Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фольклорные традиции в калмыцкой поэзии Лиджиев Мингиян Алексеевич

Фольклорные традиции в калмыцкой поэзии
<
Фольклорные традиции в калмыцкой поэзии Фольклорные традиции в калмыцкой поэзии Фольклорные традиции в калмыцкой поэзии Фольклорные традиции в калмыцкой поэзии Фольклорные традиции в калмыцкой поэзии Фольклорные традиции в калмыцкой поэзии Фольклорные традиции в калмыцкой поэзии Фольклорные традиции в калмыцкой поэзии Фольклорные традиции в калмыцкой поэзии Фольклорные традиции в калмыцкой поэзии Фольклорные традиции в калмыцкой поэзии Фольклорные традиции в калмыцкой поэзии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Лиджиев Мингиян Алексеевич. Фольклорные традиции в калмыцкой поэзии : 10.01.02 Лиджиев, Мингиян Алексеевич Фольклорные традиции в калмыцкой поэзии (1920-1980-е гг.) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.02 Элиста, 2006 151 с. РГБ ОД, 61:06-10/1132

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические аспекты проблемы взаимодействия калмыцкой литературы и фольклора

1. Теоретические аспекты проблемы взаимодействия литературы и фольклора в российском литературоведении 13

2. Теоретические аспекты проблемы взаимодействия литературы и фольклора в калмыцком литературоведении 25

ГЛАВА II. Фольклорные истоки жанров калмыцкой поэзии

1. Возникновение и формирование жанра лирической песни в калмыцкой поэзии 1920-1940-х гг 40

2. Развитие песенной традиции в калмыцкой поэзии 1960-1980-х гг 56

ГЛАВА III. Роль эпических традиций в становлении жанра поэмы в калмыцкой литературе

1. Эпические жанры калмыцкой поэзии 1920-1940-х гг 76

2. Преемственность эпических традиций в калмыцкой поэзии 1960-1980-х гг 92

3. Эпические традиции в поэзии Д. Кугультинова 1960-1980-х, гг 112

Заключение 130

Библиография 135

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Каждая эпоха имеет свою систему социокультурных и философских воззрений. Вместе с общим развитием познавательной способности человека развиваются, обновляясь и совершенствуясь, его образное мышление и художественные представления, являющиеся одними из важнейших факторов познания мира. Отсюда -постоянно меняющийся облик литературы, постоянно новые требования к ней.

В последние десятилетия на пространстве полиэтнической России возрос интерес к историческому прошлому, национальным корням, к своей культуре и традициям. Все это позволяет народам, проживающим в Российской Федерации вдумчиво относиться к духовно-культурным истокам своих литератур. В настоящий период богатое идейно-эстетическое наследие определяет новые аспекты в решении проблем национальных традиций и художественного новаторства, формирования творческого метода как эстетического отношения - к действительности, к творческой индивидуальности, исторической обусловленности национальной картины мира.

Социокультурные изменения, начавшиеся в российском государстве в конце XX века, деидеологизация общественной жизни, в том числе и практики научных исследований, открывают возможности иных подходов изучения литературы советской эпохи. Время требует нового осмысления многих проблем литературы, через которые можно глубже понять национальный характер, жизнеспособность этноса.

История калмыцкой литературы дает возможность ставить и решать существенные проблемы становления, развития и нынешнего состояния поэзии в современной литературе народов России в целом. Насущность одной из проблем этого ряда обусловлена многообразной проблематикой взаимодействия поэзии с устным народным творчеством. Изучение роли и

места фольклорных тем, мотивов, образов, фольклорной символики в художественной литературе требует глубоких и целенаправленных исследований, в том числе в аспекте изучения поэтических жанров. Закономерно, что на современном этапе своего развития богатейший фольклор и уходящая корнями в глубокое историческое прошлое литература калмыцкого народа оказались перед настоятельной необходимостью интенсивного изучения в плане их взаимосвязей, определившего актуальность настоящего исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема взаимодействия современной литературы и фольклора1 была и остается в центре внимания многих исследователей, сохраняя свою актуальность и сложность на сегодняшний день. Она теоретически осмыслена и практически рассмотрена в работах В.П. Адриановой-Перетц, В.Г. Базанова, П.С. Выходцева, У.Б. Далгат, Д.Н. Медриша, Н.И. Савушкиной, В.А. Смирнова и других исследователей фольклора и литературы.

Изучение специфики фольклора приводит к выводу о том, что народное творчество, являясь одним из видов искусства, имеет высокое эстетическое значение и оказывает неоспоримое воздействие на литературное творчество. Таким образом, одной из важнейших задач является изучение устного народного и индивидуального литературного творчества в их взаимодействии.

