Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественно-эстетическое своеобразие повести в кабардинской литературе 1960-90-х годов : в контексте северокавказской прозы Дыгова Оксана Агабековна

Художественно-эстетическое своеобразие повести в кабардинской литературе 1960-90-х годов : в контексте северокавказской прозы
<
Художественно-эстетическое своеобразие повести в кабардинской литературе 1960-90-х годов : в контексте северокавказской прозы Художественно-эстетическое своеобразие повести в кабардинской литературе 1960-90-х годов : в контексте северокавказской прозы Художественно-эстетическое своеобразие повести в кабардинской литературе 1960-90-х годов : в контексте северокавказской прозы Художественно-эстетическое своеобразие повести в кабардинской литературе 1960-90-х годов : в контексте северокавказской прозы Художественно-эстетическое своеобразие повести в кабардинской литературе 1960-90-х годов : в контексте северокавказской прозы Художественно-эстетическое своеобразие повести в кабардинской литературе 1960-90-х годов : в контексте северокавказской прозы Художественно-эстетическое своеобразие повести в кабардинской литературе 1960-90-х годов : в контексте северокавказской прозы Художественно-эстетическое своеобразие повести в кабардинской литературе 1960-90-х годов : в контексте северокавказской прозы Художественно-эстетическое своеобразие повести в кабардинской литературе 1960-90-х годов : в контексте северокавказской прозы Художественно-эстетическое своеобразие повести в кабардинской литературе 1960-90-х годов : в контексте северокавказской прозы Художественно-эстетическое своеобразие повести в кабардинской литературе 1960-90-х годов : в контексте северокавказской прозы Художественно-эстетическое своеобразие повести в кабардинской литературе 1960-90-х годов : в контексте северокавказской прозы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дыгова Оксана Агабековна. Художественно-эстетическое своеобразие повести в кабардинской литературе 1960-90-х годов : в контексте северокавказской прозы : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Дыгова Оксана Агабековна; [Место защиты: Адыг. гос. ун-т]. - Майкоп, 2008. - 150 с. РГБ ОД, 61:08-10/318

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Повествовательный жанр в русской литературе второй половины XX века 11

1.1. Повесть в системе эпических жанров: теоретический аспект 11

1.2. Эволюция жанра повести в русской советской литературе 23

Глава II. Типологические разновидности национальной северокавказской повести 46

Глава III. Военная лирическая повесть в кабардинской литературе 1960-90-х годов 65

III. 1. Лейтенантская проза: жанр фронтовой повести в отечественной литературе 65

Ш.2. Кабардинская военная лирико-психологическая повесть 71

Глава IV. Кабардинская повесть о современности 91

IV. 1. Социально-психологическая нравственная повесть: проблема становления нового человека в жанре повести-воспитания 94

IV.2. Лирическая повесть: поэзия чувства в кабардинской прозе... 100

IV.3. «Городской романс»: нравственно-философские искания в «урбанистической» кабардинской повести 105

IV.4. «Повести-притчи»: лирико-философская деревенская проза в кабардинской литературе 112

IV.5. Тендерная тематика в современной кабардинской повести... 116

IV.6. Повесть как синтетический жанр в кабардинской прозе 127

Заключение 134

Библиография 138

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современный отечественный литературный процесс ознаменован бурным развитием прозаических жанров, причем данная тенденция характерна как для русской литературы, так и для национальных литератур России. Это обуславливает необходимость исследования прозаических жанров в различных аспектах.

Кабардинская проза не стала исключением: в последние десятилетия в ней появилось много новых имен и произведений. Среди приоритетных прозаических жанров, развивающихся в национальной кабардинской литературе второй половины XX века, несомненно, выделяется повесть.

