Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепция личности в современной советской драматургии Отургашева, Наталья Вадимовна

Концепция личности в современной советской драматургии
<
Концепция личности в современной советской драматургии Концепция личности в современной советской драматургии Концепция личности в современной советской драматургии Концепция личности в современной советской драматургии Концепция личности в современной советской драматургии Концепция личности в современной советской драматургии Концепция личности в современной советской драматургии Концепция личности в современной советской драматургии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Отургашева, Наталья Вадимовна. Концепция личности в современной советской драматургии : Дис. ... канд. филологические науки : 10.01.02.-

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Драматургия 70-х годов:характеры и кон фликты 30

Глава II Театр Александра Вампилова и драматургия 80-х годов 98

Заключение 187

Список использованной^литературы. 192

Введение к работе

В условиях противостояния двух миров и, следовательно, двух культур: социалистической и буржуазной, именно проблема человека, его места и роли в историческом движении общества, представления о родовой и социальной сущностях личности, о путях ее дальнейшего развития и совершенствования имеют особенно важное, принципиальное значение при определении творческого метода любого художника, при выяснении его мировоззренческой позиции и особенностей поэтики его произведений. Это обстоятельство позволило Ю.Бореву сделать вывод о том, что "сутью и определяющим признаком художественного направления и является та концепция личности, которая им выдвигается" .

При всем многообразии современных модернистских течении их объединяет общий пессимистический взгляд на человека: личность обречена на одиночество и непонимание, изолирована от социальной действительности и даже враждебна ей, непричастна к ходу истории и замкнута в мире своей собственной опустошенной души. Кизнь человека бессмысленна, его действия вступают в противоречие в той целью, на достижение которой они были направлены. Видимое вступает в конфликт с сущим. Ощущение реальности становится зыбким, расплывчатым и, в конце концов, вообще покидает человека. Характерно признание создателя театра абсурда Эжена Ионеско: "Именно чувство ирреальности, поиски основной реальности, забытой, невысказанной, вне которой я не представляю себе своего существования, я хотел выразить своими персонажами, которые блуждают в бессвязном пространстве, не имея по существу ничего, кроме страха, угрызений совести, ощущения своих неудач, пустоты своей жизни"

Концепция одинокого и бессмысленного существования личности сформировавшаяся в начале XX столетия в искусстве модернизма, явилась результатом глубокого противоречия между человеческой сущностью и бесчеловечным существованием личности в мире капитала, следствием мировой войны, разрушившей не только материальные, но и духовные ценности человечества. Впоследствии ее формированию и распространению в капиталистических странах способствовали "те исторические процессы технологизации, механизации и обезличивания, которые вытеснили человеческую фигуру из центра бытия, стерли различия между одушевленными и неодушевленными предметами" .

На июньском Пленуме ЦК КПСС 1983 года подчеркивалось, что "формирование нового человека - не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства" .Поистине грандиозная задача воспитания человека будущего требует от искусства и науки мобилизации усилии для понимания сложной внутренней структуры личности и постановки самых насущных, коренных проблем, без решения которых неосуществимо ее дальнейшее духовное развитие.

Человек выдвигается сегодня и в центр обострившейся идеологической борьбы между двумя существующими в мире социальными системами: социалистической и капиталистической. Б конечном счете именно состояние человека в обществе определяет прогрессивность или, наоборот, реакционность этого общества, и прав Ю.Андреев, утверждая, что "проблема эстетического идеала сейчас далеко перерастает собственно литературные рамки, она становится важнейшей политической проблемой" .

Усиление внимания к личности обусловлено и стремительным развитием научно-технической революции, которая сделала человека хозяином Вселенной, заставила его ощутить себя субъектом истории, ответственным за все происходящее в мире. Именно развитие НП? способствовало бурному расцвету таких областей человековедения, как социология, социальная психология, инженерная психология, связанных с деятельностью человека в современных условиях производства. В свою очередь, открытия этих наук позволили значительно углубить наше представление о человеке,стимулировали повышенный интерес к нему. Кроме того, ИГР является, по выражению В.Ковского, "процессом, революционизирующим сознание, воздействующим на глубинные этические, психологические, эстетические параметры современного человека" . Этим обстоятельством объясняется то существенное влияние научно-технической революции, которое испытывает на себе современное искусство и результатом которого является расширение предмета художественного изображения, поиск новых художественных средств, соответствующих современному уровню познания действительности и человека, возрастание роли интеллектуального начала, условности мысли, более глубокий и активный уровень читательского восприятия .

