Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности жанра поэмы в адыгейской литературе 60-90-х годов XX века Панеш Сусана Рамазановна

Особенности жанра поэмы в адыгейской литературе 60-90-х годов XX века
<
Особенности жанра поэмы в адыгейской литературе 60-90-х годов XX века Особенности жанра поэмы в адыгейской литературе 60-90-х годов XX века Особенности жанра поэмы в адыгейской литературе 60-90-х годов XX века Особенности жанра поэмы в адыгейской литературе 60-90-х годов XX века Особенности жанра поэмы в адыгейской литературе 60-90-х годов XX века Особенности жанра поэмы в адыгейской литературе 60-90-х годов XX века Особенности жанра поэмы в адыгейской литературе 60-90-х годов XX века Особенности жанра поэмы в адыгейской литературе 60-90-х годов XX века Особенности жанра поэмы в адыгейской литературе 60-90-х годов XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Панеш Сусана Рамазановна. Особенности жанра поэмы в адыгейской литературе 60-90-х годов XX века : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Майкоп, 2006.- 153 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-10/1368

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Жанр исторической поэмы в адыгейской литературе 60 - 90 - х годов XX века 15 - 47

1.1. Проблемы изучения жанра 15 - 24

1.2. Освоение традиций поэмы о прошлом в начале и середине 60-х годов XX века (А. Гадагатль, И. Машбаш, X. Беретарь) 24-29

1.3. Усиление эпических тенденций в поэмах на фольклорной основе. Поэма-сказка и ее традиции. Изменения в обращении к фольклору и в формах его использования в поэмах (А. Гадагатль, X. Беретарь, И. Машбаш и другие) 29-34

1.4. Эволюция жанра лирико-эпической поэмы на исторической и фольклорно-исторической основе в литературе 60-х-90-х годов XX века (И. Машбаш, Н. Куек, Н. Багов) 34 - 40

1.5. Движение к лирической, лиро-эпической синтезированной форме с элементами драмы в поэмах на историко-революционном материале (С. Яхутль, X. Беретарь, Н. Куек, Р. Нехай) 40 -47

ГЛАВА II. Эволюция и структурно-стилевые особенности жанра поэмы о войне 48 - 80

2.1. Традиционная социально-историческая проблематика и попытки нового художественного осмысления темы войны (С. Яхутль, А. Гадагатль, X. Беретаря, К. Кумпилов, Р. Нехай) 48-59

2.2. Структурно-стилевые особенности жанра военной поэмы (И. Машбаш, X. Беретарь, X. Ашинов, Р. Нехай) 59- 80

ГЛАВА III. Жанровые и структурно-стилевые особенности поэмы на современную тему 81 - 129

3.1. Истоки эпической поэмы о современности в литературе 60-х — 90-х годов. Особенности поэмы на современную тему. Осмысление в ней тематики, связанной с революционным прошлым или с далекой историей (А. Гадагатль, И. Машбаш, X. Беретарь) 81 - 87

3.2. Усиление художественной проблемности и аналитического начала в поэме 70-х-90-х годов XX века. Усложнение жанра, движение к различным формам лиризации (X. Беретарь, Н. Куек, К. Кумпилов, X. Хурумови др 88 - 96

3.3. Эволюция лирической (маленькой) поэмы, наполнение ее новым, значительным содержанием, большой темой и изменение жанровых границ и усиление художественной выразительности в связи с этим (Н.

Куек, Р. Нехай, М. Тлехаса) 97- 104

3.4. Влияние драматического начала на современную адыгейскую поэму как отражение типологических особенностей жанра. Усиление драматического конфликта в поэмах (И. Машбаш, X. Беретарь, Н. Багов, X. Хурумов и др.) 104-117

3.5. Обогащение художественных возможностей лирической и лиро-драматической поэмы, введение нетрадиционных для национальной поэзии приемов в произведениях (Н. Куек, X. Беретарь, М. Емиж и др.) 118-129

Заключение 130-137

Список использованной литературы 138-153

Введение к работе

Адыгейская литература - одна из новописьменных литератур народов Российской Федерации. Исследователи справедливо замечают, что жанровая система молодой литературы, имевшая в основном фольклорные художественные традиции, складывалась медленно и трудно. Проследить биографию тех или иных жанров в литературе - задача актуальная, ибо без ясного осознания диалектической связи категории жанра и индивидуальных жанровых форм, без понимания эстетически плодотворных путей развития того или иного жанра, без уяснения природы художественных задач и просчетов весьма затруднительно движение к эстетической зрелости, к поискам новаторских решений.

Поэма занимает важное место в жанровой системе всех национальных литератур мира, в новописьменных литературах она является одним из доминирующих жанров на протяжении всей истории их развития, то есть от зарождения до формирования поэмы как зрелой эстетической системы. Поэма в адыгейской литературе, как и в генетически близких ей абхазской, кабардинской и черкесской литературах, занимает одно из ведущих мест. С ней связаны значительные эстетические достижения, что обусловлено глубокими историческими причинами: она опирается на истинные эпические традиции устного народного творчества. Как известно, в фольклоре адыгов, как и у всех адыго-абхазских народов, большое внимание уделялось эпическим жанрам (героический эпос «Нарты», исторические и героические песни, сюжетные стихотворения), ставшим почвой и арсеналом возникшей в начале XX века новописьменной литературы.

