Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэзия Руслана Семенова в контексте русскоязычной литературы Кабардино-Балкарии : вторая половина XX века Бекалдиева, Камилла Даниловна

Поэзия Руслана Семенова в контексте русскоязычной литературы Кабардино-Балкарии : вторая половина XX века
<
Поэзия Руслана Семенова в контексте русскоязычной литературы Кабардино-Балкарии : вторая половина XX века Поэзия Руслана Семенова в контексте русскоязычной литературы Кабардино-Балкарии : вторая половина XX века Поэзия Руслана Семенова в контексте русскоязычной литературы Кабардино-Балкарии : вторая половина XX века Поэзия Руслана Семенова в контексте русскоязычной литературы Кабардино-Балкарии : вторая половина XX века Поэзия Руслана Семенова в контексте русскоязычной литературы Кабардино-Балкарии : вторая половина XX века
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бекалдиева, Камилла Даниловна. Поэзия Руслана Семенова в контексте русскоязычной литературы Кабардино-Балкарии : вторая половина XX века : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Бекалдиева Камилла Даниловна; [Место защиты: Кабард.-Балкар. гос. ун-т им. Х.М. Бербекова].- Нальчик, 2011.- 174 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/316

Введение к работе

Актуальность темы диссертационной работы. Вопросы самоопределения, формирования художественной индивидуальности, этапов эволюции творчества, новизны тематики и образной системы отдельных художников слова остаются постоянным объектом научных исследований. Именно их творчество является характерным носителем социального сознания народа, среды и времени; эстетическое и художественное мышление этих писателей и поэтов представляет определенный интерес.

Одним из таких ярких поэтов, несущим в своем творчестве социально-нравственное сознание народа и эпохи, является Руслан Борисович Семенов (1948-1985), вошедший в кабардинскую поэзию в 70-х годах XX века. В 1970 году увидела свет его первая книга стихов «Улица звезд». После этого вышли еще три поэтических сборника: «Крона» (1974), «Футбол в зоопарке» (1976), «Стихи» (1983). После смерти поэта были изданы сборники: «Уроки совести» (1991) и «Кабардинские изречения» (1999).

Актуальность исследования художественной концепции творчества Р. Семенова объясняется прежде всего малоизученностью его поэзии, эстетических и художественных взглядов. Литературное наследие поэта невелико, но в целом оно обозначило новую веху в развитии кабардинской русскоязычной поэзии прошлого столетия. Мы попытались внести свой вклад в изучение значимости поэтического творчества Р. Семенова как русскоязычного национального поэта и всесторонне проанализировать его самобытный художественный мир.

Национальное эстетическое самосознание формируется на определенной ступени развития личности под влиянием конкретных объективных и субъективных факторов и определенного образа жизни. Многие детерминанты, повлиявшие на процесс формирования и развития русскоязычной литературы, безусловно, связаны с социальным развитием этносов, с их политическим самоопределением, уникальностью генофонда и в немалой мере зависят от этнопсихологических особенностей, от этнокультурного своеобразия нации и многих других обстоятельств.

Динамика объективного распространения двуязычия, взаимовлияние и взаимообогащение языков – это явление исторически необходимое, сложное, поскольку затрагивает духовную жизнь общества, языковые и другие художественные формы развития и существования нации.

Современная русскоязычная поэзия Кабардино-Балкарии определила качественно новый уровень развития художественной литературы республики, и этот феномен подтверждает актуальность данного научного исследования. Мы полагаем, что современный литературный процесс в национальной республике перестает быть явлением лишь локальным. Взаимодействуя с культурами малых и больших народов нашей страны и зарубежных стран, он естественно вливается в мировой литературный процесс.

Цели и задачи исследования определяются его темой, необходимостью научного осмысления важных проблем, связанных с особенностями художественного мировидения поэта Р. Семенова, его индивидуальными способами выражения кабардинской ментальности посредством эстетического и художественного мышления, сугубо личным использованием лексических средств образности русского языка и другими творческими принципами.

Главная цель работы – исследование русскоязычной поэзии Р. Семенова в контексте литературы Кабардино-Балкарии второй половины XX века (новаторство тематики и образной системы).

В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи:

– изучить понятие категорий времени, пространства и человека в художественном осмыслении поэта и доказать уникальность авторских представлений о хронотопе в жанре лирического стихотворения;

– выявить основную проблематику и идейно-эстетическую концепцию жанра лирических посланий и посвящений Р. Семенова;

– исследовать его специфику и национальное своеобразие как русскоязычного поэта в решении темы «родина и народ».

