Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Принцип народности и формы его эстетического выражения в украинском советском историческом романе (на материале произведений О. Гончара, С. Скляренко, П. Загребельного) Соболь Валентина Александровна

Принцип народности и формы его эстетического выражения в украинском советском историческом романе (на материале произведений О. Гончара, С. Скляренко, П. Загребельного)
<
Принцип народности и формы его эстетического выражения в украинском советском историческом романе (на материале произведений О. Гончара, С. Скляренко, П. Загребельного) Принцип народности и формы его эстетического выражения в украинском советском историческом романе (на материале произведений О. Гончара, С. Скляренко, П. Загребельного) Принцип народности и формы его эстетического выражения в украинском советском историческом романе (на материале произведений О. Гончара, С. Скляренко, П. Загребельного) Принцип народности и формы его эстетического выражения в украинском советском историческом романе (на материале произведений О. Гончара, С. Скляренко, П. Загребельного) Принцип народности и формы его эстетического выражения в украинском советском историческом романе (на материале произведений О. Гончара, С. Скляренко, П. Загребельного) Принцип народности и формы его эстетического выражения в украинском советском историческом романе (на материале произведений О. Гончара, С. Скляренко, П. Загребельного) Принцип народности и формы его эстетического выражения в украинском советском историческом романе (на материале произведений О. Гончара, С. Скляренко, П. Загребельного) Принцип народности и формы его эстетического выражения в украинском советском историческом романе (на материале произведений О. Гончара, С. Скляренко, П. Загребельного)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Соболь Валентина Александровна. Принцип народности и формы его эстетического выражения в украинском советском историческом романе (на материале произведений О. Гончара, С. Скляренко, П. Загребельного) : ил РГБ ОД 61:85-10/333

Содержание к диссертации

Введение

1. Фольклоризм украинского советского исторического романа 27

2. Содержание, формы и функция трагического 68

3. Драматическое - доминирующая форма эстетического выражения народности 100

4. Комическое как форма критики существующей действительности и выранюния народного оптимизма в украинском историческом романе 126

5. Гармоническое - форма эстетического выражения народного идеала 165

Выводы 177

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы, В условиях переживаемого исторического периода, когда идет борьба "за умы и сердца миллиардов людей на планете"1, "всю нашу идеологическую, воспитательную, пропагандистскую работу, - отмечал в речи на Пленуме ЦК КПСС Генеральный секретарь нашей партии Ю.В.Андропов, - необходимо решительно поднять на уровень тех больших и сложных задач, которые решает пар-тия в процессе совершенствования развитого социализма" .В решении задач, намеченных партией в идеологической работе, большую роль играет советская литература. Пропаганде коммунистических идеалов служат как произведения о нашей современности, так и произведения, повествующие о далеких исторических эпохах.Произведения исторического жанра воспитывают у советских людей любовь к Родине, ее героическому прошлому, уважение к лучшим традициям других народов.

Ю.В.Андропов,выступая на торжественном заседании, посвящен -ном шестидесятилетнему юбилею нашей Родины, указывал, что воспитание советских людей в духе взаимного уважения и дружбы всех наций и народностей страны, любви к своей Советской Родине, интернационализма, солидарности с трудящимися других стран - это постоянная, непреходящая по своему значению задача.

Перед писателями, работающими в жанре исторического романа, самой сложной задачей всегда являлась научно-объективная оценка исторического содержания воспроизводимой эпохи и ее художественно верное воплощение. В нашей партийной прессе и ряде партийных документов неоднократно отмечалось,что "как нигилистическое отноше -

Речь Ю.В.Андропова на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 года.-Матери алы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г.-М.: Политиздат,1983, с.7.

Там же, с.5.

Андропов Ю.В.Шестьдесят лет СССР.-М.:Политиздат,1982,с.15. _ 4 - ние к прошлому, недооценка, а тем более игнорирование прогрессивных достижений национальных культур, так и узко понимаемое увлечение стариной, ее идеализация, воспевание патриархальщины, гиперболизация значимости отдельных,нередко второстепенных исторических событий и явлений, подчас этакое национальное самолюбование, разумеется, несовместимы с целями и задачами коммунистического воспитания .

Из вышеизложенного вытекает не только гражданская,воспитательная, но и научная актуальность развития исторического романа и поисков новых путей в его изучении, позволяющих полнее и глубже реализоваться его идейно-художественным, эстетическим, воспитательным и идеологически-наступательным возможностям. А направляют поиски.новых художественных средств и форм народность и партийность - исходные идейные принципы литературы социалистического реализма. '

Весьма плодотворным в этом плане нам представляется изучение народности украинского советского исторического романа. Как ключевую проблему для развития литературы социалистического реализма определил народность А.Метченко .

