Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дагестанский исторический роман второй половины ХХ века: самобытность и типологическая общность Омаршаева, Эльмира Магомедовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Омаршаева, Эльмира Магомедовна. Дагестанский исторический роман второй половины ХХ века: самобытность и типологическая общность : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.02 / Омаршаева Эльмира Магомедовна; [Место защиты: Дагестанский государственный педагогический университет].- Махачкала, 2011.- 342 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В свете неослабевающего интереса к жанру исторического романа его исследование представляется особенно актуальным. Данный интерес также обусловлен новым осмыслением исторического прошлого и некоторых спорных форм освещения таких периодов, как Октябрьская революция и Великая Отечественная война. Кроме того, дискуссии на этот счет давно вышли за рамки чисто литературоведческих.

Изучение дагестанского исторического романа особенно важно в контексте активно развивающихся исследований в области истории литературы. Проблемы поэтики жанров и их сравнительного изучения считаются перспективными, тем более, когда речь идет о таком нерегламентированном и молодом для дагестанской литературы жанре, как роман. Исторический роман, как ни один другой жанр художественной литературы, обусловлен общественно-политической обстановкой, главенствующей идеологией периода его создания. Не только изображенные в произведении события, но и само историческое полотно, особенности его поэтики, структуры и т.д. являются ценными для исследования соответствующей эпохи.

Что касается выбранного для исследования периода второй половины ХХ века, то он стал наиболее продуктивным для дагестанской литературы в целом и для исторического романа в частности. Именно тогда было сделано много художественных открытий, произведения же дагестанских авторов сделали качественный «скачок» в своей эволюции.

Степень изученности темы исследования. В последние десятилетия были проведены следующие значительные исследования, посвященные жанру исторического романа: «Положительный герой в современной советской литературе», «Формы общности советской многонациональной литературы», «Этот живой феномен: Советская многонациональная литература вчера и сегодня») Ч. Гусейнова; «Поэтика исторического романа. Проблема инварианта и типология жанра (На материале русской литературы ХIХ – начала ХХ века)» В.Я. Малкиной; «Грузинский советский исторический роман 30-х годов (В сопоставлении с русским историческим романом)» М.О. Каджаи; «Украинский исторический роман 60–80-х годов. Проблема исторической и художественной правды» В.Г. Чумака; «Адыгский исторический роман (становление и развитие жанра, формирование историзма художественного мышления и проблема художественной интерпретации исторической действительности)» Р.Х. Камбачоковой; «Исторический роман в русской литературе последней трети ХХ века» Н.М. Щедриной; «Северокавказский роман: Художественная и этнокультурная типология» А.Х. Мусукаевой; «Истоки и развитие башкирского исторического романа» Мурзагуловой З.Г. и др.

Что касается жанра исторического романа в дагестанской литературе, то его освещение можно найти в исследованиях Х.М. Хамзаевой «Становление историко-революционного романа в дагестанской литературе»; С.X. Ахмедова «На путях развития дагестанской советской прозы», «Дагестанская литература: закономерности развития», «Социально-нравственные ориентиры дагестанской прозы», «Художественная проза народов Дагестана»; А.М. Вагидова «Социалистический реализм и развитие даргинской литературы», «Поиск продолжается», «Дагестанская проза второй половины XX века»; Г.Г. Гамзатова «Дагестан: историко-литературный процесс», «Преодоление. Столкновение. Обновление: На путях формирования дагестанской советской литературы», «Художественное наследие и современность: Проблемы преемственности и взаимодействия дагестанской литературы»; М. Гусейнова «Картины эволюции кумыкской прозы 60–80-х годов», «Кумыкская проза начала ХХ века».

Рассматривая различные точки зрения на исторический роман, можно условно разделить их в зависимости от оценки того или иного критерия романа данного типа (документализма и доли вымысла, соотношения реальных исторических лиц и вымышленных, временной дистанции и временных границ и т.д.)

Несмотря на обилие соответствующих литературоведческих работ, до сих пор существуют спорные моменты в определении жанровой структуры исторического романа, особенностей его поэтики. Это связано с тем, что для большинства исследователей в центре внимания стоит история, а не теория жанра. Отметим, что принадлежащие различным авторам определения исторического романа порой значительно отличаются. Обнаруживается и недостаточность большинства называемых критериев для выявления специфики данного жанра. Данное обстоятельство вызывает затруднения в определении круга произведений, относящихся к жанру исторического романа.

