Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Публицистика Л. Н. Толстого 1890 - 1910-го годов : Темы, проблемы, стиль Култышева Екатерина Геннадиевна

Публицистика Л. Н. Толстого 1890 - 1910-го годов : Темы, проблемы, стиль
<
Публицистика Л. Н. Толстого 1890 - 1910-го годов : Темы, проблемы, стиль Публицистика Л. Н. Толстого 1890 - 1910-го годов : Темы, проблемы, стиль Публицистика Л. Н. Толстого 1890 - 1910-го годов : Темы, проблемы, стиль Публицистика Л. Н. Толстого 1890 - 1910-го годов : Темы, проблемы, стиль Публицистика Л. Н. Толстого 1890 - 1910-го годов : Темы, проблемы, стиль Публицистика Л. Н. Толстого 1890 - 1910-го годов : Темы, проблемы, стиль Публицистика Л. Н. Толстого 1890 - 1910-го годов : Темы, проблемы, стиль Публицистика Л. Н. Толстого 1890 - 1910-го годов : Темы, проблемы, стиль Публицистика Л. Н. Толстого 1890 - 1910-го годов : Темы, проблемы, стиль
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Култышева Екатерина Геннадиевна. Публицистика Л. Н. Толстого 1890 - 1910-го годов : Темы, проблемы, стиль : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Ростов-на-Дону, 2001.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-10/515-5

Содержание к диссертации

Введение

Часть 1. Литературно-художественная основа публицистических серий и циклов "позднего"Л.Н. Толстого .

1. Социально-исторические и религиозно-философские истоки публицистики "позднего"Л.Н. Толстого . 17

2. Нравственно-социальный диапазон публицистики писателя 1890-1910-го гг 43

3. Проблематика религиозно-философских публицистических произведений 1890-1910-го гг. в творчестве Л.Н. Толстого 93

Часть 2. Стилевое своеобразие публицистики "позднего" Л.Н. Толстого .

1. Жанровая типология и композиционное своеобразие публицистических произведений Л.Н. Толстого 1890-1910-го гг 118

2. Изобразительно-выразительные средства публицистики писателя 1890-1910-го гг 134

Заключение 154

Литература 157

Приложение. Список публицистических работ Л.Н. Толстого с 1890 по 1910 год

Введение к работе

Публицистика Л.Н.Толстого 1890-1910-го годов в отечественном литературоведении была представлена не так масштабно, как она того заслуживает.

Современники Льва Толстого, научные труды которых вышли в свет до 1917 года, большей частью уделяли внимание его религиозно-философским взглядам, а не собственно публицистическим произведениям. Зачастую многие исследователи считали Толстого сильным писателем, но слабым мыслителем, указывая на свойственные ему противоречия в системе религиозного мировоззрения1..

Зачастую взгляды Л.Н.Толстого оценивали как «преступление про-тив человечества»; чаще всего это касалось толстовской точки зрения на частную собственность, государство и смертную казнь, считалось, что «тысячи крестьян, рабочих и прочих тружеников России» попадают, веря Толстому, «в объятья государственного бунта против власти, против соб Еще при жизни Л.Н.Толстого в связи с его юбилеем французская газета «Autorite» писала: «Гений Толстого как писателя неоспорим, и мы почитаем за честь приветствовать его как такового по случаю его восьмидесятилетнего юбилея. Но увы, тем глубже и ужаснее будет влияние его как философа-учителя, насадителя разрушительных теорий... Жан-Жак Руссо своей чувствительно-слащавой философией довел Францию до ужасов 1793 года. Дай бог, чтобы доктрина изобретенной Толстым любви не разразилась над Россией столь же трагическими последствиями!» // Прийма Ф.Я. Русская литература на Западе. Статьи и разыскания. Л., 1970. С. 187. ственности, против податей» . С другой стороны, в работах П.Е.Астафьева, Н.Я.Грота, С.Н.Булгакова, М.М.Бородкина, Р.А.Дистерло, А.Карташева, М.П.Изюмова, Н.М.Минского, Ф.П.Преображенского, С.И.Церетелева, П.С.Юшкевича и других можно найти и несколько иной подход к анализу мировоззрения Л.Н.Толстого. По мнению этих исследователей, Толстой был весьма далек от политики: больше всего его интересовали вопросы нравственности и религии. Личность Толстого изображалась ими как личность, погруженная «в абсолютизм этики и религии» .

Новый завет в религиозном сознании Л.Толстого // Вопросы литературы, Один из современников Л.Н.Толстого - С.Н.Кривенко - писал, что толстовство носит сектанский характер и поэтому обречено1. Непримирима в оценке религиозных взглядов Л.Н.Толстого была и Русская Православная Церковь: яростные попытки великого мисателя создать «новую религию» в противовес Христианской Церкви воспринимались как бого-борческие, раскольнические и кощунственные .

Интересными исследованиями можно считать и те, авторы которых сопоставляют мировоззренческие позиции Толстого и Маркса, Толстого и Ницше. Так, Г.В.Плеханов выступил с рядом работ, в которых выражал протест против попыток тех, кто видел в Толстом «учителя жизни» и показал принципиальную разницу между идеями Толстого и Маркса3. В свою очередь, В.Щеглов ставит Л.Толстого в один ряд с Фридрихом Ницше. Сопоставление концепций Л.Н.Толстого и Ф.Ницше можно обнаружить и в работах Л.И.Шестова, Н.Я.Грота и Д.С.Мережковского4.

После 1917 года многие исследования о жизни и творчестве Толстого носили обличительный характер. Авторы работ данной направленности, ссылаясь на тезис В.И.Ленина о «дворянской реакционности Толсто 1989, № 4; Булгаков В. Толстой-моралист. М, 1923; Булгаков С.Н. Л.Н.Толстой. СПб, 19J2.

1 Кривенко С.Н. Против толстовства. СПб, 1908.

2 Письма Победоносцева к Александру Ш. М, 1926, т. 2, с. 253; Духовная траге дия Льва Толстого. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры «Отчий дом», 1995, с. 71-272.

Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М: Худлит., 1958, т. 5. 4 Щеглов В. Граф Л.Н.Толстой и Ф.Ницше. Ярославль, 1897; Шестов Л.И. Добро в учении графа Толстого и Ф.Ницше. СПб, 1905; Грот Н.Я. Нравственные идеалы нашего времени. Фридрих Ницше и Лев Толстой. М., 1893; Мережковский Д. С. Л.Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: Республика, 1995. го», стремились доказать враждебность мировоззрения Толстого «деду демократии и пролетариата»1. Именно в 1920-1930-е гг. родился и получил право на существование призыв ограничиться г изучением художест венного творчества писателя, а Толстого как мыслителя «мы целиком и полностью должны отвергнуть»2. Тем не менее, имела место и совершенно противоположная точка зрения: А.В.Луначарский выступал против забвения Толстого-мыслителя и призывал «проанализировать и разобраться весьма тонко во всем многообразном комплексе, который мы называем Львом Толстым и его наследием» .

Послевоенные работы, посвященные жизни и творчеству Л.Н.Толстого, безусловно, внесли огромный вклад в изучение общественно-политических, религиозных, нравственных взглядов писателя. Многие исследования представляют собой комплексный анализ наследия Л.Н.Толстого, особенно его художественных сочинений, педагогических и эстетических работ4.

Фриче В.М. Л.Н,Толстой. Сборник статей. М., 1929; Львов-Рогачевский Л.В. От усадьбы к избе. Лев Толстой. М., 1928; Короткое Г. Толстой и пролетариат. Л., 1928; Киреев Д.Л. Л.Толстой. Жизнь, литературная деятельность, миросозерцание. М.-Л., 1928; Мартынов А. Лев Толстой как памятник исторического прошлого // Коммунистическая революция. М„ 1928, № 6, март; Квитко Д.Ю. Философия Толстого. М., 1930. Бондарев Д.А. Толстой и современность. Л., 1928, с. 35. 3 Литературное, наследство. М.: Художественная литература, 1961 т. 69, кн. 2, с. 407.

Куприянова Е.Н. Молодой Толстой. Тула, 1956; Куприянова Е.Н. Лев Толстой и социализм // Идеи социализма в русской классической литературе. Л., 1969; Куприянова Е.Н. Эстетика Л.Н.Толстого. М., 1975; Опульская Л.Д. Мировоззрение Л.Н.Толстого // История философии. М., 1959, т. 4; Опульская Л.Д. Л.Н.Толстой, материалы к биографии с 1886 по 1892 год. М., 1979; Опульская Л.Д, Идейно-художественные особенности романа Л.Н.Толстого «Воскресение» // Л.Н.Толстой. Сборник статей. М, 1956; Бурсов Б .И. Лев Толстой. Идейные искания и творческий метод.1847-1862. М, 1960; Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1960; Шкловский В.Б. Лев Толстой. М, 1963; Асмус В.Ф. Мировоззрение Толстого // Избранные философские труды. М., 1969; Шкоринов В.П. Общественно-политические взгляды Л.Н.Толстого в свете ленинских оценок // Ученые зап. Шахтинск. пед.ин-та, 1961, т.З, в, 3; Арденс Н.Н. Творческий путьЛ.Н.Толстого. М., 1962; Овсянников М.Ф. Л.Н.Толстой // История философии в ССР. М., 1968, т.З; Галактионов А.А., Никандр в П.Ф. Русская философия 11-19 вв. Л., 1970; Полтавцев А.С. Философское мировоззрение Л.Н.Толстого. Харьков, 1974; Чуприна И.В. Нравственно-философские искания Л.Толстого в 60-е и 70-е годы. Саратов, 1974; Щипанов Н.Л. Философские искания Л.Н.Толстого // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия, 1979, № 1; Толпыкина Т.Ф. Философия Л.НТолстого. Канд. дис. М., 1965; Кучина Л.И. Социальная философия Л.Н.Толстого. Канд. дис. Л., 1970; Билинкис Я.С. О творчестве Л.Н.Толстого. Очерки. Л., 1959; Бычков С. Л. Толстой. Очерк творчества. М., 1954; Виноградов И.И. Главная из наук: о нравственных исканиях Л.Толстого // Литературная учеба, 1980, К« 5; Виноградов И.И. По живому следу. Духовные искания русской классики. М., 1987; Виноградов И.И. Критический анализ религиозно-философских взглядов Л.Н.Толстого. М., 1981; Гаврюшин Н.К. Антитезы «православного меча» // Вопросы философии, 1992, № 4: Галаган Г.Я. Л.Н.Толстой, художественно-этические искания. Л-, 1981; Гусейнов А. Учение Л.Н.Толстого о непротивлении злу насилием // Свободная мысль, 194, № 6; Давьшов ІО. Макс Вебер и Лев Толстой. К проблеме соотношения этики убеждения и этики ответственности // Вопросы литературы, 1994, № 1; Дунаев М.М. Православие и русская литература. М., 198, т.4; Ковалев В.А. Поэтика Льва Толстого. Истоки. Традици. М., 1983; Козлов Н.С. Лев Толстой как мыслитель и гуманист. М., 1985; Концевич И.М, Госудрство в государстве. О религии Толстого Кубань, 1992, № 3-4; Кудрявая Н.В. Религиозно-нравственное учение Однако, несмотря на немалый объем сделанного нашими литературоведами и философами, публицистика «позднего» Толстого была наименее исследована. Религиозно-философская и общественно-политическая позиция Л.Н.Толстого, рассматривалась прежде всего в динамике; публицистика ранних лет изучалась с точки зрения проблемно-тематического содержания, а публицистика позднего периода комплексно не была пред-ставлена. И все же в отечественном литературоведении есть работы, которые своей задачей ставили изучение публицистики «позднего»

