Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Писатель Н. П. Смирнов и его проза : Проблемы. Жанры. Стиль Шлычкова Екатерина Леонидовна

Писатель Н. П. Смирнов и его проза : Проблемы. Жанры. Стиль
<
Писатель Н. П. Смирнов и его проза : Проблемы. Жанры. Стиль Писатель Н. П. Смирнов и его проза : Проблемы. Жанры. Стиль Писатель Н. П. Смирнов и его проза : Проблемы. Жанры. Стиль Писатель Н. П. Смирнов и его проза : Проблемы. Жанры. Стиль Писатель Н. П. Смирнов и его проза : Проблемы. Жанры. Стиль Писатель Н. П. Смирнов и его проза : Проблемы. Жанры. Стиль Писатель Н. П. Смирнов и его проза : Проблемы. Жанры. Стиль Писатель Н. П. Смирнов и его проза : Проблемы. Жанры. Стиль Писатель Н. П. Смирнов и его проза : Проблемы. Жанры. Стиль Писатель Н. П. Смирнов и его проза : Проблемы. Жанры. Стиль Писатель Н. П. Смирнов и его проза : Проблемы. Жанры. Стиль Писатель Н. П. Смирнов и его проза : Проблемы. Жанры. Стиль
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шлычкова Екатерина Леонидовна. Писатель Н. П. Смирнов и его проза : Проблемы. Жанры. Стиль : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Иваново, 2000.- 212 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-10/530-6

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I Личность и творчество: биобиблиографический аспект 16 61

ГЛАВА II Проблематика и образы в прозе

2.1 Человек-природа-охота 62- 93

2.2 Концепция любви (тема и мотивы) 94 - 121

ГЛАВА. III Жанрово-стилевое своеобразие произведений писателя

3.1 Повесть "золотой плес" (жанр и поэтика) 122 - 145

3.2 Структурно-семлигическа выразителыюсть циклирических миниатюр "жизнь в природе" 146 164

3.3 Семиотические доминанты авторского стиля 165-185

Заключение 186-190

Список литературы 191 206

Приложения 207-212

Введение к работе

Николай Павлович Смирнов - талантливый прозаик, поэт, автор литературно-эстетических статей, рецензий, мемуаров, дневников - долгое время был известен читателям только как создатель книги "Золотой Плес", а узкому кругу специалистов как член редколлегии и составитель альманаха "Охотничьи просторы". В литературном процессе 1920-70-х годов писателю отводилось второстепенное или даже третьестепенное место, часто его относили к литераторам, имеющим исключительно краеведческое значение. Природа и любовь - основная тематика его произведений, не отвечающая в советские времена социально-политическим и литературным установкам, замыкала имя прозаика в 20-е годы в ряду писателей-"попутчиков". Осулсдение по ложному обвинению и последующая ссылка в 30-е годы породили осторожное отношение к личности Смирнова и невозможность публиковаться и переиздаваться в послевоенные годы. С этими же причинами связано отсутствие в литературоведении научных работ, посвященных осмыслению роли и места творческого наследия писателя в истории литературы XX века.

О значении творчества так называемых, второстепенных литераторов, находящихся по разным причинам в тени классиков и видных современников, писал академик П.Н.Сакулин. В книге "Синтетическое построение литературы" ученый представлял литературу метафорически, в виде природного ландшафта, образованного всевозможными тектоническими формами1. Как компоненты экосистемы связаны воедино общими геологическими, биологическими, химическими, физическими процессами, так и писатели разной творческой величины, сосуществующие в общем историко-литературном процессе, находятся, по мнению ІТ.Н.Сакулина, в отношениях взаимозависимости. Это положение 1 Сакулин П.Н. Синтетическое построение литературы. М., 1925. применительно к Смирнову должно, па наш взгляд, учитываться в первую очередь и актуализировать внимание к его писательскому наследию.

Подтверждая идею П.Н.Сакулина, высказанную им в первой четверти XX века, современный теоретик литературы В.Е.Хализев отмечает: «Одна из ответственных и насущных задач литературоведения состоит в уяснении того, что крупнейшие явления литературы складываются из усилий малозаметных писателей, нужно, по словам М.Л.Гаспарова, "чтобы все эти многочисленные имена не остались для читателя безликими, чтобы каждый автор выделился" какой-то своей чертой»". Такая "черта" у Н.П.Смирнова несомненно есть.

Процессы конца XX века: пересмотр политических, социальных, культурных ценностей, установка на возвращение утраченного, потаенного, поиск национальных истоков - вызвали в настоящее время интерес ученых к более широкому и детальному рассмотрению литературного наследия, к переоценке ранее сложившегося круга имен, к извлечению из забвения писателей, в свое время по разным причинам игнорировавшихся. В этой связи показательно и особое внимание к малозатронутому литературоведением региональному компоненту, к роли местных', условно говоря, областных писателей.

Обоснованная Н.К.Пиксаповым3 идея краеведческого исследования русской литературы и искусства с пониманием была встречена в 1920-е годы. Однако в 1930-е годы краеведение, в том числе и литературное, было подвержено деструкции и фактически абсолютному забвению. Теоретическая и практическая разработка проблем литературного краеведения, начавшего возвращаться лишь в 1960 - " Халнзев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С. 140.

Пиксунов U.K. Областные культурные гнезда: Историко-краеведческий семинар. М.; Л., 1928.

70 годы, связана с именами Н.С.Травушкина4. Н.А.Милонова5, П.В.Куприяновского6, Л.Л.Розановой' и некоторых других ученых.

