Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественный мир Тембота Керашева в контексте развития адыгских литератур: проблемы исторической поэтики Хачемизова Мира Нуховна

Художественный мир Тембота Керашева в контексте развития адыгских литератур: проблемы исторической поэтики
<
Художественный мир Тембота Керашева в контексте развития адыгских литератур: проблемы исторической поэтики Художественный мир Тембота Керашева в контексте развития адыгских литератур: проблемы исторической поэтики Художественный мир Тембота Керашева в контексте развития адыгских литератур: проблемы исторической поэтики Художественный мир Тембота Керашева в контексте развития адыгских литератур: проблемы исторической поэтики Художественный мир Тембота Керашева в контексте развития адыгских литератур: проблемы исторической поэтики Художественный мир Тембота Керашева в контексте развития адыгских литератур: проблемы исторической поэтики Художественный мир Тембота Керашева в контексте развития адыгских литератур: проблемы исторической поэтики Художественный мир Тембота Керашева в контексте развития адыгских литератур: проблемы исторической поэтики Художественный мир Тембота Керашева в контексте развития адыгских литератур: проблемы исторической поэтики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хачемизова Мира Нуховна. Художественный мир Тембота Керашева в контексте развития адыгских литератур: проблемы исторической поэтики : проблемы исторической поэтики : Дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.02 Нальчик, 2005 343 с. РГБ ОД, 71:06-10/126

Содержание к диссертации

Введение

Глава I . Истоки художественного мировидения Тембота Керашева и проблемы формирования эпических жанров в адыгских новописьменных литературах 20-30-х годов 32-90

1.1. Истоки формирования художественного мировидения Тембота Керашева: фольклорная традиция и язык как феномены социокультурного наследия адыгов;

1.2. Принципы осмысления художественного мира писателя: значение .исторического времени и личности художника;

1.3. Адыгское просветительство и новописьменная литература;

1.4. Герой и время: события 20-х годов в адыгских литературах. Первые очерки и рассказы

Глава II. Художественно-эстетические искания Тембота Керашева 40-50-х годов. Становление романного жанра («Дорога к счастью» и «Состязание с мечтой») 91-140

2.1. Художественно-эстетические поиски национальных литератур: национальный характер и художественный образ ;

2.2. Воссоздание художественной действительности в первом адыгейском романе о современности «Дорога к счастью» («Щамбуль»);

2.3. Традиции и новаторство: характеры-типы - носителей народной культуры и борцов за обновление социально-общественной жизни в романе;

2.4. Этнонациональная ментальность в контексте культурных традиций: роман «Состязание с мечтой».

Глава III . Исторический опыт народа и проблемы историзма в повестях и новеллах Тембота Керашева. Роман «Одинокий всадник» 141-197

3.1. Историзм мышления и развитие жанра малой исторической прозы в адыгских литературах. Воссоздание художественного мира адыгов в повести «Дочь шапсугов»;

3.2. Художественная концепция человека и бытия в исторических новеллах писателя;

3.3. Роман «Одинокий всадник» значительная веха в развитии адыгской исторической прозы.

Глава IV. Стилистические искания Тембота Керашева и проблемы исторической поэтики 198-251

4.1. Искусство литературы - специфическое средство познания мира: образ автора в поэтике писателя ;

4.2. Своеобразие преломления художественных традиций устнопоэтического творчества в стиле прозы писателя;

4.3. Стилистические приемы художественного повествования.

Глава V . Экспрессивно-эмоциональная лексика в прозе Тембота Керашева и приемы речевой характеристики героя 252-301

5.1. Система художественно-изобразительных средств писателя;

5.2. Этнографизмы и экспрессивно-эмоциональная лексика.

Заключение 302-316

Библиография 317-342

Введение к работе

Значительным явлением не только в адыгских, но и в северокавказских литературах является творчество Тембота Керашева. Он завершил более чем пятидесятилетний процесс формирования новой адыгейской литературы и ее языка. В его творчестве адыгейская литература впервые и навсегда обрела свой зрелый, национально определившийся характер и заняла почетное место в кругу других российских литератур. Проза писателя вошла в золотую сокровищницу адыгских литератур. Этим объясняется постоянное внимание к творчеству Тембота Керашева исследователей литературы, плененных притягательностью, глубиной и оригинальностью писательского таланта и возможностью постижения через него ярких сторон человеческого бытия. Многожанровое творчество адыгейского прозаика дает основание охарактеризовать самобытный мир адыгского национального характера, исследовать генетические основы художественного мировидения героев выявить роль литературных традиций в формировании поэтики и стилистики произведений писателя. %

Глобализация, происходящая за последние десятилетия в духовной и исторической жизни народов, не могла не отразиться на судьбах культур многонациональной Российской Федерации, в том числе и на литературах народов Северного Кавказа. Тема «Художественный мир Тембота Керашева в контексте развития адыгских литератур: проблемы исторической поэтики» обусловлена наблюдающимся процессом перехода российского общества к качественно новой эпохе культурно-исторической жизни. Но проблема влияния глобализации на сферу литературы и науки о ней пока не получила достаточного внимания в гуманитарных науках в целом и в литературоведении в частности.

В этой связи, в условиях «актуализации в старых формах неожиданных элементов, отвечающих логике глобализации, а также трансформации эстетического начала в новые формы» правомочна постановка вопроса об эволюции национального художественного сознания, об особенностях художественного мировидения писателя, предопределившего характерные тенденции развития национальной литературы (Тлостанова М.В. Постсоветская литература и эстетика транскультурации. Жить никогда, писать ниоткуда. - М., 2004. - С. 383 ).

Октябрьские события в России 1917 года перевернули все представления адыгов о действительности и заставили усомниться в ценностях, на которых они были воспитаны. Первые прогрессивные адыгские деятели культуры и литературы, как Б.Пачев, Ц.Теучеж, А.Шогенцуков, Х.Абуков, А.Кешоков, А.Охтов, А.Дышеков, Т.Керашев, И.Цей, А.Хатков, Х.Теунов и другие, запечатлели характерные тенденции нового времени, создав галерею образов людей земли, перестраивающих мир. Хорошо ощущая силу земли, писатели вывели образ ее на передовую линию, делая привязанность к ней важнейшим критерием в оценке этики героев, их мышления и поступков. В адыгских литературах складывались новые художественные традиции.

Обобщение творческого опыта писателя в этом аспекте является весьма актуальной и важной научной задачей не только для выяснения природы идейно-эстетических исканий прогрессивной адыгской интеллигенции, но и для полного изучения адекватных процессов в каждой из отдельных литератур, для решения проблем, связанных с особенностями формирования творческой индивидуальности.

