Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэзия Сафара Макитова в контексте северокавказской литературы Гергокова, Зарета Ахматовна

Поэзия Сафара Макитова в контексте северокавказской литературы
<
Поэзия Сафара Макитова в контексте северокавказской литературы Поэзия Сафара Макитова в контексте северокавказской литературы Поэзия Сафара Макитова в контексте северокавказской литературы Поэзия Сафара Макитова в контексте северокавказской литературы Поэзия Сафара Макитова в контексте северокавказской литературы
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гергокова, Зарета Ахматовна. Поэзия Сафара Макитова в контексте северокавказской литературы : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Гергокова Зарета Ахматовна; [Место защиты: Кабард.-Балкар. гос. ун-т им. Х.М. Бербекова].- Нальчик, 2011.- 184 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/477

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Поэт Сафар Исхакович Макитов (р. 1917) – одна из самых представительных фигур в истории балкарской культуры. Его художественные произведения, многочисленные песни, эссе, школьные учебники и хрестоматии во многом определяют развитие балкарской научной и эстетической мысли и составляют неотъемлемую часть культурного наследия Северного Кавказа. Он является автором около сорока сборников стихов и поэм. Его произведения изданы на родном балкарском, русском, украинском, кабардинском, осетинском и других языках ближнего и дальнего зарубежья. Признанием литературных заслуг мастера является присвоение ему почётных званий «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» в 1975 г. и «Народный поэт Кабардино-Балкарии» в 1985 г. Два поэтических сборника С. Макитова «Белые горы» и «Пишу жизнь» в 1977 году удостоены Государственной премии Кабардино-Балкарской республики. За участие в Великой Отечественной войне поэт награжден орденом Отечественной войны и 12 боевыми и юбилейными медалями. Свидетельством высокого авторитета поэта является факт его избрания в 1986 г. на пост Кабардино-Балкарского комитета защиты мира.

Творческий путь балкарского поэта С. Макитова, продолжающийся свыше семи десятков лет почти с зеркальной точностью отражает сложную и противоречивую историю духовных исканий народа, его идейные и эстетические черты, обусловленные временем. При этом следует отметить редкостную цельность художественного мышления С.Макитова, складывающуюся в единую эстетическую систему с устойчивым кругом ключевых образов.

С первых лет появления С. Макитова на литературной арене его творчество находится в поле зрения критиков, литературоведов, поэтов, писателей, журналистов, откликающихся на публикации балкарского поэта рецензиями, эссе, статьями. Среди этих авторов В. Пипинис, Д. Бычков, С. Тимофеев, Г. Юнин, А. Теппеев, З. Толгуров, Ф. Урусбиева А. Мусукаева, А. Сарбашева и другие, затрагивающие различные аспекты поэзии С. Макитова. Однако, к сожалению, до сих пор в северокавказском литературоведении творчество С. Макитова не получило достаточного освещения. Исследованию его художественного мира до настоящего времени не посвящена ни одна монография. Таким образом, актуальность данной диссертационной работы определяется необходимостью системного изучения поэзии С. Макитова в теоретическом и историко-культурном аспектах с проведением ее жанровой классификации, выявлением ключевых образов, определением философско-эстетической основы. На наш взгляд, без основательного изучения художественного мира и творческого пути С. Макитова сложно выявить общие закономерности, определяющие пути развития балкарской литературы в целом.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы – изучение поэзии Сафара Макитова как целостной эстетической системы с установлением ее литературных истоков и жанровых форм. Намеченная цель достигается решением следующих задач:

изучение историко-культурного контекста поэзии С. Макитова;

выявление просветительских традиций в творчестве поэта;

определение ключевых образов, символов, мотивов макитовской поэзии;

определение смыслообразующей роли пословиц и поговорок в поэтической системе С. Макитова;

проведение жанровой классификации макитовской поэзии.

Научная новизна. Предлагаемое диссертационное исследование по существу является первой попыткой целостного осмысления духовного наследия талантливого балкарского поэта, его места и роли в национальной литературе. В работе предпринимается попытка идентификации философско-эстетической платформы С. Макитова, особенностей его образной системы, а также жанровых модификаций его поэзии.

Объект исследования - многожанровое поэтическое творчество Сафара Макитова, представленное в основном на страницах сборников «Я пою» (1938), «Избранное: стихи и поэмы» (1997), «Бекболат» (2002), «Белые горы» (1971), «Порог» (1994). Для достижения наибольшей объективности исследования, для анализа поэтических произведений привлекаются только оригинальные тексты с параллельными переводами на русский язык, выполненными автором диссертационного исследования.