Вокруг проблемы народности всегда велась острая идеологическая борьба, потому что именно здесь проявляется непримиримость между буржуазной и социалистической идеологией. Особую актуальность проблема народности приобретает в наши дни в связи с усилением идеологической борьбы, с активизацией деятельности буржуазных и буржуазно-националистических эстетиков, проповедующих "защиту" искусства от политики, которая на самом деле открыто или

Щербицкий В.В. Доклад на собрании актива республиканской партийной организации "О задачах партийных организаций республики,вытекающих из доклада Генерального секретаря ЦК КПСС тов.Ю.В.Андропова "Шестьдесят лет СССР".-Правда Украины,1983,26 марта.

Метченко А.Кровное,завоеванное.- ГЛ.: Сов.писатель,1975,с.35. завуалированно выражает стремление наших идеологических противников противопоставить развитие советской литературы политике партии, представить метод социалистического реализма как свод "требований" и "прописей" . Опасную подрывную деятельность проводят и представители буржуазного ревизионизма. Э.Фишер .например, призывает отказаться от понятий "партийность", "классовая точка зрения", "связь с народом". Они для Фишера и ему подобных . - "слова-призраки", анафемные термины . Следовательно, на современном этапе возрастает идеологическая актуальность проблемы народности. Научная актуальность вытекает из необходимости рассмотрения народности в аспекте эстетического идеала, эстетических и художественных форм его выражения в историческом романе. Более подробная характеристика научной актуальности поставленной проблемы подана ниже.

Цель работы:осмыслить многообразие содержания и эволюцию эстетических и художественных форм выражения народности в украин -ском советском историческом романе, общее и специфическое для творчества каждого из романистов в выражении народности.

Задачи исследования:раскрыть содержание, эстетические и художественные формы выражения народности: фольклоризм, трагическое, драматическое, комическое,гармоническое.

Идея работы. Аксиологический аспект неизбежен при самом объективном изображении исторической действительности, как и совре-

Об изобличении попыток буржуазных идеологов и ревизионистов атаковать марксистско-ленинские основы литературы социалистического реализма, ее определяющие принципы партийности и народности, социалистического интернационализма см.: Дончик В. Правду не здолати /Проти буржуазних та буржуазно-націоналістичних фальсифікацій радянської літератури/- К.:Наукова думка, 1977.

0 деятельности псевдоученого Фишера см. в кн.: Суровцев Ю. В лабиринте ревизионизма. Эрнст- Фишер, его идеология и эстетика* - М. Худож. литература, 1972. менности. Изучение его эстетического содержания и художественных форм выражения глубже раскрывает не только закономерности эстетического и художественного осмысления исторического прошлого,но и дает возможность оценить степень и характер народности произведений исторического жанра.

Научная новизна исследования. В работе впервые предприни - /> мается попытка исследования фольклоризма как наиболее яркой формы народности украинского советского исторического романа,а также анализ его народности в аспекте эстетических категорий.Анализ осуществляется по иерархической системе эстетических категорий, апробированной на Всесоюзной конференции 1978г. в г.Днепропетровске .Изучение таких форм эстетического выражения народности, как фольклоризм, трагическое, драматическое, комическое и гармоническое обогатит представление о методе и стиле советского исторического романа и о своеобразии проявления метода социалистического реализма в одном из специфических его жанров. Анализ идейно-эстетического потенциала исторической романистики сквозь призму эстетических категорий позволяет определить ряд новых особенностей творчества исследуемых писателей.

Объектом исследования являются исторические романы 0.Гончара, С.Скляренко,П.Загребельного,созданные в период2 последнего

1 Эстетические категории в литературоведческом и искусствоведче ском анализе.Всесоюзная научная конференция.Тезисы докладов. - Днепропетровск.:Изд-во Днепропетров.ун-та,1978.

2 В выборе периода исследования мы опираемся на положение Б.Сучко ва о начале в середине 50-х гг., когда "советское общество ста ло обретать черты развитого социализма",нового этапа в развитии художественного метода советской литературы/Сучков Б. Действен ность искусства.-М.:Сов.писатель,1978,с.89/.Что касается исто рической романистики,то именно в середине 50-х гг.украинский исторический роман,благодаря собственно органическому росту и вдумчивому освоению опыта русской и мировой романистики исторического жанра, выходит на всесоюзную орбиту /См.:Новиченко Л. На путях к эпическому синтезу.- В кн.: Советский роман.Новаторство, Поэтика. Типология.- М.:Наука, 1978, с.550/. тридцатилетия /IS52-I982 гг./. Украинский роман рассматривается в контексте развития советской многонациональной исторической "романистики, в сопоставлении с произведениями таких мастеров,как

Г.Абашидзе, Айбек, Б.Шинкуба, В.Миколайтис-Путинас, А.Кекильбаев

Т.Каипбергенов, Я.Кросс, Б.Васильев, В.Инфантьев.

