Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблематика и особенности поэтики раннего творчества Германа Гессе 1890-х - 1920-х годов Терехова Татьяна Викторовна

Проблематика и особенности поэтики раннего творчества Германа Гессе 1890-х - 1920-х годов
<
Проблематика и особенности поэтики раннего творчества Германа Гессе 1890-х - 1920-х годов Проблематика и особенности поэтики раннего творчества Германа Гессе 1890-х - 1920-х годов Проблематика и особенности поэтики раннего творчества Германа Гессе 1890-х - 1920-х годов Проблематика и особенности поэтики раннего творчества Германа Гессе 1890-х - 1920-х годов Проблематика и особенности поэтики раннего творчества Германа Гессе 1890-х - 1920-х годов Проблематика и особенности поэтики раннего творчества Германа Гессе 1890-х - 1920-х годов Проблематика и особенности поэтики раннего творчества Германа Гессе 1890-х - 1920-х годов Проблематика и особенности поэтики раннего творчества Германа Гессе 1890-х - 1920-х годов Проблематика и особенности поэтики раннего творчества Германа Гессе 1890-х - 1920-х годов Проблематика и особенности поэтики раннего творчества Германа Гессе 1890-х - 1920-х годов Проблематика и особенности поэтики раннего творчества Германа Гессе 1890-х - 1920-х годов Проблематика и особенности поэтики раннего творчества Германа Гессе 1890-х - 1920-х годов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Терехова Татьяна Викторовна. Проблематика и особенности поэтики раннего творчества Германа Гессе 1890-х - 1920-х годов : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Терехова Татьяна Викторовна; [Место защиты: Орлов. гос. ун-т].- Орел, 2009.- 221 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/724

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Начало творческого пути ГерманаГессе 14

1.1. Юношеская поэзия. У истоков лирической прозы 14

1.2. Первые опыты в области прозы («Час после полуночи») 30

І.3. На пути к известности. «Петер Каменцинд» 42

1.4.Повесть «Под колесами» - «освобождение от духов прошлого» 71

Глава 2. На пути к философскому интеллектуальному роману. Проблематика и поэтика произведений Г. Гессе 1910-х-1920 х годов 96

2.1. Развитие теории жанра романа в XIX веке 96

2.2 «Росхальде». «Все мы носим в душе трагедию - каждый свою». 115

2.3 «Гертруда». «Музыка- самая непостижимая, самая таинственная загадка» 128

2.4. «Последнее лето Клингзора». Мечта о целостном разрешении всех противоречий жизни 135

2.5. «Клейн и Вагнер». Повесть о двойственности человеческой натуры 143

2.6. «Душа ребенка» «Отрочество - один из сложнейших периодов взросления» 151

2.7. «Демиан». Размышления о войне и мире 158

Заключение 177

Примечания 184

Список литературы 204

Введение к работе

Герман Гессе (1877 - 1962) - одна из знаковых фигур в истории мировой литературы XX столетия, чье творчество составило целый этап в области немецкой прозы. Писатель уже в первые десятилетия минувшего века был признан блестящим мастером лирической зарисовки, рассказа и повести, самобытным поэтом, оригинальным эссеистом, незаурядным мастером путевых очерков, одним из ведущих мастеров эпики, стоявшим наряду с Т. Манном, Р. Музилем, Э. Канетти у истоков философского интеллектуального романа.

Г. Гессе уже на раннем этапе творчества (1899 - 1904) получил европейское, а затем мировое признание и был награжден целым рядом самых престижных премий, начало которым положила «Бауэрнфельдская премия» („Bauernfeld-Preis", 1904) (1), за которой позже последовали премия Теодора Фонтане (1919), премия им. Гете (1919), премия им. Готфрида Келлера (1936), Нобелевская премия (1946), премия им. Вильгельма Раабе (1950), «премия мира» западногерманского Союза книготорговцев (1955). В представлениях к очередной награде подтверждалось следование Гессе лучшим традициям немецкой литературы, которые были заложены Гете и Шиллером, писателями «золотого века» и романтиками. Особо отмечалась его борьба с любыми проявлениями распада и деградации в сфере культуры и отрицание псевдоценностей «фельетонистической эпохи».

В 1899 году публикуются его первые стихи и поэтические сборники «Романтические песни» и «Час после полуночи». Для начинающего автора 1892 - 1903 годы стали порой испытаний и надежд на лучшую долю, временем знакомства с жизнью, которая подчас была к нему несправедливо жестокой. Полоса неудач и горьких разочарований завершилась в 1903 году после первых публикаций, имевших успех у читателя, и Гессе стал материально независимым, «свободным писателем». В годы Первой мировой войны

он занимал твердую антивоенную, пацифистскую позицию: 3 ноября 1914 года в «Новой цюрихской газете» была опубликована ставшая широко известной его статья «Друзья, не надо этих звуков», в которой осуждалось «кровавое безумие войны» и содержался призыв к интеллигенции всех стран, ставших участницами преступной бойни, спасти европейскую культуру и в любых ситуациях сохранять верность принципам гуманизма. «Патриотические» круги Германии заклеймили Гессе «предателем отечества»; издатели отказывались печатать его книги, а книготорговцы - продавать. Однако его поддержали в России, во Франции (Ромен Роллан прислал ему дружественное письмо, в котором выразил солидарность с немецким коллегой, что послужило толчком к сближению обоих писателей и привело к многолетней дружбе).

