Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Символы в рубаятах айнулкузата хамадани Мохаммадреза Резаиан

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мохаммадреза Резаиан. Символы в рубаятах айнулкузата хамадани: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.03 / Мохаммадреза Резаиан;[Место защиты: Институте языка, литературы, востоковедения и письменного наследия им. Рудаки Академии наук Республики Таджикистан].- Душанбе, 2012.- 22 с.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Рассматривая и внимательно вглядываясь в мистические произведения, особенно в литературу и поэтическую мистику, можно судить, что литература и мистика в какой-то степени родственны и следует считать язык литературы репродукцией оригинала, которые обладают двумя концами – земными и небесными.

Для достижения своей цели, последователи суфизма непреклонно пользовались литературой и её возможностями, как в воспитательных, так и эмоциональных измерениях, и пришли к выводу, что будто литература и мистика дополняют друг друга, поэтому приложили усилия к тому, чтобы по возможности сделать литературу спутницей и союзником своей школы. С одной стороны, «язык» как фактор создания связи и передачи информации, представляет себя в мистической литературе по-иному, поскольку для объяснения моральных опытов типа открытия откровений, являющихся нечувственными и запредельными (потусторонними), а также понятий как экзальтация () и учения школы, имеющей присущие только ей особенности применяется символическая форма языка. Суфии, учитывая цели и особенности школы и политическую, социальную, литературную, целесообразность и интересы школы суфизма и т.д. используют поэзию, особенно рубаи более часто, что само уже подтверждает возможности рубаи для представления мистических идей и понятий во всем великолепии.

Айнулкуззат Хамадани как поэт-мистик не исключение из этого правила. Он воспитанник школы суфизма, немалого достигший на этом поприще, при этом разборчив в литературе, которую он использовал в качестве усилителя своей мистической идеологии. Хотя, учёные считают его одним из корифеев персидской прозы, тем не менее, его стихи, так и просачивающиеся сквозь его прозаические произведения, свидетельствуют о его незаурядности и знаниях в поэзии.

Но, всё же, лучшие его стихи воспеты именно в жанре рубаи, которым он воспользовался для объяснения, передачи и особенно проникновенности своих мыслей в своих произведениях. Он относится к числу литераторов-мистиков, которые обладая знаниями о символике, очень тонко и умело используют символическую лексику для выражения своих мистических идей. Его рубаи воспеты с использованием языка символически. Важнейшим аргументом при выборе этой темы для исследования выступило то, что доселе поэтический потенциал Айнулкуззата не был, как следует, изучен, в то время как только при анализе его стихотворчества, особенно рубаи выявляется значение данной темы. Кроме того, его рубаи в качестве лучшего образца выражения и соединения воедино мистики и литературы дают возможность анализа и расшифровки языка символов, что является основой данного исследования.

Степень изученности проблемы. Данная тема, не была подробно изучена в упомянутом плане, но можно отметить ряд исследований и трудов, осуществлённых за последние несколько десятилетий и прямо или косвенно имеют отношение к настоящей теме. Эдуард Браун в «Истории литературы Ирана» (« ») , Забихолла Сафа в «История литературы в Иране» (« »), Расул Хадизаде в своей работе «Суфизм в таджикско-персидской литературе» («Тасаввуф дар адабиёти форсии тоик») и другие, рассказывая о возникновении и распространении этого течения в литературе, показали его место и положение в формировании персидской литературы. Произведения иранского учёного Абдолхосейна Зарринкуба «Поиски в иранском суфизме» (« »), «Ценность наследия суфизма» (« ») посвящены экскурсу в историю и формированию суфийской литературы. Научную и специальную литературу «Символика и символические повести в персидской литературе («Рамз ва достонои рамз дар адабиёти форс») принадлежащая перу Таги Порнамдарияна, «Язык мистики» («Забони ирфон») д-ра Алирезы Фулади, «Зеркальный кодекс» ( ) Хосейнали Кобади и Мохаммада Хосрави Шакиба, «Введение в науку о мистических символах [cимволоведение]» (« ») Джалала Саттари, «Прекрасные кудри» (« ») Махди Моджтеба и др. можно считать серьёзным шагом к общему изучению настоящей темы. Уместно отметить, что в мистических произведениях поэтов-суфиев в течение прошлых веков осуществлялись комментарии к суфийской терминологии и производилось изучение некоторых понятий мистицизма. Наиболее яркими представителями подобных исследований и авторов комментариев были Айнулкуззат Хамадани, Шахабоддин Сохреварди, шейх Махмуд Шабестари.

