Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Новеллистика Ленгстона Хьюза в контексте культуры Гарлемского ренессанса Князева Лидия Владимировна

Новеллистика Ленгстона Хьюза в контексте культуры Гарлемского ренессанса
<
Новеллистика Ленгстона Хьюза в контексте культуры Гарлемского ренессанса Новеллистика Ленгстона Хьюза в контексте культуры Гарлемского ренессанса Новеллистика Ленгстона Хьюза в контексте культуры Гарлемского ренессанса Новеллистика Ленгстона Хьюза в контексте культуры Гарлемского ренессанса Новеллистика Ленгстона Хьюза в контексте культуры Гарлемского ренессанса Новеллистика Ленгстона Хьюза в контексте культуры Гарлемского ренессанса Новеллистика Ленгстона Хьюза в контексте культуры Гарлемского ренессанса Новеллистика Ленгстона Хьюза в контексте культуры Гарлемского ренессанса Новеллистика Ленгстона Хьюза в контексте культуры Гарлемского ренессанса Новеллистика Ленгстона Хьюза в контексте культуры Гарлемского ренессанса Новеллистика Ленгстона Хьюза в контексте культуры Гарлемского ренессанса Новеллистика Ленгстона Хьюза в контексте культуры Гарлемского ренессанса
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Князева Лидия Владимировна. Новеллистика Ленгстона Хьюза в контексте культуры Гарлемского ренессанса : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Князева Лидия Владимировна; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т].- Воронеж, 2010.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/882

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Гарлемский ренессанс как культурно-историческое явление и его оценка в научно-критической литературе. 22

Глава 2. Африка и африканское наследие в контексте идей Гарлемского ренессанса и в творчестве Л. Хьюза. 61

Глава 3. Социальная и расовая проблематика новелл Л. Хьюза. 93

Глава 4. Проблемы творчества и искусства в Гарлемском ренессансе и в новеллистике Л. Хьюза.

Заключение 165

Список литературы 170

Введение к работе

Ленгстон Хьюз (Langston Hughes, 1902 - 1967) - крупный афроамериканский писатель XX века. Его творческий путь начался в 1920-е годы, время расцвета афроамериканской литературы и искусства. Несмотря на популярность Л.Хьюза в Америке, в России он пока известен недостаточно. Читатель, если и знаком с его творчеством, то в основном с поэтическим. Некоторые стихи, созвучные идеям социализма, переводились на русский язык ещё в 1930-е годы, а начиная с 1950-х гг. было опубликовано несколько сборников поэзии и прозы автора (1955, 1964, 1986 гг.).

Западная наука богата исследованиями, посвященными творчеству Л.Хьюза. Значительный интерес литературоведов привлекают яркая судьба и творческий путь писателя, тематика и проблематика его стихов, их взаимосвязь с лирикой других авторов, блюзовые и джазовые элементы в творчестве писателя, его публицистическое и драматургическое наследие. Новеллистика же Л.Хьюза, за исключением циклов рассказов о Джесси Симпле (популярном персонаже, созданном писателем в 1940-е годы), в трудах зарубежных ученых редко становилась предметом специального анализа. Эта часть творческого наследия писателя рассмотрена лишь в нескольких статьях и монографиях (Emanuel, 1967; Ostrom, 1993).

Отечественные исследования об Л.Хьюзе и его творчестве немногочисленны и носят, преимущественно, обзорный характер, либо посвящены отдельным аспектам творчества писателя (М.И.Беккер, Б.А.Гиленсон, В.И.Оленева, Е.С.Ревенко, М.К.Попова, Е.В.Шустрова, О.Ю.Панова и некоторые другие). Работ, посвященных новеллистике автора, чрезвычайно мало. Монографии по изучаемой нами теме и вообще художественному наследию Л.Хьюза в целом на сегодняшний момент в отечественном литературоведении отсутствуют. Полагаем, такая ситуация во многом объясняется общей невысокой степенью изученности у нас афроамериканской литературы США. В наши дни этот пробел активно заполняется. На наш взгляд, большую роль здесь сыграло важное для всего афроамериканского сообщества событие - присуждение негритянской писательнице Т.Моррисон Нобелевской премии по литературе (1993). Оно повлекло за собой интерес к творчеству лауреата, к истокам его своеобразия, которое корнями уходит в том числе и в годы Гарлемского ренессанса, в творчество Л.Хьюза, как одного из наиболее ярких его представителей.