Годы 1917- 1919 были временем наибольшей политической активности в его жизни. Позже он назвал этот период своим «пробуждением»: писатель принимал самое деятельное участие в работе Красного Креста, в комитетах, занимавшихся помощью военнопленным, в издании для них газет и журналов (4).

В 1919 - 1922 годах совместно с Рихардом Вольтереком, сотрудничавшим с Гессе еще в «Службе по обеспечению немецких военнопленных», издавал журнал «Vivos Voco» («Призываю живых»), обращенный прежде всего к молодежи и задуманный как орган духовного обновления Германии, новой культуры. В годы нацизма писатель был объявлен «нежелательным», «подозрительным элементом», «клеветником», «чуждым истинно германскому духу». В период Второй мировой войны выступал против расизма и национализма, ставших основой политики пещерной ксенофобии, проводившейся главарями «Третьего рейха». Сквозной в его прозе XX века стала тема творческой личности, художника, мыслителя и философа, ищущего гармонию в негармоничном мире. Начиная с типично неоромантического произведения «Герман Лаушер» (1901), а затем «Петера Каменцинда»

(1904), Гессе прослеживал не внешнюю, а «внутреннюю» биографию героя, идейная эволюция которого во многом повторяла путь самого писателя. Эти же особенности очевидны в романах «Гертруда» (1910), «Росхальде» (1914), «Демиан» (1919), «Степной волк» (1927), в «Игре в бисер» (1943) - признанной вершинным достижением его эпики.

Гессе - хранитель и продолжатель лучших традиций прошлого, был, по характеристике Томаса Манна, «служителем нового», страстным поборником гуманизма, мечтавшим о создании гармонического общества, нисколько не похожего на современную ему разобщенную Европу.

Обзор критической литературы. Еще при жизни творчество писателя стало объектом самого пристального интереса литературоведов, критиков и историков литературы. Преимущественно это были аннотации на отдельные произведения Г. Гессе, появившиеся в литературных газетах и журналах того времени. С момента выхода в свет его первого романа «Петер Камен-цинд» (1904), принесшего признание и имя начинающему автору, критики не упускали писателя из вида. Не всегда отзывы были положительными, автора обвиняли в обилии «Я-поэзии», в уходе в сказочный мир от реальных событий (Г. Эрдман). В то же время многие (Теодор Хойсс, Генрих Виганд, Эдуард Корроди) положительно отзывались о его первых шагах на писательском поприще. Авторов первых рецензий объединяет то, что все они подчеркивали романтическое начало в ранних произведениях Г. Гессе, его сходство с Э.Т.А. Гофманом, Эйхендорфом; не без основания отмечали, что начинающий автор подражает Метерлинку и Ст. Георге, с чем сам писатель не всегда соглашался. Эти отзывы вошли в сборники «Герман Гессе в зеркале современной критики» („Hermann Hesse im Spiegel der zeitgenossischen

Kritik", 1975), «О Германе Гессе» („Uber Hermann Hesse", 1976), «Герман Гессе сегодня» („Hermann Hesse heute", 1980).

В 1927 году появилась первая крупная работа, в которой была сделана попытка проследить жизненный и творческий путь писателя, - биография, написанная Гуго Баллем к пятидесятилетию со дня рождения Г. Гессе. Автор не ставил перед собой задачи проанализировать творчество своего современника в его поступательном развитии или рассмотреть его в сравнении с другими писателями того периода. Работа носит скорее описательный характер: автор проследил основные вехи биографии Гессе и их отражение в произведениях. По утверждению Г. Балля, составление биографии писателя не представлялось чем-то сложным, поскольку в его литературном наследии масса зарисовок из собственной жизни, огромное количество писем, что существенно облегчало работу.

К биографии писателя обращались и другие авторы: Михельс Фоль-кер, Бернгард Целлер. Благодаря новой серии «Биографических ландшафтов», вышедшей в издательстве "УралІ/ГО", работа последнего в переводе Е. Нечепорука стала знакома на исходе XX столетия и русскому читателю. Она базируется на уникальных дневниковых записях, фрагментах переписки самого Гессе (5).

После прихода к власти национал-социалистов имя писателя числилось в списке «предателей родины». Идеологи «движения» обвиняли Гессе в антипатриотизме, его книги объявлялись «нежелательными». Противники фашизма в свою очередь обвиняли писателя в нерешительном и непоследовательном выступлении против антинародной власти, в аполитичности. Г. Гессе на несколько десятилетий был забыт, вычеркнут из истории немецкой литературы.