По словам С. Коваленко, «поэма по праву может быть названа прародительницей современных литературных жанров, началом начал письменного художественного слова» [37:3].

Адыгейская поэма, как и другие жанры новописьменной

литературы, прошла сложный и противоречивый путь эволюции. Она развивалась на базе фольклорных и литературных традиций адыгских просветителей, русской и мировой литературы, видоизменяясь содержательно и эстетически. Эти изменения на каждом этапе развития были обусловлены особенностями эпохи, творческой индивидуальностью поэта, поступательным движением литературы, все больше мобилизующей внутренние потенциальные возможности национальных художественных традиций, в том числе и накопленных в письменной литературе, философскими и нравственными взглядами времени, степенью усвоения иноязычного опыта и многими другими факторами. Известно, что в традиционном понимании содержанием классической поэмы может стать лишь исторически масштабное событие, способное выразить его эпическую суть. Другое условие эпизации поэмы - создание ее на устно-поэтических традициях, что подтверждено исследованиями современных адыгских литературоведов. Сошлемся на мнение К. Шаззо: «Мифология и особенно фольклор оказывают огромное влияние на возникновение письменных литературных традиций» [121:146].

Эстетические возможности жанра адыгской поэмы, сказавшиеся на ее эволюции, стремилось выявить несколько поколений исследователей, открывая новые стороны жанра, т.к., по словам У. Панеша, «именно поэма, пользуясь особыми синтезированными возможностями лиро-эпического жанра, выработала такие стилевые тенденции, образные формы, художественные приемы, которые определяют особенности всей поэзии» [61:58].

Вопросы жанрообразования были предметом интереса отечественных ученых - В. Жирмунского, Б. Эйхенбаума, В. Кожинова, Ю. Борева, Ю. Суровцева, Г. Червяченко и нашли ту или иную степень разработки у А. Алиевой, Л. Бекизовой, X. Бакова, А. Гадагатля, М. Кунижева, У. Панеша,

б Ш. Салакая, А. Схаляхо, В. Тугова, 3. Толгурова, А. Тхакушинова, Р. Унароковой, А. Хакуашева, Т. Чамокова, К. Шаззо, Е. Шибинской, Ш. Шаззо и других известных литературоведов Северного Кавказа.

Исследование жанрово-стилевых особенностей поэмы в адыгейской литературе 60-90-х годов XX века стало проблемой и историко-литературной, и теоретической.

Благодаря усилиям литературоведов сложилась следующая классификация направлений в развитии адыгейской поэмы:

Историческая поэма или поэма об историческом прошлом, которая «в отношении содержания и структурно - стилевой направленности испытывает сильное влияние фольклора» [107:58]. Нельзя не согласиться с мнением М. Кунижева, А. Схаляхо о том, что историческая поэма создавалась на историко-революционном материале (С. Яхутль «Водопад», X. Беретарь «Слово Хакурате», Н. Куек «Светлая дорога революции», « Адыги пишут Ленину», Р. Нехай «Шовгенов Мое») или строилась на историко-фольклорных источниках (И. Машбаш «Хагаудж Магомет», Н. Куек «Танец тфокотля», «Война тфокотлей с князьями», Н. Багов «Век мужества»);

Поэма о войне, которая сыграла немалую роль в становлении этого жанра (С. Яхутль «Хусен Андрухаев», А. Гадагатль «Невеста друга», «Поклон солдату», И. Машбаш «Гром в горах», «Память», X. Беретарь «Недостроенный дом», «Камни Бреста», К. Кумпилов «Надежда», «Воины», Р. Нехай «Памятники», «Мать»);

Поэма на современную тему, ставящая нравственно-философские проблемы, (И. Машбаш «Невеста», X. Беретарь «Моя невеста», «Сказ об ауле», Н. Куек «Иду к человеку», К. Кумпилов «Кто ты,

человек?», X. Хурумова «Колокол правды», М. Тлехас «Знаю», М. Емиж «Паганини» и другие).

Наиболее состоятельными в художественном отношении оказались те поэмы, которые творчески развивали многовековые эстетические традиции, сложившиеся в фольклоре. Творческие удачи в поэмах, сюжеты которых строились на фактах реальной действительности, в начальный период развития новописьменных литератур крайне редки. Удачи объясняются рядом объективных и субъективных причин. К ним, в частности, относится осознанное усвоение иноязычного художественного опыта и адаптация его в стихии национальной образности, индивидуальная талантливость поэта и т.д. Авторы, продолжавшие традиции фольклора, оказывались в более выигрышном положении, так как опирались на выработанные в веках эстетические завоевания.

Жанровые разновидности эпической, лиро-эпической и лирической поэмы многообразны и связаны с духовным и эстетическим опытом каждого автора, с его творческой индивидуальностью, с его взглядами на мир, на гуманистические ценности, которые он отстаивает и утверждает. Герой поэмы, как правило, - носитель исторического и нравственного опыта эпохи, народа, нации.

