Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идеи и образы лирики И. Сельвинского Прокофьева Ольга Сергеевна

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Прокофьева Ольга Сергеевна. Идеи и образы лирики И. Сельвинского : ил РГБ ОД 61:85-10/610

Содержание к диссертации

Введение

Главa I. Творческая эволюция Сельвинского-лирика 12

I. От ранних стихов к "Рекордам" 17

2. Переломный характер исканий Сельвинского-лирика в 30-е годы 58

3. Значение тем войны и мира для становления лирического героя (в поэзии Сельвинского 40-х-60-х годов) 80

Краткие выводы 109

Глава II. Лирика И.Сельвинского как художественная система 114

I. Лейтмотивы лирики Сельвинского, специфика ее образного строя 115

2. Основные закономерности осмысления действительности Сельвинским-лириком 140

Краткие выводы 169

Заключение 172

Список литературы 175

Приложение 198

От ранних стихов к "Рекордам"

Ранняя лирика Сельвинского была издана отдельной книгой в 1929 году после того, как вышел его сборник с многозначительным названием "Рекорды" /1926/, Объемная публикация гимназических стихов автором "Рекордов" была воспринята некоторыми как мистификация, как очередной экзерсис поэта, давно уже отошедшего от гимназической поры. "...Это тот поэтический грим, - писал Н.Степанов, - который нужен Сельвинскому для создания лирической позы, поэтической биографии..." Он отмечает "нарочитую наивность", призванную, на взгляд критика, прикрыть "красивости" и "романтику "дурного тона" /2.1.167, с.182/. М,Зенкевич, наряду с предположением о том, что "взрослый Сельвинский, мэтр конструктивизма, причесал и подчистил юного конструктивенка", отмечает и то, что "стихи в большинстве оказались чисто гимназическими - об отметках, ...о путании голубей" /2.1.63, C.2I6-2I7/. Эти замеченные наивность и гимназическая тематика, все-таки, вероятно, ставили под сомнение подозрения в мистификации еще тогда, в 1929 году. Л.Тимофеев подошел к "Раннему Сельвинскому" как к действительно раннему, начальному этапу творчества поэта.

Оценки были в основном негативными: указывалось на индивидуализм и культ силы, проявляющийся нередко через эстетизацию жестокости хищника. Отмечалась неудовлетворенность обывательской средой, бунтарство, но такое, которое не ломает рамок этой среды. Сборник охарактеризован как подражательный. Объектами подражания названы акмеисты, символисты, футуристы, Бунин. Тем не менее, сборник воспринимался цельным. М.Гельфанд в статье "Переделка мечтателя", явившейся первой попыткой дать обобщение творчеству Сельвинского - автора двух книг лирики, "Улялаевщины", "Пуштор-га", "Командарма" - определил эту цельность как "мирок наблюдательного, чуткого, но пассивного созерцателя" /2.1.38, с.44/. По мнению Степанова, книга объединена тем, что она экспериментаторская, "показывающая Сельвинского-лирика, по-своему острого и темпераментного, но еще не нашедшего своего лирического лица" /2.1.167, с.182/. Тимофеев же говорит о трактовке всех тем в "Раннем Сельвинском "в плане бурной,. мощной, ни с кем не связанной, самоутверждающейся личности" /2,1.180, с.68-69/.

В загадочном "Раннем Сельвинском" одни.прочитали пассивное созерцание, другие - бурное самоутверждение, единодушно критики отметили пристрастие гимназической музы к конкретной детали и так же единодушно нашли романтическое отталкивание от быта, раз-работаннейшую лексику, стремление придать сборнику дневниковый характер. Всеми оказался замеченным интерес к природе, к зверю.

Таким образом, книга была встречена с некоторой настороженностью и прочитана неоднозначно. На несколько десятилетий сбор 19 ник выпал из поля зрения критики. Начиная с обобщающих исследований конца 50-х годов, гимназическая муза опять становится на повестку дня. И теперь обнаруживается в этих стихах то, что было в них истинно плодотворным и нашло продолжение в последующем творчестве. В.Огнев пишет о таких "основных линиях", обозначившихся "уже в ранних стихах Сельвинского", как темы моря, любви, "особое пристрастие к изображению животного мира", сильной личности, напряженный поиск /2.1,127, с.38/. В.Захаров отмечает примерно те же темы, характеры, устремления, проявляющиеся у Сельвинского с самого начального периода творчества /2.2.3,с.23/ М.Ваншова, размышлял над драматургией поэта, утверждает, что в "Раннем Сельвинском" уже есть элементы театра и кинематографа, которые обнаруживаются в сжатом сюжете стихотворений, в широком диапазоне интонаций, в умении.создать тип через языковые особенности монолога и диалога /2.2.1, с.20/. Об "истоках самобытных поэтических дерзаний" говорит 0.Резник, комментируя гимназические стихи в шеститомном собрании сочинений И.Сельвинского /1.3.25, С.658/.