Л.Н.Толстого. М.( 1979; Лурье Я. С. Об исторической концепции Льва Толстого // Русская литература, 1989, № I; Лурье Я.С. После Л.Н.Толстого. Исторические воззрения Толстого и проблемы 20 века. СПб, 1993; Мардов И.Б. О новом жизнепонимании Льва Толстого // Вопросы философии, 1996, № 9; Меньшиков М. По образу своему и подобию. О творчестве Л.Н.Толстого // Слово, 1991, № 9; Назаров В.Е. Метафоры непонимания. Л.Н.Толстой и Русская церковь // Вопросы философии, 1991, № 8; Немировская Л.З. Религия в духовном поиске Толстого. М., 1992; Немировская Л.З. Толстой и проблемы гуманизма. М., 1988; Петров Г.Н. Отлучение Льва Толстого от церкви. М., 1978; Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972; Степанов А.В. Язык Льва Толстого // Русский язык в школе, 1998, Кэ 4; Xv-душкина И.Ф. Историко-философский анализ в творческом наследии Л.Н.Толстого // Вестник Моск. ун-та, сер. 7, Философия, 1986, № 6; Чернявский А.Л. Еще раз о мировоззрении Л.Толстого // Советская педагогика, 1990 № 6; Шрейдер Ю.А. Моральная проповедь Льва Толстого // Этика. Введение в предмет. М., 1998; Курляндская Г.Б, Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский. Тула, 1986; Ячевский В.В. Общественно-политические и правовые взгляды Л.Н.Толстого. Воронеж, 1983. Л.Н.Толстого, не претендуя на полное и окончательное решение вопроса о своеобразии толстовского публицистического наследия 1890-1910-го гг ,

Наиболее важными следует признать исследования К.Н.Ломунова и А.И.Шифмана. Работы этих ученых объективны и значимы, однако в их исследованиях уделено внимание далеко не всем вопросам публицистического наследия "позднего" Толстого. Многие вопросы по данному периоду творчества писателя - публициста только упомянуты ими в силу того, что 

Андреева Е.П. Толстой-художник в последний период деятельности. Воронеж, 1980; Варшавский С. Л.Н.Толстой и русско-японская война / Литературный современник, 1934, № 4; Верховская N1M. Лев Толстой и рабочий вопрос // Толстовский сборник. Тула, 1970; Гринева И.Е. Мастерство Л.Н.Толстого -обличителя в произведениях 900-х годов / Толстовский сборник. Тула, 1962; Жданов В.А. Последние книги Л.Н.Толстого. М., 1971; Ковалев В.А. Лев Толстой и русская журналистика // Вестник Моск. ун-та, сер. 7, 1960, № 6; Лебедева В.А. Земельный вопрос в публицистикеЛ.Толстого 80-900-х годов"// Яснополянские записки. Тула, 1955; Ломунов К. Лев Толстой в современном мире. М., 1975; Ломунов К. Примечания // Л.Н.Толстой. Не могу молчать. М, 1985; Николаева Е.В. Духовный климат эпохи и художественный мир позднего Льва Толстого // Литература в школе, 1997, № 5; Николаева Е.В. Художественное своеобразие творчества Л.Н.Толстого 1880-1900-х годов. Способы выражения основ авторского мировоззрения в позднем творчестве писателя. Авореф. дис. ... докт. филол. наук. М., 1995;ПозойскийСЛ. Толстой как журналист и редактор. Тула, 1985; Толстой Л.Н. и русская литературно-общественная мысль / Под ред. М.Б.Храпченко. Л., 1979; Шифман А.И. Лев Толстой и Восток. М., 1960; Шифман АД. Лев Толстой - публицист // Л.Н.Толстой. Собрание сочинений. М., 1964; Шифман А,И. Публицистика Л.Н.Толстого периода первой русской революции // Лев Толстой. Материалы и публикации. Тула, 1958; Шифман А.И. Художественные элементы в публицистике Л.Н.Толстого//Толстой-художник. М., 1961.

Объектом анализа являлась публицистика различных периодов творчества Л.Н.Толстого. С точки зрения проблемно-тематического содержания всей . публицистики Л.Толстого весомый вклад был внесен К.Н.Ломуновым; с точки зрения языка - А.И.Шифманом. Но предмет их исследования слишком велик, и А.И.Шифман считает его недостаточно изученным и требующим отдельного рассмотрения.

Религиозно-философская позиция Л.Н.Толстого в отечественном литературоведении и философии второй половины 20 века была представлена гораздо большим числом исследований, среди которых наиболее значимыми являются работы И.М.Концевича и М.М.Дунаева1. Исследования этих авторов примечательны синтезом философского и литературоведческого анализа. Многие из этих книг и статей появились только в 90-е годы 20-го века, поскольку диссонировали установкам советского литературоведения. И, тем не менее, публицистические работы "позднего" Толстого не были подвергнуты комплексному литературоведческому анализу, несмотря на свою значимость в оценке всего творчества Л.Н.Толстого.

Творчество Л.Н.Толстого является одним из важных этапов в развитии русской литературы 19 века. Многогранность его личности реализо-вывалась прежде всего в его писательской деятельности, которая позволяла ему в равной степени изумлять общественность и в качестве прозаика, и в качестве литературного критика, педагога, в качестве публициста, религиозного философа и общественного деятеля. Каждый из периодов его творчества характеризуется различными тенденциями в его деятельности, и каждый раз деятельностная доминанта была новой. В докризисной писа Концевич И.М. Истоки душевной катастрофы Л.Н.Толстого // Духовная трагедия Льва Толстого. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры «Отчий дом», 1995; Дунаев М.М. Православие и русская литература. М.: Христианская литература, 1998. ч. 4.

Доминировали художественные произведения. Художественная проза Л.Н.Толстого того периода несла в себе заряд .гуманизма, отличалась глубоким психологизмом и неповторимостью стиля. Пластичность и рельефность толстовских образов героев, реалистичность сюжетов сказывались во всей структурной организации произведений: от избранной жизненной проблемы до речи персонажей. Однако посткризисный Толстой уже не считал возможным следовать этим художест-венно-эстетическим принципам творчества и углубился в публицистику. Именно публицистика "позднего" Толстого является наименее исследованной областью в его творчестве посткризисного этапа.

