Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев Каракотова Мадина Магомедовна

Формирование жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев
<
Формирование жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев Формирование жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев Формирование жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев Формирование жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев Формирование жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев Формирование жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев Формирование жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев Формирование жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев Формирование жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Каракотова Мадина Магомедовна. Формирование жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев : диссертация... кандидата филологических наук : 10.01.02 Карачаевск, 2007 151 с. РГБ ОД, 61:07-10/989

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I Искусство слова для детей в художественной традиции карачаевцев и балкарцев 19

ГЛАВА II Становление и развитие жанров поэзии и прозы для детей в карачаевской и балкарской литературе 51

ГЛАВА III Слово и образ в поэзии для детей 96

Заключение 131

Библиография 140

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Двадцатое столетие ознаменовалось формированием в карачаевской и балкарской литературах многожанровой литературной системы. Предметом научного исследования предложенного квалификационного труда явились жанры детской литературы, составляющие значительный пласт в фольклорной и литературной традиции карачаевцев и балкарцев. Осмысление путей формирования жанров детской литературы как части единой жанровой системы до настоящего времени не было предметом специального монографического изучения. В этой связи представляется весьма актуальной задачей исследование путей становления, формирования и эволюции жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев, определение национальной специфики поэтики и стиля произведений для детей.

Накопленный фактический материал свидетельствует о значимости художественных обретений жанров поэзии и прозы для детей, дает основание для постановки и решения целого ряда актуальных литературоведческих проблем, связанных с изучением генетических истоков, особенностей поэтики и стиля, специфических форм выражения и осмысления образов, определяющих мировосприятие ребенка и подростка, его поэтический мир.

Исходным в нашей работе является актуальное положение о том, что за 70 лет жанрового развития детская литература карачаевцев и балкарцев обрела значительный опыт, опираясь на идейно-эстетические традиции родного фольклора и реалистический опыт русской литературы. За этот же период карачаевские и балкарские писатели, активно разрабатывающие жанры детской литературы, поэзию и прозу для детей, создали произведения, выражающие в соответствующих художественных формах внутренний мир, психологию растущего человека, воссоздали образ подростка сквозь призму восприятия им окружающей среды, в которой он адаптирован.

Творчество карачаевских и балкарских поэтов, внесших существенный вклад в развитие поэтических и повествовательных жанров детской литературы, рассмотрено нами в контексте формирования жанров национальной литературы, исследовано в связи с этапами становления и развития целостной жанровой системы, начиная с 1930-40-х гг. и далее -1950-е, 1960-90-е гг.

В диссертации исследованы актуальные проблемы, связанные с генетическими истоками жанров детской литературы, их преемственная связь с фольклорно - эпической и этнонациональной традицией воспитания растущего человека, формирования нравственных основ личности силой художественного слова. Основополагающая идея воспитания человека новой формации становится определяющей в литературном творчестве карачаевских и балкарских писателей на всех этапах развития жанров детской литературы. Исследование принципов художественной типизации образа растущего человека не противоречило традиционной идее воспитания нравственного человека в соответствии с этическими представлениями карачаевцев и балкарцев, выраженными в эпосе, этнической культуре в рамках заявленной темы является особенно актуальной. В художественном осмыслении выдвинутых временем задач формирования личности, воспитания гражданина, создатели жанров детской литературы использовали опыт русской литературы, в частности, творческий опыт И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и других писателей.

Перевод на родной язык произведений этих и других писателей был важнейшим источником развития поэтики и стиля жанров детской литературы наряду с фольклорной традицией. В диссертации прослежена актуальная проблема роли перевода в создании литературных образцов и жанровых форм литературы для детей у карачаевцев и балкарцев, как на тематическом, так и идейно-эстетическом уровнях.

Все это обусловило постановку и решение актуальных проблем, заявленных в диссертации, проблем поэтики и стиля как традиционных жанров фольклора для детей, так и жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев, сформировавшихся в самостоятельную систему в ходе эволюционного развития.

Цель диссертационной работы - исследовать пути формирования жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев в рамках литературной жанровой системы.

Определены следующие задачи исследования:

- обозначить понятийный аппарат, дать определение жанра,
существующее в научной литературе в связи с понятием «детская литература»;

- упорядочить терминологические обозначения жанров детской
литературы, используемые в традиционной карачаевской и балкарской
культуре, уточнить литературные термины, принятые согласно существующей
классификации: сказки, скороговорки, дразнилки, загадки, песни, приговоры,
считалки, потешки, заклички, прибаутки, небылицы, легенды и мифы;

изучить национальные истоки поэтических и повествовательных жанров детской литературы;

проанализировать жанрово-тематические и структурно-стилевые разновидности детской литературы;

- выявить этапы эволюционного развития жанров детской поэзии: 1930-
40-х гг. и далее - 1950-е, 1960-90-е гг.;

исследовать индивидуальное творчество карачаевских и балкарских поэтов, выявить традиции, сформировавшие особенности их индивидуального и образного воплощения детского мировидения;

проследить традиции образного мышления, заложенные классиками

карачаевской и балкарской литературы для детей, осмыслить их роль в формировании художественного сознания карачаевской и балкарской

литературы, предназначенной детям.

