Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Стилистические особенности газелей Саиба Парвин, Нохиди

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Парвин, Нохиди. Стилистические особенности газелей Саиба : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Парвин Нохиди; [Место защиты: Институт языка и литературы].- Душанбе, 2011.- 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/271

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Защита и сохранение богатого культурного наследия наших предков, умножение персидско-таджикских литературных достояний, развитие науки и литературы путём исследования и издания этого наследия является нашим долгом. Хотя, спустя столетия нелегко вести серьезные исследования в области наследия великих мужей науки к литературы, но во всех веках можно наблюдать и открывать новые грани этого богатства. Звезды таджикско-персидской поэзии и прозы каждый по-своему проявил своё мастерство на полях искусств поэтического мастерства. В этой среде бесподобный в красноречии - Рудаки вступил на арену искусства и завоевал себе на вечные времена прозвище «отца таджикско-персидской литературы». Наступила золотая эпоха науки и литературы Саманидов. Высшую степень реалистической мысли создали всемирно известные поэты, такие как Саади - отец этики, Мавлави, сочетавший в своих произведениях мистический и реалистический стили, Хафиз, сочетавший оды и мистический стили.

После Хафиза таджикско-персвдская поэзия и проза была в поиске нового стиля, чтобы смогла наилучшим образом продолжит художественное творчество. Поэты и писатели, настаивая на сохранение прежних форм стихов, особенно газели, для изложения мысли, фантазий и поэтического мастерства, в то же время были сторонниками создания других новых стилей и школ. В результате появились такие школы как школа «вукуъ» (один из видов и стилей стихосложения близкое к реальности) и школа «восухт» (один из видов лирических стихотворений в котором влюбленный поэт жаловался о жестокости, и вероломности возлюбленной, и с гневом объявлял об отказе от ее любви). Однако эти школы и стили не имели успехов и вскоре о них забыли.

Особое внимание тимуридов и бобуридов Индии к персидско-таджикской литературе, ради укрепления своей власти и могущества, стало причиной бурного развития поэзии и прозы. Такие величественные поэты как Калим Кошони, Урфи Ширази, Саиб Тирмизи и Бедил Дехлави были детищами этой эпохи. Среди них был великий поэт из Табриза, оставивший после себя бессмертное наследие, Саиб Табризи, которого ставят во главе индийского литературного стиля. Его наследие до сих пор не изучено подобающим образом и для наших потомков многие стороны его жизни, деятельности и поэзии являются нераскрытой.

Степень научной разработанности проблемы. Исследования по изучению наследия Саиба открыли большие возможности последующим Саибоведам. Большинство исследователей ограничивались лишь ознаком-

лением Саиба в качестве особой личности индийского стиля стихосложения. В основном они занимались изучением ритмов и стихотворной системой поэта, его мастерским умением сложения рифм, сочинение им «назиры», комментарии его мысли и натуры. Проводились эти исследования, как уже упоминалось, в регионах Центральной Азии, Ирана, Индии, Азербайджане и Турции. Диван Саиба впервые был опубликован в Индии, в городе Лакхнав в 1901 году. Рукописные экземпляры его дивана находятся в авторитетных библиотеках Ирана и Индии. В издательских центрах Ирана, Таджикистана и Азербайджана были изданы множество научно-исследовательских статей о Саибе и его поэзии. В частности, следует отметить труды таджикских ученных А. Мирзоева и Дж. Саидзаде, которые имеют новые сведения о Саибе. Также издана одна очень ценная статья профессора Абдулгани Мирзоева в журнале «Вахид», в 1346//1968 году по хиджры, под названием «Одно историческое сведение о Саибе», повествующее о летописи «Музакир-ул-асхоб» («Упоминание о товарищах»), хранится в архивах Академии наук Республики Таджикистан под номером 610, страница 174,175.

На основе этих исследований можно прийти к выводу, что по поводу различных сторон стиля газелей Саиба говорилось много. Однако, в них не ведется речь о свойствах и особенностях литературного мастерства Саиба, или же не говорится в них ничего о ритмах и стихотворной системе его поэзии, также в них умалчивается об изящном искусстве сложения им рифм.

Цели и задачи исследования. Основной целью данной работы является исследование техники поэзии Саиба, место и влияние его стихов в просторах персидско-таджикской литературы, литературные приемы и особенности ритма его стихов.

Слова Саиба по части широты и масштабов мысли в поисках новых смыслов, схоже бескрайному океану. Саиб является величайшим поэтом-символистом Ирана. Особенностью его поэзии является новаторство, вобравшее из глубины его мыслей. В этой работе мы попытаемся исследовать особенности использования Саибом картины воображения на основе его глубоких размышлений. Саиб стержень своей поэзии в применении техники стихосложения построил на основе басен и народных притч, составления новых им эквивалентов, использования различных смысловых нарядностей, такие как метафора, аллегория и метонимия и т.д. Красивые мысленные изображения, изобилия соотношения слов, новые слова и фразы, новые понятия и словосочетания, рифмы, редифы (слово и словосочетание, повторяющее в конце стиха), народные сказания, все это вместе придают особые черты его поэзии. В работе, мы попытаемся показать особую музыкальность газелей Саиба и его стихотворной системы - ритмы, и причины использования особых стихотворных систем. Стихотворная система имеет тесную связь с его мелодиями (напевами) и

эта связь имеет место и по отношению к поэзии Саиба. Для достижения этой цели мы проанализируем некоторые основы стихотворных систем персидско-таджикского аруза и пытаемся выяснить сущность и свойство стихотворной системы газелей персидской поэзии. Выяснили, что в индийском стиле стихосложении для изложения любовных и мистических смыслов поэт в основном использует мягкую стихотворную систему («вазни шеърй»), и по этой причине Саиб пользуется мягкой стихотворной системой - «бахри рамал» и их разновидностей - «зихофот». Наименее употребляемые и наиболее употребляемые стихотворные системы, встречающиеся во всех «матлаъ»-ах газелей Саиба, разрабатываются тщательным образом и конкретизируются их разновидности. Для этой цели мы анализировали жизнедеятельность Саиба и его место в великом просторе персидско-таджикской литературы, определяли его приверженность предыдущим известным поэтам, а также выяснили его влияние на последующих персидско-таджикских поэтов, начиная от Индии до северной Азии арабского мира и границ китайской культуры.

