Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Возникновение и развитие аллегории в таджикской литературе X-первой половины XI века Нозимова, Гулрухсор Саидисломовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нозимова, Гулрухсор Саидисломовна. Возникновение и развитие аллегории в таджикской литературе X-первой половины XI века : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Нозимова Гулрухсор Саидисломовна; [Место защиты: Тадж. нац. ун-т].- Душанбе, 2012.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Персидско-таджикская литература как и все другие литературы народов мира, не только идеологический феномен общественной жизни, но в то же время она является художественно-эстетическим выражением мира идей человека и общества. Исходя из этого, каждый этап литературного процесса в историческом развитии необходимо рассмотреть как в идейно-тематическом, так и в художественно-эстетическом аспекте, ибо смена стилей и направлений в истории литературы находит своё отражение не только в её идейном содержании, но и в художественно-образном выражении. Следовательно, исследование вопросов художественности литературных произведений и творчества отдельных поэтов и.писателей приобретает все большую значимость.

Следует отметить, что в современном литературоведении и востоковедении написано ряд работ, посвященных исследованию вопросов, входящих в комплекс художественно-эстетических проблем литературы. К таким работам относятся и труды таджикских литературоведов Шокирова Ш.Н., Саъдулло 3., Аъзамовой М., Пулатовой Ш.С., Тохирова З.Ш., посвященные монографическому исследованию поэтических фигур: эпитета (тавсиф) и омонимии (тачнис) в персидско-таджикской поэзии и в творчестве её отдельных представителей. Однако ряд других не менее важных и распространенных поэтических фигур персидско-таджикской поэзии и прозы остаются нераскрытыми в монографическом и широкомасштабном аспекте или только рассмотрены в словарях, энциклопедиях, книгах по истории и теории литературы и работах справочного характера. К таким поэтическим средствам относится и аллегория (тамсил) и ее разновидности, являющиеся одним из самых важных и распространенных художественных средств изображения в истории персидско-таджикской поэзии и прозы.

Монографическое и всестороннее научное исследование истории возникновения аллегории в доисламской литературе Ирана как поэтической фигуры и жанра художественной литературы, процесс её дальнейшего развития в литературе на языке фарси исламского периода, появление теоретического объяснения терминов «масая», «тамсил» и «ирсал-е масал» и другие проблемы, связанные с аллегорией содействуют вскрытию закономерностей развития персидско-таджикского литературного процесса.

Актуальность настоящей диссертационной темы заключается и в том, что изучение аллегории в начальной стадии персидско-таджикской поэзии, т.е. в Х-начале XI в., и в творчестве ряда его важнейших представителей, не только поможет определению особенностей образной системы поэзии этого периода, но и в определенной степени содействует раскрытию суфийских символов поэтов последующих веков, таких как Санаи Газневи, Аттара Нишапури, Джала-ладдина Балхи и других представителей персидско-таджикской суфийской поэзии. Всё это и обусловило целесообразность осуществления данного исследования.

Степень изученности исследования. Теоретические мысли об аллегории как средстве художественного изображения возникли значительно позже её появления в персидско-таджикской поэзии и прозе. Одним из первых теоретиков персидско-таджикской поэзии, :гго обратил внимание на определение понятия «ирсал-е масал» (приведение афоризма), был Мухаммад ибн Умар ар-Радуйани, автор первого трактата по традиционной поэтике - «Тарджуман ал-балага» («Книга об исскустве красноречия»). Он впервые ввел в обиход персидско-таджикского средневекового литературоведения понятия «масал» (афоризм), «ирсол-е масал» (приведение афоризма) и «ирсал-е масалайн» (приведение двух или нескольких афоризмов) и объяснил доступное для своего времени определение указанных терминов, сопровождая обильными поэтическими примерами. Определение двух фигур - «ирсал-е масал» и «ирсол-е масалайн» дано и современником Радуйани - Рашидадцином Ватватом в его трактате «Хадайик ас-сихр фи дакайик аш-ши'р» (Сады волшебства в тонкостях поэзии), которое вполне совпадает с определением, приведенным в книге Радуйани.

Сведения об аллегории и ее определении как поэтической фигуры встречается и в работах по поэтике других последующих средневековых авторов, таких как Шамс Кайс Рази, Шарафаддин Рами, Тадж ал- Халави, Шамс Фахри, Хусайн Ва'из Кашифи, Атааллах Махмуд Хусайни и других. Из указанных работ важную ценность по определению аллегории имеет «Ал му'джам» Шамса Кайса Рази, в котором впервые определяется понятие «тамсил» («аллегория») как поэтическая фигура, являющаяся разновидностью «истиора» («иносказание») и предназначенная для украшения речи.