Весь комплекс социальных, политических, идеологических причин обусловил резкое усиление внимания со стороны и искусства, и разнообразных наук к проблеме человека, которая на страницах партийной печати названа "центральной проблемой марксистско-ленинской философии" . Не случайно именно в 70-е годы интенсивно появляются философские работы, посвященные теоретическому исследованию личности и методологии ее изучения. Сама "много мерность человека как объекта исследования и соответствующее многообразие изучающих его наук" обусловили актуальность "проблемы философского, диалектико-материалистического обеспечения современного научного исследования человека" .

Б философии существует ряд понятий для определения человека -.индивид, индивидуальность, личность. Советские философы отстаивают и развивают мысль К.Маркса об общественной природе человека. При всем многообразии существующих в современной марксистско-ленинской философии определений личности , неизменным остается ее доминантный признак - "социальное качество" , в отличие от понятий индивида, обозначающего единичного представителя рода, и человека, выражающего наиболее обобщенное представление о человеческом роде, понятие личности включает в себя в качестве принципиально важного момента определение форм связи индивида с обществом. Известный советский философ И.С.Кон определяет личность как "совокупность присущих индивиду социально значимых черт, образовавшихся в процессе социального взаимодействия индивида с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом общественных отношений" .

Социально значимые черты не являются внешними по отношению к человеческой индивидуальности, привнесенными из области ее общественного бытия, "общественное выступает для индивида как способ его собственного бытия, способ его жизнедеятельности" . Б конечном итоге, личность - это "человек как социальное существо, как член общества, обладающий неповторимой индивидуальностыо" .

Духовная жизнь личности, уровень ее самосознания, особенности психических процессов, в ней протекающих, тесно связаны с ее общественным функционированием сложными и динамичными отношениями. Полное знание о человеке невозможно без понимания этих связей, без многообразия изучения личности в самых разных отраслях науки. Поэтому ученые, занимающиеся исследованием различных аспектов личности, психологи ,социологии, философы - в последнее время настойчиво стремятся к синтезу знаний, к созданию целостной системы представлений о человеке. Свидетельством этого процесса являются, например, книги И.СКона "Открытие Я" и Б.Е.Кемерова "Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл". Современная наука о человеке испытывает потребность объединить достигнутые знания о личности в единую теорию. Создание такой теории и явится, по существу, полным определением личности. Б этой теории "отдельные связи человеческого индивида и общества предстают в виде стройной системы, отображающей уже не отнесенность личности к более обширному социальному целому ,а в качестве целого само бытие личности" . Центром, исходным моментом и одновременно предполагаемым результатом такой теоретической системы является "раскрытие бытия личности как процесса", общественного по своей сути, понимание личности "как целостности как самодеятельности, возникшей в ходе развития человеческого индивида в условиях определенных общественных отношений" .

В постижении реальной сложности человека искусство обладает не меньшими возможностями, чем наука. Однако художественное познание личности неотделимо от задачи ее нравственного формирования, утверждения определенной системы ценностных ориентацией в обществе и связано, таким образом, с проблемой эстетического идеала.

Эстетические идеалы формируются на основе существующих общественно-производственных отношений, являются концентрированным выражением духовных устремлений, социально-психологической настроенности общества. Эстетические идеалы - понятие социально обусловленное, исторически меняющееся, тесно связанное с идеалами общественно-политическими и этическими. В конечном итоге, "в центре содержания эстетического идеала всегда одна . и та же проблема: какими должны и могут быть реальные отношения человека и действительности, чтобы возможности данного конкретного бытия раскрылись для человека наиболее богато" .

Б своей монографии Н.А.Ястребова вскрывает функциональную сущность эстетического идеала, которая заключается в его способности гармонизировать противоречивые отношения человека с миром, исходя из конкретной исторической ситуации и внутренних целей самого искусства: "каждый раз возникая из существующих классовых противоречий и сообразуясь с ними, эстетические идеалы вырабатывают из конкретных свойств и возможностей этих общественных отношений необходимые для общества и соответствующие его потребностям духовные ориентиры, с высоты которых лю -ди могут свободно встречать социальные напряжения своего исторического времени" .

Эстетическим идеалом социалистического общества является движение человечества к коммунизму ,построение таких гармонических отношений между личностью и обществом, когда "свободное развитие каждого является условием свободного развития всех". Эстетический идеал диалектические соединяет в себе должное, представление о прекрасном и реальную действительность сегодняшней жизни, которая оценивается писателем с точки зрения осуществления в ней утверждаемого идеала. Эстетический идеал, таким образом, является критерием оценки явлений действительности. Из всего вышесказанного следует тесная взаимообусловленность таких понятий ,как эстетический идеал и концепция личности в искусстве.