Степень научной разработанности темы. Проблемы эволюции и поэтики жанров, специфики эстетических и образных установок в творчестве Р. Семенова являются весьма актуальными и представляющими научный интерес. Некоторые вопросы решены в трудах А. Гутова, С. Моттаевой, М. Хакуашевой, Н. Шогенцуковой и др.

Отдельные вопросы его поэзии рассматриваются литературоведом Е.А. Куянцевой в докторской диссертации «Кабардинская лирическая поэзия XX века: культурно-эстетическая основа, философская направленность, поэтика стилей и жанров» (Нальчик, 2009), также лирика Р. Семенова анализируется Н.А. Шогенцуковой в монографии «Лабиринты текста» (Нальчик, 2002).

Отдельные аспекты поэтического творчества Р. Семенова были рассмотрены в рецензиях на его сборники стихов в газетах «Кабардино-Балкарская правда» и «Адыгское слово» (на кабардинском языке); в статьях А. Мусукаева «Путь к имени» (Кабардино-Балкарская правда, 1998, 24 сентября) и «Поэзия адыгской мысли» (Кабардино-Балкарская правда, 1998, 7 ноября); И. Терехова «Я среди людей на свете жил» (Кабардино-Балкарская правда, 1991, 28 сентября); З. Тхагазитова «Слышу твой голос» («Адыгское слово», 1998, 4 ноября); Б. Утижева «Ранимое сердце» («Адыгское слово», 1998, 27 октября).

Также были опубликованы статьи А. Гутова, Дж. Кошубаева, Р. Кумышевой, Е. Куянцевой, М. Маржохова, С. Моттаевой, А. Мусукаева, А.Мусукаевой, Ж. Семеновой, С. Сидоренко, М. Хафицы, Б. Чипчикова, Н.Шогенцуковой в книге «Руслан Семенов: «Пришел поклониться вам…». Жизнь и творчество» (Нальчик, 2008).

В науку о русскоязычной поэзии Северного Кавказа внес определенный вклад и создал новое направление в исследовании этой сложной проблемы К.М. Шиков в докторской диссертации «Закономерности развития русскоязычной адыгской литературы XIX – начала XX века (этнокультурная специфика творческой индивидуальности писателя и литературный процесс)», – Нальчик, 2006.

Современное исследование русскоязычной литературы Кабардино-Балкарии представлено многопланово и разнообразно. Хотелось бы отметить работы молодого ученого О.М. Абакаровой, ее кандидатскую диссертацию «Современная русскоязычная проза Кабардино-Балкарии: поэтика стилей и жанров» (Нальчик, 2005), а также исследования Н.В. Ефрюковой «Русскоязычная карачаевская и балкарская проза: жанровая эволюция и поэтика: на примере К. Кулиева и А. Суюнчева» (Нальчик, 2008) и статьи Т.Е. Эфендиевой. Ее отдельные суждения, наблюдения, оценки о русскоязычной литературе Кабардино-Балкарии были опубликованы в материалах конференций «Славянские чтения», проводимых регулярно Институтом гуманитарных исследований (г.Нальчик) в период 1980-2010 г.г.

При всем многообразии научных концепций, суждений и мнений по вопросу двуязычного художественного творчества в системе национальных литератур, до настоящего времени нет специального монографического исследования, посвященного отдельному кабардинскому русскоязычному поэту или прозаику.

Опираясь на достигнутое в научном осмыслении русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии и идейно-художественной концепции поэзии Р. Семенова, мы предприняли попытку исследовать национальный мир и художественные образы его лирики.

Все это позволяет определить актуальность темы исследования, ее цели и задачи, а также научную новизну.

Научная новизна работы. В диссертации впервые предпринимается попытка монографического исследования поэзии Руслана Семенова в контексте русскоязычной литературы Кабардино-Балкарии второй половины XX века.

Научная новизна данной работы состоит в том, что в ней всесторонне исследуется поэтическое наследие Р. Семенова, определившее особенности развития лирических жанров кабардинской русскоязычной поэзии, в частности, жанра лирических посланий и посвящений, в их национальной специфике и индивидуальной неповторимости, в своеобразии национальных образов мира. Впервые предметом исследования стали вопросы художественного мировидения поэта, его эстетического сознания.

Новизна диссертационной работы заключается также в том, что впервые предметом комплексного исследования стали произведения Р. Семенова, не являвшиеся ранее предметом специального рассмотрения северокавказских литературоведов и критиков.

Методологической основой диссертационного исследования стала ориентация на целостное восприятие литературного процесса северокавказской поэзии, на идею взаимодействия и взаимовлияния литератур разных народов, исторически имеющих общую судьбу, с тенденциями развития современной литературы, частью которой является русскоязычная поэзия Кабардино-Балкарии.