Обозначенные проблемы рассматриваются в данной диссертационной работе на материале творчества Тембота Керашева, всех видов его многожанровой прозы: рассказа, очерка, повести, романа и новеллы, которые, взятые вместе, свидетельствуют о высоком мастерстве писателя и значимости его творений в истории художественного опыта адыгов. Тема «Художественный мир Тембота Керашева в контексте развития адыгских литератур: проблемы исторической поэтики» стала предметом исследования в связи с назревшей необходимостью обстоятельного и комплексного изучения творчества основоположника адыгейской литературы Тембота Керашева в новых условиях.

В каждой из адыгских литератур есть имена, являющиеся свидетельством ее вершин, дающие литературе духовно-эстетический идеал. Это - Али Шогенцуков и Алим Кешоков, Халид Абуков и Абдулах Охтов, Тембот Керашев и Ахмед Хатков, заложившие основу литературного процесса и всех важнейших достижений национального художественного мышления. В центре их художественного мира оказались новый герой и новая действительность, воссозданные с гуманистических позиций, в соотнесенности с народными идеалами.

Исследование процессов взаимовлияния адыгских и русской литератур помогло раскрытию собственных устойчивых реалистических форм мышления адыгских писателей, ибо в устном эпосе адыгов присутствует элемент реализма в самой эстетической организации произведений, соответствующий традициям русской и мировой классики. В творчестве Тембота Керашева осуществился органический синтез культурного опыта России с многовековой адыгской национальной художественной традицией. Это очень важное обстоятельство необходимо учитывать, понимая взаимовлияние не столько как следование высокому образцу, а как процесс, пробуждающий творческое сознание молодого писателя.

В целом ряде работ, посвященных Темботу Керашеву, рассмотрены значительные аспекты многогранного творчества писателя; среди них-проблемы его романистики и новеллистики, историзма и мастерства. Несмотря на большое количество работ, художественный мир Тембота Керашева, как цельное эстетическое полотно на фоне всех адыгских литератур, сегодня остается не до конца изученной темой. Каждое поколение исследователей привносит новые элементы в осмысление феномена Тембота Керашева. Отсюда ощутимая необходимость исследования творчества писателя с новых методологических позиций сегодняшней научной объективности, определяющей соответствующие средства достижения истины. В последнее время исследователи адыгских литератур (Бекизова Л., Мамий Р., Панеш У., Схаляхо А., Хапсироков X., Чамоков Т., Шаззо К., Шибинская Е. и др.) берут за основу принципы выделения целостной национальной картины мира и тенденцию типологических рассмотрений ряда литератур и творчества писателей.

Необходимо подчеркнуть, что мир керашевских произведений - это мир, постоянно изменяющийся - в нем необратимо осуществляются процессы разрушения и созидания личности. Керашев всегда шел в ногу со своим временем: как в отечестве все «стронулось» с неподвижной точки навстречу будущему, так и он, сын своего века, был охвачен этим процессом обретения новой истины, новой веры. Естественно, произведения писателя несут на себе печать диалектики этого обретения, выхода к постижению исторической судьбы народа. Это художественное достижение дает возможность осмыслить идейно-эстетические искания адыгских литератур.

Цель диссертационной работы — раскрыть художественный мир и проблемы, связанные с исторической поэтикой Тембота Керашева в контексте адыгского литературного процесса; выявить в адыгских литературах XX века синкретическое ядро, предполагающее их взаимообусловленность:

а) выделение особенностей процесса формирования художественного мышления, эстетического сознания и творческой индивидуальности писателя;

б) определение способов функционирования художественного образа и национального характера сквозь призму историко-литературных предпосылок;

в) рассмотрение исторической поэтики писателя в тесной связи с лексическими эмоционально-оценочными средствами, выражающими авторскую позицию, как важное организующее звено в структуре художественного мира писателя.

Поставленная цель реализуется в решении следующих конкретных задач: выявить объективно-субъективные предпосылки формирования художественного мира Керашева, что требует анализа сложнейших социальных и психологических процессов в жизни общества, позиции писателя по отношению к ним, особенностей его философского и духовного сознания, исследования принципов работы автора над первыми своими произведениями; последовательно рассмотреть произведения писателя, отмечая творческие связи с адыгскими просветительскими традициями и литературным процессом начала 20-х и конца 80-х годов XX века;

- проследить эволюцию эстетических, философских и социальных взглядов писателя в рассматриваемый период, проанализировав эти взгляды в контексте общесоюзных и обще адыгских духовно-художественных исканий;

определить содержание образов-характеров как выражение позиций авторского образа в контексте идей и дискуссий о новом герое литературы и искусства;

выяснить организующую роль авторского образа в становлении исторической поэтики как составной части категории образа;

описать специфические языковые приемы авторского образа в эмоциональном аспекте произведений Тембота Керашева, определяющие творческую индивидуальность писателя.

Методологической и теоретической базой исследования послужило понимание литературы как специфической сферы художественного познания и воссоздания мира. В работе учтены значительные труды М.М.Бахтина, Ю.МЛотмана, М.Б.Храпченко, Б.Н.Эйхенбаума и др., последние исследования А.Н.Веселовского, В.М. Жирмунского, Е.М.Мелетинского, посвященные проблемам исторической поэтики; изыскания отечественных исследователей адыгских литератур и непосредственно посвященные творчеству Тембота Керашева.

Поставленные в работе цели и задачи определили необходимость использования комплексной методики исследования. В ходе работы применялись как исторически сложившиеся методы исследования, так и современные в их взаимосвязи и взаимодействии: филологический, культурно-исторический и сравнительно-исторический методы, которые выступают как базовые, но позволяют применение таких современных методов, как системно-структурный и социально-психологический. Кроме того, используются некоторые методы структурной поэтики. Такой подход представляется оптимальным, поскольку сосредоточивает внимание на внутренних, хотя производных от внешних факторов, изменениях в литературном процессе.

В связи с поставленными задачами предпринимается попытка анализа художественного творчества писателя в контексте развития всех адыгских литератур, так как в период зарождения и становления адыгские новописьменные литературы решают много сходных идейно-теоретических проблем. Такое совместное движение братских литератур имеет свою традицию. И как отмечает проф. Бекизова Л.А., «все литераторы, владеющие родным языком и называющие себя «я-адыг», где бы они ни проживали ( в Кабардино-Балкарии, Адыгее, Карачаево-Черкесии, Турции, Сирии, Иордании), творят общую литературу, как творили фольклор, как исполняют нартские песни» (Бекизова Л.А. // «Адыгэ макъ», 2002, 2 февраля). 

В ходе работы использовался историко-теоретический принцип рассмотрения выдвинутых проблем, включая типологический анализ.

Избранная тема «Художественный мир Тембота Керашева в контексте развития адыгских литератур: проблемы исторической поэтики», ввиду отсутствия основополагающих работ по адыгским литературам, диктует необходимость отбора и характеристики имеющейся научной продукции, с учетом которой сформировалась научная концепция диссертационного труда.

Основным объектом изучения данной диссертационной работы является творчество Тембота Керашева, рассматриваемое в контексте развития адыгских литератур.