Новеллистика Л.Хьюза, на наш взгляд, представляет интерес по разным причинам. Дело здесь не только в том, что этот пласт мало изучен специалистами, но также и в том, что поэзия Л.Хьюза, в большей своей части, -его начальный опыт в литературном творчестве. Все темы, заявленные в ранних лирических сборниках, в дальнейшем нашли отражение и были более подробно разработаны именно в прозе. Небезынтересен также тот факт, что толчком к серьезному новеллистическому творчеству для Л.Хьюза послужило пребывание

в СССР. Именно в Москве он решил попробовать себя в малой прозе и здесь же написал первые свои новеллы. Интерес к малой прозаической форме был характерен для афроамериканских писателей эпохи. Одновременно с Л.Хьюзом пробовали свои силы в этом жанре и другие деятели Гарлемского ренессанса. Судьба этих опытов оказалась разной: в одних случаях (Н.Ларсен, А.Бонтам) новеллы остались малозначимой частью творчества писателей, в других (К.Маккей, Н.Ларсен, УТурман, З.Херстон) послужили набросками к романам. Новеллистическое же творчество Л. Хьюза - важный пласт его наследия, отличающийся особым стилем, художественной и идейной целостностью.

Общие вопросы развития американской новеллы первой половины XX века не часто становились предметом изучения в отечественной науке. В новеллистике США 1920-1940-х годов ученые (В .И. Оленева, А.И. Старцева, М.П. Тугушева) выявляют тенденции к ослаблению внешних сюжетных связей, утрате новеллой структурной замкнутости, переносу акцента с внешнего на внутренний план действия. Герой становится носителем идейного содержания, поэтому используются все средства и приемы, которые способствуют усилению внутреннего сюжета: диалог, внутренний монолог, подтекст, ретроспекция. Заметно индивидуализируется прямая речь, она становится одним из основных средств характеристики действующего лица. Пейзаж, в классической новелле предельно лаконичный, приобретает большую психологическую наполненность, он подчинен раскрытию внутреннего мира героя.

Обзор ряда отечественных и зарубежных научных трудов, посвященных изучению развития жанра американской новеллы (Тугушева, 1972; Старцев, 1958; Оленева, 1973; Pattee, 1923; Levy, 1993; Fusco, 1994 и др.), показал, что исследователи уделяют недостаточное внимание новеллистике афроамериканских писателей. Между тем она обладала определенной спецификой, внесла вклад в тематику и развитие жанровой формы, обогатила стилистику жанра.

Научная новизна работы обусловлена тем, что впервые в отечественной науке монографически исследуется новеллистика Л.Хьюза, рассматриваемая в контексте идей Гарлемского ренессанса, при этом большинство представленных в диссертации новелл прежде не становились предметом литературоведческого изучения.

Объект исследования: новеллистическое творчество

афроамериканского писателя Л.Хьюза.

Предмет исследования: отражение идей Гарлемского ренессанса в новеллистике Л.Хьюза.

Цель диссертации: показать связь новеллистического творчества Л.Хьюза с идеями и эстетическими принципами Гарлемского ренессанса, определить специфику их воплощения в малой прозе писателя.