Утверждая региональный принцип изучения литературы, П.В.Куприяновский предлагает бинарный подход к проблеме: "История местной литературы, с одной стороны, должна соотносится с местными историческими условиями и обстоятельствами; с другой стороны, она должна предстать как микрочастица по отношению к целому - к явлениям общенациональной литературы"8. Обращаясь к творчеству Смирнова, мы видим, что тесная связь писателя с близкой ему родиной выражается в элементах местного колорита. Образы приволжской природы, Волги, Плеса, флоры и фауны, психологические портреты местных жителей - все это уравновешивается автором по значимости с общенациональным природным пейзажем, русским характером, практикой взаимоотношений между людьми, их бытом. Типичное в произведениях Смирнова выражается через частное, конкретное, что оказывается важным, так как вскрывает истоки, глубины явлений. В этом смысле весомость творчества литератора, обращающегося к краеведческой теме, неоспорима.

В связи с проблемой изучения второстепенных и местных писателей встают вопросы о преемственности, наследовании, заимствовании ими литературно-художественного опыта классиков и современников. Непреходящее значение традиции в контексте эволюционного рассмотрения истории литературы и культуры отмечали М.М.Бахтин, Д.С.Лихачев, Н.И.Пруцков, Ю.М.Лотман, Ю.Н.Давыдов, В.Е.Хализев и 4 Травушкин Н.С. Литературное краеведение в системе литературоведческих наук. В кн.: Научные доклады литературоведов Поволжья. Астрахань, 1967. " Милопов Н.А. Литературное краеведение. М., 1985.

Куприяновский П.В. Проблемы регионального изучения литературы // Русская литература. 1984. № 1. С. 177 - 181. ' См.: Розанова Л.А. Библиографический указатель. Иваново: ИвГУ, 1993. Куприяновский П.В. Указ. соч. С. 181. б другие. Бахтин пишет: "...произведение уходит своими корнями в далекое прошлое. Великие произведения литературы подготовляются веками, в эпох}' же их создания снимаются только зрелые плоды длительного и сложного процесса созревания"9. В рамках регионального принципа изучения предлагается следующий подход: "Сочетая проблемно-тематические обзоры и портреты писателей, история местной литературы может включать типологические и иные сопоставления с общей историей литературы"10.

Продолжая развивать темы классической литературы XIX-XX веков, Смирнов "достраивает" идущую из древности линию эстетической оценки природы и любви, окрашивая эти темы неповторимым вострженным пафосом. Заслугой писателя является этико-психологическое оправдание темы охоты в русской литературе и продолжение, в противовес научно-природоведческой аксаковской школе, художественного направления, основанного на поклонении древней страсти и через нее всей природе. Оригинальность Смирнова проявляется и в возрождении, и новом семантическом преломлении в границах лиро-эпической повести жанра экфрасиса, возникшего в эллинистической риторике. Безошибочность художественного вкуса, эрудированность в вопросах искусства, философии позволяет Смирнову обогатить историю критики XX века жанром литературно-эстетического очерка, основанного на принципе синтеза искусств. Публикация очерков, знакомящих русское зарубежье с культурой России, имеет принципиальное значение в плане рассмотрения истории русской литературы XX века как единой системы. Писатель одним из первых оказался тесно связан с литераторами-эмигрантами, переписка с ними свидетельствует о высокой гражданской 9 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 33 І. 10 Куприяновский П.В. Указ. соч. С. 181. позиции Смирнова и о предвидении им дальнейшего исторического пути интеграции культур русской метрополии и зарубежья.

Отсутствие историко-литературной оценки и неизученность творчества Смирнова обуславливают актуальносте настоящего исследования.

В связи с изучением художественного наследия Смирнова возникают три основных проблемы, или точнее - трудности. Первая вызвана отсутствием научных изданий, снабженных комментариями, и фактическим состоянием первоисточников исследования.

Первые книги писателя были изданы в начале 1930-х годов в кооперативном издательстве "Московское товарищество писателей" небольшим тиражом и не переиздавались. (Этим объясняется то, что автор настоящего исследования предпочитает цитировать4', а не пересказывать отрывки текста). В дальнейшем рассказы, очерки, лирические миниатюры публиковались разрозненно на страницах газет, журналов, альманахов. Многочисленные литературно-эстетические очерки существуют только в газетном или журнальном варианте. Требуют расшифровки дневники Смирнова под названием "Медальоны памяти"11, посвященные вопросам литературы, искусства, философии, истории, политики. Эти материалы, хранящиеся в архиве писателя в Москве (хранительница З.П.Симрнова -сестра писателя), представляют собой важный источник для осмысления мировоззрения писателя, эволюции его взглядов. Частично опубликована переписка Смирнова с литераторами России12 и зарубежья, * В цитатах сохраняется орфография и пунктуация писателя. 11 Смирнов Н.П. Медальоны памяти. Страницы дневника 1968 - 1969 гг. / Публ. З.П.Смирновой. Вступ, ст., подготовка текста, примеч. В.В.Перхина // Москва. 1998. № 6. С. 170 - 192; Медальон памяти / Публ. В.Л.Смириова // Рабочий край. 1998. 30 октября. 12 Письма Д.Н.Семеновского к Н.П.Смирнову / Публ. О.Переверзева, В.Смирнова//Раб. край. 1989. 22 января; Письма Н.П.Смирнова Б.Л.Пастернаку / Публ. О.К.Псреверзева (Принято к печати). литературоведами , родными ; статьи, посвященные жизни и творчеству Бунина; мемуары о писателях-современниках.

