Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Женская тема" в американском романе 1870-1910-х годов Костина Елена Васильевна

<
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Костина Елена Васильевна. "Женская тема" в американском романе 1870-1910-х годов : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03.- Саранск, 2003.- 194 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-10/1117-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая Исторические и социокультурные аспекты изменения места и роли женщины в американском обществе в 1870- 1910-е годы 20-58

Глава вторая «Новая женщина» глазами мужчины-писателя

Глава третья Новые черты в интерпретации «женской темы» в американском романе 1910-х годов 101-138

Глава четвертая «Новая женщина» глазами женщины-писательницы 139-168

Заключение 169-171

Библиографический список

Введение к работе

Проблема «женщина и общество» является весьма сложной, многоас-s пектной и во многом дискуссионной. Из сферы общественно-политической практики она выдвинулась в настоящее время в область научно-теоретических исследований философов, социологов, историков, культурологов, экономистов, юристов. В то же время научное осмысление этой проблемы в современном литературоведении развернулось лишь в последние годы. Учитывая это, актуальность и своевременность разрабатываемой в настоящей диссертации темы становится очевидной. «Женская тема» занимает важное место в творческом наследии американских писателей, являясь одним из «измерений» историко-культурного процесса и закономерностей развития художественного сознания и творчества. Как одна из доминирующих тем американской литературы конца XIX - начала XX веков она дает ключ к пониманию места женщины в обществе, ее роли в развитии общественного прогресса, выяснению типичности или специфики вопроса о ее правах и свободах.

Проявляя значительный интерес к судьбе американки, исследуя особенности женского начала, женского взгляда на мир, женских ценностей, изучая роль женщины в различных областях жизни общества, американские прозаики в своих произведениях стремились объективно отразить жизнь американки, проблемы женской эмансипации и феминистского движения, а также показать развитие новых приоритетов и общественных ценностей, что позволяет рассматривать их литературное творчество как своеобразную реакцию на изменения духовного содержания всей эпохи.

Характерной особенностью последней четверти XIX века является то, что в семейной сфере женщина в США продолжала оставаться эксплуатируемым существом, а привлечение ее к профессиональному труду превратило эту эксплуатацию в двойную, поскольку нормы, действовавшие в се- мье и на производстве, строились по патриархальной модели.

Патриархальная ориентация культуры проявилась в том, что «власть», понимаемая в широком смысле как причастность к принятию решений, находилась в руках мужчин и осуществлялась по «мужскому образцу». По утверждению Э.Фромма, «господство мужчин над женщинами - это первый акт завоевания и первое использование силы с целью эксплуатации: во всех патриархальных обществах после победы мужчин над женщинами эти принципы легли в основу мужского характера» (154, с. 164-165). В области морали приоритетное место отводилось таким ценностям, как индивидуальная свобода, обладание правами, которыми в полной мере могут пользоваться одни мужчины.

Постепенно у наиболее передовой и образованной части американок созрела решимость добиваться равных с мужчинами прав на образование, свободу профессиональной деятельности, права распоряжаться собственностью и воспитывать детей, свободы развода, избирательного права. Идея женского равноправия во второй половине XIX века охватила широкие круги американской общественности и нашла свое выражение в феминистском движении, которое не только прервало, образно выражаясь, «заговор молчания» о женских проблемах, но и выявило социальную детерминанту, связанную с социополовои принадлежностью, точнее теми ролями, которые общество определяет мужчине и женщине.

Проблема места женщины в обществе и, прежде всего вопрос о ее правах и свободах, отчетливо прослеживается в литературах многих народов. Свое художественное осмысление она нашла в произведениях таких авторов, как Г. Ибсен («Кукольный дом», 1879; «Привидения», 1881), Э. Золя («Нана», 1880), Г. де. Мопассан («Жизнь», 1883), Т. Гарди («Тэсс из рода д'Эрбервилей», 1891), Б. Прус («Эмансипированные женщины», 1893), Т. Фонтане («Эффи Брист», 1895), Л. Пиранделло («Отверженная», 1901), Л. Н. Толстой «Анна Каренина, 1877) и др.

Именно литература явилась тем зеркалом, в котором отразилась эволюция женского вопроса в общественном сознании, сопровождающаяся передислокацией фундаментальных ценностей, а также представлений о смыслообразующей роли женщины в самом порядке бытия.

Тема социального и нравственного освобождения женщины в конце XIX - начале XX столетий была одной из главных и в американской литературе. Художественное исследование «женского вопроса» занимает серьезное место в творчестве целого ряда прозаиков Америки. В нашей работе мы сосредоточили внимание на творческом наследии У. Д. Хоуэллса (1837-1920), Г. Джеймса (1843-1916), К. Чопин (1851-1904), X. Гарленда (1860-1940), Д. Г. Филлипса (1867-1911), Т. Драйзера (1871-1945), С. Крейна (1871-1900), У. Кэсер (1873-1947), Дж. Лондона (1876-1916), Э. Синклера (1878-1968), на произведениях, наиболее репрезентативных с точки зрения данной проблемы и ее отражения в литературе, рассмотрение которых невозможно вне контекста тех социальных проблем, которые и предопределили своеобразие формирования и воплощения «женской темы» в американской литературе 1870-1910-х годов.

Под влиянием времени (развертывание борьбы за равные права с мужчинами, участие в забастовочном движении, профсоюзная деятельность женщин, организация различного рода объединений и клубов) главным содержанием произведений этих писателей стало реалистическое изображение действительности, острые жизненные проблемы, связанные с женским вопросом. Авторы выражают свою позицию не только сожалея о бесправности своих героинь, но и, в своем большинстве, показывают пути преодоления узкосоциологического взгляда на женщину.

Рассматриваемый нами отрезок времени стал периодом, когда в литературном и историческом обиходе появилось понятие «the New Woman» -«новая женщина». Как указывает Н.И.Бушманова, официальное крещение этот термин получил в мае 1894 года, когда Оюда (псевдоним Марии Луизы де ла Раме, 1839 - 1908) откликнулась на эссе известной английской писательницы Сары Грэнд (псевдоним Фрэнсис Элизабет Белленден МакФолл, 1854 - 1943) «Новые аспекты женского вопроса», опубликованное в марте 1894 года, и выбрала оттуда ставшую ныне хрестоматийной фразу «новая женщина» (53, с. 13).