Процесс выдвижения жанра повести в авангард отечественной прозы стартовал в начале 1960-х годов. Н.П.Утехин отмечает: «Казалось бы, ничто не предсказывало в конце 50-х годов (...) будущего успеха повести, не слишком выделявшейся на фоне послевоенных рассказов, романов, очерков. Но уже в 1961 г. критика заговорила о продвижении ее «на передний план текущей прозы», а еще через несколько лет именно с этим жанром начинают связывать наиболее значительные художественные достижения в прозе, на материале повести ведутся ожесточенные споры вокруг актуальнейших проблем литературы» [95:3-4].

В кабардинской прозе, начиная с 1960-х годов, именно в повести наиболее полно отражались идейно-художественные искания времени, в ней находило достаточно яркое воплощение национальное своеобразие литературы, рельефнее всего проявлялись тенденции, которые в дальнейшем во многом определяли развитие больших эпических форм в национальной прозе. Это обуславливает необходимость детального исследования жанра повести в кабардинской литературе и определяет актуальность темы данной диссертационной работы.

Цель и задачи исследования. Основная цель работы — всестороннее исследование жанра повести в кабардинской литературе 1960-90-х годов, как в проблемно-тематическом аспекте, так и со стороны формы, в контексте северокавказской и русской повести обозначенного периода. Конечное достижение данной целевой установки предполагает решение комплекса задач:

обозначить основные этапы эволюции жанра повести в отечественной литературе второй половины XX века, ее проблемно-тематическую направленность;

проследить пути развития повести в северокавказской национальной литературе 1960-90-х годов, выявить особенные, характерные черты, определяющие ее специфику и национальное своеобразие;

определить значение жанра повести в кабардинской литературе 1960-90-х годов, обозначить место кабардинской повести в северокавказском литературном процессе;

исследовав проблемно-тематический аспект повести в кабардинской литературе рассматриваемого периода, выявить ее основные жанровые разновидности;

исследовать поэтику, проанализировать особенности хронотопа в кабардинской национальной повести. Последовательное решение поставленных задач позволит воссоздать

объемную картину развития жанра повести в кабардинской литературе 1960-90-х годов, дать многоаспектный анализ данного литературного феномена.

Основные положения, выносимые на защиту:

жанр повести активно разрабатывается национальными
северокавказскими литературами. В нем происходит

художественное осознание современной действительности и переосмысление национальной истории, вводятся принципы психологического, нравственного и социально-исторического анализа;

национальная повесть существует в общем контексте отечественной литературы, испытывает на себе влияние русской повести, перенимает практически всю ее жанровую парадигму, реализуясь в таких разновидностях, как лирическая, деревенская, производственная, военная, историческая, социально-бытовая, нравственно-психологическая, документальная;

кабардинская литература 1960-90-х годов дала образцы всех основных разновидностей повести — от военной до синтетических образований, объединяющих элементы и признаки различных видов данного жанра. Общей тенденцией для всей жанровой системы' > повести в кабардинской литературе стало изменение характера воссоздания действительности, освоение новых принципов художественного изображения и анализа;

очевидна эволюция повести в кабардинской литературе 1960-90-х годов: вектор развития жанра направлен к усложнению сюжетно-композиционного построения произведений, углублению психологического анализа, лиризма, философичности, уходу от описательности к объемному проблемно-аналитическому изображению, повышению внимания к феномену отдельного человека.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что в диссертационной работе впервые предпринята попытка системного анализа жанра повести в кабардинской литературе.

На сегодняшний день нет монографических исследований по проблеме проявления данного жанра именно в кабардинской

художественной прозе, также нет работ, в которых бы предлагалась жанрово-видовая и проблемно-тематическая градация повести в названной литературе. Выбранный нами аспект исследования и определяет новаторство диссертационной работы. Комплексный анализ данного литературного явления обуславливает ее научную новизну.

Материалом исследования послужили повести кабардинских писателей, созданные в период 1960-90-х годов. Отбор художественного материала осуществлялся с учетом роли, значения творчества того или иного автора в развитии жанра кабардинской повести и кабардинской художественной прозы второй половины XX века в целом. В качестве показательных нам представляются повести Т.Адыгова, Б.Кагермазова, Б.Карданова, А.Кушхаунова, Б.Мазихова, П.Мисакова, Ахм.Налоева, К.Эльгара, Ад.Шогенцукова.