Отсутствует до сегодняшнего дня сводная библиография Смирнова. Начальный этап регистрации произведений писателя связан с именами З.Н.Корчагиной15, Л.А.Шлычкова16 и автора диссертации17. В перспективе остается создание библиографий публикаций в газетах "Рабочий и крестьянин", "Рабочий край", "Известия" и других периодических изданиях.

Сведения о жизни и творчестве в основном черпаются из автобиографии Смирнова18, а также из немногочисленных воспоминаний о писателе литераторов и родственников: П.В.Куприяновского19,

Письма Н. П. Смирнова П.В.Куприяновскому/Публ., вступ. ст., коммеитар. Е.Л.Шлычковой (Принято к печати). ' Из писем Н.П.Смирнова к родным / Публ., вступ, ст., примеч.

О.К.Переверзева//Певец золотого Плеса. Н.П.Смирнов (1898-1978):

Сбортшх научных статей, материалов и публикаций. Иваново, 1998. С. 9 -

24; Об эстетическом воспитании. Из писем Н.П.Смирнова к дочери и внучке / Публ. М.II.Смирновой // Там же. С. 83 - 86. 15 Н.П.Смирнов. Издания. Произведения в сборниках и журналах. Воспоминания. Литература о писателе // Писатели земли ивановской: Биобиблиографический справочник / Сост. 3. П. Корчагина; Под ред. П.В.Куприяновского, В.Е.Сердюка. Ярославль. 1988. С. 264 -267. 16 Библиография работ Н.П.Смирнова в альманахе "Охотничьи просторы" и журнале "Охота и охотаичье хозяйство" / Сосі'. Л.АЛПлычков // Певец золотого Плеса. С. 183 - 193; Библиография работ Н.П.Смирнова в газете "Русские новоети"(Париж) / Сост. Л.АЛПлычков // Там же. С. 174 - 182. 17 Библиография публикаций Н.П.Смирнова в журналах "Новый мир", "Краснея новь", "Красная нива" / Сост. Е.Л.Шлычкова. См. приложения. 18 Автобиография Н.П.Смирнова (1963) [Сокращенный вариант] // Писатели земли ивановской. С.262 - 264; То же [Полный вариант] / Публ., подготовка текста, примеч. Л.А.Шлычкова // Певец золотого Плеса. С. 3 -7. 19 Куприяновский П.В. Писатель, критик, журналист (о Н.П.Смирнове) // Тропинки памяти: Воспоминания и статьи о писателях- иваповцах. Ярославль. 1987. С. 105-110; То же//Певец золотого Плеса. С. 25 -31.

В.Н.Чехарина"0, В.В.Наумова-ІДигикал"1, Е.Осетрова. М.Н.Смирновой"3, "* 1 7S

З.П.Смирновой"', Г.Е.Лебедевой"' и очерковой прозы писателей-современников"6.

Имя Смирнова включено в "Краткую литературную энциклопедию"2'.

Вторая проблема - отсутствие обобщающих научных статей о жизненном и творческом пути, особенностях поэтики, своеобразии авторского стиля Смирнова.

Освоение художественного наследия писателя, только начавшееся в 1980-е годы, связано с именами П.В.Куприяновского, О.Н.Мігхайлова, В.В.Перхина, Л.А.Шлычкова, В.А.Смиргюва, Ю.Шумакова, В.Н.Чехарина. В основном работы о Смирнове представляют собой публикации или рецензии, носящие историко-литературный, описательный или библиоірафический характер.

Одним из первых литературоведов, обратившихся к творческой личности Смирнова и выделивших три основные его ипостаси: писатель. " Чехарин В.Н. Спасибо судьбе//Охотничьи просторы. 1998. Кн. 1.

С. 17-27. " Наумов-Цигикал В.В. Милостивый наставник//Охотничьи просторы.

1998. Кн. 1.С. 27-38. "" Осетров Е. Н.П.Смирнов, каким мы его знали // Российский литературоведческий журнал. 1993. № 2. С. 215 -218. " Смирнова М.Н. О моем отце // Российский литературоведческий журнал.

1993. №2. С. 11-16. "4 Смирнова З.П. Воспоминания о брате. Машинопись. Хранится в частном архиве П.П.Смирнова в Москве. " Лебедева Г.Е. Воспоминания о Н.П.Смирнове // Приволжская новь. 1993.

30 марта; 1994. 15 и 17 марта.

Перегудов А. Девушка с Имарки (Памяти Н.П.Смирнова) // Перегудов А. Золотой день осени. Рассказы. М., 1980. С. 37-47; Шошин М. Кинешемская романтика /7 Шошин М. Фабрика за овином: Повесть и рассказы. М., 1977. С. 123 - 130.

Пермитин Е.Н. Смирнов Николай Павлович // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1962 - 1978. Т. 6. М., 1971. Сто. 976. критик, журналист - был Куприяповский. В статье-воспоминании историк литературы касался связей писателя с Фурмановым. Шолоховым, Шошиным, высоко оценил книгу Смирнова "Золотой Плес", отметив ее эстетическое и воспитательное значание: "...они (книги. - Е.Ш.) учат видеть з нашей неброской русской природе потаенную красоту, источник прекрасного, возвышенного, поэтичного. Они призывают любить, охранять и защищать родную природу не с помощью лозунгов, а всей своей художественной сутью. И в этом особая роль, и особая их ценность в наше время"28. Мысль о необходимости включения рассказов и очерков Смирнова в школьные учебные издания высказывал О.Н.Михайлов.

О традициях буиииской и тургеневской прозы в творчестве Смирнова писали О.Н.Михайлов. В.Л.Смирнов, А.Кременский и другие. Куприяповский указывает на разные мировоззренческие основы Пришвина - писателя-философа и Смирнова - писателя-живописца.

