Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество А.С. Щеглова в контексте развития эпических жанров прозы в мордовской литературе : 1930-1980-е годы Сусорева Ольга Михайловна

Творчество А.С. Щеглова в контексте развития эпических жанров прозы в мордовской литературе : 1930-1980-е годы
<
Творчество А.С. Щеглова в контексте развития эпических жанров прозы в мордовской литературе : 1930-1980-е годы Творчество А.С. Щеглова в контексте развития эпических жанров прозы в мордовской литературе : 1930-1980-е годы Творчество А.С. Щеглова в контексте развития эпических жанров прозы в мордовской литературе : 1930-1980-е годы Творчество А.С. Щеглова в контексте развития эпических жанров прозы в мордовской литературе : 1930-1980-е годы Творчество А.С. Щеглова в контексте развития эпических жанров прозы в мордовской литературе : 1930-1980-е годы
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сусорева Ольга Михайловна. Творчество А.С. Щеглова в контексте развития эпических жанров прозы в мордовской литературе : 1930-1980-е годы : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Сусорева Ольга Михайловна; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева].- Саранск, 2009.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/1188

Введение к работе

Актуальность исследования. Поступательное движение литературы складывается благодаря успехам отдельного произведения, отдельного мастера, отдельного направления, открывающего новые тенденции, новые возможности, новые изобразительные средства, которые становятся общим достоянием. Эту мысль разделяет М. Б. Храпченко, утверждающий, что «привнося в литературу „свое", талантливый писатель увеличивает общее достояние, духовные ценности, принадлежащие народу»1. В свете достижений современной литературы, ее возрастающего веса в жизни нашего общества все большее значение приобретает изучение творчества известных художников слова, роль которых в развитии духовной жизни народа, его культуры и литературы огромна. В произведениях таких писателей отражаются важнейшие стороны национального общественно-исторического сознания представляемого ими народа. Без глубокого и всестороннего изучения их наследия трудно представить общую картину развития любой национальной литературы. Отсюда проистекает то большое внимание, которое литературоведение уделяет изучению творчества наиболее крупных национальных писателей, выявляя на основе их художественной практики как общие закономерности и национальные особенности развития многонациональной литературы, так и характер преемственности и новаторства в литературном развитии народов России.

Не случайно в последние годы наряду с такими важными вопросами, как национальное и межнациональное в литературе, преемственность и новаторство, взаимосвязь и взаимодействие национальных литератур, на первый план стала выдвигаться проблема изучения творчества отдельных писателей в контексте развития литературы. Исследователи стремятся не только полнее осветить творческий путь художников слова, но и дать объективную оценку их художественной эволюции и вклада в многонациональный литературный процесс, обогатить наше представление о зарождении, формировании и развитии культуры разных народов. Поэтому изучение творчества известных национальных

' Храпченко M. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - М.,1977. - С. 68.

писателей в современных условиях приобретает общенаучное историко-литературное значение. Актуальность исследования связана с необходимостью восстановления реальной картины развития историко-литературного процесса в мордовской литературе.

В настоящее время, когда изданы очерк и история мордовской литературы, содержащие не только обзорные главы, но и литературные портреты писателей, когда появились многочисленные монографии, посвященные творчеству наиболее крупных из них, очевидно, настала пора более убедительных теоретико-эстетических оценок. Ныне остро ощущается необходимость отхода от тех патетически восторженных характеристик, которыми в прошлом был наделен едва ли не каждый литератор. Многогранное творчество заслуженного писателя Республики Мордовия Александра Сергеевича Щеглова является в этом смысле весьма интересным объектом изучения.

Как большой художник слова А. С. Щеглов прочными узами был связан с эстетикой и традициями мордовского устного народного творчества и русской классической литературы. Из этих источников он впитал, пожалуй, самое ценное, имеющее перспективное значение для судеб мордовской литературы, - необходимость сохранения и развития национально-эпических традиций, жанровых разновидностей эпической прозы и национально-стилевой самобытности литературной культуры родного народа. На основе этих принципов созданы лучшие произведения писателя: рассказы «Факир» (1966), «Вейке ведень ге-ройть» («Герои одного села», 1951), «Ялгань кис» («За друга», 1959), повести «Алкуксонь вечкема» («Настоящая любовь», 1960), «Тесэ весе мазыйть» («Здесь все красивые», 1963) и роман-дилогия «Кавксть чачозь» («Дважды рожденный», 1980-1988). Можно без преувеличения сказать, что рассказы

A. И. Петайкина, В. И. Мишаниной, П. А. Ключагина, повести П. В. Прохорова,

B. Н. Радина, романы А. М. Доронина и ряда других писателей являются дос
тойным продолжением тех национально-художественных традиций, которые во
многом сложились благодаря незаурядному творческому дарованию
А. С. Щеглова.