Защищаемые положения.

Украинский советский исторический роман 1952-1982 гг. характеризуется интенсивным проявлением народности. Это обусловило многообразие форм эстетического выражения народноети:фольклоризм, трагическое, драматическое, комическое, гармоническое.

Фольклоризм, самая яркая и всепроникающая форма народности, в украинском историческом романе исследуемого периода проходит сложную эволюцию от простого, порой примитивного обращения к фольклору - до усложненного фольклоризма, который становится типологическим явлением, "работающим" на раскрытие психологической глубины характеров.

Авторский идеал /его понимание прекрасного/ и антиидеал /понимание безобразного/ фактически выражаются во всех эстетических категориях - результат динамического отношения идеала и действительности. Каждая из категорий имеет свои характерные содержательно-художественные формы выражения как вообще в советском историческом романе, так и в индивидуальном творчестве писателей.Анализ индивидуальной специфики выражения трагического, драматического, комического, гармонического и взаимодействия между этими категориями в конкретных произведениях раскрывает новые грани идейно-художественного содержания творчества и стиля писателя.

В романах 0.Гончара, С.СкляренкоДІ.Загребельного доминирует драматическое при глубокой социальной насыщенности трагического, " комического и гармонического. Трагическое играет героизирующую роль, комическое имеет непосредственную связь с народной смеховои культурой, в основе которой лежит народный идеал, гармоническое единично и функционирует преимущественно в сфере желаемого, а не реального.

При названных свойствах у каждого из писателей ярко выражена творческая индивидуальность, черты которой в самом общем виде можно сформулировать следующим образом.

Специфика драматического и трагического в романах 0.Гончара заключается в том, что глубина социальной проблематики и в наиболее острых проявлениях проникнута возвышенной верой в торжество идеалов революции. Романы С.Скляренко отличает аналитический подход автора к трактовке характеров и событий. Писатель крайне редко предоставляет своим героям право открытого выявления их позиции, а это существенно обедняет палитру трагического и драматического, сообщая им ненужный мелодраматизм. Лля трагического и драматического у П.Загребельного характерна особая экспрессия его художественного выражения. Это обусловлено тем, что трагическое всегда проявляется в действии, события и характеры самовыявляются, а не представлены в пересказе, как у 0.Гончара и, главным образом, у С.Скляренко.

Комическое в украинском советском историческом романе 1952-1982 гг. развивается от"веселой"сатиры и добродушного юмора /у 0.Гончара/ к доминанте комического без смеха, к публицистичности /у С.Скляренко и П.Загребельного/. Публицистичность С.Скляренко зиждется на несколько наивном негодовании, порицании чуждых народу явлений. J П.Загребельного это публицистичность иного качества и уровня. Она вытекает из глубины психологического исследования характеров и обстоятельств. П.Загребельный тяготеет к интеллектуально насыщенной сатире, к язвительному обличению человеческих пороков таким образом,что в явлениях, присущих конкретно-исторической эпохе,актуализируются вечные, общечелове- ческие проблемы.

Гармоническое в романах 0.Гончара и С.Скляренко, воплотив -пшх наиболее характерные черты украинской романистики 50-х гг., активно выходит за рамки межличностных отношений, захватывает социально-общественные явления и поэтому в пространственно-вре -менном плане оно более широко. В романах П.Загребельнощ,в нас -тоящее время в наибольшей степени /и в наибольшем количестве / представляющих современный украинский исторический роман, заметно значительное уменьшение "дозы" гармонического. Вместе с тем отмечаем качественное изменение его функций. Гармоническое начинает "работать" на глубину характера, становясь одним из средств богатого психологического инструментария писателя. Гармоническое как бы снова перемещается в сферу межличностных отношений, но уже на новом, более высоком уровне, помогающем осмыслить через судь -бу отдельной личности - народную судьбу.

Методология и методика исследования.Методологическим фундаментом диссертации являются труды К.Маркса,Ф.Энгельса,В.И.Ленина, материалы ХХУІ съезда КПСС и материалы июньского/1983 г./ Пленума ЦК КПСС, постановления ЦК КПСС "0 литературно-художественной критике", "0 дальнейшем улучшении идеологической,политико-воспитательной работы", "0 творческих связях литературно-художественных журналов с практикой'коммунистического строительства", материалы УП съезда писателей СССР и УШ съезда писателей Украины.