Интерес к писателю снова возрос лишь в 50 - 60-е гг. XX столетия, причем не только и не столько на родине, сколько за рубежом. Его произведения переведены на 60 языков, им зачитывалась молодежь Японии и США.

Новое поколение молодых «хиппи» находило в произведениях Гессе созвучие собственным устремлениям, желанию уйти от окружающей их ненавистной действительности. Молодым людям казалось, что они найдут у Гессе ответы на интересующие их вопросы.

В эту пору появились крупные научные работы, посвященные творчеству забытого на время писателя. Среди этих трудов прежде всего следует назвать исследования Зиолковски (Ziolkowski «The novels of Hermann Hesse. A study in theme and structure», 1965), Люти (Liithi H.J. Hermann Hesse. Natur und Geist, 1970), E. Миделя (Middell E. Hermann Hesse. Die Bilderwelt seines Lebens, 1975). В них не только прослеживается творческий путь писателя, но и выявляются изменения его мировоззренческих взглядов на различных этапах, доминанты поэтики его романов и повестей.

Изучению связей творчества Гессе с идеями немецкого романтизма посвящены исследования Курта Вайбеля (Weibel, Kurt. Hermann Hesse und die deutsche Romantik, 1952), Ханса Ленера (Lehner, Hans Hort. Nachwirkungen der deutschen Romantik auf die Prosadichtung Hermann Hesses, 1954), Герхарда Maypepa (Maurer, Gerhard. Hermann Hesse und die Deutsche Romantik, 1955). Свою монографию Курт Вайбель построил на прямых аналогиях с произведениями романтиков: гессевские герои, по его мнению, напоминают персонажей Жан Поля, Э.Т.А. Гофмана. Так, исследователь, например, отметил, что двух братев Вольта и Вульте из романа Жан Поля «Озорные годы» („Flegeljahre") Гессе варьирует различным образом в ряде своих романов: Петер Каменцинд - Рихард, Синклер - Демиан, Нарцисс -Гольдмунд. Согласно Вайбелю, Гессе облекает творческие принципы Жан-Поля и Гофмана в законченные художественные формы.

Герману Гессе посвящена одна из глав монографии Э. Хильшера «Поэтические картины мира: Генрих Манн, Томас Манн, Герман Гессе, Роберт My зил ь, Лион Фейхтвангер». Исследователь, исходя из признаний самого автора, выделяет три фактора, повлиявшие на формирование его мировоз-

зрения 1) чуждый всякого национализма родительский дом; 2) «чтение великих китайцев»: Хильшер цитирует ряд высказываний писателя, четко указывающих на то, что Гессе был одним из лучших знатоков восточноазиат-ских культур; он ставит писателю в заслугу открытие европейцам достижений духовной культуры китайцев, индонезийцев, японцев посредством их преломления в собственной прозе и эссеистике (6); 3) философия Якоба Буркхардта, которая повлияла на концепции многих произведений Гессе. Хильшер подчеркивает, что Г. Гессе начал свой путь как лирик, и называет его «несовременным поэтом современности», для которого характерны простая рифмовка, «отсутствие экспериментальной изобретательности». В сравнении с поэтами-экспериментаторами Гессе «выглядит как песочные часы рядом с точнейшими хронометрами» (7).

В отечественной критике публикации о первых изданиях книг Г. Гессе появились в 10-е- 20-е годы прошлого столетия, когда вышли в свет в русском переводе «Петер Каменцинд» (1910) и «Тропа мудрости» (1924). В предисловии к «Петеру Каменцинду» Ю. Айхенвальд отметил реалистичность гессевского метода: «автор ничего не сочинил, не выдумал эффектных событий - он все рассказал так, как было» (8). Автор ничего не говорит о месте художника в современной литературе, он лишь знакомит читателя с романом, который предстает как «естественная история души», рассказанная Гессе «красиво, поэтично, с любовью и лаской» (9)

Новый всплеск интереса к Гессе в России отмечается лишь в 60-е годы, на исходе «хрущовской оттепели»: издаются его произведения (10), появляются крупные работы, посвященные отдельным этапам и аспектам творчества немецкого писателя. Существенный вклад в отечественное гес-севедение внесен диссертационными исследованиями В.Д. Седельника (Седельник В.Д. Творчество Г. Гессе в 20-е годы. - М., 1966), А.Г. Березиной (Березина А.Г. Творчество Г.Гессе 20 - 40-ых годов. - М., 1969). Творчеству Гессе посвящены отдельные главы докторских диссертаций Н.С. Лейтес

(Лейтес Н.С. Эволюция жанра романа в немецкой литературе 1918 - 1945 гг.