В изучении поэтических фигур, особенно вновь выявленных стремился и автор «Бада'и ал-афкар фи сана'и ал-аш'ар» («Новые мысли о поэтических фигурах») - Хусайн Ва'из Кашифи, который преследовал цель подытожить опыт всех своих предшественников по определению поэтических фигур, в том числе и тамсил. Однако, его замысел осуществил Атааллах Махмуд Хусайни в своем трактате по поэтике «Бадаи ас-санаи» (Новые поэтически фигуры).

В своей книге Аттааллах подошел к изучению работ предшественников творчески, привлекая в ходе исследования множество фактов, теоретических высказываний и критически оценивая их. Он впервые разделил поэтические фигуры по общим особенностям на три группы - словесные (лафзй), образные (маънавй) и словесно-образные (лафзию маънавй) и рассматривал фигуры тамсил, ирсал-е масал и ирсал-е масалайн во второй главе своей работы, посвященной образным поэтическим фигурам.

Определение «тамсил» и его разновидностей встречается и в других средневековых словарях и работах по поэтике, таких как «Мунтахаб ал-лугот» Абдаррашида Самарканди, «Гиё'с ал-лугот» Мухаммада Гийасаддина, «Джам'и мухтасар» Вахида Табризи, «Нафаис ал-фунун» Шамсаддина Омули, «Мадо-ридж ал-балага» Ризакулихана Хидайата и других, но они также в основном повторяют сведения своих предшественников, приведенные о фигуре тамсил.

Ценные мысли и замечания по определению тамсил и его разновидностей встречаются и в работах современных таджикских литературоведов, таких

как Т.Зехни, Х.Мирзозода, А.Афсахзода, Х.Шарифова, Р.Мусулмониёна, З.Тоирова, У.Тоирова и многих других. В их работах тамсил и масал рассматриваются как жанры поэзии и прозы, а ирсал-е масал — как поэтическая фигура. Наблюдается заметное развитие в русской и европейской литературной мысли по исследованию аллегории (тамсил) и ее разновидностей. Так как со второй половины XJX века до наших дней в работах литературоведов, философов и литераторов России и Европы, Ломоносова М.В., Белинского В.Г., Сумарокова А, Потебни А., Буслаева Ф., Лихачева Д.С., Степанова НЛ., Толмачева Я., Аграновича З.С., Тимофеева Л., Гегеля Ф., Скотта А.Ф. и других высказаны ценные мысли и взгляды по определению аллегории и ее разновидностей, таких как притча, басня, фабула, парабола, экземплум и т.д.

Опираясь на опыт европейских'ученых, достигли значительных успехов в исследовании проблем, относящихся к аллегории, и иранские литературоведы. В трудах иранских ученых Таки Пурнамдарийан, Джалола Саттори, Сирура Шамисо, Мухаммадризо Табатабаи, Мухаммад Джа'фара Махджуба и других рассмотрены сущность и содержание аллегории как жанра поэзии и прозы, её отношение к символу и поэтическим фигурам талмих (реминисценция), таш-бих (сравнение), истиора (иносказание), осуществлена попытка классифицировать аллегорию по содержанию и тематике.

Однако мысли и замечания большинства указанных исследователей относительно аллегории высказаны в словарях, энциклопедиях, теоретических работах по поэтике и истории литературы или анализе творчества отдельных представителей литературы. До сих пор отсутствует исследование, всецело посвященное монографическому изучению и анализу истории возникновения и развития аллегории в персидско-таджикской литературе, общих и отличительных особенностей, её разновидностей, таких как тамсил (аллегория), масал (басня, афоризм), ирсал-е масал (приведение афоризма), древнеиранских, индийских и арабских истоков возникновения аллегории в персидско-таджикской литературе, отношения аллегории к другим жанровым формам и поэтическим фигурам и т.д. В современном востоковедении и литературоведении мы не имеем исследования такого масштаба.