В качестве сопоставительного материала мы обращались к повестям А.Абу-Бакара, Х.Ашинова, Х.Гашокова, С.Джанаева, А.Евтыха, С.Капаева Т.Керашева, Д.Костанова, А.Охтова, А.Суюнчева, А.Теппеева, З.Толгурова, А.Узденова, О.Хубиева и других авторов.

Кроме того, в диссертации называются имена русских прозаиков, работавших в жанре повести, по существу определивших в 1960-70-х годах ее особенности и направление дальнейшего развития: М.Шолохова, К.Паустовского, В.Быкова, Ю.Бондарева, В.Шукшина, В.Распутина, В.Астафьева и т.д.

Степень научной разработанности проблемы. Начиная с 1960-х годов, повесть стала предметом пристального внимания со стороны русской литературной критики. Было написано большое число монографий, исследований, статей. Вопросами эволюции и жанровой специфики повести занимались В.Акимов, Ю.Суровцев, Н.П.Утехин, А.Эльяшевич и многие другие исследователи и критики.

Такое же пристальное внимание ученых-литературоведов привлекает жанр повести в национальных литературах. Существует ряд работ, посвященных проблемам функционирования жанров в северокавказских литературах и, в частности, вопросам жанровой специфики повести. Однако при всём многообразии точек зрения и научных мнений по проблемам жанровых систем в литературах Северного Кавказа нет отдельного исследования, посвященного жанру повести в кабардинской литературе второй половины XX века, времени ее наиболее интенсивного и плодотворного развития.

Имеется ряд работ, в которых затрагиваются некоторые аспекты этой большой проблемы, а также вопросы эволюции и типологии жанра повести в адыгских литературах в целом. Среди наиболее значимых можно назвать труды Л.А.Бекизовой «От богатырского эпоса к роману» (1974); Р.Камбачоковой «Адыгский исторический роман» (1999); Л.Н.Кашежевой «Кабардинская советская проза» (1962); А.Х.Мусукаевой «Поиски и свершения» (1978) и «Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология» (1993); У.Панеш «Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур» (1990); А.Схаляхо «Идейно-художественное становление адыгских литератур» (1988); Х.Г. Тлепцерше «На пути к зрелости. Адыгейская повесть: традиции и новаторство» (1991); Ю.М.Тхагазитова «Адыгский роман» (1987) и «Эволюция художественного сознания адыгов» (1996); К.Г.Шаззо «Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах» (1978) и некоторые другие.

Жанр повести становился предметом исследования диссертационных трудов последних лет, в числе которых работа М.П.Кочесоковой «Проблемы эволюции и типологии жанра повести в адыгских литературах» (2004). Кроме того, в ряде диссертаций затрагивались

отдельные вопросы, выходящие на тему нашей работы, - рассматривались некоторые жанровые разновидности повести, либо вопросы поэтики и проблематики эпических жанров кабардинской литературы в целом. Определенный интерес для нас представляли работы Д.3.Баковой «Формирование эпических жанров адыгских литератур в свете проблем художественного историзма. Типологический аспект» (2005), Н.Б.Бозиевой «Художественно-документальная проза в кабардинской литературе» (2005), С.В.Губжоковой «Проблема психологизма в кабардинской прозе 1960-1990-х годов» (2006).

Весь имеющийся теоретико-литературный и критический материал по исследуемой проблеме представляет несомненный научный интерес и имеет безусловную значимость, однако он не отражает в полной мере феномена кабардинской национальной повести 1960-90-х годов. Неизученными остаются вопросы жанровой парадигмы и проблемно-тематической дифференциации современной кабардинской повести, что обеспечивает неисследованный фронт научной работы для нас.