М., 1972), Н.С Павловой (Павлова Н.С. Типология немецкого романа. 1900

1945 гг. - М., 1982), Е.М. Волкова (Волков Е.М. Немецкий роман 1870-х -1910-х годов. Проблемы поэтики. - М., 1994). Особо следует отметить кандидатскую («Философские основы позднего творчества Гессе», 1971) и докторскую («Проблемы поэтики Г. Гессе. К типологии немецкого романа XX века», 1983) диссертации, выполненные и защищенные Резо Каралашвили, «вернейшим из учеников Гессе по всему миру», как его назвал С.С. Аверин-цев(11).

В работах 90-ых годов XX века Г. Гессе предстает как продолжатель традиций немецкой классики, прежде всего, романтизма. Вопрос о традициях в творчестве писателя впервые был затронут в диссертационном исследовании А.Э. Гутманиса (Гутманис А.Э. Традиции и современность в творчестве Г. Гессе 30-х годов». - М., 1988). В 1998 году А.Е. Плохарский делает попытку проследить значение творчества романтиков для писателя, выявить, что он ценил в их произведениях, какие их традиции унаследовал и продолжил. Приверженность Гессе идеям представителей романтической школы исследователь показывает на примере «Нарцисса и Гольдмунда» (Плохарский А.Е. Традиции немецкого романтизма в романе Г. Гессе «Нарцисс и Гольдмунд». - Махачкала, 1998). Лишь в последние годы стали появляться работы, направленные на изучение раннего творчества Г. Гессе, в частности, циклов рассказов, написанных в 1903 - 1912 годы (Лазуткина О.А. Концепция человека в циклах рассказов Германа Гессе «По эту сторону», «Соседи», «Окольные пути»).

Актуальность. Литературу конца XIX - начала XX веков Г. Гессе называл «литературой переходного периода», к которой он причислял и собственные произведения. На рубеже столетий сложилась новая система взглядов на окружающую действительность, на социальные проблемы, на место человека в обществе. В своих произведениях Гессе не дает ответы, он лишь

«ставит правильные вопросы». Неудивительно, что в настоящее время, когда происходит переоценка ценностей и идеалов, наблюдается повышенный интерес к творчеству писателя.

Приоритетное внимание, как в зарубежном, так и в отечественном литературоведении, уделялось традициям романтизма в творчестве Г Гессе, а также его произведениям 30-х - 40-х годов. А между тем многое из того, что характерно для позднего творчества писателя, уже проявилось в его произведениях первых двух десятилетий XX века, и осмысление в полной мере «Степного волка» или «Игры в бисер» - признанной вершины его эпики -невозможно без обращения к раннему творчеству Г. Гессе.

Учитывая особенности путей развития немецкого реализма и своеобразие эпики Г. Гессе, а также итоги работы предшественников из Германии и отечественных ученых над проблемами немецкой прозы, основные направления и аспекты диссертации можно определить следующим образом:

Цель работы — исследовать проблематику и поэтику произведений Г. Гессе 1890-х - 1920-х годов в контексте его творчества и в русле развития реализма в конце XIX - начале XX века.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

выявить закономерности творческой эволюции Г. Гессе на раннем этапе творчества; проследить его движение от лирических зарисовок, этюдов и эскизов („Studie") к произведениям более сложным в философско-эстетическом аспекте;

исследовать основные темы, мотивы, и в целом - проблематику его произведений 1890-х- 1920-х годов;

проанализировать систему образов, раскрыть функциональную роль рассказчика (и в более широком плане - проследить соотношение автор -повествователь - герой);

- определить роль и значение лейтмотивов, символики, литературных
цитат, философских и поэтических реминисценций в сложной структуре
прозы Г. Гессе;

— определить эстетические позиции Г. Гессе и его отношение к много
численным школам, группировкам, течениям и направлениям, определяв
шим весьма пеструю картину немецкой литературы 1890-х - 1900-х годов,
на фоне которых развивалось его раннее творчество.

Материал исследования отбирался в соответствии с целями и задачами диссертации, его перечень продиктован стремлением дать объективную картину эволюции Г. Гессе с первых шагов в литературе: «Романтические песни» (1899), «Час после полуночи» (1899), «Петер Каменцинд» (1904), «Под колесами» (1906), «Гертруда» (1910), «Росхальде» (1914), «Де-миан» (1919), «Последнее лето Клингзора» (1920), «Сиддхартха» (1922)

Методологическая и теоретическая основы работы

В работе используется историко-литературный метод анализа с элементами сравнительно-типологического, а также метод целостного анализа художественного произведения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Создавая романы и повести 1890-х - 1920-х годов, Г. Гессе следовал тра-
' дициям и нормам «старого» романтизма начала XIX века, неоромантизма

при доминировании реалистических тенденций.

  1. Большинство произведений исследуемого периода выстраиваются как духовные биографии персонажей, неустанно ищущих пути к постижению окружающего мира и самих себя.

