Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Романтические мотивы в дореволюционном творчестве Янки Купалы Богданович Ирина Эрнстовна

Романтические мотивы в дореволюционном творчестве Янки Купалы
<
Романтические мотивы в дореволюционном творчестве Янки Купалы Романтические мотивы в дореволюционном творчестве Янки Купалы Романтические мотивы в дореволюционном творчестве Янки Купалы Романтические мотивы в дореволюционном творчестве Янки Купалы Романтические мотивы в дореволюционном творчестве Янки Купалы Романтические мотивы в дореволюционном творчестве Янки Купалы Романтические мотивы в дореволюционном творчестве Янки Купалы Романтические мотивы в дореволюционном творчестве Янки Купалы
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Богданович Ирина Эрнстовна. Романтические мотивы в дореволюционном творчестве Янки Купалы : ил РГБ ОД 61:85-10/1051

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА ПЕРВАЯ. /

ВЕРНОСТЬ ВЫСОКИМ ГУМАНИСТИЧЕСКИМ ВДЕАЛАМ

/романтическая концепция мира/ 22—72

ГЛАВА ВТОРАЯ.

РОМАНТИЧЕСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ

/проблема героя/ 73—136

ГЛАВА ТРЕТЬЯ.

ОСОБЕННОСТИ РОМАНТИЧЕСКОЙ ПОЭТЖИ Я.КУГЛЫ

/проблема поэтического языка/ 137—184

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 185—188

СПИСОК НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 189—203

Введение к работе

Проблема романтизма в последнее время постоянно приковывает внимание исследователей литературы, вызывает вокруг себя заметное оживление и споры. Множество работ /статей, монографий, документальных публикаций, материалов научных конференций и дискуссий/ посвящено конкретно-историческому рассмотрению и истолкованию явлений русского и европейского романтизма, типологическому анализу разновременных романтических тенденций, вопросу хронологии, теоретическим аспектам — выработке терминологии, определению границ и категорий метода романтизма, его связям с реализмом, характеру проявления романтического типа художественного творчества в советской литературе и многому другому. Причем, в вопросах теории романтизма существуют заметные разногласия. У нас еще по-старинке любят ссылаться на "неуловимого домового", как охарактеризовал романтизм в прошлом веке Вяземский, на сложность, запутанность и неясность самого термина "романтизм".

Безусловно, романтизм — явление многогранное и противоречивое. Оно меньше всего укладывается в какие-то рамки, схемы, канонические определения. Однако, когда слишком много говорят о сложности и запутанности этого понятия, то скорее отдают дань традиции и требуют не ясности определений, а однозначности, которой здесь быть не может. "Неправомерно налагать общие "приметы" какого-либо литературного направления, представление о котором выведено из опыта нескольких больших литератур, на все литературное движение эпохи, которое в действительности оказывается гораздо разнообразнее и идеологически и художественно" , — писала

I. Неизученные страницы европейского романтизма. — М.: Наука, 1975, с«II.

И.Г.Неупокоева, обобщая обширный художественный материал с точки зрения романтической эстетики. Путаница и неясность, сопровождающие термин "романтизм", возникают в большинстве случае от того, что одним словом объединяются разные понятия / метод, стиль, пафос, тип творчества и т.д./ без уточнения различия между ними и без учета исторических и культурных перемен, которые сопровождаются новыми художественными явлениями.

Наше литературоведение накопило достаточно фактического материала и сделало важные теоретические обобщения, касающиеся целостного и многогранного понимания искусства романтизма как художественной эпохи в культурной жизни наций — эпохи, которая более или менее интенсивно проявила себя на определенных витках общественно-исторического развития в разных национальных культурах, независимо от того, существовали или угасли уже общие романтические тенденции. Так хронология романтизма была растянута более, чем на столетие из-за неравномерности культурно-исторической эволюции стран Европы.

Один и тот же и каждый раз иной, подобно алмазу, который при каждом новом повороте сверкает по-особому, оставаясь в сущности тем же самым, — таков в типилогическом понимании романтизм. Именно типологический аспект наиболее плодотворно и глубоко разрабатывался в 70-е годы группой советских литературоведов во главе с проф. И.Г.Неупокоевой.

Сложность и запутанность вовсе не монопольные свойства одного романтизма. Не более ясности и в литературоведческом понимании искусства Возрождения, а также реализма. "Что касается теории реализма, то приходится констатировать крайнюю запутанность этого вопроса , — отмечал в своем докладе проф. И.А.Анисимов во I. Проблемы реализма. — М.: Гослитиздат, 1959, с.18.

время дискуссии о реализме.

Универсальное определение романтизма вряд ли может претендовать на научную точность и полноту охвата произведений, довольно разных в жанрово-стилевом отношении, не случайно многие исследователи избегают его давать и идут по пути осмысления конкретных принципов метода, своеобразия школ и течений романтизма, исследуют живой историко-литературный процесс. Попытки же дать типологически универсальное определение романтизма, как правило, грешат однолинейностью и упрощением проблемы, сводятся к одной или нескольким особенностям романтизма или к громоздкому перечислению присущих ему свойств.

