Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественные аспекты изображения природы в якутской литературе (По произведениям якутских писателей начала XX века) Саввинова Гульнара Егоровна

Художественные аспекты изображения природы в якутской литературе (По произведениям якутских писателей начала XX века)
<
Художественные аспекты изображения природы в якутской литературе (По произведениям якутских писателей начала XX века) Художественные аспекты изображения природы в якутской литературе (По произведениям якутских писателей начала XX века) Художественные аспекты изображения природы в якутской литературе (По произведениям якутских писателей начала XX века) Художественные аспекты изображения природы в якутской литературе (По произведениям якутских писателей начала XX века) Художественные аспекты изображения природы в якутской литературе (По произведениям якутских писателей начала XX века) Художественные аспекты изображения природы в якутской литературе (По произведениям якутских писателей начала XX века) Художественные аспекты изображения природы в якутской литературе (По произведениям якутских писателей начала XX века) Художественные аспекты изображения природы в якутской литературе (По произведениям якутских писателей начала XX века) Художественные аспекты изображения природы в якутской литературе (По произведениям якутских писателей начала XX века)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Саввинова Гульнара Егоровна. Художественные аспекты изображения природы в якутской литературе (По произведениям якутских писателей начала XX века) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.02 : Якутск, 2005 156 c. РГБ ОД, 61:05-10/803

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Особенности национального мировоззрения на взаимоотношения Человека и Природы

1.1. Своеобразие изображения природы в литературах Сибири 14

1.2. Культ природы в якутском фольклоре 34

Глава 2. Художественные аспекты отражения взаимоотношений Человека и Природы

2.1. Проблемы, выдвинутые писателем - философом А.Е.Кулаковским 60

2.2. Особенности художественного изображения взаимоотношений Человека и Природы 74

Глава 3. Поэтика изображения природы

3.1. Художественные функции изображения пейзажа 90

3.2. Образная система в изображении природы 102

3.3. Изобразительно-выразительные средства изображения природы 120

Заключение 142

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Взаимоотношения общества и природы издревле имели ключевое значение в жизни народа, где человек прошед путь от зависимых от него отношений до управления над ее силами. Осознание самоценности природы легло в основу философских учений на рубеже XIX-XX веков, когда развитие цивилизации в мире поставило под угрозу сохранение естественных ресурсов природы. Уже много лет ученые и общественные деятели обеспокоены тем, что взаимоотношения с окружающей средой организованы не всегда благоприятно для этого мира, а следовательно, и для самого человека.

Взаимодействие человека и природы - одна из ключевых проблем современности. Ее всестороннее осмысление происходит на разных уровнях познавательной деятельности, в том числе и через искусство слова.

Мысль о необходимости разрешения проблемы взаимоотношений человека с природой через понимание закона равновесия и осознания свободы прочно вошла в художественное сознание XX века и получила дальнейшее развитие в творчестве последующих поколений. Выдающиеся писатели мира не только выступают борцами за сохранение природы и ищут ответы на животрепещущие вопросы, но и стараются предвидеть проблемы этих взаимоотношений в будущем.

В данном исследовании делается попытка проследить эволюцию отражения взаимоотношений человека с природой в якутской литературе на примере крупных произведений первой четверти XX века. Якутские писатели - классики в своих произведениях постоянно напоминали обществу об его долге жить сообразно и в соответствии с природой. Как истинные сыны своего народа, они искали пути выживания и пути выхода из сложившихся обстоятельств.

В конце XX века и в начале XXI проблема Человека и Природы остается актуальной и животрепещущей для всех народов, в том числе и для якутского народа. Высказанные в свое время А.Кулаковским демографические, экологические проблемы на сей день приобретают актуальное значение. Вот

почему в настоящий момент произведения писателей-реалистов, касающиеся

рассматриваемого аспекта, не утратили своей общественной и социокультурной значимости. Знание проблематики национальной литературы - важное условие сопричастности человека к культуре своего отечества.

А.Е.Кулаковский, А.И.Софронов, П.А.Ойунский, Н.Д.Неустроев и А.А.Иванов-Кюндэ были яркими мыслителями из числа представителей первого поколения демократической национальной интеллигенции народа саха. Но их литературное наследие в наиболее полном объеме предстало перед исследователями и читателями только в 90-е годы. Они были современниками и свидетелями своеобразного русского духовного ренессанса, охватившего литературу, философию, науку и искусство в конце XIX - XX веков. Они жили в одно время с поэтами, писателями «серебряного века». Якутские писатели-основоположники, как мыслители и мастера художественного слова, находились в русле поисков обновляющегося искусства XX века.

Существенную трудность для исследователей литературы прошлых лет составляло то, что идеи писателей-классиков не всегда укладывались в русло политики и эстетики идеологизированного общества. Эта задача может быть положительно разрешена только при углубленном и четком подходе к исследованию их духовного наследия. Выбор темы исследования обусловлен именно этим важным обстоятельством - литературное наследие должно быть изучено на основе соответствующих современности принципов и методов.

Научно-исследовательский подход к изучению миросозерцания якутских писателей сегодня актуализируется в связи с кардинальными изменениями в российском менталитете. Возрастание интереса к проблемам духовной культуры, в частности, к проблемам национальных культур, сказалось и в активизации научно-исследовательских поисков в данной области.

Спектр концептуального подхода охватывает такие понятия, как целостность, диалектическая многомерность, гуманизм общественного и индивидуального бытия. Поэтому в комплекс исследований входят уровни мировоззренческой структуры, характер межличностных отношений, осознание человеком своей сущности в сложной системе взаимоотношений общества со

своей природной средой.

Степень научной разработанности проблемы.