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи работы:

- выявить и описать социально-политические, расовые, эстетические

концепции, составлявшие идейно-эстетическую платформу Гарлемского ренессанса, а также формы и способы ее воплощения в афро-американской культуре 1920-1930-х гг. в целом и в литературе периода в частности; обозначить полемические моменты в оценке Гарлемского ренессанса в англоязычной и русской научно-критической литературе;

- определить основные проблемы, разрабатываемые Л.Хьюзом в его
новеллах (проблема африканского прошлого, социально-расовые проблемы,
проблемы художественного творчества), и их связь с идеями Гарлемского
ренессанса;

- проанализировать специфику раскрытия «африканской» темы в
новеллистике Л.Хьюза, раскрыть его отношение к популярной среди деятелей
культуры Гарлемского ренессанса идее «Назад в Африку»;

- представить характер и место социальной проблематики в творчестве
гарлемских писателей; выделить социальные проблемы, волновавшие Л.Хьюза,
(проблемы межрасовых браков, расовой дискриминации, пассинга), исследовать
их художественное воплощение в новеллах;

охарактеризовать идеи Гарлемского возрождения о своеобразии и ценности художественного творчества афроамериканцев и показать, как в эстетическом манифесте Л.Хьюза и его новеллах осмысляется круг тем, связанных с творчеством (задачи негритянского писателя и негритянской литературы, чернокожие творцы и белые меценаты, значимость классического и афроамериканского искусства);

- показать жанровое и художественное своеобразие новелл Хьюза, их
место в американской литературе.

Методологический подход, применяемый в диссертации, можно охарактеризовать как комплексный: в работе используются элементы историко-литературного, биографического, культурологического, сравнительно-исторического методов, метода контекстуального анализа (В.Е. Хализев). В работе мы использовали исследования по теории афро-американской культуры в целом (Т.Андерсон, К.Уэст, Ф.Хейс, Дж.Фоссет, Л.Гордон, Р.Джексон, Г.Л.Гейтс мл.), Гарлемского ренессанса в частности (Н.Хаггинс, Х.Бейкер, Дж.Хатчинсон, Д.Льюис, С.Уотсон, К.Уинц, Ч.Уолл). При изучении теории новеллы мы опирались на работы А.А.Реформатского, В.М.Петровского, Б.М.Эйхенбаума, Е.М.Мелетинского, Б.В.Томашевского, Г.Н.Поспелова, Ю.В.Ковалева. Рассматривая феномен «пассинга», мы обращались к исследованиям по теории расовых различий и смешения рас (В.Б.Авдеев, Р.Кеннеди, Г.Уолд, Ч.Джексон, Дж.Натан).

Положения, выносимые на защиту:

1) Гарлемский ренессанс - важнейший период в истории афроамериканской культуры в целом и литературы в частности. В эти годы писатели-афроамериканцы разработали эстетические и идейно-тематические основы развития своей литературы, сформулировали цели и задачи, стоящие перед темнокожими авторами.

2) Новеллистику Л.Хьюза отличает тематическое разнообразие.
Писатель не только разрабатывает поставленные временем проблемы, но и
пытается осмыслить их критически, в результате чего ряд вопросов, поднятых
Гарлемским ренессансом, получает у него своеобразную трактовку. При этом
волновавшие его проблемы были общими не только для писателей
негритянского возрождения, но и в большой степени для литературы США и
мира в целом.

4) Новеллистика Л.Хьюза сочетает традиционные для жанра новеллы черты и художественное своеобразие, свойственное данному автору. К традиционным чертам относятся ярко выраженная фабульность, динамизм, напряженность действия и т.д. Художественное своеобразие проявляется в особом стиле повествования (основанном на ритмах негритянской музыки), большой роли внутреннего монолога героя, пейзажных картин, цветовых и других контрастов, активном использовании фонетических особенностей речи афроамериканцев и других особенностях.

3) В настоящее время очевидно, что, при всей этнико-расовой
специфике, творчество писателей Гарлемского возрождения оставалось в
основном русле американского и мирового литературного процесса.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в ней показаны особенности преломления идей Гарлемского ренессанса в творчестве одного из наиболее ярких его представителей, сделаны выводы о специфике жанра афроамериканской новеллы 1920-1940-х годов.