Предметом исследования выступает художественный мир писателя, который исследуется через художественные традиции адыгской прозы 30-80-х годов XX века, рассматриваемые в этнокультурном аспекте и в контексте художественного мира Тембота Керашева.

Степень научной разработанности темы определяется анализом и оценкой тех исследований по отдельным аспектам творчества Тембота Керашева, которые касаются проблем художественного мировидения писателя.

В целях комплексного исследования проблемы с учетом филологических, исторических, философских и лингвистических подходов, необходимо было учесть данные различных областей знаний.

Для выяснения истоков, сформировавших особенности художественного мировидения Тембота Керашева, автор диссертации использовал разработки исследователей по проблематике ряда значительных произведений писателя. Опирался на труды, посвященные проблемам историзма его творчества и связью с устнопоэтическими традициями адыгского народа, преломленными как в структуре образов, так и в лексике писателя.

Проблема художественного мира Тембота Керашева в адыгских литературах нашла отражение и в разработке отдельных вопросов, которые затрагивают в той или иной степени творчество писателя. В первую очередь, следует назвать труды адыгских критиков и литературоведов, осмысливающих творчество Тембота Керашева в контексте адыгского литературного процесса 30-80-х годов в монографических исследованиях: Е.М.Шабановой «Тембот Керашев» (Майкоп, 1959); Х.Х.Хапсирокова «Пути развития адыгских литератур» (Черкесск, 1968); Л.А.Бекизовой «От богатырского эпоса к роману. Художественные национальные традиции и развитие повествовательных жанров адыгских литератур» (Черкесск, 1974); А.Х.Хакуашева «Адыгские просветители» (Нальчик, 1978); М.Ш.Кунижева «Истоки нашей литературы» (Майкоп, 1978); Р.Г.Мамия «Вровень с веком» ( Майкоп, 2001); К.Г.Шаззо «Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах» (Тбилиси, 1978); Т.Н.Чамокова «В ритме эпохи» (Нальчик, 1986) и «В защиту человека» (Майкоп, 1992); Ю.Тхагазитова «Адыгский роман» (Нальчик, 1986) и «Духовно-культурные основы кабардинской литературы» (Нальчик, 1994); А.А.Схаляхо «Идейно-художественное становление адыгейской литературы» (Майкоп, 1988) и «На пути творческого поиска» (Майкоп,2002); У.М.Панеша «Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур» (Краснодар, 1990); А.Х.Мусукаевой «Северокавказский роман: Художественная и этнокультурная типология» (Нальчик, 1993); А.Камбачоковой «Адыгский исторический роман» (Нальчик, 1994).

Проблемы художественного мира и поэтики Тембота Керашева были затронуты в статьях: Е.П.Бесединой (Шибинской) «Путь к большому эпическому жанру» //Адыгейская филология, вып.2-Майкоп, 1967; Куваевой Г.Ш. «Роман Тембота Керашева «Состязание с мечтой» и его место в идейно-творческой эволюции писателя»//Проблемы творческой индивидуальности писателя в адыгейской литературе. - Ростов-на-Дону, 1975; Тутуковой М.Т. «Раннее творчество Тембота Керашева»// Ученые записки, т. XX- Серия филология. - Нальчик, 1964; Х.Бакова «Тембот Керашев и современная адыгская проза» // Ученые записки АНИИ экономики, языка, литературы и истории, T.XVIII. Литература и фольклор. - Майкоп, 1973; Е.Шибинской «Традиции Т.Керашева и современный адыгейский роман// История адыгейской литературы в 3-х томах. - Т.П., АРИГИ. - Майкоп, 2002. Перечисленные работы адыгских ученых содержат научные наблюдения над текущим литературным процессом, конкретную оценку произведений адыгских писателей на современном этапе развития литературы, анализ рассказов, повестей, новелл и романов Тембота Керашева. Изучение их содействовало не только проблемной организации исследования прозы писателя, но и дало возможность проследить творческое развитие автора с позиции историзма.

Наука о литературе связывает с появлением рассказа «Водка» («Аркъ») (1925) и романа «Щамбуль» («Дорога к счастью») (1932) Тембота Керашева зарождение адыгейской прозы. Об этом пишут М.Кунижев, А.Схаляхо, Е.Шабанова, Е.Шибинская, К.Шаззо, Т.Чамоков, У.Панеш, Р.Мамий, Х.Баков, Х.Тлепцерше и др.

Эти и другие исследователи, обратившиеся к анализу текущего литературного процесса, осмыслению тенденций развития эпических жанров, увидели в произведениях Тембота Керашева художественно-философскую концепцию нового человека, несущего на себе печать времени и эпохи.

Ценные сведения содержатся в работах, посвященных историко-литературным предпосылкам формирования художественного мировидения писателя. В этом же ряду следует рассмотреть и статьи, раскрывающие личную творческую судьбу писателя, объясняющие биографическое начало его произведений. Существенной стороной творческой деятельности Тембота Керашева является связь с традицией. Этой важнейшей стороне творчества писателя посвящено множество проблемных исследований. Значительный интерес представляет теоретический аспект в исследованиях адыгских ученых, раскрывающий вопросы взаимодействия литературы и фольклора, где выявляются конкретные проявления связи творчества писателей с традициями устнопоэтического творчества народа, обозначаются пути обогащения народных традиций новаторскими исканиями.

При исследовании вопросов, связанных со стилевым контекстом в функционировании художественного образа, мы опирались на ценные наблюдения, содержащиеся в статьях Л.Бекизовой, К.Шаззо, Т.Чамокова, У.Панеша, Х.Бакова и др.

Идейно-эстетический анализ произведений Тембота Керашева, в частности, его романов «Дорога к счастью», «Состязание с мечтой», «Одинокий всадник» и др., осуществленный в ряде исследований, лег в основу проблемной характеристики творчества писателя, помог комплексному решению вопросов поэтики и стиля. Особо необходимо выделить ряд фундаментальных работ, посвященных непосредственно Темботу Керашеву: исследование и тонкий анализ содержания его романа и повестей на широком критико-политическом фоне Е.М. Шабановой; критический анализ художественной природы его новелл К.Г Шаззо; анализ проблемно-тематических аспектов и художественных особенностей творчества писателя Т.Н.Чамоковым, Л.А.Бекизовой, Е.П.Шибинской и У.М. Панешем; исследования А.А.Схаляхо образной системы Т.Керашева составляют значительный вклад в национальное литературоведение в этой области. И если те или иные конкретные положения трудов названных авторов могут стать предметом научного спора, то это связано с воздействием существовавшего в 30-80-е г.г. метода социалистического реализма и не умаляет их значения как основы для дальнейшего углубления в анализ прозы Тембота Керашева.