Современное якутское литературоведение находится в поисках новых путей
и методов исследования художественных произведений, творчества писателей и
литературного процесса в целом. Художественное наследие классиков якутской
литературы А.Е.Кулаковского, А.И.Софронова, П.А.Ойунского, Н.Д.Неустроева и
А.А.Иванова-Кюндэ всегда находилось в центре интересов многих

литературоведов, историков, писателей и философов. На современном этапе оно вызывает еще более пристальное внимание.

Жизнь, творчество и общественно-политическая мысль писателей-классиков представлены в работах историков Е.Е.Алексеева, Г.П.Башарина, Ф.Г.Сафронова, эколога Д.Д.Саввинова, социолога У.А.Винокуровой и др.1

Функциональные особенности и художественное своеобразие их
произведений нашли углубленное отражение в трудах А.А.Бурцева,
Г.М.Васильева, М.Н.Дьячковской, Н.М.Заболоцкого, Г.Р.Кардашевского,
П.В.Максимовой, А.Н.Мыреевой, Г.Г.Окорокова, В.Б.Окороковой,

Н.В.Покатиловой, В.Н.Протодьяконова, И.В.Пухова, В.Г.Семеновой,

Е.С.Сидорова, И.Г.Спиридонова, Г.С.Сыромятникова, Л.Н.Романовой, Н.Н.Тобурокова, Е.В.Федорова, Е.П.Шестакова и др.2

Своеобразие их жизни и творчества раскрывается в воспоминаниях
писателей Н.Е.Мординова-Амма Аччыгыйа, Д.К.Сивцева-Суоруна Омоллоона,
В.М.Новикова-Кюннюка Уурастыырова, Н.М.Заболоцкого-Чысхаана,

В.А.Протодьяконова-Кулантая, Р.А.Кулаковского и др.

Философская и общественная мысль народа саха освещена в монографиях и статьях А.Е.Мординова, Д.С.Макарова, А.Г.Новикова, Л.А.Новиковой, Г.Г.Эргиса и др.

' Алексеев Е.Е.Эксэкулээх Элэксэй. —Якутскай, 1966; Башарин Г.П. Три якутских реалиста-просветителя. —Якутск, 1994; Винокурова У.А. Сказ о народе Саха.- Якутск, 1994; Саввинов Д.Д. А.Е.Кулаковскай этиилэрэ, санаалара //Илин.№2, 1995;

2 Васильев Г.М. Якутское стихосложение. - Якутск, 1965; Дьячковская М.Н. Аллитерация и рифма якутской поэзии: Проблемы эволюции и классификации. -Новосибирск, 1988; Заболоцкий H.M. Саха литературата. Очеркалар. -М. - Якутскай, 1937; Кардашевскай Г.Р. А.И.Софронов уонна А.Е.Кулаковскай. //Хотугу сулус. №11, 1986; Окороков Г.Г. Концепция мира и поэзии А.Е.Кулаковского. Автореф. -Якутск, 1971; Пухов И.В. От фольклора к литературе. -Якутск, 1980; Покатилова H.B. Якутская поэтическая традиция: генезис литературного текста (На материалах поэзии А.Е.Кулаковского). Автореф. -М. 2000; Сидоров Е.С. Поэма А.Кулаковского «Сон

Во всех этих работах в той или иной мере были затронуты проблемы взаимоотношений Природы и Человека. Данной теме посвящены работы И.Г.Спиридонова «Образ природы в якутской художественной литературе», А.Н.Мыреевой «Человек и природа в современной якутской прозе». В своей работе И.Г.Спиридонов проводит идейно-тематический анализ произведений якутских писателей, где особое внимание автора уделяется художественного своеобразия в отражении природы в современной литературе. В книге раскрываются роль пейзажных зарисовок в художественной характеристике персонажей, поэтические функции лирических отступлений в эпических жанрах современной якутской литературы. В монографии А.Н.Мыреевой рассматривается одна из актуальных проблем современной литературы - экологическая проблема. Автор также показывает, что углубление нравственно-философского начала обусловило новизну освещения традиционной темы в современной якутской прозе. Но на сегодняшний день нет специального исследования, посвященного специальному рассмотрению данной проблемы в творчестве якутских писателей-основоположников.

Изображение природы в литературе начинается с пейзажа, пейзажных зарисовок, а затем идет усложнение его форм и функций. Пейзаж (от фр. pays -«страна, местность») - изображение природы в литературном произведении. Своеобразие пейзажа зависит от эпохи, когда написано произведение, индивидуального стиля писателя, литературного направления, к которому принадлежит автор. В литературе важна не столько точность воспроизведения картин природы, сколько определенный эстетический выбор, то неповторимое взаимодействие и согласование образов, которое оптимально отвечает поставленным художником идейно-эстетическим задачам. В своей работе М.Н.Эпштейн «Природа, мир, тайник вселенной...» пишет: «Каждая национальная литература имеет свою систему излюбленных, устойчивых мотивов, характеризующих ее эстетическое своеобразие»1.

шамана» Эволюция мировоззрения и творчества. -Автореф. -Якутск, 1987; Спиридонов И.Г. Литературабыт

бэ5эЬээ уонна бугун. -Якутскай, 1995.Тобуроков Н.Н. Якутский стих. -Якутск, 1985;

1 Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной..»:Система пейзажных образов в русской поэзии.-М.,1990.-302с.

