Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество Махмуда Довлятабади (на основе сборника рассказов "Хроника Сипанджа) Тохирзода Сурайёхон Тохири

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тохирзода Сурайёхон Тохири. Творчество Махмуда Довлятабади (на основе сборника рассказов "Хроника Сипанджа): автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.03 / Тохирзода Сурайёхон Тохири;[Место защиты: Таджикский государственный национальный университет].- Душанбе, 2013

Введение к работе

Актуальность темы. Трудно определить конкретную дату в качестве начала современной персидской литературы, особенно прозы. Но на основании выполненных исследований можно прийти к выводу, что современная персидская проза западного стиля зародилась и сформировалась в первые годы ХХ века. Это, конечно же, имело свои причины, так как первые десятилетия прошлого века в стране происходили важные социально-политические и культурные события. Конституционная революция, требования справедливого социального устройства, свободолюбие, знакомство с культурой и литературой народов мира и т.д. были теми факторами, которые подготовили благоприятную почву для зарождения в Иране прозаической литературы европейского типа.

Следует отметить, что в появлении и развитии новой прозы также существенную роль сыграли эволюция жанров, появление очерков путешествий, бурное развитие периодической печати и особенно многочисленные переводы с западных языков на персидский язык.

Как известно, прозаические произведения легче переводить, нежели поэтические, поэтому на персидский язык были переведены многие европейские романы, которые имели большой успех у иранского читателя, и в свою очередь дали толчок появлению национального романа. Особый интерес у читателей также вызывали переводы повестей и новелл, которые в основном переводились с французского языка.

В целом, все эти факторы открыли путь для формирования нового поколения писателей, которые начали писать в форме нового жанра романа.

Современное литературоведение Ирана в качестве мастеров новой прозы рассматривает таких известных писателей, как М. Джамолзаде и Садек Хедаят. В творчестве последнего персидская проза достигла своего совершенства. Глубокие знания иранской и мировой истории, литературы и культуры, знакомство с философско-религиозными воззрениями других народов, познание новых литературно-эстетических течений дали ему возможность написать шедевры, ставшие известными во всем мире. По мнению исследователей, в его произведениях современные сложные проблемы, волнующие все человечество, рассматриваются с позиций гуманизма.

После С. Хедаята на арену персидской литературы пришло новое поколение писателей, произведения которых в той или иной степени имело воздействие на общий литературный процесс. Их стиль был своеобразным симбиозом традиционных и европейских стилей.

И только в 60-е годы прошлого века в современной литературе Ирана появляются новые течения. Одним их них была деревенская литература, видным представителем которой после Голомхусейн Саэди, является Махмуд Доулятабади. Он принадлежал третьему поколению иранских писателей, которые больше чем все остальные повлияли на развитие персидской прозы после исламской революции. Исходя из этого анализ его прозы, является актуальной проблемой исследования.

Степень изученности темы. Хотя М. Доулятабади является одним из самых знаменитых иранских писателей, его творчество должным образом не изучено.

О жизни и творчестве писателя существуют только отдельные разрозненные статьи, опубликованные в периодической печати и некоторых сборниках такими исследователями, как А. Дастгейб, Э. Табари, А. Чихилтан, Х. Навабпур, М. Эфтехари, Х. Мирабедини Л.С. Гиунашвилаи, Дж. Х. Дорри. Эти исследователи в основном анализу подвергали отдельные произведения писателя, что не дает возможности всесторонне увидеть всю палитру его богатого творчества. И только комплексный и целостный анализ его произведений позволит понять и познать художественное мастерство, эстетические взгляды и мировозрение М. Доулятабади.

Цель и задачи исследования. Основной целью настоящей диссертационной работы является исследование сборника современного иранского писателя М. Доулятабади под названием « », который охватывает его рассказы. Для достижения указанной цели определены следующие задачи:

краткое рассмотрение основ появления и развития новой персидской прозы в течение двадцатого века;

анализ и оценка методов периодизации и классификация прозаической литературы на основе временных, тематических и структурных факторов;

роль прозаиков первого поколения в совершенствовании творчества литераторов последующих поколений;

определение литературно-художественных особенностей прозы ведущих современных персидских писателей;

рассмотрение новых литературных течений в литературе 50-х годов ХХ века;

познание факторов появления деревенской прозы в современной литературе Ирана;

определение роли и места произведений М. Доулятабади в развитии современной прозы, особенно литературы эмиграции.