Обращая внимания на то, что Саиб считается (одним из) основателей индийского стиля в прозе, выяснили, что одной из причин распространения индийского стиля стихосложения в его эпохе и в последующем является поэзия Саиба. Особенно в новом обличий и современная поэзия вобрала в себя вес колорит поэзии Саиба, и если глубже вникать в произведения современных поэтов-авангардистов, как Сухроб Сипехри и многих других, то отчетливо можно видеть это влияние. Многие поэты Мовароуннахра (Таджикистан и Узбекистан), поэты Афганистана и индийского континента (Индия, Пакистан и Бангладеш) несут в себе влияние поэзии Саиба. К числу известных последователей индийского стиля стихосложения (в его новом обновленном виде), можно отнести Голиба Дехлави в XIX веке и Мухаммад Икбала из Лахора в XX веке.

Так как познание и правильное осмысление произведения предыдущих поэтов, и источники их мысли играет большую роль в познании всего богатого классического литературного наследия, также познание и осмысление поэзии Саиба позволяет познать ухабистую литературную позицию X века по хиджры и последующее его влияние в литературной эволющш эпохи мистищізма. Наряду с Ираном и Таджикистаном, и в целом в Мовароуннахре (регион Центральной Азии), в Азербайджане и в Турции проводились немало исследования, о которых мы упоминаем во второй главе данной работы.

Вопросы, выносимые на обсуждение Стилистических особенностей газелей Саиба можно познать следующими тремя углами зрения:

1. Познание и исследование способов применения литературных

искусств поэзии Саиба.

2. Познание ритма и стихотворной системы, а также музыкальности

стихотворения Саиба, являющиеся выразителями поэзии индийского стиля стихосложения.

3. Словесное и ритмическое влияние поэзии Саиба на стиль

современных и последующих поэтов в новом виде.

Научная новизна. В работе: - впервые делается попытка всесторонне изучать риторику и стилистику поэтической речи Саиба в его газелях. Применение им множества литературной техники дало красивую окраску его поэзии.

выяснилось, что Саиб использует около 21 видов литературной техники. Наиболее применяемые им этой техники, являются «тамсил» («притча», «басня»), и наименее применяемые - «аънот», или же «лузуми молоялзам» («нужное и очень необходимое»).

впервые исследовались ритмы и стихотворная система («авзони шеърй») Саиба и разрабатывались их частотность и разновидность в газелях поэта.

Источники и материалы исследования. Основным источником исследования является произведения Саиба Табризи - его диван (сборник стихов поэта), в частности газели Саиба, а также проза поэта. В качестве материала исследования использовались и анализировались также произведения других поэтов в соотношении с поэзией Саиба.

Методологической основой исследования явились научные принципы и методы историко-литературоведческого анализа, разработанные в трудах известных отечественных и зарубежных ученых -востоковедов и литературоведов, специалистов в области исторіш персидско-таджикской культуры и литературы.

Географические рамки исследования. Работа охватывает творчество персидско-таджикских поэтов, проживающих, главным образом, на территории Ирана и Средней Азии, особенно той части, которая входила в Хорасан и Мавераннахр. Здесь не рассматриваются жизнь и творчество других поэтов персидско-таджикского происхождения, живших и творивших в этот период в других областях и крупных центрах обширного халифата. Однако, разумеется при исследовании связей персидско-таджикских поэтов и их творчества с фарсиязычных поэтов Индии, в случае необходимости, упоминается и другие научные и литературные центры за пределами Хорасана и Мавераннахра.

Хронологические рамки исследования. В диссертации основное внимание уделяется изучению жизни и творчества Саиба Табризи, а также художественных образцов поэзии персидско-таджикских мастеров поэтического слова, живших в Хорасане, Моваренахре и в Индии в период XII - XV вв. и в последующих веках, вплоть до XX века.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что результаты исследования и его материалы

предоставляют широкие возможности специалистам в области персидско-таджикской литературы и учебников по ней, при чтении курса лекции по истории средневековой персидско-таджикской и фарсиязычной литературы Индии глубже, шире и полнее изучать литературную жизнь конца XV и до середины XVI вв. периода рассвета индийского стиля стихосложения.

Материалы диссертации могут быть использованы при составлении отдельных разделов академической истории персидско-таджикской и фарсиязычной литературы Индии и учебников по ней, при чтении курса лекций по истории персидско-таджикской литературы XII-XVI вв., а также спецкурсов по темам «Фарсиязычная литература Индии», «Основатели индийского стихосложения» и др. Основное содержание диссертации отражено в научных статьях, опубликованных на страницах научных сборников и журналов, изложено в выступлениях и докладах на республиканских и вузовских научных конференциях и симпозиумах.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании Отделе языка (протокол №5 от 13 октября 2009 года) Института языка, литературы, востоковедения и письменного наследия АН Республики Таджикистан. Основные положения и результаты диссертации излагались в виде лекций, докладов и научных сообщений на различных международных, так и местных семинарах и конференциях городов Душанбе Республики Таджикистана, Тегерана и Кума Исламской Республики Ирана.

Основное содержание диссертации отражено также в статьях и учебно-методических разработках автора.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.