Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Проблема Испании" и роман Висенте Бласко Ибаньеса "Кровь и песок" Салеем Касем Мохаммед Хелал

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Салеем Касем Мохаммед Хелал. "Проблема Испании" и роман Висенте Бласко Ибаньеса "Кровь и песок" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Салеем Касем Мохаммед Хелал; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т].- Воронеж, 2013.- 139 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/758

Введение к работе

Автор романа «Кровь и песок» (1908) Висенте Бласко Ибаньес (1867 - 1928) был современником трагических событий в жизни своей родины и одним из тех писателей, которые пытались осмыслить их последствия и возникшие в этой связи проблемы. Формулировка «проблема Испании» появилась на рубеже XIX-XX вв. В 1898 г. в результате испано-американской войны Испания утратила последние колонии, что привело к серьезным социальным и моральным последствиям. Испанцам было необходимо заново осознать себя и свое место в мире, нация нуждалась в самоидентификации. Ответы на волновавшие общество вопросы пытались дать деятели культуры, собственно, «поколение 1898», т.е. Асорин (Хосе Мартинес Руис), Хасинто Бенавенте, Пио Бароха, Мигель де Унамуно, Рамон Мария дель Валье-Инклан, Антонио Мачадо, Рамиро де Маэсту, Мануэль Гомес Морено, Габриэль Миро, Карлос Арнежис, Анхель Ганивет, Мануэль Мачадо и Хоакин Албарис Кинтеро.

Вопрос о том, принадлежал ли Бласко Ибаньес к поколению 1898 года, до сих пор не имеет однозначного ответа. Западные исследователи (например, Джон А. Кроу, С. Аппельбаум) полагают, что его деятельность и творчество представляют своего рода идейную параллель к деятельности и творчеству поколения 1898 года. Наиболее убедительный анализ взаимоотношений Бласко Ибаньеса и представителей поколения 1898 года дала в своё время И.А. Тертерян, которая считает, что эстетические позиции писателей поколения 1898, весьма разнообразные, но в целом близкие модернизму, не согласовывались с реалистическими устремлениями автора романа «Кровь и песок». Однако по отношению к «проблеме Испании» взгляды Бласко Ибаньеса и поколения 1898 года были схожими. Опираясь на рассуждения И.А. Тертерян, осмелимся предположить, что при всех эстетических расхождениях Бласко Ибаньеса с основными авторами поколения 1898 года, расхождениях, которые не стоит преувеличивать, автор романа «Кровь и песок» идеологически во многом был близок представителям «поколения».

В работе над темой диссертации мы опирались на ряд российских и зарубежных источников, посвящённых истории и литературе Испании после катастрофы 1898 года. Среди них труды И.А. Тертерян, С. Бальфура, Д.Л. Шоу. Кроме того, мы обращались к исследованиям национальной идентичности и её роли в жизни народа, предпринятым такими учеными как Л.В. Пономарева, Г. Жильс, Дж. Брейквелл, Э. Хедфилд, Дж. Фримен, И. Кампос, М. Монсеррат. Важными для понимания Испании и испанской идентичности являются работы С. де Мадариаги, К.Б. Арредондо, В. Бозаля, Э. Пейджена, Д. Джиес, К. Перриама. Ряд заинтересовавших нас исследований посвящён характеристике поколения '98 года. Из русскоязычных это прежде всего работы И.А. Тертерян, З.И. Плавскина, Н.Р. Малиновской, Е. Костюкович, из западных - труды С. Гименеса, А.М. Макео, К. Херерро, М.Т. Лопес. Были также использованы работы о творчестве В. Бласко Ибаньеса таких исследователей, как Р.Ф. Куллэ, З.И. Плавскин, Р. де Антано, Ж.-Н. Любе и Х.Л. Рока А. Гейс, Э. Бейг, П. Смит и др.

Анализ научно-критической литературы на русском и европейских языках показывает, что роман Бласко Ибаньеса «Кровь и песок» еще не становился предметом отдельного исследования и не рассматривался в связи с «проблемой Испании». Указанная проблема имела сложный характер. Она имела своего рода «географический» аспект, к которому можно отнести необходимость осознания испанцами сокращения территории страны, а также давнюю, восходящую еще к Реконкисте проблему целостности Испании.

«Проблема Испании» включала в себя цивилизационный аспект: необходимо было понять, следует ли стране модернизироваться и активно включиться в общемировые цивилизационные процессы или герметизироваться, сохраняя и консервируя сложившееся положение дел. Частью цивилизационного аспекта являлись социальные проблемы, порожденные пропастью между бедняками, для которых изменения в обществе были настоятельной необходимостью, и богатыми слоями социума, которые принимали отсталость страны, позволявшую им сохранять многие привилегии, частично восходившие еще к Средневековью. Вставал вопрос и о том, как следует развиваться испанской культуре - стать частью общеевропейских культурных тенденций или придерживаться испанской особости. Необходимо было также прояснить, что значат фразы «испанская нация» и «испанский национальный характер». «Проблема Испании», как ее понимали писатели поколения 1898 года, является частью более обширной проблемы испанской идентичности.

Размышляя о «проблеме Испании», писатели рубежа XIX-XX вв. не пользовались термином «национальная идентичность», они искали ответы на вопрос, что есть Испания и куда ей следует двигаться. Для этого они нередко обращались к анализу национального характера и его отражения в литературе. В качестве наиболее яркого воплощения национальных черт писатели поколения 1898 года часто рассматривали образ Дон Кихота. Их интересовали и другие варианты проявления национального духа.