Целью данного исследования является рассмотрение дооктябрьской поэзии Янки Купалы с точки зрения романтических тенденций, определение,по возможности, своеобразия творчества Купалы в общей картине европейского романтизма. Важно также уяснить, остается ли романтизм Купалы лишь сопутствующим реализму стилеобразующим фактором или охватывает собой все творчество, проявляясь как ведущая тенденция в методе поэта.

Актуальность данной проблемы вызвана существенными изменениями во взгляде современного белорусского литературоведения на процессы, происходившие в белорусской литературе в начале XX века. Если ранее тенденции ее развития было принято целиком связывать с реализмом, то сейчас все более утверждается мнение, что в нашей литературе того периода существовали различные методы, направления, стили, которые развивались параллельно или взаимодействуя и взаимообогащаясь. Как основные среди них называются реализм и романтизм.

В свое время за реализм белорусской литературы выдавался

- б -

революционно-демократический пафос творчества писателей, пробужденных к активной литературной деятельности революцией 1905 года. На романтизм довольно долгое время был распространен негативно оценочный взгляд, и определять творчество наших писателей-демократов как романтическое граничило для исследователей с принижением значения их искусства.

Однако возросший в советском литературоведении в последние десятилетия интерес к эстетике романтизма, к его творческим принципам освоения действительности и преодоление пренебрежительного отношения к романтическому методу как не способному отразить многообразие и глубину перемен реальной жизни повлияло на становление романтической концепции в белорусском литературоведении прежде всего в связи с осмыслением творчества Я.Купалы. В купаловед-ческих работах 60-70-х годов поэт чаще всего представлен как выдающийся реалист и романтик одновременно. Обосновано также мнение, что в творчестве Купалы нагляднее всего отразились принципы революционно-романтического воззрения на мир, что Купала — типичный представитель белорусского романтизма. Однако целостного исследования, посвященного проблеме купаловского романтизма, до сих пор не было.

Научная новизна данной диссертации заключена уже в самой постановке проблемы — взгляд на дореволюционную поэзию Купалы с точки зрения романтизма как ведущего начала в творческом методе. В работе обосновывается системный характер романтизма Купалы, показывается, что романтические тенденции проникали и в избранные темы, идеи, определяя тем самым особую романтическую концепцию мира; и в образы произведений; и в речевую ткань; и в жанрово-композиционные формы.

Прежде, чем исследовать романтические тенденции в дооктябрьской поэзии Янки Купалы, необходимо хотя бы кратко остановиться на исторических судьбах романтизма в европейской литературе и его теоретическом освещении, ибо ни одно явление не рождается вне какой-либо связи с аналогичными или противоположными явлениями. Возникновение их обычно бывает подготовлено и обусловлено предшествующим уровнем духовного развития общества. Согласно Марксу, "человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные

условия ее решения уже имеются налицо" .

Возникновение романтизма в Европе /на этом сходятся мнения почти всех исследователей/ относится к концу ХУШ — началу XIX века. Оно связано с последствиями французской буржуазной революции 1789—1794 годов, на которую передовые общественные умы возлагали большие надежды по переустройству общества на разумных, справедливых началах. Они жаждали гармонии и всеобщего благоденствия,но в результате оказались разочарованными и обманутыми в своих ожиданиях. Энгельс дал исчерпывающую характеристику надломленности общественного сознания после французской революции: "Когда французская революция воплотила в действительность это общество разума, то новые учреждения оказались, при всей своей рациональности по сравнению с прежним строем, отнюдь не абсолютно разумными. Быстрое развитие промышленности на капиталистической основе сделало бедность и страдания трудящихся масс необходимым условием существования общества. Количество преступлений возрастало с каждым годом. Если феодальные пороки, раньше бесстыдно выставлявшиеся напоказ,

I. Маркс К. и Энгельс Ф, Сочинения, т.13, с.7.

были хотя и не уничтожены, но все же отодвинуты пока на задний план, — то тем пышнее расцвели на их месте буржуазные пороки, которым раньше предавались только тайком. Одним словом, установленные "победой разума" общественные и политические учреждения оказались злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей" . В обстановке томительного ожидания перемен, постепенного краха утопических надежд на создание гармонического общества возник и развился романтический тип художественного сознания. Романтизм явился "во всех искусствах и заодно в делах культуры, выйдя из литературы и проникая в каждое из искусств, одно за другим, в исполнительскую практику певцов, актеров, музыкальных виртуозов, в философскую науку, в прикладные

знания; он держался в Германии, в Европе полвека, а то и больше,

благодаря этой широте своего распространения .

Неясность перспектив дальнейшего общественного развития и постепенное осознание разрыва между желаемой гармонией и уродливой действительностью, разочарование в существующем и стремление к возвышенному идеалу — таковы были начала романтического отношения к миру. Эти отправные пункты познания мира способствовали утверждению нового типа художественной культуры. Именно как целостное глобальное явление /тип художественной культуры!/, охватившее всю надстройку, романтизм сложился и с наибольшей полнотой и силой проявился в конце ХУШ — первой половине XIX века. Романтический тип культуры выступил нерасчлененно, он был и направлением, и методом, и стилем, и складом мышления, в конце концов, он был целой художественной эпохой.