Статья О.Михайлова "Песнь о родной природе" - первый опыт осмысления стилевого единства книги "Золотой Плес". Тезис его статьи о первостепенной роли природы - главной героини в творчестве Смирнова -развивается в нашей диссертации: "Чаще всего в литературе мы сталкиваемся с тем, что природа лишь обрамляет жизнь героев. В произведениях Ник.Смирнова люди - их судьбы - дополняют жизнь русской природы, восхищенно и трепетно воспринимая ее красоту""'.

Разработкой фольклорных мотивов, архаических элементов темы охоты в творчестве Смирнова занимался В.А.Смирнов: «...тема, связанная с Хозяйкой охоты. Матерью всего сущего, Матерыо-сырой землей, для 28 Куприяновский П.В. Писатель, критик, журналист. С. 109. ~ Михайлов О.Н. Песнь о родной природе//Певец золотого Плеса. С. 33; То же /7 Молодая гвардия. 1969. № ] 0. С. 277 - 281.

11 Смирнова не была "проходной", она стала лейтмотивом всего творчества»"' .

Существует ряд публикаций, касающихся вопросов творческих взаимосвязей Смирнова с Пастернаком31, Д.Семеновским32, Есениным"3, Пришвиным34.

Важной вехой на начальном этапе изучения Смирнова стало появление сборника "Н.П.Смирнов. Певец золотого Плеса", составленного

Л.Шлычковым . В него вошли: статьи ивановских и московских исследователей и родственников; публикации автобиографии, писем, стихотворений, снабженные развернутыми комментариями; библиография; фотографии писателя разных лет; информация об авторах издания. Сборник продолжил серию "Из культурного наследия Ивановского края", начатую Л.Н.Тагановым.

Смирнов В.А. Н.П.Смирнов // Смирнов В.А. Литература и фольклорная традиция. Иваново, 1992. С. 82. 31 Смирнов В.А. Б.Л.Пастернак и Н.П.Смирнов (К вопросу о творческих связях)//Творчество писателей и литературный процесс: Слово в художественной литературе. Иваново, 1993. С. 39 -48. 32 Розанова Л.А. "Этот очерк пустить первым". О литературных связях ивановцев // Раб. край. 1996. 12 апреля; Розанова Л.А. Города и веси Дмитрия Семеновского // Откровение: Лит.-худ. альманах. Иваново, 1998. №5. С. 278 -292. 33 Шлычков Л.А. Н.П.Смирнов о Сергее Есенине. К библиографии поэта // Певец золотого Плеса. С. 64 - 69. 34 Холодова З.Я. Н.Смирнов и М.Пришвин: о двух подходах к изображению природы (Принято к печати). 35 Шлычков Л.А. (1938-1997) - краевед, литературовед, автор книг и статей об истории и архитекіуре Ивановской и близлежащих областей, старший научный сотрудник Нлесского государственного музея- заповедника, последние годы жизни посвятил изучению личности и творчества Смирнова, архивным разысканиям, сбору библиографических материалов, подготовил первую выставку к 100-летию со дня рождения писателя. На проходивших 12-13 марта 1998 года VII Плесских чтениях, посвященных 100-летию со дня рождения Смирнова, автор настоящего исследования выступила с докладом «"Ненаписанный отчет" (Литературовед Л.А.Шлычков о писателе Н.П.Смирнове)». Машинопись. Хранится у автора.

Шлычков является также автором первых работ о сотрудничестве Смирнова в альманахе "Охотничьи просторы", журнале "Охота и охотничье хозяйство"36 и в газете "Русские новости""", о переписке с литературным зарубежьем^.

Публикации о Смирнове не раз появлялись в московской и ивановской прессе39.

Третья проблема, встающая перед исследователем творчества Смирнова, связана с авторскими обенностями его стиля и заключается в недостаточной разработанности некоторых литературоведческих терминов.

Традиционно принятое в теории литературы понимание категории стиля, представленное в трудах А.Ф.Лосева, П.Н.Сакулииа, М.М.Бахтина. Г.Н.Поспелова, А.Н.Соколова, Л.И.Тимофеева и других ученых, дополняется в нашем исследовании достижениями науки о знаковых формах40. Стиль каждого самобытного писателя, в том числе и Смирнова, предстает, таким образом, как оригинальный, неповторимый комплекс семиотических доминант, обладающих определенной иерархией. " Шлычков Л.А. Н.П.Смирнов в альманахе "Охотничьи просторы" и журнале "Охота и охотничье хозяйство" // Певец золотого Плеса. С. 52 — 58. 37 Шлычков Л.А. Газета "Русские новости" и ее авторы // Певец золотого Плеса. С. 43-51; Leonid A. SlyCkov. N.P.Smirnov et les Russkie novosti // Carriers du Monde russe. Vol. 38 (3). Juillet - Septembre. 1997. Pp. 415-428. 38 Шлычков Л.А. Плес - Париж II Певец золотого Плеса. С. 59-64. 39 Копеин Н. Писатель-земляк // Ленинец. 1957. 19 сентября; Куприяновский П.В. Поэзии чистый родник: К 80-лстию Н.П.Смирнова // Раб. край. 1978. 11 марта; Куприяновский П.В. Письма писателя//Раб. край. 1988. 3 апреля; Смирнов В.А. Певец золотого Плеса. Вечер памяти // Раб. край. 1988. 5 сентября; Смирнов В.А. "Жизнь наполнена внутренним смыслом"//Раб. край. 1990. 11 февраля; Шлычков Л.А. "Не хлебом единым" // Ивановская газета. 1994. 16 марта. 40 Борек Ю.Б. Эстетика - семиотика искусства. Наука о знаках и знаковых системах художественного и эстетического общения // Борев Ю.Б. Эстетика. М.", 1988. С. 183 -200.