Калмыцкая литература в период своего формирования складывалась в русле общемонгольской художественной традиции XIII-XVII вв. На основе национальной письменности «тодо бичиг» («ясное письмо»), созданной в XVII веке выдающимся просветителем Зая-Пандитой, сформировалась ойратская литература. Опираясь на национальное. устно-поэтическое наследие и используя опыт сложившихся общемонгольских литературных традиций, она развивалась довольно быстро, приобретая за сравнительно короткий срок характерные черты средневековой литературы. Получив мощный импульс к дальнейшему развитию (наличие письменности,

связавшей этнос с религиозно-философской и литературной традицией буддизма), калмыцкая литература прошла путь от средневековой ойратской литературы и устного поэтического творчества (как ее источника и составного элемента) до литературы современного периода.

С начала XX века калмыцкая литература, как и литературы многих народов Российской Федерации, начинает свое развитие в новых исторических условиях. Традиционное развитие общества было прервано, и с первых дней существования советской власти кардинально меняется подход к целям и задачам литературы. Идеология новой власти предполагала, что национальная литература должна не просто выражать свою лояльность по отношению к советскому строю, но служить главным его целям и задачам. Программным для этой направленности, по мнению исследователей, становится стремление не только эстетически утвердить революционное начало, но и переоценить явления дореволюционного прошлого, добиться максимального «идейно-эстетического воздействия на массы».

Калмыцкая литература в ходе своего ускоренного развития достигает определенного художественного уровня, творчески унаследовав художественные традиции богатейшего национального фольклора и синтезировав эстетический опыт иноязычных и, прежде всего русской, литератур. Она освоила многие жанры письменного словесного искусства и сложилась в эстетическую систему, способную осваивать и воплощать многообразную и изменчивую действительность и решать сложные идейно-художественные задачи.

Современная калмыцкая литература постоянно находится в поле зрения исследователей - как в республике, так и за ее пределами. Многие работы посвящены вопросам становления и развития калмыцкой литературы, изучению литературных памятников, эволюции жанровых форм в поэзии, развитию романа и прозы. В них, в соответствии с общим замыслом авторов и характером исследования, рассматриваются либо общие теоретико-методологические проблемы, связанные с формированием типологии

6 жанровых систем в калмыцкой литературе (труды В.Д. Пюрвеева, Р.А. Джамбиновой), либо сугубо конкретные особенности процесса этого формирования и поэтики жанров (в работах А.В. Бадмаева, Н.Н. Мусовой, А.Г. Салдусовой и др.).

Изучение фольклорных традиций в литературе, проблема фольклоризма в творчестве того или иного писателя - одна из наиболее актуальных и сложных задач современного калмыцкого литературоведения. Наблюдения над современной литературой устанавливают ее неразрывную связь с устным творчеством калмыков. В трудах исследователей национальной литературы содержатся ценные и плодотворные наблюдения по интересующей нас проблематике, однако в калмыцком литературоведении нет отдельного исследования, посвященного проблемам взаимодействия литературы и фольклора. Между тем формы воплощения фольклорного влияния, усвоение литературой народно-поэтического наследия и способы его освоения - проблема, остающаяся применительно к калмыцкой литературе актуальной, теоретически осознанной недостаточно и требующей своего конкретного развернутого изучения.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили концепции выдающихся отечественных исследователей литературы и фольклора. В своей работе мы опирались на предшествовавшие им подходы, определенные еще в трудах В.Г. Белинского, А.Н. Веселовского, Н.А. Добролюбова и др. Из работ литературоведов советского периода, так или иначе касавшихся проблем литературно-фольклорных взаимосвязей, мы стремились руководствоваться положениями известных трудов М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Г.И. Ломидзе, Г.Н. Поспелова, М.Б. Храпченко и др.

Теоретико-методологические и историко-литературные аспекты проблем взаимодействия фольклора и литературы получили особенно глубокое осмысление в области изучения русской поэзии. Прославленная школа русской фольклористики восходит к ряду дореволюционных научных

направлений и представлена плодотворными положениями интересующих нас трудов В.П. Адриановой-Перетц, В.П. Аникина, A.M. Астаховой, В.Г. Базанова, П.С. Выходцева, Л.И. Емельянова, Д.С. Лихачева, Д.Н. Медриша, Н.И. Савушкиной, А.Д. Сидельникова, В.А. Смирнова, Б.М. Соколова, Ю.М. Соколова и др.

Специфика фольклора и литературы калмыков обусловлена тем, что они, являясь художественным достоянием монголоязычного народа на территории Российской Федерации, принадлежат обоим культурным мирам -миру центральноазиатской монголоязычной общности и миру многонациональной России. Поэтому, в нашей работе учитываются исследования фольклора и литературы монгольских народов как научное направление, сформировавшееся в XIX-XX веках в трудах Б.Я Владимирцова, С.А. Козина, В.Л. Котвича, A.M. Позднеева, Н.Н. Поппе и др.