Теоретико-методологической основой работы стали принципы и методы, разработанные в трудах ведущих отечественных исследователей национальных литератур: Ю.Я.Барабаш, М.М.Бахтина, Г.Д.Гачева, К.Л.Зелинского, Г.И.Ломидзе, Н.С.Надъярных, К.К.Султанова, В.А.Шошина и т.д.

Большое значение для исследования имели труды северокавказских ученых-литературоведов, теоретиков и критиков: Л.А.Бекизовой, А.И.Караевой, Л.Н.Кашежевой, Р.Г.Мамий, А.Х.Мусукаевой, У.М.Панеш, А.Схаляхо, Ю.М.Тхагазитова, З.Х.Толгурова, Ф.А.Урусбиевой, А.Х.Хакуашева, К.Г.Шаззо и других.

Труды и исследования названных авторов способствовали формированию научной концепции нашей диссертационной работы.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость диссертационной работы обусловлена тем, что научная концепция и систематизированный материал, представленные в ней, могут способствовать дальнейшему комплексному изучению эволюции и современного состояния жанровой системы кабардинской прозы, в целом, и жанра повести, в частности.

Практическое значение исследования состоит в возможности использования материала диссертационной работы не только в научно-теоретических, но и в учебно-педагогических целях, в частности, в преподавании курса «Литература народов России» на филологических факультетах, а также для разработки спецкурсов и спецсеминаров по проблемам жанровой типологии кабардинской литературы на отделении «Языки и литературы народов России».

В более широком масштабе результаты диссертационной работы могут быть полезны при комплексном исследовании специфики жанрово-видовой парадигмы современной северокавказской национальной литературы.

Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертационная работа была обсуждена на расширенном заседании кафедр русской литературы и кабардинского языка и литературы Института филологии Кабардино-Балкарского государственного университета (октябрь, 2007), а также на научном семинаре «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» (сентябрь, 2007). Основные положения диссертации отражены в статьях («Южно-Российский вестник геологии, географии и глобальной энергии», г.Астрахань, 2007) и материалах научных конференций (г.Пятигорск, 2007).

Структура работы. Цель и задачи диссертационного исследования определили его композиционное построение. Логика изложения

собранного и анализируемого материала, необходимость его систематизации обусловила наличие следующих структурных компонентов работы: введения, четырех глав, заключения и библиографического списка.

Повесть в системе эпических жанров: теоретический аспект

Повесть является одним из самых востребованных, но при этом одним из самых неоднозначных эпических жанров. Она занимает особое положение в прозаической системе, и особенности ее развития легче познать в сравнении с родственными эпическими жанрами.

В древнерусской литературе и в XVIII веке словом «повесть» определялись самые разнообразные поэтические формы. Повестью называли и летопись, и житие святого, и древнегреческий роман, и народную легенду, и новеллу, и сказание. «В широком смысле слова повестью могли быть названы любые литературные формы, но обычно в том только случае, если они отвечали самой сущности значения этого слова: если преимущественным в них оказывался повествовательный момент — как рассказ о чем-то существовавшем независимо от рассказчика, — причем не только по содержанию, но и изображению» [107:122].

Послания, похвалы, «слово» (как жанр ораторской прозы) также заключали в себе «повествовательную часть», но ее характер был в этих жанрах уже совершенно иным. Жанр «слова» от «повести обычного типа отличается прежде всего тем, что существует не самостоятельно... Читаясь в составе речи, оно подчиняется ее замыслу, ее общей тональности.... порою даже теряет свою нарративную природу, переключаясь в своеобразный монолог в рамках лиро-эпического "повествования"» [цит. по 107:123].

Литературные же формы, обычно называемые в древней Руси повестями, носили ярко выраженные эпические свойства.