Научная новизна данного исследования состоит в том, что нами впервые предпринята попытка комплексного монографического изучения путей становления и развития жанров детской литературы у карачаевцев и балкарцев с позиции типологического подхода к изучению жанрового и стилевого своеобразия произведений детской литературы.

Объект исследования. Фольклор и литература для детей карачаевцев и балкарцев, творчество народных поэтов, стоявших у истоков жанрового развития, поэзия и проза для детей на всех этапах становления жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев. Это творчество народных поэтов Карачая и Балкарии - И. Я. Акбаева (Яокуна Эфенди, 1877-1938), А. Б. Биджиева (1900-1958), X. О. Бостанова (1905-1942), А. Д. Боташевой (1902-1982), К. Б. Кочкарова, (Багьыр Улу, 1834-1940), К. Б. Мечиева (Кязим, 1859-1945), И. У. Семенова (Джырчы Сымайыл, 1891-1981), осмыслен их вклад в становление и развитие литературных образцов детской поэзии и прозы.

Новый этап развития литературы для детей исследован на материале творчества У. Б. Алиева, X. Б. Байрамуковой, К. Ш. Кулиева, М. А. Хубиева и др. Современная карачаевская и балкарская литература для детей представлена творчеством Н. О. Абайханова, М. X. - К. Батчаева, Б. С.-М. Кечеруковой, X. М. Джаубаева, М. X. Мокаева, М. М. Ольмезова, К.А. Салпагаровой, М. X. Шамановой, С. О. Шахмурзаева и др.

Степень научной разработанности темы. Жанр детской литературы является наименее исследованным не только в карачаевской и балкарской литературе, но и в литературах Северного Кавказа. В карачаевском и балкарском литературоведении все еще нет ни одного монографического исследования путей формирования и развития жанров детской литературы. Следует заметить и то, что в отечественном литературоведении нет четких определений жанров детской литературы, хотя в существующих учебных пособиях и хрестоматиях по русской

7 классической и современной литературе отмечен факт существования произведений, относящихся по определению к жанрам литературы для детей. Наиболее полно осмыслена традиция формирования детской литературы на материале русского фольклора и литературы.

Методологической основой диссертации явились теоретические труды отечественных литературоведов и фольклористов В. Г. Белинского, А. В. Луначарского, A.M. Мартыновой, Л.М. Мельникова, К. Д. Ушинского и др., а также труды фольклористов и литературоведов Северного Кавказа С. Акачиевой, У. Алиева, А. Атабиевой, С. Гочияевой, А. Караевой, X. Малкондуева, Р. Ортабаевой, X. Суюнчева, А. Теппеева, 3. Толгурова, 3. Улакова, М. Хабичева, Т. Хаджиевой.

Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что в ней впервые обобщен опыт развития жанров детской поэзии, их эволюция от фольклора к литературе. В работе прослежены и сформулированы национальные основы, определяющие назначение жанров детской литературы в воспитании личности и человека как представителя своего народа, прослежена роль русской литературы для детей в формировании жанров.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что выводы и обобщения могут стать основой для исследования жанров детской литературы в системе других жанров, для лекционного курса «Детская литература», читаемого в вузах, а также для создания монографического труда «Фольклорные жанры детской литературы». Результаты исследования могут быть использованы в практике детских учебных учреждений в деле воспитания подрастающего поколения.

Диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключения. К работе прилагается библиографический блок, где приведен список научно-практической и художественной литературы, послужившей теоретической и практической базой данного исследования.

8 Во Введении обосновывается актуальность темы, степень ее изученности, излагаются теоретические и методологические принципы исследования, определяются его цели, задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость. В указанных главах работы решаются общие задачи диссертации применительно к их проблемному содержанию и направленности.

В первой главе «Искусство слова для детей в художественной традиции карачаевцев и балкарцев» исследуются этнохудожественные и этногенетические истоки детской литературы карачаевцев и балкарцев на материале фольклорных жанров: песни, легенды, сказки, пословицы и поговорки, предания, нартские изречения. Фольклор, являющийся средоточием произведений различных жанров, созданных народом специально для детей, представлен нами как значительная и обширная область традиционной карачаево-балкарской духовной культуры. Как специфическая область художественного творчества народа, детский фольклор имеет свою поэтику, присущую ей форму бытования и предназначение.

Собранный материал позволяет судить о жанровом богатстве карачаево-балкарского фольклора для детей. В ходе последовательного анализа жанров детского фольклора в данной главе нами рассмотрены особенности поэтики и стиля, определена их функциональная роль в формировании этических и эстетических воззрений человека, его воспитания.