В исследовании литературно-фольклорных взаимосвязей калмыцкой поэзии теоретико-методологическую основу составили труды известных фольклористов В.М. Гацака, Ц. Дамдинсурэна, В.М. Жирмунского, Е.М. Мелетинского, Г.И. Михайлова, СЮ. Неклюдова, В.Я. Проппа, Б.Н. Путилова и др.

Определяясь в русле обеих высоких научно-исследовательских традиций, мы в своем исследовании также учитываем положения трудов, заложивших основу изучения литератур народов Российской Федерации: северо-кавказской - А.Г. Агаева, В.Б. Агрбы, А.И. Алиева, К.Х. Акимова, С.Х. Ахмедова, Н.М. Байрамуковой, Х.И. Бакова, Л.А. Бекизовой, A.M. Вагидова, Ф.И. Вагабова, A.M. Гадагатль, Г.Г. Гамзатова, У.Б. Далгат, Ш.Ф. Джикаева, А.И. Караевой, P.M. Кельбеханова, А.Х.' Мусукаевой, У.М. Панеш, К.К. Султанова, А.А. Схаляхо, В.Б.Тугова, З.Х. Толгурова, Р.Б. Унароковой, СМ. Хайбуллаева, Ш.Х. Хута, Т.В. Чамокова, П.К. Чекалова, К.Г. Шаззо и др.; татарской - Ф.В. Ахметовой, Т.Н. Галлиулина, К.М. Миннулиина, Н.Ш. Хисамова; башкирской - А.Х. Вахитова, М.Г.

Рахимкулова; якутской - В.Т. Петрова, Н.Н. Тобурокова; алтайской - Н.М. Киндиковой, В.Т. Самыкова; тувинской - Д.С. Куулара, С.Б. Самдан.

Основные методы данного исследования определяются принципами системного подхода и описательного анализа, на которых базируется сравнительно-типологическое изучение поэзии. Главное внимание уделяется проблеме взаимодействия поэтического произведения с теми или иными жанрами устного народного творчества - как «в литературно-неопределившейся», так и в «литературно-определившейся» системах (термины У.Б. Далгат).

Цель и задачи исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является определение места и роли жанров фольклора в творчестве калмыцких поэтов, выявление особенностей и тенденций взаимодействия таких художественно-эстетических систем, как литература и фольклор, в калмыцкой поэзии, изучение характера и форм влияния фольклорных традиций на становление и развитие литературного художественного слова. Основная цель обусловила разрешение следующих задач:

определить влияние фольклорных традиций на формирование и развитие калмыцкой поэзии;

выявить основные типы фольклорных заимствований в калмыцкой поэзии;

уяснить функцию эпических традиций в становлении жанра поэмы;

рассмотреть диалектику традиции и новаторства в индивидуальном творчестве калмыцких поэтов;

установить роль и направления развития фольклорных традиций на современном этапе литературной эволюции.

Материал исследования. Основным материалом диссертационного исследования являются поэтические произведения калмыцких авторов 1920-1980-х гг., опубликованные на калмыцком языке и в переводах на русском, а

также песенные сборники и фольклорные материалы, опубликованные в республиканских газетах и журналах.

Объектом исследования, в плане изучения взаимодействия литературы и фольклора, является калмыцкая поэзия.

Предметом исследования стали основные тенденции взаимодействия калмыцкой поэзии с фольклором.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней, впервые в калмыцком литературоведении, осуществлено исследование проблем взаимодействия литературы и фольклора на разных этапах литературного процесса и обобщены важнейшие аспекты этих взаимосвязей.

Результаты исследования выразились в следующем:

определено влияние устного народного творчества на развитие калмыцкой поэзии и характер ее взаимодействия с традиционными жанрами устно-поэтического творчества;

выявлено, что основными типами фольклорных заимствований являются структурное, мотивное, образное и художественное; они воплощают стремление к обобщению и осмыслению действительности с позиции традиционных нравственных категорий и форм художественного мышления;

- показано, что идеи, образы, структура жанра, принципы
сюжетосложения эпического цикла «Джангар» послужили определяющим
фактором в развитии жанра эпической поэмы;

рассмотрены традиционные и новаторские тенденции в калмыцкой поэзии: обращение авторов к традиционной фольклорно-поэтической символике и образности обусловливает характер и своеобразие современного этапа развития калмыцкой поэзии;

установлено, что обращение к богатому фольклорному материалу существенно определяет становление творческой индивидуальности поэта. Как прямое включение устного народного слова в литературное произведение, так и творческое осмысление автором народно-поэтической

образности обусловливает диалектику традиций и новаторства в калмыцкой поэзии.