Направление в искусстве не может существовать без осознания

  1. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т.20, с.267—268, 269.

  2. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. — Л.: Худож.лит.,1973, с .19.

писателями своих творческих принципов, без сознательного определения ими своего места в историко-литературном процессе и в общественной жизни — все это объединяется в программу. Без программы нет и направления. Один или несколько писателей тоже не создадут направления, даже выдвинув свою программу, поскольку в образовании направления искусства важен не только субъективный фактор, но объективный, — то, что сначала идея, под знаком которой заявит о себе направление, возникает объективно "во многих умах и душах, друг другу не ведомых . Общность взглядов, идей и целей, не навязанная откуда-то извне, а выношенная общественным сознанием времени, и является предпосылкой возникновения литературного направления, объединяющего писателей ряда стран не формально, но по духу и существующего в определенный промежуток времени. Направление господствует в данное время в духовной жизни общества, несмотря на некоторые различия составляющих его течений и школ.

Метод откристаллизовывается внутри направления, а не является чем-то предписанным. Однако по отношению к направлению метод все же достаточно самостоятелен и может продолжать существование вне породившего его направления. В теоретическом смысле метод до сих пор понимается по-разному, однако большинство исследователей так или иначе сходятся на том, что метод — это система определенных идейно-эстетических принципов, при помощи которых осуществляется художественное освоение действительности. Метод — это орудие, инструмент, причем качество его выявляется только при анализе произведений искусства, только конкретный художественный материал дает возможность судить о методе, который привел писателя от замысла к воплощению. Метод — не нечто застывшее, не простая І. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии.., с.26.

_ 10 -

сумма каких-то принципов — это эстетическая система, организм, компоненты которого взаимосвязаны, вытекают один из другого и дополняют друг друга.

Романтизм и реализм как художественные методы обладают весьма разветвленной и подвижной системой признаков, поэтому сведение их к какому-то одному или нескольким признакам /например, к идеализации в романтизме и типизации в реализме или к воплощению действительности такой, как она есть, или к пересозданию ее в соответствии с субъективно осмысленным идеалом/, — а попытки такого рода имели место в литературоведении, может дать представление только о некоторых аспектах методов, но не о системе их.

Что касается концепции реализма и романтизма как начал, исконно присущих искусству, то она столь же подвергается критике, сколь и находит своих защитников. В частности, А.Н.Соколов пишет, что во время дискуссии была совершенно справедливо обоснована историческая точка зрения на реализм как на художественный метод, возникший на определенной стадии развития искусства и литературы, в определенных общественно-исторических условиях. Эту точку зрения, считает он, надо распространить и на романтизм как на художественный метод. И далее он утверждает: "Поиски романтического художественного метода за пределами конкретно-исторического литературного направления наталкиваются на непреодолимые трудности. Факты противоречат расширительному пониманию романтического метода" . Исследователь отождествляет развитие метода и направления, вмещая все в одни и те же хронологические рамки. Он считает, что романтизм — это конкретно-историческое явление, которое появляется на определенном этапе и уступает место реализму, сохранившись

I. Соколов А.Н. К спорам о романтизме. — В ён.: Проблемы романтизма. — М.: Искусство, 1967, с.33.

— II —

как наследство, как традиция.

Однако Л.И.Тимофеев, в свое время отказавшись от прямолинейной идеи существования двух основных художественных методов: романтизма и реализма, проходящих через всю историю развития искусства, — все-таки впоследствии счел нужным выдвинуть "наряду с понятием метода... понятие реалистического и романтического типов творчества, которые в самых разнообразных формах и соотношениях будут проявляться в любом методе, возникающем в процессе развития истории литературы, поскольку в них выражаются общие свойства образного отражения жизни" . Поскольку "тип творчества" — понятие весьма обобщенное, то и разницу между типами Тимофеев предлагает видеть в общих чертах. В основе реалистического типа творчества "лежит стремление художника воспроизвести

действительность в таких формах, которые присущи самой этой дей-

р ствительности" . Романтический тип творчества связывается "с более резким подчеркиванием художником его эстетических оценок действительности, стремлением более резко соотнести ее с его эстетическим идеалом, либо отрицая, либо утверждая те или иные ее сто-роны" . То есть- Тимофеев предлагает различать романтизм в широком и в узком смысле слова: как тип творчества, "отличающийся устойчивыми общими чертами в самом характере отношения писателя к действительности и в ряде случаев теснейшим образом связанный с реализмом" , и "как обособленный художественный метод, развиваю-

  1. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. — М.: Просвещение, 1971, с.108.

  2. Там же, с.НО.

  3. Там же.

  4. Там же.

щийся в пределах определенного исторического периода" .