В частности отмечается, что детский фольклор, начиная с древнейших образцов мифологической обрядовой поэзии, мифологических преданий, носит познавательный и воспитательный характер. Посредством художественного образа исполнители воздействуют на сознание ребенка, формируют в нем черты и качества, проистекающие из этических воззрений народа. В процессе формирования личности ребенка используются не только древнейшие образцы обрядовой поэзии, но и другие жанры, в первую очередь, песенный фольклор, разнообразные по тематике и художественным приемам характеристики личности и окружающего мира. Примечательны в этом отношении жанры

9 устной поэзии для детей, посвященные тем или иным животным, птицам и т.д. Идея воспитания личности проходит через все жанры детского фольклора, начиная с самых ранних - колыбельных песен. В этих песнях выражается мечта родителей о том, чтобы их ребенок прославил свое имя, чтобы он не посрамил род и своих соотечественников, чтобы своими доблестными делами и отвагой приумножил их славу. Слова песен такого рода, адресованные малышу в форме благопожеланий «Пусть имя твое произносится среди имен воинов, /Будь избран в число верных и правдивых, /И народ пусть тебя похвалит...» выражают этический идеал народа, пожелание обрести свое имя и место в жизни.

Опираясь на труды К. Азаматовой, Р. Ортабаевой, 3. Толгурова, X. Хаджиевой, И. Шаманова и др., мы исследовали мифо-эпические традиции жанров карачаево-балкарского детского фольклора, характеризовали героев нартского эпоса, выражающие нравственные идеалы карачаевцев и балкарцев, так как в воспитании человека традиционными художественными средствами существенную роль сыграли этические и эстетические традиции древнейшего памятника культуры нартского эпоса. С детских лет карачаевский ребенок усваивал нартские изречения, правдивое слово Нартов, которое передавалось им под девизом "Нарт сезле" ("Слова Нартов").

Афористическое творчество карачаевцев и балкарцев, вобравшее жизненный и эстетический опыт многих поколений, способствовало развитию мышления подрастающего поколения, являясь действенным жанром детского фольклора. В пословицах осуждались человеческие пороки, воспитывалось чувство достоинства и гражданственности, мастерство. Активное воздействие на формирование мировидения и сознания ребенка имели пословицы -изречения, в которых запечатлена любовь к Родине, к родному очагу, к родной земле. Например, известные карачаево - балкарские пословицы типа: "Отчизна дороже отцовского дома", "Лучше умереть на Родине, чем преуспевать на

10 чужбине".

Неотъемлемой стороной жанрового состава произведений литературы для детей являются притчи, легенды, сказки и предания. Собранный карачаево-балкарскими фольклористами материал, опубликованный отдельными сборниками, * позволяет исследовать способы воздействия на восприятие ребенка окружающего мира посредством сказочных образов. Как и в поэтических жанрах, так и в повествовательных, важнейшей задачей является формирование познавательного мира ребенка, развитие его художественного сознания, формирование в нем нравственных и этических воззрений народа.

Этические и эстетические основы, сформировавшиеся в поэтических и
повествовательных жанрах карачаевского и балкарского фольклора,
предопределили особенности литературно-жанровой традиции,

этноментальную основу авторского творчества, особенности стиля произведений детской литературы.

Во второй главе «Становление и развитие жанров поэзии и прозы для детей в карачаевской и балкарской литературе» исследованы пути формирования жанров детской литературы в ходе эволюции художественного сознания, обретения мастерства. Согласно существующей периодизации литературного процесса, отражающей этапы формирования литературной системы жанров: 1920-30 годы обозначаются как период зарождения жанров детской литературы: поэзии и прозы. Большую роль в этом процессе сыграли первые газеты и учебная литература, буквари, хрестоматии, книги для чтения, а также переводные произведения из русской литературы для детей.

Формирование жанров детской литературы на этапе их зарождения и дальнейшего развития происходило в ходе усвоения опыта русской литературы, творчества классиков детской литературы. В главе подчеркнута роль переводов с русского на карачаево-балкарский язык, способствовавших повышению художественного мастерства первых детских писателей. Активизация переводов

была вызвана возросшим интересом к русской и зарубежной классике, необходимостью учебы на ее примерах. Об этом свидетельствуют переводные произведения 1920-30 годов: "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о попе и работнике его Балде", «Кавказский пленник» А. С. Пушкина, "Акула" Л. Н. Толстого, басни И. А. Крылова, рассказы и повести А. М. Горького и А. П. Чехова.

Формирование жанров детской литературы было обусловлено и вкладом карачаево-балкарских народных поэтов, синтезировавших в своей поэзии традиционные черты фольклорных жанров детской поэзии с индивидуальными особенностями видения и изображения мира. Их творчество, как и творчество профессиональных поэтов и прозаиков, создателей первых жанровых образцов детской литературы, призвано было формировать новое мировоззрение подрастающего поколения, воспитывать чувство патриотизма и любви к социалистической Отчизне, чувство братства и солидарности.

Дебюты первых карачаевских и балкарских литераторов стихи Умара Алиева, Асхата Биджиева, Иссы Каракотова, Сагида Шахмурзаева, примечательны в смысле подчинения задачам времени. Об этом свидетельствуют и произведения народной поэзии, напечатанные на страницах первых учебников, а также обработки сказок, загадок, народных песен, что делало эти произведения активными участниками литературного процесса, формирования жанровой специфики произведений педагогической направленности.

