Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творческая эволюция Марианны Грубер в контексте австрийского постмодернизма 1980-х - 1990-х годов Качоровская, Анна Евгеньевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Качоровская, Анна Евгеньевна. Творческая эволюция Марианны Грубер в контексте австрийского постмодернизма 1980-х - 1990-х годов : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Качоровская Анна Евгеньевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2011.- 173 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/430

Введение к работе

Актуальность исследования определяется необходимостью детального изучения динамики литературного развития Австрии 1980-90-х годов - не только на примере лидеров постмодернизма (Петер Хандке, Кристоф Рансмайр), но и на материале творчества писателей второго ряда, к числу которых принадлежит Марианна Грубер. Именно в произведениях таких авторов как Грубер средние и типичные литературные нормы эпохи выявляются с наибольшей полнотой. Это особенно очевидно в настоящее время, когда инновационный потенциал постмодерна, видимо, уже исчерпан, и впервые возникают предпосылки для научного анализа и объективной оценки этого явления во всем разнообразии его индивидуальных и национальных вариантов.

Методологической основой исследования являются: а) литературная теория постмодерна, получившая развитие как в западной (И. Хассан, Д. Фоккема, Ж. Делез, М.- П. Фуко, Ж.- Ф. Лиотар, У. Эко, Р. Барт, В. Велып, Ю. Кристева), так и в русской (И. Смирнов, М. Эпштейн, Н. Маньковская, М. Липовецкий, М. Ямпольский, Д. Затонский, В. Курицын, И. Скоропанова, И. Ильин) науке последних десятилетий; б) философско-эстетическая концепция М. Бахтина с ее категориями диалогизма, полифонии и карнавализации; в) традиция сравнительно-исторического метода, опирающегося на принцип смысловой индукции - восхождение от частных наблюдений над сопоставимыми текстами к выявлению общих закономерностей литературного развития.

Объектом исследования является эволюция поэтики Марианны Грубер, т.е. система структурных и семантических особенностей её художественной прозы, отразившая динамику литературного процесса последних десятилетий XX века.

Предметом исследования, находящегося в рамках и границах объекта, является проза Грубер 1980-90-х годов.

Материалом исследования служат наиболее самобытные и характерные произведения Марианны Грубер 1980-90-х годов роман «Стеклянный шар» (1984), роман «Промежуточная станция» (1986) и сборник рассказов «Смерть зуйка» (1991).

Принципом отбора материала для данного исследования является его
репрезентативность по отношению к основообразующему

постмодернистскому контексту. Это касается как произведений М. Грубер, так и научной литературы вопроса, посвященной творчеству австрийской писательницы.

Основная цель исследования заключается в том, чтобы на примере прозы Марианны Грубер описать процесс взаимодействия и гибридизации элементов эстетики экзистенциализма и постмодернизма в австрийской литературе восьмидесятых-девяностых годов XX века.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

выявить степень изученности и характер рецепции творчества Марианны Грубер в Австрии, России и ряде других стран;

изучить истоки творчества Марианны Грубер, уточнить характер связи ее раннего творчества со школой экзистенциализма и обнаружить экзистенциалистский след в проблематике и стиле более поздних ее произведений (80-90-е годы);

проследить идейную и творческую эволюцию Марианны Грубер в культурном контексте 1980-90-х годов, когда постмодернистские тенденции в литературе Австрии становятся доминирующими;

выяснить степень и характер влияния постмодернизма на творческую эволюцию писательницы, описать конкретные формы воплощения постмодернистских концептов в текстах Грубер.

- подчеркнуть своеобразие и аутентичность творческой манеры писательницы в контексте современной австрийской прозы. На защиту выносятся следующие положения:

  1. Идейная и творческая эволюция М. Грубер являет пример формирования гибридной художественной конструкции: философско-эстетическая концепция экзистенциализма, определившая ранний период творчества писательницы, обогащается в дальнейшем элементами постмодернистского дискурса. Наряду с творчеством Грубер данная динамика отражена и в произведениях целого ряда ее австрийских современников, таких, как Петер Хандке и Эльфрида Елинек, Кристоф Рансмайр и Эрнст Яндль.

  2. Истоки творчества Марианны Грубер восходят к философии экзистенциализма (Карл Ясперс, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Виктор Франки). Экзистенциализм, в качестве философской школы, а также направления в европейской литературе XX века, оказывает существенное влияние на литературный процесс Австрии. Являясь убедительным свидетельством этого влияния, проза Грубер сопоставима с произведениями её старших современниц - Ингеборг Бахман, Ильзе Айхингер, Марлен Хаусхофер.