Методологическая и теоретическая основа работы. Основным методом, которым мы руководствовались при написании диссертационной работы, является сравнительно-исторический метод, а также другие литературно-аналитические методы. Для теоретических обобщений и выводов были использованы также методы хронологизма и системного анализа.

Теоретический аспект работы составляют научные достижения в иранском, русском, таджикском и европейском литературоведении. В процессе исследования мы выборочно опирались на отдельные теоретические и методологические разработки таких известных исследователей, как Ю. Лотман, Л.И. Тимофеев, М. Бахтин, М. Ричард, О. Ходжамуродов, Х.Асозаде, М.Шакури, Дж.Бакозаде, Х. Мирабеддини, А. Дастгейб, Э. Табари, Ш. Лангруди, А. Чихилтан, М. Ёхаки С. Л. Гиунашвили, Дж. Х. Дорри, Д.С. Комиссаров и других.

Также в процессе работы над диссертацией были использованы мировые и иранские научные достижения в области языкознания и психологии.

Научная новизна исследования. До настоящего времени рядом исследователей лишь частично изучена проблема жизни и творчества М. Доулятабади. Новизна данной работы заключается, прежде всего, в том, что впервые проза известного современного иранского писателя анализируется комплексно и в монографическом плане. Для этого, во-первых, анализируются и оцениваются содержание, художественные и эстетические аспекты рассказов писателя. Во-вторых, рассматриваются взгляды М. Доулятабади о миссии писателя в общественной жизни, его социальном статусе. В-третьих, новизна исследования также проявляется в осмыслении литературно-языковых аспектов творчества писателя, а также его взглядов в познании явлений бытия, которые в корне отличаются от других иранских литераторов.

Источники и материалы исследования. Основным источником настоящего диссертационного исследования является сборник рассказов М. Доулятабади под названием « » (Хроника Сипанджа) (Тегеран, 1999).

Помимо того, использованы сборники статей и выступлений писателя, его интервью, критические статьи и воспоминания из сборников « » (Воспаленная капля) (в двух томах, Тегеран) 2001, « » (Дневник) (Тегеран), « » (Мы тоже люды) (1999).

Наряду с этим, в работе в качестве источника также использованы различные материалы, имеющие отношения к истории современной персидской прозы, творческой биографии писателей - современников М. Доулятабади и т.п.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют проследить пути развития персидской прозы, начиная с 60-х годов ХХ века и по сей день, на основе творчества М. Доулятабади. Эти результаты могут быть полезны для литературоведов, особенно для тех, кто занимается историей современной персидской литературы и новыми тенденциями в литературоведческой науке Ирана.

Материалы, основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при написании учебных пособий по истории современной персидской литературы, при составлении конспектов лекций, при чтении лекций и спецкурсов.

Хронологические рамки диссертации. Особенность выбранной нами темы определила хронологические рамки исследования. Исходя из этого, тему исследования составили рассказы, которые М. Доулятабади написал в течение пятнадцати лет, с 1960 по 1975 годы.

Основные положения, выносимые на защиту:

Предпосылки и факторы появления прозы западного стиля в современной иранской литературе и процесс ее развития.

Классификация современной прозы на основе временных факторов и исторических событий.

Анализ и оценка социально-политической и культурной ситуации Ирана в пятидесятые годы прошлого века и ее воздействие на литературу.

Биография и творческий путь М. Доулятабади.

Взгляды писателя о литературе и миссии писателя в обществе.

Взгляды М. Доулятабади о роли и месте персидского языка в процессе творения.

Художественные особенности рассказов сборника « » (Хроника Сипанджа).

Особенности писательского мастерства М. Доулятабади.

Роль и место М. Доулятабади в становлении и развитии деревенской литературы.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры иранской филологии факультета языков Азии и Европы Таджикского национального университета (протокол № 7 от 30 марта 2013). На основе материалов диссертации сделаны научные доклады на научно-теоретических конференциях ТНУ.

Основное содержание диссертации опубликовано в виде статей и материалов научных конференций. Общее количество публикации составляет 4, все статьи опубликованы в рецензируемых изданиях, включенных в перечень ВАК РФ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Творчество Махмуда Довлятабади (на основе сборника рассказов "Хроника Сипанджа)