Духовные запросы общества, выраженные в эстетическом идеале, определяют наиболее характерные свойства и черты современной личности, необходимые ей в перспективе исторического движения всего общества, указывают на самые сложные, противоречивые моменты во взаимоотношениях индивидуальности с коллективом. Эстетический идеал оказывается связующим звеном между обще эстетической ( социально-философской) концепцией личности, которая отражает марксистско-ленинское представление о человеке и его месте в истории, и конкретно-художественной концепцией личности, реализованной писателем в системе художественных образов, в типе положительного героя, в авторских оценках, в пафосе произведения. Эта связь обусловлена тем, что "сам процесс выявления искусством наиболее выразительных проявлений социальной психологии, конденсации в характерах определяющих черт доминирующей в обществе концепции человека происходит при активном соучастии идеала как действенной, регулирующей силы" . 

Одновременно художественный тип, образ человека, созданный писателем, становясь фактом читательского осмысления, общественного сознания, включаясь в систему ценностных ориентации личности, способствует активному процессу формирования эстетических идеалов общества.

Таким образом, будучи системой представлений писателя о человеке в его взаимоотношениях с миром, воплощенной в художественной структуре произведения, концепция личности является вместе с тем и определенной системой духовных ценностей, соотнесенных с гуманистическим идеалом нашего общества. Она несет в себе одновременно общие, устойчивые черты, поскольку в основе своей опирается на единую обще эстетическую концепцию личности, и в то же время является глубоко своеобразной, неповторимой, обусловленной творческой индивидуальностью писателя, масштабом его таланта, законами жанра произведения, непрерывным движением общественного развития. Исследователям литературы важно не только констатировать общие координаты единой концепции личности, но и пристально следить за динамикой развития концепции личности внутри творчества отдельных писателей, в рамках определенного временного периода.

 

Драматургия 70-х годов:характеры и кон фликты

На рубеже 50 - 60-х годов определились современные тенденции развития советской литературы - таково мнение большинства ее исследователей.

Развитие искусства тесно связано с общественным развитием и,одновременно,обусловлено действием своих собственных законов. Прогресс в литературе,по верной мысли Ю.Андреева,осуществляется как "совершающееся в художественной литературе в целом увеличение глубины и точности изображения внутреннего мира человека в его связях со все усложняющимся миром - со все более объективных позиций" . Б русле этого общего устремления литературы социалистического реализма новый этап 60-80-х годов явился закономерным продолжением всего предшествующего развития со -ветской литературы. Одновременно он принес с собой новое понимание человека и мира,выразившееся в тенденции к эпическому синтезу,которая вызрела в нашей литературе к концу 60-х годов . и определила развитие прозаических жанров. Именно в 60- е годы, считает Б.Гусев, "начинают особенно резко ощущаться черты того "глобального",грандиозного сдвига и динамизма,которые присрщ всему XX веку,но в периоды относительной отстоянности в обществе начинают осмысляться именно на духовном уровне" .

Писатели устремляются в глубь человеческой души, пытаясь через нее понять происходящие эпохальные события,заново открывая для себя самоценность человеческой личности. Новое качество историзма,характерное для литературы 60-х годов,когда "личность и история - не разобщены,но история как бы оседает в психике личности - ценностном центре нашего общественно-художественного сознания", сформировало особое романное мышление таких писателей, как В .Астафьев,Б .Белов,В.Распутин,В,Шукшин - именно с их именами связывает Г.Белая "предощущение социально-философского романа" в советской литературе. Понимание истории как незыблемой связи между поколениями людей обусловило интерес к истокам национального характера,к исконным традициям народной жизни, в произведениях Ф.Абрамова, Н.Айтматова ,Б.Астафьева .Белова,В.Распутина,Е.Носова - писателей,обратившихся к вопросам о вечных нравственных ценностях человеческой жизни.

Исследование человеческого характера преобладало и в произведениях о Великой Отечественной войне,написанных Ю.Бондаре-вым,В.Быковым,Г.Баклановым,К#Воробьевым. Сам жанр лирико-пси-хологической повести - а именно в этом жанре были созданы многие книги о войне - обусловливал соподчинение анализа внешних обстоятельств анализу внутреннего мира души героя. Характерно признание В «Быкова,который в своих произведениях стремится понять, "что такое человек перед сокрущающей силой обстоятельств?

На что он способен,когда возможности отстоять свою жизнь исчер р паны до конца и предотвратить смерть невозможно" .

