Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фольклорно-поэтические истоки прозы И. Костякова Чаптыкова, Юлия Иннокентьевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чаптыкова, Юлия Иннокентьевна. Фольклорно-поэтические истоки прозы И. Костякова : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Чаптыкова Юлия Иннокентьевна; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т].- Абакан, 2012.- 165 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/435

Введение к работе

В результате изменения идеологических и духовных ориентиров ХХ – начала ХХI в. возрос интерес к национальным культурам. Возникла необходимость формирования современной методологии интерпретации произведений, созданных писателями в ХХ в. При этом особое внимание уделяется изучению мифологической основы литературного творчества, этнопоэтического своеобразия произведений. Хакасская литература относится к новописьменным литературам, и народная эстетика с ее устно-поэтическими традициями, обычаями, обрядами, этическими нормами, сформировавшими особенности национального мышления, представлялась хакасским писателям источником формирования их творческих способностей.

Актуальность темы диссертационного исследования вызвана необходимостью монографического исследования творчества одного из основоположников хакасской литературы Ивана Мартыновича Костякова (1916–1983), человека многогранно одаренного: писателя, журналиста, редактора, этнографа, поэта-песенника, переводчика, и определения его места в культурном пространстве Хакасии и национальных литератур Сибири в целом. Он вошел в хакасскую литературу как автор песен, лирических стихов, басен, уникальных «охотничьих» рассказов и романа «Шелковый пояс», был одним из первых членов Союза писателей СССР. Авторская индивидуальность Костякова и этнопоэтическое своеобразие его прозы еще не получили достаточного внимания со стороны исследователей. Имеются работы лишь по отдельным аспектам его творчества, в то время как поэтика его произведений, по мнению диссертанта, заслуживает целостного монографического изучения. Проза И. Костякова сыграла определяющую роль в становлении хакасской литературы и литературоведения и должна быть введена в научный оборот.

Степень изученности темы. Творческое наследие И. Костякова вызывает большой научный интерес у литературоведов. Своеобразие прозаических произведений писателя отмечено в работах
А.Г. Кызласовой, Р.Т. Саковой, В.А. Карамашевой, Л.В. Челтыгмашевой и др. В своих статьях А.Г. Кызласова раскрывает идейно-тематическую проблематику рассказов И. Костякова в контексте его биографии. Р. Т. Сакова в статьях «Фольклоризм прозы И. М. Костякова», «Человек и природа в словесной культуре хакасов» определяет аспекты преломления фольклорных традиций в «охотничьих» рассказах И. Костякова. В монографии В. А. Карамашевой «Становление хакасской прозы: жанр, проблематика, характер» рассматривается своеобразие национального характера в прозе хакасских писателей, в том числе в прозе Костякова. В исследовании Л. В. Челтыгмашевой «Фольклоризм хакасской прозы 1930–1990-х гг.» рассмотрены отдельные аспекты фольклоризма в романе И. Костякова «Шелковый пояс». Автор диссертации считает, что целостное изучение фольклорно-поэтических истоков прозы писателя является в настоящее время актуальным направлением современного литературоведения.

Объект исследования – фольклорно-поэтические истоки прозаических произведений И. Костякова в хакасской литературе ХХ в.

Предмет исследования – своеобразие освоения фольклорно-поэтических образов и мотивов в художественном мире И. Костякова.

Цель работы – исследование фольклорно-поэтических истоков прозы И. Костякова.

Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих задач:

– выявить роль народно-поэтических традиций в становлении прозы И. Костякова;

– определить наиболее устойчивые средства и приемы художественной образности охотничьих рассказов, придавшие прозе писателя национальное своеобразие и колорит;

– обозначить идейно-эстетическую роль основных архетипических символов и образов в структуре произведений;

– установить место и роль традиций фольклора при создании военного времени и пространства и человека войны в романе.

Научная новизна работы состоит в том, что это первый опыт целостного монографического исследования творчества хакасского писателя ХХ в. И. Костякова, формировавшегося в контексте национальной устно-поэтической традиции и традиций реалистической литературы.

Автор диссертации впервые в хакасском литературоведении исследует процесс творческого освоения И. Костяковым фольклорно-поэтических традиций при создании рассказов и романа «Шелковый пояс», национальное своеобразие которых не изучено в должной мере до сегодняшнего дня.