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. Современная калмыцкая поэзия представляет богатый источник для изучения воздействия фольклора на индивидуальное творчество авторов. Традиции устного народного творчества определяют как многообразное влияние тематики и жанра, стилистики и художественной образности, так и глубинные нравственно-философские принципы народной мудрости и национально-эстетического идеала для современной калмыцкой поэзии. Используя систему устно-поэтической традиции, поэты обогащали свое творчество - от замысла к его воплощению.

  2. Представляется возможным выделить следующие основные типы фольклорного заимствования: структурное заимствование, обусловленное тем, что автор (осознанно или неосознанно) применяет в своем произведении ту или иную структурную модель фольклора; мотидное заимствование, предполагающее использование отдельных мотивов фольклора; образное заимствование, выражающееся в двух основных формах: прямое перенесение фольклорного образа в художественное произведение и ассоциативно-образное присутствие, когда создаваемый автором образ лишь ассоциируется с народно-поэтическим, имея фольклорный подтекст; усвоение различных художественных приемов и тропов устного народного творчества (эпитет, инверсия, анафора, антитеза, параллелизм и др.).

  3. Жанр калмыцкой поэмы с момента своего зарождения опирается на идейно-художественную проблематику и эстетические достижения фольклорного эпического повествования. Творческое освоение эпического опыта имеет многообразный характер и определяется индивидуальностью поэта. На основе эпических традиций калмыцкими поэтами создавались историко-революционные, героико-романтические и социально-бытовые поэмы.

4. Национальные традиции и новаторство калмыцкой поэзии тесным
образом связаны с историко-культурным своеобразием развития народа.
Обновление национальных традиций в калмыцкой поэзии, обогащение
содержания и совершенствование формы обусловлены временем, и его
социально-идеологической проблематикой. Связь с народным
художественным словом позволяет выявить не только национальные
традиции поэтического творчества, но и глубинные истоки творческой
инициативы поэта.

5. Обращение к народному творчеству обогащает произведения
современной калмыцкой поэзии национальным колоритом и духовной
достоверностью. Обращение к устному народному творчеству не
ограничивает автора, а высвобождает ему пути к поэтическому изображению
действительности. Анализируя фольклорные традиции в калмыцкой поэзии,
возможно выделить два направления их развития на современном этапе:
прямое включение фольклорных материалов и обработка фольклорных
элементов в качестве поэтико-стилистических средств и приемов.

Практическая значимость работы. Основные положения данного диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке лекционных и специальных курсов, создании учебных пособий по истории калмыцкой литературы как в вузовской, так и в школьной практике. Результаты исследования могут быть учтены для последующих исследований по близкой и смежной тематике, в работах теоретического и историко-литературного характера.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждена на кафедре калмыцкой литературы Калмыцкого государственного университета и рекомендована к защите по специальности 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации.

Основные результаты исследования апробированы, на международных, межрегиональных, республиканских научных конференциях. В том числе: Международная научная конференция «Монголоведение в новом

тысячелетии» (г. Элиста, 2003 г.); Международный конгресс: Азия в Европе: взаимодействие цивилизаций «Язык, культура, этнос в глобализованном мире: на стыке цивилизаций и времен» (г. Элиста, 2005 г.); I Межрегиональная научная конференция «Молодежь в науке: проблемы, поиски, перспективы» (г. Элиста, 2002 г.); Межрегиональная научно-практическая конференция «Вклад народов Северного Кавказа в победу над фашизмом в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.» (г. Элиста, 2005 г.) и др.

Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в восьми публикациях общим объемом 2,1 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и библиографического списка, включающего 255 наименований. Общий объем диссертационной работы - 151 страница машинописного текста.

Теоретические аспекты проблемы взаимодействия литературы и фольклора в российском литературоведении

История любой литературы - история развития духовной жизни ее творца-народа. Вся мировая литература, начиная от античности до наших дней, берет свои истоки из фольклора, в котором отражена национальная жизнь народа. Изучение истории развития народно-поэтического творчества включает в себя, прежде всего, вопросы исторических взаимоотношений между фольклором и литературой. На всем пути своего развития эти области художественного творчества постоянно соприкасаются и взаимодействуют, так что воссоздать историю национального фольклора и литературы без учета этих взаимосвязей не представляется возможным. По мнению Д.С. Лихачева, фольклор и литература не ограничены друг от друга, а дополняют друг друга, т.е. имеют в какой-то мере общую, дополняющую друг друга систему жанров. В этой системе жанров «отсутствуют дублирующие жанры, литература не может существовать без фольклора, так как не удовлетворяет всех потребностей общества в художественном слове» (Лихачев 1967, с 63).