В это же время все чаще на страницах произведений возникает образ «новой женщины», о которой Л. Уиттман, в частности, писала: «это женщина с неограниченной индивидуальностью, стремящаяся отбросить все запреты, навязываемые ей обществом, и находящаяся в постоянном поиске новых возможностей. Процесс становления «новой женщины» трудно поддается конкретизации, но, тем не менее, можно сказать, что он восходит примерно к промежутку между 1890 и 1918 годами и проистекает во всех сферах жизни - социальной, политической, экономической и научной» (293, с. 49).

На последние десятилетия XIX века указывает и американский историк С. Эванс, подчеркивая, что «в этот период возникло два новых социальных типа женщин: «новая женщина» среднего класса и «девушка-работница», <...> индивидуальность которых наметила сдвиг от викторианской культуры общего домашнего очага в сторону самостоятельности, развлечения и потребления. Наиболее поразительным свидетельством перемен, происшедших среди женщин, было появление образованной, часто незамужней, самостоятельной "новой женщины"» (160, с. 153-154).

Значительное количество произведений, написанных в 1870-1910-е годы, свидетельствует о том, что американские прозаики ощущали необходимость показать процесс становления «новой женщины», эволюцию ее жизненных установок. Они изображают жизненный путь героинь, фокусируя внимание на изменении ролевых функций женщины в американском обществе конца XIX - начала XX веков, поскольку именно в этот период наиболее ярко проявились перемены в различных сферах социума: на куль- турном (изменение норм и ценностей, связанных с образом женщины и ее поведением), институциональном (в сфере семьи, работы, образования), межличностном (в области взаимоотношений мужчины и женщины) уровнях.

Степень научной разработанности проблемы

Проблемное содержание нашего диссертационного исследования по самой своей сути носит комплексный характер и потому может исследоваться в различных аспектах: философском, социально-психологическом, культурологическом, литературоведческом и ряда других. Отсюда проистекает неравномерность и неполнота ее изученности.

Хотя первостепенной и особо значимой для данного исследования является степень научной разработанности «женской темы» в литературоведении, укажем, однако, ряд работ обобщающего характера, в которых рассматриваются социокультурные аспекты проблемы «женщина и общество», и затем рассмотрим научную разработанность «женской темы» в работах отечественных и зарубежных исследователей - литературоведов.

Изучением и разрешением женского вопроса, т.е. вопроса об общественном положении женщины, о возможностях и путях ее полной эмансипации и устранении всех форм дискриминации, об уравнении во всех гражданских, экономических и социальных правах с мужчиной, о защите ее интересов, занимаются представители почти всех областей общественных наук.

Из зарубежных ученых, в трудах которых представлено основательное и многоаспектное изучение женского вопроса, следует назвать Л. Браун (Браун Л. Женский вопрос, 1922), А. Бебеля (Бебель А. Очерки по женскому вопросу: Женщина и социализм, 1959), С. де Бовуар (Бовуар С. де. Второй пол, 1997).

История развития женского движения в Америке рассмотрена в работах И. А. Белявской (Белявская И. А. Женский вопрос в США в XIX веке, 1982), О. А. Ворониной (Воронина О. А. Идеология феминистского движения, 1980), Н. А. Гольцевой (Гольцева Н. А. Женское движение в Соединенных Штатах, 1906), А. Дэвис (Дэвис А. Женщины, раса, класс, 1987), Э. Кей (Кей Э. Женское движение, 1909), К. Лайтфута (Лайтфут К. Права человека по-американски, 1983), У. О'Нилла (O'Neill W. L. Everyone was brave: The Rise and Fall of Feminism in America, 1969; The Woman Movement: Feminism in United States and England, 1969), Э. Г. Флинн (Флинн Э. Г. Своими словами. Жизнь бунтарки, 1962; Исповедь бунтарки, 1990), Ф. Фо-нера (Фонер Ф. История рабочего движения в США (Т. 3, 1966; Т. 4, 1969)), С. Эванс (Эванс С. Рожденная для свободы, 1993).

Комплексный характер данного исследования диктует необходимость объективного изучения статистики по проблеме рабочего движения в общем и женского в частности. Поэтому мы обратились к изданным в США публикациям документов и материалов в различных сборниках (Papachris-tou J. Women Together: A History in Documents of the Women's Movement in the United States, 1976; Up from the Pedestal: Selected Documents in the History of American Feminism, 1968), а также трудам Э. Крэдитор (Kraditor A. The Ideas of the Woman Suffrage Movement, 1965); Б. Кэмпбелл (Campbell B. The «Liberated» Woman of 1914. Prominent Women in the Progressive Era, 1979); Э. Флекснер (Flexner E. Century of Struggle. The Woman's Rights Movement in the United States, 1959).

Анализ профсоюзной деятельности женщин, их участия в филантропических организациях и клубном движении осуществлен в исследованиях С. Аскольдовой (Аскольдова С. Формирование идеологии американского тред-юнионизма, 1976), К. Блэйр (Blair К. The Clubwomen as Feminists, 1980), А. Дэвис (Davis A. Spearheads for Reform. The Social Settlements and the progressive Movement, 1967), Э. Кантароу (Cantharow E. Moving the Mountains: Women Working for Social Change, 1980), Э. Сюллеро (Сюлле-po Э. История и социология женского труда, 1973).

Достаточно глубокая разработка проблем женского образования дана в работах Э. Лагэманна (Lagemann Е. A Generation of Women: Education in the Lives of Progressive Reforms, 1979), M. Ньюкомера (Newcomer M. Century of Higher Education for American Women, 1959), M. Уильсона (Wilson M. The American Women in Transition, 1979), Д. Шэннона (Shannon D. Twentieth Century America, v.l. The Progressive Era, 1977).