А.Н.Афанасьев, один из крупнейших исследователей мифологии, в 1860-е годы писал, что «сочувственное созерцание природы» сопровождало человека уже «в период создания языка», в эпоху архаических мифов1. В своей работе «Поэтика мифа» Е.М.Мелетинский отмечает: «Генетически литература связана с мифологией через фольклор; в частности, повествовательная литература, которая нас занимает в первую очередь, - через сказку и героический эпос, возникшие в глубоких недрах фольклора (разумеется, многие памятники эпоса и сказки продолжали свое развитие или даже заново создавались в качестве книжных произведений). Соответственно драма, отчасти лирика первоначально воспринимали элементы мифа непосредственно через ритуалы, народные празднества, религиозные мистерии» . В якутском фольклоре преобладали внепейзажные образы природы: ее силы мифологизировались, олицетворялись, персонифицировались и в этом качестве участвовали в жизни людей. К примеру, широко бытовали сравнения человеческого мира с предметами и явлениями природы: в олонхо средний мир, где живут якуты, называется «солнечной страной», «страной не заходящего солнца», «страной вечного лета». А жители этой страны называют себя «людьми солнца», «солнечного улуса». А также дерево - Аал Кудук Мае часто выступает как образ, олицетворяющий систему пространственных и духовных координат, соединяющих три мира: верхний, средний и нижний и все стороны мира. Отметим, что образ пейзажной лирики, нарисованный в тютчевском стихотворении («Смотри как роща зеленеет...»), очень близок якутскому Аал Кудук Мае.

Исследователь Г.Д.Гачев приходит к выводу, что корни национальной особенности уходят в глубь веков, в доисторическую эпоху и для уяснения национального восприятия мира много материала дает словесное творчество3. А.Дима выделяет заимствования, где исследователя интересуют источники различных аспектов литературных явлений. Он считает, что самое

1 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В Зт. М, 1994. Т.1.-С.8. 2Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. -М.:Наука, 1976. -С.277.

3 Гачев Г.Д. О национальных картинах мира //Народы Азии и Африки, 1967. №1. -С. 79, 81.

4 Дима А. Принципы сравнительного литературоведения. -М.:Прогресс, 1977. -С.146.

непосредственное отношение к созданию многих произведений имеет обстоятельства его жизни и природа, на лоне которой он вырос. По мнению А.Димы, всемирный расцвет пейзажной лирики был обусловлен не книжными источниками, а, прежде всего прямым воздействием природы, о чем свидетельствуют и сами писатели, и посвященные им биографические очерки. К примеру, в пейзажной лирике «летних» произведений первые якутские писатели («Наступление лета» А.Кулаковского», «Береза» А.Софронова, «Лето» А.Кюндэ) передают самые сокровенные желания северного народа. «С незапамятных времен родная среда, климат, жизнь, быт, занятия, история народа неизгладимо запечатлевались в его языке, изобразительных средствах литературы и искусства, способствовали созданию национальной образности в литературе», - пишет исследователь Н.З.Копырин1.

Если в лирике пейзаж в основном самоценен, то в прозе его художественные функции намного расширяются: как часть изображаемой картины, соотнесенностью с характером и его настроением. Иногда пейзаж используется как аллегорический, символический образ, через который автор передает свое видение того или иного явления действительности.

Объектом исследования является литературное наследие якутских писателей начала XX века А.Е.Кулаковского, А.И.Софронова, П.А.Ойунского, Н.Д.Неустроева и А.А.Иванова-Кюндэ.

Предмет исследования - изображение природы и художественные функции пейзажа в произведениях якутских писателей начала XX века.

Целью исследования является выявление художественных аспектов изображения природы в ее взаимоотношениях с человеком, выявление эволюции в поэтике произведений якутских писателей- классиков. С этой целью в работе поставлены следующие задачи:

представить системный анализ произведений, отражающих процесс развития взаимоотношений человека с природой;

выделить основные проблемы взаимоотношений природы и человека,

1 Копырин Н.З. Изобразительные средства якутской поэзии. -Якутск: Бичик, 1997. -С.7.

имевших влияние на духовное развитие народа саха;

выявить особенности изображения природы и определить функции пейзажа в произведениях А.Е.Кулаковского, А.И.Софронова, П.А.Ойунского, Н.Д.Неустроева, А.А.Иванова-Кюндэ;

изучить миросозерцание якутских писателей в сравнении с творческим наследием просветителей младописьменных народов.

Данное исследование основывается на принципах историко-типологического анализа художественных произведений, на основе которых литературный процесс рассматривается с точки зрения его внутреннего движения и развития. В работе использован широкий круг источников, содержащих филологические, историко-этнографические, социологические данные, этнопсихологические сведения.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составили труды
известных отечественных литературоведов и философов: А.Н.Веселовского,
Е.М.Мелетинского, Г.Д.Гачева, В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева и др.; а также
якутских литературоведов: А.А.Бурцева, М.Н.Дьячковской П.В.Максимовой,
А.Н.Мыреевой, В.Б.Окороковой, Л.Н.Романовой, И.Г.Спиридонова,

Н.Н.Тобурокова, Г.У.Эргиса; работы по проблемам национальных культур и социальной философии И.А.Аргунова, М.Н.Борисова, А.В.Мигалкина, Е.М.Махарова, В.Д.Михайлова, А.Е.Мординова, А.Г.Новикова, Б.Н.Попова, А.С.Саввинова, К.Д.Уткина; историко-этнографические труды и статьи Н.К.Антонова, Г.П.Башарина, Р.И.Бравиной, А.И.Гоголева, П.А.Слепцова и др.

В трудах об обусловленности особенностей национальной литературы своеобразием создающего его народа Г.Д.Гачев утверждает, что «первое, очевидное, что определяет лицо народа - это природа, среди которой он вырастает и совершает свою историю... Здесь коренится и образный арсенал национальной культуры (архетипы, символы), метафорика литературы, сюжеты искусства - все весьма стабильные»1. В анализе романа казахского писателя А.Кекильбаева «Конец легенды» он раскрывает приемы отражения национального видения мира

1 Гачев Т.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. -М.: Академия, 1998. - С.27-28.

