Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Жанрово-стилевые особенности поэзии Гулрухсор Сафиевой Абдурашидова Умеда Рахимджановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абдурашидова Умеда Рахимджановна. Жанрово-стилевые особенности поэзии Гулрухсор Сафиевой: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.03 / Абдурашидова Умеда Рахимджановна;[Место защиты: Худжандском государственном университете им. академика Б.Гафурова].- Худжанд, 2012.- 26 с.

Введение к работе

Актуальность и степень изученности темы. В 60-80 годы XX века таджикская литература вступила на новый путь, обозначенный исследователями как период качественных изменений. В научном обиходе для выражения специфики литературы данного периода используются термины: «адабиёти навёна» (литература новых поисков), «шеъри олабшикан» (нетрадиционная поэзия, новый стих), «шеъри ракушо» (стихотворение, открывающее новый путь), «шеъри худшиканї»(поэзия самосовершенствования) и другие. В авангарде литературы данного периода находились известные писатели и поэты: М.Турсунзода, Дж.Икроми, Р. Джалил, Ф.Мухаммадиев, М.Каноат, Г.Мирзо, К.Киром, Л.Шерали и др. В эпической поэме заслуженной славой пользовался М.Каноат, в социальной поэзии - Г.Мирзо, в любовной лирике - А.Шукухи, в поэтических школах которых воспитывались десятки молодых литераторов.

В 60-е годы прошлого века на литературную арену вступили поэты-новаторы Гулназар, Б.Собир и Г.Сафиева, по - новому осваивавшие поэтические каноны и внесшие свежее дыхание в поэзию. Среди названных поэтов оригинальностью творческого пера и необычными поэтическими образами отличается Гулрухсор Сафиева, исследование места и значения своеобразной поэзии которой в эволюции таджикской литературы второй половины ХХ – начала ХХ1 века представляется важным по нескольким аспектам. Гулрухсор, как мастер художественного слова, внесла достойный вклад в развитие современной таджикской поэзии. Ее поэзия в постсоветском пространстве сыграла значительную роль в развитии национального самопознания. Как и другие известные представители таджикской литературы Гулрухсор, пытаясь ввести новые качественные преобразования в структуру и идейное содержание стихотворений, стремилась быть в гуще важнейших социально-политических событий.

Со второй половины 80-х годов XX столетия, в годы перестройки и свободы слова начался новый период в общественной и литературной деятельности поэтессы. В этот период принимая активное участие в литературном процессе, поэтесса обратила свой художественный взгляд на насущные социальные и политические проблемы времени. Самобытная поэзия Гулрухсор в самые различные периоды: в годы завоевания независимости Таджикистана и внутренних конфликтов, в период братоубийственной войны, в годы примирения, национального единства и взаимопонимания, была признана ярким образцом поэзии «муковамат» (противостояния).

Изучение и исследование творчества Гулрухсор началось давно и продолжается вот уже почти 40 лет. Точка зрения литературоведов нашла отражение в ряде научных работ и статей, во введении и послесловии к поэтическим сборникам поэтессы, в рецензиях на сборники стихов, исследованиях и статьях по вопросам современной таджикской поэзии, в книгах по истории литературы XX века.

В ряду наиболее значительных и серьёзных научных трудов, посвященных жизни и творчеству поэтессы, следует отметить монографию профессора М. Мирзоюнус «амзоди тфон» (Подобной буре) из цикла «Хубони порсиг» (Персоязычные поэтессы), в которой на основе скрупулезного анализа «Дивана» Гулрухсор раскрываются различные грани ее творчества (10,22).

Следует отметить, что пристальное внимание многих отечественных и зарубежных ученых к творческой личности и поэзии Гулрухсор обусловило признание идейно-эстетических ценностей ее произведений. В предисловиях и послесловиях, написанных видными литераторами и учеными: Б. Рахимзода, Р. Гамзатовым, Ч. Айтматовым, Т. Атобаки, Т. Бек, а также крупными представителями литератур Запада и Востока Леопольдом Момонсоном, Файзом Ахмад Файзом, Сиёвушем Касрои, Симин Бехбахони, Андреем Дементьевым - высказаны интересные мысли по поводу творчества поэтессы. В отдельных исследованиях и научных статьях отечественных литературоведов С.Табарова, А.Сайфуллаева, Х.Асозода, Ю.Акбарзода, А. Абдуманнонова, Х. Шодикулова и других уделяется серьезное внимание структурным, эстетическим и другим особенностям стихотворений и поэм Гулрухсор и прослеживается поэтапное формирование и становление поэтического мастерства этого художника слова.

Необходимо отметить и заслуги зарубежных ученых, исследования которых немаловажны для углубленного изучения избранной темы. Известный русский литератор и переводчик Искра Денисова, чешский востоковед Иржи Бечка, иранский ученый Мухам-мад Джафар Ёхаки и поэт Махди Ахавон Солис высказали ряд ценных мыслей по исследуемой теме. Так, доктор Алиасгар Шеърдуст в книге «Чашмандози шеъри имрeзи тоxик» (Взгляд на современную тад-жикскую поэзию), уделяя особое внимание значению творчества Гул-рухсор для таджикской поэзии, называет ее одной из ярких фигур в персоязычной литературе. Поэт и исследователь Алиризо Казва в предисловии к книге «Хуршедои гумшуда» (Потерянные солнца) также высказывает свою точку зрения относительно развития и основных направлений современной таджикской поэзии и значения творчества Гулрухсор в контексте литературных поисков.