Необходимо отметить, что, при обилии публикаций (весьма обширных и серьезных), в них есть одна общая, за редким исключением (К.Шаззо, У.Панеш, Е.Шибинская), для всех особенность: авторы исследований ориентируются, главным образом, на формирование и раскрытие идеологических аспектов сложнейшего исторического времени в произведениях Тембота Керашева, тогда как именно он в условиях тяжелейших идеологических предписаний сверху умел и сумел, за известными общеобязательными, социально-политическими клише в художественной прозе, отразить глубокий психологический и духовный мир адыга, философию его - внешне аскетического, внутренне богатого многообразным восприятием жизненных процессов, строго следующего тому, что составляет неизменный ментальный феномен в национальном характере. В первом крупном исследовании о Темботе Керашеве Е.М.Шабановой писатель рассматривается в социально-политическом аспекте его творческих идей. Здесь ограничен выход автора в духовный мир писателя. У. Панеш в книге о мастерстве Т. Керашева преимущественно ориентируется на определенный опыт работы писателя над языком произведений. Многие другие авторы, указанные в данном исследовании, анализируют творчество писателя в соотнесении его идеологических параметров с тем, что происходит в самой жизни, и не всегда объективно. Писателю после того, как он опубликовал повесть «Дочь шапсугов», невозможно было вернуться к современной теме. Но он вернулся и написал роман «Состязание с мечтой» («Наши девушки») - о колхозной деревне 50-х годов, то есть эпохе успешного восстановления разрушенного войной хозяйства. Таких романов в российской литературе было множество, Тембот Керашев тоже работал в русле этой традиции. Многие стороны произведения об этом свидетельствуют, но писатель за явными контурами колхозного романа сумел расположить тот материал, ради которого он и написал произведение - рассказать об адыгских ментальных качествах в психологии и поведении людей, раскрыть их богатый духовный мир, их непростые, но честные взаимоотношения. Многие из этих идей отмечены критикой. Но это не означает, что проблематика романа «Состязание с мечтой» и в целом прозы Тембота Керашева изучена исчерпывающе, многие вопросы поэтики еще до конца не исследованы, а художественный мир писателя в контексте развития адыгских литератур остается открытым для дальнейших изысканий. В своей работе автор опирался на теоретические положения признанных исследователей литературного процесса: С.С. Аверинцева, Л.Н.Арутюнова, Г.Д. Гачева, У.Б. Далгат, Н.И. Конрада, Д.С. Лихачева, Г.И.Ломидзе, Н.С. Надьярных, И.Г. Неупокоевой, П.В. Палиевского и др. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые рассматривается художественный мир прозы Тембота Керашева, свидетельствующий о широком диапазоне жанровых и художественных исканий писателя. В историко-литературном и теоретическом аспектах исследуется разнообразие приемов и элементов, из которых создаются оригинальное идейно-художественное единство произведения и в целом художественная позиция писателя, что помогает проследить эволюцию эстетики писателя, спроецированную на художественно-публицистическое творчество. 

Впервые в практике его исследования стиль писателя анализируется с нравственно-эстетических позиций. Анализ историко-лексических средств языка с точки зрения их эмоционально-оценочного состава показывает, что произведения Тембота Керашева в своей языковой системе содержат весь арсенал эмоциональной лексики адыгейского языка. Причем ее широкое использование обнаруживается в авторском языке, в речи героев, придавая речи героев большую естественность, способствуя их индивидуализации в описании их внешности и характера, в изображении реалий жизни. Таким образом, создается эмоциональный колорит, углубляется психологизм в раскрытии внутреннего мира героев и в целом характеристических качеств исторической эпохи через создание ярких и убедительных картин описываемого времени. Уместное включение в текст диалектизмов усиливает своеобычный местный колорит, способствует воссозданию реальной жизни, быта, придавая этнографическую достоверность описываемому, помогая образно обозначить предметы, передать тонкие оценочные нюансы, что, в свою очередь, играет на углубление художественного историзма произведения.

Эмоционально-оценочная образность текста достигается и за счет умелого использования стилистических средств языка на фоне литературных синонимов и авторской речи, которые усиливают эмоциональность и экспрессивность высказывания, раскрывают психологическое состояние героев. Кроме этого, есть особая область в исследовании керашевского художественного мира - речь автора и героев, абсолютно неповторимая интонация, своеобразный синтез авторской интонации с интонацией народного сказания. Анализ стилистических особенностей эмоционально-оценочных образных средств, которыми так мастерски пользуется автор, подтверждает богатство языковых возможностей Тембота Керашева, плодотворность его стилевых исканий.

Раскрытие художественного мира писателя, образа автора и его персонажей идет через освещение в диссертации вопросов, касающихся художественно-эстетических исканий, мировидения, эмоциональных особенностей стилевого контекста в функционировании художественного образа и языкового оформления. Анализ вопроса о художественном изображении Темботом Керашевым социальной и психологической природы человека, его нравственно-эстетической концепции, разнообразии форм раскрытия внутреннего мира человеческих чувств, свидетельствует о том, что писатель всем своим творчеством пытается осмыслить сложный и противоречивый процесс формирования нового человека.

Впервые в предлагаемой работе намечено комплексное рассмотрение вопросов, включающих в себя: а) художественно-эстетические искания и формирование художественного мировидения писателя; б) становление его романистики; в) исторический опыт народа в повестях и новеллах; г) проблемы исторической поэтики; д) значение объективного и эмоционального факторов в подаче национального характера; е) роль стилевого контекста в функционировании художественного образа; ж) лексические особенности языка писателя и т.д.

Итак, «Художественный мир Тембота Керашева в контексте развития адыгских литератур: проблемы исторической поэтики» является предметом исследования данного диссертационного труда. Эта тема не была объектом изучения и оставалась по определенным причинам вне поля зрения ученых. Настоящее исследование ориентировано на раскрытие художественного мира Тембота Керашева через выявление национального своеобразия его творчества и эстетической его природы. Художественный мир писателя рассматривается в широком историко-литературном контексте, с привлечением всего богатого и многообразного творческого наследия писателя. Монографическое исследование проблем, связанных с национальными особенностями художественного мировидения Тембота Керашева, предпринимается впервые.

Материалом анализа послужило многожанровое и многоаспектное творчество Тембота Керашева - неотъемлемая часть российской литературы и культуры адыгского народа, значительная веха в развитии адыгских литератур. Исследование выдвинутой проблемы в типологическом контексте адыгских литератур вызвало потребность обращения к характерным особенностям их становления и развития.

Аналитическое развертывание художественного мира есть одновременно постижение личности каждого писателя. Писатель выступает как аналитик, исследователь и мыслитель, пытающийся вывести для своего народа идею. Обращаясь к художественному миру прозы Тембота Керашева, мы обнаруживаем в нем главенствующие направления: герой и время, история и духовность, традиция и литература.