В связи с анализом поэтики повести "Золотой Плес" нами было предпринято в первом параграфе третьей главы теоретико-литературное обоснование жанра экфрасиса, существовавшего невыявленным на протяжении всей истории русской и зарубежной литературы. О таких феноменах, жанрах "de facto", не регламентированных теоретиками, писал С.С.Аверинцев41. Экфрасис определяется нами как лиро-эпическое, подвижное в отношении формы произведение, передающее авторское восприятие произведения искусства, жизни творца, природы.

Основополагающая семиотическая доминанта авторского стиля Смирнова - восторженный пафос. Семантика этой категории, на наш взгляд, недостаточно последовательно рассматривается в рамках эстетики и литературоведения. хотя пафос является основополагающим компонентом любого художественного произведения, выражающим на эмоциональном уровне его идею.

Проблема синтеза лирического и эпического начал, в частности, в творчестве Смирнова, проявляющегося в жанровой специфике (повесть-экфрасис, путевой экфрасис, лирическая миниатюра и другие), в повествовательной манере и характере поэтической образности, также не нашла окончательного решения в науке.

Все выше перечисленные проблемы, с которыми приходилось сталкиваться в ходе исследования, нами уточнялись и в меру сил решались.

Предметом анализа в нашем исследовании является художественная проза Смирнова с привлечением литературно-эстетических очерков и критических статей, мемуаров, дневников, писем, позволяющих дать общее представление о мировоззрении писателя, его философских,

Аверинцев С.С. Жанр как абстракция и жанр как реальность: диалектика замкну гости и разомкпутости // Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996. С. 213. эстетических, этических и культурологических взглядах.

Цель работы - раскрытие творческой индивидуальности Смирнова, целостности его личности, значения и места писателя в литературном процессе 1920 - 70-х годов.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи: наиболее полное установление объема творческого наследия Смирнова; описание и характеристика жизненного и творческого пути писателя; изучение основных тем, мотивов, образов лирической прозы Смирнова на фоне типологических сопоставлений с литературой и искусством XIX -XX веков; анализ поэтики повести Смирнова "Золотой Плес", испытывающей семантическое влияние жанра экфрасиса; теоретико-литературное обоснование жанра экфрасиса; выявление семиотических доминант авторского стиля Смирнова.

В соответствии с поставленными целью и задачами нами использованы системный, сравнительно-исторический, типологический, ісультур о логический методы исследования, а также биобиблиографическое описание жизни и творчества писателя.

К работе привлекается обширный материал, почерпнутый из архива Н.П.Смирнова в Москве и Плесского государственного музея-заповедника.

Предлагая обозначенную в оглавлении композиционную логику диссертации, мы считаем необходимым оговорить уместность первой главы: в ней дается общая характеристика жизни и литературного наследия неизученного писателя, которая позволяет судить о его устойчивых эстетических взглядах, художественных вкусах и пристрастиях, тем самым она проливает определенный свет на произведения, анализируемые в последующих главах. Вторая глава расширяет представления об идейно-тематическом своеобразии и поэтике творчества писателя, вводя его в литературные традиции и контекст 1920 -70-х годов XX века. Квинтэссенция третьей главы заключается в суммировании на уровне категорий жанра и стиля аналигичсских данных предыдущих глав.

Личность и творчество: биобиблиографический аспект

Разрозненные биографические сведения, отсутствие сводной библиографии произведений Н.П.Смирнова, временное, связанное со ссылкой, забвение его имени, осторожное отношение к нему в послевоенные годы - породили представление о незначительности творческой личности писателя. Однако все эти факты и обстоятельства не могут заслонить того, чго перед нами - талантливый и самобытный художник слова, которого следует рассматривать не только в рамках литературного краеведения Иваново - Кинешемского региона, к котором} пока "привязан" Смирнов, но и более широко - с учетом литературного процесса в России 20 - 70-х годов XX века.

Николай Павлович Смирнов родился 28 февраля (12 марта) 1898 года в городе Плесе, тогда Костромской губернии Нерехтского уезда (ныне Ивановской области. Приволжского района), в средне-купеческой семье. Отец писателя, Павел Николаевич (1859- 1936), с 1890-х годов являлся членом городской управы, а в 1903 был избран городским головой, которым и состоял до 1917 года. Мать, Евдокия Феоктистовпа, в девичестве Алексеева (1877-1963), происходившая из семьи фабрикантов, мечтала дать первенцу (у Николая Павловича были младшие браг Леонид Павлович и сестра Зинаида Павловна) хорошее образование. После обучения в приходском и "частично" городском училище, Смирнов поступает в 1911 году в Кинешемскос реальное училище.

Большое влияние на формирование мировоззрения Смирнова-подростка оказали дяди писателя: Григорий Николаевич вел дневник, выписывал газеты и журналы, приложение к журналу "Нива", из которых образовалась небольшая библиотека; Виктор и Гавриил Николаевичи страстные охотники - были знакомы с И.И.Левитаном и его спутниками, отдыхавшими в Плесе в 1888-1890 годах (позднее их воспоминания Смирнов использовал при создании "Золотого Плеса").