Толстой-публицист стоит в одном ряду с не менее выдающимися публицистами конца 19-го - начала 20-го века, а именно: В.Г.Короленко и М.Горьким.

Публицистика Л.Н.Толстого 1890-1910-го годов многомерна, что подтверждается проблемно-тематическим содержанием, способствующим процессам циклизации и серийности; своеобразным стилем (контаминация жанров, новые композиционные решения, использование изобразительно-выразительных средств, которые усиливают художественность публицистических работ).

Актуальность темы данного диссертационного исследорания определяется отсутствием в современном российском литературоведении завершенного системного анализа общественно-публицистической деятельности "позднего" Л.Н.Толстого, раскрывающего ее проблемно-тематическую систему, художественно-поэтическую форму и социально-историческое значение.

Объектом исследования является публицистика Л.Н.Толстого с 1890 по 1910 год. Предмет исследования составляет проблематика, тематика и стиль публицистики Л.Н.Толстого 1S90-1910-го годов социально-политического, нравственного и религиозно-философского содержания.

Хронологические рамки данного исследования охватывают период с 1890 по 1910 г. Важнейшими историческими событиями тех лет можно считать: за рубежом - японо-китайская война (1894-1895), Памирский кризис (1895), вторая война за независимость Кубы (1895-1898), Фашодский кризис (1898), испано-американская война (1898), англо-бургская война (1899-1902), дело Дрейфуса (1894-1906), Панамский кризис (1901), 1-й Марокканский кризис (1905-1906), переворот в Турции (1908), восстания в Индии (1906), Боснийский кризис (1908-1909); в России: 1891-1892 - первая волна голода, 1896 - кровавый праздник коронации на Ходынке, 1898 -вторая волна голода, 1904-1905 - русско-японская война, 1905-1907 - первая русская революция и т.д. Нельзя упускать и важнейшие литературные события того времени: расцвет публицистики, модернизм, приближение серебряного века, реакционность цензуры, а следовательно, и рост подпольных и зарубежных изданий и т.д. Культурный процесс, соприкасающийся с этими событиями, дал и новое религиозное сознание, духовный ренессанс русского общества в ответ на монархическое мракобесие.

Цель исследования - раскрыть особенности публицистического наследия "позднего" Л.Толстого как системы отражения мировоззрения и духовно-нравственных исканий автора в многожанровой форме.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности циклов и серий публицистических работ Л.Н.Толстого 1890-1910-го гг., нравственно-социальный и религиозно-философский диапазон проблемно-тематического содержания.

2. Обозначить жанровую типологию публицистики Л.Н.Толстого данного периода, выявить композиционные особенности и функционально охарактеризовать систему поэтических средств публицистики писателя в 1890-1910-е гг.

3. Обозначить типологические черты публицистики Л.Н. Толстого в поздний период его деятельности.

Научная новизна работы заключается в предпринятом впервые системном анализе публицистического наследия «позднего» Л.Н.Толстого сточки зрения понятий циклизации и серийности.

Теоретическая ценность диссертации состоит в выявлении особенностей творческой манеры «позднего» Толстого-публициста и в системном анализе его публицистического наследия 1890-1910-го годов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его основные положения и выводы могут быть использованы в вузовском курсе лекций по истории русской литературы второй половины 19 века. Материал диссертации представляет определенный интерес и для специальных курсов по данному периоду истории русской литературы.

Методологическая основа работы заключается в сочетании исто-рико-генетического и историко-типолотического принципов анализа. Применяемые принципы исследования позволяют целостно анализировать публицистику "позднего" Л.Н.Толстого. Поэтика публицистического наследил Л.Н.Толстого 1890-1910-го гг. изучена в ее функциональном аспекте, что способствовало более точному и глубокому пониманию проблемно-тематического содержания. Эмпирическую базу исследования составили статьи Л.Н.Толстого с 1890 по 1910 год (более 130 произведений), в том числе и неоконченные работы и неподцензурная публицистика, дневники и пирьма. В данной работе использован, таким образом, довольно широкий круг источников, включая и следующую группу: историко-биографическая литература о Л.Н.Толстом, работы, анализирующие философские, религиозные и социально-политические взгляды Л.Н.Толстого.

Обширную группу образуют источники мемуарного и эпистолярного характера: дневники, автобиографии, воспоминания, письма Л.Н. Толстого, его родственников, друзей, сотрудников и современников .

1 Бирюков ПИ. Биография Л.Н.Толстого. М.-Пг., 1923; Абрикосов Х.Н. Двенадцать лет около Толстого // Летописи Государственного литературного музея. М., 1948, книга 12, т. 2; Буланже П.А. Толстой и Чертков. М., 1911; Бере С.А. Воспоминания о графе Л.Н. Толстом. Смоленск, 1893; Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого. М: Художественная "литература, 1959; Гусев Н.Н. Два года с Л.Н.Толстым. Воспоминания и дневник бывшего секретаря Л.Н.Толстого, 1907-1909 гг. М.: ВШ, 1973; Гусев Н.Н. Летопись жизни и творчества Л.Н.Толстого. 1891-1910. М: Художественная литература, 1960; Дело 3-го отделения собственной его императорского величества канцелярии о графе Льве Толстом. СПб., 1906; Документы о Л.Н.Толстом и о преследовании царским правительством В.Г.Черткова и Н.Н.Гусева // Яснополянский сборник. Статьи и материалы. Год 1962. Тула, 1962; Маковшікий Д.П. Яснополянские записки. 1908 год. Машинопись. Л., 1921; Чертков А.К. Толстой и его знакомство с духовно православной литературой // Голос минувшего. М., 1913. к. 5.; Толстая А.А. Письма Л.Н.Толстому. 1867-1903. Воспоминания // Переписка Л.Н.Толстого с А.А.Толстой. Пб, 1911; Страхов Н.Н. Письма Л.Н.Толстому. 1871-1894 // Переписка Л.Н.Толстого с Н.Н.Страховым. Пб., 1914; Толстая С.А. Письма к Л.Н.Толстому. 1862-1910. М, Л., 1936; Булгаков В.Ф. На защиту выносятся следующие положения:

1. Публицистика Л.Н.Толстого 1890-1910-го годов - это системное образование, составляющими «звеньями» которого являются циклы и серии. 