Изучая закономерности развития русскоязычной литературы республики на конкретном примере творчества кабардинского русскоязычного поэта Р.Семенова, мы опирались на труды отечественных авторов, изучавших проблемы современного литературного процесса. Базисным для нашего исследования стали работы С.С. Аверинцева, М.П. Алексеева, М.А. Барга, О.В. Богдановой, А.С. Бушмина, Г.Г. Гамзатова, Г.Д. Гачева, Л.Я. Гинзбург, Г.И. Ломидзе, Ш.А. Мазанаева, И.С. Скоропановой, К.К. Султанова, М. Эпштейна и др.

Значительную роль в изучении проблемы русскоязычной литературы народов Северного Кавказа в контексте взаимосвязей национальных литератур сыграли фундаментальные научные труды Х.И. Бакова, Л.А. Бекизовой, Т.Ш. Биттировой, Л.В. Витковской, А.М. Гутова, А.М. Казиевой, З.А. Кучуковой, Р.Г. Мамий, А.Х. Мусукаевой, З.Х. Толгурова, Ю.М. Тхагазитова, Ф.А. Урусбиевой, Р.Я. Фидаровой, А.Х. Хакуашева, Т.А. Чанкаевой, К.М. Шикова, Т.Е. Эфендиевой.

Для решения поставленной цели и задач в ходе диссертационной работы были применены различные методы исследования, в том числе сравнительно-сопоставительный и некоторые методы структурной поэтики.

Объектом исследования явилось поэтическое творчество Р. Семенова, изученное в аспекте поставленной проблемы, а также вопросы национального своеобразия поэта, его эстетического и художественного мышления. Это в основном лирические произведения из сборников: «Улица звезд» (1970), «Крона» (1974), «Футбол в зоопарке» (1976), «Стихи» (1983), «Уроки совести» (1991), «Кабардинские изречения» (1999). В сопоставительном плане изучалось и его неизданное литературно-критическое наследие: дневники, предисловия к книгам, переписка с писателями, краткие очерки о художниках кисти и слова, циклы стихов для детей дошкольного и младшего школьного возраста, пьеса «Царская совесть», эпическая поэма «Андемиркан», многочисленные наброски стихов, хранящиеся в личном архиве семьи.

Объектом исследования стали также отдельные факты его биографии и творчества, эстетические и литературно-критические взгляды, запечатленные в воспоминаниях современников, комментарии к лирическим произведениям Р. Семенова.

Хронологические рамки исследования определены периодами формирования поэтического творчества Р. Семенова, начиная от середины 60-х годов XX века, его первого сборника стихов «Улица звезд» (1970) до последней, изданной им, книги «Стихи» (1983).

Теоретическая значимость работы состоит в том, что анализируемая в ней концепция эволюции русскоязычной кабардинской поэзии, на примере поэтического творчества Р. Семенова, определение национальных особенностей формирования лирических жанров, могут способствовать дальнейшему комплексному изучению путей развития русскоязычной кабардинской поэзии второй половины XX века как в творчестве отдельного русскоязычного поэта, так и в целом в системе национальных литератур.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертационной работы могут быть использованы как в научной, так и в педагогической практике: стать учебным пособием для студентов национальной филологии при изучении истории кабардинской литературы XX века, в преподавании отдельных тем общего курса литературы народов Российской Федерации, в частности, при изучении творчества отдельных поэтов Северного Кавказа, а также при составлении учебных программ и спецкурсов по кабардинской поэзии.

Основные положения диссертационной работы, выносимые на защиту:

1. В историю кабардинской литературы русскоязычный поэт Р.Семенов (1948-1985) вошел как поэт-лирик. Он начал свой поэтический путь со сборника «Улица звезд» (1970), который сразу определил высокий уровень его художественных позиций.

2. Творчество Р. Семенова составило определенную страницу в истории кабардинской русскоязычной поэзии. По идейному содержанию, глубине и выразительности образов, отображения национального мировоззрения народа, художественному уровню он является одним из значительных национальных поэтов Северного Кавказа. Системный анализ его поэзии показал, что он творчески использовал художественные традиции фольклора, опыт русской поэтической школы, опирался на прогрессивные идеи отечественной и мировой литературы.

3. В художественном осмыслении категорий времени, истории и человека Р. Семенов в основном следовал традиционным поэтическим школам российских поэтов А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Блока, С. Есенина, из национальных поэтов придерживался нравственно-этических воззрений на Человека в пространстве, времени и истории – Р. Гамзатова, А. Кешокова, К. Кулиева, К. Отарова, Ад. Шогенцукова, и др.