на образной системе.

Г.Д.Гачев считает, что «национальная целостность есть единство местной природы (Космос), характера народа (Психология) и склада мышления (Логос)», т.е. родная стихия формирует национальное сознание народа. Гачев продолжает, что «конь - космос кочевника», что конь для киргиза наиболее всеобъемлющее «тело отсчета» и в мире нравственных максим и абстрактных понятий.

Для якутов лошадь считалась самым чистым, божественным животным и занимала центральное место в их культуре и языческих культах. Н.З.Копырин отмечает, что у якутов лошадь является образом, занимающим особое место в поэзии, веровании1. Якутские писатели глубоко понимали гармонию связи Человека и Природы и при создании образа Природы опирались на национальном мировоззрении фольклорных традиций.

Научная новизна диссертации заключается в том, что:

впервые представлен анализ произведений основоположников якутской литературы в аспекте системного отражения в них взаимодействия человека и природы в свете мировоззренческих установок А.Е.Кулаковского, П.А.Ойунского, А.И.Софронова, Н.Д.Неустроева и А.А.Иванова-Кюндэ;

на основе анализа проблемы «Человек и Природа» в произведениях якутских классиков начала века, выявляются особенности художественного изображения, своеобразия поэтики;

данная проблема исследуется через призму фольклорного наследия народа саха и его национального миросозерцания;

проведен сопоставительный анализ художественных традиций якутских писателей-просветителей с творчеством просветителей родственно близких народов - бурятской, тувинской, алтайской, хакасской;

Практическая значимость исследования. Практическое значение исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в курсах учебных дисциплин литературоведения, культурологии в вузах и школах; в практике проведения спецкурсов, факультативов, литературных

1 Копырин Н.З. Саха поэзиятын дьуЬуннуур ньымалара. -Якутскай:Кн.изд.-во, 1981. -С.42

чтений с целью углубленного изучения художественных проблем отражения произведений писателей - основоположников якутской литературы А.Е.Кулаковского, А.И.Софронова, П.А.Ойунского, Н.Д.Неустроева и А.А.Иванова-Кюндэ; могут быть полезны для написания обобщающих исследований по истории связей якутской литературы и литературы народов Сибири. Положения и выводы диссертационной работы могут быть использованы в научно-популярных изданиях, в лекционной деятельности.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

  1. Взаимоотношения древнего якута с природой имеют давние корни, восходящие к восточной философии и тюркской мифологии.

  2. Первые якутские писатели в своих произведениях создали не только художественный образ природы, но и посредством ее изображения ставили животрепещущие проблемы современного им общества.

  3. Писатели, изображая природу, показывают мироощущение и миросозерцание народа, особенности уклада его жизни и своеобразие национального характера.

  4. В поэтическом образе природы писатели не только опирались на фольклорно-мифологических традициях, но и вдохнули в них новое содержание, создали новые формы изобразительно-выразительных средств. Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры

якутской литературы Якутского государственного университета им. М.К.Аммосова, на кафедре языка и культуры Якутской государственной сельскохозяйственной академии. По материалам исследования сделаны доклады, сообщения на региональной научно-практической конференции «Шаг в будущее», проведенной кафедрой философии Якутского госуниверситета (Якутск, 2001); на республиканских научно-практических конференциях аспирантов и студентов: «О научной и творческой деятельности профессора К.Д.Уткина» (Якутск, 2002); «Молодые ученые - науке Республики Саха (Якутия)» (Якутск, 2004).

Структура исследования.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка

использованной литературы.

Во введении дается обзор критической литературы по теме, обосновывается актуальность исследования, определяются цель и задачи работы, ее практическая значимость и научная новизна.

В первой главе «Особенности национального мировосприятия в системе связей человека и природы», состоящей из двух параграфов, выявляется, что исключительно важное значение в выражении писателями особенностей национально-регионального колорита имеет их обращение к мифологии, верованию народа. В литературе народов Сибири писатели делают акцент на том, что человек живет в согласии с природой, выделяется обретение гармонических отношений «человек-природа». Миросозерцание народа находит свое художественное выражение, когда человек рассматривается как часть природы, не отделяя себя от природы. Уязвимость северной природы и трудная восстановимость природы были давно осознаны народами Сибири. Якутские классики вышли из народа, опираясь в своем творчестве на фольклорных традициях. В якутском эпосе-олонхо обнаруживается богатейший арсенал художественно-поэтического изображения. В своих произведениях писатели-классики якутской литературы, продолжая традиции устного народного творчества, воспели родную природу и с высоты своего времени открывали новые горизонты, ставя актуальные проблемы общества.

Во второй главе «Художественные аспекты отражения взаимоотношений Человека* и Природы» рассматриваются различные уровни отношения Человека с Природой - в жизни, быту, основных занятиях. Также анализируются проблемы, выдвинутые писателем-философом А.Е.Кулаковским, имевшие глобальное значение для всего человечества. Якутские писатели сумели показать изменения, происходящие в сознании и отношении Человека с Природой и создали образ человека, выступающего сотворцом Природы.

Третья глава «Поэтика изображения природы» посвящена выявлению в произведениях якутских классиков становления и развития литературных традиций в изображении природы. Выступая мастерами художественного отражения мира, писатели выделили основные функции пейзажа в произведении:

воспевание родного края; раскрытие внутреннего мира характера; философские

раздумья о судьбе человека и народа; создание фона для показа событий
ф национальной жизни.

В заключении подводятся итоги исследования.