Пытались выявить нравственный потенциал личности писатели, эбратившиеся к проблемам мирной,повседневной жизни,испытываю-щзе человеческий дух буднями и житейским бытом, В творчестве таких мастеров психологического анализа,как Ю.Трифонов и А.Би-гов,открывались новые,скрытые и сложные связи между человеком и миром,между ростом характера и развитием формирующих его обстоятельств.

Выдвижение человека в его многообразных связях с миром в "ценностный центр" эпохи,новое качество историзма,понятого как неразрывное единство истории общества и развития личности,углубление социального психологизма,вскрывающего духовный мир человека в его взаимообусловленности сложными,противоречивыми обстоятельствами большого мира,обращение к народной нравственности устойчивым ценностным ориентирам нашего общества,к тому "несомненному и заветному,на чем человечество могло бы в дальнейшем основываться в своих далеко идущих социальных пла т нах", - таковы исходные позиции,на которые вышла советская литература к началу 70-х годов,и таковы тенденции,получившие дальнейшее развитие и конкретизацию на сегодняшнем этапе.

Начало 70-х годов явилось рубежом нового этапа в советской драматургии. Появившаяся в 1972 году драма И.Дворецкого "Человек со стороны" открыла эпоху бурного расцвета "производственной" пьесы на нашей сцене. Драматургия,предвосхитив прозу,явилась первооткрывателем нового типа делового человека,со всей решительностью и ответственностыо повернувшись к производственной сфере и обнаружив там подлинно драматические конфликты и характеры. Открытия,сделанные "производственной" пьесой,надолго стали предметом внимания и обсуждения критиков,литературовеов, социологов, экономистов,руководителей и участников производ ;тва. Дискуссии о современном герое драматургии,прошедшие на страницах "Вопросов литературы" ( 1972,$ 8, 1973,№ 6Д976,№ 7, :978, 5),."Литературного обозрения" ( 1973,М 1,12; 1975, Ш 4, $,10; 1976, № 4,7; 1977,№ 5; 1978,№ II), "Театра" ( 1976,)86 10, ;i,I2), "Литературной газеты" и не утихающие до сих пор,свидетель-зтвуют о масштабности и современности проблем, поставленных "про-ізводственной" льесой 70-х годов.

Интерес литературы к проблемам производства,труда,дела, эбусловленный самим характером нашего общества и ролью в нем человека - труженика,периодически возникал в разные эпохи с особой силой и всегда был связан с определенными этапами социального развития страны, "Производственные" романы и пьесы 20 - 30-х годов были вызваны к жизни пафосом созидания социалистической индустрии,грандиозного строительства,развернувшегося по всей стране в годы первых пятилеток и выводящего отсталую Россию на новые,невиданные рубежи. В труде рос и мужал новый человек, освобождающийся от прежних индивидуалистических представлений, обретающий гражданскую заботу об общем деле.

Послевоенный "производственный роман" отразил переход страны к мирному труду,к восстановлению разрушенного войной народного хозяйства, - переход,диктовавший необходимость формирования в человеке нового отношения к труду, более глубокого чувства ответственности за судьбу своего дела.

Театр Александра Вампилова и драматургия 80-х годов

Во многом опираясь на опыт ведущих советских драматургов, обратившихся к душевному опыту отдельной личности,находящейся в пути к собственному совершенству ( "Иркутская история" А.Арбузова), часто личности обыкновенной и ничем не примечатель -ной ( пьесы А.Володина), но обнаруживающей глубокий душевный запас личного мужества и высокой нравственности ( "В день свадьбы" В.Розова), А.Вампшюв воспринял и развил идею личной ответственности человека за свою судьбу и, в конечном счете, за судьбу своего времени.

Эта идея родилась из потребности эпохи и общества,осознавшего исключительную важность нравственного потенциала от -дельной личности,зависимость общественного самочувствия от ее индивидуальных решений и выборов; эта идея тесно сопрягалась с "настоятельными попытками нашей прозы уловить многослойность человеческой натуры,выработать развитую концепцию личности, вбирающую всю полноту внешних и внутренних ориентации человека в окружающем мире" .

Судьба драматурга отразила новый этап в развитии нашей страны,когда на арену социальной жизни выходило поколение, не знавшее военной страды,когда с небывалым размахом осваивалась Сибирь и бурно развивалась ее духовная жизнь,когда от -ряд советской интеллигенции значительно пополнился выходцами из " глубинки", Вампилов глубоко ощущал ответственность,возложенную временем на плечи молодых, И. оттого он так резко не приемлет всякое проявление инфантильности,затянувшейся социально-нравственной незрелости,воспринимал это как "явление не только ненормальное и антиобщественное,но и загадочное" .