Вопрос зависимого положения женщины-негритянки в обществе, в семейной жизни, воплощение проблемы борьбы черной женщины нашли свое отражение в трудах Б. Джеймса (James В. Black Women in nineteenth-century American Life, 1976), M. Захаровой (Захарова M. Народное движение в США против рабства, 1965), Э. Нитобурга (Нитобург Э. Л. Негры США, XVII-начало XX века, 1979), У. Фостера (Фостер У. Негритянский народ в истории Америки, 1955).

При решении задач, поставленных в настоящей работе, автор опирался на исследования отечественного и зарубежного литературоведения, где существует немало работ о жизни и творчестве интересующих нас американских прозаиков. Объектами исследования ученых являются в большей мере биографии писателей и писательниц, хотя они в определенной степени затрагивают проблемы авторского стиля, проблемы эволюции творчества, особенности проблематики поэтики произведений (Анисимов И. И. Живая жизнь классики, 1974, Мастера культуры, 1971; Батурин С. С. Драйзер, 1975. Портреты американских писателей, 1979; Богословский В. Н. Джек Лондон, 1964, Эптон Синклер, 1976; Быков В. М. Джек Лондон, 1964, По следам Джека Лондона, 1983; Засурский Я. Н. Теодор Драйзер. Жизнь и творчество, 1977; Американская литература XX века, 1984; Самарин Р. М. Зарубежная литература, 1987; Самохвалов Н. И. Американская литература XIX века. Очерк развития критического реализма, 1964; Э. Браун (Brown E.K. Willa Cather. A Critical Biography, 1953), В. В. Брукс (Брукс В. В. Писатель и американская жизнь, 1971), Б. Гелфэнт (Gelfant В. Women Writing in America, 1985), Д. Дейчес (Daiches D. Willa Cather. A Critical Introduction, 1962), Э. Ибэл (Eble E. Kenneth. W.D.Holles, 1982), Л. Идэл (Idel L. Henry James: A Biography, 1953-1972; Henry James: A Life, 1985), Э. Льюис (Lewis E. Willa Cather Living, 1953), Ф. Маттиссен (Matthiessen F.O. Th.Dreiser, 1951; Henry James, 1963), Д. Пайзер (Pizer D. The Novels of Theodore Dreiser, 1976), В. Л. Паррингтон (Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли, 1963), Э. Рэвитц (Ravitz А.С. David Graham Phillips, 1966).

В отечественном литературоведении существует немало публикаций, в которых затрагиваются (иногда в контексте других общественно важных вопросов) аспекты, связанные с изображением женщин в художественных произведениях (Афанасьева Е. Одиночество сердца (У. Кэсер «Моя Антония»), 1986; Елистратова А. У. Кэзер (Социальная сатира и фермерская утопия, 1970; Уильям Дин Хоуэллс и Генри Джеймс (К вопросу об их роли в развитии критического реализма в литературе США), 1964; Зверев А. На закате, 1980; Уроки мастера, 1975; Художники перехода, 1989; Морозова Т. Л. Художественный мир Генри Джеймса, 1982; Мулярчик А. Беспокойство неутоленных сердец: «Женская тема» в современной литературе США, 1988; Самарин Р. М. Проблема натурализма в литературе США и развитие американского романа на рубеже XIX-XX веков, 1964; Тугуше-ва М. Литературный облик американского неофеминизма, 1977; Мечта и действительность, 1985; Федченко И. В. Своеобразие американского социального романа, 1985; Яковлева Л. К. Роман У. Кэсер «Моя Антония», 1973).

Особо значимыми для нас стали труды представителей феминистской критики Э. Сиксу (Cixous Н. The Laugh of the Medusa, 1992; The Newly Born Woman, 1987), Л. Иригарэй (Irigaray L. This Sex which is not One, 1985),

Н. Миллер (Miller N. Subject to change, 1988), Ю. Кристевой (Kristeva J. Language the Unknown, 1989; Women's Time, 1992), А. Колодни (Kolodny A. Dancing through the Minefield, 1992), Л. Робинсон (Robinson L.S. Treason Our Text: Feminist Challenges to the Literary Canon, 1992), в которых одним из главных является вопрос, отличается ли текст женского автора от текста мужского автора какими-нибудь внешними, т.е. формальными признаками.

Есть необходимость указать ряд диссертаций, в которых содержатся ценные суждения о женских образах, созданных в американской художественной прозе 1870-1910-х годов. Здесь следует назвать исследования Е. А. Морозкиной «Творчество Т. Драйзера и литературное развитие США на рубеже XIX-XX веков» (СПб., 1995), В. И. Солодовник «Американский реалистический роман конца XIX века. Проблема становления метода и жанра» (Краснодар, 1992), И. М. Бадановой «Джек Лондон и его герой. Творчество Джека Лондона 1900-1910-х годов» (М., 1963), СВ. Зубенко «Литературный характер в романах Генри Джеймса 1870-1890-х годов» (Краснодар, 1989), И. Е. Луниной «Поздний этап творчества Д. Лондона (Особенности проблематики и эволюции героя)» (М., 1989), С. К. Мило-славской «У.Д.Хоуэллс и русская литература» (М., 1974), Т. Л. Морозовой «Генри Джеймс (Основные проблемы творчества 1870-1890-х годов)» (М., 1973), СИ. Омаровой «Традиции фронтира и «северные рассказы» Джека Лондона (М., 1979), Г. С. Постнова «Реалистические романы Т. Драйзера 1900-1915-х годов» (М., 1956), И. В. Федченко «Идейно-художественное своеобразие творчества Д. Г. Филлипса» (М., 1986), Е. Ф. Шефер «Творческая эволюция позднего Джека Лондона» (Л., 1983), С. Т. Шишкиной «М.Фуллер: литературный критик и публицист» (Л., 1981).

Так, С. В. Зубенко, анализируя литературный характер в романах Г. Джеймса, отмечает, что, обратившись к «излюбленному образу американской современницы» (86, с. 59), писатель «психологически глубоко разработал характеры своих героинь» (86, с. 115). Такого же мнения придер- живается и Т. Л. Морозова, подчеркивая, что писатель «подходил к изображению своих героинь, прежде всего, с психологической стороны» (112, с. 43). Кроме того, исследовательница утверждает, что «Г. Джеймс подчеркивает в своих героинях бескорыстие и жажду независимости» (112, с. 43). Соглашаясь с ней и говоря о мастерстве писателя, В. И. Солодовник ссылается на умение Джеймса «создавать образ большой жизненной достоверности» (139, с. 204).