Г.Н.Поспелов выделяет два принципа отражения жизни: реалистический и нереалистический /нормативный/, куда причисляет также и романтизм. В чем заключается "нормативность" отражения жизни? "Это такое воспроизведение социальных характеров,— пишет Поспелов, — в котором они подчиняются в своем соотношении и развитии не собственным объективным внутренним закономерностям, созданным в них общественными отношениями страны и эпохи, но субъективной идейно-эмоциональной направленности творческой мысли писателя, обладающей той или иной степенью исторической отвлеченности... Писатель заставляет своих персонажей действовать /хотеть, поступать , думать, чувствовать, говорить/ не в соответствии с реальными исторически конкретными особенностями и возможностями их характеров, а в соответствии со своим эмоциональным осмыслением этих характеров, вытекающих из абстрактности взглядов и идеалов писателя" . При этом под"принципом отражения действительности" Г.Н.Поспелов понимает не что иное как художественный метод. Уязвимость концепции "нормативности" — в стремлении одним понятием объединить столь разноречивые художественные явления, как, скажем, романтизм и сентиментализм, символизм'и" так называемый "мифологический" реализм. Однако в целом она дает представление о двух типах художественной культуры.

В "Теории литературы" Н.А.Гуляева выдвигается понятие реалистического и романтического типов мышления, различие между кото-

  1. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. — М.: Просвещение, 1971, сЛЮ.

  2. Поспелов Г.Н. Теория литературы. — М.: Высшая школа, 1978, с.293.

- ІЗ -

рыми связывается с объективной и субъективной сторонами познания. Но в данном случае тип художественного мышления не отождествляется с методом, а наоборот, указывается, что в сочетании с различными мировоззрениями один и тот же тип художественного мышления может служить основой для разных художественных методов.

Как видно, в области теории многие исследователи стремятся к более общему, типологическому взгляду на историко-литературный процесс, хотя и называют типологические группы по-разному: типы творчества, типы мышления, методы. Такой подход отнюдь не случаен, и он вовсе не означает схематичного сведения всего многообразия литературы к тому пресловутому "реализму-антиреализму", который критиковался во время дискуссии о реализме в конце 50-х годов.

В свое время и В.Г.Белинский осмыслял поэзию как "реальную" и "идеальную". Поэзия "идеальная" для него не только и не столько поэзия романтическая. Это поэзия, наиболее свойственная периоду младенчества народов, характерна для творчества древних греков. Поэзия же собственно романтическая, по Белинскому, столь же реальна, сколь и идеальна.

Во время дискуссии о романтизме, проведенной журналом "Вопросы литературы" в 1963—1964 годах, проблема двух типов творчества также стояла на повестке дня. "Признание двух типов художественного обобщения не равнозначно признанию вечности романтизма, — утверждал В.Кулешов. — Концепция двух типов поэзии позволяет уяснить поэтическую систему романтизма не только по линии сопоставления ее с совсем иной системой реальной поэзии, но и по линии родственных ей других форм идеальной поэзии. Тогда совсем отпадает иллюзия, будто методов только два, а не множество. Реальная поэзия выступает в виде натурализма, и в виде реализма

Возрождения, Просвещения, и собственно реализма XIX века. А идеальная — в форме сказочной, фантастической, рационалистической

/эпохи Возрождения, Просвещения/ и собственно романтической,как

т она сложилась на рубеже ХУШ—XIX веков" .

На основании приводившихся выше высказываний можно сделать некоторые выводы. Прежде всего, настойчивость в стремлении типологически выделить несколько магистральных путей развития литературы, ведущая свое начало от эстетики Белинского, не может быть явлением случайным или заведомо ошибочным. Концепция двух обобщенных типов искусства позволяет проследить связь между творческими обликами разных эпох, эволюцию форм образного отражения действительности.

Настоящее искусство, к какому бы типу мы его не отнесли, не может быть не правдивым.Романтизм в этом смысле столь же правдив, сколь и реализм, только достигается это разными средствами и приемами, в. чем, по сути дела, и состоит разница методов.

Направление, метод, тип культуры не возникают случайно. В их формировании, кроме объективных факторов общественного развития, немалую роль играет фактор общественного сознания — явление субъективного порядка /при необходимом существовании внутренней связи между ними/. Носителем последнего может быть как единичный человек, так и группа людей. Субъективный фактор — т.е. способность человека соответствующим образом воспринимать изменения реальной жизни, соотносить действительное с возможным, желаемым, — определяет художественное сознание данной эпохи.

Проявившись в совокупности, романтическое направление,метод, стиль и тип художественной культуры при наличии сопутствующих

І. Кулешов В. Испытать различные подходы. — Вопросы литературы, 1964, № 9, с.120.

общественно-исторических условий слагали в духовной жизни литературно-художественную эпоху, которая породила своих титанов, свой способ воззрения на мир. Однако с изменением социально-исторических условий такое единство, безусловно, должно было распасться, и оно распалось, но не исчезло бесследно, и даже не просто обогатило реализм, сохранившись, как наследство. При типологическом изучении романтизм выявляет себя как художественная система, которая продолжает существовать в европейских национальных литературах на протяжении всего XIX века и заявляет о себе очень сильно, несмотря на утверждение в это время реализма . Романтизм возникает в ряде молодых национальных литератур, где искусство было неразрывно связано с национально-освободительными идеями.

