Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественный мир Аскерби Шортанова Шадова Ирина Хажисетовна

Художественный мир Аскерби Шортанова
<
Художественный мир Аскерби Шортанова Художественный мир Аскерби Шортанова Художественный мир Аскерби Шортанова Художественный мир Аскерби Шортанова Художественный мир Аскерби Шортанова
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шадова Ирина Хажисетовна. Художественный мир Аскерби Шортанова : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Шадова Ирина Хажисетовна; [Место защиты: Кабард.-Балкар. гос. ун-т им. Х.М. Бербекова].- Нальчик, 2009.- 167 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/1192

Введение к работе

Актуальность темы диссертационной работы обусловлена тем, что в современном литературоведении проблемы творческого самоопределения, формирования художественной индивидуальности и систематизации творчества отдельных художников слова, нового подхода к выявлению их роли и места в истории национальной литературы остаются постоянным объектом научных изысканий. В тесной связи с данными проблемами находятся и вопросы взаимосвязи фольклора и национальной литературы, типологии, жанровой специфики, поэтики.

Как известно, обращение к художественному миру крупного, значительного представителя национальной культуры и литературы всегда поднимает комплекс актуальных проблем. Художественный мир писателя - это тот центр, от которого расходятся и к которому сходятся все нити, все направления его творческого «я», определяющие во многом особенности национального литературного процесса в целом.

Проблема творческой индивидуальности, художественного мира наиболее значительных представителей национальной литературы в литературоведении не нова. Каждая эпоха вносит свой вклад в ее понимание и решение, она конкретизируется прежде всего особенностями реальных исторических условий. В национальной литературе формирование и развитие жанров определяется творческими исканиями писателей в конкретные исторические периоды: общие черты духовной жизни эпохи, народа, социальной среды по-разному проявляются во внутреннем мире отдельных личностей - у одних в меньшей степени, у других - в значительной степени яркости, глубины и индивидуальности. Именно они оказываются характерными носителями социального сознания своего народа, своей среды, своего времени. Одним из таких ярких художников, воплотившим в своем творчестве социально-историческое сознание народа и эпохи, является народный писатель, зааслуженный деятель искусств КБР Аскерби Тахирович Шортанов.

Яркая творческая индивидуальность, в творчестве которой наблюдается художественное воплощение проблем своего времени,

способствуют ускоренному развитию национальной литературы. Трудно переоценить значение художественного мира писателя для формирования и развития молодой литературы: он совмещает и национальную историю народа, и эстетические достижения времени, вносит значительный вклад в культурное богатство своего народа.

Художник слова, один из основателей национальной литературы в целом и жанра романа в частности, А. Шортанов приходит в искусство убежденным сторонником нового направления, новых замыслов и убеждений; он уважительно внимает духовному прошлому своего народа и строит свое искусство слова на лучших традициях народного поэтического творчества. Важен и фактор влияния, если оно не противоречит его собственному мировидению.

Процесс формирования творческой индивидуальности - это непрерывный контакт, взаимовлияние различных творческих направлений, личностей, это взаимообогащение и поиск собственного художественного «я». Философская, интеллектуальная проза А. Шортанова формируется не одно десятилетие, она пользуется широкой популярностью, ей посвящаются критические статьи и научные труды. Однако, многогранное творческое наследие А. Шортанова в силу объективных причин не стало предметом специального научного исследования, хотя отдельные аспекты творчества писателя изучались в том или ином ракурсе. До настоящего времени при изучении наследия А. Шортанова основной акцент делается на анализ одного - двух произведений. Как правило, большее внимание уделяется роману-тетралогии «Горцы», который рассматривается наряду с другими произведениями соверокавказских писателей, творивших в жанре исторического, историко-революционного романа, среди них «Новый талисман» Б. Гуртуева, «Горные орлы» Ж. Зали-ханова, «Вершины не спят» А. Кешокова, «Шамбуль» Т. Керашева, «Голос в горах» Д. Кубанова, «Род Шогемоковых» X. Теунова и других.

На сегодняшний день остаются открытыми вопросы, связанные с жанровыми и стилистическими особенностями, с поэтикой прозы А. Шортанова. Необходимость решения этих и ряда других важных вопросов, выходящих на обозначенную проблему, обусловливают актуальность темы данного исследования.

Цели н задачи диссертационного исследования.

Настоящая работа ставит целью изучение художественного мира А. Шортанова, этапов эволюции его творчества, структуры и поэтики произведений писателя. Таким образом, работа сочетает сравнительно-исторический, структурно-культурологический методы с аналитическим исследованием отдельных художественных текстов.

Поставленная цель реализуется в решении следующих конкретных задач:

проанализировать этапы эволюции творчества Аскерби Шортанова;

исследовать творчество писателя во взаимосвязи аналогий мирового опыта и индивидуальных творческих открытий писателя;

выявить этно-фольклорную основу прозы А. Шортанова;

выявить круг проблем его творчества, а также своеобразие воплощения основных художественных открытий;

провести анализ индивидуальной творческой манеры Аскерби Шортанова, определить новаторство его прозы;

определить роль и место писателя в национальной, а также в северокавказской литературах.