Как известно, основой содержания эпоса, начиная с эпопеи, является событие, действие. Как эпический жанр повесть сохраняет событийную основу на протяжении всей истории своего развития, от древнерусских до современных произведений. Это свойство отличает ее от «записок», мемуаров, дневников и воспоминаний, в которых рассказ о событиях может быть заменен их описанием. Повести же «описание» и «рассуждение» в основном противопоказаны. Не случайно многие писатели те свои повести, в которых изображение событий, действие более или менее заметно оттеснялись разного рода «рассуждениями» и «описаниями», называли «записками», хотя событийная сторона в них и сохраняла свое значение (А.П.Чехов «Скучная история»).

Другой, не менее важной особенностью повести как эпического жанра является то, что содержанием ее должно быть нечто «самостоятельное по своей внутренней и внешней форме», «само по себе обоснованное и целостное» [28, XIV:225]. Можно сказать, что в отличие от других эпических жанров повесть в большей степени продолжает сохранять в себе это свойство традиционного эпоса.

В отличие от других эпических жанров, в частности, жанра очерка, в повести «наряду с сюжетом» «наличествует и художественное обобщение», в ней «соединяется объективное изображение жизни с выражением «субъективного элемента», внутреннего мира автора, его эмоций» [90:484]. При этом следует говорить о различии типов художественного обобщения в повести и очерке, о различии типов повествовательной прозы.

Такие жанровые формы, как очерк, «записки», «зарисовки», мемуары, «сценки» и т.д. являются разновидностью эпического рода. Но, как замечал еще Гегель, эпос является искусством в той мере, в какой он закончен и целостен поэтически, в какой мере он раскрывает эстетическую сущность жизни.

Те требования, которые предъявлялись русскими критиками и писателями к жанру повести, дают основания считать ее одной из высших форм эпического рода, отличающейся особой «поэтичностью» в ряду других жанров, воссоздающих в объективированной форме реальную действительность.

Однако некоторые исследователи, в частности Н.П.Утехин, считают, что «отображение действительности в ее живой конкретности не только не является жанровым признаком, повести, (...) но и вступает в конфликт с ее поэтической природой» [107:126-127]. Исследователь отмечает, что именно в результате стремления «изменить факту», поэтически возвыситься над ним и выделилась из летописных повествовательных «деловых» форм древнерусская повесть. «В XV в., в период создания единого централизованного русского государства, на литературу стали смотреть не только как на средство утверждения тех или иных принципов государственной жизни, но и главным образом как на средство убеждения. Теперь уже было недостаточно только объяснить происходящее с точки зрения государственных и церковных установлений, просто утвердить те или иные политические идеи, их необходимо было доказать, сделать убедительными. Именно в это время наряду с традиционным построением повествования («механическое» соединение развивающихся в строгой последовательности событий) проявляется тенденция к «сюжетному», доказательному рассказу» [107:127].

Эволюция жанра повести в русской советской литературе

Жанр повести, характерный для русской национальной традиции в целом и особенно многообразно представленный в литературе XIX века, получил широкое развитие и в отечественной литературе 1960-90-х годов.

Начало процесса бурного развития жанра повести в XX веке относится к 1920-30-м годам. Авторы многочисленных повестей глубоко и всесторонне обрисовали противоречия эпохи нравственно-психологические, философские и политико-экономические изменения в общественной жизни времени. В этот период повесть «заметно расширила собственные границы, выдвинув такие новообразования, как повесть-очерк, повесть-репортаж, повесть-дневник и другие полудокументальные произведения, получившие широкое распространение в военные годы» [95:17].

В период Великой Отечественной войны повесть приобрела огромное значение, что было обусловлено как ее жанровыми особенностями, так и специфическими потребностями времени: «(...) бывают эпохи, когда от литературы требуется оперативность, немедленное вмешательство в происходящее. И в этом случае роман, требующий немалого времени для написания, уступает по своим возможностям малым жанрам. Так было в первые годы Великой Отечественной войны, когда из истинно эпических жанров господствовали повесть и рассказ» [107:145]. Причем повесть взяла на себя и некоторые функции, присущие крупному эпическому жанру: «Повесть периода Великой Отечественной войны по сути дела была постоянной, непрекращающейся попыткой самых разных художников подойти к крупным обобщениям, широким художественным решениям и образам большого синтезирующего плана, т.е. к тому, чего не могли дать в большинстве случаев ни очерк, ни рассказ» [95:18].