%

Своеобразие изображения природы в литературах Сибири

Восточная философия обращает внимание прежде всего на внутренний мир самого человека. А.Е.Кулаковский, П.А.Ойунский, А.И.Софронов, Н.Д.Неустроев и А.А.Иванов-Кюндэ, выступая философами и исследователями души человека, своим творчеством проявляют также сопричастность и к восточной философии. Все это шло из глубин миропонимания, от внутренних эстетических критериев, генезис которых связан с давними и древними отношениями в памяти. Потому произведения первых якутских писателей имеют огромное литературное и философское значение для осознания категорий прекрасного и гармонического. Сравнительный анализ миросозерцания просветителей тюркоязычных народов и способов выражения художественной образности у родственных народов поможет углубленному пониманию художественного мира основоположников якутской литературы.

В годы советской власти была создана единая советская литература, где закономерно возникали контактные отношения литератур, их взаимовлияния и взаимодействия.

В годы перестройки единая советская литература распалась. Но ни одна литература не может жить в изоляции, вне связи с другими литературными процессами, более того, по справедливому и верному замечанию академика Н.И.Конрада, «разные части человечества, при всех своих распрях, в области культуры всегда были в общении друг с другом и без этого общения обойтись не могли»1 .

Мировая художественная практика свидетельствует о том, что это общение по мере поступательного развития общества становилось все более регулярным и устойчивым. В последние полтора-два столетия оно приобрело характер непрерывно действующего фактора.

Помимо общественной политической общности народов России, существует и культурная общность, основывающаяся на их родственных связях и генетически восходящая к общим древним корням.

Принципиально существенным является положение А.Н.Веселовского о «полигенезисе», то есть о «множественности происхождения» сходных явлений общественного быта и идеологии первобытных народов, находящихся на одинаковой ступени социального развития. Он считает, что сходство двух литературных явлений еще не означает исторической связи между ними. Оно может быть результатом одинакового психического развития, которое приводит к выражению одного и того же содержания в одних и тех же формах. А.Н.Веселовский писал, что сходство первобытного мышления, обрядов и суеверий определяется единством психического процесса, или же иначе, закономерной сменой идеологии, обусловленной сменой общественных отношений1. Он усматривает в психологическом параллелизме генетическую основу поэтической образности. По его утверждению, одушевление природы в первобытном сознании основано на «сопоставлении по признаку действия движения: дерево хилится, девушка кланяется...». Таким образом, начало художественного видения зарождалось на раннем этапе развития народов и основывалось на одинаковости мировосприятия другого человека.

Исследования Е.М.Мелетинского посвящены проблемам фольклористики и поэтики, общим проблемам мифологии и теории мифа, вопросам использования мифа в художественной литературе XX века. В своей работе «Поэтика мифа» Е.М.Мелетинский пишет: «Генетически литература связана с мифологией через фольклор; в частности, повествовательная литература, которая нас занимает в первую очередь, - через сказку и героический эпос, возникшие в глубоких недрах фольклора (разумеется, многие памятники эпоса и сказки продолжали свое развитие или даже заново создавались в качестве книжных произведений). Соответственно драма, отчасти лирика первоначально воспринимали элементы мифа непосредственно через ритуалы, народные празднества, религиозные мистерии»1. И в мифологии, и фольклоре родственных народов наблюдается много общих, сходных черт.

У народов Восточной Сибири - якутов, бурятов, тувинцев и алтайцев, населяющих с глубокой древности огромную территорию, имеются веками сложившиеся межязыковые, межкультурные связи. Их общность обусловлена природно-географическими условиями жизни, а также сходными социально-экономическими, общественно-политическими и культурными процессами развития. Природно-географические условия, в которых проживали якуты, буряты, тувинцы и алтайцы, во многом определили особенности образа их жизни, характера общественных отношений и способа их производства. И поэтому у якутов, тувинцев, бурят, алтайцев и народов Центральной Азии много общего, схожего и в обычаях, нравах, в житейско-бытовых традициях, хозяйственной деятельности, в образе жизни и в других сферах.

У этих народов были распространены и схожие анимистические представления, существовал культ, связанный с духами - «хозяевами» отдельных явлений природы, определенных местностей, гор, рек и озер и т.д. Бытовали и схожие формы родового культа, тотемизма. Остатки такого миросозерцания и мировосприятия сохранились и по сей день.

В литературу, искусство и во всю духовную, художественно-эстетическую культуру перешли и черты древнего национального видения мира, потому что сама психология народов, их духовный строй сохранились в своей самобытности, своеобразии и были достаточно сильными. Более того, якуты, буряты, алтайцы и тувинцы старались извлечь и усвоить из духовной жизни других народов лишь то, что соответствовало их коренным духовным потребностям, что способствовало развитию и выработке нового на их национальной основе.

Культ природы в якутском фольклоре

Замечено, что через творчество Кулаковского история якутской литературы уходит в бесконечность прошлого. Якутская мифология, как первый тип образного отражения действительности, послужила истоком художественного творчества А.Е.Кулаковского, А.И.Софронова и П.А.Ойунского. В мифах древних якутов, рассказывающих о Вселенной и ее обитателях, воссоздаются реальный мир людей и их отношений, ибо «минувшая действительность находит свое отражение в фантастических образах мифологии»1. Мифы говорят о разделении труда и дифференциации общественных функций у древних якутов, хотя мир представлений первобытных якутов до нас дошел в фрагментах и с большими наслоениями позднейших времен. Показательно то, что, подчеркивая всю оригинальность и своеобразие якутской мифологии, Кулаковский и Ойунский не теряют нить общечеловеческого развития, ибо якутская религия развивалась «по общему ходу развития естественных религий»2. Таким образом, еще на стадии рассмотрения мифологии и эпоса могут быть установлены типологические связи, т.е. «общая аналогия, обусловленная сходством общественного строя, а не одним только историческим и географическим соприкосновением народов»3.