Предметом исследования В. И. Солодовник является и литературное наследие У. Д. Хоуэллса. В частности, она отмечает, что «в поисках национального характера Хоуэллс нередко обращает свой взгляд к американской женщине» (139, с. 188). Примечательно, что многие исследователи творчества писателя придерживались такой же точки зрения. Например, С. К. Ми-лославская пишет, что У. Д. Хоуэллс пытался решить актуальнейшую для тогдашней американской литературы проблему - проблему национального женского характера (109, с. 50).

Рассматривая зрелый период творчества Д. Г. Филлипса, И. В. Фед-ченко обращает внимание на то, что писатель «сосредоточился на "женской теме" в большинстве своих произведений», в том числе и в романе «Сюзанна Ленокс, ее падение и возвышение» (147, с. 114). Исследователь подчеркивает поразительную жизнестойкость Сюзанны и сравнивает ее со Скар-летт О'Хара, героиней романа М. Митчелл «Унесенные ветром» (1936) (147, с. 134).

Творческое наследие Дж. Лондона стало предметом исследования многих отечественных ученых. Отмечая приверженность писателя к отражению «женской темы», С. И. Омарова пишет, что «"женская тема" всегда волновала Дж. Лондона», и «обращение к ней было не просто данью литературной моде его времени, а явилось глубоко осмысленным, сознательным шагом» (118, с. 158, 160).

Е. Ф. Шефер, говоря о главной героине романа «Дочь снегов» - Фроне Уэлз, констатирует, что «лишенная предрассудков, далекая от светских условностей, Фрона изображается Лондоном личностью, внутренне раскованной» (157, с. 87). Исследуя проблематику и эволюцию героя в позднем этапе творчества Дж. Лондона в общем и анализируя роман «Маленькая хозяйка Большого дома» в частности, И. Е. Лунина указывает на стремление Паолы Форрест, главной героини, «обрести свое подлинное "я"» (108, с. 181).

Значительное количество работ посвящено произведениям Т. Драйзера «Сестра Керри» и «Дженни Герхардт». Говоря о героинях этих романов, Г. С. Постнов в своем исследовании дает их сравнительный анализ и приходит к выводу, что «образ Дженни является прямой противоположностью героине предыдущего романа («Сестра Керри» - Е.К.), так как основной чертой характера Керри является индивидуалистическое стремление к собственному благополучию и счастью, хотя бы в ущерб другим, тогда как Дженни всю жизнь прожила для других <...>. Она с самого начала обладала той мудростью, к которой Керри пришла только после достижения желанного "успеха", - пониманием бессмысленности богатства, не дающего человеку подлинного счастья. И поэтому она вовсе не ставила перед собой тех целей, к которым стремилась Керри: не жаждала ни денег, ни славы» (125, с. 239). Подобного взгляда придерживается и Е. А. Морозкина, утверждая, что «в Керри преобладают инстинктивные эгоистические устремления, а в Дженни инстинктивная доброта, сочувствие, сострадание <...>. В отличие от холодной и равнодушной Керри, Дженни добра, ласкова, нежна <...>. И если Керри заботят только ее собственные проблемы и желания, то Дженни находит радость в том, что помогает другим» (111, с. 223).

Таким образом, не будет никакого преувеличения в нашем утверждении, что «женская тема» является одной из доминирующих в литературном процессе США 1870-1910-х годов. И хотя определенные шаги в разработке и научном осмыслении данной проблемы зарубежными и отечественными литературоведами уже сделаны, выяснение характерных особенностей отражения «женской темы» в творчестве конкретных авторов заслуживает специального рассмотрения.

Недостаточная изученность в литературоведении представленной проблемы и обуславливает актуальность данного диссертационного исследования. Актуальность также продиктована необходимостью многоаспектного рассмотрения художественной интерпретации «женской темы» в литературе, эволюции художественной концепции личности женщины в ее историческом развитии на материале литературно-художественной практики писателей и писательниц Америки, творчество которых приходится на 1870-1910-е годы.

Социокультурные реалии американского общества явились достоверным источником жизненных впечатлений и духовного опыта, отразившихся в произведениях прозаиков, связанных с темой «женщина и общество», темой равноправия женщин. Именно поэтому нами использован метод интеграции гуманитарных знаний через соотнесенность теоретических параметров темы с ее объективными эмпирическими данными в художественном осмыслении писателей и писательниц, обратившихся в своем творчестве к «женской теме».

При этом обязательной предпосылкой объективного исследования нами признается изучение художественных явлений на основе их взаимосвязи и идейно-эстетического единства произведения в целом. В этой связи в центр изучения выдвинута не изолированно взятая «женская тема», а сами произведения с присущими им художественно-эстетическими особенностями.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые в отечественном литературоведении монографически проводится последовательный анализ «женской темы» в американ- ском романе 1870-1910-х годов, рассматриваемой в социокультурном, идеологическом и политическом контекстах эпохи; выявляются особенности интерпретации образа «новой женщины» прозаиками США этого периода; исследуется зависимость характера понимания «женской» проблематики от тендерной принадлежности автора.

Целью работы является определение главных тенденций в разработке «женской темы» в американской литературе, выявление художественного своеобразия воплощения «женской темы» в прозе США 1870-1910-х годов на фоне общего процесса изменения места и роли женщины в американском обществе и воссоздание объективной картины воздействия этих изменений на характер образа американки в творчестве прозаиков этого периода.

Цель работы определила задачи исследования: выявить общественно-исторические предпосылки возникновения «женской темы» в американской литературе; проанализировать основной круг проблем, связанных с положением женщины в американском обществе 1870-1910-х годов и воздействием экономических, социальных, политических факторов, оказавших влияние на изменение статуса женщины в обозначенный период; дать развернутый идейно-художественный анализ конкретных произведений в контексте литературного процесса и историко-культурного развития Америки; исследовать различные подходы изображения «новой женщины» мужчинами-писателями и женщинами-писательницами.