Предметом исследования являются различные аспекты поэтического творчества С. Макитова, рассмотренные в типологической соотнесенности со сходными явлениями в общероссийской литературной истории. В центре внимания исследователя – просветительские традиции, предопределившие своеобразие поэтики и творческий почерк балкарского поэта.

Степень изученности темы. Творчество С. Макитова в северокавказском литературоведении изучено явно недостаточно: труды о нем исчерпываются в основном рецензиями на поэтические сборники и откликами на отдельные произведения на страницах газет и журналов: Д. Маммеев, А. Мусукаева, Х. Малкондуев, А. Матинец, Г. Юнин, М. Сокуров, Т. Эфендиева и др. К этому можно добавить критико-биографический очерк А. Теппеева в «Очерках балкарской литературы (Нальчик, 1981) и обзорную статью А. Сарбашевой в Библиографическом словаре «Писатели Кабардино-Балкарии» (Нальчик, 2003). Будучи весьма лаконичными, все перечисленными работы содержат лишь самую общую характеристику творчества С. Макитова, не освещают многих важных проблем, связанных с идейно-эстетическими истоками его лирики, особенностями поэтики, своеобразием его творческого метода.

Методологическую основу работы составляет теоретическое положение Г.Д. Гачева об ускоренном развитии литературы, дающее ключ к осмыслению закономерностей развития как карачаево-балкарской поэзии двадцатого столетия, так и отдельно взятой творческой индивидуальности. При исследовании вопросов, связанных с поэтикой, мы учитывали ценные наблюдения, содержащиеся в трудах Бахтина М. М., Веселовского А. Н., Виноградова В., Гинзбург Л., Доманского Ю. В., Лихачева Д. С., Тынянова Ю. Н., Чумаченко В. К., Эпштейна М. Н., а также работах северокавказских литературоведов Х. И Бакова, Л.А. Бекизовой, Т.Ш. Биттировой, А.М. Гутова, А.М. Казиевой, З.А. Кучуковой, Х.Х. Малкондуева, А. Х. Мусукаевой, З.Х. Толгурова, Р. Я. Фидаровой, Р. Х. Хашхожевой, А.Х. Хакуашева, Т. Е. Эфендиевой и др. Основным методом исследования является сравнительно-историческое изучение литературных явлений, а также используются методы типологического и текстологического анализа поэтических произведений.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Системный анализ художественных произведений С. Макитова позволяет выявить определенные закономерности в развитии балкарской национальной литературы с уяснением ее приоритетных эстетических установок. Материалы диссертации, ее основные положения и выводы могут быть использованы в обобщающем труде – «История карачаево-балкарской литературы», при создании учебников и учебных пособий, на спецкурсах и спецсеминарах по творчеству Сафара Макитова, а также при сравнительно-типологическом изучении северокавказской и общероссийской поэзии двадцатого столетия.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. С. Макитов – самобытный карачаево-балкарский поэт, в творчестве которого нашли художественное преломление динамика и усложненность ХХ века, а также духовные, нравственные, философские и эстетические поиски нового героя.

2. Своеобразие художественного стиля С. Макитова определяется приверженностью поэта к школе просветительского реализма, которая, согласно закону «ускоренного развития новосистемных литератур» (Г. Гачев), органически вписалась в первой половине ХХ века в северокавказское эстетическое пространство.

3. Приоритетное место в просветительской поэтике С. Макитова занимают образы и мотивы, связанные с понятиями «свет», «порог», «мост», характеризующими самоощущение героя и его восприятие переходного исторического времени и динамического пространства.

4. Особенности просветительской поэтики в творчестве С. Макитова находят художественную реализацию на уровне концепции человека, идейно-тематического комплекса, жанрово-стилевой картины и системы экспрессивных средств.

5. Паремиологический материал (пословицы и поговорки) играют важную смыслообразующую и системообразующую роль в художественном творчестве С. Макитова. Повышенная функциональность поговорочно-пословичного комплекса в поэтических текстах обусловлена просветительским культом разума, предусматривающим передачу духовного опыта от поколения к поколению.

6. Доминантными в художественной системе С. Макитова являются поэтические жанры, внутренне тяготеющие к дидактике, нравоучению – назидательные поэмы-заповеди, басни, стихи с выраженным притчевым началом, авторские сказки, жизнеутверждающие песни.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в докладах на научных конференциях, в статьях, опубликованных в различных журналах и вестниках, в том числе в рецензируемом научном журнале, рекомендованном ВАК.

Диссертационная работа обсуждена на заседании кафедры русской литературы (сентябрь 2010 г.) и на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Российской Федерации (октябрь 2010 г.).

Структура диссертации. Цели и задачи определили структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Поэзия Сафара Макитова в контексте северокавказской литературы