Культурной формой, в которой Испания выразила себя наиболее ярко, является коррида. Это игра со смертью соответствует особенностям испанского менталитета с его пристальным интересом к смерти, переживанию её более близким и интимным образом, чем в других европейских культурах Нового времени. Кроме игры со смертью, в корриде находит выражение героизм, свойственный испанскому народу, его авантюризм, стремление к славе, жажда удачи. В то же время коррида времен В. Бласко Ибаньеса давала возможность ее участникам и зрителям дать выход энергиям, восходящим к поколениям и поколениям воинов Реконкисты и конкистадоров. В корриде реализуется и испанская страсть к драматизированию, эффектности, театральности. Неудивительно поэтому, что, пытаясь понять и показать, что есть Испания, Винсенте Бласко Ибаньес посвятил корриде роман «Кровь и песок».

Цель исследования: на основе анализа идейно-художественного своеобразия романа «Кровь и песок» выявить понимание Винсенте Бласко Ибаньесом «проблемы Испании».

Задачи исследования:

  1. рассмотреть трудности самоидентификации испанской нации на рубеже XIX-XX вв., выраженные через содержание «проблемы Испании»;

  2. показать трактовку писателями поколения 1898 года образа Дон Кихота в контексте «проблемы Испании» как воплощения национального испанского характера (на материале «Жития Дон Кихота и Санчо по Мигелю де Сервантесу Сааведре, объясненное и комментированное Мигелем де Унамуно» (1905) и других публицистических работ и художественных произведений писателей поколения 1898 года;

  3. проанализировать значения образа корриды как символа Испании и воплощения национального характера, выявить, какие особенности испанского менталитета воплощены писателем в этом образе;

  4. охарактеризовать два взгляда на Испанию и «испанскость», воплощенные в романе в системе персонажей и особенно в образах матадора Хуана Гальярдо и аристократки доньи Соль, показать различия и сходство «двух Испаний».

Объект исследования: «проблема Испании» в литературе Испании на рубеже XIX- XX вв.

Предмет исследования: воплощение «проблемы Испании» романе Бласко Ибаньеса «Кровь и песок»

Материал исследования: роман Бласко Ибаньеса «Кровь и песок», художественные и публицистические работы писателей поколения 1898 года.

Новизна работы обусловлена отсутствием в российской науке о литературе монографических работ о Бласко Ибаньесе и его романе «Кровь и песок».

Актуальность работы вытекает из возрастания интереса к комплексу проблем, связанных с национальным началом в современных гуманитарных науках.

Методологический подход, используемый нами в работе, можно охарактеризовать как комплексный: в работе используются элементы историко-литературного, культурологического, сравнительно-исторического методов.

Положения, выносимые на защиту:

    1. Представители поколения 1898 года рассматривали «проблему Испании» с разных сторон, выявляя ее географический, цивилизационный, исторический, культурный, национальный аспекты.

    2. Примером «идеального испанца» писатели поколения 1898 года считали сервантесовского Дон Кихота. В образе этого литературного героя видели порождение родной земли (Асорин), символ католической империи (Р. Де Маэсту), воплощение духовной сущности испанского народа, его трагикомической природы (Унамуно), героизм и стремление быть самим собой (Ортега-и-Гассет).

    3. В романе «Кровь и песок» Винсенте Бласко Ибаньес создает сложный многоаспектный образ корриды, отражающий специфику испанской жизни того времени. Изображенная с большой достоверностью коррида предстает в романе как символ и воплощение «испанскости» и испанской ментальности, социальный феномен, отражающий бедственное положение простого народа, картина борьбы человека и животного, инстинктов и разума.

    4. В образах корриды и матадора воплощены такие черты национального испанского характера, как стремление к славе, мужество, обращенность в прошлое, страстность, склонность к драматизации, отсутствие привычки и желания долго и упорно трудиться для достижения поставленной цели.

    5. При помощи системы персонажей В. Бласко Ибаньес отражает с уществование «двух Испаний» (термин Ортеги-и-Гассета), противостоящих друг другу по социальному принципу, уровню образованности, отношению к национальной культурной традиции.

    6. Противопоставив Хуана Гальярдо и донью Соль как представителей «двух Испаний», писатель выявляет также черты сходства между ними (стремление к театральности, драматизации, интерес к прошлому), показывает, что в этих образах воплощены разные варианты национального характера.

    Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что в ней представлен современный взгляд на кризис национального самосознания испанского народа на рубеже XIX-XX вв. Результаты исследования имеют практическое значение и могут найти применение в курсах истории испанской литературы, спецкурсах по творчеству писателей поколения 1898 года, спецкурсах по творчеству Бласко Ибаньеса и испанской культуре.

    Апробация работы. Отдельные положения диссертационного исследования обсуждались на конференциях: «Культура общения и её формирование» (Воронеж, 2011), «Память разума и память сердца» (Воронеж, 2011), XXIII Пуришевские чтения «Зарубежная литература XIX века. Актуальные проблемы изучения» (Москва, 2011), «XLI

    Международная Филологическая конференция» (Санкт-Петрбург, 2012), «Культура общения и её формирование» (Воронеж, 2012).

    По результатам исследования опубликованы 6 статей, из них 2 в рецензируемых научных журналах, входящих в перечень ВАК.

    Структура работы: Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения и Списка литературы, включающего 138 наименований, в том числе 77 - на испанском, английском, французском языках. Общий объем исследования — 139 страниц.

    Похожие диссертации на "Проблема Испании" и роман Висенте Бласко Ибаньеса "Кровь и песок"