Объект исследования: «женская тема» как комплекс проблем, связанных с общественным статусом женщины в американском обществе и ее художественная интерпретация в американской литературе 1870-1910-х годов.

Предметом исследования стали наиболее яркие в идейно-художественном плане прозаические произведения представителей американской прозы 1870-1910-х годов.

Хронологические параметры исследования: в хронологическом плане формирование образа «новой женщины» в американской прозе охватывает период рубежа ХІХ-ХХ веков. Однако сам объект исследования побудил раздвинуть эти хронологические рамки, ибо формирование образа «новой женщины» в общественном сознании началось с 70-х годов XIX века и связано непосредственно с процессом историко-культурного развития американского общества. Поскольку конкретно нельзя начать и завершить рассмотрение процесса становления образа «новой женщины» в американской литературе одной точной датой, возникла необходимость выявления его эволюции, что мы и предприняли в данной работе, опираясь на труды ведущих литературоведов (см.: «Литературная история США.: В 3-х томах. Т. 2. М, 1978; Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли.: В 3-х томах. Т. 3. М, 1963), основываясь на работы историков, занимающихся исследованием общественного развития США (см.: Зубок Л. И. Очерки истории США. М., 1956; История Соединенных Штатов Америки.: В 4-х томах. Т. 2 (1877-1918). М., 1985; Основные проблемы истории США в американской историографии (1861-1918 гг.). М., 1974), а также исходя из новых подходов в изучении американского литературного процесса (см.: Горелова Л. Н. Новые подходы в изучении англоязычных литератур // Филологические заметки: Межвузовский сб. научн. трудов. Саранск, 2001; The Cambridge History of American Literature. Cambridge, N.Y., Melbourne, v.l, 1994; v.2, 1995; Columbia Literary History of the United States. N.Y., 1988; Reconstruction American Literary History. Cambridge (Mass), L., 1986).

Материалом исследования послужили произведения Г. Джеймса («Женский портрет» / «The Portrait of a Lady», 1881; «Бостонцы» I «The Bos-tonians», 1886), У. Д. Хоуэллса («Случайное знакомство» I «A Chance Ac- quaintance», 1873; «Возвышение Сайласа Лэфема» / «The Rise of Silas Lap-ham», 1885; «Энни Килберн» I «Annie Kilburn», 1888), X. Гарленда («Доходное место. История современного Запада» / «A Spoil of the Office. The Story of the Modern West», 1892), С. Крейна («Мэгги, уличная девчонка» / «Maggie: A Girl of the Streets», 1893), Т. Драйзера («Сестра Керри» / «Sister Carrie», 1900; «Дженни Герхардт» / «Jennie Gerhardt», 1911), Дж. Лондона («Дочь снегов» / «A Daughter of the Snows», 1902; «Железная пята» I «The Iron Heel», 1908; «Мартин Идеи» I «Martin Iden», 1909; «Маленькая хозяйка Большого дома» I «The Little Lady of the Big House», 1916), У. Кэсер («О, пионеры!» І «О, Pioneers», 1913; «Песнь жаворонка» I «The Song of the Lark», 1915; «Моя Антония» I «My Antonia», 1918), К. Чопин («Пробуждение» I «The Awakening», 1899), Д.Г.Филлипса («Сюзанна Ленокс, ее падение и возвышение» / «Susan Lenox: Her Fall and Rise», 1917), Э. Синклера «Сильвия» I «Sylvia», 1913; «Замужество Сильвии» I «Sylvia's Marriage», 1914; «Король Уголь» I «Coal King», 1917).

Теоретико-методологической основой работы явились принципы сравнительно-исторического литературоведения, получившие обоснование и развитие в трудах крупнейших отечественных литературоведов (М. П. Алексеев, М. М. Бахтин, А. Н. Веселовский, В. М. Жирмунский, Д. С. Лихачев и др.).

Методологическую значимость для исследования имели работы общетеоретического и частного характера в области литературоведения ведущих отечественных и зарубежных историков литературы США, прежде всего занимающихся литературным процессом конца XIX - начала XX веков (Н. А. Анастасьев, О. Ю. Анцыферова, В. Н. Богословский, Б. А. Гилен-сон, Я. Н. Засурский, А. М. Зверев, И. В. Киреева, М. М. Коренова, О. О. Несмелова, О. Е. Осовский, Р. М. Самарин, Н. И. Самохвалов, Е. А. Стецен-ко, М. Гайсмар, А. Кейзин, Д. Пайзер, Р. Спиллер, М. Спиндер и др.), труды историков, специализирующихся в области истории рабочего движения (женского в том числе) в США (Н. А. Гольцева, А. Н. Шлепаков, Д. С. Аллеи, Р. О. Бойер, Э. Крэдитор, С. Кэтт, Г. М. Морейс, Ф. Фонер, М. Шнэйр и

ДР-)-

Положения, выносимые на защиту: «Женская тема» играет важнейшую роль в развитии литературы США. Она предстает одним из доминирующих направлений в тематике американского романа 1870-1910-х годов, что определяется историческими, социокультурными, экономическими и политическими особенностями этого периода.

В американском романе 1870-1910-х годов начинает формироваться и активно развиваться образ «новой женщины», творчески осмысленный целым рядом американских прозаиков, значительно обогативших американскую литературу.

Поскольку литературные достижения авторов, интерпретирующих «женскую тему», достаточно различны, присутствует необходимость в более объективной оценке идейно-эстетических и художественных принципов их творчества.

В зависимости от тендерной принадлежности авторов «женская тема» в американском романе освещалась мужчинами-писателями и женщинами-писательницами по-разному, являясь при этом отражением объективной действительности бытия американского общества и, вместе с тем, выражением авторской психологии и художественного мышления.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут послужить основой для дальнейшего изучения процесса эволюции «женской темы» в американском романе XX столетия.