Практическая значимость. Результаты исследования имеют практическое значение и могут найти применение в курсах литературы США XX века, спецкурсах по афроамериканской литературе и спецкурсах по творчеству Л.Хьюза.

Апробация работы. Отдельные положения диссертационного исследования обсуждались на конференциях «Пуришевские чтения» (Москва, 2007, 2008), «Культура общения и её формирование» (Воронеж, 2007), «Отображение и интерпретация истории в американской культуре» Общества по изучению культуры США при МГУ (Москва, 2008), на заседаниях аспирантского семинара кафедры зарубежной литературы ВГУ. По результатам исследования опубликовано 5 статей.

Структура работы: Диссертация состоит из Введения, четырех глав, Заключения и библиографии, включающей 222 наименования, в том числе 156 на иностранных языках.

Гарлемский ренессанс как культурно-историческое явление и его оценка в научно-критической литературе.

Под Гарлсмским ренессансом в настоящей работе мы понимаем комплекс идей, которые сформировались в 1920-е годы в среде негритянской интеллигенции США, отразили новый этап в развитии самосознания афроамериканцев и оказали решающее воздействие на афроамериканскую культуру XX века, а также воплощение этих идей в литературе и искусстве.

Термин «Гарлемский ренессанс» происходит из названия «черного» квартала Нью-Йорка, Гарлема. Изначально Гарлем - поселение в северной части острова Манхеттен, названное так голландскими переселенцами (Новый Гарлем, New Haarlem, по названию голландского городка вблизи Амстердама), обосновавшимися там в 1658-м году. Вплоть до 1880-х годов Гарлем оставался сельской местностью, пока туда не подвели железную дорогу. С этого момента началась урбанизация Гарлема, развитие городской инфраструктуры. В 1904-м году сюда, в край иммигрантов из Германии, Восточной Европы, Италии перебрались из привычных негритянских районов некоторые обеспеченные афроамериканские семьи. Уже к 1910-му году значительную долю населения Гарлема составило негритянское сообщество, такая же картина наблюдается до сих пор.

Описываемое нами явление неслучайно родилось именно в 1920-е годы. С началом Первой мировой войны заселение Гарлема продолжилось с большой интенсивностью: недостаток дешевой рабочей силы, который прежде восполнялся за счет приезжих европейцев, теперь привлек в Нью-Йорк большой поток чернокожих южан. На миграционные процессы серьезно повлияло также создание именно в Нью-Йорке крупных организаций, нацеленных на защиту прав и свобод черного человека. Гарлемский ренессанс как культурное явление опирался на социальные и политические идеи, которые легли в основу деятельности этих организаций. Так, например, в 1909-м году была создана Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения (NAACP, National Association for the Advancement of Colored People). Она выступала и выступает до сих пор в защиту прав негров в судебных органах, законодательных собраниях штатов и конгрессе США, участвует в массовых выступлениях афроамериканцев. В 1914-м году крупным политическим деятелем М. Гарви была организована Всемирная ассоциация по улучшению положения темнокожих (UNIA, Universal Negro Improvement Association). Целью UNIA изначально было создать в Африке государство для чернокожих и переселить в него всех негров Америки. Позднее она ставила перед собой задачу поддержки людей африканского происхождения по всему миру и утверждения равенства рас. Организация существует и продолжает работу в наши дни.

Крупные общественные организации издавали собственные журналы, которые становились рупорами новых идей, зачастую радикальных. НААСП, как уже упоминалось, издавала «Кризис» («Crisis»), другая организация, Национальная Городская Лига - «Оппортьюнити» («Opportunity»), социалисты -«Мессенджер» («Messenger»).

