Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Песенная поэзия Гульшат Зайнашевой : Тематика, основные мотивы, поэтика текста Нигметзянова Дания Хановна

Песенная поэзия Гульшат Зайнашевой : Тематика, основные мотивы, поэтика текста
<
Песенная поэзия Гульшат Зайнашевой : Тематика, основные мотивы, поэтика текста Песенная поэзия Гульшат Зайнашевой : Тематика, основные мотивы, поэтика текста Песенная поэзия Гульшат Зайнашевой : Тематика, основные мотивы, поэтика текста Песенная поэзия Гульшат Зайнашевой : Тематика, основные мотивы, поэтика текста Песенная поэзия Гульшат Зайнашевой : Тематика, основные мотивы, поэтика текста Песенная поэзия Гульшат Зайнашевой : Тематика, основные мотивы, поэтика текста Песенная поэзия Гульшат Зайнашевой : Тематика, основные мотивы, поэтика текста Песенная поэзия Гульшат Зайнашевой : Тематика, основные мотивы, поэтика текста Песенная поэзия Гульшат Зайнашевой : Тематика, основные мотивы, поэтика текста
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нигметзянова Дания Хановна. Песенная поэзия Гульшат Зайнашевой : Тематика, основные мотивы, поэтика текста : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Казань, 2006.- 210 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-10/1408

Введение к работе

Актуальность исследования. Зарождение в татарской поэзии песенного жанра, а точнее, появление первых поэтических текстов, изначально предназначенных их авторами для пения, относится к началу XX века.. Между тем у татар тогда еще не было композиторов, которые могли бы написать музыку к новым стихам поэтов. Поэтому при создании песенных текстов авторам приходилось приспосабливать их к тем или иным старинным мелодиям, широко известным в народе. Габдулла Тукай, который сам часто и успешно пользовался этим приемом, отмечал, что поскольку такие тексты написаны в народном духе и стиле, их можно исполнять как песни на наши старинные мелодии «Зиляйлюк» или «Аллюки».1

Многие стихотворения татарских поэтов начала XX века: (например, С. Рамиева, Г. Камала, М.Укмаси, С. Сунчелея, 3. Башири и др.) стали широко популярными в народе именно благодаря этому, т. е. в соединении с определенными народными напевами. Позже, когда у нашего народа появились профессиональные композиторы, творческие возможности поэтов-песенников значительно расширились. Не будучи более ограниченными необходимостью писать тексты, подходящие к старым напевам, они получили возможность использовать новые композиционные формы и стихотворные размеры, разнообразные строфы, припевы, что, в свою очередь, привело к обогащению, разнообразию мелодики песен. Таким образом, татарская авторская песня, «обогатившись произведениями не одного поколения деятелей литературы и искусства, за примерно вековой период прошла большой путь развития и стала самостоятельным полнокровным жанром профессионального искусства».2 По подсчетам К. Миннулина, в 1920—19^0 годах в создании песен участвовали более 70 композиторов и около 220 авторов текстов3. Крупнейшими же мастерами нашей песенной поэзии следует считать таких поэтов, как Н. Исанбет, М. Джалиль, X. Туфан, А. Ерикей, А. Файзи, Ф. Карим, С. Хаким, Ш. Галиев, Г. Афзал, И. Юзиев, М. Нугман, М. Хусаин, Р. Файзуллин, Роберт Ахметзянов, Р. Миннулин, Р. Валиев...

1 Тукай Г. Халык едэбияты / Габдулла Тукай // Эсврлер. Дурт томда.
4.— Казан : Татар, кит. нэшр., 1977.— Б. 274.

2 Мицнуллин К. hep чорньщ уз жыры / Ким Мицнуллин // — Казан :
«Мэгариф» нэшр., 2003.— Б. 65.

3 Там же.— С. 199.

Есть полное основание включить в этот список и имя поэтессы Гульшат Хисамовны Зайнашевой (1928—2005).