Изучение существующих работ, посвященных творчеству Гулрухсор, убеждает, что при всей многочисленности и важности исследовательских трудов, анализ и оценка поэтических творений поэтессы, специфика художественной мысли и жанрово-стилевые особенности её поэзии не стали ещё объектом отдельного моно-графического исследования. Освещение этих вопросов могло бы спо-собствовать созданию общей картины современной таджикской поэ-зии и ее поэтики, а также выявить место и значение творчества Гул-рухсор в развитии национальной литературы на современном этапе.

Цели и задачи исследования. Основной целью настоящей диссертационной работы является глубокое изучение и анализ жанровых и художественных особенностей творчества Гулрухсор Сафиевой и выявление ее вклада в таджикскую литературу второй половины ХХ и начала ХХ1 столетия. Для реализации данной цели автор диссертации ставит перед собой следующие цели:

- осветить биографию и литературный облик Гулрухсор через призму ее поэзии;

- определить факторы и предпосылки формирования и эволюции художественных воззрений поэтессы;

-определить структурную и художественную специфику поэзии Гулрухсор;

- выявить художественные новации поэтессы в контексте литературных поисков современных поэтов;

- на основе жанрового анализа произведений выявить место традиционного и нового стиха в поэзии Гулрухсор;

- анализировать и выявить тематический диапазон поэтических сочинений поэтессы, ее новаторство в создании поэтических образов и оригинальный подход в художественном решении проблем.

- исследовать структурные и жанрово-стилевые особенности стихотворений и поэм Гулрухсор;

- определить место и значение творчество Гулрухсор в истории современной таджикской поэзии.

Источники исследования. Основными источниками диссерта-ционного исследования послужили все поэтические сборники Гулрух-сор, сборники ее стихотворений на персидской графике и на русском языке, ее литературоведческие исследования, проза, публицистика, интервью, а также сборники стихов современных таджикских поэтов Лоика Шерали, Бозора Собира, Гулназара Келди, Кутби Кирома, Низома Косима, Камола Насрулло и других, включая научную литературу о них и о Гулрухсор.

Методология исследования. В диссертации в соответствии с сущностью и природой исследуемой темы автор больше всего опирался на сравнительно – исторический и статистический методы анализа. В процессе исследования автор использовал труды оте-чественных и зарубежных ученых М.Шукурова, А.Сайфуллаева, С.Та-барова, Х. Шарифова, А. Сатторзода, М.Мирзоюнус, А. Кучарова, Х.Асозода, Ю.Акбарзода, А.Абдуманнонова, Н.Файзуллаева, а также иранских исследователей Мухаммадризо Шафеи Кадкани, Сируса Шамисо, Алиасгара Шеърдуста и многих других.

Научная новизна исследования. Впервые в монографическом плане предпринята попытка исследовать факторы и предпосылки вступления Гулрухсор на литературную арену, формирования и эволюции мировоззренческих ориентаций, художественных воззрений поэтессы, взглядов на поэзию и эстетическую ценность ее творчества и в контексте поэтических творений поэтессы выявить жанрово-стилевые своеобразия новой национальной поэзии. Вместе с тем в диссертации подвергнуты изучению и исследованию некоторые теоретические и практические проблемы таджикской поэзии второй половины ХХ и начала ХХ1 вв. Более того, исследование места и значение творчества Гулрухсор в общем потоке литературных направлений данного периода в связи с культурными и социально-политическими преобразованиями позволяет более выпукло определить некоторые аспекты таджикской гражданской поэзии.

Теоретическая и практическая значимость диссертацион-ного исследования. Положения и выводы диссертации могут быть использованы при написании «Истории новой таджикской литера-туры» и преподавании курса «Истории современной таджикской литературы». Обширный научный материал диссертации также можно использовать при чтении спецкурсов по теории таджикского стихо-сложения и современной таджикской поэзии на филологических фа-культетах вузов Таджикистана, и при написании научно-исследо-вательских, дипломных и курсовых работ.

Апробация работы. На основе проведенного исследования диссертантом прочитан ряд докладов на научных семинарах факультета таджикской филологии, научно-теоретической конферен-ции молодых учёных и аспирантов Согдийской области (2009), а также на традиционных ежегодных конференциях преподавателей ХГУ им. академика Б.Гафурова (2010-2011). По теме диссертации опубликовано 9 статей в коллективных сборниках и пери-одической печати. Список опубликованных работ приводится в конце автореферата.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры Современной таджикской литературы ХГУ им. академика Б.Гафурова (протокол №7 от 7.02.2012 г.) и на заседании Секции литературоведения при диссертационном совете ХГУ им. академика Б.Гафурова (протокол № 8 от 18.04. 2012 г.).

Структура диссертации: Диссертационное исследование сос-тоит из введения, трех глав состоящих из 7 разделов, заключения, библиографии и приложения.