По мере формирования жанра исторического романа в дагестанской прозе возникла необходимость его всестороннего исследования, глубокого изучения различных видов исторических романов, исследования генезиса его идейно-художественных функций, рассмотрения проблемы связей фольклора и современного литературного процесса, соотношения исторического факта, вымысла и домысла в произведениях этого жанра и т.д.

Отметим, что исследованию исторической прозы в дагестанском литературоведении долгое время не уделялось достаточного внимания. Причиной была малочисленность произведений этой жанровой разновидности, а также элементарная недоступность читателям и исследователям даже тех образцов исторической прозы, которые существовали. Ситуация изменилась во второй половине ХХ века, когда историко-литературных повестей и романов стало гораздо больше.

Предметом исследования послужили следующие произведения: «Сулак - свидетель» М. Хуршилова с его широким охватом действительности; первый в дагестанской прозе историко-биографический роман «Махач» И. Керимова; романы М. Магомедова «Месть», «Раненые скалы», «Гром над горами», «Горы и степь»; произведение К. Меджидова «Сердце, оставленное в горах»; романы М.–С. Яхъяева «Три солнца: повесть об Уллубие Буйнакском» и «В полдневный жар...», основанные на документах и исторических фактах; историко-революционный роман «Манана» А. Абу-Бакара; романы А.П. Соловьева «Сын Мариона», «Рождение государства»; произведение «Батырай» Х. Алиева.

Объектом исследования являются самобытность и типологическая общность дагестанского исторического романа второй половины ХХ века, в частности, его становление и развитие на данном этапе, типология исторических и вымышленных персонажей, особенности конфликта и характер его разрешения, а также типология структурных и содержательных аспектов данного жанра. Для исследования нами выбран период второй половины ХХ века, так как он является наиболее плодотворным в развитии жанра исторического романа в Дагестане.

Цель исследования – описание самобытности и типологической общности дагестанского исторического романа второй половины ХХ века, а также динамики данного жанра и его поэтики.

Достижение указанной цели предполагает реализацию следующих исследовательских задач:

– выявление путей и форм эволюции жанра исторического романа в дагестанской литературе;

– исследование жанровых модификаций дагестанского исторического романа;

– изучение способов реализации в исследуемом типе романа принципа историзма, в частности, художественной философии истории и изображения персонажей, обусловленных спецификой жанрa, соотношением художественного и документально-исторического;

– анализ различных форм выражения авторского сознания, позиции автора-повествователя и автора-героя в дагестанском историческом романе;

– характеристика ключевых хронотопов, типов композиции и конфликта, проблематики, а также структурно-организующей роли лейтмотивов;

– систематизация типологических особенностей дагестанского исторического романа и выявление закономерностей их функционирования;

– описание идейно-художественных особенностей, самобытности, традиционного и новаторского в дагестанском историческом романе второй половины ХХ века, а также его роли и тенденций развития в дагестанской литературе тенденций развития в русле общероссийского литературного процесса.

Методологические и теоретические основы исследования. Методика настоящего исследования предполагает целостный анализ вышеуказанных художественных произведений; методология же основывается на разработанных в литературоведении вопросах теории жанра исторического романа, на анализе жанра исторического романа в дагестанской литературе с точки зрения его эволюционного развития. Научно-теоретической основой диссертации послужили труды отечественных ученых-литературоведов, разрабатывающих проблемы, которые связаны с анализом проблем жанра и поэтики исторического романа. Это работы Л.П. Александровой, Ю.А. Андреева, Т.Г. Богатыревой, И.К. Горского, Ч. Гусейнова, Н.А. Дахужевой, А.Х. Дзыбы, В.Д. Днепрова, Т.И. Дроновой, М.О. Каджаи, Р.Х. Камбачоковой, В.В. Кожинова, В.Я. Малкиной, З.Г. Мурзагуловой, А.Х. Мусукаевой, О.С. Октябрьской, В.Д. Оскоцкого, С.М. Петрова, А.И. Филатовой, Л.М. Чмыхова, Н.М. Щедриной, В.М. Юдина и др. А также труды известных дагестанских литературоведов: А.-К.Ю. Абдуллатипова, З.Н. Акавова, С.Х. Ахмедова, А.М. Вагидова, Г.Г. Гамзатова, М. А. Гусейнова, Х.М. Хамзаевой и др.