В работах, посвященных проблемам развития адыгейской письменной литературы, ее жанровой системы, ставились вопросы эволюции жанра поэмы, ее движения во времени. Ныне известные адыгские литературоведы, опираясь на наиболее характерные и художественно зрелые образцы письменной поэмы в национальной литературе, ставят и решают преимущественно общие теоретико-методологические проблемы, связанные с закономерностями формирования жанровой системы поэмы, ее тематических и сюжетных особенностей в новописьменных литературах. Однако целостное исследование каждого типа и жанра поэмы в адыгской

литературе остается задачей национального литературоведения.

В нашей работе предпринята попытка изучения жанровых особенностей адыгейской поэмы в ее современной представленности и типологии.

Теоретический фундамент поэмы заложен в отечественном литературоведении, располагающем множеством работ, посвященных жанровой системе поэзии и ее главному жанру - поэме. Как справедливо замечено, «теория поэзии уже имеет свою историю» [96:10]. Исследования ученых XIX века опираются на теоретические положения В. Белинского, высказанные в статье «Разделение поэзии на виды и роды». Развитие взглядов великого критика и оригинальные теоретические идеи находят место в работах литературоведов XX века, среди них нельзя не упомянуть В. Шкловского, В. Дементьева, В. Карпова, Т. Красухина, С. Коваленко, А.Михайлова, И. Шайтанова, В. Зайцева, Г. Червяченко и других.

За рабочую идею периодизации научной мысли о поэме мы принимаем концепцию Г. Червяченко, полагающего, что «...история изучения поэмы насчитывает три этапа: а) формирование концепций в литературной критике В. Белинского; б) поэма в советском литературоведении; в) современная литературная критика о поэме» [109:73].

Анализ поэмы в многонациональной литературе России дан в монографии Г. Червяченко. Здесь исследуются теория и история жанра, определяются его типологические и жанрово-стилевые характеристики. Однако традиционные основания для классификации поэмы, охарактеризованные Г. Червяченко, не новы, это -

  1. Содержательная основа;

  2. Родовая принадлежность.

По родовым признакам поэма может быть классифицирована как лирическая, эпическая, лиро-эпическая, драматическая. Содержательная основа включает тематические особенности произведения.

Развитие российской поэмы в XX веке позволило ряду исследователей (А. Жаков, Е. Пульхритудова) ставить вопрос о синтетизме современной поэмы, сочетающей «эпос сердца» и «стихию» мировых потрясений, сокровенных чувств и историческую концепцию [48:294]. Этот взгляд зафиксирован в научных изданиях.

В адыгейской литературной науке тоже сделаны попытки периодизации и типологической классификации прозы и поэзии (X. Баков, У. Панеш, А. Схаляхо).

Во «Введении» к двухтомнику «Вопросы истории адыгейской советской литературы» А. Схаляхо предлагает следующую периодизацию литературы:

  1. Период зарождения и становления адыгейской литературы (1920-1930 гг.);

  2. Адыгейская советская литература 30-х годов;

  3. Адыгейская литература периода Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.);

  4. Послевоенная адыгейская литература (1946-1956 гг.);

5. Адыгейская литература на современном этапе (1957-1978 гг.).
Ученый объясняет мотивы этой периодизации следующим образом:

«...каждый из этих периодов имеет свою историческую основу, которая ясно выступает в произведениях того или иного периода, в их специфике» [15:10].

Однако этот принцип периодизации оспаривается рядом литературоведов. Так, по мнению У. Панеша, «...литература рассматривается по простой схеме — каждому десятилетию отводится свой период. Такой подход возможен и по-своему продуктивен, но, руководствуясь им, трудно дать структурно-типологическую характеристику» [64:31].

Нам представляется целесообразным придерживаться периодизации, которую предложил У. Панеш. В ней выделено 3 этапа:

  1. 20-е - первая половина 30-х годов;

  2. Конец 30-х - середина 50-х годов;

  3. Конец 50-х - 90-е годы XX века.

Согласно теме нашего исследования, третий этап представляет наибольший интерес для изучения, так как до настоящего времени не было попыток целостно исследовать поэму этого периода. А именно он является новым этапом не только в развитии и становлении поэмы, но и всей адыгейской литературы, поскольку произошли решительные изменения в общественно-политической жизни страны: «...развенчание культа личности, отказ от тоталитарных извращений социализма подготовили плодотворную почву для развития демократических норм человеческих взаимоотношений, для пробуждения общественной активности масс и каждого человека в отдельности» [64: 154].

Исходя из вышесказанного, нам представляется актуальной попытка целостного изучения жанра современной поэмы в адыгейской литературе этого периода.

Актуальность исследования. Как и во всех новописьменных литературах, адыгейская поэма во многих аспектах исследована. Учеными разработаны теоретические опоры в изучении феномена фольклорных традиций, их взаимодействия с традициями литературными. Исследованы генезис и эволюция поэмы, становление некоторых жанров. В настоящее время выдвигается на передний план индивидуально-авторское начало, которое проявляется во всех компонентах произведения - в строении сюжета, в обрисовке образов, в формировании авторского стиля, в выборе выразительных средств. Его исследование и составляет главное русло усилий современных литературоведов и определяет направление нашей

11 работы.

В фольклоре адыгов, как и во всем абхазо - адыгском народном творчестве, развитие получили именно эпические жанры, которые стали основным пластом первых письменных произведений поэзии и прозы. Следовательно, изучение жанровой представленности поэмы 60 — 90-х годов XX века имеет общетеоретическое и практическое значение.