Наряду с уже перечисленными писателями старшего поколения, внесшими значительный вклад в развитие литературы для детей, обозначившими ее идейно-эстетические задачи, выступили в конце 1930-х годов Азрет Уртенов, Осман Хубиев, Халимат Байрамукова, в чьем творчестве определенное место занимают произведения, адресованные подрастающему поколению. Аналогичные процессы происходят и в молодой балкарской

12 литературе, где наряду с творчеством ее зачинателей К. Мечиевым, появляются йроизведения Б. Гуртуева, С. Отарова, С. Шахмурзаева и других. Намеченное в творчестве Б. Гуртуева и С. Отарова стремление к расширению детских тем реализовывается в конце 1930-х годов в лирической поэзии К. Кулиева. Имеется определенная тематическая и эстетическая перекличка творчества карачаевских и балкарских поэтов, осуществивших преемственность поэтических традиций фольклора и индивидуального творчества. Как и у карачаевских поэтов и прозаиков, в творчестве балкарских писателей предпринимается попытка раскрыть мир детских чувств и переживаний во взаимосвязи с окружающей природой. Выразить нравственные идеалы народа, его философию и художественное мировидение сквозь призму восприятия подрастающего поколения. Тридцатые годы явились периодом поисков и обретений в создании жанровых образцов детской литературы карачаевцев и балкарцев.

К концу тридцатых годов жанры детской литературы как бы вступают на путь самостоятельного развития, покидая страницы учебников и хрестоматий для детей. Характерной особенностью авторской поэзии для детей становится стремление отойти от дидактических форм изложения темы и образов, более глубоко проникнуть в детскую психологию.

К. Кулиев и другие его современники в своем творчестве, обращенном детям, стремятся отойти от принципов создания произведений для детей на злобу дня. В поэзии X. Байрамуковой, А. Биджиева, Б. Гуртуева, К. Кулиева, А. Уртенова и др., обозначаются новые тенденции, связанные с назначением поэзии как средства формирования и воспитания нравственного человека.

На знакомых, привычных образах карачаевские и балкарские поэты и прозаики художественно осмыслили нравственные проблемы, показали непреходящие ценности нравственных постулатов, получивших выражение в историческом опыте народа.

Интенсивное развитие жанров детской литературы, начинается с конца 1960-х гт. Поэты и прозаики, обратившиеся к жанрам детской литературы в 1960-90-е годы, сделали предметом своих размышлений проблемы гражданственности, трудового, нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Эти традиционные основополагающие темы ложатся в основу поэтических жанров, написанных в форме стихотворного собеседования и стихотворного рассказа, адресованного читателю и слушателю.

Исследуемый период 1960-90-е годы фактически обозначил не только преемственную связь традиций и современности в формировании и дальнейшем развитии жанров детской поэзии и прозы, но и обозначил отход писателей от прямого декларирования в своем творчестве идей и проблем гражданственности от схематической характеристики образов героев, изображаемых в произведениях. Несомненно, это выразилось в стремлении авторов дать не только социальный портрет, но и психологический портрет героя, что предполагало интерес к миру души, к миру чувств, к миру переживаний молодого представителя народа как героя литературы.

В тоже время углубленный интерес к внутреннему миру подрастающего человека, дал возможность авторам показать богатство мира души и чувства героя через отношения к окружающей его среде, через традиционные ценности, культивируемые в семье. Таким образом, социально значимые темы, связанные с проблемой человек и природа, человек и среда, человек и народ, наполняются или получают качественно новое эстетическое выражение. Заметные сдвиги, в этой связи, произойти во всех жанрах.

О жанровом многообразии развития карачаевской поэзии и прозы для детей в 1960-90-е годы свидетельствует появление специализированных изданий для детей. В 1960-80-е годы появляются писатели, которых называют детскими. Примером тому творчество Б. Кечеруковой, М. Ольмезова и др.

Современный этап развития литературы для детей, набирающий темпы,

14 определило творчество Н.О. Абайханова, М.Х.-К. Батчаева, Б.С.-М. Кечеруковой, Х.М. Джаубаева, М.Х. Мокаева, М.М. Ольмезова, М. X. Шамановой, С. О. Шахмурзаева и др.

Авторы пользуются традиционными приемами рассказывания в создании реалистических картин мира. Устная проза для детей занимательна по форме. Авторами используются сказочные приемы изображения героев в необычных ситуациях, умение выйти из сложных положений.

С этой задачей связаны новаторские искания талантливого писателя М. Х.-К. Батчаева, создавшего яркие по форме, изобразительным средствам, отмеченные глубиной смысла, произведения о герое-подростке. Он раскрыл нравственный мир растущего человека, его надежды и устремления.

Психологизмом, стремлением пропустить время сквозь призму восприятия души подростка отмечена повести другого известного балкарского писателя А. Теппеева "Яблоки до весны", "Горсть риса". В поле зрения писателей тяжелое детство ребят, на долю которых выпали лишения и тяготы войны. Характер детей мужает в ходе противостояния жизненным испытаниям, выпавшим на их долю. Все это свидетельствует о художественных обретениях жанров детской литературы, о достижениях детских поэтов и прозаиков, их вкладе в развитие литературы для детей.