Точка зрения, что романтизм продолжает развиваться наряду с реализмом в XIX веке и далее, находит поддержку среди многих исследователей. Так, не соглашаясь с Соколовым во время дискуссии, что романтизм сохранился только как традиция, А.Микешин справедливо считает, что "сводить всю последующую историю романтизма — скажем, в XX веке — только к роли "художественного наследия" или даже к революционному романтизму как составной части социалистического реализма — значит упрощать вопрос, отмахиваться от того обстоятельства, что в другух переходную — от капитализма к социализму — эпоху романтизм снова вернулся к жизни как могучее лите-

р ратурное направление" . При подведении итогов дискуссии так же отмечалось, что "романтизм выходит за рамки породившей его эпохи,

1. См. об этом: Неупокоева И. Общие пути европейского романтизма

и своеобразие его национальных путей. — Европейский романтизм. М., Наука, 1973, с.7-50.

2. Микешин А. Не академическая проблема. — Вопросы литературы,
1964, № 9, с.126.

но он не остается тем же самым романтизмом, а выступает в новых связях и соотношениях". Последнее замечание очень существенно, поскольку в новых исторических условиях романтизм будет "тем" и "не тем", по выражению Д.Г.Гачева, романтизмом, который имел место в начале XIX века.

Белинский говорил в свое время об "идеальной поэзии" древних греков, о романтизме средних веков и затем указывал, что романтизм — "вечная сторона натуры и духа человеческого, он не

о умер после средних веков, а только преобразился" . Белинский очень

тонко чувствовал природу романтизма, отражающую внутреннюю,"субъективную", сущность человека. "Есть в человеке, — писал о романтизме Белинский, — чувство бесконечного, оно составляет основу его духа. Без стремления к бесконечному нет жизни, нет развития, нет прогресса. Сущность развития состоит в стремлении и достижении. Но когда человек чего-нибудь достигает, он не останавливается на этом, не удовлетворяется этим вполне; напротив, торжество достижения бывает в его душе непродолжительно и скоро побеждается новым стремлением. Отсюда чувство внутреннего недовольства, неудовлетворенности ничем в жизни, отсюда тайная тоска. Можно сказать, что человек бывает счастливее, пока он борется с препятствиями к достижению, нежели когда он наслаждается победою борьбы, праздником достижения. Иначе и быть не может. Чем глубже натура человека, тем сильнее в нем стремление и тем менее способен он к удовлетво-рению" . В этом извечном свойстве человеческого духа находятся

  1. Микешин А. Не академическая проблема. — Вопросы литературы, 1964, W 9, с.144.

  2. Белинский В.Г. Поли.собр.соч. в 13-ти т. Т. 7. — М.: Изд-во АН СССР, 1955, с.173.

  3. Там же, с.179-180.

корни романтического мироощущения. Оно остается рецессивной стороной художественного способа познания действительности до тех пор, пока реальная жизнь не выдвигает способствующие его оживлению условия. Своей активизацией романтизм обязан революционному переустройству общественной жизни, поскольку "на переломе эпох, когда формы общественных отношений разрушаются и изменяются, а показательные человеческие характеры, которые должны концентрировать в себе идеал будущего, складываются больше в воображении, чем наяву, художественная литература, даже когда она имеет сильные реалистические традиции, овладевает читателем не благодаря требованию правдивости, а благодаря требованию идеала, романтически выявляя то, что должно быть" . Поэта подготавливает время. "Природа производит таланты, не спрашиваясь времени и не справляясь, нулшы они или нет; но ведь великие поэты творятся не одною природою: они творятся и обществом" , — так понимал взаимосвязь таланта и времени В.Г.Белинский.

Возрождение романтизма чаще бывает обусловлено исторически переходными и переломными периодами в жизни различных народов, временем неопределенности, неустроенности общественной жизни, надломом и перестройкой сознания, невозможностью жить старыми нравственными понятиями, жаждой обновления и усовершенствования всей общественной системы от политической сферы до бытовой. Классический романтизм, зародившийся в 90-е годы ХУШ века и бурно развившийся в Европе как реакция на французскую буржуазно-демократическую революцию, позднее в русской литературе, будучи обусловлен коренными изменениями в духовном облике интеллигентной

  1. Калеснік У. Зорны спеу. — Мн.: Мает.літ., 1975, с.170.

  2. Белинский В.Г. Полн.собр.соч., т.7, с.267.

среды после войны 1812 года и в канун восстания 14 декабря 1825 года и последовавшей политической реакцией, — был вызван к жизни не только катаклизмами общественного бытия, но и "готовым" к их романтическому восприятию общественным сознанием, жаждавшим идеалов и вселенской гармонии. Но это были наиболее развитые в экономическом и политическом отношении страны. Пробуждение же остальной Европы к осознанному романтическому творчеству наступило несколькими десятилетиями позже, в 30-40-е годы, когда прокатилась новая волна бурь и революций, активизировалось национально-освободительное движение угнетенных наций . Романтизм проникает в польскую, болгарскую, венгерскую, югославскую,итальянскую, ирландскую, датскую и другие литературы, отражаясь в творчестве Мицкевича, Словацкого, Славейкова, Негоша, Леопарди, Эспронседы, Мэнгана, Вергеллана. В 70-е годы упования на Парижскую Коммуну, а затем ее поражение вызвали новую волну романтических произведений. В.М.Жирмунский писал, что "литературные движения определяются тем новым переживанием жизни, которое приносит с собой новая эпоха. Поэтому попытка отыскать источник происхождения литературных форм, их исторический генезис должна восходить к выяснению происхождения и развития нового чувства жизни. Только постепенно непосредственное чувство переходит в мировоззрение".