Три вдохновенные страсти, захватившие с детства все существо писателя, - Волга, а вместе с ней и вся природа волжского городка, охота и литература - "стали колыбелью великой любви к видимому миру, а потом - и основным материалом писаний, а книга - незаменимым и любимым другом и спутником жизни"42.

Воспитанный на классической русской литературе, А.С.Пушкине и Ф. И. Тютчеве, Н.А.Некрасове и А.К.Толстом, Л.Н.Толстом и П.И.Мелытикове-Печерском, Л.П.Чехове и И.А.Бунине (в особенности) -Смирнов наследует позднее традиционные темы и мотивы природы, охоты, любви, счастья, окрашивая их восторженным пафосом.

Впитывая волжские пейзажи, получившие вечную жизнь в полотнах И.Левитана, открывая пленительный мир музыки С.В.Рахманинова, П.И.Чайковского, которыми он особенно восхищался, Смирнов с юности проникается способностью воспринимать прекрасное в разных видах искусства, которая позднее найдет отражение в его творчестве.

Во время учебы в кинешемском училище выявляются основные, увлекающие реалиста предметы - литература и история. Смирнов пробует перо как поэт, автор рассказов и очерков, публикуя с 1914 года под псевдонимом свои первые подражательные литературные опыты43, в которых оформляется природная тематика, стремление к очерковости, восторженность и живописность стиля, в местных газетах "Кинешемсц" (ред. М.М.Горбатов), "Кинешемский вестник" (ред. Д.С.Ушаков),

"Поволжский вестник" (ред. А.Н.Тюханов (Муромский)), "Курьер" (Кострома) и в московских еженедельниках "Газета для детей и юношества" и "Журнале для женщин".

В училище Смирнов общается с Д.А.Фурмановым, руководящим чтением младшего товарища, беседует с ним на литературные темы. Впоследствии в 1920 - 1925 годах в Иванове и Москве Смирнов периодически встречался с автором "Чапаева" и обращался к его личности в многочисленных статьях-воспоминаниях44.

Восторженно встретив революцию, "искренне и глубоко переоценив многие из старых и традиционных культурных и бытовых ценностей"iJ, Смирнов, как и многие люди его поколения, пережил период увлечения революционной романтикой, что определенным образом отразилось на его дальнейшей деятельности в качестве журналиста и критика.

В 1919 году Смирнов закапчивает "школ} И ступени", в которую было реорганизовано реальное училище, и начинает сотрудничать в кинешемской газете "Рабочий и крестьянин" (предшественнице "Приволжской правды") как секретарь, а затем (1920-1921) ответственный редактор. В виде бесплатного приложения к газете "Рабочий и крестьянин" в 1922 году в Кинсшмс выходит первая книжка Смирнова - одноактная пьеса "Урожай" (продагитка) - единственный драматургический опыт.

Человек-природа-охота

Русская литература XX века включает разные, иногда полярно противоположные подходы писателей к решению проблемы "человек и природа". В 1920-30-е годы, когда Смирнов заявил о себе как авторе художественной прозы, мир захватила волна научно-технического прогресса, принявшая в советской стране формы индустриализации и социалистического строительства. На первый план в литературе выдвигается тип человека-покорителя, поработителя природной стихии, утвердившийся в произведениях В.Катаева, И.Эренбурга, Л.Леонова (образ Увадьева в "Соти"). Отчужденность от природы, культ вещей, механизмов, машин прослеживается в модернистских течениях, и особенно, в авангарде. Образы природы приобретают пренебрежительную, ироническую окраску (Маяковский). Однако параллельно этому процессу в прозе 1920-30-х годов развиваются и другие формы отношения к природе, среди которых Л.В.Гурленова158 выделяет: натурфилософскую (В.К.Арсеньев, Г1.Низовой), социальную (Вяч. Шишков, А.Серафимович, А.Неверов, А.Всселый, М.Шолохов), социально-историческую (И.Бунин, И.Шмелев, М.Осоргии, В.Набоков), "между поклонением природе и ее отрицанием" (М.Пришвин. И.Соколов-Микитов), мифологическую (Л.Леонов (ранние произведения), С.Клычков, Вс.Иванов). Линия, насильственного преображения природы (А.Безымеиский. Е.Евтушенко), в 1950-е годы существует вместе с процессом глобального пересмотра ценностных установок, касающихся отношений человека и природы, с выступлениями писателей (Л.Леонов, В.Распутин, В.Астафьев) и публицистов в защиту природы. В начавшейся еще при жизни Смирнова борьбе за охрану природы писатель как публицист не участвовал, но всем пафосом своих произведений он с 1920-х годов противостоял освященному именем М.Горького "покорению природы". Философия природы и человека тесно связана в творчестве писателя с эстетическим и этическим аспектами проблемы. Процесс художественного осмысления красоты природы происходил одновременно со становлением философско-эстетических основ идеи прекрасного - категории универсальной и суммарной оценки явлений внешнего мира и их отношении к человеку. Каждый исторический период культурного развития, начиная с древнегреческого натурализма и заканчивая философской мыслью XX века, вырабатывал свои критерии эстетической ценности природы, формы ее взаимосвязи с человеком и искусством. Остановимся подробнее на идеях философов начала века, оказавших прямо или опосредованно влияние на мировоззрение Смирнова - художника слова. Утверждая в статье "Красота природы" объективную реальность красоты органической и неорганической природы, не зависящую от субъективных человеческих вкусов, Вл.Соловьев видел в эстетике природы все необходимые основания для философии искусства: "Как человеческое самосознание относится к самочувствию животных, так красота в искусстве относится к природной красоте"159. Н.Бердяев, рассматривая вопросы влияния научно-технического прогресса на природу и человека, утверждает: "Культура в период своего цветения была еще окружена природой, любила сады и животных ... Люди культуры, как ни далеко они ушли от природной жизни, смотрели еще на небо, на звезды, на бегущие облака. Созерцание красот природы есть даже по преимуществу продукт культуры"160. Осмыслению значения природного начала в жизни человека посвящена статья П.Флоренского161. В.Розанов высказывает основополагающую предпосылку творчества, в частности, писателей- природоведов: "мир духовного творчества вырастает лишь в том случае, если человек является частью природы, ибо в его душу как бы вложены зачатки всего мирозданья"162. Современные ученые-эстетики, продолжая разрабатывать теорию прекрасного в природе1 "0, подчеркивают сильнейшую воспитательную роль красоты любого ландшафта. Тема природы и охоты, организующей жизнь человека, формирующей его духовную основу, волнующей и восхищающей, обожествляемой и олицетворяемой, содействовала и сопутствовала литературному творчеству изначально, составляя суть эволюции художественной семантики. Силы природы воспринимались древним человеком как могущественные, мудрые, милосердные, справедливые божества. Примерами мировосприятия древних людей, познававших окружающую действительность, могут служить религиозные гимны "Ригведы", архаические эпосы: "Гильгамеш", "Калевала", "Давид Сасунский", "Старшая эдда", "Джангар"; русская обрядовая поэзия, сказки, былины. В "Веде гимнов" - сборнике хвалебных стихов, обращенных преилгуществеш-ю к богам, олицетворяющим силы природы - звучит гимн солнцу, воде, земле и т.д.