Серьезно повлияла на возникновение Гарлемского ренессанса и Первая мировая война. Оружие массового уничтожения показало человеку ничтожность его жизни. В поисках новых ориентиров он отверг всё, что считалось ценным раньше, и обрел «другое». Этим «другим» стали необычные негритянские музыка и танцы. Поэтому во время и после войны Америку и Европу захлестнула волна популярности джаза и блюза. Кроме того, темнокожие добровольцы, воевавшие в Европе, вернулись в свои дома не рабами, но победителями. Участие в военных действиях на чужих землях наравне с белыми солдатами изменило их восприятие окружающего мира и своего места в нем. Бывшие фронтовики не желали мириться с презрительным отношением к себе белых. Результатом стала серия разразившихся в 1919-м году негритянских бунтов. Одновременно в Гарлеме формировалось сообщество наиболее обеспеченных представителей негритянской расы в США, «Черная богема». Её назвали так по аналогии с белой богемой - обитателями района Гринич Виллидж (Greenwich Village), где жили А.Дункан, Ю.О Нил, М.Боденхайм. Д. Льюис относит Гриничскую богему к потерянному поколению (Lewis, 1997, xvi).

Обе нью-йоркские богемы объединяло отношение к искусству и писательскому труду как к силе, которая способна изменить общество. Тем не менее, пишет Д. Льюис, из этой общей идеи они делали разные выводы. Автор поясняет: в «Деревне» «богемность» была самоценностью, а в Гарлеме — «стратегией» (Lewis, 1997, xvi). Художник нового типа, которого «ковали» в Гриниче, в негритянской интерпретации имел ещё и свою особую функцию, «миссию реабилитации расы в глазах всего мира», должен был .стать «авангардом народов африканского происхождения в их контактах с цивилизацией XX века» (Панова, 2008, 103).

. Африка и африканское наследие в контексте идей Гарлемского ренессанса и в творчестве Л. Хьюза.

Африка была, без сомнения, одним из ключевых элементов в выдвинутом Гарлемским ренессансом комплексе идей. Именно её многовековая культура и принципиальное отличие этой культуры от европейской ярко демонстрировали, что афроамериканцы, их богатое самостоятельное культурное наследие имеют древние корни. Этот факт в глазах деятелей негритянского ренессанса подтверждал их безусловное равенство белым, обосновывал претензии темнокожих на полноценные гражданские права и привилегии.

Как известно из истории США, белые хозяева рабов, завозимых из Африки ещё с первой половины XVII столетия, запрещали последним разговаривать на родном языке, принуждая использовать для общения исключительно английский. В течение долгого времени культурное наследие негров передавалось в устной форме. Эти же обстоятельства стали причиной небывалого развития устного народного творчества афроамериканцев. То есть рабство не уничтожило устную традицию, а стимулировало её сохранение и приумножение, так как новые условия жизни породили новые образы, переживания, сюжеты песен, волшебных сказок, передаваемых из поколения в поколение. Фольклор выходцев из Африки, как и творчество других народов, хранил общечеловеческие ценности, отличался простотой стиля, краткостью и ясностью изложения, эмоциональностью, что делало его легко запоминающимися. С точки зрения деятелей Гарлемского ренессанса, тот факт, что всё это богатство не погибло под гнетом рабства, стал безусловным знаком силы негритянского народа и богатства его культуры, а значит - поводом для гордости и самоуважения афроамериканского сообщества. Поэтому, если до начала XX века негритянские фольклор и устная традиция использовались в литературе, чтобы «расцветить» текст, придать ему экзотичность, то теперь им придается совсем иное значение — это то, что может сплотить афроамериканцев.

Интерес к африканскому культурному наследию негров США в годы Гарлемского ренессанса возник не случайно. Исторические факты говорят о том, что ещё в конце ХГХ столетия в связи с растущим недовольством черного населения своим угнетенным положением, которое не изменилось с отменой рабства, существовали различные государственные схемы переселения негров обратно в Африку: «О том, что планы высылки негров разрабатывались серьезно и основательно, свидетельствует тот факт, что на эти цели в 1862 году конгресс ассигновал 100 тыс.долл.» (подробнее об этом см.: Болховитинов, 1983, 215-253). Другая причина пристального внимания к «черному» материку ещё более очевидна: Америка не участвовала в «переделе мира» и колоний в Африке не имела, но это не отменяло её потребности в дешевом сырье, которое успешно получали европейские колонизаторы. Таким образом, усилившийся в 1920-е годы интерес афроамериканских интеллектуалов к континенту -прародителю уже имел определенную базу, наработанную по политическим мотивам американским государственным аппаратом вне какого-либо узкорасового интереса. «База» эта в её доступной обществу части представлена была, в первую очередь, в многочисленных экспозициях африканских артефактов в США.