Исследователи адыгских новописьменных литератур (А. Алиева, Л. Бекизова, X. Баков, А. Гадагатль, М. Кунижев, У. Панеш, Ш. Салакая, А. Схаляхо, В. Тугов, 3. Толгуров, А. Тхакушинов, Р. Унарокова, А. Хакуашев, Т. Чамоков, К. Шаззо, Е. Шибинская, Ш. Шаззо) согласились во мнении, что на первом этапе развития письменной литературы источником искусства поэтов и прозаиков стал фольклор, хотя есть и другие мнения.

По мере формирования новой литературы отношения с фольклором переосмысливаются и приобретают творческий характер. Литература не довольствуется переложением фольклорных памятников или подражанием им. Появляются литературные жанры: исторические поэмы, поэмы-драмы, поэмы-сказки, лирические поэмы, «маленькие поэмы» и другие. Осознанно адаптируются образы, сюжеты, мотивы, образность, стилистика устного народного творчества. Это новое качество поэмы как литературное явление общезначимо и плодотворно. И оно нуждается в изучении.

Поэма в адыгейской литературе, как и в других близкородственных, шла к эстетической зрелости, преодолевала немалые исторически объяснимые трудности. Неоценима роль русской литературы -классической и современной - в развитии адыгейской литературы. Творчески усвоенный идейно-эстетический опыт русской литературы стал одним из мощных стимуляторов наряду с национальными традициями изображения жизни и человека в их неоднозначных, иногда драматических отношениях.

Однако объективная оценка русского опыта возможна в системном изучении поэмы на протяжении последних десятилетий ее развития. Эти и другие проблемы становятся актуальными и для изучения современной адыгейской литературы, так как общие закономерности развития поэзии сегодня - философизация, мифологизация, глубокий анализ сложных процессов, идущих в мире, - сказались и на поэме.

Объект исследования - поэмы в адыгейской литературе 60-90-х годов XX века.

Предмет исследования - жанровые и структурно-стилевые особенности поэмы в адыгейской литературе этого периода.

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является исследование проблем, связанных с жанровыми особенностями поэмы в современной адыгейской литературе. Задачи исследования:

осмыслить достигнутое адыгейскими учеными в исследовании поэмы;

изучить вопросы национальных истоков и значение литературных традиций в становлении и развитии современной поэмы;

проанализировать жанрово-тематические и структурно-стилевые разновидности поэмы на современном этапе; установить главные типологические признаки основных жанровых видов поэмы. Научная новизна диссертационного исследования: впервые предпринята попытка комплексного изучения поэмы 60-90-х годов XX века, ее анализа с позиции типологического подхода к ее жанровым и структурно-стилевым разновидностям.

Понятийный аппарат диссертационного исследования:

использованы научные понятия литературоведения, связанные с жанровыми формами поэзии; типологией поэмы, художественными проблемами новописьменных литератур.

Методологической и теоретической основой диссертации являются исследования известных отечественных фольклористов и литературоведов, касающиеся обсуждаемой проблемы, а также труды известных ученых -литературоведов Адыгеи и Северного Кавказа по смежным вопросам, так или иначе соприкасающимся с данной темой: А. Алиевой, Л. Бекизовой, X. Бакова, А. Гадагатля, М. Кунижева, Р. Мамия, 3. Налоева, У. Панеша, К. Паранук, Ш. Салакая, А. Схаляхо, В. Тугова, Ю. Тхагазитова, А. Тхакушинова, Ш. Хута, А. Хакуашева, Т. Чамокова, П. Чекалова, К. Шаззо, Е. Шибинской и др.

Методы исследования. Применялись следующие методы научного познания: сравнительно-типологический, сравнительно-исторический, системно-аналитичный, описательный.

Материалы исследования: поэмы X. Беретаря, А. Гадагатля, М. Емиж, Н. Куека, К. Кумпилова, И. Машбаша, Р. Нехая и других известных адыгейских авторов.

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Современный этап развития адыгейской поэмы определен в науке хронологическими рамками 60-90-х годов XX века — временем решительных изменений в общественно-политической жизни страны, связанных с развитием демократических норм человеческих взаимоотношений;

  2. Национальные истоки адыгейской поэмы: историческая действительность, мифология и фольклор, русскоязычная литература адыгских просветителей и российских поэтов XX века - способствовали формированию новых эстетических

качеств современной поэмы;

  1. Изучение современной адыгейской поэмы согласно классификации направлений в ее развитии (историческая поэма или поэма об историческом прошлом, поэма о войне, поэма на современную тему) - позволило определить жанрово-тематические и структурно-стилевые разновидности современной поэмы;

  2. Анализ типологических признаков эпической, лиро-эпической и лирической поэмы в адыгейской литературе освещает ряд проблем ее развития на современном этапе;

Теоретическая и практическая значимость работы в том, что теоретические положения автора относительно жанровых особенностей современной поэмы, ее конкретный анализ составляют прирощение научных знаний об адыгейской поэме. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании курса «История адыгейской литературы», в разработке спецкурсов и программ по литературе народов Северного Кавказа.