2. Нравственно-религиозная доминанта публицистики Л.Н.Толстого 1890-1910-го годов является тем цементирующим элементом, который пронизывает и скрепляет циклы в составе серий.

3. Публицистика Л.Н.Толстого 1890-1910-го годов является примером синтеза социального и религиозно-философского понимания действительности автором, что говорит о целостности и единстве всей публицистики указанного периода.

4. Наряду с подчеркнутой аналитичностью, работы Л.Н.Толстого 1890-1910-го годов обладают художественной выразительностью. Используемые автором различные изобразительно-выразительные средства и композиционные приемы способствуют художественной образности публицистики «позднего» Л.Толстого,

5. Стилевая система, в основу которой входит и система жанров, представляет собой «сплав» собственно публицистических и научных жанров с жанрами религиозно-публицистической и философско-дидактической литературы.

Структуру диссертации определили поставленные задачи и специфика предмета исследования. Она подчинена принципу последовательного раскрытия ключевых моментов проблематики и тематики публицистических циклов, определению жанровой типологии, стиля. Диссертация состоит из введения, двух частей, заключения, приложения и перечня ис Л.Н.ТолстоЙ в последний год его жизни. Дневник секретаря Л.Н.Толстого. М., 1989. следованной научной литературы по избранной теме. Общий объем диссертации составил 1S0 страниц.

Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры РГПУ. По материалам диссертации были сделаны доклады на научных апрельских конференциях РГПУ 1994-1999 гг. 

Социально-исторические и религиозно-философские истоки публицистики "позднего"Л.Н. Толстого

Конец 19-го - начало 20-го века - некая концентрация всего достигнутого в течение ста лет и всплеск нового, что только может быть принято веком двадцатым. Культура 19-го века еще жила и продолжала "питать" своей мощью молодой двадцатый век не только идеями, но и неординарными личностями. Одной из таких личностей можно по праву назвать и Льва Толстого, которому было дано прожить последние годы 19 века и первое десятилетие века 20-го.

Это время прошло под знаком Л.Н.Толстого, который ознаменовал собой уходящий "золотой" век. Его, как Пушкина, Тургенева, Достоевского или Чехова, знает и помнит весь мир. Скорее всего, мир запомнил Толстого не только как автора «Войны и мира» или «Анны Карениной», но и как противника Православной церкви, пережившего «духовный раскол». Возможно, Лев Толстой остался в памяти человечества и как яркий общественный деятель и публицист, мечтавший о создании единой мировой религии. Общественно-политическая, историческая, религиозная и психологическая обстановка тех лет способствовала генерации новых религиозно-философских и социокультурных идей1, позволяющих людям адаптироваться в той довольно непростой обстановке.

Определение истоков публицистического наследия «позднего» Л.Н.Толстого является одним из важнейших этапов данного исследования, поскольку публицистика этих лет представляет собой итог философских, религиозных и художественных исканий автора. С другой стороны, необходимость определения истоков публицистики 1890-1910-го гг. продиктована и сложностью, противоречивостью мировоззрения Льва Толстого, выраженного им в проблемно-тематическом содержании своих работ. Творчество "позднего" Л.Н.Тодстого пришлось на довольно сложный период истории нашей страны и всего мира. События тех лет навсегда отпечатались в сознании многих поколений людей, в их исторической памяти, поскольку стали для них потрясением или национальным бедствием. Не проходило и года, как в одной из зарубежных стран вдруг возникали вооруженные конфликты (внутренние и международные)2: 1894-1895 -японо-китайская война, 1895 - Памирский кризис, 1895-1898 - вторая война за независимость Кубы, 1898 - фашодский кризис, 1898 - испано-американская война, 1899-1902 - англо-бурская война, 1894-1906 - дело Дрейфуса, 1901 - Панамский кризис, 1904-1905 - русско-японская война, 1905-1906 - 1-й Марокканский кризис, 1906 - восстания в Индии вследствие «черного закона», 1908 - переворот в Турции, 1908-1909 - Боснийский кризис.

Как видно, социально-политическая жизнь того времени была весьма напряженной. Периодическая печать того времени не могла не затронуть сердце и душу Л.Толстого, который никогда не был в стороне от общественной жизни: "Для того, чтобы художник знал, о чем ему должно говорить, нужно чтобы он знал то, что свойственно всему человечеству и вместе с тем еще неизвестно ему, т.е.- человечеству. Чтобы знать это, художнику нужно... быть участником в общей жизни человечества"].

С другой стороны, события в самой России тоже заслуживают внимания: 1891 -1892 - по России прокатилась первая волна голода, 1896 - состоялась коронация Николая II, за которой последовал кровавый праздник на Ходынском поле, 1898 - вторая волна голода в России, 1899 - в Санкт-Петербурге развернулось студенческое движение, 1904-1905 -русско-японская война, 1905-1907 - 1 русская революция, известная Кровавым воскресением и восстанием на броненосце "Потемкин"1.