Устная народная поэзия, а затем письменная литература зарождались и развивались на основе национального языка, культуры и быта народов, где, при известных различиях, создавались во многом сходные между собой или типологически близкие жанры поэзии, возникали и совершенствовались роды и виды поэтического искусства. Народность искусства, как широко известно, определяется тем, насколько глубоко и правдиво оно выражает «дух» народа - его основополагающие идеи и сокровенные чаяния, его этический и эстетический идеал. Фольклор, несомненно, обладает всеми этими чертами, художественно выражая коллективный социально- исторический народный опыт, комплекс нравственно-философских представлений, устойчивый эстетический идеал и правдиво отражая действительность в ее историческом движении, которое способствует развитию прогрессивных общественных идей, выражающих интересы народа.

При изучении истории любого народа устное народное творчество представляет собой неоценимый источник. Об этом неоднократно высказывались многие ученые, в том числе исследователи русской и советской литературы, указывая на то, что различные этапы жизни народа нашли свое отражение в фольклоре. Проблема взаимоотношений литературы и фольклора рассматривалась уже в XVIII веке основоположниками русской филологии - В.К. Тредиаковским, М.В. Ломоносовым, А.П. Сумароковым. Разрабатывая принципы создания новой русской литературы, основы ее национальной специфики они усматривали именно в устной поэзии.

В.К. Тредиаковский в статье «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», закладывая основы нового русского стиха, обосновал необходимость перехода к новому, «тоническому», принципу стихосложения, ссылаясь при этом на традицию «нашей природной, наидревнейшей оных простых людей поэзии», т.е. отстаивал в ней те ритмические основы, которые были типичны для народных песен (Поспелов 1976, с. 307).

М.В. Ломоносов в своих филологических работах практически обосновал важность обращения писателей к народному языку и национальному поэтическому искусству. «Первое и главнейшее мне кажется быть сие: российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству», - писал поэт-ученый в трактате «Письмо о правилах российского стихотворства» (Ломоносов 1986, с. 305).

Не менее интересным представляется высказывание А.П. Сумарокова об отношении литературы к народному творчеству. В статье «О стихотворстве камчадалов» он утверждал, что «природное чувствия изъяснение изо всех есть лучшее народная песня». Вводя в русскую поэзию различные жанры европейского классицизма, он создал и множество произведений в жанре песни, используя ряд стилевых чёрт народных песен. В стихотворном своде теоретических правил создания литературных жанров, «Эпистоле о стихотворстве», он выделил песню как идеальный образец (Сумароков 1957, с. 351).

Как известно, мысль о тесных связях литературы и фольклора постоянно была в центре внимания передовых деятелей культуры XIX века. В своих работах В.Г. Белинский охарактеризовал основные жанры русской народной поэзии в их соотношении с литературой. Настаивая на изучении народной поэзии в ее подлинном, неискаженном виде, он считал необходимым уяснить ее взаимосвязь с художественной литературой. «Народность - писал он, - есть альфа и омега эстетики нашего времени, она сделалась высшим критериумом, пробным камнем достоинства всякого поэтического произведения и прочности всякой поэтической славы» (Белинский 1981, с. 35).

Мысль о влиянии фольклора на литературу не раз подчеркивали в своих трудах писатели, поэты и прогрессивные критики А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Мнение о благотворности обращения писателей к устному поэтическому творчеству настойчиво подчеркивается в критических суждениях и теоретических изысканиях и подтверждается творческой практикой. Так, А.С. Пушкин, обращаясь к проблеме фольклора в русской литературе, утверждал, что новая литература должна активно использовать в своем развитии огромные богатства национальной поэзии. Сравнивая русскую и французскую поэзию, он замечает, что «русская литература вполне может быть национально самобытной, поскольку у нее есть своя народная почва, есть у нас свой язык, обычаи, история, песни и сказки» (Пушкин- критик 1950, с. 21).

Теоретические аспекты проблемы взаимодействия литературы и фольклора в калмыцком литературоведении

История становления и развития калмыцкой литературы нового времени подтверждает, что влияние фольклора на литературу в ходе исторического процесса не снижается, а каждый раз изменяется. Изучению различных проблем калмыцкого фольклора и литературы были посвящены труды известных востоковедов Б.Я. Владимирцова, Г. Гомбоева, С.А. Козина, В.Л. Котвича, Г.С. Лыткина A.M. Позднеева и др., установивших, что на основе богатейшего фольклора в значительной степени и возникли национальные литературы монгольских народов. Фундаментальные исследования Б.Я. Владимирцова, его публикации литературных и фольклорных текстов, а также переводов способствовали становлению и развитию монгольского литературоведения в целом. В своих трудах, посвященных литературе общемонгольского периода, Б.Я. Владимирцов отмечал, что «монголы имеют собственную национальную литературу, которая в полной мере удовлетворяет известным запросам монгольской души» (Владимирцов 1920, с. 112 - 113).