Вопрос о мистификации снимается. В подготовке своего шеститомного собрания сочинений поэт участвовал. Он включил стихи из "Раннего Сельвинского", датировав их так же, как в двадцатые годы; в отличие от многих других стихотворений, эти он не подвергает редакции, подчеркивая тем самым их первоначальность. В архивах поэта обнаружены записи, подтверждающие факт создания поэтом стихов, опубликованных в "Раннем Сельвинском", действительно в период гимназической юности, В записках содержатся воспоминания об уроке, данном юноше Сельвинскому пожилым, ТМИННЫМ жизнью человеком, который удивлялся: "Откуда ,., у вас эта тоска великана, победившего все и всех? Наполеона в расцвете славы?" - и советовал: "Старайтесь писать о том, что знаете: ну, море, закат что-ли или вот гимназия" /2,3,6, л.47/, Это будет лирический календарь гимназиста десятых годов XX века, - говорил он Сельвинскому - "Больше того, дневник вечно-юношеского, превращающегося в вечно-мужественное" /2,3.6, с,49/. Сельвинский пишет, что из раздумий над этим разговором начиналось для него "прорастание дилетанта в поэта",

В исследованиях 50-х-70-х годов уже нет недоверчивой настороженности по отношению к "Раннему Сельвинскому". В гимназических стихах наряду с отрицательными явлениями /индивидуализмом, натурализмом/ обнаружены и положительные тенденции, отмеченные выше. Но в прочтении этих стихов по-прежнему остается заметная неоднозначность. Так, Захаров видит в дневниковом характере сборника явную целостность. "Причем лирический герой, - считает он, - почти не смущается, не колеблется, не беспокоится. ...Наоборот, он как бы диктует, утверждает, констатирует" /2.2.3,с.17/ Резник же называет книгу "Ранний Сельвинский" "двойственной, противоречивой по стилю и настроению, а вовсе не монологической? /2.1.I48, с,32/. Этот исследователь видит в качестве естественных для начинающего поэта "множество самых разнообразных, ...разнокалиберных тем, мотивов, настроений, неравноценных и по лирическому их выражению" /2.1.148, с,36/.

Представляется целесообразным еще раз вглядеться в гимназическую лирику И.Сельвинского с целью исследовать природу ее единства и калейдоскопичности

Переломный характер исканий Сельвинского-лирика в 30-е годы

30-е годы вошли в историю нашей страны как время первых пятилеток, период высочайшего трудового энтузиазма и побед, которые поставили Россию в ряд могучих держав, В этой обстановке естественным было стремление дать художественное обобщение опыту социализма, что нашло отражение в интенсивном развитии эпических жанров. Стремление.писателей "от зарисовок, эпизодов перейти к широким обобщениям, к синтезу" /2.1,112, с.218/ проявилось и в лирике. Перед ней встала задача создания разностороннего и полного образа современного человека в его многочисленных и многообразных связях с миром.

30-е годы - время единения литературных сил. Насущной становится проблема многообразия и единства в советском искусстве. Она получила развернутое осмысление в ходе работы Первого Всесоюзного съезда писателей. Объединяющим началом был назван социалистический реализм, подчеркивалось решающее значение принципов партийности и народности. Претворение их определило основную направленность развития советской литературы.

А.И.Метченко в работе: "Кровное, завоеванное" пишет: "Объявляя войну натуралистической имитации правды, новый художественный метод ставил писателя перед необходимостью глубокого познания и высокохудожественного отображения происходивших в стране изменений" /2.1.112, с.297/. Важное значение приобретает все более тесное, сближение литературы с жизнью. Насущность этого процесса была подчеркнута Горьким на I Всесоюзном съезде советских писателей. Многочисленные поездки писателей по стране, практическое участие в социалистическом строительстве играло в этом процессе положительную роль, Начало ЗО-х годов - очень трудная дистанция на пути преодоления Сельвинским противоречивости мироощущения, В эти годы он работает на электрозаводе, становится членом экспедиции сначала на Дальний Восток, потом в Заполярье, совершает путешествие за рубеж.