Эти события и определили дальнейшие творческие замыслы Л.Н.Толстого, целью которых стало отображение всего многообразия человеческой жизни. Еще 20 декабря 1888 года Лев Толстой записал в своем дневнике следующие мысли: "... надо записывать две вещи; 1) весь ужас настоящего; 2) признаки сознания этого ужаса. И брать отовсюду" (50,16),

Интересна и многообразна была культурная жизнь человечества тех лет. Весь 19 век был наполнен такими потрясениями в Европе, что они, безусловно, нашли отражение и в культурной жизни различных стран и народов. Процесс упадка человеческих сил и настроения, доминирующего тогда в психологии людей .конца 19 - начала 20 века, сказался и на культурном процессе в целом, получив название "декаданс". Вполне исчерпывающую характеристику декадентства дал В.В.Розанов: "По форме декадентство - утрировка без утрируемого, вычурное без объекта вычурности, а по содержанию - беспросветный эгоизм" . В тот период человечество на-ходилось в почти "детской растерянности" перед натиском прогресса и его последствий как положительных, так и отрицательных, перед постоянно меняющимся миром, перекраиваемым то одним, то другим человеком, возомнившим себя "сильнейшим мира сего". Люди, постоянно опаздывающие за новым днем, испытывающие постоянный стресс, люди, которые не могут никак адаптироваться в потоке истории, нашли для себя своеобразную "нишу", способную дать им чувство покоя и обретения устойчивого существования. "Ниша" эта - мистика1. В.В.Розанов считал, что появление декаданса связано с отходом человека от Бога, предполагая, что преодолеть это явление массового упадка (декаданса) можно только с возрождением религии: "Там, где поднимается монастырская стена, это движение неверных волн истории, какую бы оно силу и распространение вокруг не получило, окончится и отхлынет назад"2.

Духовная же жизнь России конца 19 - начала 20 века протекала именно под знаком богоискательства и мистики, спасающих от революци- / онных перемен. "Ни в одном классе, ни в одном сословии не было примиряющего начала: вражда сжигала сердца и озлобляла умы" . По мысли Н.А.Бердяева, в тот период интеллигенция раскололась "на две расы": с одной стороны - "культурная элита", которая жила либо мистикой, либо религиозными откровениями; с другой стороны - "силы революции", вдохновляемые идеями русского радикализма и марксизма4. Таким образом, идея богоискательства получила распространение только среди либеральной интеллигенции.

Нравственно-социальный диапазон публицистики писателя 1890-1910-го гг

Публицистика Л.Н.Толстого нравственно-социальной проблематики представляет собой довольно большую часть наследия писателя. Развитие публицистики Льва Толстого протекало согласно изменениям в его мировоззрении. Многие исследователи творчества Л.Н.Толстого считают началом публицистической деятельности писателя «Севастопольские рассказы» или трилогию «Детство. Отрочество. Юность». Так Б.И.Бурсов отмечает публицистичность «Севастопольских рассказов»1. А.И.Шифман считает, что «Толстой прибегает к средствам публицистики и в своем художественном творчестве и параллельно с ним», имея в виду трилогию «Детство. Отрочество. Юность» и создание Толстым ряда очерков, а также «Проект о переформировании армии» (1855)2. Однозначного мнения здесь быть, скорее всего, не может. Однако ясно одно: Толстой - публицист берег свое начало в Толстом-художнике.

Чаще всего публицистика Л.Н.Толстого рассматривалась учеными как органичное продолжение художественного творчества. Наиболее значимым работами, в содержании которых есть и исследования публицистики 1890-1910-го гг., можно назвать следующие.

Во-первых, это исследование Андреевой Е.П., где автор стремится представить целостную картину творчества Л.Толстого в поздний период творчества. Е.П.Андреева ведет в своем исследовании анализ и художественного, и публицистического наследия писателя с точки зрения проблемно-тематического содержания, особенностей жанровой системы. Автор акцентирует внимание на основных проблемах толстовских статей и трактатов, как-то: безнравственность официальной церкви и государственной политики, обличение войны, критика первой русской революции. Автор книги признает за Л.Толстым ясность его мысли, четкость формулируемых положений, говоря, что "искания бога как отвлеченность стали уступать место поискам твердой опоры в самой жизни. От его религиозных раздумий как итог остались два начала: это обличение официальной церкви и поповщины и так называемое нравственное учение..." . Другой,не менее значимой книгой, посвященной творчеству "позднего" Л.Н.Толстого и его публицистике, в частности, является книга К.Н.Ломунова "Лев Толстой в современном мире" . К.Н.Ломунов дает в своем исследовании всестороннюю характеристику литературно-художественного и публицистического наследия писателя по следующим вопросам: "Вопросы демократии и социализма", "Вопросы войны и мира", "Уроки Толстого" и т.д. Автор, стремясь охватить все творчество великого мастера, вынужден был останавливаться лишь на наиболее значимых в проблемно-тематическом содержании произведениях Л.Н.Толстого. К.Н.Ломунов уделяет внимание и вопросу истории написания тех или иных работ Л.Толстого. Данное исследование ценно прежде всего тем, что его автор сумел представить наследие Л.Н.Толстого целостно, указав на связь между его художественным и публицистическим творчеством. Более того, К.Н.Ломуиовым был дан литературоведческий анализ публицистических работ (наиболее значимых, по его мнению); автор сопоставил их проблемно-тематическое содержание с анализом уже имеющихся религиозно-философских и социально-политических взглядов Л.Н.Толстого в исследованиях философов конца 19 начала 20 вв. Созвучны этому же исследованию и статьи К.Н.Ломунова, которые предшествуют сочинениям Л.Н.Толстого в различных сборниках и собраниях сочинений1. В-третьих, особую группу исследований составляют работы А.И.Шифмана, в которых дан не только проблемно-тематический анализ публицистики Л.Толстого определенных этапов творчества, но и анализ поэтических средств Толстого-публициста. И тем не менее, Л.И.Шифман указывает на отсутствие комплексного анализа публицистика Л.Толстого, хотя бы одного из периодов его писательско-публицистической деятельности . Очень интересным может быть признано исследование доктора филологических наук Николаевой Е.В. "Духовный климат -эпохи и художественный мир позднего Льва Толстого"1. В этом исследовании дана характеристика эпохи конца 19 - начала 20 века в соответствии с творчеством "позднего" Л.Н.Толстого, дана характеристика поэтической системы и основных приемов его творческой манеры. Однако при всей важности, значимости и глубине данных исследований в литературоведении не изучался вопрос о цикличности и серийности толстовской публицистики, в том числе и периода 1890-1910-го годов. Наше же исследование рассматривает публицистику «позднего» Л.Н.Толстого именно с этой точки зрения.