Произведения поэтов и прозаиков 1960-90-х годов отмечены индивидуальными особенностями изображения окружающего мира сквозь призму детского восприятия. Они учат не только любви к родной природе, но и формируют в детях навыки трудолюбия, чувство гражданственности и дружбы.

В третьей главе «Слово и образ в поэзии для детей» в ходе эстетического анализа образцов современной поэзии для детей решаются вопросы, связанные с понятием "язык" и "словесный образ", выявляются особенности художественного мировидения авторов.

Язык поэзии раскрывает свои возможности в работе художника над словом как орудием для построения собственных образов. С помощью языка формируется знак и образ, отмеченный печатью индивидуальности.

Образная символика, выраженная в эпической традиции, в эпосе "Нарты" дает возможность проследить этическую и эстетическую преемственность традиционного и современного искусства в каких бы жанрах оно не получало своё выражение. Наиболее отчетливо это сказалось на изображении человека как объекта познания в поэзии для детей.

Слово и образ подчинены характеристике лирического героя, олицетворяющего представителя молодого поколения, символизирующего "становящееся поколение". Художественный образ является фундаментальной категорией понятия эстетики. В образе получает выражение сущность эстетического освоения действительности.

Зримость созданных образов, выражающих эти идеи, достигается удачно использованными метафорами, способными передать самые тонкие оттенки чувств и настроений юных героев, выразить эмоциональное отношение к миру.

Природа становится средством эмоциональной и психологической характеристики героя. Поэты наделяют природу способностью чувствовать и мыслить, понимать добро и зло.

Образ увядающей и оживающей природы, олицетворяющий состояние души человека, характеризующий те или иные периоды жизни народа в произведениях для детей, как и в традиционном фольклоре, воссоздан детскими писателями. Это и образ зимы, сковавшей все живое, образ света -пробуждения природы: весенняя трава, осень, богатая плодами. Образ раненого камня как символ судьбы, символ пережитого карачаевцами и балкарцами.

Главным объектом изображения и образной характеристики, как отмечалось ранее, является растущий и формирующийся человек. Мир чувств

и переживаний лирического героя в поэзии, воплощенный в образах, выражает состояние души, лирическое восприятие природы и мира через образные характеристики юных героев, выражается их сопричастность с миром.

В стихах К. Кулиева для детей предстает цельность природы, бесхитростное гармоничное детство. Этот мир, который К. Кулиев впитал в детстве, выражен им в простых и радостных проявлениях. Для К. Кулиева «Мир полон неба и травы зеленой»; «А мир травою полон, а вымя - молоком».

Как и другие карачаевские и балкарские поэты, выросшие из этого мира, с детства с ним знакомые, воссоздавая в своей лирике в образах и красках этот мир детства, прослеживают развитие детского мировосприятия от первоначального к конечному, от детства до взросления.

У карачаевцев и балкарцев много стихов, связанных с военной темой, с военными тяготами и последствиями. Эта тема пропущена через святые образы и понятия общего дома, Родины, судьбы народа. В связи с обращением к этой теме, с созданием образов войны и мира, углубилась тематика и проблематика жанров детской литературы поэзии и прозы.

Предметом осмысления становится детство, обожженное пожарищем войны, тема воспоминаний, связанных с трагическими событиями и судьбами детей вместе с взрослыми, оказавшимися на чужбине, испытавшими вместе с ними унижения и чувство обездоленности.

Образ народа, образ родной земли, формируется в поэзии Н. Хубиева посредством выражения чувств лирического героя через его детские воспоминания, посредством выражения глубины этих чувств соответствующими образами и эпитетами.

Мир природы, красота горных рек, глубина озер, белизна снегов изображается Н. Хубиевым с помощью образных характеристик, имеющих патриотический смысл, выражающих значимую идею, связанную с понятием «люби и знай свою родину, свой родной край».

Лирический образ матери, заботящейся о детях, думающей о них, воспитывающей их, воссоздан в стихотворении Н. Хубиева «Матери». Здесь дана не просто образная характеристика женщине - матери как началу всего живого. Здесь передана гамма чувств, с помощью которой с сыновней любовью поэт ведет рассказ о женщине - матери, любящей своих детей. В соответствии с поэтической традицией Н. Хубиев сравнивает, соотносит образ матери с образом орлицы, укрывшей под своим крылом подрастающих орлят.

Творчество карачаевской детской поэтессы Б. Кечеруковой дает возможность проследить образную систему, символы, в которых выражена народная мера представления о нерасторжимости связей человека с родной землей, с окружающей природой и людьми, живущими на родной земле. Эмоциональный мир юных героев Б. Кечеруковой насыщен чувством любви и сострадания, ценностным понятием "Родина", "мать", "родная природа", "дружба" и "товарищество".

В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования и формулируются основные выводы.

В заключительной части диссертации определяется место жанров детской литературы в литературной жанровой системе карачаевцев и балкарцев, обозначается вклад в литературу для детей карачаевских и балкарских писателей, делается вывод о непрерывности преемственных связей литературы для детей с традицией, как на содержательном, так и на формальном уровнях.