Апробация результатов проходила на научных конференциях в Адыгейском государственном университете (2001 - 2005 гг.), на Международной конференции в Пятигорском государственном лингвистическом университете, в Московском научном журнале «Современные гуманитарные науки». Основные положения работы были заслушаны на заседаниях кафедры отечественной литературы и журналистики АТУ (2003 - 2005 гг.). Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры отечественной литературы и журналистики АТУ.

Структура и объем диссертации. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, общий объем составляет 153 страницы.

Освоение традиций поэмы о прошлом в начале и середине 60-х годов XX века (А. Гадагатль, И. Машбаш, X. Беретарь)

В 60-х годах в адыгейской поэзии активно разрабатываются все разновидности исторической поэмы. Одной из них является крупное эпическое полотно И. Машбаша «Шторм». Это повествование о трагической судьбе адыгов в прошлом. Знание истории, мастерское владение традициями фольклора позволило автору с наибольшей полнотой передать эпичность картин, глубину народной мысли, национальный колорит.

В своих письменных и устных выступлениях И. Машбаш не раз говорил о богатстве фольклора: «Свои чаяния и надежды трудовой народ выражал в произведениях устного народного творчества. В них закреплена многовековая история народа, его мысли и думы, выраженные в самых разнообразных жанрах, начиная песенно-прозаическими произведениями о легендарных героях древности, кончая историческими, бытовыми и лирическими песнями» [53:5]. Эти богатства устного эпоса полностью реализованы в поэме И. Машбаша «Шторм». Мы разделяем мнение критиков, определивших жанр поэмы «Шторм» как лирико-эпический [19:116]. Эта особенность комментируется так: «Развитие эпического сюжета о судьбе адыгейского народа сопровождается лирическими отступлениями, способствующими созданию образа лирического героя» [19:117]. Лирическое в этой поэме продиктовано эпическим, глубоко народным содержанием. Как отмечает К. Шаззо, «лирический голос в поэме играет значительную роль» [113:145]. У. Панеш считает, что в ней форма повествования в стихах сочетается с драматургической композицией и приемами песни [61:58]. С одной стороны, этот прием организует сюжет, с другой,- связывает прошлое с настоящим. Глубокая, народная эпическая мысль главной героини поэмы Шамсет о необходимости защиты родной земли породила ее драматическую судьбу, ее личные переживания, с которыми связаны лирические чувства и образы самого автора. Однако, как ни кажется значительным его участие в повествовании, оно ограничивается внешними признаками, и автор дает простор эпическому течению событий и раскрытию подлинно народных характеров.

Главная мысль поэмы - это дума о судьбе родной земли. Данное организующее и композиционное начало находит выражение в образе Шамсет. Переживания героини, ее психология, страдания впечатляют правдивостью и убедительностью эпического рисунка. Она воплощает собой образ родной земли. Именно эта сторона образа Шамсет ставит ее в один ряд с эпическими созданиями народа - Сатаней, Адыиф и других.

Эпическая мысль И. Машбаша реализуется в раскрытии глубинных противоречий в среде адыгского общества во время вынужденного переселения адыгов в Турцию, в изображении характера и мировосприятия Казбеча, который нарисован как драматический образ. Трагедия народа выразилась в судьбах Шамсет и Казбеча - это высокий уровень художественного мышления, именно эпического мышления, на который вышел И. Машбаш в данном произведении. Лирический элемент выступает как составной компонент общего эпического содержания поэмы, которую мы можем квалифицировать не как лирико-эпическую, а как эпическую поэму с элементами лирики и драмы. И хотя поэтическое слово Исхака Машбаша вполне современно, в поэме заметна общность ее эпического стиля со стилем устной поэзии больших форм. Большая эпическая тема стала личностной темой поэта, а главным помощником в этом оказался фольклор.

Лирическое в эпической поэме об истории выступает в разных функциях: в поэме-повести А. Гадагатля «Дочь адыга» и поэме Н. Багова «Поднявший знамя» - это композиционный прием. К аналогичной функции лирического часто прибегает X. Беретарь в поэмах «Дождливый день Бзиюка», «Тропа Гузерипля». Правда, лирическое в поэмах X. Беретаря может быть включенным и в систему идей и образов, чего нет в выше названных произведениях. В эпических поэмах А. Евтыха «Пщынатль» («Песнь»), X. Беретаря «Сказ об ауле» - лирическое выступает как жанрово-стилистический компонент.

Поэма-повесть «Дочь адыга» - лучшее произведение А. Гадагатля. Здесь в рамки современных идей заключена история трагической судьбы адыгейки в прошлом. Разворачивая события, поэт раскрывает глубинные корни социальной несправедливости феодального мира, всевластие хозяев и бесправие крестьян.