За полувековую историю изучения творчества Тембота Керашева о нем написано много, но весь спектр художественного мира и художественных исканий прозаика не может быть раскрыт без привлечения всего творческого наследия писателя в новых условиях. Конкретное рассмотрение произведений предполагает обсуждение и уточнение смысла соответствующих теоретико-литературных понятий, а также некоторых представлений в области гуманитарных знаний в целом.

Мы берем период развития адыгских литератур с 1920-х годов до наступления перестроечных времен с тем, чтобы, пересмотрев процесс становления и динамику развития адыгских литератур с новых позиций, подвести к рубежам дальнейших исследований в новом их качестве. Для решения этой задачи берем за основу творчество основоположника адыгейской новописьменной литературы Тембота Магометовича Керашева, «являющегося на данном этапе энергетическим полем» всех адыгских литератур. И не только потому, что произведения его глубоко национальны и отражают колорит жизни адыгов, но и потому, что источником и жизненным началом творчества являются национальный художественный мир и духовно-нравственный опыт всего народа. Необходимо добавить к этому, что писатель является не только зачинателем национальной литературы, но и активным участником ее развития на всем протяжении XX века, что наложило существенный отпечаток на литературный процесс в целом.

Художественный мир прозы Тембота Керашева вызывает у читателя мысль о том, что писатель - животворящая частица природы. В его творчестве открывается стремление к гармонии, красоте, приобретающее глубоко философское осмысление. В пространстве художественной прозы писателя просматриваются вертикали, соединяющие семью, род, этнос, человечество, определяющие творческую индивидуальность писателя.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в освоении методологии комплексного исследования вопросов формирования художественного мира, вопросов поэтики и стилистики творчества Тембота Керашева; в конкретном анализе процессов зарождения новописьменной литературы, особенностей жанрообразования прозаических форм в ней; становления творческой индивидуальности писателя. В диссертации впервые воплощена в конкретное исследование методика отбора языковых средств выражения эмоций, определивших своеобразие слога и поэтики писателя.

Практическая значимость работы состоит в создании предпосылок для дальнейшего историко-теоретического анализа литературного процесса в адыгских литературах. Результаты исследования легли в основу разработанных спецкурсов и спецсеминаров, учебных программ по истории адыгских литератур и литератур народов Северного Кавказа. Научные выводы могут быть использованы в ходе преподавания адыгейской литературы и филологического анализа художественного текста при изучении творчества писателя Тембота Керашева.  

Истоки формирования художественного мировидения Тембота Керашева: фольклорная традиция и язык как феномены социокультурного наследия адыгов;

В адыгских литературах в 20-30-е годы XX столетия происходят близкие процессы в их становлении: первые произведения печатались в газетах и авторами их были начинающие писатели: Х.Абуков (Халид Бедный), М.Дышеков, А.Охтов, Х.Гашоков из Карачаево-Черкесии; Т.Керашев, А.Хатков, И.Цей из Адыгеи; Х.Теунов, А.Шогенцуков, А.Шортанов из Кабардино-Балкарии. Выбор объекта изображения и героя характерен для прозы тех лет. Идеальный герой несет в себе приметы и идеи своего времени, как и в произведениях А.Охтова «Камень Асият», «Млечный путь»; X. Теунова «Новь», «Аслан», «Род Шогемуковых»; Т.Керашева «Тайна Сариет», «Щамбуль» и т.д.

Начиная с 30-х годов, адыгский мир зачитывается произведениями одного из современных крупнейших писателей - Тембота Керашева. Литературоведы и критики не перестают писать о нем, стремясь постичь тайны его неповторимого слога, образности языка и стиля. Известно, что художественный мир любого человека составляют сознание, мышление и природа индивидуальных способностей. Немалую роль в развитии этих способностей писателя играет историческая обстановка времени. Творчество Тембота Керашева отмечено печатью философичности, что во многом было обусловлено самой эпохой, катаклизмами в общественно-политической жизни нашей страны в течение 20-го столетия. Их было не так мало и непросто было их понять, тем более художественно осмыслить. Сама по себе революция поначалу способна только разрушить основы жизни общества - хозяйственные, политические, экономические. Но когда она берется за разрушение важнейших завоеваний народа в области нравственности, духовной жизни, психологии народа и его менталитета, тогда начинаются основные драматические, а то и трагические процессы во всех сферах жизнедеятельности народа. Не сказать, что уклад жизни адыга до революции был простым, обыденным, мышление было сосредоточено лишь на хлебе и воде. Он был гораздо сложнее, ибо был выработан веками и носил в себе опыт, интеллект, нравственные и духовные заповеди предков нации. Исчезнуть этот опыт с революцией не мог, наоборот она значительно осложнила его, разломав составляющий опыт народа на две части, противостоящие друг другу. Конечно, писатель стремится осмыслить события эпохи. Здесь он вступает в глубокое противоречие с самим собой, поскольку в нем самом живет это противоречие. Иной писатель (поэт) может легко предаться эйфории сегодняшних событий и продекларировать их как важнейшие, позабыв о главном — об истоках. Представляется важным осознать истоки мира художественных образов писателя, обозначить философские подходы к материалу действительности и тенденции в формировании своеобразия художественного мира писателя. Совокупность этих задач, исследуемых нами как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих единство, позволит выявить генетические истоки художественного мира писателя как целостной системы.

Художественный мир - это система, отражающая и преобразующая мир, довоссоздающая его; это обобщенное творческое преобразование и концептуально нагруженное отражение действительности, подчиненное идейным установкам. В литературоведческой науке распространено мнение, что художественный мир, как вторая реальность, пронизан художественной концепцией, как концепцией мира и личности. В этом смысле можно говорить о нравственно-эстетической концепции произведений писателя, об их мировоззренческой основе, которая лежит в корне всей художественной концепции и конкретизируется в ней.

По Ю.Тхагазитову, художественный мир адыга можно рассматривать в трех аспектах: 1) зарождение и становление духовно-культурных основ - от космогонического мифа, архаического ритуала и архетипов человеческого бытия и сознания к героическому эпосу «Нарты»; 2) творчество русскоязычных писателей (Хан Гирей, Шора Ногмов, С.Казы-Гирей); 3) новая культура XX века, создаваемая Али Шогенцуковым, Алимом Кешоковым, Темботом Керашевым, Аскером Евтыхом, Исхаком Машбашем. Он пишет: «С тремя стадиями историко-культурного процесса соотносятся типы художественного сознания и типы творчества, в которых обозначаются основные тенденции поворотно-этапных звеньев традиционной и современной культуры. Эти же процессы обусловливают сущностные параметры художественного мировидения и национального образа мира» (Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов. - Нальчик, 1996. - С.7). Но есть очень важный фактор - это этнический и природный климат, в котором родился, вырос и формировался художник. На первый взгляд, нелегко определить то, что различает двух равновеликих художников - скажем, Давида Кугультинова и Кайсына Кулиева или: Александра Твардовского и Расула Гамзатова - крупные поэты, которые отразили в своих произведениях процессы и философию сложнейшего XX века, многотрудный опыт человечества на всем протяжении его драматического и трагического пути. У Давида Кугультинова этот опыт и людские драмы века осмысливаются на фоне и пространстве бесконечной степи. Кайсын Кулиев те же идеи и явления исследует в постоянной опоре на многовековой опыт гор, на плоскости и гранях бескрайних Кавказских хребтов и ущелий (образ «раненого камня»). А ведь их языки не так уже далеки друг от друга. Даже и тогда, когда климатические, природные обстоятельства почти идентичны, как, скажем, Дагестан и Кабардино-Балкария, разностей в творчестве Кулиева и Гамзатова гораздо больше, чем безусловное богатство общностей их философских и эстетических исканий. Есть еще и нечто, напрямую влияющее на становление мировидения писателя, - его личные духовные и психоаналитические качества, уровень эстетического воспитания окружающего мира. Изначально у Тембота Керашева этот уровень был высок, что наряду с другими факторами сделало его большим, самобытным художником.