Работа на электрозаводе ощущалась Сельвинским как учеба, как время активной причастности к самой передовой отрасли советской индустрии.

Сельвинский художественно осваивает этот жизненный материал еще исходя из принципов ЛЦК: придавая, например, произведению о социалистическом производстве форму одного из явлений, имеющих отношение к производственному процессу - форму заводской газеты, осуществляя тем самым принцип удвоенного реализма. "Электрозаводская газета" как художественное явление не получила высокой оценки. Но она представляет интерес в качестве факта мировоз -зренческой эволюции поэта. "Электрозаводская газета" - свиде -тельство активной попытки войти в прямой контакт с главным героем эпохи - пролетариатом.

Трудно согласиться с оценкой электрозаводской газеты 0.С.Резником, утверждающим, что Сельвинскому лишь "мнилось, будто ценою превращения творчества в чернорабочий труд он. /поэт -О.П./ обрел самодисциплину, идеологически перестроился, приблизился к пролетариату" /2.1.I48, с,193/,

В "Путешествии по Камчатке", написанном после "Электрозаводской газеты", Сельвинский признается:

Я очень люблю Электрозавод. Он мне дороже вуза. Я помню запах его грозовой. Запах революции,

Архивные материалы - записная книжка поэта 20-30-х годов 60 тоже подтверждают значимость для него периода, связанного с созданием "Электрозаводской газеты": среди существенных событий I930-I93I годов он отмечает работу на Электрозаводе, написание "Газеты", выступления перед рабочими, избрание почетным ударником завода Авиаприборы /2,3.9, л. II7-120/.

Обратившись к теме рабочего класса, Сельвинский в "Электрозаводской газете" не поднимается до создания психологически емких характеристик. Тем не менее, его ракурс видения не лишен типичных качеств литературы первых пятилеток.

Е.ПЛюбарева в книге "Республика труда" пишет о том, что в 30-е годы "самоё понятие "план", как засвидетельствовал ряд критиков, стало своего рода "героем" произведений тех лет". Проценты, графики, сроки - все, что свидетельствовало о грандиозности созидания, получило ореол новой значительности и красоты "казалось вдохновенным". "Вот почему, - продолжает Е.ПЛюбарева, -были написаны такие поэмы без героя, как "Электрозаводская газета" Сельвинского ... или "Пятилетка" Кирсанова..." /2.1.99, с.127/. Пафос цифр и графиков исследователь отмечает и в произведениях таких разных художников, как М.Шагинян /в "Гидроцентрали"/, Я.Смеляков /в "Балладе о числах"/..

В творчестве рабочих поэтов: Смелякова, Ручьева, сильны традиции литературы первых лет Октября и 20-х годов - пафос коллектива, массы. Наряду с психологически глубокими характеристиками встречаются и элементы космизма: "Вы прислушайтесь: Раскалясь Вашим пульсом Большой работы, бьется, грохает вся земля", - говорит Ручьев в "Письме к звериноголовской молодежи". И там же: "Мы под корень старье рубили", "мы вам тотчас же отвечаем коксом, сталью и чугуном", "мы растем и растем, ребята, на стропилах своей страны".

Пафос "мы" звучит и в "Электрозаводской газете" И.Сельвинского, хотя у него это обобщение не согрето теплом живой ситуации.

Мы заллавим жизни дыры,

Осветим ухабы тьмы,

Коммунизм - это мы Ударники, бригадиры, Но если Сельвинский в этом произведении уступает рабочим поэтам в воссоздании внутреннего мира труженика и в анализе процесса воспитания человека условиями социалистического производства, то сам процесс труда он стремится осветить очень подробно, тщательно исследуя причины низкого качества продукции, нарушений дисциплины трупа. Его лирическому герою свойственны ассоциации с боевым временем гражданской войны, характеризующие и молодую рабочую поэзию. Например, о труде под лозунгом "Пятилетку в 4 года!" Сельвинский говорит как о "фронте в тыле", а цифру "4" лозунга сравнивает с броненосцем. "Электрозаводская газета" - по-пытка Сельвинского выйти на магистраль советской поэзии и советской действительности.