Поэму «Дочь адыга» А. Гадагатль назвал повестью в стихах. В ней автор охватывает масштабные события исторической жизни. Авторский рассказ был рассчитан «на воспроизведение не только героики социальной борьбы, но и героики борьбы за национальную независимость»

Усиление эпических тенденций в поэмах на фольклорной основе. Поэма-сказка и ее традиции. Изменения в обращении к фольклору и в формах его использования в поэмах (А. Гадагатль, X. Беретарь, И. Машбаш и другие)

Поэма на сюжеты народных произведений имеет глубокие традиции, поскольку накопила значительный идейно-художественный опыт. Усиление эпических начал в поэзии отразилось прежде всего в поэме на фольклорной основе. Поэмами на фольклорной основе Г. Червяченко считает те, «которые опираются на фольклорное произведение как на жанровый прототип» [109:94]. Образцом современной поэмы-сказки могут быть, как

зо далее отмечает автор, «произведения песенно-героического и сказочного эпоса», которые обладают «развернутым сюжетом» [109:94]. Надо заметить, что «характер обращения к фольклору и формы его использования в литературе со временем менялись» [64:61]. Адыгейская письменная поэма-сказка подтверждает справедливость этого суждения. Развернутый сюжет, подробное описание событий и поступков героев характеризуют произведения этого жанра. Традиционные конфликты тоже решаются с помощью сказочных сюжетов. Следует отметить, что «фольклорная поэтика служит для более глубокого осмысления и именно художественного анализа разных сторон сложной действительности» [64:61].

По мнению А. Тхакушинова, «в адыгейской сказке иерархическая лестница общества предельно точно обозначила: богатый есть богатый, бедный тоже занимает свое место. Но богатый кот изображен глупым, жестоким, безнравственным, уродливым, бедный, наоборот, ловким, красивым, мудрым, благодетельным, справедливым и т. д. Возможно, это идет от позднейших сказителей уже нового времени, которые вносили личностный элемент в сказочный сюжет. Нередки и такие случаи, когда представитель дворянства изображается благородным, красивым, умным, рыцарски добивающимся сердца избранной красавицы» [96:93].

Некоторые вопросы генезиса письменной поэмы-сказки в адыгейской литературе затронуты в отдельных работах С. Аутлевой, Ш. Хута, Т. Чамокова, А. Тхакушинова, Ж. Шоровой. Так, в статье С. Аутлевой острые сюжеты народных сказок сравниваются с сюжетами их поэтических переложений, что дает автору возможность понаблюдать за особенностями композиционного построения последних.

Среди множества поэм на сюжеты народных произведений народная сказка стала одним из жанров, к которым обратились в первую очередь адыгейские писатели. Это можно объяснить, по мнению Ш. Хута, несколькими причинами объективного и субъективного характера: Высокими идейно-эстетическими достоинствами сказочного эпоса и - как следствие - его непреходящим историко -познавательным и идейно-воспитательным значением, привлекающим пристальное внимание художников слова. Отличным знанием фольклора писателями и поэтами Адыгеи. Многие из них внесли свой вклад в дело собирания, публикации и изучения образцов народной словесности. Вследствие хорошего знания фольклора писателям доступнее освоение национальных художественных традиций.

Адыгейские литературные поэмы-сказки создавались на двух основах: 1) на сюжеты народных сказок; 2) по мотивам и образам фантастических повествований. В обоих случаях писатели пользовались сюжетами, мотивами, образами из сказочного эпоса.

Богатство устного творчества, разработанность сюжетов и поныне привлекают поэтов. Следует отметить несколько типов поэм на сюжеты народных произведений. Наиболее распространенными являются поэмы на темы героических деяний народа и поэмы на сюжеты из сказочного эпоса. К первому типу относятся поэмы А. Гадагатля «Лащын», «Дочь Кудайнета», «Батматуковы»; А. Евтыха «Сделавший никем не сделанное»; X. Беретаря «Любовь горы» («Лаго и Наки»), «Бог, человек, вол и обезьяна», поэм второго типа больше. Это «Три голубя» А. Евтыха; «Маленький воробей», «Бей, моя палка» («Рыу, сибэщ) М. Паранука. Поэмы И. Машбаша «Три охотника», «Человек и лев», «Сказание об огромном быке, о чабане-великане, о женщине-горянке и ее маленьком сыне» («Анахъ иныр тара?»), «Сказка о грозном льве, повелителе всех зверей, и старом дровосеке» («Щыфымрэ аслъанымрэ») и другие.

Авторы поэм, следуя за содержанием сказок и сказаний, в переложении на поэтический язык еще более усиливают звучание известных сюжетов.

Поэмы, так или иначе сопричастные произведениям устного народного творчества, объединены попыткой авторов сохранить особенности сказочных и героических сюжетов. Хотя известны случаи, когда, например, М. Паранук в поэме «Бей, моя палка» («Рыу, сибэщ») или А. Евтых в поэме «Три голубя» («Тхъэркъуищ»), изменили название сказки и имена героев. Несмотря на это, сюжетные и повествовательные основы фольклорных прототипов сохранились в художественных поэмах.

Поэмы на фольклорной основе имеют свои художественные особенности. Они сохраняют сюжетные основы прототипов и насыщены большим количеством сюжетных подробностей. Нельзя не согласиться с А. Тхакушиновым в том, что «...вообще именно поэмы на фольклорной основе особенно сюжетны, что идет от занимательности, неожиданности сюжетных поворотов устно-народных истоков. Авторы не только пытаются сохранить эту особенность первоисточников, но еще стремятся более сюжетно заострить рассказ. Исключением могут быть в некоторой степени поэмы X. Беретаря, Н. Куека, в которых сюжет не всегда является главным элементом идейно-художественной структуры поэм на фольклорной почве» [96:95].