Объектом исследования для настоящей диссертационной работы является история возникновения и развития аллегории как особого вида средств художественного изображения и жанров персидско-таджикской поэзии и прозы. Данная проблема' рассматривается на примере творчества персидско-таджикских поэтов X—первой половины XI века. Для решения задач также были привлечены к анализу средневековые исследования но поэтике, словари, антологии и другие необходимые источники.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертации - исследование истории возникновения аллегории в персидско-таджикской литературе, её эволюции в поэзии X - первой половины XI в. и особенностей её использования в творчестве представителей литературы данного периода. Применительно к поставленной цели в диссертации решены следующие задачи:

- определение лексического и литературного значения терминов «масал», «тамсил», «тамосил», «ирсал-е масал»;

выявление различий между «масал», «тамсил» и «ирсал-е масал»;

исследование истоков возникновения «масал», «тамсил» и «ирсал-е масал» в пехлевийской литературе;

опредь пение индийских источников пехлевиПской аллегорической литературы;

рассмотрение роли арабских переводов в продолжении традиций аллегорической литературы в исламском периоде развития персидско-таджикской литературы;

анализ способов использования пословиц и афоризмов в поэзии X - первой половины XI века;

выявление особенностей использования масал (басни, притчи, афоризмы) и тамсил (аллегории) в поэзии X - первой половины XI века;

Методологической и теоретической базой данного исследования являются работы современных зарубежных и отечественных ученых, связанные с раскрытием различных аспектов истории возникновения и развития аллегории и проблем поэтики в целом. Основополагающими для исследования являются работы специалистов в области истории и теории литературы Лихачева Д.С., Жирмунского В.М., Степанова Н.Л., Буслаева Ф., Потебни А., Прокофьева Н.Л., Бертельса Е.Э., Брагинского И.С., Зехни Т., Мирзозода X., Афсахзода А., Шарифова X., Тилавова Б., Шамисо С, Саттори Дж., Пурнамдарийан Т., Рипка Ян, Браун Э. и многих других литературоведов и востоковедов.

Методы исследования. В качестве основных методов диссертационного исследования мы руководствовались сравнительно-историческим принципом литературоведения, в особенности теорией художественного образа, аллегории и символа, а также типологией жанров и структуры художественного образа.

Научная новизна. Данная диссертационная работа является первым монографическим и всесторонним исследованием об истории формирования и развития аллегории как особой поэтической фигуры и жанра персидско-таджикской литературы X - первой половины XI века, рассматриваются пехлевийские, индийские и арабские истоки её формирования, прослеживается процесс формирования и развития аллегорической литературы в начальной стадии становления и развития персидско-таджикской литературы. В диссертации впервые в таком широком аспекте рассматривается аллегория как основной компонент художественно-стилевого направления на примере творчества персидско-таджикских поэтов X - первой половины XI веков.

Источники исследования. Диссертация написана на основе 76 источников, в число которых входят сборники стихов Рудаки и его современников, диваны Унсури, Манучихри, Фаррухи и других поэтов периода ранних газневи-дов, многочисленные средневековые трактаты по поэтике, толковые словари, справочники, антологии и т. д..

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы и выводы диссертации могут быть полезны при изучении вопросов поэтики и теории жанров персидско-таджикской классической литературы, особенно литературы X - первой половины XI века и определении места аллегории в образной системы поэзии данного периода. Материалы диссертации могут быть

использованы при написании работ по поэтике и теории персидско-таджикской литературы, а также при чтении общего курса поэтики и теории литературы, чтении спецкурсов по проблемам жанров и образов персидско-таджикской литературы.

Основные положения, выносимые на защиту:

понятие тамсил, масал и ирсал-е масал в персидско-таджикской средневековой поэтике;

происхождение и развитие аллегории (тамсил) как жанра персидско-таджикской поэзии и прозы;

роль пехлевийской литературы в процессе становления аллегории;

индийские истоки становления и развития аллегорической литературы доисламского периода;

посредническая роль арабского языка в трансформации аллегорических образов в новой литературе на фарси исламского периода;

определение аллегории и её разновидностей - фабула, парабола, экземп-лум и т. д. в современном литературоведении;

художественно-эстетические функции аллегории в литературе;

особенности использования аллегории и её разновидностей в персидско-таджикской поэзии X - первой половины XI века.

Апробация результатов исследования.

Результаты исследования обсуждались и рекомендованы к защите на заседании кафедры истории таджикской литературы Таджикского национального университета (29 ноября 2011 года, протокол № 26).

Основные положения диссертации отражены в 5 публикациях, в том числе в журнале «Вестник Таджикского национального университета», рекомендованном ВАК Министерстве образования и науки РФ. Список опубликованных работ приводится в конце автореферата.

Структура диссертации подчинена решению основных целей и задач данного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Возникновение и развитие аллегории в таджикской литературе X-первой половины XI века