Концепция любви (тема и мотивы)

Концепция любви Смирнова основывается на универсальной идее всеединства - духовной связи всего сущего, на аксиологической теории и идеале человека, гармонично связанного с миром прошлого, настоящего и будущего. Отрицая социальный детерминированный подход к проблеме любви, писатель исповедует естественный гуманизм, проявляющийся во всеобъемлющем нравственном чувстве, которое определяет суть человеческой жизни. Подобную мысль о непреходящем значении любви, уравновешивающем все земные ценности, высказывает старец Зосима в романе Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы": "Землю целуй и неустанно, ненасытимо люби, всех люби, все люби, ищи восторга и исступления сего. Омочи землю слезами радости твоея и люби сии слезы твои. Исступления же сего не стыдись, дорожи им, ибо есть дар божий, великий, да и не многим дается, а избранным"180. Эта мысль не могла не быть близкой Смирнову, как и учение Вл.Соловьева о "сизигии" -абсолютной, всеохватывающей любви. Статья Соловьева "Смысл любви", пользовавшаяся в начале XX века большой известностью (ее идеи были подхвачены символистами), вряд ли прошла мимо внимания Смирнова. В.Соловьев, утверждая значение и всеобъемлемость любви, писал: "Установление истинно любовного, или сизигического, отношения человека не только к его социальной, но и к его природной и всемирной среде - эта цель сама по себе ясна"(П, 547).

Источником всеохватывающей любви Смирнова - он сам не раз подчеркивал это в прозе и публицистике - стало место, где родился писатель - волжский город Плес. Прекрасная природа "близкой родины", отчий дом, Волга, любимое с детства увлечение - охота, животные и, главное, люди, окружавшие Смирнова с детства и до последних дней творческой жизни, - все это вызывало высокую степень чувства, которым писатель был наделен безмерно: «душа этой моей любви - "тот уголок земли" на берегу матушки-Волги, где я впервые познал аромат цветов и сотового меда, синеву весны и золото осени, блеск снега и холодок родниковой воды» ("Родина"(1957), ЗП, 10).

Смирнов разрабатывает проблему любви в широком объеме значения этого понятия. Авторская интерпретация феномена любви, предопределенная парадигматичностыо этой этической категории, включает чувство глубокого единения со всем видимым миром и широкий спектр эмоционально-насыщенного положительного отношения между мужчиной и женщиной. Утверждение вечных ценностей - в частности, любви к природному и животному царству, охоте, родине, семье, искусству - ставит Смирнова в ряд продолжателей классической литературной традиции.

Семантическая насыщенность темы любви в творчестве Смирнова, устойчивый набор понятий, ставший предметом авторского интереса и оценки, определились осознанием единства всего существующего. В рассказе "Теплый стан" писатель художественно выражает мысль о "тайном соединении" всего живущего на земле: "Как передать, как выразить очарование, и те, поистине несказанные чувства, какими тревожит эта синева над летними лесами? - Что это такое - воспоминание ли о человеческом прошлом, тайное соединение со всем живущим на земле (а отсюда - такая страстная осознанность жизни)- или знак непреходящей молодости, соприсутствия чего-то нежно-жеиского, женственного, т. е. бесконечное начало чудесных и радостных тревог? Но, что бы это ни было, эта сиренево-струящаяся даль - незабвенна - до последнего дня, до последнего часа"(ТС, 13). Мысль о любви, соединяющей космическое и земное, выражена художественными знаками: "синева над летним лесом", которая тревожит и вызывает несказанные чувства; "непреходящая молодость" как знак, подаваемый из космоса; "соприсутствие нежно-женского, женственного" как "бесконечного начала чудесных и радостных тревог". Многозначный, выраженный эмоционально окрашенной лексикой: "очарование", "несказанные чувства", "тревожит", "соединение", "страстная осознанность", "чудесных и радостных тревог" - образ всеохватывающей, всепроникающей любви метафоричен, автор не называет испытываемое чувство точным словом.