4. Индивидуальное своеобразие воззрений Р. Семенова на роль и значение человека в жизни и истории сказалось в таких его произведениях, как «Я – человек: не все мне ясно…», «Не я Бог, а гончар я – мне счастье дано…», «Эскиз к автопортрету», «Тост в честь новорожденного», «О, как мы, люди, неспокойны…», «Сентябрь», «Земля моих предков – Кавказ», «Уходит время» и др.

В этих оригинальных стихотворениях Р. Семенову удалось художественным словом продемонстрировать свои нравственно-философские взгляды на человека, время и историю, обусловленные спецификой его мировоззрения, особенностями его эстетического и художественного мышления.

5. При всем оптимистическом мироощущении Р. Семенова, в ряде его произведений есть мотивы драматизма и одиночества. Трагическое одиночество лирического героя наиболее ощутимо в таких стихотворениях поэта, как «О, как больно полночью бездомной…», «Полночь. Думы. Участь», «Ночь осенних выгоревших рощ», «Я тебя забываю с годами…», «Жизнь – дорога, да нет в ней привала…», «Я вовсе на свете не первый…». В этих стихах Р. Семенова лирическая тема сужается до узко интимной (любовной), до темы исповеди перед читателем, у которого поэт как бы просит прощения за грусть, пессимизм и трагедийный характер его лирики.

6. Поэтическое творчество Р. Семенова отличается жанровым многообразием. Среди его баллад, романсов, элегий, философских четверостиший наиболее значимыми являются лирические послания и посвящения как жанр наиболее распространенный в русской классической и национальной поэзии.

Тематическая и идейно-эстетическая направленность лирических посланий и посвящений разнообразна. «Друзьям», «Рисую Кайсына Кулиева» – единство художественно-эстетической мысли и слова; «Памяти моего отца Б.Ю. Семенова», «Памяти Дмитрия Кедрина», «Памяти Бетала Куашева», «Памяти Хажмирзы Болиева», «Мы» (посвященное А. Налоеву) – об уроках нравственности и героизма в годы Великой Отечественной войны; стихи-послания Х. Бештокову, П. Кажарову, М. Кипову, А. Мусукаеву, И. Рехвиашвили, Б. Утижеву, А. Шарданову – о честности и гуманизме; лирические обращения к Ф. Искандеру, И. Ласкову, С. Сидоренко, К. Хуандову, Б. Шанибову, И. Шкляревскому – о детстве и юности в художественном осмыслении; «Блок», «Гесиод», «Бетховен», «Моцарт, пишущий «Реквием», «Бекмурза Пачев», «Венский монолог Бетховена» – о смысле и назначении искусства. О своем понимании любви как о божественном даре Р. Семенов говорит в лирических посланиях, обращенных к женщинам: «На пятигорской дороге», «Пять романсов. Май», «Анна-Мария», «Талисман (Зине Виноградовой)» и др.

7. Поэтическое новаторство Р. Семенова проявилось не только в лирических посланиях и посвящениях, но и во всех других родах и видах: в лирических балладах, циклах стихов о родине и народе. Его гражданская, патриотическая лирика отличается высоким пафосом, накалом чувств, своеобразием решения нравственного выбора «жизнь-смерть», «радость-печаль». Эстетический идеал и нравственный пафос поэзии Р. Семенова 60-80-х годов XX века объясняется рядом объективных и субъективных факторов, художественным сознанием эпохи, в которую жил и творил поэт.

8. Поэзия Р. Семенова проникнута идеями гуманизма, любви и высокой духовности. Он в совершенстве владел лексическими средствами образности русского языка, традиционным силлабо-тоническим стихосложением, рифмой и строфикой. Его стих имеет определенную значимость в кабардинской русскоязычной поэзии второй половины XX века.

9. Изучение поэтического и литературно-критического наследия Р.Семенова, его мировидения и анализ произведений осуществлялись нами с учетом специфики развития и формирования кабардинской поэзии 60-80-х годов XX века.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в докладах на научно-практических конференциях: республиканская научно-практическая конференция «Культурно-историческое наследие», посвященная 150-летию со дня рождения Кязима Мечиева (Нальчик, 2009); всероссийская научно-практическая конференция «Вклад регионов Юга России в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» (Элиста, 2010); III Международная научно-практическая конференция «Культура, искусство, образование на рубеже веков» (Северо-Кавказский государственный институт искусств, Нальчик, 2009) и др.

По теме диссертационной работы опубликовано семь статей, одна из них в ведущем рецензируемом журнале, рекомендованном ВАК («Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета», Пятигорск, 2010).

Диссертация обсуждена на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» (сентябрь, 2011), на расширенном заседании кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (май, 2011) и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Характер избранной темы, поставленные цели и задачи диссертационной работы определили ее структуру, которая состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Поэзия Руслана Семенова в контексте русскоязычной литературы Кабардино-Балкарии : вторая половина XX века