Методы исследования. В диссертации использованы историко- сопоставительный, историко-функциональный, аналитический, описательный методы, а также функциональный, системный и типологический подходы. Научная новизна работы состоит в следующем:

– на основе исследования социально-исторического контекста произведений отдельных дагестанских писателей охарактеризованы особенности и закономерности функционирования дагестанского исторического романа второй половины ХХ века;

– описаны некоторые содержательные аспекты дагестанского исторического романа названного периода: события, положенные в основу романов (типология исторических событий и точек зрения на них); концепция истории в каждом романе, различия и точки соприкосновения; идейная направленность произведений; частноисторическая и архетипическая проблематика; конфликты, характер их разрешения; доля вымысла, герои реальные (и их исторические прототипы) и вымышленные;

– проанализированы структурные особенности дагестанского исторического романа (нарративная структура; композиционные особенности; пространственно-временные характеристики; образная система; поэтика заглавий);

– исследованы художественный язык дагестанского исторического романа, система исторических имен и топонимов, различные пласты общеисторической лексики и национально-специфичной исторической лексики, а также приемы художественной образности (связь с фольклором, метафоры, сравнения, пословицы, историческая стилизация, интертекстуальность и т.д.).

– выявлены и систематизированы типологические, традиционные черты и своеобразие, национальный колорит дагестанского исторического романа второй половины ХХ века, а также определена его роль для дагестанской литературы в целом.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что она дополняет имеющиеся представления о дагестанском историческом романе второй половины ХХ века, в частности раскрывает следующие его особенности: бытование в виде разнообразных жанровых модификаций; «правдоподобие» и типичность изображаемых вымышленных персонажей и порой недостаточную художественность в обрисовке реальных исторических фигур; фактическую независимость историзма в произведениях от соотношения доли вымысла и правды; изображение этносов в качестве ключевых героев дагестанских исторических полотен; изменение приоритетов в области лиро-эпических конфликтов в рассматриваемых романах; довлеющую над стилем дагестанского исторического романа анализируемого периода публицистичность и, как следствие, близость к документальной прозе; сходство поэтики дагестанского исторического романа с фольклорной; рассмотрение второй половины ХХ века как переломного, рубежного периода для дагестанского исторического романа, с признаками интенсивного углубления и психологизации, обогащения всех художественных аспектов произведений данного жанра, и т.д.

Настоящее исследование нацелено на анализ специальной литературы по интересующему нас жанру и обобщение полученных данных с опорой на конкретный материал дагестанского исторического романа. Его изучение на примере дагестанской формы бытования может не только содействовать анализу других инвариантов романа, но и позволит учитывать его национальный колорит. Кроме того, исследование типологии дагестанского исторического романа позволяет подвести некоторые итоги, значимые не только для дагестанской литературы. Таким образом, применение данного подхода помогает полноценному описанию дагестанской литературы второй половины ХХ века с целью лучшего понимания ее истоков и тенденций ее дальнейшего развития.

Практическая ценность исследования состоит в том, что его результаты можно использовать при анализе произведений других национальных литератур; материалы диссертации могут быть использованы при чтении спецкурсов и проведении спецсеминаров по литературам народов России в вузах, а также при изучении творчества дагестанских писателей в высших и средних специальных учебных заведениях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Дагестанский исторический роман второй половины ХХ века опирается на фольклорные источники, а также на достижения советской многонациональной литературы; превалирует фольклорно-эпическая героизация образов, активно используются преувеличения, а также антитеза как организующий принцип в расстановке персонажей, в результате чего герои произведений, как правило, поляризуются (в романе советского периода, в первую очередь, – по принципу классовой принадлежности).

2. В основе дагестанского исторического романа – всегда подлинные исторические лица. В ранних произведениях советского периода при их изображении часты отступления от принципа историзма и психологизма, но постепенно концепция исторических личностей (и положительных, и отрицательных) потеряла свою однозначность. Вымышленным персонажам в большинстве случаев сообщаются типические черты, приближающие их к достоверности реальных персонажей. Историзм дагестанского исторического романа зависит не столько от количества задействованных исторических фигур, сколько от достоверности, адекватности изображаемого, даже вымышленного. Основные события в произведениях названного типа – это революция и Великая Отечественная война, сплав документальности и художественного вымысла, причем у каждого автора их соотношение варьируется: в зависимости от времени создания произведения (постсоветский период ознаменован отказом от однополярности и социологизированности: на первый план выходит психологизм, углубляется принцип историзма); выбора изображаемой эпохи (дагестанский историко-революционный роман более приближен к документальной прозе); замысла художника; наличия документальной основы или иных целей.