Роль творческой индивидуальности в развитии литературы неоспорима. Об этом писал В.Г.Белинский, рассматривая значение А.С.Пушкина как преобразователя русской поэзии. Такими личностями в адыгских литературах были Али Шогенцуков, Алим Кешоков, Хачим Теунов, Махмуд Дышеков, Абдулах Охтов и Тембот Керашев, «... сила и мощь таланта» которые играли решающую роль в судьбе национальной литературы ( Баков Х.И. Тембот Керашев и современная адыгская проза//Ученые записки АГПИ. - T.XVIII. - Майкоп, 1973 - С.56-103). Их произведения несут на себе печать исторической судьбы народа и создаваемые ими книги имеют во многом автобиографический характер. Написанное ими пропущено через сердце и авторское «я», что является бесценным свидетельством времени и социальных процессов, произошедших в стране, эстетической и нравственной памятью народа.

Художественно-эстетические поиски национальных литератур: национальный характер и художественный образ

Единство образа и понятия в художественной мысли писателя ведет к особому видению мира, свойственному адыгам, порождает ряд закономерностей их образного мышления и специфику реализации этих закономерностей. Общие сведения о трагической истории адыгов убеждают, а в исторических произведениях особенно поражают тем, что любой художественный образ обобщает, вскрывает и несет в себе черты не одного явления и не одного поколения, а многих. Герои обладают особым, поэтическим мировосприятием, внутренним зрением, позволяющим им по-новому, с самых неожиданных для читателя сторон, взглянуть на реальные явления природы и жизни. Раскрывая красоту человека, поэзию его труда, переплетая фантастические и реальные моменты, Тембот Керашев создает обобщенный лирический образ мира, обладающий многомерным, объемным характером. На протяжении всего творческого пути писатель ищет свой эмоциональный тон, свой собственный, неповторимый почерк, свою эстетическую позицию. Все это он нашел в поэтическом преображении действительности, в образном, эмоционально насыщенном воспроизведении бытия.

Тембот Керашев, борясь за традиционную проблему - проблему воспитания гармонически развитой личности в обществе, стремится раскрыть внутренний мир человека. Такой подход писателя логичен: социально-воспитательный роман несет на себе всегда отпечаток эпохи своего возникновения. Создание таких романов соответствовало духу рассматриваемого времени. Писатель часто в своем творчестве обращается к молодежи и юношеству. Это объясняется задачами времени по воспитанию адыгской молодежи в традиционном духе гуманизма и нравственности. Автор обращается к истории, к художественно-эстетическим истокам формирования национального мировидения адыгов, как к фактам, способным пояснить многие процессы, произошедшие в обществе к 50-м годам. Революционный шок нанес непредвиденный удар по национальной психике, и это довольно быстро отозвалось на состоянии общества. Спасение - в ментальносте народа, что было важным открытием, сыгравшим определенную роль и в формировании эмоционально-художественного мира писателя. Стремление к самоосмыслению породило новую структуру произведений, основывающуюся на системе ассоциативно-логических связей, фрагментарно-эпизодическом изображении. Для них характерен ретроспективный взгляд на события прошлого, их оценка с позиции того, что происходит сегодня, с высоты современного опыта героя или повествования. Усиливается субъективное, лирико-исповедальное начало, но не в ущерб широкому, эпическому охвату изображения действительности. Благодаря такой организации произведений мы получаем возможность, ознакомиться с главными этапами духовного развития героя в ответственный момент его жизни.

В каждый исторический момент любая национальная литература порождает много вопросов и живет в определенной борьбе идей. И в 50-е годы, вопреки диктаторским требованиям литературного авангарда, продолжали работать писатели-реалисты. Их творчество было связано с общественной ситуацией в стране, с особенностями национальной художественной традиции, с устоявшимися качествами национальной психологии. Особый интерес проявляли писатели к морально-этической проблематике, призванной воспитывать новое поколение людей в обществе.

Идея о непреходящей ценности человеческой личности ложится в основу художественной концепции, воссоздаваемой в национальных литературах в середине XX века. Исходная позиция основывается на мысли о том, что литература должна раскрывать гуманистическую сущность человека, ориентироваться на высокие общечеловеческие идеалы.

Типологически национальные характеры и выражающие их образы близки и выполняют ведущую роль в художественных произведениях. Проблема национального характера на материале адыгских литератур еще недостаточно разработана, но значение этой задачи при исследовании художественного мира писателей значительно, так как «национальный характер не только то, что отстоялось, но и то, что становится и может стать», - как отмечает Г.Ломидзе (Ломидзе Г. И. В поисках нового. -М.,1963. - С.300). Поэтому, как утверждает Л.Бекизова, «...новописьменные литературы не могут быть до конца поняты и раскрыты вне проблемы национального характера...» (Бекизова Л.А. По законам взаимодействия и художественной самобытности//Советский роман. - М., 1978. - С.639).

Историзм характера явился важным идейно-художественным достижением Тембота Керашева как писателя. Через конкретные характеры, человеческие судьбы художник познал жизнь и душу своего народа. Именно через конкретные человеческие характеры, органически связанные с жизнью, историей и психологией народа, прозаик раскрывает идейно-эстетическую сущность концепции человека. В центре его поля зрения всегда изображение конкретного характера, конкретной индивидуальности со всеми ее плюсами и минусами, так как типичность характера предполагает не идеализацию человека, а раскрытие его разных состояний, разных проявлений его человеческой сущности, которая способна изменяться, развиваться.