Историческая ситуация в начале XX века, безусловно, была качественно новым явлением, возникшим на основе несравнимо более развитых производительных сил и производственных отношений. Однако есть определенный критерий, который позволяет сравнивать революционные движения разных эпох, — это процесс неизбежной ломки

I. Жирмунский В.М. Из истории западно-европейских литератур. Избранные труды. — Л.: Наука, 1981, с.62.

и сокрушения старого общественного уклада, рождение нового мира и стремление к новым идеалам. Когда в ходе исторического развития "решениям и переустройствам каждый раз предшествует хаос, состязание мотивов, примеривание, угадывание, сопоставление — бурные пробы и бурная игра сил" , — тогда создается почва для господства романтического сознания как формы отражения не устоявшейся, бурно изменяющейся действительности. Революция 1905 года принесла с собой новое отношение к жизни, породила новые воззрения на мир. "В пробуждении колоссальных народных масс к политическому сознанию и к революционной борьбе и заіоіючается исторг ческое значение 22 января 1905 года" , — писал В.И.Ленин. Революция вдохнула в угнетенного человека стремление осознать себя личностью, борцом за справедливость, за высшее благо не только для себя лично, но и для народа. "Эта революция впервые создала в России из толпы мужиков, придавленных проклятой памяти крепостным рабством, народ, начинающий понимать свои права, начинающий чувствовать свою силу... Миллионы становятся гражданами, становятся борцами, не позволяют помыкать собою как быдлом, как чернью" . Революция вызвала широкую волну национально-освободительной борьбы. В Белоруссии этот процесс проходил весьма активно, ему сопутствовал небывалый подъем культуры и литературы. С романтизмом, как отмечает В.А.Коваленко, в белорусской литературе была связана "одна из самых определяющих идейных тенденций — утверждение задач национального освобождения . Однако возрожде-

.I. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии..., с.37.

  1. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.30, с.310.

  2. Там же, т.20, с.141.

  3. Каваленка В.А. Вьітокі, уплывы, паскоранасць. — Мн.: Навука і техніка, 1975, с.303.

ниє романтизма в начале XX века в Белоруссии было обусловлено не только общественно-историческими процессами, не только пробуждением национального самосознания, но и собственно художественными закономерностями развития литературы, которая в XIX веке почти не знала романтизма как развитой эстетической системы. Романтические тенденции в белорусской литературе XIX века формировались под влиянием рационалистических идей Просвещения. Я.Чечет, В.Дунин-Марцинкевич, Я.Борщевский и другие, охваченные общей волной европейского романтизма, отстаивали в литературе принципы народности и национальной самобытности, ориентировались в своем творчестве на живой белорусский язык /хотя многие из них писали по-польски/, собирали и пропагандировали белорусский фольклор. В понимание народности романтиками часто вкладывался этнографический смысл.

В раннем творчестве В.Дунина-Марцинкевича романтические тенденции, выявившиеся в идеализации отношений между представителями противоположных социальных сил, говорили об авторской воле, а не об анализе закономерностей общественной жизни. Это романтизм,граничащий с сентиментализмом, в нем еще нет открытия бунтарной Личности, которая, если не способна, то во всяком случае стремится переиначить мир в соответствии со своим идеалом. Другой крупнейший представитель белорусской литературы XIX века Ф.Богушевич, как считают исследователи, теснейшим образом связан со становлением белорусского национального реализма, хотя в жанровой природе его произведений некоторые ученые /например, В.М.Казберук/ отмечают связь с романтической традицией. В частности, это касается жанров былицы и гутарки, пришедших в романтизм из устного народного творчества/ в польской литературе, согласно В.М.Казберуку, им соответствовала гавэнда/ .

I. Казбярук У.М. Рамантычны пошук: — Мн.: Навука і тзхніка, 1983, с.22-37.

Интенсивное развитие литературы в начале XX века не могло проходить без энергичного художественного освоения эстетических достижений европейской литературы. Революционно-демократические настроения вызвали к жизни активный, действенный романтизм Тетки /Алоизы Пашкевич/, проникнутый пафосом борьбы за свержение царизма. Вольнолюбивые мотивы ее поэзии, как знамя, подхватывает молодой Янка Купала. Романтические тенденции, связанные с идеями национально-освободительной борьбы, проявляются в творчестве Я.Коласа, М.Богдановича, С.Полуяна, З.Бядули, А.Гаруна и многих других писателей. Именно это дало возможность В.М.Казберуку сделать вывод о существовании целого романтического направления в белорусской литературе начала XX века, программа которого была выражена в самих произведениях.

Влияние русской, украинской, польской и других литератур на белорусских писателей, на становление молодой литературы было достаточно велико. Однако и сама жизнь, полная перемен, требовала страстности в утверждении идеалов новой, нарождающейся эпохи.