Опираясь на общетеоретические положения, а также на труды ведущих ученых по данной проблематике, мы рассматриваем в работе вопросы эволюции творчества писателя, основные тенденции и мотивы его прозы, отдельно анализируем тему Великой Отечественной войны, исследуем драматургию А. Шортанова, без которой художественный мир писателя был бы неполным в контексте русской и национальных литератур XX века.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые анализируется художественный мир кабардинского писателя Аскерби Шортанова, а также вопросы формирования его художественной индивидуальности.

В данной диссертационной работе предпринята попытка системного изучения проблематики и поэтики произведений писателя в их эволюционном развитии. В работе выделяются важнейшие аспекты в изучении творчества А. Шортанова, определяется типологическая общность национального романа, пересматриваются некоторые оценки прозаических произведений писателя, исследуется поэтиче-

ское своеобразие с учетом достижений современной литературоведческой науки. Анализируется не только содержательный уровень произведений писателя, но и жанровые и стилистические особенности поэтического язьгка.

Методологической основой диссертационного исследования послужила теория целостного восприятия литературного процесса, ориентация на закономерности его развития. Основой нашего труда также стали историко-теоретический и типологический принципы исследования прозаических жанров в кабардинской литературе. В работе мы опирались на основные положения современного литературоведения, разработанные в трудах ведущих исследователей: С. Аверинцева, М. Бахтина, А. Бочарова, Р. Г. Бикмухаме-това, Л. Гинзбург, Г. Г. Гамзатова, Ч. Г. Гусейнова, Д. Лихачёва, Е. Мелетинского, Г. И. Ломидзе, Н. С. Надьярных, М. Н. Пархоменко, К. К. Султанова и других.

Значительную помощь в работе оказали исследования таких северокавказских ученых, как Л. А. Бекизовой, А. М. Гутова, Р. X. Кам-бачоковой, Л. Н. Кашежевой, А. X. Мусукаевой, У. М. Панеш, Ю. М. Тхагазитова, А. А. Схаляхо, А. X. Хакуашева, Р. X. Хашхо-жевой, К. Г. Шаззо и других.

Объект исследования. В качестве объекта исследования нами выбраны прозаические и драматургические произведения А. Шортанова, среди них роман-тетралогия «Горцы», очерки, статьи, пьесы. Творчество А. Шортанова представлено нами как уникальное явление национальной литературы в контексте северокавказского литературного процесса XX века; прозаические и драматургические произведения писателя изучаются в процессе эволюции его художественного мировидения

Степень научной разработанности темы. При всем многообразии научных мнений по вопросам эволюции жанров, проблематики и поэтики кабардинской литературы, проза А. Шортанова не подвергалась монографическому исследованию, хотя в некоторых статьях и монографиях, посвященных адыгской прозе, анализировались отдельные аспекты его творчества. Среди таких работ необходимо отметить труды: «Очерки истории кабардинской драматургии» А. Ч. Абазова, «Кабардинская художественная проза» В. Ц. Гоффеншефера, «Святой грешник» А. М. Гутова, «Адыгский исторический роман» Р. X. Кам-

бачоковой, «Совершеннолетие пера», «Кабардинская советская проза» Л. Н. Кашежевой, «Северокавказский роман. Художественная и этно-культурная типология» А. X. Мусукаевой, «Место и роль политического конфликта в творчестве А. Шортанова и А. Кешоко-ва» Б. Пшимаховой и другие. В этих работах анализируются художественные особенности прозы А. Шортанова, они дают определенное представление о самобытности писателя и его художественном стиле. Однако в существующих работах исследуется, как правило, какой-то отдельный период творчества или тематический цикл произведений автора.

Таким образом, при всём многообразии мнений относительно творчества А. Шортанова, специального монографического исследования, посвященного его художественному миру, нет.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в разработке актуальной литературоведческой проблемы, впервые решаемой на материале творчества кабардинского писателя Аскерби Шортанова, проблемы художественного мира и художественных образов произведений А. Шортанова в контексте этапов эволюции кабардинской литературы. Особо значима, на наш взгляд, методология исследования проблем, связанных с формированием художественного мира отдельного писателя с жанровой и художественно-стилистической спецификой национальной прозы, с ролью и местом писателя в истории адыгской и северокавказских литератур. Впервые в адыгском литературоведении рассмотрена проблема художественного мира А. Шортанова и проанализированы жанровые особенности его произведений.

Результаты исследования могут быть использованы при изучении истории кабардинской литературы XX века, при чтении специального курса по творчеству А. Шортанова, а также при составлении учебников, учебных пособий и программ по истории кабардинской литературы.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы изложены в докладах и статьях, представленных на научно-практических конференциях (Нальчик, 2008; 2009; Пятигорск, 2007; 2008; Майкоп, 2008). Диссертация обсуждалась на расширенном заседании кафедры литературы и фольклора народов Северного Кавказа Кабардино-Балкарского университета

им. X. М. Бербекова (апрель, 2009 г.), на заседании научного семинара «Актуальные-проблемы литератур народов Северного Кавказа» кафедры русской литературы КБГУ им. X. М. Бербекова (май, 2009 г.).

Структура работы. Цели и задачи диссертационного исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Художественный мир Аскерби Шортанова