Воплощая художественную концепцию человека через национальные характеры, Тембот Керашев четко придерживается принципа историзма. Он изображает человека в разных временных срезах. У него личность - активный участник исторического процесса. Бесспорно, художественное воссоздание образа невозможно вне истории, вне связи времен, без уважительного отношения к своему прошлому, каким бы оно ни было. Автор выступает неутомимым поборником и хранителем всех лучших нравственно-эстетических традиций своего народа: «Всякий адыг должен хранить в чистоте все лучшие черты своего народа, понимать и ценить все хорошее, что пронес народ через свою прошлую историю...»,- пишет он, открывая те или иные стороны человеческого бытия через систему художественных образов, через конкретные характеры. Писатель твердо придерживается тезиса о том, что национальный характер - это категория историческая. История формирует и меняет национальный характер, выявляет социально-психологические закономерности, особенности человеческих индивидуальностей. Национальный характер формируется под воздействием социально-экономической и культурно-исторической действительности. Без историзма характера, без проникновения духа времени в характер невозможно создать полноценный художественный образ в произведении, так как прикосновение к прошлому помогает нам понять литературный образ и самих себя.

Структура и содержание художественного мира Тембота Керашева включает вопросы, раскрываемые автором через изображение социально-психологической природы человека в разных жанрах своих произведений. Вопросы, которые решает писатель через прозу, - нравственно-эстетическая концепция человека; национальный характер, отражающий историю развития народа, его образ жизни, особенности быта; философские, этические и эстетические представления адыгов; их художественно-эмоциональный образ.

Историзм мышления и развитие жанра малой исторической прозы в адыгских литературах. Воссоздание художественного мира адыгов в повести «Дочь шапсугов»;

В 50-е годы XX столетия в новописьменных национальных литературах, как было отмечено, закрепился повествовательный романный жанр. В них были созданы социально-бытовые и воспитательные романы, с оснащением их повествовательной структуры элементами психологической прозы.

Одновременно развивается жанр малой исторической прозы, связанный с появлением произведения Тембота Керашева «Дочь шапсугов», которое стало новой значительной вехой в развитии адыгских литератур. Адыгская проза начинает брать новые высоты. В кабардинской, в адыгейской и черкесской литературах вновь набирает высоту лирическая проза. Это было связано с обращением многих поэтов к жанрам прозы. Адыгскими литературоведами отмечается усиление лирического начала в повестях и романах этого периода. «Однако, - как пишет Т.Чамоков, -самое интересное явление этого периода - переход поэтов в прозу» (Чамоков Т.Н. В ритме эпохи. - Нальчик, 1985. - С. 109).

Лирическое характерно для прозы всех времен - имеются выдающиеся образцы жанра - «Исповедь сына века» (А.де Мюссе), трилогия Льва Толстого, «Жизнь Арсеньева» И.Бунина. В адыгейской прозе - повесть «Мой старший брат» А.Евтыха, написанная в 1941 году. Лирическая повесть Адама Шогенцукова «Весна Сафият» (1955) явилась заметным явлением в кабардинской литературе. В ней, безусловно, сказывается лирический талант выдающегося поэта. Затем им были написаны и другие лирические повести. С помощью «поэтического опыта кабардинская повесть, да и в целом проза, совершает решительный поворот от панорамного показа событий к главному объекту искусства - к человеку» (Теунов X. И. Али Шогенцуков. Путь поэта. - Нальчик, 1950. - С.Зг- 99).

Мусукаева А.Х., исходя из анализа творчества А.Кешокова, пишет: «...Лиричны и поэтически возвышенны герои писателя: их стремления, эмоциональная напряженность, экспрессивность характеров - все способствует изображению именно в лирическом ключе» (Мусукаева А.Х. Северокавказский роман. - Нальчик, 1994.— С. 194).

В этом плане следует обратить внимание на произведение Алима Кешокова «Сломанная подкова» (1973). Роман вызвал в свое время бурную критику со всех сторон: писателей, руководящей номенклатуры и критиков-литературоведов. Но время расставило все по своим местам, и роман был оценен по достоинству - выдвинут в 1976 году на соискание Государственной премии СССР. Роман «Сломанная подкова» напоминает по своей композиции героический эпос, воссоздающий эпически целостную национальную картину мира, тем не менее, лирическая струя в нем чрезвычайно мобильна. Торжество лирической стихии в прозе отмечено в повести «Вид с белой горы». По характеру повествования и содержательной фактуре повесть откровенно биографическая. Писатель воссоздает свой жизненный путь, показывает людей, с которыми жизнь сводила его на трудном пути его становления и формирования как личности, затем и художника. Вместе с тем А.Кешоков развертывает через свое сознание, свой опыт анализ многосложных процессов в окружающей его социальной и национальной жизни. Многое из этой повести осмыслено в эпически развернутых картинах эпохи социальных битв в романе «Вершины не спят», но здесь они подаются как огромное эпическое творение. Эти два близких друг к другу произведения дают блистательный материал для анализа эпического и лирического произведений, для сопоставления настоящего историзма и настоящей историчности (то есть документальности). Для лирической прозы более характерны в кабардинской литературе известные повести К.Эльгарова, Т.Адыгова, А.Кушхаунова, М.Эльбердова; в балкарской - А.Теппеева, З.Толгурова; в дагестанской - А.Абу-Бакара; в черкесской — Х.Абукова; в ногайской - И.Каппаева и др. Это говорит о широком распространении этого жанра и актуальности представленной им в прозе проблематики.

В черкесской литературе жанр лирической повести также делает успехи в эти годы. Основоположник черкесской литературы Абдулах Охтов создает повесть «Камень Асият» (1956) по мотивам народного предания. Появление повести Охтова означало, что творческое освоение в жанре лирической повести фольклорных мотивов и образов становится традицией в адыгской прозе. Абдулах Охтов берет за основу народное предание о девушке Асият, ставшей жертвой фанатичной толпы, но и придает повествованию современное звучание, сохраняя характерный признак прозы того периода - романтически приподнятый стиль и возвышенный слог произведения. В последующих произведениях «Пещера Сафролока», «Ущелье Бэлы», «День рождения Мерем», «Песня о Мхамете, сыне Хатха» писатель продолжает романтически-возвышенное стилевое направление в черкесской литературе.

Известный адыгейский поэт и прозаик Аскер Евтых - автор первой в адыгейской литературе лирической повести «Мой старший брат» (1941) выпускает в 1960 году сборник повестей и рассказов под названием «Судьба одной женщины» на адыгейском языке. В последующие годы издает в Москве ряд романов на русском языке. Эти романы воспринимаются читателем не однозначно. Было много дискуссий и критических замечаний на страницах газет и журналов, но время расставило все по местам. В настоящий момент нам кажется более верной точка зрения А.Бучиса: «Стремясь к раскрытию жизненности народного характера, романист слишком акцентировал, мы бы сказали, физиологическую телесность народного оптимизма и сделал это без необходимого в подобных случаях... тонкого чувства меры и такта. Вульгарно написанные им весьма частые «фривольные сцены», которыми вооружились рецензенты, попросту могут оттолкнуть читателя, особенно адыгейского» (Бучис А. Над картой критики. Дружба народов, 1967.- №3.- С.243).