  2. «Петер Каменцинд» открывает целый ряд произведений Г. Гессе, где главными героями являются люди незаурядные, «выламывающиеся» из своего окружения, чаще это художники, музыканты. Писатель в своем ключе раскрывает конфликт между филистером и энтузиастом, неодно-

' кратно обыгрываемый немецкими романтиками.

  1. Творчество Г. Гессе 1890-х - 1920-х годов является важнейшей ступенью к созданию его философских интеллектуальных романов («Степной волк», «Игра в бисер»). В его поздних произведениях получило концентрированное изображение всё то, что вкраплениями встречается в раннем творчестве: «от «Часа после полуночи» до «Демиана».

  2. Поиски новых тем, героев, изобразительных средств писателями, творившими на рубеже XIX — XX веков (Г. Гессе в их числе), были весьма плодотворными для последующего развития немецкой литературы.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней главным объектом исследования стало раннее творчество Г. Гессе, о котором, как правило, говорилось вскользь, бегло. Отобранные для анализа произведения, в частности «Час после полуночи», «Петер Каменцинд», «Под колесами» текстуально ранее не изучались. Раннее творчество Г. Гессе рассматривается одновременно в литературоведческом и культурологическом аспектах. Исследуется образная система произведений и связь их типологических разновидностей с предшествующим и последующим этапами художественной эволюции писателя.

Практическая значимость. Основные положения исследования могут быть полезными при разработке общих курсов истории зарубежной литературы, спецкурсов и спецсеминаров по творчеству Г Гессе, а также спецкурсов по проблемам поэтики. Обобщенный в работе материал может служить основой новых объективных оценок литературного процесса 1890-х — 1920-х годов.

Апробация работы проходила в форме докладов на межвузовских научных конференциях: «Славянские чтения: Отечественное духовно-эстетическое наследие и современность» (Орел, 2004), «Творческое наследие И.А. Бунина: традиции и новаторство» (Орел, 2005).

Основные положения диссертационного исследования отражены в 6 публикациях.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний и списка литературы, который насчитывает 201 наименование. Общий объем работы - 221 страница.

Юношеская поэзия. У истоков лирической прозы

Литературный дебют Германа Гессе состоялся в последние годы XIX века, отмеченные в истории Германии торжеством грюндерской и националистической идеологии. Это было время торжества массовой псевдокультуры, проявления которой определялись современниками - настоящими художниками и писателями - емким и хлестким словечком «кич» („der Kitsch"), - халтура, безвкусица, псевдохудожественное произведение, что являлось прямым следствием коммерциализации искусства, его продуктом.

«Литературная карта» Германии, была весьма пестрой: 80-е - 90-е годы XIX столетия - время подъема, а затем и постепенного распада ведущих группировок натурализма: мюнхенской во главе с М.Г.Конрадом (1846 — 1927), издававшим журнал «Общество» („Die Gesellschaft"), и берлинской, признанными лидерами которой были братья Генрих (1855 - 1906) и Юлиус Гарт (1859 — 1930), пропагандировавшие идеи «писателей современной тематики» на страницах журнала «Свободная сцена» („Freihe Buhne"). В эти объединения входили писатели разных эстетико-философских ориентации, у которых совпадали некоторые позиции, и главной среди них было неприятие современной германской действительности с ее духом воинственного милитаризма, ксенофобии и чистогана. Они были непримиримыми противниками «салонной» литературы, примитивных авантюрных романов в манере Карла Мая, «семейного» чтива по рецептам «Садовой беседки» („Gartenlaube"), излюбленного журнала обывателей (12).

Мюнхенская и берлинская группировки, интенсивно полемизировавшие между собой, инициировали ряд дискуссий, концентрировавших внимание и писателей, и всего читающего общества на проблемах литературы. Через все их публикации проходит мысль о необходимости создания романа «большой» социально-значимой темы (13). Пафос и смысл этих статей в концентрированной форме подытожил К. Блейбтрей в книге «Революция в литературе» (1886): «высший жанр реализма - социальный роман». Одна из несомненных заслуг немецких натуралистов в том, что на страницах их периодики публиковались переводы произведений выдающихся европейских романистов: Л.Н. Толстого, Э. Золя, Ф.М. Достоевского, Т. Гарди, Г. де Мопассана и др. Если бы немецкие натуралисты и не оставили теоретического и художественного наследия, они вошли бы в историю как активные и результативные пропагандисты и популяризаторы лучших образцов мировой литературы. По сути дела, под лозунгами натурализма шел интенсивный процесс освоения и упрочения реалистических традиций, в котором натуралисты - «die Moderne» («новаторы», «писатели современной тематики», называвшие себя «разгневанными», «сердитыми молодыми людьми) принимали самое деятельное участие (14). Ратуя за «подлинно национальную по духу литературу», они не стали ни ура-патриотами, ни шовинистами. Пионеры этого направления хорошо понимали опасность подчинения литературы государству и отвергали любой вариант реализации этой идеи: показательно в этом отношении открытое письмо лидеров берлинской группы - Генриха и Юлиуса Гарта - всесильному канцлеру Бисмарку (15). Карл Блейбтрей в известной публикации «Революция в литературе» выразился еще резче: «Любое покровительство «высших сфер» пагубно влияет на литературу» (16).

