Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэзия Хабаса Бештокова: основные мотивы, жанровая система, поэтика Хавжокова, Людмила Борисовна

Поэзия Хабаса Бештокова: основные мотивы, жанровая система, поэтика
<
Поэзия Хабаса Бештокова: основные мотивы, жанровая система, поэтика Поэзия Хабаса Бештокова: основные мотивы, жанровая система, поэтика Поэзия Хабаса Бештокова: основные мотивы, жанровая система, поэтика Поэзия Хабаса Бештокова: основные мотивы, жанровая система, поэтика Поэзия Хабаса Бештокова: основные мотивы, жанровая система, поэтика
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хавжокова, Людмила Борисовна. Поэзия Хабаса Бештокова: основные мотивы, жанровая система, поэтика : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Хавжокова Людмила Борисовна; [Место защиты: Кабард.-Балкар. гос. ун-т им. Х.М. Бербекова].- Нальчик, 2011.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/345

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Изучение творчества одного из талантливых кабардинских поэтов Хабаса Карнеевича Бештокова (1943) диктуется, с одной стороны, требованиями глубокого научного освещения современного адыгского литературного процесса, с другой – задачами дальнейшего развития национальной поэзии. Поэзия Х. Бештокова до сих пор не стала предметом специального исследования. Ни в кабардинском, ни в общеадыгском литературоведении нет отдельных работ, посвященных жанрово-стилевой специфике, особенностям поэтики, нравственно-этической ориентации поэзии Х. Бештокова. Газетные и журнальные статьи, а также отдельные главы диссертаций и разделы монографий не создают общей картины творчества поэта.

Творческая палитра Х. Бештокова многообразна. Он поэт-драматург, работающий преимущественно в жанре фольклорно-историческом (пьеса «Имыс», драматическая поэма «Насрен Бородатый»). Отдельного внимания заслуживают также произведения, направленные на выявление пороков современного поэту общества: рассказ «Если ты – колдунья!», поэма «Сароробот», драматическая поэма «Переплывающие на лодке океан», трагикомедия «Кот из Стамбула». Поэт много работает и в жанре художественного перевода: ему принадлежат переводы на кабардинский язык сказок и сказаний с языков народов мира. Х. Бештоков часто выступает на страницах периодической печати с литературно-критическими статьями – обзорами о состоянии национальных литератур республики, о творчестве отдельных ее представителей, по проблемам культуры. За сорок лет плодотворной работы вышло более десятка сборников стихов поэта: «Ракетодромы» (1969), «Пора роз» (1973), «Земля отцов» (1978), «Мелодии Нартов» (1981), «Совесть» (1985), «Книга любви» (1988), «Одинокое дерево над рекой» (1991), «Лирика» (1993), «Дорога вдоль океана» (1998), «Удивительный мир» (2003), «Золотая осень» (2006), а также сборник литературно-критических статей «Родник адыгской словесности» (2009). Наиболее значительным художественным явлением стал роман-миф «Каменный век» (1985), получивший высокую оценку читателей, критиков и литературоведов.

Актуальность темы диссертационного исследования определяется недостаточной изученностью творчества Х. Бештокова, необходимостью восполнить существующий пробел в современном адыгском литературоведении.

Цели и задачи исследования. Целью настоящей диссертационной работы является структурно-теоретический анализ жанрово-стилевой палитры поэзии Х. Бештокова в тесной связи с мотивными полями, особенностями поэтики. В соответствии с поставленной целью представляется необходимым решение следующих задач:

провести идейно-содержательный и структурно-теоретический анализ поэтического творчества Х. Бештокова;

выявить основные мотивы лирики поэта;

определить жанрово-стилевое своеобразие лирики Х. Бештокова;

провести лингвистический анализ стихов;

выявить основные технические приемы стихосложения с определением доминирующих стихотворных размеров и способов рифмовки;

провести анализ лиро-эпических произведений автора;

исследовать художественно-эстетическую и нравственно-этическую концепции романа-мифа «Каменный век»;

изучить художественную символику названного романа.

Научная новизна диссертационной работы определена тем, что в ней впервые предпринимается попытка монографического исследования творчества одного из самых талантливых современных кабардинских поэтов – Х. Бештокова, осуществляется комплексный анализ его поэзии. Основное внимание уделяется национальной специфике, тематическому и жанровому многообразию, метрико-рифмовочной системе лирики поэта, а также всестороннему анализу романа-мифа «Каменный век»: определению особенностей жанра, идейной направленности, поэтики, изучению художественной символики. На наш взгляд, такое комплексное исследование поэзии Хабаса Бештокова способствует более глубокому постижению его творчества как целостной художественной системы.

Объект исследования. В качестве объекта исследования выбраны лирические (стихи) и лиро-эпические (пьесы «Имыс», «Кот из Стамбула»; драматические поэмы «Насрен Бородатый», «Переплывающие на лодке океан», поэма «Сароробот») произведения, а также роман-миф «Каменный век».

