственности поколений:

Мне кажется я счастлив как никто, Хотя мне в жизни крепко доставалось. Но я бы жизнь не ставил ни во что, Когда бы счастье даром доставалось. (94,39) (Перевод С. Виленского) Анализ стихов К.Кулиева позволяет утверждать, что концепция личности женщины-переселенки находит выражение в героических характерах и в обобщенном образе самого народа.

"...Жители гор каждый клочок земли ценили выше золота. Зарывая в нее своих смертных братьев - тружеников, героев, мастеров и безымянных поэтов, оставивших потомкам нестареющие песни и сказки, они верили, что родная земля бессмертна..." "...Да, земля в горах ценилась больше золота. И как за ней ухаживали. Каждый метр, годный под пашню или огород, освобождали от множества камней, которые в любое время могли, срываясь со скал, вновь засыпать участок." (12,298,299)

Обращение К.Кулиева в стихах периода изгнания к пейзажным элементам по своей рельефности и лиричности - не просто традиционное, исповедальное: «...как сьш родной люблю я горы мои», и не как обращение чуждого мечтателя - романтика. Здесь - национально-балкарское мастерство, как прием народно-устной поэзии и оригинальность кулиевских речевых особенностей.

Углубление социально-философских мотивов лирики К.Кулиева в стихах о матери

Историческая судьба народа и осмысление через них народного характера женщины творчески ориентировало К. Кулиева. В стихах послереабилитационного периода создан и запечатлен, почти идеальный, как и в традиционном народном понимании - образ матери. Мать в его лирике, как и земля, несет благодать, она - начало жизни. В целом, в кулиевской поэзии главенствует песнь о матери. О матери - кормилице. Матери - хранительнице семьи и очага. Матери - Родине. "...Жер юсюнде хар багъалы сыйлы зат, иш халаллыкъ аны аты бла байламлыды. Поэт анга жалан да жерни, акъ тауланы тенг этеди". (28, 134) (В своих стихах поэт связывает с ее именем все благое и доброе, что есть на земле. Ей он приравнивает только образ земли и гор.) (авторский перевод)

В освящении материнской темы в произведениях Кайсына Кулиева, появилась необходимость отдельного изучения стихотворных посвящений родной матери, которые больше всего создавались в период после реабилитационных лет (1957-70-й годы.). "...Если собрать воедино все, что Кулиев написал о своей родной матери, это будет большая, глубоко волнующая книга, в какой-то мере даже уникальная - при этом не только в нашей литературе".(46,228)

Очень примечательны такие стихи, как: "Где-то стонет женщина вдали" (1960), "Радость белеет, как Казбек"(1961), "Вода в ущелье" (1961), "Воспоминания"(1961), "Огнем горяченным охвачен"(1966), "Рыдает мать погибшего пилота" (1966), "Мне снится детство, мать из дома вышла" (1965), "Радости моей матери" (1966), "Мать" (1966), "Две песни, которые любила моя мать" (1968), "На смерть матери" (1969), "Дворик моей матери",(1970), "Свет матери" (1973), "Вечерняя звезда"(поэма)(1975), "Жизнь не прожить без черных дней"(1976), "Война и молитва"(1976), "И с сыном мать расстанется..."(1977), Прочтем одно из этих стихотворений: Огнем горяченным охвачен, Не спит малыш, и мать всю ночь Баюкает его и плачет, Не знает как ему помочь. И все за боль его в ответе, И слышен плач его везде. В беде один малыш на свете -И вся вселенная в беде! (80,277) (Перевод Н. Гребнева) Созвучно с этим стихотворением и "Где-то стонет женщина вдали": Где-то стонет женщина вдали, Напевая песню колыбельную. Вечный страх, тревоги всей земли Проникают в песню колыбельную.

Первой пулей на войне любой Поражают сердце материнское. Кто б ни выиграл последний бой. Но страдает сердце материнское.(72, 25) (Перевод Н. Гребнева) Мать Кулиева была человеком с трудной судьбой, рано потерявшей мужа и одной воспитывающей детей. Сам Кулиев считал, что, может быть, драматизм его стихов отсюда и берет начало. В этом прослеживалось нравственное и этическое обаяние кулиевской лирики. Он писал эти стихи с некоторым укором самому себе, и от этого стихи становились еще более искренними и душевными. Невозможно представить его поэтическое наследие без поклонения отчему дому и возвышенной, коленопреклонной любви к старой горянке: //И кланяюсь всем матерям я в ноги, // Когда о матери своей пою.

Об этом писал поэт Борис У качин: "...он этим именем мечтал и хотел называть всех новорожденных девочек и всех тех женщин, добрых и мудрых, подобных матери".(61,55)

"В стихах о ней Кулиев идет от маленького клочка родной земли, синеватой дымки в ауле, от старушки - матери, сидящей на камне, от высоких горных вершин, блестевших снегами, к широким обобщениям, к тому, что приобретает общечеловеческое значение." - пишет Т.Е. Эфендиева. (34,154-155)

Женщину-мать, хранительницу семьи и домашнего очага, воспевали многие мастера художественного слова. Начиная с античных времен, представители различных стран и народов, посвящали ей стихи и поэмы, прозаические произведения и воспоминания. Многие поэты и писатели Северокавказской литературы так же отдавали дань святому образу женщины-матери.

Похожие диссертации на Художественная концепция личности женщины в творчестве К. Кулиева