Путешествие И.Сельвинского по Камчатке - явление само по себе характерное для 30-х годов - дало впечатление для ряда произведений, воплотивших существенную тенденцию литературы этого 10-летия - размышления о новых, социалистических отношениях, укореняющихся в жизни народов национальных окраин. Географическая, этнографическая конкретность в поэзии этого периода была средством углубления реализма и психологической достоверности. Эти типологические качества наличествуют в лирических стихах-Сельвинского о Ламутском национальном районе на Камчатке. Через краткий экскурс в историю и через бытовые сценки он показывает, как органично-вошла новая власть и новые отношения в жизнь людей прежде третируемых. Но нередко значительность социальных перемен заслоняется этнографическими деталями

Лейтмотивы лирики Сельвинского, специфика ее образного строя

Одним из системообразующих факторов называют наличие сквозных элементов, объединяющих создания художника в одно целое. Ещшства в терминологии для обозначения этих элементов нет. Нет и относительно единой их классификации. Чаще всего говорят о сквозных темах, образах, художественных деталях, идейно-тематической доминанте.

А.Македоиов в работе "Творческий путь Твардовского" /2Д.103/ оперирует терминами "мотивы", "образы-лейтмотивы", "сквозные образы". Е.Червинекене говорит о "сквозных темах" /2.1.192/; А.Марченко - о "лейтмотивах" /2.1.106/. Исследователь А.Захаров пользуется терминами "тема", "образ", сразу уточняя повторяющееся их содержание: "образ дороги", "образ времени", "образ семьи" /2.1.155/. Представляется целесообразным употребления термина "лейтмотив" как универсального обозначения сквозных и темы и образа. В случае необходимости уточнения в данном исследовании будут использоваться и обозначения "сквозная тема", "сквозной образ".

В качестве одного из главных лейтмотивов, тесно связанного с творческой эволюцией Сельвинского-лирика, можно назвать Октябрьскую революцию. И.Сельвинский писал, что она была "единственной темой" его поэзии, "даже тогда, когда ,.. казалось бы уходил в фантастику или в историю" /1.4.16, с.14/,

Этот лейтмотив в лирике И.Сельвинского теснейшим образом связан с программными высказываниями художника, "Оружием на карауле у революции" называет Сельвинский слово поэта в одном из стихотворений середины 30-х годов. В трагический I94I год он чувствует необходимость напомнить себе и другим, что народу нужен стих, способный вести "на баррикады", который поднимал на штурм Зимнего дворца. Именно такая постановка вопроса в стихотворении написанном в действующей армии, продиктовала его следующие строки:

Поэзия! Ты служба крови! Так перелей себя в других Во имя жизни и здоровья Твоих сограждан дорогих, Пускай им грезится победа,. В итоговых своих стихотворениях "Анкета моей души", "Письмо к интеллигенции мира" И.Сельвинский говорит о революции как о самой главной точке отсчета, с которой начинается его судьба и с которой соизмеряется потом все последующее.

Лейтмотив Октября в лирике Сельвинского теснейшим образом связан с темами Родины, будущего, судьбы человечества. Россия в его стихах "страна атаки головной" /"Кого баюкала Россия"/. Она - "держава трех революций" /Германии "третьего Рейха"/, В одной из зарубежных зарисовок Сельвинский показывает, как простые парижане приветствуют кинокадры о первомайской демонстрации в Москве. "В каждом рыночном этом месье Цроснулся былой санкюлот", - говорит поэт, и ему кажется, что на черно-белом экране стал багрян

Стяг через все полотно, Что крупным планом взошли на экран Пьер, Огюстина, Жанно.

/"В одном парижском кино"/ Поэт середины века, участник почти тридцатилетней истории социализма, Сельвинский вступает в диалог с Блоком: Нет, мы не скифи Не пугаем шкурой. Мы пострашней, чем копьеносный бой. Мы - новая бессмертная культура . Мильонов, осознавших гений свой.

/"Кто мы?"/

В том же стихотворении называет Россию "пророком" мировой истории.

Тема культуры часто предстает в его лирике преломленной через тему искусства, дреаде всего - поэзии, потом - живописи и музыки. Чувство ответственности художника, запечатлевающего достижения; человеческих рук, разума и своим словом вносящего вклад в эти достижения, постоянно возрастает в поэзии Сельвинского. Своеобразие осмысления Сельвинским темы труда состоит в том, что она осуществляется часто через лейтмотив поэзии. В "Декларации прав" он так характеризует поэтическое вдохновение: ". Ладно глядим в пятилетний план, Знакомый до самой последней трубы нам. И льемся в градусник светотепла, Как Волхов, падающий по турбинам". О возникшем стихотворении говорит метафорой, построенной на ассоциациях с производственным трудом : "А утром глянешь: тут рифму прожгло. Там сборище слов обугленной масти..." Процесс редактирования поэтом стихотворения он сравнивает с тщательной работой часового мастера. К ассоциациям с различными видами искусства Сельвинский обращается в стихо творении "Труд". Говоря о рабочем человеке, называя его "сталелитейным лириком", обобщает: "Есть в труде такое же волненье Как и в сотворении стиха".

Взаимоотношения читателя и писателя раскрываются в этом же ключе:

И все же немало я сил затратил, Чтоб стать доступным сердцу, как стон, Но только и ты поработай, читатель: Тоннель-то роется с двух сторон. Размышления о читателе в лирике Сельвинского сояровоадает широкая гамма чувств. С одной стороны - обида, раздражениеw Отсутствие желаемого взаимопонимания поэт видит в требовании к нему

... Стать поменьше, поуже, Покруглее да попресней, Поприлизанней, потрусливей ... /"Занимаюсь от злости немецким..." 1933/ или "Ниже писать, чем умеешь" /"Не я выбираю читателя. Он...", 1954/. Лирический герой ряда медитативных стихотворений называет себя то мамонтом, могучим, но скованным льдами, то айсбергом, который виден лишь на "одну седьмую", "а глыбун уходит в глубину" .

А с другой стороны, в стихах Сельвинского звучат доверие и любовь к читающим или слушающим его людям, "согражданам дорогим". Это есть и в 30-е годы - в "Путешествии по Камчатке", -и в 60-е /"Письмо уральских девушек"/. Одно из лаконичных стихотворений поздней лирики, которое называется "Молитва", особенно убедительно подтверждает это:

Народ!

Возьми хоть строчку на память, Ни к чему мне тосты да спичи, Не прошу я меня обрамить: Я хочу быть всегда при тебе. Как спички, В стихотворении "Завещание" 1964 года Сельвинскии говорит о себе потомкам: "... Был я вечный ратник Рыцарского Ордена Стиха". Эта метафора органична в поэзии художника, который называл поэтическое слово "Оружием на карауле у революции", и все творчество которого пронизывает пафос борьбы с обстоятельствами и с самим собой.

Основные закономерности осмысления действительности Сельвинским-лириком

Будучи уже зрелым мастером, в 60-е годы, ИЛ.Сельвинский писал, что "творческий ум" "всегда находится в состоянии какого-то пчелиного раздражения, он в вечных поисках совершенства, которое всегда открытие, всегда новизна, - в этом залог неувядаемой свежести искусства" /1,4«26, с»52/.

Напряженный поиск - характернейшее свойство творчества Сельвинского, свойство, которое получало и отрицательные, и положительные оценки. Автор резко критической статьи "Стихия субъективизма", написанной в 1958 году, И.Швецов утверждает, что как и раньше, "И.Сельвинский проповедует все тот же тезис непрерывной пробы, то есть новаторства ради новаторства" /2.1.196, с.2/. В статье К.Зелинского "Сквозь битвы времени", которая хронологически близка работе И.Швецова, Сельвинский назван "замечательным тружеником и неутомимым искателем" /2.1.62, с.З/.

Объективное значение поисков определяется их целью и конечным результатом. В стихотворении 1959 года "Поэт, изучай свое ремесло..." тезис, заявленный первой строкой, разворачивается в так характеризующие цель: "Случайности не пускай на порог, В честности каждого слова уверься!" Результатом этих размышлений становится утверждение, позволяющее говорить о высоконравственной позиции художника: Единственный, возможный в поэзии порок -Это порок сердца

Тема поиска, с 20-х годов заявленная Сельвинским как тема служения эпохе, есть выражение активной жизненной позиции писателя, В силу особенностей своего социального опыта он в процессе исканий сначала приходит к конструктивизму, объявившему технический прогресс определяющим фактором эпохи, В творчестве самого поэта вопросы техники стиха порой оказываются почти единственным содержанием произведений /например, в вариациях на цыганские" теш/. Но пафос познания действительности в конце концов выводит Сельвинского к более глубокому пониманию эпохи. Работа над формой стиха становится активным выражением действительно актуального содержания,

Лирический герой стихотворения "Я это видел!" в поисках слова, способного полно выразить потрясенность зрелищем расстрелянных, говорит, что только "Вече Из всех племен" могло бы его создать. И тогда себя-поэта лирический герой заменяет собой - воином, И вот уже "Глаголом пророков гремят батареи", "Врагов осыпает проклятьем картечь", "Да! Об этом нельзя словами", завершает свой монолог лирический герой, - "Огнем! Только огнем!" Таким образом, возникает эффект превращения слова в действие. Военная судьба поэта Сельвинского, политрука, удостоенного чести носить орден Красной Звезды, и военная судьба таких его произведений, как "Я это видел", "Баллада о ленинизме" , "Аджи-Мушкай", находятся в соответствии друг с другом, что обусловило высокую гражданскую значимость и цельность кого героя этих лет,

В поэзии Сельвинского поиск истины осмысливается как один из критериев значимости того или иного явления.

Анализ эволюции поэта свидетельствует о том, что лиричес кий герой его стихотворений предстает в развитии. В ряде стихо творений это является главным предметом художественного осмыс ления /"Наша биография", "Художница", "Анкета моей души"/.. Ста новление личности рассютривается как процесс, обусловленный участием в борьбе за Советскую власть, строительстве первых пя тилеток, Великой Отечественной войне, в борьбе за мир. Опыт мо лодости лирический герой оценивает с позиций настоящего.- То, что. опыт этот был нелегким, он ставит в связь с глубиной своих нынешних знаний и чувств. В свете напряженной международной жизни 50-Х-60-Х годов Сельвинский заново осмысливает Великую Отечественную войну и Октябрьскую революцию. Сказанное относит ся к целому ряду стихотворений, в числе которых "Привет демо кратической Германии", "Страшный суд", "Всем! Всем! Всем!", а также и произведениям других жанров, например, трагедии "Боль шой Кирилл", драмы "Читая Фауста".

Все это свидетельствует об историзме творчества И.Сельвинского, ибо "принцип историзма предполагает соблюдение и осуществление трех важнейших условий: во-первых, рассмотрение явлений в их развитии, во-вторых, раскрытие связей данного явления с другими и, наконец, изучение истории в свете опыта современности" /2.1.173, C.I8/.

Не всегда результаты собственных усилий и оценки их окружающими удовлетворяли художника. Тем не менее поэтический мир его лирики - поле деятельности активной личности, которая развивалась по пути утверждения идеала борьбы за духовное совершенствование человека, за свободу и счастье своего народа, за социальный прогресс. Это ставит художника в ряд представителей социалистического реализма,

Своеобразие развития и функционирования основных принципов социалистического реализма в творчестве И,Сельвинского /революционного детерминизма, гуманизма, историзма, народности, партийности/ предстает через раскрытие эстетических позиций поэта, образующих контекст осуществления этих принципов,

Исследователи 60-80-х годов дают высокую оценку творчества Сельвинского, подчеркивая его своеобразие как феномен еще во многом неразгаданный.

Во второй половине 60-х годов В.Ф.Огнев писал о Сельвин-ском: "Не понятна пока, не "расшифрована" та мера особой условности авторского стиля, которая кажется пародийной, электрической, как только мы пытаемся подходить к объяснению стиха Сельвинского с позиций только отражения жизни, игнорируя мир", тот сельвинский "маленький театр", который пределет /в прямом смысле!/ каждое стихотворение поэта" /2,1,72, т.З, C.4I4/.

И В.Огнев, и Д.Озеров, и 0.Резник указывают на широту охвата жизненных явлений и проницательность писательского взгляда,

В высказывании Л.Озерова о том, что Сельвинский "в своей лирике стремился" к совмещению размаха и глубины" /2.ІЛ26, с,894/ важным представляется слово "совмещению". Всякий большой художник видит цель своего творчества в том, чтобы постичь богатство мира, познать его законы, и посредством образа передать это знание другим. В поэзии Сельвинского сам поиск, сам процесс познания становится нравственной и эстетической ценностью, является особым объектом художественного осмысления, занимающим заметное место. Лейтмотив поэзии раскрывается в значительной степени в своей функции познания действительности.

Похожие диссертации на Идеи и образы лирики И. Сельвинского