Одна из форм проявления любви, затрагивающая отношения природы и человека, воспринимается Смирновым как неоспоримая жизненная ценность, природа в данном случае ставится писателем на первое место. Выражение человеческого чувства любви к природе в форме мотива отмечается в творчестве Смирнова с первых произведений 1920-х годов и до последних, опубликованных в книге "Золотой Плес". В рассказе "Песнь песней" мотив любви к природе сопрягается с характерным для писателя эстетическим восприятием: "Над нами лучилась смоляная, душисто-холодная, незабвенно-сияющая тьма глухой боровой ночи, легкий звон растопленных, истомленных снегов неслышно клубился в низинах. Глухой, непрерывный, почти жуткий гул полевых потоков веял славянскими просторами вечных кочевий весны. Запах родной свежести -вод, хвойных ветвей, неосязаемой призрачной тьмы,- милый запах раннего апреля томил бестелесной любовной грустыо"(ИС, 75 - 76). Лексика определяет глубокое любовное переживание: "томил", "любовная грусть", "истомленные снега", "незабвенно-сияющая". Метафора в названии рассказа "Песнь песней" - библейской притчи -оправдана переживанием чувства, подобного любовному.

Повесть "золотой плес" (жанр и поэтика)

Обращение к проблеме поэтики "Золотого Плеса" обусловлено не только популярностью повести, о чем свидетельствуют восторженные отклики литераторов, но и научным интересом к ее необычной форме, расширяющей представления о жанре.

"Золотой Плес" Н.П.Смирнова принадлежит к ряду произведений, посвященных жизни художников-творцов, шедеврам живописи, музыки, поэзии, театра, кино и другим изобразительным и сценическим видам искусства. Сюда же примыкают гимны природе, описания путешествий, любимых увлечений человека. Как правило, жанр таких повествований не вызывает дискуссий, так как в первом случае соблюдены все принципы лиро-эпической повести, а другие - рассматриваются литературной критикой и искусствознанием. Отсутствие в науке единого взгляда на жанровую принадлежность подобных художественных текстов заставляет нас обратиться к решению этой проблемы в рамках литературоведения.

Количество произведений, относящихся или к лирической прозе, или к очеркам, или к эссе, или к письмам-прогулкам, или к философской лирике, или к критико-искусствоведческим статьям не только в русской, но и в зарубежной литературе образует огромный список, из которого перечислим несколько наиболее популярных: письма родным о пребывании во Франции Д.И.Фонвизина, "Видение Мурзы" Г.Р.Державина, "Письма русского путешественника" И.М.Карамзина, "Рассуждения о художествах" Н.Н.Муравьева, "Прогулка в Академию художеств" К.Н.Батюшкова, "Отрывок из путешествия по Германии" В.К.Кюхельбекера, «"Сикстинская мадонна" Рафаэля» В.А.Жуковского, "На статую играющего в бабки" А.С.Пушкина, "На картину Рембрандта" М.Ю.Лермонтова, "Мадонна Рафаэля" А.К.Толстого, "На первой выставке картин Верещагина" В.М.Гаршина, "Последний день Помпеи", "Об архитектуре нынешнего времени", "Скульптура, живопись и музыка" из сборника "Арабески" Н.В.Гоголя, "Пергамские раскопки" И.С.Тургенева, "Рассказы о художниках" К.Паустовского и многие, многие другие. Все названные выше сочинения гипотетически могут быть отнесены к жанру экфрасиса, неоднократно упомянутого в трудах С.С.Аверинцсва190, Н.В.Брагинской191, Р.Г.Григорьева192 и /других теоретиков при изучении древнегреческих литературных памятников, но не получившего в науке обстоятельной трактовки в связи с литературой, преодолевшей рефлективно-традициопалистские установки.

Фактическое отсутствие понятия "жанр экфрасиса" в современной литературоведческой терминологии связано с несколькими причинами. Эволюционное развитие литературы предполагаег существование выразительно оформленных явлений, не включенных в иерархическую жанровую структуру. Аверинцев называет подобные художественные объекты - жанр "de facto": "дистанция между статусом жанра de jure и dc facto была куда больше, чем в более близкие нам времена ... временная даль может помешать и уже не раз мешала серьезным исследователям обособлять от жанров, признанных de jure, жанры, существовавшие de facto".

Синтетическая природа жанра экфрасиса, который представляет собой непреложное единство литературы и какого-либо вида искусства, адекватно относит его изучение и к литературоведению, и к искусствознанию. Объективный подход к проблеме и методологическая основа исследования этого жанра содержится, на наш взгляд, в эстетике.

В отличие от канонических по форме и содержательной наполненности жанров, экфрасис, обладая семантической конкретикой, подвергается структурной деформации (поэзия, проза), что не может быть регламентировано нормативной поэтикой. Кроме того, учитывая мысль Бахтина о неизбежности исторических жанровых трансформаций: "Жанр возрождается и обновляется па тсаждом новом этапе развития литературы и в каждом индивидуальном произведении данного жанра"19"1, экфрасис следует рассматривать на фоне широких типологических сопоставлений, что является перспективой специального исследования.

Испытывая неизменное уважение к сложившимся традициям относительно свойств литературы как вида искусства, попытаемся посмотреть иначе на содержательную сторону литературных родов и жанров, именно на те фрагменты ее, где устоявшаяся веками концепция пересматривалась Г.Н.Поспеловым, М.М.Бахтиным, Л.Я.Гинзбург и другими учеными, так как исследуемая нами повесть нетрадиционна.

Похожие диссертации на Писатель Н. П. Смирнов и его проза : Проблемы. Жанры. Стиль