Романное произведение такой пробы, как «Улица во всю ее длину» Аскера Евтыха, было необычным и первым в послевоенной адыгейской прозе - по уровню художественности с ним могли сравниться из созданного к этому времени писателем повести «Мой старший брат» и роман «История одной женщины» - в самом глубоком смысле лирико-драматические произведения. В «Улице во всю ее длину»» господствует эпический стиль, но он проникнут самым глубинным лирическим чувством, особенно по отношению к некоторым героям. Полным триумфом лирического стиля и философии личности стали посмертные повести А.Евтыха - «Я - Кенгуру» и «Разбитое сердце».

Лирическое в творчестве Тембота Керашева — в самой сути личностного и одновременно народного восприятия судьбы человека как отдельно взятого субъекта художественного осмысления - в раскрытии общенациональной судьбы. Герои его произведений (особенно тех, которые мы называем то повестями, то новеллами) - молодые, пожилые, независимо от возраста - носители общенациональной, общеадыгской идеи, но они с такой же силой преданны своим чувствам и мыслям: Анчок и Гулез («Дочь шапсугов»), в мыслях и представлениях которых писатель приводит глобальные, судьбоносные национальные идеи, осмысливает через них такие понятия, как прошлое, будущее народа, его непреходящие духовные ценности. С точки зрения адыгской судьбы их любовь, их молодые чувства имеют куда больше философского, общенационального смысла, чем шекспировские герои, величие которых мы вовсе не собираемся умалять. Духовно-лирический мир, созданный писателем во взаимоотношениях молодых героев, достигает самого высокого драматического и художественного напряжения. То же самое можно было бы сказать о лирико-драматической и философской основе духовного мира молодых - Зары и Каймета — в повести «Абрек». И так в каждом из произведений этого ряда. Одна из значительных сторон - лирико-философский контекст произведений в исторической прозе Т.Керашева, в которой происходит открытое сращение лирического и драматического, лирического и трагического. Такие процессы наблюдаются во всех адыгских и северокавказских литературах, так как этническая, историческая, географическая и в целом - духовная общность судеб народов Северного Кавказа определила в какой-то степени и схожесть тематики, и выбор героев и стиля.

Искусство литературы - специфическое средство познания мира: образ автора в поэтике писателя

Вторая половина XX века - это время окончательного становления адыгейской литературы, в которой сформировались важнейшие жанры словесного творчества, возникли крупные творческие индивидуальности, обозначили себя яркие стилистические направления и многообразие языкового, образно-выразительного материала прозы и поэзии. Разумеется, стилевая доминанта при этом обусловлена философской концепцией.

В предыдущих главах мы отмечали наличие общих типологических черт в адыгских литературах, обогащение форм связи с национальной традицией через судьбу героя, несущего черты своего народа, выражающего его философию. В структуре и содержании художественных произведений Тембота Керашева проявляется тематика раскрываемых автором вопросов, таких как нравственно-эстетическая концепция человека и его социально-психологическая природа, воплощенная в произведениях разных жанров.

Творчество Тембота Керашева развивалось логично и целенаправленно: от маленьких рассказов и очерков к повестям и новеллам с выходом к историческому роману, который стал завершением высокого мастерства писателя. Такой творческий принцип можно обозначить как «спиральность» художественного мировидения. Писатель, изображая внутренний мир человека, демонстрирует взаимопроникновение трех сфер бытия - Универсума, Цивилизации и Личности. Для мироощущения писателя характерна диалектика бесконечного и в то же время внутренне целостного мира: движение, будучи безостановочным, совершается, тем не менее, в определенном духовном русле.

Такая творческая установка не устаревает и в настоящее время, так как «в эпоху глобализации в постмодернистских и альтернативных им теориях искусства вопрос о прекрасном и возвышенном неожиданно стал вновь актуален» (Тлостанова М.В. Постсоветская литература и эстетика транскультурации. Жить никогда, писать ниоткуда. - М.:Едиториал УРСС, 2004. - С.76).

Понимание проблематики, жанра, художественных особенностей эпической прозы писателя имеет огромное значение для определения его художественного мира, отражающего современность в ее творческом переосмыслении с учетом исторического опыта и традиций. На первых этапах в творчестве Тембота Керашева преобладал публицистический стиль. Развитию мастерства публициста способствовали годы активной и плодотворной работы писателя в газете и журналах. Впоследствии стиль писателя обогащается историзмом мышления и языковой фактуры. Исторические новеллы представляют особенно заметный рубеж в прозе писателя. И раньше автор писал притчево-философские рассказы. С развитием жанра новеллы в творчестве писателя стиль его обогатился, в поэтике и композиционной структуре произошли сущностные изменения. В связи с этим заметно обогатился арсенал языковых и выразительных средств, что свидетельствует о том, что писатель вышел на новый уровень освоения и осмысления традиций и эстетических завоеваний устного народного творчества.

Обращение Тембота Керашева к кратким жанровым формам-новеллам свидетельствует о творческой неисчерпаемости художественного таланта автора. Жанровые возможности новеллы, мастерски освоенные писателем, намного обогатили эстетическое содержание национальной литературы. В его новеллистической прозе нашли воплощение темы, которые до него были никем не поставлены и не раскрыты. Писателя особо волнует судьба человека, его нравственная проблематика, история народа и его героев, идея добра, зла, вечности, жизни и смерти и т.д.

В новеллистической прозе Тембота Керашева происходит слияние героико-романтического прошлого с жизненной достоверностью настоящего. Это слияние порождает яркие национальные характеры, людей, насыщенных историзмом мысли и поведения. Каковы истоки национального характера? В чем их сила или слабость? Ответы на эти и другие вопросы дает писатель, обращаясь к фольклору адыгов, к трудам просветителей, историков, этнографов. Особенно глубоко осмысливаются писателем устно-поэтические образы в раскрытии связи героического содержания народных сказаний и песен с образом жизни адыгов, с их привязанностью к походной жизни и путешествиям.

В жанрово-стилистическом плане Тембот Керашев отдавал предпочтение сжатому, обостренному изображению историко-социальных аспектов, не претендуя на широкий эпический охват. Это закономерно привело его к малым формам прозы - историческим новеллам и повестям. Тем не менее, хочется особо отметить, что при определенной автономности сюжета, определенной ограниченности системы образов героев, в напряженно-сжатом повествовании автор умеет передать ощущение эпически разомкнутого, широкого по мысли и крупного по плану мира. Здесь скрывается особая тайна мастерства, которая почти не расшифровывается.

Появление исторических повестей было уже подготовлено как историческими сказаниями, так и народными новеллами. Из традиционных преданий, сказаний и новелл исходит и сама форма повестей, ритмика повествования, отношение автора-рассказчика к описываемым событиям.

Похожие диссертации на Художественный мир Тембота Керашева в контексте развития адыгских литератур: проблемы исторической поэтики