Верность высоким гуманистическим вдеалам

О романтизме Купалы впервые заговорил М.Богданович. Один из самых образованных и одаренных белорусских литераторов начала XX века, он смог увидеть произведения своего выдающегося современника в контексте европейской литературы, смог точно определить место купаловского творчества среди богатства и разнообразия художественных методов и направлений своего времени. В письме, написанном в "Нашу ниву" I августа 1912 г., он замечал, что Купала "воскрешает сто лет назад похороненный романтизм" и называл поэму "Курган" самым характерным для романтизма произведением. Как бы предвидя возможные нарекания или несогласие с ним общественного мнения /поскольку понятие о прогрессивном развитии литературы в то время уже связывалось с реализмом/, М.Богданович пояснял: "Говорю это не в осуждение, а только, "констатируя факт". Наша письменность еще только зарождается, романтизм для нее не пройденная ступень, как в других литературах, а вещь совсем свежая. У нас каждое направление может иметь ценность" .

Реализм, несомненно, утверждался как главное и перспективное направление молодой литературы. Но определенная тенденциозность в его выделении критикой того времени была связана с реакцией на модернизм, который в начале XX в. перешел в свою консервативную стадию и не являлся уже, в силу необычности форм, вызовом общественной жизни своего времени, как это было в начале 90-х годов XIX века. Как понимался реализм дореволюционной критикой? В статье "Белорусское национальное возрождение" /1914/ Л.Гмырак писал: "До сих пор преобладает в белорусской литературе реализм — в лучшем значении этого слова" . Определяющим в понимании реализма для Л.Гмырака было то, что белорусские поэты были выходцами из народа и, естественно, в первую очередь обратили внимание на его жизнь. Значит, во-первых, с реализмом связывалось демократическое содержание поэзии в целом. А во-вторых, Гмырак ставил на противоположный реализму полюс декаданс и совершенно справедливо указывал, что "декадентских настроений, так заметных теперь в других литературах, у нас почти не бывает. Это потому, что патентованных и потомственных интеллигентов среди наших литераторов как будто о нет" . Однако критик видел отличие творческой палитры М.Богдановича и отводил ему место среди поэтов "чистого искусства".

Такая полемика и подчеркнутое выделение реализма вполне закономерны для того времени, поскольку литературная жизнь протекала в борьбе. Сважа и актуальна оставалась дискуссия в "Нашей ниве" 1913 года. Зачинщик дебатов Ю.Верещака в статье "Оплачивайте долг", выступая как будто бы от имени народа, ратовал за то, что в поэте должен говорить пророк, открывающий народу глаза на прекрасное. Однако прекрасное понимается автором только как красота природы. То же, что прекрасной может быть борьба народа за свое освобождение, за выход из темноты и бесправия, во внимание не бралось. То есть, фактически Ю.Верещака отрывал искусство от реальной жизни с ее насущными проблемами и призывал творить "искусство для искусства". Естественной в такой обстановке была реакция белорусских поэтов на эти иллюзионистские призывы. Автор статьи "Почему плачет песня наша?", подписавшийся псевдонимом "один из парнасников" /считают, что это Янка Купала/, отстаивал право белорусских поэтов на воспевание реальных проблем жизни своего народа. Он задавал вопрос, могли ли поэты, которые с молоком матери всосали нужду и горе Белоруссии и ее народа, "в первых словах своих опевать ее красоту, не взглянув сначала на реальный быт ее сыновей". В сущности, в ходе этой дискуссии вырабатывалась эстетическая программа белорусских писателей — программа реалистического направления. Каковы были его принципы? Они сформулированы в этой же статье, автор которой ставит следующий вопрос; "Почему поэт волей-неволей не может обходить и замалчивать теперешнюю жизнь?" Этот вопрос можно поставить иначе: что, кроме реальной жизни, в полной мере достойной воплощения и может ее целиком заменить? Несомненно, отвечает оппонент Ю.Верещаки, душа белорусских поэтов вся пронизана любовью к Отечеству, к его просторам. Что можно противопоставить реальной действительности в художественном воплощении? Уход в прошлое. Но восславлять прошлое — значит для белорусских поэтов восславлять панщину. Иной путь — углубление в народную песню.

Романтический художественный конфликт

Романтизм Купалы был явлением эпохи новых социально-исторических перемен. Он во многом качественно отличался от романтизма начала XIX века, но тем не менее нес на себе определенные отпечатки исконных романтических традиций. Так, шиллеровская и отчасти байроновская традиции прослеживаются в поэме "Могила льва". Поэмы "Бондаровна", "Адвечная песня", "Она и я" многими исследователями рассматривались в свете традиций польского романтизма, который был близок Купале своими свободолюбивыми идеями.

Герои Купалы отражают закономерности романтического конфликта, задуманного автором. Происходит не внутреннее объективное развитие персонажа, а подчинение его субъективной воле художника. Романтический конфликт являет собой единое целое — систему, где в качестве главного, цементирующего звена выступает центральный персонаж. Он же, с другой стороны, является носителем авторских идей, для раскрытия которых весь сложный, гибкий механизм конфликта приходит в движение. По-разному проявляются частные компоненты конфликта: характер действий героев, их внешние и речевые особенности, пространственно-временные отношения в поэме. Романтический художественный конфликт — перспективная категория для изучения романтических произведений, поскольку содержит в себе как смысловую, так и формальную стороны и учитывает многие уровни художественного строя произведений: от идейно-эстетического до стилистического. Можно смотреть на категорию романтического конфликта и шире. Как считает исследователь поэтики русского романтизма Ю.В.Манн, "за чисто пространственными и "геометрическими" свойствами скрывается очень важное методологическое свойство: художественный конфликт соотносит и координирует разнообразные моменты в различных плоскостях художественной структуры. И он создает ту повторяемость сочетаний, ту вариантность моментов, которые одно время принято было называть доминантой художественного явления и которые на языке более простого, повседневного эстетическо т го обихода определяются как своеобразие художественного явления .