За 70 лет развития жанров детской литературы писателями был обретен опыт освоения этических и эстетических традиций родного фольклора и реалистического опыта русской литературы. Преемственная связь фольклорной и литературнрй традиции базируется на главенствующей задаче, связанной с проблемой формирования личности ребенка как Человека этноса.

Анализ произведений жанров детской литературы дает основание сделать вывод о том, что достижения, художественные обретения в развитии жанров детской литературы, ее письменных форм тесно связаны с динамикой развития многонациональной литературы страны, с активными процессами взаимодействия и взаимообогащения, входящих в это единство литератур.

Детская литература обогатилась новыми жанровыми формами: жанр беседы, диалога, литературных сказок, считалок, дразнилок, уходящих корнями в фольклор народа. В детской литературе воссозданы образы героев и героинь Великой Отечественной войны, осмыслено героическое время, связанное с военным лихолетьем. Опираясь на принцип сравнительного анализа в осмыслении 'жанрового и стилевого своеобразия произведений детской литературы карачаевцев и балкарцев, в диссертации исследована динамика формирования жанров, их эволюция в соответствии с этапами и периодами развития литературы для детей. Исследована эволюция художественного языка произведений детской поэзии, принципы изображения художественного мира, восприятия этических и эстетических приемов формирования у детей эстетического отношения к окружающему миру, воспитания в них носителей нравственных достоинств человека, как представителя народа.

В работе осмыслен художественный образ, являющийся фундаментальной категорией понятия эстетики, ибо в образе получает выражение сущность эстетического выражения действительности. Образная структура, поэтика и стиль карачаевских и балкарских детских писателей и поэтов, внесших вклад в развитие жанров, определяет достижения и тенденцию развития детской литературы 1980-90-х гг.

Искусство слова для детей в художественной традиции карачаевцев и балкарцев

Детский фольклор является специфической областью как устного, так и художественного литературного творчества. Его жанры, широко представленные в фольклоре генетически близких по языку и традиционной культуре карачаевцев и балкарцев, имеют свою поэтику, свои формы бытования, своих героев, а также своих исполнителей-носителей.

Как и в жанрах русского детского фольклора, общим родовым признаком фольклора для детей карачаевцев и балкарцев является соотнесение художественного текста и игры. Впервые на эту особенность обратил внимание известный русский ученый К. Д. Ушинский.

В современных трудах о детском фольклоре наметились проблемные аспекты изучения жанров, связанные с отражением в них внутреннего мира развивающейся личности ребенка, а также роль детского фольклора как регулятора социального поведения ребенка в детском коллективе.

Как показывает исследованный материал фольклорного и литературного уровней, детский фольклор является своеобразной частью народной педагогики, национальной этики и эстетики. Жанры детского фольклора обладают художественной своеобразной формой, специфической образностью, ритмизированной речью, что способствует восприятию произведений детьми. Этими же качествами обладают жанры детского фольклора, исполняемые взрослыми в ходе их общения с детьми. Материнский фольклор, как правило, создается самими взрослыми. Матери подчас являются авторами таких жанровых форм традиционного фольклора, как колыбельная песня - самым древним жанром, прибаутки, небылицы, перевертыши, наделенные ритмикой, своеобразной рифмой, мелодией.

У карачаевцев и балкарцев эти жанровые формы имеют соответствующие определения на родном языке. Многие из этих жанров сопровождают тот или иной обряд, призванный научить ребенка делать первые шаги. Так, например, игра, провоцирующая ребенка пройти в сторону того или иного родственника, который зовет его словами: Кимге келе? Менге келе! (К кому идет? Ко мне идет!).

Детские игры или игры с детьми, сопровождаемые с определенными жанрами фольклора, как правило, очень подвижны, обусловлены природой, бытом, жизнью народа. С этим связано содержание игровых поговорок, с помощью которых ребенка приучают к проявлению мужества, силы, выносливости.

Большое место в жанровой традиции детского фольклора занимают скороговорки, загадки. По исполнению и формам бытования жанры детского фольклора подразделяются на так называемый материнский фольклор и собственно детский, который исполняется во время игр.

Этнохудожественные и этногенетйческие истоки детской литературы карачаевцев и балкарцев находятся в устном народном творчестве в жанрах фольклора - песнях, легендах, сказках, пословицах и поговорках, преданиях, нартских изречениях. Значительна и обширна область традиционного карачаево - балкарского фольклора, непосредственно обращенная к детям. Фольклор является средоточием произведений различных жанров, созданных народом специально для детей. Как специфическая область художественного устного творчества народа, детский фольклор имеет свою поэтику, присущую ей форму бытования. Отличительной особенностью, родовым признаком детского фольклора карачаевцев и балкарцев, как и фольклора генетически близких народов Северного Кавказа, является связь текста с игрой.

Исследования жанровой специфики фольклора, предназначенного детям, В. П. Аникина "Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре"[6], А. М. Мартынова "Детский поэтический фольклор"[37], основанные на большом фактическом материале русского фольклора, позволяют говорить о специфичности художественной формы, образной системы детских жанров фольклорных произведений, для которых характерно тяготение к ритмизированной речи и к игре. Исследователи русского фольклора для детей выделяют жанры под названием "материнский фольклор". Это характерно и для фольклора карачаевцев и балкарцев, в котором распространенным жанром являются колыбельные песни, прибаутки и другие. Популярны среди детей поэтические строки - считалки, припевки и другие словесные игры, скороговорки, загадки, страшилки и т. д.