Практическая ценность работы заключается в том, что материалы диссертации, ее основные выводы и положения могут быть применены при чтении лекционных курсов по истории американской литературы, в спецкурсах и семинарах, посвященных углубленному изучению американского романа конца XIX - начала XX веков.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры мировой и национальной (мордовской) культуры Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева и кафедры всемирной литературы Нижегородского государственного педагогического университета. Основные положения исследования излагались в докладах, сделанных на межрегиональных научных конференциях (XXXII, XXXIV, XXXV, XXXVI Евсевьевских чтениях), на межвузовской научно-практической конференции («Динамика состояний социума»), а также нашли отражение в восьми публикациях.

Структура работы: диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка, включающего 300 названий, в том числе 150 - на английском языке, 1 - на французском. Общий объем работы составляет 194 страницы.

Исторические и социокультурные аспекты изменения места и роли женщины в американском обществе в 1870- 1910-е годы

Влияние культурно-исторического процесса и социокультурных изменений на развитие литературы неоспоримо. В ходе общественно-исторического бытия литература проявляет себя как динамичный феномен, вбирающий в себя и, возможно, предвосхищающий новые грани и аспекты социокультурного движения, социальной психологии. Являясь формой общественного сознания, она, так или иначе, отражает основные тенденции общественного развития в целом и человека как части этого общества.

Следовательно, приступая к исследованию конкретных литературных явлений и фактов, следует глубоко изучить закономерности развития объективной действительности в процессе отражения ее сквозь призму индивидуально-авторского познания и видения. В целях наиболее адекватного понимания особенностей художественной интерпретации событий, связанных с различными этапами эволюции женского вопроса, и истоков идейно-тематического своеобразия американской литературы 1870-1910-х годов необходимо воссоздать основные контуры социально-исторического контекста.

В связи с этим отметим, что изменение места и роли женщины в американском обществе в 1870-1910-е годы имеет свою специфику. Среди наиболее примечательных черт отмеченного периода следует назвать феминистское движение (от лал./етіпа - женщина; женское движение за уравнении женщин в правах с мужчинами), появление которого было имманентно самой патриархальной культуре, поместившей женскую половину человечества за границы, вне рамок этой культуры. В США к концу XIX века женщине было отведено подчиненное положение, в связи с чем она страдала от неравноправия во всех сферах жизни. Так, в экономике ее труд не только не уважался, но и не поощрялся и везде оплачивался низко. В большинстве штатов женщины не участвовали в выборах, будучи лишенными права голоса. В брачно-семейных отношениях юридически и в сознании общества муж являлся главой семьи, господином, а супруга лишь «тенью» его, рабочей силой, подчиняясь ему во всем, испытывая угнетение во всех формах, в том числе и сексуальной. Замужняя женщина, лишенная равноправия в имущественных отношениях, в глазах закона была «граждански мертва» (286, с. 188). Мужчины видели в ней лишь средство для удовлетворения своих потребностей и удовольствий, отказываясь смотреть как на равноправную.

По мнению большинства членов общества, женщина должна была быть покорной и скромной, ограничивать свою деятельность домашними заботами, а все остальное предоставлять «сильным мира сего». Женщине необходимо было сдерживать всеми возможными способами свои мысли и чувства, выжидая, что решат ее отец или супруг. Чем больше она подчинялась этим требованиям, тем сильнее она восхвалялась, как разумная, нравственная и добродетельная (42, с. 301), хотя вследствие этого насильственного положения женщина страдала под тяжестью физических и моральных ущемлений.

Во внутрисемейных конфликтах мужчина обычно считался правым, какие бы отрицательные качества он ни проявлял. Место жительства жены определялось местожительством мужа, даже если он, покинув семью, исчезал неизвестно куда. Развод по инициативе жены часто был затруднен, а в штатах Юга был просто невозможен. При разводе женщина лишалась недвижимого имущества, а в ряде случаев - и детей (207, с. 48). Главной обязанностью и главным делом женщины было рождение и воспитание детей, поддержание домашнего очага. Общество, в виде городского, уличного и прочего «общественного мнения», следило за выполнением именно женщиной нравственных стандартов, жестоко преследуя и карая за «отступничество», заявляя, что «свободный мужчина - это благородная личность, свободная женщина - это презренное создание» (149, с. 203).

По утверждению известной представительницы движения за женское равноправие Э. Флинн, работа и общественная деятельность подвергались презрению, воспевались слабость женщины, ее зависимость от мужчины, поощрялись скромность и целомудрие (151, с. 55).

Говоря о положении американок конца XIX - начала XX веков, исследовательница М. Уильсон, в частности, писала: «Верхом падения для женщины было курение, употребление спиртного, смелые разговоры с мужчинами, спортивные игры, езда на велосипеде и выступления на митингах» (291, с. 132).

На наш взгляд, подобные ограничения обрекали женщину на замкнутое существование фактически вне общества, закрепляли ее угнетенное, неполноправное положение. Чтобы жить нормальной, независимой жизнью женщина должна была сбросить с себя эти моральные и поведенческие нормы, переменить традиционное разделение ролей. Ключевым основополагающим моментом здесь становилось вовлечение женщины в экономику.

Гражданская война 1861-1865 гг. оказала влияние на женскую занятость. Уже через две недели после ее начала на Севере и Юге действовали 20 тысяч благотворительных женских обществ, оказывавших помощь своим армиям одеждой, продуктами, медикаментами и деньгами. Кроме того, женщины добровольно шли на фронт врачами и сестрами милосердия. Женщины-врачи редко добивались своего, однако нужда в медицинских сестрах была столь острой, что их допускали на передовую вопреки протестам тех, кого ужасал образ «утонченной, скромной женщины, ухаживающей за незнакомыми мужчинами, грубыми солдатами из всех слоев общества» (160, с. 122).

В военное время на американок были возложены и новые экономические функции: в сельской местности они управляли фермами, плантациями, заключали сделки, в городах нанимались на работу на фабрики и заводы. Новое поле деятельности открылось для женщин, когда министерство финансов стало принимать их на вакантные места чиновников, ушедших на фронт. Но самые красноречивые оппоненты кричали, что по своей природе женщины не могут работать в государственном учреждении, поскольку «они устроят из конторы гостиную ... и разрушат общественную мораль» (160, с. 123).