Здесь нам представляется уместным обратиться к диссертационной работе Д. Корасика из университета Сент-Луиса «Собирая Африку: африканская материальная культура и американское видение Африки, 1885-1930». В этом философско-искусствоведческом труде автор пишет: «Выставки африканской материальной культуры в Соединенных Штатах отличались от аналогичных в Европе» (Korasick, 2005, 2). Если колониальные государства в своих музеях вьтставлялрі многочисленные трофеи, показывающие богатство завоеванных земель, а значит и силу завоевателей, то «ранние американские экспозиции делали акцент на странности экспонатов, такой чуждой впечатлительным американцам, но такой доступной» (Korasick, 2005, 2). Речь здесь идет о разнообразных частных коллекциях, а таюке сувенирах, привозимых торговцами рабами в конце XIX века. Д. Корасик показывает, что несмотря на превалирующее в обществе представление об африканской культуре как примитивнейшей, а о её носителях - как о слаборазвитых дикарях, отношение публики к выставляемым артефактам с течением времени стало весьма положительным. Так первоначальное мнение об этом искусстве как о не более чем странном и примитивном продукте деятельности африканских туземцев переросло в непосредственно признание «чужого» искусства. В начале XX века это признание стало особенно важным для активизировавшейся части афроамериканского сообщества как доказательство того, что выходцев из Африки можно отнести к творческим людям.

Африка, её культура, символика, известные писателям, художникам конца XIX - начала XX веков по музейным выставкам и рассказам побывавших там людей, стали мощнейшим источником творческого вдохновения, и не только для афроамериканских авторов. «Известные европейские художники, в особенности Модильяни и Пикассо, черпали из примитивного искусства художественное и культурное вдохновение», - пишет в работе «Афротопия» историк У. Моузес (Moses, 2008, 200). При этом Гарлемский ренессанс предложил отличный от типичных для европейцев и белых американцев образ Африки. Для белого человека она, в первую очередь, континент каннибалов, бесчисленного количества тропических смертельных болезней и прочих опасностей, подстерегающих человека на каждом шагу, а также ужасных в своей непознаваемости для европейца обычаев и верований. Понятно, что такой взгляд был призван оправдать колонизацию Африки, и современные ученые критикуют такого рода представления (см. например: Brantlinger, 1988; Green, 1979). В начальный период Гарлемского ренессанса практически все деятели культуры увлекались стихией примитивизма, стремились познать прародину, приобщиться к ней, примерить на себя. У. Моузес так комментирует это явление: «Многие начинали позиционировать себя как антимодернисты или аптицивилизационисты. Гвендолин Беннет в «Наследии», К. Каллеп в одноименном стихотворении и Л. Хьюз в «Обнаженном юном танцоре» романтизируют примитивизм западно-африканских лесов и провозглашают своё неприятие буржуазной цивилизации» (Moses, 2008, 210).