Основоположники якутской литературы и как выходцы из самой среды народа, и как ученые-мыслители хорошо представляли себе, какое место для себя отводил древний якут в системе сложных взаимоотношений Человека и Природы. В частности, Кулаковский и Ойунский выступили с исследованиями верования, народного искусства древних якутов. Для традиционного мировоззрения народа саха было характерно нераздельное восприятие Человека и Природы, выраженное через сочетание политеизма и анимизма. Мифологии и религии саха свойственно резкое противопоставление Добра и Зла. Согласно космогоническим представлениям древнего саха, Вселенная состоит из трех миров. Верхний мир населяют боги - айыы. Средний мир - обиталище людей - айыы аймага, связанных своим происхождением с небожителями. Нижний мир - сверху узок и расширяется к низу и природа под стать: здесь светят щербатые солнце и луна, и поэтому всегда царят сумерки. Растительность железная, колючая. Там находятся «море бед, горящие смоляные бездны и топкие трясины». Населен Нижний мир уродливыми чудовищами абаасы. В мифологии все три мира не обособлены друг от друга, существует постоянная связь между ними.

Кроме этих миров, имеются также характерные представления, как дуалистическое разделение сверхъестественных существ на добрых, светлых (айыы); на божества, принявших человекоподобный облик (антропоморфизм); представление о верховном божестве с титулом «господин» («тойон» - Юрюнг Аар Тойон - Белый Старец Господин) и довольно сложное представление о душе -кут: буор-кут, ийэ-кут, салгын-кут (телесное, изначальное и духовное начала). Своеобразны также остатки тотемизма, признаки поклонения древних якутов силам природы: вечно зеленое священное дерево в олонхо - Аал (Аар) Кудук Мае, солнечный эпитет - «кюн» - божеств айыы и людей племени айыы айма5а, солярные, т.е. солнечные мотивы на петроглифах. В культовое понятие природы входят также многобожие (политеизм), вера в «иччи» (в особых духов, проявляющих себя соответственно поведению самих людей, отсюда понятие о табу и амулетах) и активность второстепенных, особенно женских божеств (пережитки матриархата). Все это говорит о том, что якутская мифология оформилась в переходный период разложения общинно-родового строя и ее образы символизируют облик этого исторического времени. «...Миф продолжает хранить известную ценность...- пишет Е.М.Мелетинский. - Миф интересуется местом человека в природе и культуре, его социальной ролью...

Высшая реальность мифа - источник и модель всякой гармонии. Вот почему миф остается живым и всегда находит себя на некотором интеллектуальном уровне» 2.

Представления человека об окружающей действительности, выраженные в мифологической форме, детерминированы результатами наблюдения человека над себе подобными. Такова, например, идея первочеловека. Человеку Природа никогда не представляется полностью «естественной»: она всегда имеет для него определенную религиозную значимость. И это вполне объяснимо, ведь Природа -это божественное творение. В системе «человек - природа» гармония предполагает достижение «нирваны», слияние Человека с Природой.

Мифология является частью фольклорного наследия этносов. Якуты, как и многие народы, сохранили в живом бытовании образцы фольклорного искусства. Часть их составляют мифы, в том числе космогонические, которые бытуют в составе, прежде всего, эпических произведений (в олонхо), в волшебных сказках, религиозных представлениях и в виде отдельных мифологических повествований (мифологем).

Основные космогонические мифы якутов, за небольшим исключением, были унаследованы от своих южных предков, кочевых скотоводов горностепных районов Южной Сибири. В период формирования народности саха на берегах средней Лены эти мифы стали постепенно забываться, что объясняется иными природно-климатическими условиями и окружением иноэтнической среды Севера. Хотя заложенные предками религиозно-мировоззренческие основы, сохранившиеся в области подсознательного в психике (генетическая память -архетип), временами вырастали из глубин забвения, чтобы выразить высшие предчувствия сознания и глубочайшую интуицию духа.

Исследователи обратили внимание на якутские мифы еще в XVIII веке (Я.И.Линденау). С того времени эти скудные данные постепенно стали накапливаться в работах А.Ф.Миддендорфа, И.А.Худякова, В.Л.Серошевского, В.Ф.Трощанского, В.М. и М.Н.Ионовых, Э.К.Пекарского, Н.П.Попова, А.Е.Кулаковского, П.А.Ойунского, А.А.Попова, Д.К.Сивцева. Г.У.Эргис составил первый сводный очерк по якутской мифологии.

Совмещением вертикальных и горизонтальных структур модели мира и ее центром является мифологическое мировое дерево, или Древо жизни. Оно создано для счастья всех живущих на земле. Образ Мирового дерева, воплощающий универсальную концепцию мира, относится к числу самых распространенных сюжетов в мифологии народов мира.

Проблемы, выдвинутые писателем - философом А.Е.Кулаковским

А.Е.Кулаковский - основоположник якутской литературы, поэт, ученый-этнограф, собиратель фольклора, философ-просветитель. Он помимо названных выше направлений, еще и исследователь фауны и флоры северного края. Кулаковскии оставил своему народу богатое научное наследие, которое требует пристального изучения и нового осмысления. Слова отчаяния вырываются из его уст: «Якутская молодежь не знает как якутских, так и русских названий видов животного и растительного царств, встречающихся в Якутии...»1. Кулаковскии систематизировал названия животного и растительного мира Якутии по классам, отрядам и по семействам. Из его исследований можно узнать, сколько разновидностей, например, в журавлином семействе: олон туруйа, юрюн туруйа - серый журавль; хора туруйа - черный журавль; кутан туруйа - даурский журавль; коголчор туруйа - разновидность серого журавля и кыталык - белый журавль, то есть стерх. А как многообразны названия кустарников — тамыл5ан, тобулуоскай - полый мелкий кустарник, растущий на кочках; сугун абаЗата, сэппэрээк — багульник; хаппырыас уга — черемуха азиатская; тонус угуннъата — жимолость алтайская и т.д. У одного медведя названий много и из-за уважительного отношения якутов к хозяину тайги, и из-за их суеверий, почитания. Якуты, боясь произносить его настоящее название, давали ему всевозможные клички: эЬэ, тыатааБы, аабый, арба5астаах, амаакаа, кини, маппыйар оЗонньор, мэлбэр, мо5ус, ойуурдаа5ы, оЗонньор, сыр5ан, таптыыгын, талкы, тойон, хадаччы, хардаЗас, хоох, хохтуула, эбюгэ, эбэ и др. Труд А.Кулаковского является первой работой по изучению традиционной народной терминологии и номенклатуры - свидетельства освоения якутским народом фауны и флоры края. Вместе с тем это призыв ученого любить и ценить родной край, бережно относиться к его богатствам.