Раскрытие внутренних закономерностей и художественных особенностей романтического героя влечет за собой проблему типизации в романтизме. Мы привыкли соотносить термин "типизация" с реализмом. Тем не менее в современных теоретических исследованиях все настойчивее проводится мысль, что существуют разные виды художественной типизации, которые обусловливают создание качественно различных образов: романтическая типизация создает обобщенный образ-символ, который отражает определенную идею и подчинен в своем развитии воле автора; реалистическая — образ, живущий своей самостоятельной жизнью, характер и проявления его не зависят от идейно-эстетической установки автора. В то же время не следует упрощать разницу между романтической и реалистической типизацией. Например, Волков И.Ш. видит эту разницу в том, что романтические типичные характеры существуют в отрыве от окружающего мира и обусловлены исключительной самоценностью личности, а у реалистов они обусловлены внешним миром . Романтический герой — порождение фантазии автора. Но фантазия автора не возникает в пустоте, она питается реальным бытием, условиями той среды, где живет писатель. А.Дре-мов, анализируя различные виды типизации, пишет: "Специфика соотношения индивидуального и общего в реалистическом типическом характере выражается в его резкой индивидуализированности, неповторимости. Типичный характер — не только социальная обобщенность, но всегда социально-психологическая единичность, личность. В образе романтического героя прежде всего бросается в глаза его колоссальная обобщенность. В нем гораздо меньше конкретности, детализа-ции" . А.Дремов подчеркивает символическую, аллегорическую природу романтического образа-типа, говоря однако, что это не абстракция, не голая идея. Романтическая личность, приходит к выводу Л.Гинзбург, — "это личность, действующая по законам своей метафизической природы, тогда как предметом реализма станет человек, де q терминированный и подвластный общим закономерностям" .

Особенности романтической поэтжи Я.Куглы

Материалом поэзии как искусства является слово. Организованные определенным образом слова рождают поэтическое произведение. Оно характеризуется идейной и композиционной законченностью. Как достигается эта законченность, как построен тот или иной художественный образ, — на эти и другие вопросы призвана ответить поэтика, не отделимая от идейного содержания и композиционно-образной структуры. Поэтика как бы растворена в них, поэтому, говоря о мотивах творчества Купалы, о доминантных идеях свободы и личности /в первой главе работы/, а также говоря о конфликте как главной структурной единице романтических поэм Купалы, мы так или иначе затрагивали многие аспекты поэтики: проблему романтической иронии, формы времени и пространства, приемы построения образа романтического героя. Однако требует своего рассмотрения стилистический уровень поэтики,или особенности поэтического языка Купалы.

Фундаментально разработал основы теоретической поэтики более полувека назад В.М.Жирмунский. Проблемами поэтики плодотворно занимался один из крупнейших русских славистов В.В.Виноградов. Его работы глубоки и ценны многими научными открытиями, однако ученому была свойственна некоторая абсолютизация лингвистического начала в поэтике. Из современных исследователей оригинальностью подхода к вопросам поэтики выделяются М.М.Бахтин, Ю.В.Манн, В.А.Чичерин и др. Среди белорусских литературоведов проблемам купаловской поэтики уделяли внимание Н.М.Гринчик, Н.С.Гилевич, И.Я.Науменко,И.Д.Раль-ко, Л.К.Тарасюк, И.С.Шпаковский, А.С.Яскевич.

Романтический стиль метафоричен по своей природе. Огромное значение метафора имела в поэзии символистов, где она была доведена до символа и, по выражению Ш.Бодлера, весь мир представлялся поэту лесом, полным символов. Однако метафора может рассматриваться и как средство поэтической образности в самом широком смысле слова. Можно сказать, что она принадлежит не только романтизму или символизму, но и поэтическому высказыванию вообще. Поэтому определение романтического стиля как стиля метафорического не полно, так как метафора может отсутствовать, а романтический стиль может быть создан иными средствами: затемнением логического и вещественного смысла слов, что достигается частыми повторами, параллелизмами, повышенной эмоциональностью, экспрессией поэтического высказывания, напевностью, обилием вопросительно-восклицательных интонаций, созданием эффекта лирического участия и т.д.

Интонационное многообразие купаловского стиха характеризуется чрезвычайной мелодичностью, напевностью, четкостью ритмического рисунка, богатством фоники и поэтического синтаксиса. А.Твардовский говорил о том, что самое высокое таинство поэзии заключено в соответствии музыки стиха содержанию.

Похожие диссертации на Романтические мотивы в дореволюционном творчестве Янки Купалы