В данной главе исследуются основные жанры детского фольклора с учетом теоретических трудов, как русских ученых, так и северокавказских фольклористов. Прежде всего, это труды Г. С. Виноградова [69], Л. М. Мельникова [81] и др. В исследовании жанров детского фольклора мы ориентировались на публикации собирателей и исследователей карачаево-балкарского фольклора: М. Джуртубаева[22], X. Малкондуева [79], 3. Налоева [84], И. Шаманова [102] и других.

Активными собирателями карачаевского и балкарского фольклора явились: С. Ч. Алиев, М. Х-К. Батчаев, С. А. Гочияева, А. И. Караева, X. X. Малкондуев, Р. А.-К. Ортабаева, К. А. Салпагарова, А. И. Семенов, X. И. Суюнчев, М. А. Хабичев, Т. М. Хаджиева, А. 3. Холаев, М. А. Хубиев, и др. Собранный ими материал позволил охарактеризовать жанровый состав карачаевского и балкарского детского фольклора, дающий возможность исследовать мир восприятия ребенка, выраженный в фольклорных жанрах. Собранный материал позволяет судить о жанровом составе карачаево-балкарского фольклора для детей.

Становление и развитие жанров поэзии и прозы для детей в карачаевской и балкарской литературе

В литературной жанровой системе выделено понятие «Детская литература» - художественная литература для детей и юношества. Её составляют произведения, предназначенные для читателей детского и юношеского возраста.

Важной особенностью детского фольклора, а также собственно литературных жанров для детей является их предназначение для образования и воспитания. В этой связи В. Г. Белинский отмечал, что книги, которые пишутся для детей, должны входить в план воспитания, как одна из важнейших его сторон. Создатели первых карачаевских и балкарских учебников и книг для детей в 1930-40-гг. использовали фольклорные тексты в деле нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования этических принципов поведения в обществе.

Первые буквари на карачаевском и балкарском языке, изданные в 1930-40-е гг. и созданные первыми автодидактами, широко использовали жанры детского фольклора в деле формирования новой морали подрастающего поколения. Важно подчеркнуть значение отечественной и мировой классики, которая вошла в круг чтения подрастающего поколения через переводы на русский язык. Например, «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу, «Маугли» Р. Киплинга на русском языке, а также произведения русской классики - сказки А. С. Пушкина, басни И. А. Крылова, «Конек - горбунок» П. П. Ершова, «Каштанка» А. П. Чехова и многие другие произведения, написанные авторами по фольклорным мотивам. Литературные сказки Ш. Перро, X. К. Андерсена, Э. Т. А. Гофмана своей гуманной направленностью способствовали формированию этических и эстетических представлений юных читателей, а также служили ориентиром создания оригинальных произведений для детей на родном языке. Уже в творчестве первых писателей - автодидактов, осваивавших классические примеры в своем творчестве и накопленный в фольклоре духовно-нравственный и идейно-художественный потенциал составил не только фундамент дальнейшего формирования письменных жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев, но и обогатил художественные приемы создания самобытных произведений, отмеченных национальным своеобразием и художественной выразительностью.

Задача создания письменных форм литературы для детей в начале XX столетия обретает государственный масштаб. В 1928 году издается Постановление ЦК КПСС «О мероприятиях по улучшению юношеской и детской печати», в 1933 году «Об издательстве детской литературы», во второй половине XX столетия принимается постановление «О мерах по дальнейшему развитию советской детской литературы», а также ряд документов по книгоизданию, развитию издательского дела, по преподаванию литературы в школе.

Задачи воспитания подрастающего поколения в духе социалистической нравственности и морали становятся основополагающими для создателей книг по детской литературе. Для осуществления этой задачи внесли вклад как писатели, так и педагоги - М. Горький, А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, А. А. Фадеев.

Все это определяло творческие задачи первопроходцев зачинателей карачаевской и балкарской литературы, обуславливало их творческие поиски в решении поставленных страной задач.

Создатели первых образцов детской поэзии и прозы карачаевцев и балкарцев, в связи с проблемой воспитания нового человека средствами литературы, опирались на открытия, сделанные зачинателями русской советской детской литературы - В. В. Маяковского, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. П. Гайдара, которые стояли у истоков создания большой литературы для маленьких.

Начиная с 1920-30-х годов, со времени обретения письменности, авторы первых книг и пособий предпринимают попытку создать жанровые основы детской литературы, отразить в них происходящее в стране и в обществе социалистические преобразования, поставить задачи познавательного, воспитательного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Детская литература в стране с самого начала стала создаваться более чем на шестидесяти языках народов. Ориентация карачаевских и балкарских писателей, как на первом этапе формирования жанров, так и в последующие периоды, была связана с осмыслением новых идеалов образа нового человека. Диалог с русской литературой и культурой был определяющим в достижениях по развитию поэзии и прозы для детей, он способствовал утверждению гуманистических идеалов, формированию чувства братства и единства народов многонационального государства.