Нетрудно заметить,что герои первых пьес А .Вампилова очень молоды,они в начале пути,у них время свершения выбора, И вместе с возмужанием автора взрослеют и его герои. Это не значит, что пьесы Вампилова автобиографичны. Но это,безусловно,свидетельствует 6 том,что драматург стремится ставить проблемы, мучившие его поколение,выявить болезни своего времени,сказать о том,чему он был очевидцем и современником,что было его собственной болью и судьбой. Оттого и дышит театр А Вампилова подлинной и живой современностью,поражая читателя и зрителя почти исповедальной искренностью,доверием к человеку,постановкой самых острых и болезненных проблем нашей действительности.

В пьесах,которые успел написать драматург за свою непоправимо короткую жизнь,выражена достаточно целостная и завершенная концепция личности. Герои его пьес неповторимы,как всякое подлинное явление искусства. Однако внимательный читатель заметит,что определенные черты характера,оттенки души интересовали Вампилова на всем протяжении его творчества.

Так,в любой его пьесе действует персонаж,характеризуемый остальными действующими лицами как "серьезный", "благоразумный", "здравомыслящий", знающий, "что ему в жизни надо": таковы Репников,Кудимов,официант Дима,Мечеткин, Однако за видимым благоразумием драматург с тревогой угадывает душевную неразвитость личности,грозящую обернуться полной утратой нравственных принципов. Оттого Вампилов выносит подобным героям все более жесткие и негативные оценки.

Курсант Кудимов в пьесе "Старший сын" - из тех,кто "точно знает,что ему в жизни надо", он "волевой,целустремлен-ный,... вообще никогда не врет", хотя "много он на себя не берет" и "звезд с неба не хватает" . Однако эта положительная характеристика,данная ему Ниной,исподволь разрушается,как только в действие включается сам Кудимов. Энергичная наступатель-ность Кудимова,подкрепленная незамысловатыми "Черт возьми!" "Черт побери!" "Черт!" сразу входит в резкое несоответствие с атмосферой,царящей в семье Сарафановых. Кудимов не замечает ни настороженности Бусыгина,ни чопорности Сильвы, он зам -кнут на себе,на своих собственных мыслях и переживаниях,которые находят достаточно однозначное и примитивное выражение. Встреча с семьей невесты,праздник,поздравление отца,счастли -вое предчувствие новой жизни - вся эта красочная гамма чувств умещается в его короткой реплике "Давайте выпьем". "Ну как, парни,выпьем или подождем Ниночку?" - так начинается знакомство ( с.141). "Ну,выпьем? Чтобы не терять время даром", -так встречено появление невесты ( с.142 ). "За вас,за наше знакомство", - так встречено появление ее отца ( с.143 ).

Кажущаяся цельность курсанта Кудимова оборачивается душевной неразвитостью,нечуткостью,примитивностью,которая больно ранит Сарафанова и его детей. В то время,как Сарафанов произносит возвышенный и торжественный тост во славу живущих с чистым сердцем,Кудимов упорно пытается вспомнить,где он видел пламенного оратора. Он не оставляет этих попыток,несмотря на отчаянное сопротивление Нины,Бусыгина и даже Сильвы. Ему важна лишь собственная догадка - и он готов "ко всем чертям" отправить всякого,кто встанет на пути. Безразличие к другим людям со всей очевидностью обнаруживается в "утешающей". Сарафанова фразе Кудимова: "Где вы работаете для меня не имеет никакого значения" ( 146 ).

Душевным мукам,надеждам и отчаянью собравшихся за праздничным столом людей он каждый раз противопоставляет прагматические, рассудочные, много раз выверенные и шаблонные выводы. Когда Сарафанов,разрываясь между наивной верой в им созданную иллюзию и совестливым желанием раскрыть правду о своей настоящей работе,во всем мучительно признается детям, Кудимов до -вольно торжествует: "Ну вот! Что и требовалось доказать" (с.146). Когда Васенька удаляется в бега,отчаянье Сарафанова достигает предела,а невеста взывает к жениху с просьбой о помощи,Кудимов невозмутимо ей сообщает: "Ничего,ничего... Я не обращаю внимания... Мне пора. Я ухожу" ( с.148). Без причины/ просто так" опаздывать он не хочет и не будет.

Импульсивность,нерассчитанность душевных движений,способность к порыву в пьесах А.Вампилова противопоставляется трезвому, холодному, деляческому отношению к жизни,имеющему даль -нюю перспективу личного непоколебимого благополучия.

Похожие диссертации на Концепция личности в современной советской драматургии