Академик С.А. Козин, исследовавший древнейший памятник монгольской литературы «Сокровенное сказание», считал, что монгольская хроника XII столетия отличается от общего типа подобных ему произведений мировой литературы. Это отличие проявляется «в некотором роде универсальных по своему синкретизму произведениях монгольской литературы, включая в себя многоразличные элементы: и документально-исторические, и эпические, и элементы литературной лирики, и повести, и даже зачатки драмы и трагедии» (Козин 1941, с. 46)

В сравнительно-типологическом плане фольклор ,тюрко-монгольских народов рассматривался и в трудах В.М. Жирмунского и Е.М. Мелетинского. В их исследованиях образцы раннемонгольской литературы, как правило, изучались в качестве исторических источников. Позднее в своей работе «Героический эпос монгольских народов: Устные и литературные традиции» СЮ. Неклюдов основное внимание уделил проблеме формирования и эволюции эпических жанров как важнейшей для понимания генезиса и специфики развития монгольской литературы на протяжении ее исторического существования. Обосновывая важность исследования в этом направлении, автор подчеркивал, что «связь с народным творчеством в большой степени определяет пафос литературных произведений, стиль и жанровую природу. Кроме того, древняя литература монголов связана с историческими и мифологическими преданиями, с гномической, панегирической поэзией» (Неклюдов 1984, с. 8 - 9). Литературному творчеству монгольских народов с древнейших времен и до XX столетия посвящены работы Г.И. Михайлова «Литературное наследство монголов» и «Проблемы фольклора монгольских народов». Привлекая широкий фактический материал, автор представил обзор всего многовекового пути монгольской литературы и фольклора, начиная с устного народного творчества. Эти работы, безусловно, стали крупным достижением в области изучения литературы монголов в XX веке.

Проблеме взаимоотношения литературы и фольклора в калмыцком литературоведении посвящены исследования А.В. Бадмаева, Р.А. Джамбиновой, М.Э. Джимгирова, А.Ш. Кичикова, И.М. Мацакова, В.Д. Пюрвеева и др., в том числе и один из разделов двухтомного коллективного труда «История калмыцкой литературы», посвященный историческим аспектам взаимодействия фольклора и литературы. В первом томе освещаются письменные памятники, жанры устной народной поэзии, героический эпос «Джангар». Во втором - авторами определены основные этапы развития калмыцкой литературы и проблемы взаимовлияния и взаимообогащения фольклора и национальной литературы.

Проблемы становления и развития калмыцкой литературы были в центре внимания И.М. Мацакова в его трудах «Ветераны калмыцкой литературы», «У истоков», «Писатель и время», «Нимгр Манджиев», «Аксен Сусеев» и др. «Используя опыт русской литературы и обращаясь к национальным литературным традициям, калмыцкая литература достигла серьезных успехов в развитии всех жанров, - подчеркивал автор. - Появился ряд эпических произведений: повестей, поэм. Разрабатывались литературные виды народного, устно-поэтического творчества» (Мацаков 1967, с. 36).

Исследователь письменных памятников калмыцкой литературы А.В. Бадмаев отправляется от положения о том, что «самым главным и ценным капиталом в духовном наследии калмыцкого народа было и остается богатейшее устное народное поэтическое творчество. Фольклор, как известно, является основой письменной литературы, которая черпает в нем сюжеты и образы» (Бадмаев 1984, с. 146-147).

Многосторонняя проблематика развития калмыцкой литературы рассмотрена В.Д. Пюрвеевым в работах «Обретение зрелости», «Октябрь и калмыцкая литература», «Жанровое движение», ««Джангар» и калмыцкая поэзия XX века». Исследуя жанровые формы и закономерности развития литературного процесса в калмыцкой поэзии, автор дает обстоятельный анализ творчества калмыцких поэтов разного периода, выявляет идейно-художественные искания поэзии XX века, в значительной мере обусловленные и влиянием на нее фольклора. Представляется определяющим указание В.Д. Пюрвеева: «При исследовании фольклора и литературы как целостных эстетически-художественных систем, генетически связанных определенными, но разными историческими условиями, следует учитывать, прежде всего, те константные жанрово-стилевые признаки, которые определяют их художественную всеобщность а, следовательно, своеобразие и специфику функционирования. Внутренняя дифференциация жанров фольклора и литературы, отражающая динамичность и изменчивость этих систем, не отменяет их общих, типологически устойчивых признаков и принципов художественного воздействия» (Пюрвеев 1996, с. 19).

Возникновение и формирование жанра лирической песни в калмыцкой поэзии 1920-1940-х гг

Огромная роль устного народного творчества калмыков в развитии художественной литературы объясняется тем, что фольклор и литература, близкие друг к другу области словесно-поэтического искусства, всегда находились в тесной связи на протяжении тысячелетий и развивались в общем русле. Хотя их взаимоотношения претерпевали существенные изменения, фольклор всегда оставался могучим источником, единственной почвой для развития литературы и формирования литературного языка.