Повесть военных лет унаследовала лучшие традиции русской повествовательной литературы XIX века и предвоенных лет. Она включала в себя очерковое начало, отличалась злободневностью, стремилась к документальности и художественности, чему во многом способствовал и тот факт, что многие повести военных лет начинались с частных наблюдений, вошедших в основу сюжета произведений.

С другой стороны, повесть этого времени, преодолевая очеркизм, стремилась быть традиционно беллетристической. Такие произведения характеризовались углублением психологизма, более строгой организованностью сюжетно-композиционного построения и объективной передачей типичных для своего времени психологических движений и ситуаций. Типологической особенностью развития жанра повести в период Великой Отечественной войны стало повышение роли произведений романтического плана, в которых был показан героический характер человека.

Общей тенденцией практически для всех жанровых разновидностей повести в этот период было повышение лирического тона. Данный процесс коснулся и тех повестей, которые нельзя назвать собственно романтическими, но сочетающих в себе напряженность и открытость авторского высказывания с точностью факта и документа. Такого рода повести были в основном посвящены жизни тыла и продолжали некоторые особенности повести и романа начала 1930-х годов («Клятва» Ф.Гладкова, «Испытание» А.Первенцева).

Особое место в движении жанра повести заняли произведения, в которых авторами осуществлялась попытка исторически глубокого, философского осмысления войны (Вас.Гроссман, Л.Леонов, К.Симонов, А.Бек и др.). Такие повести нередко были построены на строго документальной основе, в них созданы выразительные человеческие характеры, сделаны серьезные обобщения, им свойственны широта авторского видения жизни, многоплановость фабульных линий, полифоничность и т.п.

Повесть военных лет сосредоточила свое внимание на главном герое времени, органически соотнесла частную судьбу с судьбой народа, вопросы мировоззрения явились важнейшими для авторов повестей. В этом значение военной повести для последующего литературного развития.

Послевоенный литературный процесс протекал иначе, нежели в предшествующий период. «Если в начале войны на передний край сразу же выступили поэтические и журналистские жанры, если художественная проза оказалась представленной преимущественно рассказом и очерком, а высшей формой эпоса сделалась повесть, близкая к роману, приобретшая качества, которые до того не были в ней ведущими, - эпичность, героику, лиризм, то переход к мирной действительности оказался отмечен гораздо более плавной перегруппировкой жанров» [95:64].

Лейтенантская проза: жанр фронтовой повести в отечественной литературе

Большинство исследователей отечественного литературного процесса второй половины XX века отмечают, что литература 1960-90-х годов наиболее значительных успехов в художественном освоении самых различных сторон действительности добилась в эпических жанрах.

Бурное развитие прозы, начиная с 1960-х годов, объясняется объективными причинами. В определенных исторических и литературных ситуациях эпические жанры, решая единые эстетические задачи, оказываются в значительной степени равноправными, как это было в послевоенные годы. «Огромный опыт народа, победившего в Великой Отечественной войне, исключительные переживания и потрясения, небывалые знания о человеке и народе - все это, по своим масштабам равное содержанию целой эпохи, - требовало художественного познания и осмысления. Для реализации высокого предназначения литературы была необходима своего рода мобилизация всех возможностей художественной системы» [124:135].

В этот период содержательно и формально изменяются практически все эпические жанры. Наиболее серьезные подвижки происходят в жанре повести. Многие авторы обращались именно к этому жанру, что привело к бурному развитию всех его разновидностей - от повести лирической до социально-бытовой, документальной и т.д. Одно из главенствующих положений в период 1960-80-х годов занимала военная повесть.