Традиционная социально-историческая проблематика и попытки нового художественного осмысления темы войны (С. Яхутль, А. Гадагатль, X. Беретаря, К. Кумпилов, Р. Нехай)

Вторжение войны в жизнь советского общества 40-х годов изменила направление не только адыгейской, но и всей российской литературы в целом. Она вызвала новое «идейно-тематическое содержание произведений, оказала влияние на жанрово структурные принципы творчества» [109:263], а в некоторых случаях война основательно приостановила развитие многих литератур, в частности, адыгейской.

Тем не менее, реальные события Великой Отечественной войны в итоге дали возможность адыгейской литературе подняться на новую ступень своего развития в идейно-художественном освоении темы Родины, справедливости, добра и зла, жизни и смерти, борьбы за мир и свободу, придав им особую актуальность. Литература военного периода и первого десятилетия после нее стала «эстетически целостным явлением» [109:265], что заметно повлияло на развитие последующих периодов литературы. Адыгейская литература тоже обретает свои особенности. Как пишет литературовед К. Шаззо, «всесоюзная художественная проза и поэзия (в ее рамках и адыгейская) в своем движении прошли несколько этапов, для каждого из которых характерны свои проблемно-стилевые и жанрово-структурные черты» [109:265]. Эстетические приобретения литературы военного времени внесли существенные изменения в послевоенный художественный процесс. Стремясь показать героический характер, включающий в себя судьбу народа, поэты и писатели не только были внимательны к событиям, сосредоточивались на факте, но укрупняли образ, выявляя в событии характер героя как человеческого типа героического времени. Особенности национальной психологии, индивидуальные черты личности и подробности быта отходили на второй план. Человек представал перед читателем во всей полноте своих положительных и отрицательных качеств, но акцент делался на тех чертах, которые связывали героя с народом.

Усилилось «социально - критическое направление в оценке прошлого и настоящего» [33:240], что свидетельствовало о продвижении литературы «вперед по пути гармоничного и художественно-выразительного соединения правды факта и правды века» [64:154]. Эта задача была не из легких и решается в литературе о войне по сей день. Однако современная литература в Адыгее делает в этом направлении уверенные шаги.

В годы войны и в первое десятилетие после нее в адыгейской поэзии начинают преобладать эпические формы, так как появляется необходимость целостного повествования о крупных событиях эпохи, о судьбе всего народа и о его героях. В адыгейской, как и во многих северо-кавказских литературах, преимущественно развивается военная тема. Здесь необходимо прежде всего выделить жанр поэмы. Это - поэмы Исхака Машбаша «Гром в горах», «Память» («Старший брат»); Хамида Беретаря «Недостроенный дом», «Камни Бреста»; Сафера Яхутля «Хусен Андрухаев»; Аскера Гадагатля «Невеста друга», «Поклон солдату»; Кадырбеча Кумпилова «Надежда», «Воины»; Руслана Нехая «Мать», «Памятники» и др. В них воссоздаются трагические события грозных военных лет, повествуется о «мужестве и стойкости советского человека, выдержавшего самые тяжелые испытания и победившего фашизм» [111:174]. Обращение к теме войны, ее художественное исследование становятся «одной из главных творческих задач» [111:174] послевоенной литературы 50-60-х годов. И хотя в поэмах позиции лирического героя достаточно сильны, их жанровое определение в большей степени зависит от эпического изображения событий и людей в них.

Необходимо подчеркнуть, что поэма, как и остальные жанры, переходит на «более высокий уровень идейно-эстетического осмысления темы» [64:154]. В поэмах адыгейских поэтов начинают выявляться «типологически значимые тенденции» [64:155]. Говоря другими словами, поэма отходит от историко-событийного, описательного повествования к проблемно - аналитическому, художественно-объемному раскрытию противоречий действительности.

Современный (70-80-е гг.) уровень идейно-художественного осмысления темы все решительнее отдаляется от героико-эпического содержания в сторону правды факта, к подчеркнуто-точному воссозданию реалий войны, к полноте конкретики событий. В ходе развития военной поэмы в ней происходили качественные изменения. Неизменными оставались две характерные черты - это расширенное изображение военных событий и «психологически углубленный аналитический показ личности человека» [64:192]. Присущие адыгейской литературе национально-специфические особенности, тесно взаимосвязанные с историко-культурными и эстетическими качествами, характерны и для поэмы.

По своему стилю и структуре адыгейская поэма о войне оказалась сложным художественным явлением. С одной стороны, военная тема начинает занимать одно из главных мест и выводит за собой на передний план «острые нравственные мотивы, вынуждая по-новому переосмысливать человеческие ценности» [61:61].

Истоки эпической поэмы о современности в литературе 60-х — 90-х годов. Особенности поэмы на современную тему. Осмысление в ней тематики, связанной с революционным прошлым или с далекой историей (А. Гадагатль, И. Машбаш, X. Беретарь)

Появление драматической разновидности лирической поэмы в новописьменных литературах специалисты связывают с разными обстоятельствами. К примеру, с тем, что в этих литературах менее интенсивно, чем иные, развиваются драматургические жанры и их функции. По мнению А. Тхакушинова, « ...в новописьменных литературах (в их ряду и адыгейская) жанры драмы в своем идейно-художественном становлении следуют за эпическими и лирическими жанрами и оказать какое-то существенное влияние на их жанровую природу не в состоянии» [97:142]. Другие литературоведы полагают, что драматизация поэмы в целом не зависит от влияния на нее драмы, ибо причины драматизации лирической поэмы заключены в тенденциях развития и самого общества и современной литературы, реагирующей на человеческие драмы остро и глубоко.