Натурализм в немецкой литературе не был простым подражанием или заимствованием из Франции, его появление глубоко закономерно (17).

До 1871 года чисто географическое понятие «Германия» не означало страну или государство в собственном смысле слова. Это был конгломерат княжеств, герцогств, вольных городов, крупных образований типа Пруссии, что пагубно отразилось на развитии немецкой литературы. Уже в первой половине XIX века сложились три ведущие школы критического реализма: французская, русская и английская. В Германии развитие этого метода явно задержалось, и творчество немногих писателей этого периода получило европейское признание (В. Раабе, Ф. Шпильгаген, Т. Фонтане, В. фон Поленц). Их лучшие произведения свидетельствовали о том, что немецкая литература начала восстанавливать былое значение, популярность и авторитет. Особенно плодотворными в ее истории стали 80-е - 90-е годы - пора расцвета и наивысших успехов «новаторов» (особенно в области драматургии и театра). Натурализм в Германии, по аргументированному суждению В.Г. Адмони, «не только означал мощный подъем немецкой литературы после десятилетий затишья и упадка, но и был отправным пунктом для всего последующего литературного развития, многообразного и значительного. Импульсы, данные натурализмом, и его традиции явственно ощущаются в истоках творчества почти всех крупнейших немецких писателей первой половины XX века, часто очень далеких от натурализма или даже полярных ему» (18). Это суждение целиком и полностью можно отнести к начальному этапу писательской деятельности Г. Гессе.

Его раннее творчество прошло под знаком поэтики неоромантизма. Представители этого направления неустанно декларировали и подтверждали на практике разрыв с эстетикой натурализма, хотя взяли на вооружение его чисто технические приемы. В 90-е годы складывался «последовательный натурализм», главными теоретиками которого стали Арно Хольц (1863 - 1929) и Иоганнес Шлаф (1862 - 1941), изложившие свои концепции в книге «Искусство. Его сущность и законы». Ими была предложена известная в свое время формула: «Kunst = Natur - х», что расшифровывалось следующим образом: «искусство имеет тенденцию снова стать природой» (19). По этой схеме даже мельчайшие изменения в состоянии объекта должны быть зафиксированы самым скрупулезнейшим образом.

Первые опыты в области прозы («Час после полуночи»)

«Час после полуночи» («Eine Stunde hinter Mitternacht») вышел в свет в 1899 году в издательстве Е. Дидерикса. Тираж был небольшим (600 экземпляров) и мало кто, включая автора, надеялся на коммерческий успех. Имя начинающего писателя ничего пока не говорило читающей публике, и инте 31

pec к творчеству Г. Гессе пробудился лишь с появлением его первого романа «Петер Каменцинд» (1904). Однако уже тогда на страницах литературных журналов появились отзывы на «Час после полуночи»; они тем и ценны, что направлены на само произведение и нет сравнения с более поздними повестями и романами. Среди первых рецензентов были P.M. Рильке, В. фон Шольц. Оба подчеркивали еще не совсем самостоятельный стиль молодого автора, влияние на него Метерлинка и Стефана Георге, но вместе с тем выражали надежду на то, что будущими произведениями Г. Гессе сможет заявить о себе как самобытный писатель. «Пусть следующая книга Г. Гессе принесет интересные и более богатые сведения об авторе; зерна для будущего развития можно найти в его первом произведении», - писал В. фон Шольц. Ему вторил Рильке: «Искусство не далеко от этой книги» („Die Kunst ist nicht feme von diesem Buch") (42).

«Час после полуночи» содержит небольшие лирические зарисовки в прозе и в лирике, а название сборнику дало одно из стихотворений из «Романтических песен». В предисловии к более позднему изданию книги сам автор объяснил выбор названия так: изначально планировалось назвать произведение «Миля после полуночи», поскольку он в тот период находился «где-то между временем и пространством» (43). Но такой вариант не устроил автора, так как слишком напоминал известную сказку «Три мили после Рождества». Так появился «Час после полуночи».

Цикл состоит из 9 частей: двух сказок «Остров мечты» („Der Inseltraum") и «Праздник короля» („Das Fest des Konigs"), двух гимнов в прозе «В альбом Элизе» („Albumblatt fur Elise") и «Мечта о колосящемся поле» („Der Traum vom Ahrenfeld"), двух диалогов «Ноктюрн» („Notturno") и «Разговоры с немым» („Gesprache mit dem Stummen"), двух воспоминаний «Фрау Гертруда» („An Frau Gertrud") и «Начало новой жизни» („Incipit Vita Nova") и одного видения «Муза лихорадки» („Die Fiebermuse"). Эти части не имеют на первый взгляд ни одного связующего элемента: ни общего героя, ни общей темы. Однако все их объединяет незримое присутствие автора, его восприятие окружающей действительности, пропущенной через собственное «Я» и выраженной в этих зарисовках.