В большинстве своем литературное поколение рассматриваемой эпохи составляли люди, чья молодость или юность пришлись на военные годы. «Это совершенно особое - может быть, самое трагическое — поколение в русской истории. Из каждой сотни мальчиков, родившихся в 1923-24 годах, после войны осталось в живых только по трое. Но те, кому посчастливилось вернуться с войны, словно восполняя трагические утраты целого поколения, сосредоточили в себе колоссальный душевный опыт. (...) Этот душевный опыт представителей фронтового поколения сублимировался в мощный сгусток творческой энергии, который очень существенно повлиял на послевоенную отечественную культуру. Из их рядов вышли выдающиеся кинорежиссеры и артисты, композиторы и музыканты, живописцы и скульпторы. (...) Особенно много среди тех, кто прошел войну и на всю жизнь остался верен ее памяти в своем творчестве, литераторов — поэтов и прозаиков» [63:110-111].

Писателей этого поколения волновали общие проблемы, связанные с военной темой, а их творчество было отмечено параллельными исканиями в области поэтики. Это дало основание исследователям говорить о возникновении в литературе 1950-60-х годов определенной общности -«лейтенантской прозы», наиболее востребованным жанром которой стала повесть: «Самым очевидным свидетельством прочности внутреннего единства «лейтенантской прозы» стало формирование в ее недрах некоего устойчивого жанрово-стилевого единства, которому принадлежит роль структурного ядра данного течения как историко-литературной системы. (...) В процессе становления «лейтенантской прозы» образовалась и стала структурным ядром всего течения (...) новая жанровая модель с совершенно определенной стилевой тональностью. Эту жанровую модель (или точнее - жанровую разновидность) мы называем фронтовой лирической повестью. В конструктивных и экспрессивных качествах фронтовой лирической повести оформлялась, выверялась и развивалась та новая эстетическая семантика, которую стали разведывать прозаики фронтового поколения» [63:111-112].

Формирование военной лирической повести происходило в конце 1950-х - начале 1960-х годов. В этот период выходят произведения, положившие начало развитию данного жанра в отечественной литературе: «Батальоны просят огня» (1957) и «Последние залпы» (1959) Ю.Бондарева; «Южнее главного удара» (1957) и «Пядь земли» (1959) Г.Бакланова; «Журавлиный крик» (1961) и «Фронтовая страница» (1963) В.Быкова; «Звездопад» (1961) В.Астафьева; «Крик» (1962) и «Убиты под Москвой» (1963) К.Воробьева.

Особенностью этих произведений стала их полемическая установка — «протест против идеологических стереотипов, которыми была оказенена и изолгана «тема войны», активное неприятие господствовавших и официально одобряемых псевдоромантических клише и шаблонов, которые превращали кровавую правду войны в помпезно-театральное представление» [63:112]. Для художественного воплощения нового взгляда на войну, на ее будни и подноготную, на людей, чья судьба была исковеркана, изломана войной, на ее итоги, уроки и результаты необходимо было разрабатывать новую поэтику.

До 1950-х годов (в военные годы и первое послевоенное десятилетие) основным конфликтом большинства произведений всех жанров об Отечественной войне было столкновение между советскими людьми и гитлеровскими захватчиками. При этом конфликт имел ярко выраженную идеологическую окраску, соответствующую сначала требованию времени (необходимо было активизировать, мобилизовать людей на борьбу, поднять народный дух и веру в победу), а затем требованию соцзаказа (победа советского человека должна была выглядеть пафосной, грандиозной, а сам советский человек представал как бескомпромиссная положительная личность, психологически устойчивая и не знающая сомнений).

Социально-психологическая нравственная повесть: проблема становления нового человека в жанре повести-воспитания

Одним из направлений развития повествовательного жанра в отечественной литературе второй половины XX века была социально-психологическая проза. В повести этой разновидности с особой наглядностью раскрывается тесная связь социальных и духовных сфер жизни общества. Для авторов таких повестей характерно четко определившееся стремление к отображению психологии и общего духовного склада личности на широком общественном и бытовом фоне. Социально-психологическая повесть стремится более полно раскрыть многообразие и сложность процессов формирования личности.