Устное народное творчество калмыков, их повествовательный и эпический фольклор (прежде всего героический эпос «Джангар») представляют собой уникальное явление. В огромном фольклорном наследии калмыцкого народа по богатству идей, многообразию изобразительных средств и широте бытования значительное место принадлежит и песенной поэзии. В песне отражена многовековая история, различные стороны жизни, думы и чаяния, отношения людей к историческим событиям и их участие в них.

Песня является не только отражением национальной ментальносте, но и показателем общего состояния культуры, духовного самочувствия народа, что ясно было уже романтикам с их интересом к фольклору в аспекте формирования народности литературы. Характерно высказывание А.А. Бестужева: «Песня и сказка - душа русского народа: он веселится, и горюет с песней, засыпает под говор сказки» (Бестужев-Марлинский 1981, Т. 2, с. 453), - которое можно в полной мере отнести и к песенному фольклору калмыков.

В.Г. Белинский писал, что «поэзия народа есть зеркало, в котором отражается его жизнь со всеми ее характеристическими оттенками», особо отметив тот факт, что, «на какой бы степени цивилизации ни стоял народ, он уже имеет свою поэзию», причем «песня составляет его лирическую поэзию, сказка - эпическую» (Белинский 1981, Т. 6, с. 114).

В своем фундаментальном исследовании о зарождении массовой песни этого же принципа придерживался А.Г. Бочаров, считая, что «для советской массовой песни можно наметить три основных качества, влияющих на своеобразие ее художественных приемов: песня призвана обслуживать самые широкие народные массы, выражая в полноценной художественной форме жизненное содержание, близкое и понятное всему народу; рассчитана на устное исполнение не только одним человеком, но и коллективом, группой людей; является синкретическим жанром, воздействие которого происходит? в неразрывном единстве текста и музыки» (Бочаров. 1956, с. 148). Это положение верно и по отношению к творчеству калмыцких поэтов-песенников.

В области изучения калмыцких народных песен сделано на сегодняшний день немало. У истоков изучения калмыцких песен стояли-такие ученые, как И.А. Житецкий, Н.И. Нефедьев, П.И. Небольсин, П.С. Паллас, A.M. Позднеев, Б.Я. Владимирцов, В.Л. Котвич, А.Д. Руднев и др. В статьях и монографиях современных исследователей Б.Б. Оконова и Е.Э Хабуновой рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся истории песенного жанра, принципов его классификации .и художественной специфики. Появление в последующем работ Г.А. Дорджиевой и В.К. Шивляновой, рассматривающих калмыцкую песню как синтез двух видов искусств - поэзии и музыки, подтвердило актуальность данной проблемы.

Следует отметить, что в результате активного процесса жанрообразования 1920-х гг. была сформирована лирика авторского песенного типа. Песня была самым распространенным жанром калмыцкой поэзии периода гражданской войны. Она способствовала объединению людей, несла идеологическую пропаганду в массы. «Жанр песни дал немало яркой тенденциозной политической лирики. Основными темами народной песни стали темы классовой борьбы, роли партии и комсомола в строительстве новой жизни» (Пюрвеев 1988, с. 62). Сходные процессы наблюдаются и в литературах других народов России, к примеру, Р.Б. Унарокова указывает что «поэзия целой плеяды поэтов-просветителей, творивших в этот период, является связующим звеном, своеобразным мостом между фольклором и зарождавшейся адыгейской литературы. В ней ярко отразились многие особенности новой песенной культуры, в частности, характер изменений исторической информации о новом времени, воплощенных в традиционных фольклорных формах» (Унарокова 2004, с. 154-155).

В 1920 г. Х.Б. Кануковым был издан первый литературный сборник і «Революции дуд» («Песни революции»), в который вошли песни нового времени, в большинстве своем созданные на основе народной песенной традиции. Широко были известны в народе песни X. Канукова «0ндр улан туг» («Высокое красное знамя»), «Улан туг» («Красное знамя»), «Хальмг бапчудын дээнэ дун» («Военная песня калмыцкой молодежи»), ; содержавшие интонации лозунга и революционного призыва, ритмы марша: В стихотворении «0ндр улан туг» («Высокое красное знамя») поэт победное красное знамя уподобляет небу, возможно, по аналогии с калмыцким героическим эпосом «Джангар», в котором образу державного знамени, сияющего, горящего подобно пламени и солнцу, отведена важная семантико-идеологическая роль:

Преемственность эпических традиций в калмыцкой поэзии 1960-1980-х гг

Обращение к национальному фольклору, его переосмысление в калмыцкой поэзии 1960-1980-х гг. развивается весьма интенсивно, становится более творческим. Стремление поэтов к психологической интерпретации фольклорных мотивов взаимосвязано с процессом противоречивых и сложных поисков индивидуального стиля, обусловлено веянием времени, пристальным интересам к категории народности литературы и интерпретацией опыта признанных художников эпохи. Так, писатель Л. Леонов призывал «благовейно слушать народную речь. Для нас, литераторов, не может быть слаще музыки. Это такая же радость, как сидеть у родника и следить за игрой подземных струек. Какая многогранность народной жизни слышится порой в ее кажущемся иному снобу косноязычии!» (Леонов 1956, с. 2).