Крупный знаток поэзии, один из основных авторов шеститомной «Истории татарской литературы» профессор Т. Галиуллин охарактеризовал творчество Г. Зайнашевой «как почти целиком посвященным жанру песни и имеющим большое воспитательное значение в идейно-эстетическом плане»1. По свидетельству народного писателя Татарстана Тарифа Ахунова, «Гульшат Зайнашева получила известность прежде всего как автор текстов песен. Народ принял как свои такие ее песни, как «Менэргэ иде Урал тауларына» («Подняться бы на вершины Урала»), «Китмэ, сандугач!» («Не улетай, соловушка!»), отличающиеся богатством духа, романтической приподнятостью. Благодаря музыке, которая своей широтой, размахом соответствует стихам, эти песни стали произведениями, отвечающими требованиям народа и эпохи».2

Конечно же, за свою более чем полувековую творческую деятельность Г. Зайнашева пробовала перо в разных литературных жанрах. Она является автором ряда драм и комедий, которые издавались отдельными сборниками. Ею написаны книги, статьи, посвященные жизни и творчеству мастеров татарского искусства. Много трудилась Г. Зайнашева и на поприще художественного перевода. Однако наибольших творческих успехов, как уже было сказано, она достигла в жанре песни. Ею выпущено более десяти сборников песен, лучшие композиторы Татарстана и Башкортостана написали сотни мелодий на ее слова. Издательства Татарстана, учитывая постоянный большой. спрос на хорошие песни, регулярно выпускают песенники с огромными тиражами: «Жырлыйк эле» («Давайте споем», 1980) — 150 000 экз.; «Жырларыбыз» («Наши песни», 1989) — 200 000 экз. и мн. др. А ведь в каждый из них включены и песни на слова Г. Зайнашевой, и это означает, что они стали достоянием миллионов читателей. Еще более внушительная аудитория у «мастера поющихся стихов» (Назар Наджми) среди радиослушателей и телезрителей.

За большие достижения в области песенного творчества Г. Зайнашевой было присвоено почетное звание Заслуженный деятель искусств ТАССР (1988). За книгу «Илле жыр» («Пятьдесят песен»)

1 Галиуллин Т. Поэзия / Т. Галиуллин//Татар едэбияты тарихы.
6 том.—Казан : «Раннур» нэшр., 2001.—Б. 255.

2 Ахунов Г. уКырга салып хат жибэрем / Тариф Ахунов//Соц. Татар
стан.— 1970.— 13 июнь.

поэтесса в 1991 году была удостоена Государственной премии РТ им. Г. Тукая. Это был первый (и пока единственный) случай присуждения такой престижной премии за сборник текстов песен.

Однако уникальное песенное творчество Г. Зайнашевой, получившее общенародное признание и высокую официальную оценку, до сих пор оставалось фактически неисследованным. О нем, правда, имеются весьма высокие отзывы признанных литературоведов, поэтов, композиторов, певцов, журналистов, но в основном они встречаются в статьях, посвященных юбилеям поэтессы, в предисловиях или же рецензиях на ее книги и т.д.1

Между тем песенная поэзия Гульшат Зайнашевой вполне достойна специального всестороннего монографического исследования. Это одна из актуальных задач нашего литературоведения. Такое исследование, как нам представляется, будет иметь большое научно-теоретическое значение при оценке последних достижений татарского песенного искусства и определении перспектив его развития. Очевидна и практическая его ценность. Искусство Г. Зайнашевой должно служить образцом, своего рода школой для молодых поэтов-песенников. Как справедливо указывается в периодической печати, в последнее время наша эстрадная песня переживает определенный кризис. Это относится как к ее содержанию, так и к форме. «Иногда приходится слышать настолько бессодержательные, бессмысленные песни, что не знаешь, смеяться или плакать. Многие современные эстрадные песни... поражают отсутствием вкуса, безразличием к слову, грубостью, они не привлекают, а отталкивают»,— отмечает, например, известная поэтесса Лена Шакирзянова.2

Необходимость противопоставить «халтуре» высокохудожественные образцы песни — это тоже своего рода подтверждение актуальности темы диссертации.

1 Маннур Ш. Ике шагыйрэнен еч китабы / Шайхи Маннур // Соц.
Татарстан.—1962.—18 дек.; Шакиров И. Иц меішме — кешелеклелек! /

ИлЬам Шакиров//Соц. Татарстан.—1964. 31 ноябрь; Ахунов Г. Бураз-налар/Тариф Ахунов//Гелшат Зэйнаягева. Илле жыр.— Казан: Татар, кит. нэшр., 1989.— Б. 5—10; Нэжми Н. Илле шатлык/ Нажар Нэжми// ШэЬри Казан.— 1991.— 12 апр.; Гадел Э. МиЬербанлы шагыйрэ/Эхмэт Гадел//Мегърифэт.— 1998.— 10 гыйн.; Эгълвмов М. Жырлады Ьем жырлаячак // Медэррис Эгьлэмов// Татарстан яшьлэре.— 1998.—9 апр. и др.

2 Шагыйрьж,ан Л. Жьір базары, яки жыр нерседэн башлана? / Лена
Шагыйрьжан // Мэдэни жомга.— 2005.— 14 окт.