Повести, рисующие духовно-нравственную сферу, часто сближались с повестями философско-психологического плана, возникал синтез социально-психологического и философско-психологического жанра («Прощай, Гульсары!» и «Белый пароход» Ч.Айтматова, «На Иртыше» С.Залыгина, «Обелиск» В.Быкова). Такие произведения характеризовались глубоким интересом к социально-нравственным и философским вопросам, проблемам внутреннего самоопределения личности, роста в человеке человеческого.

В произведениях социально-психологического, философского плана главными становятся не сами по себе жизненные перипетии героев, а принципиальный философский спор о жизни и предназначении человека, о его нравственном потенциале и мере ответственности за личную судьбу и судьбы современников. При этом психологическая повесть может обращаться к событиям прошедших эпох, погружая читателя в напряженные размышления о смысле минувших исторических эпох и роли ушедших с ними человеческих жизней, но с тем большей исторической и художественной убедительностью высвечивать в созданной картине важнейшие координаты современного состояния мира, утверждая несомненность высоких нравственных законов человеческого общества.

Для кабардинской повести 1960-90-х годов характерно не только обращение к важнейшим событиям исторической жизни народа, но и к современной проблематике. Повесть этих лет отличается разнообразием тем, акцентированием внимания на важных для республики морально-этических, экономических проблемах, а также на проблемах становления и нравственно-психологического определения современного человека, его характера. А.Х.Мусукаева отмечает: «Новым качеством современной кабардинской прозы следует считать глубокое, психологически обоснованное воссоздание индивидуальных черт характера отдельной личности, а также умение синтезировать эти черты с особенностями и своеобразием той среды, в которой живет и действует человек. Писатели достигли успеха в создании образов современников, благодаря новому не только социальному, но и нравственному подходу к своим героям» [136:186].

Необходимо отметить, что создание произведений, в которых акцент переносится с события на характеры героев, и в которых главенствующее значение приобретает не внешний, а внутренний конфликт, началось в адыгских литературах еще в конце 1930-х годов. Однако в период Великой Отечественной войны и вплоть до 1950-х годов эта тенденция ослабла. 1960-е годы стали временем новой волны интереса к психологическому, нравственному, философскому исследованию, связанному и с задачами социального анализа современной действительности. У.М.Панеш, в частности, отмечает, что «выдвижение современной проблематики на передний план стало явлением типологически общим, что было связано с исторической значимостью социально-политических перемен, повлекших за собой существенные «тектонические» сдвиги в области философского и нравственно-психологического осмысления времени» [79:216].

В связи с вышесказанным, кабардинская повесть, начиная с 1960-70-х годов, стала характеризоваться усилением социально-критического направления, стремлением к интеллектуальному переосмыслению важнейших явлений и проблем современности, психологическому анализу быстро меняющейся действительности и человека в ней, наполнению конфликтов социально-нравственным содержанием.

Сближение социальной проблематики с морально-этической, усиление исследовательского начала способствовали возникновению нетрадиционных для кабардинской литературы предшествующего периода жанрово-стилевых образований, одним из которых стала социально-психологическая повесть (повесть-воспитания).

Одной из первых кабардинских повестей, ориентированных на современную проблематику, на исследование характера человека нового времени, стала повесть Султана Кушхова «Родня» (1961). Тема повести актуальна для времени ее создания. Проблематика произведения формируется идейной направленностью повести, тема которой — преодоление молодым поколением отживших традиций и предрассудков, необходимость жизненного выбора и нравственного самоопределения творчески мыслящей личности, борьба за право любить, жить своими чувствами. «Современный герой борется с пошлостью, с консервативными взглядами на взаимоотношения людей, с карьеризмом; он не только является носителем передовых идей и мыслей, но и воплощает их в своей жизни» [136:186].

Похожие диссертации на Художественно-эстетическое своеобразие повести в кабардинской литературе 1960-90-х годов : в контексте северокавказской прозы