Творческое наследие писателя обладает известной степенью завершенности как с точки зрения развития художественных традиций мордовской литературы, так и в смысле освоения ею новых идейно-эстетических рубежей. 1930-1980-е годы, период интенсивного творческого роста А. С. Щеглова, были для литературного процесса Мордовии своеобразным переходным моментом в развитии жанров эпической прозы. К концу этого периода, с одной стороны, отчетливо обнаружилось более или менее стабильное оформление собственно-национальных художественных традиций эпической прозы мордовской литературы, а с другой - обозначились те новые исходно-типологические начала, которые позволяют говорить о постепенном выравнивании ее художественного опыта по отношению к литературам более зрелым. В мордовской литературе А. С. Щеглову суждено было представить процесс развития эпических жанров прозы с наибольшей силой. Свидетельство тому - вся его многогранная литературная деятельность в целом и прозаические произведения в частности.

А. С. Щеглову принадлежит особое место в мордовской литературе. Природная одаренность, постоянная ориентация на показ социально-эстетической сущности нравственных идеалов народной жизни, правдивое, исторически конкретное воспроизведение явлений прошлого и современности - все это позволяет говорить о нем как о подлинно ярком и самобытном художнике слова. Вместе с Н. Л. Иркаевым, Я. М. Пинясовым, Ф. С. Атяниным и другими писателями А. С. Щеглов стоял у истоков становления мордовской детской литературы. Он стал одним из первых авторов мордовских повестей о войне. В его творчестве оригинально преломились основные закономерности и традиции развития мордовской литературы. Однако до настоящего времени оно изучено явно недостаточно. Кроме небольших статей и рецензий на произведения, других крупных работ о творчестве писателя до сих пор нет. Между тем с признанием А. С. Щеглова одним из крупных авторов мордовской литературы назрела объективная необходимость в такого рода исследовании. По справедливому замечанию Г. И. Горбунова, «творческая активность А. С. Щеглова с каждым годом растет, шире становится его художественное видение жизни. Произведения

автора, особенно его повести о войне, входят в число лучших произведений мордовской литературы... Исследование художественного творчества

A. С. Щеглова помогает раскрыть многие закономерности развития мордовской
литературы» .

Необходимость всестороннего изучения творчества писателя и в частности жанрово-художественного своеобразия его прозы в контексте развития мордовского историко-литературного процесса (1930-1980-е годы), а также недостаточная разработанность представленной проблемы в литературоведении и критике составляет актуальность избранной нами темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема жанрового развития прозы писателей нашей республики уже была предметом исследований мордовских литературоведов. Ученые неоднократно обращались к истории становления отдельных жанров в мордовской литературе, связывая ее с проблемами литературного развития в целом.

Одной из первых крупных работ по изучению жанров мордовской прозы стало исследование Б. Е. Кирюшкина «Мордовский советский роман». В дальнейшем история возникновения и развития романного жанра нашла отражение в работах А. В. Алешкина, В. М. Макушкина, Н. И. Черапкина, А. И. Брыжин-ского и других. Жанр повести в мордовском литературоведении исследовался, в частности А. И. Брыжинским, М. И. Малькиной, Т. И. Кубанцевым,

B. Е. Соколовой. Истории становления и эволюции малых жанровых форм про
зы посвятили свои работы Г. И. Горбунов, Г. С. Девяткин и другие.

Обзор литературоведческих исследований по данной теме показывает, что до настоящего времени нет обобщающей работы по изучению жанровых разновидностей прозы ряда мордовских писателей, в том числе А. С. Щеглова. Не определен его вклад в общий историко-литературный процесс республики. Отдельные статьи, рассматривающие произведения писателя, не создают целостного представления о жанрово-художественном своеобразии его прозы, об особенностях ее становления и развития в контексте мордовской литературы. По

1 История мордовской советской литературы. - Саранск, 1971. -Т.2.-С. 106.