Цель и задачи исследования призваны способствовать наиболее полному раскрытию избранной темы.

Во-первых, необходимо показать тематическое богатство песен Г. Зайнашевой, их идейно-содержательную ценность, заложенные в них общечеловеческие нравственно-этические нормы. Соответственно этой задаче, первая глава диссертации названа «Основные темы и центральные мотивы песен Г. Зайнашевой». Она включает в себя четыре подраздела:

песни, воспевающие Родину и родной край;

песни исторического и политического содержания;

песни о красоте и смысле жизни, о радости труда;

песни о любви и семье.

Конечно, указанные темы не всегда встречаются в «чистом виде», часто они переплетаются в одной и той же песне. По возможности будет учитываться то, какой мотив в ней главенствует. К тому же, перу поэтессы принадлежит немало текстов шуточного содержания. Около сорока песен написано для детей. Мы не выделяем их в отдельные группы, так как почти все шуточные песни относятся к любовной тематике. Что же касается песен для детей, то содержащиеся в них мотивы вполне соответствуют выделенным нами основным тематическим разделам.

Во-вторых, Г. Зайнашева — поэтесса, обладавшая тонким художественным вкусом, развитым образным мышлением; ее стихам присущи ритмичность и певучесть. Обо всем этом речь идет во второй главе «Поэтика песен Г. Зайнашевой». Она включает следующие подразделы:

образная система песен;

композиционные особенности песен;

ритмика и благозвучие в песенных текстах.

Научная новизна работы заключается в том, что она является первым монографическим трудом в татарском литературоведении, посвященным комплексному исследованию важных — жанро-образующих аспектов песенной поэзии талантливой, самобытной поэтессы Г. Зайнашевой, творчество которой до сих пор оставалось фактически неизученным. Произведения этого автора в диссертации впервые подвергаются системному идейно-тематическому и художественному анализу.

Методологической основой диссертации послужили труды видных русских и татарских ученых А. Н. Веселовского, В. М. Жирмунского, А. П. Квятковского, Н. П. Колпаковой, Н. И. Костомарова, С. Г. Лазутина, А Н. Сохора, А. Г. Ахмадуллина, Р. Г. Бикмухаметова, Ф. Г. Галимуллина, Т. Н. Галиуллина, Ф. Г. Гариповой, X. Р. Кур-

батова, М. С. Магдиева, К. М. Миннулина, Ф. М. Мусина. И. Н. На-дирова, М. Н. Нигметзянова, 3. Н. Сайдашевой, Ф. И. Урманчеева, Н. Ш. Хисамова, Н. Г. Юзиева, X. X. Ярмухаметова1, посвященные вопросам поэтики, стихосложения, изучению жанра песни.

Для достижения поставленной цели и задач были применены сравнительно-исторический, типологический, описательный, статистический методы.

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при более углубленном изучении жизни и творчества Г. Зайнашевой,. в создании обобщенных работ по жанру песни и по истории татарской литературы в целом. В высших и средних учебных заведениях можно организовать спецкурс «Роль песен Г. Зайнашевой в патриотическом, нравственном, эстетическом воспитании». Работа окажется полезной для молодых поэтов, пишущих песенные тексты.

Материалами и источниками исследования послужили в основном опубликованные песенные тексты поэтессы, в том числе наиболее полные ее сборники «Геллэр иле* («Страна цветов»), «Илле жыр» («Пятьдесят песен»), «Мэхэббэт пэм жыр» («Любовь и песня»), а также рукописи различного содержания, сохранившиеся в ее личном архиве: письма, воспоминания, дневники, ответы на анкеты, интервью, не попавшие в печать. Были собраны и систематизированы все доступные печатные отзывы и высказывания деятелей литературы и искусства о Г. Зайнашевой. Поэтесса и сама выступала на страницах газет и журналов со статьями и рецензиями, посвященными жанру песни. Они также широко представлены в данной работе.

Апробация работы проводилась на четырех (в т. ч. двух международных) научных и научно-практических конференциях2. По теме исследования в сборниках материалов конференций и журналах опубликовано шесть статей. В полном объеме диссертация была обсуждена и рекомендована к защите отделом рукописи и текстологии Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН Республики Татарстан.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1 Фамилии приведены в алфавитном порядке.

2 См. об этом подробнее в списке публикаций автора, который при
водится в конце автореферата.

Похожие диссертации на Песенная поэзия Гульшат Зайнашевой : Тематика, основные мотивы, поэтика текста