Человек в окружающем огромном мире, человек и все катаклизмы нашего времени - вот источник драматических конфликтов и содержательной структуры лучших произведений современной литературы. Такой уровень осмысления человека в контексте нашего острого, драматического времени мы обнаруживаем и в современных поэмах адыгейской литературы («Перекати-поле» И. Машбаша, «Горсть камней» X. Беретаря, «Потерянный кров» Н. Багова, «Колокол правды» X. Хурумова). На пути драматизации жанра убедительнее развивается адыгейская поэма, авторы которой широко используют диалоги и монологи в структуре текста.

Но Н. Поспелов отмечал, что «диалоги драматического произведения, даже если они эмоционально очень выразительны, сами по себе не превращают его в лиро-драматургию. Для этого необходимы другие, более глубокие содержательные свойства произведения» [71:203]. Это авторитетное мнение совпадает с уже высказанным суждением о том, что присутствие драматического начала в лирической поэме не превращает ее в лирическую драматургию: жанровые признаки поэмы остаются ведущими. Тем не менее, в «современном литературоведении наметилась тенденция выделения в самостоятельную жанровую разновидность поэмы-трагедии, поэмы-драмы» [71:101]. Эти синтетические жанры, совмещая эпические и драматические признаки, дают новое художественное качество.

По мнению И. Неупокоевой, лиро-эпической поэме наиболее характерно «решительное преобладание лирико-философского начала над «событийным», иной, чем в собственно драматических жанрах, принцип организации самого этого событийного материала, определяющийся не столько внутренней логикой его развития, сколько напряженной активностью авторской личности, его собственными раздумьями о мире» [60:191-192]. Г. Червяченко утверждает, что драма более всего «оказывает влияние на повествовательную поэму» [109:115], но в то же время подчеркивает, что в поэмах лирического характера она может существенным образом определять жанровые признаки, т.к. «в лиро-эпической поэме читатель не только воспринимает образное отражение жизненных конфликтов, но и является соучастником авторских размышлений, занимающих в ней не последнее место. Медитативность сильно развита и в драматической поэме (в этом ее отличие от обычной драмы), но она представлена уже как размышления героев» [109:144].

И. Неупокоева и Г. Червяченко в своих мнениях едины в том, что драматизация поэмы зависит от активизации и характера авторского участия в раскрываемых событиях в поэме или же в постижении этих событий и на основе этого в раскрытии внутреннего мира личности. Мы считаем, что применительно к поэме в адыгейской литературе драматизация в наибольшей мере зависит от степени участия лирического элемента в произведении, поэтому придает ему качества лиро-драматического жанра.

Лиро-драматическая поэма в адыгейской литературе стремится художественно постичь внутренний мир личности, включенной в мировые события, пропускающей их через свою душу. Хотя драматизм более присущ эпической поэме как жанровой форме, где драматическое органичнее подключается к повествовательной сюжетной структуре, не влияя на жанровую природу, в лиро - драматической поэме драматическое качество непосредственно выходит на жанровые позиции поэмы, оказывает существенное давление на их формирование, не меняя главные жанровые признаки.

К примеру, драматическое стало существенным качеством первых эпических поэм А. Евтыха, А. Гадагатля, С. Яхутля. Оно раскрывает свои жанровые принципы даже в поэмах на сказочные сюжеты. Значительна доля драматизма в поэмах И. Машбаша «Память» и «Песня». Драматизм в данном случае дополняет и проявляет эпический сюжет и характеры главных героев.

В лирической поэме драматизм раскрывает внутренний мир лирического героя, его идеи, поступки и через них присоединяется к мировым процессам.

Примеров лиро-драматической поэмы в ряду лирических поэм в адыгейской литературе немало в количественном отношении. И по идейно-художественному качеству успехи этого жанра значительны. В этом плане наиболее выделяются поэмы X. Беретаря «Камни Бреста», «Недостроенный дом», «Тайна старика»; Р. Нехая «На рассвете», «Под дубом»; К. Кумпилова «Надежда»; Н. Куека «Лорка», «В добрый путь, молодые деревца». Причем в поэмах Н. Куека драматизм составляет одно из ведущих жанровых и содержательных качеств.

О том, что лиро-драматическая поэма прокладывает многообразные пути освоения внутреннего мира лирического героя и его сложных связей с окружающим миром, ведется речь в ряде исследований. Авторы отмечают такие способы лирической психологизации в поэме, как эмоциональность рассказа, лирические комментарии к событиям, внутренние монологи героев, психологизм характеров. Эти ведущие качества современной поэмы сегодня в целом определяют поиски и достижения авторов адыгейских лиро-драматических поэм.

Похожие диссертации на Особенности жанра поэмы в адыгейской литературе 60-90-х годов XX века