Социальная и расовая проблематика новелл Л. Хьюза

Положение афроамериканцев в США между Первой и Второй мировыми войнами было трудным. После ликвидации рабства чернокожие жители южных городов в основном нанимались в услужение к белым и жили на задворках кварталов, поблизости от тех домов, где они работали. В городах Севера же на протяжении многих десятилетий жители селились «по расовому признаку». Часть кварталов занимало белое население, другую, обычно худшую, - негры. «Как правило, это делалось на основе муниципальных постановлений, которые в ряде случаев опирались на законы штатов», -отмечает Э.Л. Нитобург (Нитобург, 1997, 43). По словам ученого, в 1915-1917 гг. Верховный суд США признал такого рода местные законы противоречащими конституции, и тогда «на смену законам о расовой сегрегации пришли так называемые «ограничительные соглашения», заключавшиеся между домовладельцами и маклерами по продаже недвижимости» (Нитобург, 1997, 44). Участники их взаимно обязывались не продавать и не сдавать в наем дома и квартиры в кварталах, где проживают белые, неграм или лицам с примесью негритянской крови. «Так постепенно - сначала с помощью законов о раздельном расселении по расовому признаку, а затем с помощью «ограничительных соглашений» - сотни тысяч и миллионы негров были загнаны в специально отведенные для них кварталы, вскоре превратившиеся в районы нищеты и безработицы. К началу второй мировой войны негритянские гетто оказались почти обязательной принадлежностью каждого большого американского города. В Нью-Йорке таким гетто стал Гарлем, в Чикаго -Саутсайд, в Детройте - Брюстер, в Кливленде — Хаф», - пишет историк (Нитобург, 1997,46). В годы первой мировой войны европейская иммиграция в США почти прекратилась, а промышленности, выполнявшей военные заказы, требовались все новые и новые рабочие руки. В результате количество черных в крупнейших северных городах страны значительно возросло. «Великое переселение», как называют эту миграцию с Юга, резко обострило жилищную проблему в городах, но в то же время способствовало росту черного бизнеса, черной буржуазии и интеллигенции, нового черного среднего класса.

Руководство негритянских обшин «в основу своей стратегии положило принцип приспособления, сотрудничества с властями и самопомощи» (Ыитобург, 1997, 46), однако среди части жителей гетто нарастали этноцентристские настроения, выливавшиеся в движение протеста против фактической дискриминации и политики приспособленчества. Таковым было и националистическое движение «Назад в Африку!». М. Гарви призывал негров не стыдиться своей черной кожи, а гордиться ею и славной историей героической борьбы негров за свободу. Он звал их к продолжению и успешному завершению этой борьбы: «Народы мира знают теперь, что вчерашний негр сошел со сцены человеческой деятельности, что его место занял новый негр, который прочно стоит на ногах, который сознает свои человеческие права и полон решимости добиться и сохранить их любой ценой» (Garvey, 2003, 951). В августе 1920-го г. по инициативе М. Гарви в Нью-Йорке был проведен негритянский съезд, на который прибыли представители черного населения США, Центральной и Южной Америки и даже Африки. Съезд принял Декларацию прав негритянских народов мира, которая требовала ликвидации всех форм расового угнетения и провозглашала право негров на то, чтобы самим определять свою судьбу. После съезда в Нью-Йорке популярность гарвеизма быстро возросла. В начале 1920-х годов в орбиту его влияния были вовлечены миллионы негров. Все эти события сопровождались также усилением антинегритянского террора. Вооруженные банды Ку-клукс-клана (расистская и террористическая организация в США) устраивала кровавые расправы по всем южным штатам. Только за 1919—1922 гт. в стране линчевали 239 негров (подробнее см.: Севостьянов, 1985, 213). Ку-клукс-клан стал крупной политической силой в ряде индустриальных штатов Севера. Во многих северных городах были намеренно спровоцированы «расовые беспорядки», в ходе которых погибли сотни негров: «Из случайных стычек довоенных лет эта враждебность начала перерастать в подлинную войну с угрозами, прямым насилием, самодельными бомбами. Расовые конфликты и стычки на улицах, в транспорте и на работе стали повседневным явлением» (Нитобург, 1997, 47).

Экономический кризис послевоенных лет, связанный с сокращением в 1919-1921-х гг. военного производства, больнее всего ударил именно по афроамериканцам. Вернувшиеся домой солдаты потребовали свои старые, часто - лучшие рабочие места, белые рабочие выступали против не организованных в профсоюзы черных. В результате большое число негров было уволено, либо переведено на более низкие зарплаты.

Похожие диссертации на Новеллистика Ленгстона Хьюза в контексте культуры Гарлемского ренессанса