мере развития мордовского литературоведения стали появляться исследования, в которых не только анализируются отдельные произведения писателя, но и прослеживается их связь с развитием мордовского историко-литературного процесса.

Творчество А. С. Щеглова в контексте развития мордовской литературы впервые было рассмотрено в трехтомной «Истории мордовской советской литературы» (1968-1971), затем нашло отражение в книгах «Мордовский советский роман» (1965) Б. Е. Кирюшкина, «В братском содружестве» (1969) Н. И. Черапкина, «Мордовская детская литература» (1970) С. А. Самошкина, «Конфликты и характеры. Проблема конфликта и героя в мордовской повести о деревне» (1972) В. Е. Соколовой, «Поэзия - душа народа» (1973) В. В. Горбунова, «В едином строю» (1984), «Процессы жанрового развития мордовской прозы (50-90-е годы)» (1995) А. И. Брыжинского, «Начало пути» (1976) и «Обретение зрелости» (1984) В, М. Макушкина, «Единство традиций» (1978), «Эпос дружбы» (1985) А. В. Алешкина, «Годы и конфликты» (1981) Е. И. Чернова, «Мордовский рассказ» (1987) Г. С. Девяткина, «Многоцветие смеха: комическое в мордовской литературе» (1998) В. И. Демина и многих других. Однако авторы этих исследований затрагивают творчество писателя лишь в связи с изучением общих закономерностей литературного процесса, а не как самостоятельную научную проблему.

Первой работой, в которой предпринята удачная попытка рассмотрения творчества А. С. Щеглова от его первых шагов до 70-х годов прошлого столетия, явился литературный портрет, написанный Г. И. Горбуновым в трехтомной «Истории мордовской советской литературы»1. В нем собран и систематизирован материал о писателе, рассеянный по статьям и рецензиям. Достоинство критико-биографического очерка, думается, в том, что в нем содержится доброжелательный и объективный подход к анализу творчества писателя. Автор аргументированно опровергает выводы тех своих предшественников, которые

1 История мордовской советской литературы. - Т. 2. - С. 92-106.

пытались найти изъяны в мировоззрении А. С. Щеглова. В очерке были проанализированы лишь те произведения, которые были написаны до 1970-х годов. В дальнейшем писатель создает еще ряд значительных работ, в частности роман-дилогию «Кавксть чачозь» («Дважды рожденный»), остающийся до сих пор недооцененным.

Г. И. Горбунов в целом верно охарактеризовал отдельные произведения А. С. Щеглова как с точки зрения тематических, жанрово-стилевых особенностей, так и в аспекте идейно-эстетических принципов творческого метода мордовской литературы. Признавая справедливость многих замечаний критика, следует сказать, что некоторые его оценки оказались данью доперестроечной идеологии и поэтому требуют своего переосмысления.

Предлагаемая работа призвана восполнить тот пробел, который существует в мордовском литературоведении в отношении творчества писателя; определить плодотворность новаторских поисков автора, заложенных им традиций, которые оказали значительное воздействие на освоение мордовской литературой новых идейно-эстетических вершин; проследить на примере произведений писателя идейно-художественный и жанрово-стилевой рост мордовской литературы и особенности развития в ней малых, средних и крупных жанровых форм прозы. В основу исследования, ориентированного на выявление эстетической сущности и художественной природы прозаических произведений А. С. Щеглова, положено представление о творческой индивидуальности писателя как художественно-новаторском выражении национально-эстетических традиций литературной культуры мордовского народа в целом. Отсюда понятно исключительно важное значение, которое приобретают выяснение своеобразия творчества писателя, осмысление литературного процесса, характера преемственности и новаторства.

Несмотря на то, что творчество А. С. Щеглова занимает достойное место в истории мордовской литературы, до сих пор нет работ, в которых целостно раскрывалось бы жанровое своеобразие художественного наследия писателя. Многообразие малых, средних и крупных форм прозы автора требует отдельно-

го рассмотрения и более глубокого исследования, что поможет выявить наиболее существенные особенности эволюции этих жанров мордовской литературы 1930-1980-х годов.