3. Философско-психологическая тема свободы, восходящая у Грубер к философии неофрейдизма (Виктор Франки, Эрих Фромм), реализуется в произведениях писательницы в форме оппозиции «свобода от» и «свобода для», варьирующей экзистенциалистские концепты «сопротивления», «бунта», «пограничной ситуации» и ответственности индивида за собственное бытие. В поисках художественного воплощения этих концептов Грубер обращается к античной мифологии, реактуализируя образы Прометея и Сизифа в постмодернистском контексте.

4. Идеологический и стилистический контрапункт, присущий прозе Грубер, дает основание рассматривать ее зрелые произведения как реализацию структурного принципа полифонии, выдвинутого М. Бахтиным для характеристики типа художественного целого в романах Достоевского. В контексте австрийской литературы 80-90-х годов XX века полифоническая организация произведения рассматривается как признак постмодернистской парадигмы.

5. Мотивная структура прозы Грубер представляет собой оригинальное

сочетание опорных метафор и концептов экзистенциалистского и постмодернистского дискурсов; таковы «лабиринт» и «ризома», «арлекин» и «чужой». Функционирование этих образов позволяет усматривать в поэтике Грубер элементы карнавальности, в силу которых художественный мир писательницы приобретает черты трагического фарса, амбивалентность и гибридность. Склонность Грубер к игре с литературными схемами, соединению противоположных моделей мира и утаиванию окончательных решений дает основания относить такие её произведения как «Промежуточная станция», «Смерть зуйка», «След буланого» к литературе постмодернизма.

6. Экзистенциалистская концепция личности переводится у Грубер в
игровой план и становится предметом виртуозной литературной
игры, захватывающей все уровни художественной формы. Об этом
свидетельствует ритмическая и фонетическая организация речи,
обилие цитат и использование иронических клише, композиционные
коллажи и пастиши, размытость границы между голосом автора и
героя, игра с «горизонтом ожиданий читателя». Вместе с тем,
постмодернистская атмосфера игры, присущая произведениям
Грубер, не отменяет, а лишь релятивирует и смягчает выраженный в
них пафос гуманистического сознания.

Научная новизна исследования заключается в том, что творчество Марианны Грубер впервые рассматривается не исключительно в контексте экзистенциализма, как это имело место в литературе вопроса, но как динамическая гибридная структура, формирующаяся в поле пересечения экзистенциалистского и постмодернистского дискурсов и представляющая собой результат их напряжённого взаимодействия и борьбы.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что
взаимодействие экзистенциалистского и постмодернистского элементов в
творчестве М. Грубер представлено в нем как частный, но показательный
пример усиления роли гибридных конструкций в поэтике второй половины
XX века. Выявленный в творческой эволюции М. Грубер принцип
синхронизации и контаминации гетерогенных художественных структур и
аккумулированного в них культурного опыта выразительно характеризует
текстуальный и семантический феномен синкретизма, имеющий

фундаментальное значение для построения исторической типологии литературных стилей.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использовать материал диссертации, аналитические процедуры его обработки и выводы, полученные в ходе проведенного анализа, на лекциях, семинарских и практических занятиях, направленных на формирование общекультурных и профессиональных компетенций учащихся в области литературного образования (дисциплины «Современный литературный процесс», «Литература и культура эпохи постмодерна») и германской филологии (стилистика немецкого языка, аналитическое чтение).

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования отражены: 1. В печатных трудах (1997-2010); 2. В спецкурсе по новейшей австрийской литературе (2001, 2002, РГПУ им. А. И. Герцена); 3. В докладах на семинаре «Австрийская литература» (2000, СПбГУ); 4. В докладах на международной научно-практической конференции «Язык,

Культура, Менталитет: Проблемы изучения в иностранной аудитории» (2006,

2007, 2008). По теме диссертации опубликовано 11 научных статей и прочитано 6 докладов.

Объём и структура диссертации: исследование состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии. Глава L: «Истоки творчества Марианны Грубер. Школа экзистенциализма»; Глава II: «Постмодернистские тенденции 1980-х годов. Роман «Промежуточная станция»»; Глава III: «Малая проза 1990-х годов. Проблемы жанра и стиля». Объём исследования составляет 173 страницы, включая библиографический список, насчитывающий 176 наименований на русском и немецком языках.

Похожие диссертации на Творческая эволюция Марианны Грубер в контексте австрийского постмодернизма 1980-х - 1990-х годов