Ключ к пониманию «Часа после полуночи» - фрагмент «Incipit Vita Nova». Его название сразу же вызывает ассоциации с известным произведением Данте. Автобиографическая исповедь великого итальянского мастера «Новая жизнь» («Vita Nova») написана в память юной и прекрасной Беатриче Портинари, возлюбленной поэта, умершей в 1290 году. Вошедшие в книгу сонеты, канцоны и баллады, перемежающиеся с прозой, - «первый литературный дневник личной любви и философских чувствований в новой европейской литературе» (44).

Исповедальность - характерная особенность творчества Г. Гессе в целом и цикла «Час после полуночи»: он дает достаточно полную картину фи-лософско-эстетических исканий Г. Гессе на рубеже XIX - XX веков. Первый абзац «Incipit Vita Nova» заставляет вспомнить известные строки из «Божественной комедии»: «Земную жизнь пройдя до половины / Я очутился в сумрачном лесу / Утратив правый путь во тьме долины» (перевод М. Лозинского) (45). Герой этого фрагмента не прошел еще половины отмеренного ему пути, однако он начинает рассказ о себе с определенного поворотного момента в своей жизни, с точки отчета новых представлений о себе, о мире, об окружающей действительности, о своих страхах и сомнениях, о неуверенности в собственных силах.

Причин здесь несколько. Рубеж веков всегда воспринимался как некая магическая граница, за которой откроется новый этап в жизни человечества и отдельного индивидуума, с этим рубежом был связан обширнейший спектр надежд - от самых мрачно-пессимистических до восторженно-радужных. Эти настроения подогревались журналистами, деятелями культуры, политиками как левого, так и правого толка; они ввели в повседневный обиход устойчивый штамп «эпоха fin du siecle» - «эпоха рубежа веков», искренне полагая, что рубеж XIX - XX веков - нечто уникальное в истории мировой цивилизации, единственное в своем роде переходное время, исчисляемое несколькими десятилетиями - 1890 - 1910-е годы. Однако «в реальной истории, а не в уме абстрактных доктринеров, - писал А.Ф. Лосев, -только и существуют переходные эпохи, и никаких непереходных эпох мы вообще не знаем» (46). 70-е - 90-е годы XIX века и начало XX столетия в истории Германии, взятой во всех аспектах - экономическом, политическом, культурном — убедительно подтверждают тезис известного ученого.

Переходный характер эпохи конца XIX - начала XX века во многом был предопределен значительными достижениями в области точных и естественных наук, разрушением привычных стереотипов и устаревших представлений о мире, обществе, об индивидууме и его месте в современной цивилизации.

Развитие теории жанра романа в XIX веке

Несмотря на явное отставание немецкого романа в XIX веке, ставшее особенно наглядным на фоне очевидных успехов французской, русской и английской школ реализма, немецкие писатели, работавшие в прозаических жанрах, осваивая опыт более удачливых зарубежных коллег, понемногу сокращали образовавшийся разрыв.

Вторая половина XIX столетия характеризуется повышенным интересом писателей, критиков и литературоведов к проблемам романа, о чем свидетельствует целый ряд дискуссий по названной проблеме. Они были инициированы публикациями ряда теоретических работ Фридриха Шпильгагена «Материалы к теории и технике романа» (1883); «Эссе по литературе и эстетике» (1891); «Новые материалы к теории и технике эпоса и драмы» (1898). Эти публикации появились в ту пору, когда Г. Гессе делал первые шаги в литературе, и для него немаловажным был ключевой вопрос споров о пропорциях фактического и вымышленного, о критериях в отборе материала, о принципах сюжетосложения, о соотнесенности понятий «Finder» (finden — искать) и «Erfinden (erfinden - выдумывать, сочинять).

Теоретические проблемы романа и общие вопросы эстетики, взятой в целом, в Германии, начиная с эпохи «золотого века», всегда решались на высоком уровне.