3. Дагестанский исторический роман второй половины ХХ века затрагивает разнообразные темы, в основе которых – традиционные архетипы (жизнь и смерть, любовь и вера, творчество и т.д.). Функцию идейно-тематической квинтэссенции выполняют афоризмы, пословицы и поговорки. Преобладают классовые конфликты, связанные с революцией, коллективизацией, а также конфликт на почве веры. В последнем случае ислам часто отождествляется с насилием, превалирует негативное, порой сатирическое освещение религии. В произведениях же постсоветского периода появляются образы высоконравственных духовных лиц; акценты с внешних событий и конфликта классов перемещаются в область духовных исканий отдельных героев.

4. Ключевые хронотопы дагестанского исторического романа второй половины ХХ века – это традиционные горы и аулы; как и иные хронотопы они социально окрашены. Эпицентрами исторических потрясений становятся места людских скоплений: открытые пространства улиц, годеканов, площадей, базаров, городов, характеризующие и количественное соотношение сил, и масштабность происходящего. Анализируемые произведения отличаются также обилием исторических топонимов, обеспечивающих достоверность, фактологичность повествования.

5. В дагестанском историческом романе последних десятилетий ХХ века усиливается субъективное начало, активизируется авторское присутствие. Позиции автора-повествователя и «автора-героя» во многом определяют сюжетную и композиционную организацию анализируемых произведений; следует говорить о жанрообразующей роли автора. Повествование выражается в композиционном плане с помощью описания (природы, местности, внутреннего переживания и внешних черт персонажей), рассуждений и комментариев, а также элементов рамочной композиции, вставных новелл, ретроспекции и проспекции, скачкообразности, прерывности, параллельности и многоплановости. Основные типы композиционно-стилистических единств в дагестанских исторических романах – прямое авторское повествование, стилизация различных форм устного бытового повествования и различных форм «полулитературного» (письменного) бытового повествования (письма, дневники и т. п.), а также различные формы авторской речи (моральные, философские, научные рассуждения, риторическая декламация, этнографические описания, и т.п.). В лексике переплетаются архаизаторски–стилизаторское направление и живая народная речь; в поэтике наблюдается близость к фольклору: обилие сравнений (чаще людей – с животными), традиционных метафор и синтаксического параллелизма и т.д.

6. Дагестанский исторический роман второй половины ХХ века представлен в виде таких модификаций: а) историко-реалистический жанр (главный герой – выдающаяся историческая личность, в центре изображения – крупные исторические события; вымысел используется, но больше при описании вымышленных героев); б) историко-романтический жанр (свободное обращение с документом, историческим фактом; преобладание романтического и приключенческого начал над исторической достоверностью; изображение вымышленных событий наряду с реальными историческими; не воспроиз-ведение исторических фактов, а раскрытие образов героев как главная цель).

7. Во второй половине ХХ века дагестанский исторический роман интенсивно развивался, обладая всеми необходимыми типологическими чертами жанра (историзм как ядро, суть исторического романа; эпическое сознание, художественная философия истории, концепция исторической личности, единство мира (эпохи) и человека (личности), причинная связь между характерами и обстоятельствами, временная дистанция между писателем и изображаемой эпохой, архетипическая проблематика, диалектика исторических перемен и т.д.). При этом он сохранил собственное, неповторимое лицо и национальный колорит (близость к фольклорной поэтике; постепенная утрата первостепенности документализма для жанра исторического романа, и, как следствие, меняющиеся по мере развития данного жанра в дагестанской литературе формы сочетания и соотношение историзма и художественного вымысла; активное авторское начало; сложное композиционное строение, значительные этнический и религиозный компоненты, сочетание реалистического и романтического принципов изображения действительности).

8. Дагестанский исторический роман второй половины ХХ века претерпел существенные и сущностные изменения почти всех своих художественных аспектов, эволюционировав от фольклорной эстетики к советской, и далее – к постсоветской. В дагестанской литературе появились вначале социально-исторические, затем историко-биографические романы, пройдя все стадии от односложности к многомерным народным характерам, от исследования классовых конфликтов – к анализу нравственных проблем. Пора расцвета исторического романа в Дагестане – 70-80-е годы ХХ века, с последующим расширением тематического и жанрово-стилевого многообразия.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры литературы народов Дагестана Дагестанского государственного университета. Его основные положения и выводы нашли отражение в научных докладах, представленных на международных, региональных, межвузовских, республиканских научных и научно-практических конференциях.

По теме диссертации опубликовано 4 монографии и 28 научных статей.

Структура и объем диссертации. В соответствии с поставленными целью и задачами исследования была определена структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертации на Дагестанский исторический роман второй половины ХХ века: самобытность и типологическая общность