Научная новизна исследования состоит в том, что оно является первым опытом комплексного изучения прозы А. С. Щеглова в контексте развития мордовской литературы 1930-1980-х годов. В нем впервые представлен многоаспектный анализ прозы писателя:

выявлены художественно-эстетические особенности прозаических произведений А. С. Щеглова с целью рассмотрения общих морально-этических и эстетических принципов;

определен жанрово-тематический спектр прозы писателя, позволяющий представить объективную картину состояния жанрового процесса не только мордовской литературы 1930-1980-х годов, но и всей многонациональной литературы народов России этого периода.

Целью работы является проблемно-аналитическое исследование творчества А. С. Щеглова как концентрированного выражения идейно-эстетической сущности художественных традиций мордовской литературы 1930-1980-х годов.

Реализация представленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Показать, как в процессе своего развития мордовская литература дости
гает уровня, на котором в ней появляются писатели, отразившие в своих произ
ведениях наиболее существенные особенности эстетики и поэтики ее художе
ственного эпоса.

2. Через анализ эпических форм, характерных для произведений
А. С. Щеглова, определить возможности их дальнейшего развития.

Различные аспекты изучения творчества писателя рассматриваются на трех уровнях: национально-региональном, художественно-эстетическом и в контексте эстетики и поэтики эпических традиций, типичных для многонациональной отечественной литературы в целом. Исходя из этого в работе прослеживается эволюция творчества А. С. Щеглова, которая является благодатным материалом

для осмысления характера художественной преемственности, своеобразия традиций и новаторства в мордовской литературе.

Не претендуя на исчерпывающую полноту раскрытия этих серьезных общетеоретических и методологических вопросов, автор предпринимает попытку рассмотрения практического преломления названных проблем в конкретной творческой практике А. С. Щеглова.

Предметом исследования является проза А. С. Щеглова - очерки, рассказы, повести, роман-дилогия Кавксть чачозь» («Дважды рожденный»), а также воспоминания и различные высказывания о нем в периодической печати. Для сравнительно-типологической характеристики привлекаются произведения писателей - представителей других национальных литератур. Анализ привлеченного материала дается в общем контексте развития мордовской литературы 1930-1980-х годов.

Теория и методология диссертационного исследования основываются на концепциях жанра рассказа, повести и романа, разработанных в отечественном литературоведении. Методологической и теоретической основой диссертации послужили труды известных отечественных литературоведов М. М. Бахтина, В. Г. Белинского, А. С. Бушмина, В. М. Головко, Н. А. Гуляева, А. И. Кузьмина, И. К. Кузьмичева, Н. Л. Лейдермана, В. С. Синенко, Н. П. Утехина, М. Б. Храпченко и других.

В работе учитываются достижения таких мордовских литературоведов и критиков, как А. В. Алешкин, А. И. Брыжинский, В. В. Горбунов, Г. И. Горбунов, Г. С. Девяткин, В. И. Демин, Б. Е. Кирюшкин, В. М. Макушкин, М. И. Малькина, В. Е. Соколова, Н. И. Черапкин и другие.

В соответствии с поставленными задачами в диссертационном исследовании на основе сравнительно-типологического и историко-функционального подходов рассмотрено жанровое многообразие эпической прозы А. С. Щеглова в контексте развития мордовской литературы 1930-1980-х годов. Это позволило выявить их художественно-эстетическое своеобразие и вклад писателя в развитие литературной культуры родного народа.

Научно-практическая значимость работы определяется возможностью использования ее результатов учителями-словесниками на уроках мордовской литературы в национальных общеобразовательных школах, преподавателями вузов на лекциях и семинарах по мордовской литературе, при разработке курсов по выбору, написании студентами курсовых и дипломных работ, при создании учебных пособий и учебников для вузов и национальных общеобразовательных школ.

Апробация работы. Материалы диссертации были обсуждены на кафедре финно-угорских литератур Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Основные положения и выводы исследования нашли отражение в докладах и сообщениях на научной конференции «Огаревские чтения» (2006), конференции молодых ученых Мордовского государственного университета (2006, 2007), международной студенческой конференции по финноугроведению «IFUSCO-XXII» (2007), на Всероссийских научно-практических конференциях «Региональная журналистика в системе СМИ России: динамика и характер развития в новых условиях» (2006) и «Русский язык в контексте национальной культуры» (2008).

Структура работы определена предметом исследования, разработанностью темы, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка. Общий объем работы составляет 180 страниц.

Похожие диссертации на Творчество А.С. Щеглова в контексте развития эпических жанров прозы в мордовской литературе : 1930-1980-е годы