Специализированные толковые словари суфистской терминологии как «Мир’ат-ол-ошшаг» («Зеркало влюблённых») неизвестного автора, «Истелаате суфийе» («Суфийская терминология») Азиддина Кашани(XIV в.), «Толковый словарь мистических терминов» («Фаранги истилоот ва таъбироти ирфон») под руководством Сейед Джафара Саджади и «Об основах суфизма и о суфиях» («Мабонийе эрфан ва авале арефан» д-ра Али Халаби и множество подобных работ могут служить путеводителем и пособием для настоящего исследования. Несмотря на существование вышеперечисленных пособий, не следует считать, что указанная тема полностью изучена и что каждое исследование это новое слово в этом вопросе.

Цели и задачи исследования. В исследовании «Символы в рубаятах Айнулкуззата Хамадани» рассматриваются вопросы и проблемы, связанные с персидской литературой, особенно, в части рубаи, с целью выяснения следующих моментов:

- существующая взаимосвязь между литературой и суфизмом;

- возможности рубаи и его место в мистической литературе;

- специфичные особенности языка суфизма;

- символика в рубаятах Айнулкуззата;

- толкование символических терминов в контексте поэзии Айнулкуззата и других суфиев.

Исследование данных проблем дает возможность проливать свет в решение нижеследующих вопросов:

- Как осуществляется взаимосвязь между литературой и суфизмом?

- В чём заключаются жанровые возможности рубаи для освоения мистических учений и доктрин?

- Каково место литературного жанра рубаи в мистической литературе?

- Каким способом выражается невысказываемое в мистике?

- Каково место символа в мистической литературе?

- Каким образом кодируется (символизируется) суть слова?

- Чем является символ с точки зрения Айнулкуззата Хамадани?

- Соотношение взглядов и мнений Айнулкуззата с другими суфиями в использовании символической лексики.

Методологической основой исследования послужили принципы и методы историко-сравнительного анализа, объектно-критический подход к литературным материалам и нормативной лексики суфийской поэзии.

Научная новизна. В диссертации на примере творчества поэта-мистика Айнулкуззата Хамадани (492г.х./1099– 525 г.х./1131) впервые в истории иранистики конкретно и аргументированно продемонстрированы факторы интереса последователей суфизма к литературе, к поэзии в целом, и к рубаи в частности, анализированы особенности использования символики рубаи, возможности для выражения мистических понятий в этом литературном жанре.

Научно- теоретическую основу исследования составили труды известных учёных иранистов, литературоведов дальнего и ближнего зарубежья, среди которых следует особо отметить работы А.Зарринкуба, Н.Порджавади, А.Тадайюна, Т.Порнамдарияна, С.Шамиса, Б.Фурузанфара, М.Каззази, Э.Е.Бертельса, М.Н. Османова, Н.Чалисовой,, Н.Рейснер, Н.И. Пригарина, Р.Хадизаде, Х.Шарифова, А.Саттарзаде.

Источники и материалы исследования. Основными источниками при написании диссертации послужили произведения (/труды) Айнулкуззата Хамадани: Прославления [Тамидот] (Тегеран, 1386/2008), Проекты [Лавое] (Тегеран, 1379/2001), Письма [Намэа] (Тегеран, 1387/2009, в 3-х томах), Поэтические высказывания Абусаида Абольхайра [Суханони манзуми Абусаиде Аболхейр] (Тегеран, 1334/1956), Тайны единства Шейха Абусаида Мохаммада ибн Монаввара [Асрар-от-тоуид фи маамати Шейх Абусаид Моаммад ибн Монаввар] (Тегеран, 1388/2010 в 2-х томах), Сборник рубаятов Абусаида, Хайяма, Баба Тахира [Мамуэйе робаийатэ Абусаид, Хайям, Баба Таер] (Тегеран, 1387/2009).

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рассмотрена на заседании ИГН АН РТ (протокол № 11 от 4.11.2011) и расширенном заседании отделов истории литературы, современной литературы и фольклора Института языка, литературы, востоковедения и письменного наследия им. А.Рудаки АН РТ (протокол № 2 от 7.02.2012).

Научно-практическая ценность работы. Основные положения и фактические материалы исследования можно использовать при написании учебников, методических пособий для филологических специальностей высших учебных заведений, составлении учебников по истории персидской литературы, организации спецкурсов по персидско-таджикской суфийской литературы.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.