Первые попытки разработать и обобщить теоретические проблемы жанра романа в немецкой литературе относятся к 70-м годам XVIII века, ко временам «Бури и натиска». Роман как форма средняя, «нейтральная», занимавшая промежуточное положение между жанрами «высокими» и «низкими», не получил в пору классицизма широкого развития. «Штюрмерам» же он казался наиболее подходящим жанром для изображения обыкновенных людей и будничной повседневности жизни во всей многогранности ее проявлений. Во второй половине XVIII века появляется множество работ, в которых делаются попытки теоретического осмысления проблем этой повествовательной формы. В 1774 году, в частности, были изданы «Опыт о романе» Фридриха фон Бланкенбурга и трактат Иоганна Якоба Энгеля «О действии, диалоге и повествовании». Бланкенбург очерчивает круг изображаемого, определяет принципы его структуры, системы образов. Теоретичесіше обобщения он в основном строит на материале «Агатона» Виланда и полагает, что роман должен представлять собой историю совершенствования человека, проходящего через столкновения с окружающей действительностью, а автору следует передать изменения во внутреннем мире персонажей. Главная задача романиста — показать поступки и чувства людей, передать «внутреннюю историю характера», процесс его становления, герои произведения - «подлинные люди действительного мира» (127). Бланкенбург ратует за национальный сюжет, фабулу, построенную на материале отечественной действительности.

И.Я. Энгель видел пути развития жанра в смешении эпической и драматической форм; он полагал, что должны быть узаконены как «драматизированный» роман, так и «эпизированная» драма. В 1780 году в Лейпциге вышел в свет его роман «Германн и Ульрика» с предисловием автора, в котором изложены взгляды на роман и намечены пути возможного развития этого жанра.

Характер героя, по мысли И.К. Вецеля, должен состоять из единства двух компонентов: «высокого образа мыслей» и «чувствительного сердца». Характер следует показать в становлении; героя нужно провести через многочисленные испытания, в том числе и самые тяжкие, он должен быть показан в борьбе с обстоятельствами, людьми и судьбой. Главная, конечная цель его устремлений — «полезная деятельность». И.К. Вецель особо подчеркивал, что роман должен дать «правдивую картину человеческой жизни» (128).

Надежный путь развития романа он видел в соединении черт биографии и комедии, с тем, чтобы могла возникнуть «подлинная бурзісуазная эпопея („wahre burgerliche Еророе". - курсив И.К. Вецеля. - Т.Т) (129). Таким образом, И.К. Вецелем дано определение специфики современного романа, которое позже будет повторено Гегелем. Лейтмотивом через предисловие проходит мысль о воспитывающем, дидактическом назначении романа. Вышеперечисленные положения в определенной степени были осуществлены самим писателем в «Германне и Ульрике».

Однако в это же время многие крупные немецкие просветители придерживались традиционно настороженного взгляда на этот жанр. Гете в письме Шиллеру (27 ноября 1794 года) определил роман как «псевдо-эпос» (130). Вторя ему, Шиллер в статье «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795) назвал романиста «сводным братом поэта» (131), а в письме Гете от 20 октября 1797 года отдал предпочтение «Герману и Доротее» перед «Вильгельмом Мейстером»: «форма «Мейстера», подобно форме всякого вообще романа, просто непоэтична...» (132).

Выдающимися просветителями был поставлен также вопрос о соотношении субъективного и объективного в романе. В «Максимах и рефлексиях» Гете определил роман как «субъективную» эпопею, «в которой автор испрашивает дозволения на свой лад перетолковывать мир» (133).

В уже упоминавшейся статье «О наивной и сентиментальной поэзии» Ф. Шиллер усматривал определяющую черту творчества «наивных» (древних) поэтов в объективности и беспристрастности; они исчезают за своими созданиями, в то время как произведения «сентиментальных» (современных) поэтов субъективно окрашены. Не случайно поэтому в письме Гете от 20 октября 1797 года он видит высшую задачу романиста в том, чтобы слить объективное и субъективное в «абсолютное единство» (134) и тем самым преодолеть разрыв между идеалом и действительностью.

Уже в 90-е годы XVIII века Гете было ясно, что в романе должны ставиться серьезные, актуальные проблемы эпохи, что роман должен давать прежде всего широкую, объемную картину действительности, и в то же время художник не должен оставлять вне поля зрения на первый взгляд будничные, заурядные вещи и явления. Гете выступал за идейную насыщенность произведения и полагал, что идея является стержнем, организующим материал, используемый художником. В письмах Шиллеру он заметил по поводу первой половины пятой части «Вильгельма Мейстера»: «...она охватывает целую эпоху». Гете считал, что роман — это не только отражение наблюдений над окружающей героя действительностью. В произведение обязательно следует включить сведения и размышления об истории, искусстве, науке, всем мире в целом. И он смело вводил в свои произведения философские теории, данные из самых различных областей науки - геологии, биологии, химии, физики; сведения, касающиеся ремесел, сельского хозяйства, промышленности и т.д., предвосхитив во многом искания немецкого философского романа XX века. Его «Вильгельм Мейстер» стал каноническим образцом «воспитательного романа» - жанра исключительно популярного в немецкой литературе XIX — XX веков. При всем внимании к реальному миру, к «кругу жизни», «связующей точкой, в которой объединяются воздействия всех искусств» для Гете всегда была и оставалась «человеческая ду-ша»(135).

Похожие диссертации на Проблематика и особенности поэтики раннего творчества Германа Гессе 1890-х - 1920-х годов