«Новая женщина» глазами мужчины-писателя

Как уже было отмечено, «женская тема» нашла отражение в американской литературе в целом и в литературе 1870-1900-х годов в частности. Это произошло, пожалуй, потому, что жизнь женщины, ее опыт, понятия, цели и проблемы никогда еще не были столь сложными, своеобразными и противоречивыми, как в рассматриваемый отрезок времени. Особенно важным, на наш взгляд, является то, что в американской литературе в означенный период представлены в эволюции многообразные женские типы, явившиеся художественным отражением исторической жизни американского народа, процессов формирования его нравственных и эстетических понятий по отношению к женщине. Уместно подчеркнуть, что тема положения женщины и женской эмансипации с самого вхождения в американскую литературу решалась по-разному.

Так, Г. Джеймс мотивировал обращение к «женской теме» следующим образом: «Я задал себе вопрос - что является самой характерной особенностью нашей общественной жизни? Ответ был: угасание чувства пола, положение женщин в обществе и необходимость их самоопределения» (260, с. 48). Из романов этого прозаика можно многое узнать о судьбе американки конца XIX века, героини большинства его произведений, о ее повседневной жизни, стремлениях и желаниях, разочарованиях и трагедиях. Причем все это описывалось на широком фоне американской действительности.

В одном из лучших романов Г. Джеймса «Женский портрет» (1881) показана история Изабеллы Арчер, «молодой женщины, бросающей вызов своей судьбе» (170, с. 48). Писатель индивидуализирует внешнюю характеристику своей героини, высвечивая ее яркими деталями. Изабелла, прибывшая из Америки и появившаяся в английском поместье Гарденкорт, поражает своей удивительной искренностью, а ее естественная манера держаться сразу же вызывает симпатию у всех окружающих: «незнакомка была ... вполне уверена в себе и полна доверия к другим ... . Глаза ее блестели, голову она держала прямо, легко и непринужденно поглядывая то туда, то сюда, на ходу ловя новые впечатления. Они были многочисленны, и все отражались в ее ясной, спокойной улыбке» (1, с. 13-15).

Изабелла сообщает, что попала в Англию по приглашению своей тетки миссис Тачит. Тут же следует насмешливый вопрос ее кузена Ральфа: «Она удочерила вас?» (1, с. 17). На что молодая девушка, краснея от возмущения при мысли, что родственники думают, будто она находится под опекой тетушки, дает такой ответ: «Нет, она меня не удочеряла. ... . Она была очень добра ко мне, но, - добавила она, явно желая быть понятой до конца, - я очень дорожу своей свободой» (1, с. 17) - "I m very fond of ту liberty" (21 d). Эта фраза четко демонстрирует, что молодая леди, с ее трогательной манерой отстаивать свою независимость, обладает чувством собственного достоинства, самостоятельностью и обостренным самолюбием. Ральф Тачит приходит к мысли, что очарование Изабеллы не в ее красоте, а в том, что «в ней есть что-то необычное, что-то свое» (1, с. 33). Этим своеобразным в девушке является дух независимости и стремление быть свободной.

Заметим, что под свободой Изабелла понимает свободу самостоятельного выбора форм поведения, жизненного пути, знакомых, собеседников, спутника жизни. «Я хочу знать, чего здесь делать не следует» - говорит она миссис Тачит после того как последняя упрекнула девушку в нарушении приличий. «Чтобы именно это делать?» - не без иронии замечает тетушка, давая понять племяннице, что ее «самостоятельность» не что иное, как строптивость. Но Изабелла отвергает такое понимание вещей, заявив, что она хотела бы «иметь возможность выбора» (1, с. 54). Более всего девушку поражает следование условностям, поэтому, выясняя, хорошо ли ей будет в Англии, она интересуется: «А они здесь не слишком привержены условностям?» (1, с. 46). Создавая образ Изабеллы Арчер, Г. Джеймс не скрывает ни провинциализма, ни недостатка опыта, ни излишней самоуверенности девушки в начале романа. Но, как нам представляется, особенность героини состоит в том, что она развивается как личность, и, благодаря этому ей многое удается. Она живет полной, насыщенной жизнью, которая, несмотря на свою кажущуюся обыденность, олицетворяет собой тысячи других таких же судеб. Может быть поэтому итог личной жизни Изабеллы, внешне неприметный для окружающих, для самой героини становится весьма важным.

Писателю удается в описании моментов частной жизни женщины отразить важнейшие черты общества, а развертывание психологического конфликта романа вокруг такой социальной силы, как власть денег, несомненно, придает актуальное звучание всему произведению.

В начале повествования мы видим бедную девушку, все стремления и желания которой не могут выйти за пределы ее мечты. Без денег она практически несвободна в своем выборе и, по утверждению Т.Райта, «будет вынуждена подчиниться необходимости» (299, с. 282). Однако Изабелла, благодаря своему кузену Ральфу, полагающему, что материальная независимость даст юной леди возможность удовлетворить духовные запросы, а самое главное, обеспечит девушке свободное существование, получает богатое наследство.

С целью проследить за развитием мировоззрения Изабеллы, а также раскрыть многогранность ее характера, Г. Джеймс использует ретроспективу -совершает экскурс в прошлое. Воссоздавая художественный контекст жизни провинции, писатель изображает яркие реалистические образы. Прибегая к такому средству, как ирония, он дает колоритную характеристику американских обывателей, интересы которых включали в себя танцы на балах и ворох модных платьев. Изабеллой же «владел огромный интерес к жизни, и она не переставала зорко всматриваться в нее и размышлять. В ней самой таился великий запас жизненных сил; для нее не было большего наслаждения, чем чувствовать неразрывную связь между движениями собственной души и бурными событиями окружающего мира» (1, с. 27) - "She had an immense curiosity about life and was constantly staring and wondering. She carried within herself a great fund of life, and her deepest enjoyment was to feel the continuity between the movements of her own soul and the agitations of the world (21 d).

Автор пишет, что, располагая богатым воображением, тонкой восприимчивостью, любопытством ко всему новому Изабелла Арчер «в своем кругу она слыла необычайно глубокой натурой, ее знакомые не скрывали восхищения ее недюжинным умом» (1, с. 40). Так, в первый же свой вечер пребывания в Гарденкорте девушка настаивает на осмотре картин в дубовой галерее, произнеся, по окончании, замечательную в своей простоте фразу: «Ну вот, теперь я намного больше знаю ... . Да, я хочу много знать. Большинство девушек так ужасающе невежественны» (1, с. 37) - "Well, now I know more than I did when I began! ... I have a great passion for knowledge. Most girls are horribly b ignorant" (21 d).