Более чем полувековой опыт развития жанров детской литературы у карачаевцев и балкарцев свидетельствует о художественных возможностях и обретениях литературы для детей, отражающей процесс становления нового человека. Обучаясь в школе русскому языку, знакомясь с русской литературой, с произведениями В. В. Маяковского, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и другими поэтами и прозаиками, создавшими особый художественный мир, «детский» язык поэзии, юные читатели обогащали свои знания об окружающем мире, постигали законы добра и справедливости.

Слово и образ в поэзии для детей

Известный теоретик литературы М. М. Бахтин в своем научном труде, посвященном эстетике слова, сформулировал основные аспекты своей общеэстетической концепции материальной эстетики, которые можно объяснить, опираясь на конкретный материал, на эстетическое видение этого материала.

По мысли М. М. Бахтина, "эстетическое вполне осуществляет себя только в искусстве, поэтому искусство должно ориентировать на эстетику; было бы методологически нелепо начинать эстетическое построение с эстетики природы или мифа, но объяснить эти гибридные и нечистые формы эстетического -эстетика должна: задача - это философски и жизненно чрезвычайно важная. Эта задача может послужить пробным камнем продуктивности всякой эстетической теории " [12].

Далее М. М. Бахтин развивает мысль о том, что "основная особенность эстетического, резко отличающая его от познания и поступка, - его рецептивный, положительно приемлющий характер.

В этом смысле мы можем сказать: действительно жизнь находится не только вне искусства, но и в нем, внутри его полноте своей ценностной весомости: социальной, политической, познавательной и иной. Искусство богато, оно не сухо, не специально; художник - специалист только как мастер, то есть только по отношению к материалу. Конечно, эстетическая форма переводит эту опознанную и оцененную действительность в иной ценностный план, подчиняет новому единству, по-новому упорядочивает: индивидуализирует, конкретизирует, изолирует и завершает, но не отменяет ее опозднанности и оцененности. Именно на эту опозднанность и оцененность к направлена завершающая эстетическая форма" [12:263].

Понимая мир как предмет познания и этического поступка, как содержание эстетического объекта, художественная форма по отношению к эстетическому объекту кореллятивна. Вне отнесенности содержания, то есть к миру и его моментам, к миру как предмету познания и этического поступка, -форма не может быть эстетически значима, не может осуществить своих основных функций.

По мысли М. Бахтина, эстетически значимая форма есть выражение существенного отношения к миру познания и поступка. Для того, чтобы выявить познавательно - этическую значимость содержания в его связях с формой, то есть проследить содержательность формы, мы обратимся к творчеству карачаевской поэтессы Байдимат Кечеруковой. В ходе эстетического анализа образцов поэзии для детей остановимся на ряде вопросов, связанных с понятиями "язык" и "словесный образ", особенностях художественного мировидения автора. В первую очередь, необходимо, в этой связи, определить значение слова для познания и художественного творчества, в данном случае поэтического.

Как известно, язык поэзии раскрывает свои возможности в процессе работы художника над словом как орудием для построения собственных образов. Вследствие этого язык становится материалом художественного творчества. С помощью языка формируется знак и образ, отмеченный печатью индивидуальности.

Формалисты в своих исследованиях стремились обособить формальные компоненты от содержательной целостности. Они сосредотачивали свой анализ на элементах внутри замкнутости, а не на содержательной форме целого.

Литературовед Н. К. Гей в статье "Знак и образ" высказал мысль об ограниченности формального метода исследования знака и образа. "В результате происходило выключение анализируемого объекта от его объективного содержания, благодаря художественному синтезу, охватывающему собой все уровни образного сознания, начиная с его предмета, с действительности жизнь входит в образ как его художественное поэтическое преображенное содержание искусства. И это преображение и делает поэтическую реальность искусства особым феноменом, включающим в себя не только мысль о предмете, но и предмет в мысли" [70:293-294]. - "

П. Фламенский в работе "Символическое описание" дает определение символическому мышлению, расширительно характеризует изобразительную однородность словесного материала. "Слова, суть - прежде всего конкретные образы художественного произведения, хотя и в малом размере. Каждому слову, а равно и содержанием их, непременно соответствует некоторая наглядность. И эта наглядность, в сути дела, ничем не ограничивается от образности физических моделей или математических символов" [101].

Образ, символ или мифологический образ, часто присутствующие в поэтическом мышлении карачаевцев и балкарцев, позволяют говорить о стирании граней между символом как таковым и образом. Исходя из этого, можно констатировать, что образ - это такая структура, где обобщено значимое содержание и конкретное содержание, которые находятся вместе и как бы служат "носителями" друг друга; тогда как слово - знак или словесный символ, обладая коммуникативной функцией, во многом оказывается лишенным объективного содержания.

Художник-творец не является иллюстратором готового содержания, он сам перевоссоздает его и творит. В этом процессе велика роль изобразительного начала, сам процесс оформления содержания в художественные формы, в образы.

Художественный образ не допускает механического соединения формы и содержания, он предстает в художественном синтезе, в общеэтическом плане, реализуясь в образной структуре.

Похожие диссертации на Формирование жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев