Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Литературное и публицистическое наследие Ахметзяна Биктимирова : начало XX века Бикташев Рустем Ильгизарович

Литературное и публицистическое наследие Ахметзяна Биктимирова : начало XX века
<
Литературное и публицистическое наследие Ахметзяна Биктимирова : начало XX века Литературное и публицистическое наследие Ахметзяна Биктимирова : начало XX века Литературное и публицистическое наследие Ахметзяна Биктимирова : начало XX века Литературное и публицистическое наследие Ахметзяна Биктимирова : начало XX века Литературное и публицистическое наследие Ахметзяна Биктимирова : начало XX века Литературное и публицистическое наследие Ахметзяна Биктимирова : начало XX века Литературное и публицистическое наследие Ахметзяна Биктимирова : начало XX века Литературное и публицистическое наследие Ахметзяна Биктимирова : начало XX века Литературное и публицистическое наследие Ахметзяна Биктимирова : начало XX века Литературное и публицистическое наследие Ахметзяна Биктимирова : начало XX века Литературное и публицистическое наследие Ахметзяна Биктимирова : начало XX века Литературное и публицистическое наследие Ахметзяна Биктимирова : начало XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бикташев Рустем Ильгизарович. Литературное и публицистическое наследие Ахметзяна Биктимирова : начало XX века : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Бикташев Рустем Ильгизарович; [Место защиты: Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина].- Казань, 2007.- 162 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-10/2115

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Жизненный и творческий путь А. Биктимирова 13

Глава 2. Публицистика А. Биктимирова: тематико-проблематический аспект 38

2.1. Журналистская деятельность и общественно-политические взгляды писателя 38

2.2. Просветительские идеи в духе эпохи 49

2.3. Освещение жизни и быта татарского народа начала XX века 60

Глава 3. Литературное наследие А. Биктимирова 75

3.1. Переосмысление жанра саяхатнамэ (путевых очерков) в творчестве писателя-просветителя 75

3.2. Татарское общество начала XX века в романе «Несчастная Галия или Благополучие после страданий» 107

3.3. Психология героев в произведениях писателя— просветителя 126

Заключение 142

Список источников и использованной литературы

Введение к работе

У меня вся надежда на

свой народ, хочу

увидеть его процветание и прогресс,

это будет счастьем для меня.

(Мин миллэтемдэн башкапы омид интимен,

миллэтемезнец тэрэкькый вэ тэгалисене

кузем илэ курэсем килэ.

Минул вакытмэсгуд вэ бэхтиярым...1 )

Воссоздание полной картины развития литературы является одной из

актуальнейших задач любого национального литературоведения. В татарской

литературе, имеющей тысячелетнюю историю, до сих пор остаются «белые

пятна», невозвращенные имена и наследие, которое относится к различным

этапам ее эволюции. На волне начавшихся демократических преобразований в

татарском литературоведении открылись новые возможности для изучения

творчества неизвестных широкому кругу читателей или подвергшихся

забвению творческих личностей. Возвращение в историю литературы и

переосмысление наследия активно участвовавших в литературном процессе

тех или иных эпох писателей позволяет воссоздать, реконструировать

состояние и национальные особенности художественного творчества. Среди

остававшихся в тени авторов есть и имя Ахметзяна Биктимирова —

просветителя, прозаика, публициста, переводчика начала XX века. В

отечественной традиции научно-исследовательское «замалчивание» всегда

связано с причиной общественно-политического или субъективного

характера. В случае с А.Биктимировым забвение было обусловлено, скорее

всего, с затруднениями в обнаружении биографических данных и его

произведений. Он вел активный образ жизни, часто переезжал из одного

места жительства в другое, вынужден был зарабатывать на жизнь тяжелым

трудом, умер слишком молодым. Казанская литературная элита начала XX

века знала его в основном по газетным статьям, журнальным публикациям.

1 Биктимиров Э. Онытылган кеннэр / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1909.—№ 549.—4 б.

Его семья по разным причинам не в силах была позаботиться о сохранении его рукописного наследия.

Творчество самобытного художника «золотого века» татарской литературы А.Биктимирова весьма значительно по объему и жанрово разнообразно: он оставил после себя очерки-путешествия, романы, повести и рассказы, драматическое произведение, стихотворения, публицистические статьи. Возвращение литературного наследия А.Биктимирова в историю татарской литературы, всестроннее изучение его произведений и введение в научный оборот станут шагом вперед в воссоздании панорамы литературной жизни исследуемого периода.

Творчество Биктимирова — одно из значительных достояний татарской культуры, заслуживающее пристального внимания. Его произведения отражают процесс эволюции взглядов одного из представителей мелкой буржуазии, участвовавшего в формировании разносторонних научных и литературных тенденций просветительства. Анализ и оценка литературного и публицистического творчества Биктимирова через принципы его философии, эстетики и общественную деятельность позволяют почувствовать историческую эпоху, осветить конкретные закономерности художественного таланта просветителя, формировавашейся в период обновления татарского общества.

Таким образом, актуальность настоящей работы обуславливается, во-
первых, неизученностью жизненного и творческого пути А.Биктимирова, во-
вторых, научной потребностью выявления особенностей его
публицистических и художественных произведений, изучения жанровой и
тематико-проблематической систем литературного наследия; и в-третьих,
необходимостью уяснения места самобытной творческой индивидуальности в
литературном процессе начала XX века.

Ахметзян Биктимиров родился в конце XIX века в селе Бакрче ныне Зеленодольского района. Точная дата его рождения неизвестна, наши поиски в фондах Национального Архива РТ, в частности, исследование метрических

книг, пока не дали результатов. Прослеживая его передвижения по воспоминаниям современников, мы выяснили, что Биктимиров, занимаясь торговыми делами, пять-шесть лет жил в Самаре. Но поиски в Государственном архиве Самарской области (фонд Самарского губернского жандармского управления и фонд Канцелярии Самарского гражданского губернатора)3 тоже не увенчались успехом. Также не дали результатов, и исследования в документах Санкт-Петербургского архива4. Жизненный путь просветителя мы реконструировали на основе прямой и косвенной информации в национальной периодике.

1905 год стал точкой отсчета творческого пути Биктимирова. Его публицистические и художественные произведения печатаются на страницах газет «Вакыт», «Фикер», «Идел», «Баянел-хак», в журнале «Шура». В апреле 1908 г. в Ташкенте Биктимиров начинает издавать газету «Азия», но ее издание запрещается. В 1909 году с семьей переезжает в Сибирь.

А.Биктимиров умер 22 мая 1915 года после продолжительной болезни.

А.Биктимиров оставил после себя богатое культурное наследие. Основная часть его произведений находятся в архивах и библиотеках Республики Татарстан. В библиотеке им. Лобачевского хранятся такие его произведения, как «Ятим Сабир, яхуд Бай кызы. Алла ташламаса, буре ашамас» («Сирота Сабир, или Байская дочь»), драма «Хэлфэ, яки Аны алдаганнар, ул бичара алданган» («Учитель, или Его обманули, он несчастный обманулся», путеводные записки «Выставка, яхуд Месафирлар ечен заруриять» («Выставка, или Необходимые для путешественников сведения»), рассказ «Уткэн мэхэббэт» («Прошедшая любовь»), учебник по истории России. В частности, обнаружили рецензию на его учебник по истории России в НА РТ5, роман «Бичара Галия, яки Михнэттэн соц рэхэт»

2 НА РТ, ф.4 , оп. 177, д. 45-65. 3ГАСО,ф.468;ф.З.

4 ЦГИАСПб., ф. 777, оп. 5/1901, д. 21.

5 НА РТ, ф. 420, оп.1,д.219, л.11-22.

(«Несчастная Галия, или Благополучие после страданий») — в фондах Национальной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина (г. Санкт-Петербург).

Объектом исследования является жизненный и творческий путь А.Биктимирова. Предметом работы стало публицистическое и художественное наследие писателя: его статьи, романы, повести, рассказы, стихотворения, драма, опубликованные на страницах периодической печати, и отдельные издания художника слова, учебные пособия и т.д.

Целью настоящего исследования является комплексное изучение жизни и творческого пути Ахметзяна Биктимирова, анализ жанровой тематико-проблематической системы его художественного творчества, определение взглядов и эстетических принципов художника, определение его места и роли в истории татарской литературы.

Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:

—изучение жизненного и творческого пути Биктимирова на основании документальных источников, воспоминаний современников, архивных материалов, а также статей, опубликованных в периодической печати;

—выявление, сбор и систематизация публицистических и художественных произведений автора;

—освещение просветительских и политических взглядов;

—исследование мировоззренческих основ публицистического и литературного наследия;

—построение жанровой типологии его творчества;

—изучение особенностей поэтики;

—анализ творческой индивидуальности писателя-просветителя в контексте татарской литературы начала XX века.

В изучении жизненного пути и творческого наследия А.Биктимирова можно выделить два периода. Первый - сведения о его жизни, критические заметки на его публикации и упоминания появились на страницах

периодической печати еще при жизни автора . К ним можно отнести Ф. Амирхана, который подвергал критике, как самого автора, так и его публицистическую деятельность в основном за ее несостоятельность и резкие вольные выражения7. Более того продолжая критику в адрес писателя

Амирхан затрагивает и других публицистов начала XX века . Вслед за Амирханом подобные замечения можно проследить и в публицистике Г.Тукая, где он также не совсем одобряет публицистическую деятельность писателя, считая ее просто недостойной9. А вот редактор газеты «Идел» в Астрахани 3. Шарифуллин, наоборот, видит в публикациях А.Биктимирова довольно хорошую содержательность, отмечает, что она, несомненно, будет полезной для мусульман Туркестана. Некоторые сведения о жизни и публицистической деятельности А.Биктимирова также изложены в книге И.Рамиева «Вакытлы татар матбугаты»10, а затем находят отражение в его издании «Эдэби сузлек» («Литературный словарь»): «Эхмэтжан Биктимиров - Бозаулык шэЬэрендэ яшэгэн мегаллим. Матбугатка исеме 1905 еллардан куренэ башлый. 1906 елда патша хекумэтенец мэхкэмэ (суд) эшлэрендэ улем жэзасы куллануны яцадан керту турындагы указына каршы «Вакыт» гэзитэсендэ басылган мэкалэ-протесты белэн телгэ керэ» '.

Публицистика А. Биктимирова содержит некоторые автобиографические сведения . Кроме того, ряд его произведений

6 Магазов М. Идарэгз мэктуп/ М. Магазов // Кояш.— 1915.—№ 722.— 4 б.; Идел. — 1908.
— № 46, 22 апрель; Идел. — 1908. — № 63, 20 июнь; бмирхан Ф. Эсэрлэр: Дурт томда.
III том. Публицистика / Ф.Эмирхан.— Казан: Тат. кит. нэшр., 1989.— 481 б. и др.

7 Эмирхан Ф. Эсэрлэр: Дурт томда. IV том. Эдзбият—сэнгать тэнкыйте, биографик
материаллар, хатлар.— Казан: Тат.кит.нзшр., 1986.—255 б.

8 Эмирхан Ф. Эсэрлэр: Дурт томда. IV том. Эдэбият—сэнгать тэнкыйте, биографик
материаллар, хатлар.— Казан: Тат.кит.нзшр., 1986.—255 б.

9 Тукай Г. Эсэрлэр дурт томда, 4 том. Мэкалэлэр. Очерклар.Фельетоннар. Хатлар.(1902-
1913)/Г.Тукай.- Казан: Тат.кит. нэшр.-1977.- 65 б.

10 Рэмиев И. Вакытлы татар матбугаты / И.Рэмиев.— Казан: Гажур, 1926.— 216 6.

1' Рэми И. Эдэби сузлек (элекке чор татар эдэбияты Ьэм мэдэнияте буенча кыскача белешмэлек) / И.Г.Рэми, Р.Н.Даутов.— Казан: Татар.кит.нэшр., 2001.— 52 б. 12 Биктимиров Э. Онытылган кеннэр / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1909.—№ 549.—4 б.; Биктимиров Э. Сэяхэт хатирэлэрем / Э.Биктимиров// Бэянел-хак.— 1910.—№ 662.—5 б.; Биктимиров Э. Томда Анохин жэнаблэре доклады/ Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1910.—

автобиографического характера позволяет разъяснить и корректировать некоторые моменты его биографии: это рассказы «Прошедшая любовь» («Ytk9h мэхэббэт»), «Воспоминания о моей молодости»14 («Яшьлек хатирэсе») и «Священный день»15 («Мебарэк кен»).

Второй период начинается с 70-х гг. XX века, когда в печати появляются отдельные материалы, освещающие его жизненный путь и творческое наследие16. Мы имеем в виду, прежде всего, статью С.Хафизова, где в сравнительно-сопоставительном аспекте оценивается роман «Несчастная Галия, или Благополучие после страданий». ««Бичара Галия»дэ сурэтлэнгэн вакыйгалар егерменче йез башы татар тормышын чагылдыра. Романныц узэгендэ бу чор эдэбияты очен традицион булган мэхэббэт, гаилэ бэхете, хатын-кыз азатлыгы кебек мэсьэлэлэр куела»17. Ф.Башировым этот же роман был проанализирован параллельно с произведениями татарской прозы начала XX, освещающих образ татарской девушки. «Хатын кызныц гаилэдэге бэхете-бэхетсезлеге Э.Биктимиров тарафыннан ижат ителгэн «Бичара Галия яки Михнэттэн соц рэхэт» романында да теп идея, лейтмотив булып тора» . Продолжая тему женской эмансипации профессор Р.И. Нафигов в своих трудах также ссылался на публицистические статьи А.Биктимирова: «В защиту женщин выступал А.Биктимиров. Он решительно отвергал татарские "дикости" в отношении женщин, в особенности он громил "четвероногих" мулл и ишанов, затемняющих сознание масс, звал девушек учиться и выходить замуж по любви»19. М.Гайнуллин, анализируя произведения,

571.—2 б.; Биктимиров Э. Сибирия эхваленпэн / Э.Биктимиров // Бэянел—хак.— 1910.—№ 636.—5 б. и др.

13 Биктимиров Э. Уткэн мэхэббэт / Э.Биктимиров— Оренбург, 1905.— 16 б.

14 Биктимиров Э. Яшьлек хатирэсе / Э.Биктимиров // Идел.— 1909.—№ 171.—3 б.;№
229.—3 6.; №231.-3 б.

15 Биктимиров Э. Мебарэк кон / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1910.—№ 667.—2 б.

16 Рамеев 3.3., Ахметзянов МИ. Биктимиров Ахметзян / З.З.Рамеев, М.И.Ахметзянов
//Татарская энциклопедия: Т.1.— Казань: ИТЭ, 2002.— С.386.

17 Хафизов С. Онытылган бер эсэр турында/ С. Хафизов// Казан утлары.—1974.—№6.-161-
163 6.

18 Бэширов Ф.К. XX йез башы татар прозасы / Ф.К. Бэширов.- Казан: Фикер, 2002.- 6.100

19 Нафигов Р.И. Тукай и его окружение / Р.И.Нафигов.- Казань: Тат. кн. изд-во, 1986-208 с.

изданные на страницах периодической печати, обращает внимание и на произведение А.Биктимирова «Последствия гнева», вышедшее в свет в журнале «Аль-гасрел джадид» в 1906 году. «Журнал «Аль-гасрел джадид» активно публиковал и художественную прозу, отдавая предпочтение рассказам. Среди этих материалов можно назвать рассказ «Ачу нэтижэсе» («Последствия гнева»)» . В 2002 г. историк Ф.Н.Шакуров обращает внимание на учебник А. Биктимирова по истории России, рассматривает его вместе с учебником по истории Н.Надиева, изданный в то же время. ««История России» А.Биктимирова повторяла по форме, структуре и содержанию русские учебные пособия - история царствований, излагаемая в охранительном ключе, иллюстрированная портретами Романовых»21. Ф.З.Яхиным высказываются отдельные суждения о его публицистических произведениях, изданных на страницах газеты «Фикер». «Проблемы просвещения близко воспринимались татарскими писателями, особенно А.Биктимировым, Я.Моради, Чигтаем, Н.Ал-Худжаши и т.д... Произведения А.Биктимирова построены на основе просветительской идеологии. В рассказе «Сирота Сабир, или Байская дочь» на первый план выходит эстетический идеал просветительства. А. Биктимиров по своему мировоззрению тяготел к просветителям. Он пишет в статьях о воспитании, о необходимости приближения татарской культуры к культуре европейских народов»22. О корреспондентской деятельности А. Биктимирова в газете «Фикер» отмечает в своем труде и Р.Амирханов. «Почти каждое (тем более солидное) издание имело своих специальных корреспондентов в различных уголках страны. Так, корреспондентами газеты «Фикер», например, являлись А.Биктимиров, А.Байтиряков, Я.Мурадов» . А.Каримуллин, освещая историческое развитие

20 Гайнуллин М. Татарская литература и публицистика начала XX века/ М.Гайнуллин.—
Казань: Тат.кн.изд-во, Изд.2-е, доп. 1983.—С. 50.

21 Шакуров Ф.Н.Развитие исторических знаний у татар до февраля 1917 года /
Ф.Н.Шакуров. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2002. — С. 86.

22 Яхин Ф.З. Татарская литература периодической печати Уральска (1905-1907 гг.) / Ф.З.
Яхин.— Казань: Тат.кн.изд-во, 1992. - С. 32.

23 Амирханов Р.У. Татарская дореволюционная пресса в контексте «Восток-Запад» (На
примере развития русской культуры)/Р.У.Амирханов. - Казань: Татар.кн.изд-во,2002.-53 с.

татарской книги, упоминает об издании произведений А. Биктимирова в типографии «Каримовых», в частности здесь речь идет об учебнике «История России»24. В книге 3.3. Гилазева наряду с книжными изданиями начала XX века опубликованы названия изданных произведений писателя .

Таким образом, жизнь и творчество А.Биктимирова по сей день незаслуженно остаются вне поля зрения ученых. Опубликованные материалы носят фрагментарный характер, до сих пор отсутствуют работы, посвященные системному и комплексному изучению его творчества. В литературоведении данная тема не становилась объектом самостоятельного научного исследования.

Научная новизна состоит в том, что жизненный и творческий путь, публицистическое и литературное наследие А.Биктимирова впервые исследуется в монографическом плане в качестве целостного и оригинального литературного явления в тесной взаимосвязи с просветительскими исканиями начала XX века. Осуществляется попытка литературоведческого анализа его романов, повестей, рассказов, саяхэтнамэ и многочисленных статей. Выявляется самобытность художественного мышления писателя, рассматриваются основные темы и проблемы, своеобразие , его художественного почерка.

Впервые нами осуществлена текстологическая обработка арабографических произведений, введены в научный оборот его неизвестные труды и книги, а также архивные материалы.

Практическая значимость работы заключается в использовании ее результатов при разработке курса «История татарской литературы начала XX века», при подготовке учебных программ и учебно-методических пособий по литературному краеведению, в лекционных курсах и на семинарских занятиях соответствующей тематики. Вводимый в научный оборот художественный

24 Каримуллин А. Татарская книга начала XX века/ А.Каримуллин.- Казань: Тат.кн.изд-во.-1974.-С.36.

Гилазев З.З.Татарская литература начала XX века в книжных изданиях / Гилазев З.З.Казань, 2005.- С.67.

материал и сделанные на его основе выводы могут найти свое применение при подготовке изданий наследия А.Биктимирова.

Жизненный и творческий путь А. Биктимирова

Татарская литература конца XIX - начала XX века характеризуется появлением нового содержания и формы. Множество писателей того времени ощутили перемены эпохи и отразили их в своих произведениях, ставших классикой татарской литературы. Однако, к сожалению, целый ряд выдающихся писателей того времени, чье творчество по политико-идеологическим или иным причинам осталось вне поля зрения исследователей, неизвестны широкой публике и по сей день. Г.Рашиди, Давыл, К.Бякир, К.Биккулов, А.Бикмиев, Х.Исхаки — это далеко не все писатели, чьи имена на сегодняшний день известны лишь небольшой группе исследователей истории литературы. В свое время, однако, произведения этих авторов выдерживали не одно издание, что говорит об их известной популярности. Поэтому можно с уверенностью сказать, что их творчество оказало существенное влияние на читателя своего времени . Имела место и обратная связь - от читателя к писателю. Эти произведения находили своего почитателя, и между ними возникал обмен идеями, мыслями. Это говорит о том, что писатель состоялся как таковой, что его мысли нашли отражение в умах многих других людей, что они побудили к размышлению, осмыслению фактов действительности, выработке критичного отношения к ним. Одним из ярких представителей этой плеяды мыслителей, несомненно, является и А. Биктимиров.

Ахметзян Биктимиров—татарский писатель, журналист, публицист, просветитель татарского народа начала XX века. Точная дата его рождения неизвестна. Он родился в конце XIX века в селе Бакрче неподалеку от села Акъегет Тетюшского уезда (ныне Зеленодольского района). Биография и творчество А.Биктимирова до сих пор остаются малоизученными . Многие сведения, касающиеся его биографии, нашли отражение на страницах периодической печати, где часто издавались его публицистические статьи и произведения .

Первые автобиографические сведения были представлены на страницах газеты «Баянел-хак» в 1909 году, он пишет о себе, что рос в бедности, без отца, и что многим в своей жизни обязан только матери. Как он сам отмечает, «мать-старушка» взяла на себя роль отцовства и материнства одновременно, и что его воспитание и первоначальное образование — полностью ее заслуга29. Малый достаток семьи ограничивал его возможности в получении качественного образования, что, однако, не мешает ему всю жизнь заниматься самообразованием. В этом занятии проявляются такие черты его характера, как усидчивость и упорство.

Повзрослев, он решает посвятить себя торговле, и с этой целью нанимается на службу к одному богатому купцу. Для успешного ведения дел знание русского языка было просто необходимо. Мать дала ему начальные представления об этом языке, но этого было недостаточно, и он начинает изучать его самостоятельно. Он посещает лекции русскоязычных преподавателей, тесно общается со студентами. Немаловажное значение он придавал и своему религиозному образованию. Из его биографии видно, что он был вольным слушателем в медресе ахуна Хайруллаха в Уфе. При поездках в Нижний Новгород с торговыми делами, он часто посещал медресе Зариф хазрата. В юношеские годы он также увлекался чтением единственной в то время тюрко-татарской газеты «Тарджеман», издаваемой И. Гаспринским в Крыму. Благодаря упорному труду в освоении русского языка, он в течение короткого времени достигает достаточного уровня для чтения издаваемых на русском языке газет .

Как отмечает сам А. Биктимиров, желание писать у него появилось с детства. В юношеские годы им были написаны два романа, опубликовать которые он не решился, считая их незрелыми, они никому не были представлены и оставались в рукописном варианте. Вскоре он знакомится с просветителями, общение с ними формирует у него стремление к просветительской деятельности, и через нее - к служению своему народу. Он подхватывает новые мысли, идеи, что дает ему импульс в формировании его просветительских взглядов. А. Биктимиров хорошо понимает значимость просвещения не только в достижении прогресса, но и для сохранения национального самосознания народа. Просветительские идеи репрезентированы широким пластом во многих его произведениях. К писательской деятельности вдохновили А. Биктимирова романы 3. Бигиева «Тысячи, или Красавица Хадича» и «Великие грехи»31 - первые романы-детективы в татарской литературе.

Есть основание полагать, что одним из первых городов, в которых жил А. Биктимиров, была Самара: об этом пишет Мулланур Магазов . Писатель и сам упомянул в одной из публикаций, что жил в Самаре пять-шесть лет . Свою трудовую деятельность торговцем у одного купца он начинает именно здесь, в Самаре, а затем переезжает в г. Бузулук34. Мы считаем, что его знакомство и женитьба на девушке Сарвиджихан, скорее всего, произошли в городе Самаре, так как упоминается, что там живут близкие родственники его жены35. Мулланур Магазов отмечает, что дела у А.Биктимирова в Бузулуке шли хорошо, он был очень старательным и целеустремленным человеком, не боялся никаких сложностей в работе. («Табигатькэ куркэм вэ йомшак булып, мэшэкать вэ эштэн Ьич курыкмый вэ тартынмый иде»36.)

Стремление к писательскому искусству проявилось у А. Биктимирова очень рано. Он верил в то, что должен занимать определенное место на литературном и публицистическом поприще. «Аз уку белэн дэ узенец эдэбият кешесе булдыкына ул нык ышанадыр иде вэ аз укып мэшЬур мехэррир булганын кешелэрнец берничэсен узенэ урнэккэ тотадыр иде ». Еще до своего переезда в Бузулук, он знакомится с татарским писателем, журналистом Галиаскаром Гафури (Галиаскар Мугинович Гафуров, 1867— 1942 ), известным татарскому читателю того времени под псевдонимом «Чыгтай». Биктимиров показывает ему свои произведения. В связи с этим фактом можно проследить некоторую хронологическую последовательность передвижений Биктимирова. Так, например, согласно сведениям И.Рами, Гафуров в 1891-1899 гг. жил в городе Бузулук, учительствовал, с 1899 г. был муллой, имамом. В 1898 г. в Оренбурге увидела свет первая часть его повести «Тутам» («Моя сестра»), после чего имя автора стало популярным среди читающей публики39. Однако А.М.Ахунов в упомянутой выше статье называет другую дату — 1902 год, и указывает, что книга вышла на средства Ф.Карими40. Таким образом, есть основание предполагать, что знакомство состоялось в первые годы XX века.

Журналистская деятельность и общественно-политические взгляды писателя

Революция 1905—1907 годов привела в России в движение все классы и слои общества. Она перевела на язык открытой вооруженной борьбы масс назревшие вопросы общественного развития, высветила пути их радикального решения, и тем самым пробудила, подняла на качественно новую ступень общественное сознание106.

Просветительское движение в начале XX века получило широкое распространение среди народов многонациональной России. А у татар революция 1905-1907 годов подняла это движение на новую, более радикальную ступень. В известной мере она создала условия для реализации просветительских идей в жизни, для сближения их с народной действительностью, для подъема национального самосознания масс .

Демократические перемены в татарском обществе, начавшиеся в 1905 г., стали катализатором для проявления идей национального самоопределения. Они прорвали вековые преграды, воздвигнутые русским самодержавием на пути создания национальной периодической печати у татар. Вместе с тем, и в разгар революции царская цензура старалась всячески держать татарскую периодику под своим неослабным контролем, но она была уже не в силах полностью задушить ее, воспрепятствовать ее возникновению и распространению.

В течение 1905-1907 годов в разных городах России появились татарские газеты и журналы. С 1905-1907 г.г. по всей России на татарском языке разновременно легально выходили 33 издания (21 газета и 12 журналов): одиннадцать - в Казани, семь - в Оренбурге, пять - в Астрахани, по четыре в Уральске и Петербурге, по одному в Москве и Уфе . Однако многие из них под натиском цензуры или из-за материальных трудностей быстро сошли со сцены. Но на их страницах успели отразиться интересы и чаяния различных слоев татарского общества. Среди них более или менее жизнестойкими оказались такие издания, как «Вакыт», «Шура», «Яшен», «Ялт-йолт», «Ац», «Йолдыз», «Кояш», «Ак юл», «Тормыш» и др. Эти газеты и журналы, издаваемые в различных регионах России, проникали в среду и других тюркских народов, оказывая на них определенное идеологическое и литературное влияние, и тем самым, сближая их с общероссийской действительностью109.

С судьбами почти всех этих изданий наиболее тесно связано развитие художественного творчества лучших представителей татарской демократической литературы и искусства эпохи первой русской революции — Г. Тукая, Г. Камала, Ф. Амирхана, Г.Исхаки, Г.Ибрагимова в том числе и А. Биктимирова.

В публикациях А. Биктимирова можно распознать ярко выраженный почерк просветителя, которого волновала не только судьба татарского народа, но и всех мусульман России. События 1905-1907 гг. дали особый толчок публицистическому творчеству писателя, зарождение татарской периодической печати вдохновило А. Биктимирова встать на путь служения своему народу. Его статьи очень точно отражали многие проблемы татарского мира.

Он печатается в известных татарских периодических изданиях того времени, таких как «Вакыт», «Баянел-хак», «Идел», «Сибирия», «Мугаллим», «Фикер», «Аль-гасрель джадид». В журнале «Шура» выступает с многочисленными статьями об истории, культуре, быте и языке тюркских народов, публикует материалы по педагогике и медицине110.

В первой половине 1908 года в Ташкенте А. Биктимиров становится ведущим журналистом газеты «Шухрат», издаваемой Габдуллой Улановым111, а также начинает издавать газету «Азия» в качестве ее главного редактора112. Автор возлагал огромные надежды на эту газету, она должна была встать на путь просвещения мусульман всего Туркестана. Редактор газеты «Идел» в Астрахани Зарифулла Шарифуллин пишет, что она была хороша по содержанию и затрагивала проблемы народа («Газетаньщ мендэрижэсе гузэл, халкымыза, хосусан, Теркестан кардэшлэребезгэ лезумлы вэ файдалы шэйлэр турында бэхэс итмештер»113).

Ф. Амирхан же высказал иное мнение по поводу издания и приостановления деятельности газеты «Азия» в Ташкенте. Описывая печатные издания Туркестана в целом, он очень низко оценил редакторскую деятельность А. Биктимирова, а содержание газеты и вовсе счел обреченным на провал: «Моннан соц бер вакыт Эхмэтждн эфэнде Биктимиров тарафыннан соц дэрэжэдэ зэгыйфь вэ туышыннан ук улек хэлендэ туган бер газета - «Азия» нэшер ителэ башлап, риваятьлэргэ курэ, Остроумов эфэнденец ижтиЬады сэбэпле туктатылды. Затэн, Теркестанныц телен дэ, тормышын да белми торган, эплиятлелеге шебпэле бер кеше тарафыннан чыгарыла торган бу гэзитэнец, туктатылмаган булса да, Теркестан эпалисенэ файда китерэ алуы шебЬэле булыр иде»114. ««Азия» мехэрриренец кэвешчелэр тесле булуына гаж,эплэнэсец, лэкин ул бер дэ гажэп эш тугел, ченки моннан ике генэ ел эувэл ул татар Бозаулыкта черек лимоннар сатып тора иде. Шуннан гына метомерфическим образом «мехэррир» булып китте. Узе бик милли кеше. Рэхмэт яусын!»115

В другой своей публикации Ф.Амирхан, критикуя деятельности публицистов, касается и А.Биктимирова, выражает свое недовольство в изложении ими материала: «Матбугатка эувэл аяк басканда матуррак итеп басарга тырышырга кирэк: Зариф Бэшири, Эхмэтждн Бикмиев пэм Эхмэтждн Биктимиров вэ илх шикелле кешелэрнец жрзафлыкларыннан вэ фэлсэфэлэреннэн дэ андырак сыйныф укучылары бик туйганнар»116. Такой оценки можно объяснить тем, что Ф.Амирхан, скорее всего, подошел к газете с высоты Казани — центра интеллектуальной элиты татар. Такого же мнения придерживался и великий татарский поэт Г.Тукай. «Вэ хэлбуки Эхмэтждн Биктимиров подвалдан вэ Вэгыйзь Нэурузи сухтэлектэн чыкканнар бирле мехэррир булырга ният иттелэр, лэкин мехэррир тугел, мэхрэр дэ булганнары юк эле»117 Эти заметки говорят и об отсутствии профессиональной журналистской подготовки Биктимирова, но в то же время это может говорить и том, что авторитетное мнение или высказывания могут иметь неисправимые последствия (незаслуженное умалчивание имени).

Просветительские идеи в духе эпохи

Просветительство - общественно-культурное движение и система взглядов, в основе которых лежат идеи модернизации общества и совершенствования человека. С точки зрения просветительства, определяющую роль в историческом и общественном развитии имеет сознание людей, и поэтому просветительство означает повсеместную борьбу против невежества, безнравственности, религиозного фанатизма143.

Татарское просветительство, как и просветительское движение других народов, сложилось как форма идеологического преодоления феодально-средневековых отношений. Зарождение капиталистических отношений привело к постепенной ломке вековых традиций и вызвало глубокие изменения в духовной жизни татарского народа. Эти новые веяния активизировали национальную жизнь, дали толчок к пробуждению национального самосознания, обнажили язвы продолжавших бытовать порядков средневековья, показали их несоответствие потребностям общественного развития. Передовые люди начали задумываться о путях преодоления застоя, рутины и косности жизни и мышления .

Центральной мыслью творчества А. Биктимирова всегда была идея о необходимости просвещения как основного фактора духовного и материального развития в жизни народа. Об этом говорили и другие просветители. «Самым главным и решающим в деле прогресса - писал Ш.Культяси.- является проблема обучения и воспитания...».,

Талант А. Биктимирова как аналитика ярко проявился в процессе описания им различных сторон жизни мусульман конца XIX — начала XX веков. Точно описывая нравы и обычаи татар, ногайцев, сартов, он вычленяет в них общее, обусловленное единой религией, культурой, историей, и то, что являлось результатом ошибок на определенных этапах исторического развития, неспособностью дать адекватный ответ на запросы времени, что, в конечном итоге, привело к зависимому положению мусульман в экономике и политике. Он не боится резких и неприятных слов. Они необходимы, как необходимо горькое лекарство. Осмысление этого факта, принятие правды является первым шагом на пути к изменению судьбы народа. А. Биктимиров призывает всех думающих и сопереживающих ему людей осознать это.

Наряду с этим, А. Биктимиров предлагает пути выхода из сложившейся ситуации. Просвещение, в различных его формах, пробуждение спящего духа нации, совместные усилия людей на основе принципов, содержащихся в Исламе как универсальной системе ценностей, личное участие и ответственность каждого за судьбу людей своего языка и веры - вот те рецепты, которые автор «прописывает» всему народу, всем мусульманам.

Вместе с тем, Биктимиров не «строит воздушных замков». Его понимание изменений в общественной жизни не носит утопичный характер. Он понимает, что подобные преобразования не могут обойтись без значительных финансовых вливаний. Эта мысль прослеживается во многих его произведениях как составной и очень важный элемент. Он называет и конкретные источники финансирования просветительской деятельности.

Центральное место в программе татарских просветителей занимала проблема школы, обучения и воспитания подрастающего поколения. В коренном изменении школьной системы и совершенствовании методов обучения они видели наиболее действенную форму разрешения просветительских задач, приобщения татар к научным знаниям и прогрессу146.

Просветительские идеи А. Биктимирова нашли свое выражение в большом количестве различных по содержанию и тематике статей и очерков. Из общего их числа можно выделить собственно просветительские труды. К ним относятся такие статьи как «Мегаллимнэр насыл олмалы?»( Какими должны быть преподаватели?), «Меселманнарда бала тэрбиясе» (Воспитание детей у мусульман), «Мэктэп вэ мэдрэсэлэремез» ( Наши школы и медресе) и др. В них автор непосредственно затрагивает тему просвещения, различных форм его осуществления и сфер проявления. Начинаются они с описания определенных общественных отношений; затем автор переходит к анализу и оценке явления, объясняет его причины. Заканчиваются же статьи обычно выводом-назиданием, в котором автор формулирует основную мысль своего труда. Подобное изложение материала характерно для произведений восточной литературы, схожая схема - назидание (насихат) - является общей конструкцией для большинства литературных произведений средневекового мусульманского Востока.

Помимо этого, можно также выделить ряд статей автора, которые не имеют ярко выраженной просветительской направленности, но тема просветительства, однако, присутствует в них в качестве объяснения причины определенных событий, явлений. Сюда относятся этнографические статьи и очерки («Эстерханда нугайлар», циклы статей под общими названиями «Ташкент», «Теркестан виляяте», «Экспедиция в Монголию хакында доклад»), заметки об отдельных событиях («Профессор Потанин»). А. Биктимиров последовательно рассматривает различные стороны жизни общества и отдельные явления, в каждом случае, однако, он всегда выделяет тему просветительства в качестве основной, оставаясь верным собственным принципам и идеям. По мнению автора, различный по содержанию текст А. Биктимирова в каждой конкретной статье представляет собой лишь фон, среду для проявления главной мысли о необходимости просвещения в масштабах всего общества. Мы уже отмечали ранее о том, что А.Биктимиров некоторое время учительствовал. Поэтому ему не понаслышке были известны все стороны образовательного процесса. Остановимся на конкретных статьях и очерках.

Мы можем выделить несколько статей, посвященных непосредственно образовательному процессу. Самыми яркими из них являются: «Мэктэп вэ мэдрэсэлэремез»147, «Тэгълим вэ тэрбия»148, «Мегаллимнэр насыл улмалы?»149, «Тэгълим вэ тэрбия хакында»150, «Меселманнарда бала тэрбиясе»151.

В статье «Наши мектебе и медресе» («Мэктэп вэ мэдрэсэлэремез») автор поднимает проблему отсутствия у учителей-татар свидетельств об образовании, что приводит к закрытию учебных заведений. Даже если Духовное Собрание и давало право муллам открывать медресе в деревнях, то в дальнейшем у них такого права не было. Он отмечает, что в 1907 году в Казани открылось учебное заведение для подготовки учителей, которых готовили для преподавания учащимся духовных знаний. Но некоторые лицемеры «мунафики» сделали ложный донос на деятельность этого заведения, были произведены обыски и проверки, в результате чего оно было закрыто властями. Автор выражает свою озабоченность, что из-за лицемеров будут и дальше закрываться медресе и школы.

Переосмысление жанра саяхатнамэ (путевых очерков) в творчестве писателя-просветителя

В начале XX века в татарской литературе и литературоведении начался процесс творческого освоения многих теоретических проблем западной науки о литературе. Один из них — вопрос о жанрах, который не только помог татарской теоретико-литературной мысли преодолеть несоответствие между жанровыми системами, выработанными в западной и восточной литературах, но и стал толчком к появлению новых для национальной литературы жанров в культурной арене. Среди них были и т.н. «вторичные», преобразованные из канонических в неканонические.

Сохранивший некоторые признаки канонических жанров (кыйсса, хикэят), очерк в татарской литературе образовался сравнительно поздно. Под словом «очерк» мы понимаем эпический, прозаический жанр с ярко выраженной организующей ролью авторского «я», который находится на стыке художественной литературы и публицистики. Границы, отделяющие очерк от других эпических жанров, весьма условны и подвижны. Очерк сохраняет особенности образного отражения жизни, используя средства художественной изобразительности, и этим приближается к рассказу. От рассказа и повести, выделяющихся последовательностью событий, вытекающих одно из другого и обусловленных конфликтными ситуациями между персонажами, очерк отличается свободной композицией, организуемой «рассказчиком» или идейным «заданием». «У очеркового жанра есть свои специфические, трудно и лишь отчасти преодолеваемые слабости — отрывочность, малый охват действительности, неизбежная сжатость, локальность. Но у очерка есть такие преимущества, каких нет у многих других видов словесного художества. В нем может соединяться и сюжетный рассказ, и сценка, и статистическая выкладка, и публицистический выпал, и поучение» . Именно это мы наблюдаем на материале татарской литературы.

Различают очерк художественный и публицистико-документальный. Художественный очерк творчески типизирует характеры, передавая «статику» их бытия, изображает устойчивые отношения между людьми, сложившиеся в их общественной и частной жизни. Объектом «нравоописательного анализа» в художественном очерке предстает не только среда в целом или ее типические представители, но и отдельная личность, взятая в ее нравственно-психологическом аспекте. «Обобщенные», «неадресные» персонажи в очерке — один из признаков его художественности.

Художественный очерк представлен различными композиционными разновидностями: очерк-мемуары, очерк-биография, лирико-философский очерк. Путевой очерк - самая «древняя» художественная разновидность жанра216. Но наряду с ним, литературоведы выделяют путешествия (сэяхатнамэ).

Путешествие - литературный жанр, в основе которого лежит описание путешественником (очевидцем) достоверных сведений о каких-либо, в первую очередь, незнакомых читателю или малоизвестных, странах, землях и народах в форме заметок, записок, дневников (журналов) очерков, мемуаров. Помимо собственно познавательных, путешествие может ставить дополнительные - эстетические, политические, публицистические и другие задачи .

Определяющая позиция героя: наблюдатель чужого мира, противостояние «своего» (мира, пространства) «чужому» — формообразующий фактор жанра путешествия. Масштаб для оценки явлений чужого мира дает «свой» мир путешественника - его родина, по отношению к ней как внутреннему центру ориентировано его повествование. Как правило, герой-путешественник, в отличие от «чисто» литературного персонажа, существенно не меняется на протяжении повествования: в чужом мире путешествия он выступает как в определенном отношении обобщенное лицо — носитель своей национально-культурной традиции, что не может не оттеснять на периферию его индивидуальное самосознание и психологию .

Жанр очерк-путешествие в татарской литературе берет свое начало с давних пор. Именно очерки путешественников дают ученым богатый материал об истории народности той или иной страны. Для примера можем привести путешествия Ахмада Ибне Фазлана, Абу Хамид аль-Гарнатый, дающие нам сведения о булгарах, или Ибне Батута о кыпчаках и т.д. Насчитываются десятки таких произведений219. В средние века этот жанр в татарской литературе не имеет особой популярности. Возможно, это объясняется социально-политическими условиями и особенностями развития литературного процесса. Основной же подъем и развитие он получает во второй половине Х1Х-начале XX веков. Это связано с созреванием и формированием национального самосознания у татар. Появляется благоприятная социально-политическая почва для создания такого рода произведений. Нужно отметить следующих видных писателей того времени и их произведения: очерк Ш.Марджани о путешествии в 1880 г. в хадж «Рихлэтел Мэрждни» («Путешествие Марджани», 1898), З.Бигиева «Мавэраэннэпердэ сэяхэт» («Путешествие по Междуречью», 1908), Фатиха Карими «Яуропа сэяхэтнамэсе» («Путешествие по Европе», 1902), «Кырымга сэяхэт» («Путешествие в Кырым», 1904) и «Истанбул мэктублэре» («Письма из Константинополя», 1913) и другие.

Расцвет очеркового творчества в истории национальных литератур обычно происходит в переходные этапы, когда в обществе из-за кризиса старых общественных отношений, необходимости становления нового уклада жизни, резко усиливаются «нравоописательные» интересы . И в татарской литературе появление очерка-путешествия явилось следствием активизации просветительских начал, формирования национального самосознания.

На рубеже XIX-XX столетия у татар происходят определенные перемены в социально-экономических и культурно-идеологических отношениях, идет пересмотр устоявшихся ценностей и поиск новых ориентиров развития нации221. Повествуя о жизни и быте других народов в рамках интересующего нас жанра, нужно было уметь давать оценку состоянию своей страны, задумываться об истории, сопоставив и проанализировав исторические пути развития, сделать выводы о своей родине — вот в чем сущность путешествия222. Так, с просветительских позиций выступал в своих сочинениях научно-публицистического характера Ф.Карими, созданных на основе увиденного и прочитанного во время путешествий по зарубежным странам («Путешествие по Европе», 1902; «Турецкие женщины», 1903; «Покойный Гильман-ахун», 1903; «Отовсюду», 1907; «Письма из Константинополя», 1913)223.

Жанровые особенности очерков-путешествий начала XX века особенно четко выделяются в наиболее известных произведениях этого времени: книги «Путешествие по Европе» Ф.Карими и «Путешествие в Англию» (1914 г.) Садри Максуди.

Ф.Карими «пишет о своей поездке, состоявшейся в 1899 г., сравнивает быт и культуру татар и европейцев, восхищается достижениями последних» , он основное внимание уделяет прогрессу европейских нации в сфере образования. По его мнению, во Франции существует религиозная свобода, свобода печати и равноправие. Это государство представляет пример расцвета искусств, наук, культуры для других стран. Отличительной чертой Франции является постоянная тяга к прогрессу. Наиболее положительным примером в мусульманском мире для Карими является Турция, максимально испытавшая влияние европейских держав, особенно Франции. Карими приводит программы светских учебных заведений: стамбульских лицеев «Султание» и «Мулькие», сельскохозяйственных школ и учительских институтов. По его мнению, с помощью таких учебных заведений можно преодолеть разрыв между мусульманскими и европейскими странами. Карими указывает на то, что молодые турки по уровню образования не уступают иностранцам. Он ставит перед мусульманами России задачи развития светских учебных заведений, печати, обучения в турецких вузах, что характерно для просветительского этапа джадидизма.

Похожие диссертации на Литературное и публицистическое наследие Ахметзяна Биктимирова : начало XX века