По мнению А.И.Шифмана, цикличность была свойственна всему публицистическому наследию Л.Толстого: «... в 50-х годах это - выступления против «жестокости, угнетения и лихоимства» в николаевской армии, за отмену крепостничества; в 60-х годах - педагогические статьи, в которых с большой остротой ставится вопрос о надвигающемся капитализме, о бесчеловечности буржуазной цивилизации, о путях исторического развития России; в 70-х годах - статьи о народном образовании, о самарском голоде; в 80-х годах - антицерковные трактаты, статьи о бедственном положении городского люда, В 90-х годах - это многочисленные «письма» о голоде в России, об ограблении и разорении русской деревни, о жестокой эксплуатации рабочих, а также острейшие выступления против империализма, против «господской» науки и искусства; наконец, в 900-х годах статьи и памфлеты против русского самодержавия, против захватнических войн и колониального разбоя, против столыпинского террора и другие» .

Однако нельзя не отметить и то, что при всей ярко выраженной цикличности публицистики Л.1-1.Толстого на лицо факт серийности. Прежде всего, это сказывается в том, что ни все из перечисленных выше исследователем А.И.Шифманом циклы имеют четкие временные и тематические рамки. Нельзя сказать, что все статьи, входящие в тот или иной цикл, посвящены только одной проблеме, и нельзя сказать, что, например, проблема армии России интересовала Л.Н.Толстого только в 50-х годах, когда он сам. служил в ней. Исходя из данных особенностей, возникает вопрос не только о цикличности публицистики, но и о ее серийности.

Жанровая типология и композиционное своеобразие публицистических произведений Л.Н. Толстого 1890-1910-го гг

Публицистика Л.Н.Толстого представляет собой довольно своеобразное явление в истории литературного процесса России конца 19 - начала 20 века. Публицистика Толстого, а особенно "позднего11, интересна не только по тематике и проблематике, но и стилистически. Стиль Толстого-публициста 1890-1900-х годов явление весьма примечательное: его работы - один из наилучших примеров взаимовлияния и взаимопроникновения художественного и публицистического. Исследование проблемно-тематического содержания циклов публицистических работ "позднего" Л.Н.Толстого - это анализ лишь одной стороны, поэтому для полной характеристики публицистического наследия Л.Н.Толстого 1890-!900-х годов предпринят в данной работе и анализ его стиля.

Анализ стиля Л.Толстого-публициста 1890-1900-х годов позволит определить особенности публицистики писателя как системы. Л.И.Тимофеев считал, что наиболее близкое к задачам литературоведческого исследования определение системы дано в работах академика ГТК.Анохина1: "Системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение принимают характер взаимодействия компонентов на получение фокусированного полезного результата". Художественное произведение же, по определению Л.И.Тимофеева, "представляет собой органическое единство, различные компоненты которого в своем взаимодействии... включают в себя те или иные субситемы, которые могут быть поняты именно в этом единстве" . Под избираемыми компонентами художественной системы произведения литературы, взаимодействующими между собой, понимают внешнюю форму, внутреннюю форму и содержание.

В свою очередь, структура художественного произведения включает в себя три основных уровня, необходимых для анализа художественного произведения как системы. По определению М.А.Сапарова, это: 1. Слой материального образования объекта непосредственного чувственного восприятия. 2. Слой предметно-представимого - слой образной реконструкции. 3. Слой предметно-представимого - слой художественного значения"2. М.Я.Поляков определяет художественное произведение как "сложное эстетическое образование" и выделяет в нем три пласта: "1) определенной материальной системы (звуков, слов, красок - в зависимости от типа искусства), 2) реализуемого в этой системе сложного содержательного (семантического) поля, 3) идейно-эмоциональной системы (т,е. цепи людей, порождающих определенную "нпдтекстовую модель жизни")"1.

Итак, получается, что для формирования художественной системы необходимы следующие условия: художественная речь (речевой строй), сюжет (динамический строй) и композиция (строй отношений между эле-ментами и внутри них) . Каждый из элементов художественной системы представляет собой подсистему, состоящую из своих элементов. Так, элементами сюжета, в разных его аспектах, - конфликты, ситуации, события, что и было уже нами рассмотрено. Элементами же речевого строя являются разновидности художественной лексики (тропы) и художественного синтаксиса (фигуры). Композиция, связывая эту подсистему с категориями жанра, является также неотъемлемой частью художественной системы. Отношения, существующие внутри элементов художественной системы -это отношения координационные, одноуровневые. Отношения между элементами системы (речевой строй - сюжет) - отношения разноуровневые, субординационные. Субординационными являются и отношения более высокого порядка: произведение - жанр и произведение - стиль. Именно эти отношения и являются предметом исследования во второй части диссертации.

Категории жанр и стиль, безусловно, антиномичны: стиль - это нечто конкретное, неповторимо индивидуальное; жанр - это нечто общее, присущее разным произведениям, созданным разными писателями. Однако в процессе любого целостного анализа антиномичность снимается: "онтологически, в самом бытии произведения искусства жанр реализуется в стиле"; произведение же представляет собой жанрово-стилевое единство. В.М.Жирмунский писал, что "... в живом единстве художественного произведения все приемы находятся во взаимодействии, подчинены единому художественному заданию. Это единство приемов поэтического произведения мы обозначаем термином стиль"1. Конечно, в современном литературоведении литературное произведение не рассматривается как некая система приемов, но единство и целостность компонентов внутренней и внешней структуры произведения и каждого компонента его продолжают определять понятие стиля: "Стиль литературного произведения как определение единства содержания и формы..."2. Категории стиль и художественная система оказываются, таким образом, близкими с точки зрения структуры и функции обозначаемого объекта. Этот объект - система значимых форм, создающих художественный мир произведения. Но между понятием стиль и художественная система есть принципиальное отличие. "В отличие от термина "художественная система", фиксирующего особенности объективного бытия произведения, термин "стиль" подчеркивает его субъективную окрашенность, авторскую принадлежность"3. Стиль - это .художественная система произведения, в ее авторски неповторимом воплощении, "в котором одновременно преломляется и "память жанра"4.