Методологической и теоретической основой диссертации послужили труды известных отечественных ученых А.Н. Веселовского, В.М. Жирмунского, Е.М. Мелетинского, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Г.Н. Поспелова, В.И. Тюпы, В.Е. Хализева, Л.В. Чернец и др. В диссертации отражен опыт таких литературоведов Сибири, как С.Ж. Балданов, С.И. Гармаева, М.А. Хадаханэ, З.Б. Самдан,
Р.А. Палкина, Н.М. Киндикова и др. Неоценимую помощь оказали работы хакасских филологов М.А. Унгвицкой, К.Ф. Антошина, П.А. Троякова, А.Г. Кызласовой, Р.Т. Саковой, В.А. Карамашевой и др.

Методология и методы исследования основаны на структурно-семантическом и мифопоэтическом подходах к изучению литературы.

Положения, выносимые на защиту:

  1. В процессе формирования творчества хакасского прозаика особую роль в создании литературного героя сыграли фольклорно-поэтические традиции, отразившие специфику национальной ментальности и менталитета.

  2. Художественное осмысление обрядов, обычаев, табу, законов тайги, воплощенных в произведениях хакасского фольклора, позволило И. Костякову создать ценностные критерии в изображении художественного мира хакаса.

  3. Творческое использование традиционных сюжетов и мотивов, фольклорных принципов сюжетостроения и конфликтообразования в прозе становится одним из важных истоков художественного мастерства И. Костякова.

  4. Мифологические архетипы, образы-символы и мотивы сыграли организующую роль в создании художественных произведений писателя.

  5. Мотивы фольклорных сюжетов в авторской интерпретации позволили И. Костякову создать особое художественное военное время и пространство и особую концепцию мира и человека войны в романе «Шелковый пояс».

Материал исследования – произведения И. Костякова, написанные и изданные в разные периоды его творчества: роман «Шелковый пояс», рассказы сборников «Звериными тропами» и «Моим друзьям», часть которых рассматривается в литературоведческом аспекте впервые. Тексты произведений писателя исследовались на языке оригинала (хакасском), переводы для анализа сделаны автором диссертации Ю. Чаптыковой. В работе использованы архивные материалы (рукописные и машинописные тексты) общим объемом около 450 с.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть применены в дальнейших научных исследованиях по истории хакасской литературы. Материалы исследования могут быть использованы при чтении курсов лекций по литературе народов Российской Федерации, при проведении спецкурсов, семинаров по творчеству И. Костякова в вузовской и школьной практике преподавания.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации апробированы в докладах на международных научных конференциях: «Актуальные проблемы изучения языка и литературы: языковая политика в межкультурной среде» (Абакан, 2006); «Чатхан: история и современность» (Абакан, 2007); «Хакасия и Россия: 300 лет вместе» (Абакан, 2007); «Историко-культурное взаимодействие народов Сибири» (Новокузнецк, 2007); «Развитие языков и культур коренных народов Сибири в условиях изменяющейся России» (Абакан, 2008); «Народы и культуры Южной Сибири и сопредельных территорий: история, современное состояние, перспективы», посвященной 65-летию ХакНИИЯЛИ (Абакан, 2009); «Тувинская письменность и вопросы исследования письменностей и письменных памятников России и Центрально-Азиатского региона», посвященной 80-летию тувинской письменности (Кызыл, 2010); международном конгрессе «Актуальные проблемы комплексного исследования алтаистики и тюркологии» (Кокшетау, 17–20 июня 2009); всероссийской конференции «Урал – Алтай: через века в будущее», посвященной 100-летию со дня рождения Н.К. Дмитриева (Уфа, 2008); региональной научной конференции «Бурятская литература в условиях современного соцкультурного контекста» (Улан-Удэ, 2006); региональной научно-практической конференции 22 апреля 2010 г. (Абакан, 2010).

Основные результаты исследования отражены в 17 публикациях, из них 2 статьи – в рецензируемом научном издании «Мир науки, культуры и образования» в Горно-Алтайске (2009).

Диссертация обсуждалась на кафедре литературы Института филологии и журналистики Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова (2010).

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Диссертационная работа посвящена исследованию фольклорно-поэтических истоков прозы И. Костякова. Полученные результаты научного исследования соответствуют пунктам 4 и 5 паспорта специальности 10.01.02 – литература народов Российской Федерации (сибирская литература: алтайская, бурятская, тувинская, хакасская, якутская).

Структура работы. Цели и задачи научного исследования определили его структуру. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 165 с., из них основного текста – 149 с. Список использованной литературы включает 178 наименований.