А.Е.Кулаковский - знаток фольклора, признававший его могучим источником литературы. Его произведения имеют глубокие связи с фольклорными традициями. Кулаковский в своих «Научных трудах» писал: «Я сам природный якут, рос и воспитывался среди косных якутов и ... верил я во все то, чему верили окружающие, и все ... я впитал в себя вместе с молоком матери»1. Он писатель-реалист, писатель-материалист, но действительно, мировосприятие и фольклор народа «впитал в себя с молоком матери». Поэтому в его творчестве сильна мифопоэтика, как художественное средство создания образа, сюжета и идеи произведений. Он утверждал, что якутская религия была стройной и законченной, что ее характерной чертой была утилитарная и материалистическая точка зрения, признающая двойственность сил природы. Он безмерно был восхищен тем, что такой незначительный народец, каковым являлись предки якутов, создал религию такого высокого уровня.

В художественном творчестве Кулаковский чудесным образом воссоединил фольклорные традиции в изображении действительности и постановке жгучих, современных ему проблем общества. Проблеме взаимоотношений Человека и Природы Кулаковский посвятил такие свои крупные произведения, как «Дары реки» (1909), «Сновидение шамана» (1910), письмо «Якутской интеллигенции» (1912) и «Наступление лета» (1923).

На заре XX в. Кулаковского глубоко волновало и возмущало потребительское отношение современного человека к природе. Он предостерегал человека от алчности. «Со дня появления в Срединном мире отношение человека к среде обитания было особым. И каких бы высот ни достиг технический уровень, человек всегда будет зависеть от окружающей среды. Ексекюлях Елексей предчувствовал это и ... останавливается на проблемах сосуществования природы и сложного мира человека», - пишет исследователь Д.Д.Саввинов2.

Кулаковский осуждает человека, вышедшего из Природы, но противопоставившего себя ей: «Человек возомнил себя и царем природы», - писал он в своем письме «Якутской интеллигенции». Он в этом видел одну из трагедий современного человека, состоящей в том, что он не может жить без постоянного прогрессирующего воздействия на природу. Природа-Мать создала человека и дала возможность ему, по историческим меркам, обустроить мир по своему разумению, но писатель предостерегает о том, что этим самым человек стремительнее приведет себя к черте самоуничтожения.

«И так на каждом шагу факты напоминают нам о том, что мы отнюдь не властвуем над природой так, как завоеватель властвует над чужим народом, не властвуем над нею так, как кто-либо находящийся вне природы, что мы, наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее, что все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять»1. Это положение Энгельса прекрасно объясняет точку зрения, которую отстаивал в своих трудах и произведениях А.Кулаковский.

Главные мысли «Письма» и содержания «Сновидения шамана» во всех основополагающих аспектах совпадают. В «Сновидении шамана» отражены просветительские идеи автора о соотношении «природы» и «цивилизации»2. В начале поэмы дается явно негативная характеристика человека, «возгордившегося очень», называясь «разумным существом», «губит живое все», «всю Вселенную всполошил», «идет как черная смерть», «по дну морскому... плавает в лодке стальной», «на летучих своих кораблях носится в небесах». «Влияние человека на ландшафт не всегда бывало благотворным. Случаи хищнического отношения к природе более часты, чем проявления заботы о ней...» , - пишет Л.Гумилев. Уязвимость северной природы и трудная восстановимость ее жителями Севера были осознаны уже давно. «Отношение к природе .. .регулировалось различными табу (запретами), культами, обычаями, обрядами и выступало в форме категорического экологического императива (повеления)», - пишет Б.Попов .

Художественные функции изображения пейзажа

Отражение многообразных явлений действительности в литературе предполагает не только их описание: изображенным считается тот предмет, процесс, характер, образ, который начинал жить самостоятельно, развиваться согласно логике художественного произведения. Изучению художественных средств создания образа, благодаря которым возникают «лабиринты сцеплений», посвящено исследование В.И.Камянова1. Опыт этого литературоведа позволяет во многом разобраться в методах и средствах изображения природы в произведениях якутских писателей-классиков. Пейзаж играет в произведении различную роль, часто он полифункционален .

Одним из основных художественных функций пейзажа в литературе является прежде всего создание образа родной природы, в котором воплощены восхищение, любовь авторов. Красоты северного пейзажа были воспеты еще в фольклорных произведениях, где были заложены эстетические традиции пейзажной лирики. В них основном изображались родная местность, времена года, деревья, животные. Первые якутские писатели мотивы народных песен впитали с молоком матери, потому пейзажная лирика в их творчестве также заняла особое место.