В то же время, "понимание стиля неразрывно связано с системностью художественного целого и приращением смысла в результате организации словесного материала по определенному (каждый раз особому) принципу" . Комбинация элементов (компонентов) художественной системы произведения (речевых, сюжетных, композиционных ресурсов) согласно неповторимому авторскому замыслу и манере создает стиль, несмотря на то, что произведение написано в одном из известных жанров.

Категория жанра относится к более высокому уровню абстракции, чем категория стиля, поскольку она обозначает нечто общее, которое по- . вторястся и которое присуще разным произведениям, созданным разными авторами. Таким образом, анализ жанровой системы публицистики "позднего" Толстого позволяет конкретизировать жанровое своеобразие, привести к жанровой типологии, исследовать композиционные приемы в публицистических жанрах и открыть путь для анализа стиля Толстого-публициста 1890-1910-го годов.

Изобразительно-выразительные средства публицистики писателя 1890-1910-го гг

Исследуя публицистическое наследие Л.Н.Толстого 1890-1910-го годов с точки зрения идейного и проблемно-тематического додержання, композиции и жанровой системы, мы рассматривали и анализировали традиционные для современного литературоведения элементы стиля1, однако одним из компонентов стиля писателя является речевой стиль (язык произведения)2. В свою очередь, речевой стиль любого литературного произведения, будучи составной частью стиля в целом, является тоже системой. Все ее элементы подчиняются определенной стилевой закономерности, которая и определяет форму данного произведения. Именно этим, по мнению исследователя А.Н.Соколова, и отличается художественно-речевой стиль от языкового стиля, имеющего иную природу и иную функцию , По мнению этого же исследователя, внешней формой литературного произведения служит язык автора4. Именно в нем и выражается художественная закономерность стиля. От языка автора следует отличать речь персонажей, поскольку это художественное отображение или воспроизведение речи той или иной социальной группы (речевая характеристика персонажа). И здесь речь персонажа включается в стиль произведения, но только не как предмет изображения, а как показатель принципов и приемов изображения.

Система поэтических средств (изобразительно-выразительных средств, тропов и фигур) отражает речевой стиль авторской речи и является неотъемлемой частью анализа любого произведения. Говоря о публицистике как роде литературы и журналистики, нельзя упускать одну довольно немаловажную особенность стиля публицистических произведения вообще: в публицистическом стиле реализуются функции воздействия и коммуникативно-информативная, "поскольку формирование общественного мнения (а в этом и состоит основное назначение публицистики) предполагает опору на точные факты, на информирование..."1. Нельзя отрицать и тот факт, что публицистика и художественная литература находились, находятся и будут находиться в постоянном взаимодействии, взаимодолол-няя друг друга средствами выразительности и демонстрируя явления контаминации жанров (формальный аспект). Поэтому многие изменения, происходящие и по сегодняшний день в стилистической системе современного русского языка и литературе конца 19 - начала 20 века, можно объяснить действием двух основных тенденций:

"1 тенденцией ко все расширяющемуся и углубляющемуся взаимопроникновению стилей, откуда вытекают большая интенсивность нейтрализации межстилевых средств выражения, и

2 тенденцией к усилению дифференциации внутристилевой специфики языковых фактов, обслуживающих численно возросшие и обособленные друг от друга речевые реализации"2.

Итак, поскольку публицистика как один из родов художественной литературы реализует две свои основные функции, то экспрессивность является одной из ведущих характеристик стилистической системы ее речевого строя. "Экспрессивность - это... способность языковой единицы увеличивать парадигматический потенциал высказывания, его коммуникативную значимость за счет выражения субъективной модальности, эмоциональной реакции на ситуацию, актуализации всего высказывания или его части..."1. В итоге, все единицы языка, образующего речевой строй автора произведения, обладающие такой способностью, объединяются в систему выразительных средств (фонетических, лексических, лексико-семантических, словообразовательных, морфологических, синтаксических). Так вот изучение состава и функций изобразительно-выразительных средств публицистических произведений "позднего" Толстого (материал конкретного стиля) помогает выяснить специфику стиля Толстого-публициста 1890-1900-х годов, его речевую системность. "Речевая системность - это... взаимосвязь языковых средств в конкретной речевой разновидности на основе выполнения ими единого коммуникативного задания, обусловленного экстралингвистической основой данной речевой разновидности, связанных между собой по определенному значению, выра-жающему специфику стиля" . Более того, в исследовании Н.Б.Ипполитовой сказано, что речевая системность стиля зависит от взаимодействия лингвистических и экстралингвистических условий: отбор и использование единиц языка происходит с учетом содержания (темы), особенностей речевой ситуации (места, времени и характера аудитории), формы общественного сознания3. Как известно, системность характера функционирования языковых единиц в каждом стиле определяется воспроизводимостью в типичных, социально-актуальных сферах общения одних и тех же языковых средств; однотипностью стилистических приемов, повышенной частотностью употребления каких-либо грамматических категорий в пределах данной функционально разновидности речи; специфическими отношениями, которые возникают между единицами языка в условиях конкретного стиля1.

Таким образом, с помощью изобразительно-выразительных средств публицистический стиль выполняет свои основные функции, благодаря им реализуется его важнейшая стилевая черта - открытая оценочность, оформляется особый стилевой прием - "эффект новизны" и т.д. Безусловно, использование специальных изобразительных и выразительных средств сближает публицистику с беллетристикой, но не стоит отождествлять выразительность публицистического стиля с применением приемов художественной выразительности. У публицистики есть свои способы создания экспрессивного текста, зависящие от специфики жанра, природы журналистики, основной категорией которой является факт... как документальная основа, исходный материал и изобразительное средство .

Публицистика Л.Н.Толстого 1890-1900-х годов является далеко неоднородной и тесно связана с его художественным творчеством, а отсюда и своеобразие ее речевого строя (изобразительно-выразительных средств). Изобразительно-выразительные средства толстовской публицистики позднего периода рассматривались крайне мало, если сравнить с числом исследований речевой системы его художественных произведений.

Похожие диссертации на Публицистика Л. Н. Толстого 1890 - 1910-го годов : Темы, проблемы, стиль