Исследуя исторические закономерности взаимосвязей литературы и фольклора, П.С. Выходцев утверждал, что «в литературе советской эпохи все наиболее значительные ее завоевания в той или иной мере связаны с народно-поэтической традицией» (Выходцев 1973, с. 20)..

Закономерно, что, по возвращении народа из ссылки, в калмыцкой поэзии 1960-х годов осваиваются новые темы. Среди многочисленных поэм, написанных в этот период, наибольшую значимость приобрели те, в которых события запечатлены в широком эпическом ракурсе, раскрывающем социально-исторический смысл движения времени.

Известный исследователь национальных литератур Г. Ломидзе в своей работе «Интернациональный пафос советской литературы» отмечает, что «характерная черта многих произведений появившихся за последнее время, -это исследование исторических корней народной судьбы, большая насыщенность мыслями, раздумьями о человеке, о жизни и смерти, о добре и зле, о так называемых вечных, общечеловеческих проблемах. В ряде национальных литератур происходит своеобразное новаторское переосмысление традиционных фольклорных сюжетов и мотивов. Далекое прошлое приближается к современности. В традиционном, привычном открывается его новая, неожиданная историческая и философская суть» (Ломидзе 1967, с. 5-7).

При этом необходимо учитывать, что героический пафос революции, отображенный в довоенной калмыцкой поэзии, не утрачивает своего значения, актуальности и на новом этапе развития литературы. Поэмы А. Сусеева «Шин жирЬл угтад» («Навстречу новой жизни»), «Зергин хаалЬар» («Дорогой доблести»), «Хомутниковин туск ухаллЬн» («Думы о Хомутникове»), «Юрий Клыков» словно дополняли полотно эпического повествования поэм 1920-1930 - х годов. Если в поэме «Теегин урн» («Сын степей») связь с фольклорно-эпическим опытом лежала на поверхности текста, отражаясь в композиционно-сюжетном развитии повествования, вдохновленная пафосом возвышения личности героического склада, то в поэмах 1960-1980-х годов эта связь уходит в глубины текста, принимая характер индивидуально-творческого осмысления исторических событий.

Главные герои поэм - реальные люди, славные сыны народа, легендарные личности - Харти Кануков («Зергин хаалЬар» - «Дорогой доблести»), Василий Хомутников («Хомутниковин туск ухаллпн» - «Думы о Хомутникове»), Кирсан Илюмжинов («Шин жирпл угтад» - «Навстречу новой жизни»), Юрий Клыков («Юрий Клыков»). Их биографии типизированы и даже унифицированы: это люди, поставившие своей жизненной целью служение идеалам. В них воплощены лучшие черты народного характера: они устремлены в будущее, живут заботами своего народа и действуют по велению времени. История развития характера, жизненные события воссоздаются в социально-общественной обусловленности поведения и нравственных принципов героев.

Выразительными штрихами показывает А. Сусеев как меняется характер его героев в борьбе с жизненными трудностями.

Жизнь ковры не стелила, ребенка встречая, Рос в семье он, где вместо кирпичного чая Пили горький из листьев древесный настой; Был основой питанья бульон негустой Из воды и заболтанной горстки муки. Что еще дать ребенку могли бедняки? Сколько раз приходилось весной и зимой По хотонам ходить ему с рваной сумой! (А. Сусеев 1975, с. 8) Из подробного, занимающего всю первую главу-песню поэмы «Зергин хаалпар» («Дорогой доблести») повествования, читатель видит, как постепенно складывается характер героя произведения в условиях перемен в жизни народа. В подобных обстоятельствах не было ничего исключительного, напротив, они были типичными для людей в эпоху коренной ломки всех общественных отношений. В поэмах изображены события, всколыхнувшие калмыцкую степь, и борьба за новую жизнь станет смыслом жизни героев А. Сусеева.

На пике творческой зрелости к автору приходит новое понимание задач избранного жанра, обновленные представления о взаимоотношениях высокой литературной и народно-поэтической традиций, А. Сусеев учась у народа метафоричности языка, щедро черпает из арсенала и других образных средств, уснащая свою поэтическую речь многочисленными сравнениями, тавтологическими оборотами, пословицами и поговорками, заимствуя в некоторых случаях даже интонацию и построение фразы.

Похожие диссертации на Фольклорные традиции в калмыцкой поэзии