Прозаик проницательно замечает, что «Изабелла Арчер считала ... счастьем свою свободу» (1, с. 41), но, с другой стороны, она находится в тесной взаимосвязи от обстоятельств и не всегда способна их преодолеть. Возможно, стремление к независимости и в какой-то мере романтические идеалы предопределили судьбу Изабеллы - она отклонила предложения бизнесмена Гудвуда и английского лорда Уорбертона. По ее представлению, оба эти претендента, пусть даже каждый по-своему, посягали на ее свободу, являясь представителями жизненных систем, основанных на подчинении одного человека другим.

Новые черты в интерпретации «женской темы» в американском романе 1910-х годов

Начиная анализ романов, созданных американскими писателями в 1910-е годы, нужно учитывать тот важный факт, что появление литературных произведений, в которых «женская тема» нашла художественное воплощение, было предопределено всем ходом исторического, экономического и социокультурного развития Америки начала XX века, подробно о котором говорилось в первой главе диссертации. Социокультурный контекст эпохи выразился в том, что характерной особенностью этого периода было усиление борьбы женщин за предоставление им равных наряду с мужчинами прав во всех сферах общественной жизни.

Тему положения женщины в обществе продолжает Т. Драйзер в своем втором романе «Дженни Герхардт» (1911), в центре которого, как и в «Сестре Керри», судьба бедной девушки.

В целях выявления новых черт интерпретации «женской темы» обратимся к сюжету произведения. Главная героиня - Дженни - дочь стеклодува, потерявшего работу, сестра рабочего вагоностроительных мастерских; ее мать - прачка-поденщица. Больны отец и младшая сестра, дом давно заложен, у Герхардтов нет денег, чтобы оплатить накопившиеся долги. Вот такая скорбная увертюра к драматической и горестной жизни Дженни Герхардт. Страстная любовь девушки к семье, ее дочерняя преданность еще ярче проступают на фоне житейских горестей и безысходной нужды: «эта бедная девушка, которую нужда заставила помогать матери ... обладала чудесным мягким характером, всю прелесть которого не выразить словами. Бывают такие редкие, особенные натуры, которые приходят в мир, не ведая зачем, и уходят из жизни, так и ничего не поняв. Жизнь всегда, до последней минуты, представляется им бесконечно прекрасной ... . Открывая глаза, они видят вокруг совершенный мир, который им так по душе: деревья, цветы, море звуков и море красок. Это их драгоценнейшее наследство, их лучшее богатство. И если бы никто не остановил их словами: "Это мое", - они, сияя счастьем, могли бы без конца странствовать по этой земле с песнью, которую когда-нибудь услышит весь мир. Это песнь доброты. Но, втиснутые в клетку реального мира, такие люди почти всегда ему чужды» (2, с. 17).

Для показа внешней характеристики героини, Т. Драйзер использует прием художественного воссоздания портрета героини, показывая, что Дженни является воплощением женственности не только в физическом облике - большие голубые глаза, чудесная улыбка, безупречная фигура и простодушный взгляд, кроме того, она представляется идеалом доброты, сердечности, дарящая радость всем, с кем соприкасается. Но ирония судьбы заключается в том, что девушка становится любовницей одного, а затем и другого богатого человека именно потому, что она хорошая, добропорядочная дочь и сестра. Нужда и любовь к родным - ее брат Себастьян попадает в тюрьму за кражу угля - заставляют Дженни поздней ночью пойти к сенатору Брэндеру за 10 долларами, которые необходимо было уплатить за свободу брата. И она получает их в обмен на свою девичью честь.

Заметим, что Дженни совершенно не видит ничего греховного в своем поступке. Все ее помыслы чисты, поскольку «она смутно представляла себе, какие перемены и в общественном и в физиологическом смысле могут повлечь за собою ее новые взаимоотношения с Брэндером. Она не сознавала еще, каким потрясением, даже при самых благоприятных условиях, является для обыкновенной женщины материнство. Она ощущала удивление, любопытство, неуверенность, и в то же время была искренне счастлива и спокойна» (2, с. 68-69). Т. Драйзер пишет, что сенатор влюблен в девушку, обещает на ней жениться и увезти в Вашингтон. Конечно, Дженни радует мысль о новой жизни, но более всего она думает о том, что сможет помочь своей семье: «мысленно она уже жила новой восхитительной жизнью ... . A omify и матери больше не придется так много работать ... . Она сияла от радости, думая о том, как много она сможет сделать для них» (2, с. 69) - "She dwelt, in imagination, upon the possibilities of a new and fascinating existence. ... And her father and mother - they would not need to work so hard any more. ... She fairy glowed as she recounted to herself the many ways in which she could help them all" (2a, c. 80).

Но ее мечтам не удалось сбыться: Брэндер скоропостижно умирает, когда девушка ждет от него ребенка. Потрясенный «виною» согрешившей дочери, разъяренный Герхардт выгоняет ее из дома. Дженни стойко переносит первое испытание, уготовленное ей судьбой. Несмотря на пересуды соседей, негодование отца, она «смотрела в будущее спокойно с ясным и бестрепетным мужеством. Далеко не все женщины способны на это. Жаль, что природа вообще позволяет ничтожным натурам становиться матерями. Женщины, достойные этого имени, достигнув зрелости, радуются материнству и с гордостью и удовлетворением выполняют свой великий долг перед человечеством» (2, с. 86). Таковой была и Дженни, которая «по возрасту была еще ребенком, физически и духовно она стала уже взрослой женщиной. Необычайный случай, который привел к теперешнему ее положению, был в известном смысле данью ее достоинствам. Он подтверждал ее мужество, отзывчивость, готовность жертвовать собою ради того, что она считала своим долгом» (2, с. 86).

Похожие диссертации на "Женская тема" в американском романе 1870-1910-х годов