Степень научной разработанности темы. Поэтическое искусство Хабаса Бештокова вызывает читательский и научно-исследовательский интерес. К творчеству поэта обращались ведущие северокавказские литературоведы: Х.И. Баков, И.А. Кажарова, К.Н. Паранук, Ю.М. Тхагазитов, Ф.А. Урусбиева, М.А. Хакуашева. Названные авторы в статьях и главах монографий касались особенностей творческого мастерства и тематики произведений Х. Бештокова, но не затрагивали комплекс вопросов, связанных с концепцией художественных образов, основных мотивов, жанрово-стилевого, метрико-рифмовочного многообразия. Опора на труды указанных исследователей позволила нам открыть и проанализировать новые грани поэзии Х. Бештокова, связанные с жанрово-стилевой идентификацией и классификацией поэтических текстов, обозначением доминирующих мотивов, а также выявлением метрики и техники стихосложения поэта. На наш взгляд, такое комплексное исследование поэзии Х. Бештокова способствует выявлению основных тенденций развития его творчества в целом.

Методологическая основа работы. Исследование творчества Х.Бештокова проведено на основе сравнительно-типологического и текстологического изучения поэтических текстов автора. В выработке научной концепции мы опирались на труды известных отечественных и зарубежных ученых, в которых разработаны актуальные для нашего исследования подходы к изучению произведений литературы, а также на работы по вопросам взаимосвязей литературы и искусства. Это сочинения Гегеля, Л. Фейербаха, К.Г. Юнга, Х.Е. Керлота, Х. Кирло, И.Р. Бехера, Б.М. Эйхенбаума, Е.Г. Эткинда, Г.Н. Поспелова, В.В. Виноградова, Л.Я. Гинзбург, В.Е. Хализева, И.Л. Гринберга, Ю.М. Лотмана, А.Ф. Лосева, В.М. Жирмунского.

При анализе лингвопоэтики стихов мы опирались на труды известных отечественных и зарубежных языковедов: Ф.М. Березина, В.А. Звегинцева, Р.О. Якобсона и др.

В ходе исследования также использованы труды ведущих северокавказских литературоведов и критиков: Х.И. Бакова, А.М. Гутова, З.А. Кучуковой, К.Н. Паранук, Ю.М. Тхагазитова, А.Х. Хакуашева, М.А. Хакуашевой, К.Г. Шаззо.

Теоретическая значимость работы состоит в разработке одной из актуальных проблем северокавказского литературоведения – тематической классификации, жанровой идентификации, выявлении особенностей поэтики, проблематики и художественной символики творчества Хабаса Бештокова. Результаты исследования могут способствовать дальнейшему изучению литературно-критического творчества поэта и стать теоретическим обоснованием при изучении творчества других адыгских поэтов, а в более широком плане – исследованию эволюции жанровой специфики поэзии северокавказского региона, сравнительному изучению литературы народов Российской Федерации.

Практическая значимость диссертационной работы. Творчество Хабаса Бештокова включено в учебные программы средних школ и филологического факультета КБГУ. Настоящее исследование может стать учебным пособием и оказать помощь преподавателям и студентам в изучении современной кабардинской поэзии. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке спецкурсов по проблемам современного адыгского литературного процесса. Материалы диссертации могут послужить методологической основой для студентов и аспирантов в работе над курсовыми, дипломными, диссертационными работами.

Апробация работы. Основные положения и научные результаты диссертационного исследования прошли апробацию на международных, всероссийских, межрегиональных, региональных и республиканских научно-практических конференциях: Х международная конференция молодых ученых КБНЦ РАН (Нальчик, 2009); региональная научная конференция «А.П. Кешоков и развитие северокавказских литератур» (Нальчик, 2010); международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива – 2010» (Нальчик, 2010); IV всероссийская научная конференция молодых ученых «Наука и устойчивое развитие» (Нальчик, 2010); международная научная конференция «Художественный мир Юга России: синтезное мышление, диалог культур» (Карачаевск, 2010); региональная научная конференция «Творческое наследие Али Шогенцукова: теоретические аспекты изучения». К 110-летию со дня рождения поэта (Нальчик, 2011); «Республиканская научно-теоретическая конференция, посвященная 90-летию Б.И. Куашева» (Нальчик, 2011).

По теме диссертации опубликован ряд статей в журналах, реферируемых ВАК.

Диссертационная работа обсуждена на расширенном заседании кафедры литературы и фольклора народов Северного Кавказа Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (апрель, 2011), а также на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» (сентябрь, 2011).

Структура диссертации. Цели и задачи диссертационного исследования определили его структуру. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

Похожие диссертации на Поэзия Хабаса Бештокова: основные мотивы, жанровая система, поэтика