Понятие красоты становится ключевым в философии природы якутских писателей. Как пейзажисты, они преклоняются перед выразительностью картин родной природы. Например, красота дерева А.Софроновым в стихотворении «Береза» воспета, где автор обильно использует слова в уменьшительно ласкательной форме, что показывает трепетное отношение поэта к родной природе. Поэт в этом стихотворении использует слова, с какими якуты обращаются к своему родному дитя: «бойбойон», «корулуу», «сэгэртэйим сыыЬа». Береза представляется нам как совсем маленький пухленький (бойбойон) ребенок, который от излишней любви своих родителей иногда и балуется (корулуур). Однако красота заключается не только в идеальности. В своей книге «Природа, мир, тайник вселенной...» М.Эпштейн описание пейзажа делит на идеальное, бурное и унылое1. Действительно, идеальные признаки пейзажа созданы как бы для того, чтобы полностью насыщать и радовать все человеческие чувства. В одной из своих работ О.Вальцель пишет: "Художественный облик поэтического произведения создается из слухового воздействия слов и затем из всех чувственных представлений, вызываемых словом. Сюда, между прочим, относится образное, наглядное " . «С трепещущими листьями, с подрагивающей бахромой березовая роща» («Родной край») - здесь у Кюндэ ровным шумом наполнен летний пейзаж. Тихий шум тайги, листьев березы, шум теплого ветра, жужжание насекомых - все эти звуки находятся в полной гармонии. Родная природа вызывает у поэта чувство лирического восторга, наслаждения, радости: «Зеленая лиственница нежно клонится» («Летнее» Кюндэ). Как тонкий мастер пейзажной лирики, Кюндэ хорошо чувствовал родную природу, ощущая ее словно живую. Вспомним, к примеру, как русский поэт Ф.Тютчев любил воплощать идеальный пейзаж: И любо мне, и сладко мне, И мир в моей груди... / «Так, в жизни есть мгновения...»/ У него картина природы становится «пейзажем души» - когда душа переживает сладкое забытье, растворяясь в природе. Сущность идеального пейзажа в том, что окружающая природа полностью гармонирует с душевным состоянием человека, ощущающего себя на земле, словно в раю. Идеальный пейзаж для якутов был воплощен в фольклоре - это лето и весна, олицетворяющие начало жизни и счастья.

Мир природы у Кюндэ поет, звенит, играет, переливается разными красками и звуками. Почти всю поэзию Кюндэ можно отнести к пейзажной лирике, и вся природа в ней идеальна. Более половины стихотворений Кюндэ - это изображение природы. Поэт любит воспевать лето, весну, деревья, утро: «Лето», «Летний день», «Летнее», «Весенней порой», «Утро», «Утреннее» и др. В осенних стихотворениях поэт («Осенняя ночь», «Осень») создает картину «спящей» природы - это «унылый» пейзаж. Но снег у поэта связан со светлыми чувствами, когда душа только поет.

Пейзаж в литературном произведении редко бывает пейзажем вообще: обычно в нем выражается национальное своеобразие миросозерцания народа .

В политической лирике Ойунского природа обретает символическое значение, в ней приветствуется новая, счастливая жизнь и свобода человека:

От слепящих солнечных лучей... ...Ярко лоно матери-Земли, где цветы узором зацвели, пышно зелень на ветру шуршит... «Жаворонок воспел» Пер. О.Шестинского/ Все полно жизни, движения, и все просится на живописное полотно. Нетрудно представить себе восторг лирического героя от чарующей красоты и наступившего счастья. Любовь к родному краю воспета Ойунским в стихотворении «На берегу речки Таатта».

Сами поэты, восхищаясь родной природой, высказывали и свою благодарность ей, именно благодаря ей, у них родилось чувство красоты и появилась тяга к творчеству. Софронов в стихотворении «Кто научил?» пишет о том, что именно родная природа, ее таинства и красота пробудили в нем чувство поэта, т.е. природа выступила для него Учителем.

Кюндэ в стихотворении «Моя песня» свою поэзию уподобляет голосам птиц, шелесту лиственниц, шуму ручейков. Каждая национальная литература имеет свою систему излюбленных, устойчивых мотивов, характеризующих ее эстетическое своеобразие. «Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии» - писал Пушкин. Знаменательно, что в этом известном пушкинском определении народности «климат» стоит на первом месте. Если образ правления и вера суть изменчивые, исторически подвижные черты, меняющие и народную физиономию, то климат, ландшафт, флора и фауна, как более постоянные явления накладывают на нее первичный и родовой отпечаток1. В свое время В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов не раз отмечали, что художественный образ рождается на основе зрительных восприятий. "Поэт-художник, - писал Белинский, - более живописец, нежели думают. Чувство формы - в этом вся натура его. Вечно соперничать с природою в способности творить - его высочайшее наслаждение. Схватить данный предмет во всей его истине, заставить его ... дышать жизнию - вот в чем его сила, торжество, удовлетворение, гордость. ... Какие бы ни были другие превосходные, возбуждающие восторг и удивление качества его творений, - все-таки главная сила его в поэтической живописи". С данным высказыванием Белинского прямо соотносится разрабатываемое им понятие "образов - картин" .

С развитием литературы усиливается и одна из самых действенных в художественном плане функций пейзажа, как передача мыслей, чувств героя и раскрытие внутреннего мира характера. Принято считать, что «пейзаж3 начинается только с того момента, когда через природу выражается внутренний мир человека». Пейзаж и для якутских писателей становится наиболее выразительной формой для передачи чувств и эмоций героев. Психология отмечает, что психика и характер человека напрямую зависят от окружающей природы. А в литературе, наоборот, природа выступает выразителем внутреннего состояния героя: природа сопереживает, действует вместе с ним, предупреждает и предсказывает. Возможно, якут по характеру потому спокоен, что сама природа этому способствует.

Похожие диссертации на Художественные аспекты изображения природы в якутской литературе (По произведениям якутских писателей начала XX века)