Из ряда существующих эстетических систем мы избрали и опи-

I Борев Ю.Основные эстетические категории. - М.: Высшая школа, I960; Он же: Комическое. - М.: Искусство, 1970; Он же: 0 трагическом. - М.: Сов. писатель, 1961; Он же: Эстетика.- М,: Политиздат, 1981; Зись А. Искусство и эстетика,- М.: Искусство, 1975; Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике.-Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1971; Крюковский Н. Основные эстетические категории.-Минск.:Изд-во БГУ им.В.И.Ленина, 1974. раемся на систему эстетических категорий Фроловой К.П., которая разрабатывается и внедряется кафедрой украинской литературы Днепропетровского университета. Эта система базируется на категориях тенденциозности, классовости и партийности, формирующих идеал и антиидеал. Она развивает мысль Кагана М.С. о динамическом соотношении идеала и действительности, где прекрасное и безобразное соответственно выражают идеал и антиидеал и являются категориями -критериями, а трагическое, драматическое, комическое, гармоническое - результатами соотношения идеала и действительности.

Наша методика состоит в том, что мы будем последовательно анализировать социальное и эстетическое содержание и художественные формы выражения трагического, драматического, комического, гармонического в исторических романах 0.Гончара, С.Скляренко,П.За-гребельного, что позволит нам сделать выводы о своеобразии народности у каждого из писателей и поможет глубже раскрыть содержание народности рассматриваемых произведений.определить их идейно-эстетический потенциал.

Рассмотрение эстетических форм выражения народности мы начинаем с фольклоризма: во-первых, он ярко выражен и органичен в украинском историческом романе, во-вторых., в нем проявляются все эстетические категории. Рассмотрение фольклоризма по категориям обеднило бы представление об обращении писателей к истокам народного творчества.

Практическая ценность работы.Положения диссертации могут быть применены в литературоведческой практике при изучении эстетического выражения народности, в преподавании курса истории украинской литературы с целью показать на конкретном анализе новые аспекты проблемы народности, исследовать художественное произведение в единстве и взаимосвязи эстетических форм выражения принципа на- - II - родности с идейно-художественным замыслом и авторской позицией, концепцией исторического прошлого народа и роли народных масс в истории, являющейся важной особенностью литературы социалистического реализма. Материал данного исследования может быть основой специального курса для студентов филологического и исторического факультетов, факультатива в школе. Кроме того, положения диссертации могут использоваться в лекционной работе по пропаганде и популяризации достижений украинской советской литературы.

Настоящая работа является частью проводимого кафедрой украинской литературы Днепропетровского университета исследования, звеном ведущего направления на факультете /її гос.per. 8I0674I0/.

Апробация работы. Основные положения исследования докладывались на итоговых научных конференциях днепропетровского университета /1981, 1982, 1983/, на научной республиканской конференции в Киеве / 1983 /, дважды обсуждались на заседаниях кафедры украинской литературы. Раздел "Гармоническое -форма эстетического выражения народного идеала" вошел в научно-технический отчет кафедры за I98I-I982 год/ УДК 883.3.:7.05, регистрационный її 8I0674I0. Эстетические категории в украинской литературе. Гармоническое, Часть П, раздел П, С.2-12. Протокол її 6481 от 9 декабря 1982 года/.

Публикации.

Эстетическое выражение пафоса народности в исторических романах 0.Гончара, С.Скляренко, П.Загребельного .-Днепропетровск, 1982. - 33 с. - Рукоп. представлена Днепропетр. ун-том. Деп. в ИНИОН АН СССР от 21.06.82 г., її 10453.

Фольклоризм современного исторического романа.- Днепропетровск, 1982. - 44 с. Рукоп. представлена Днепропетр. ун-том. Деп. в ИНИОН АН СССР от 08.07,82 г., її 10609.

3. До джерел поетики радянського історичного роману. - Радянське літературознавство, IS83, ІЬ 10, с.43-50.

Структура и обьем работы.Диссертация состоит из 184 страниц машинописного текста /введение, пять глав и выводы/. Прилагается библиография на 28 страницах.

Зк Я К

Идейно-методологической основой марксистской концепции народности является теоретическое наследие К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Но еще в реалистической эстетике революционеров -демократов впервые было утверждено то демократическое понимание народа и народности, которое актуально и в настоящее время.

В домарксистской эстетике теория народности наиболее глубоко была разработана В.Г.Белинским и Н.А.Добролюбовым,которые сумели связать идею народности не только с жизнью и интересами масс, но и с освободительной борьбой трудящихся. Проблема народности была центральной и в творчестве Т.Шевченко, Н.Гоголя, Н.Некрасова, Н.Чернышевского, Л.Толстого, И.Франко, Леси Украинки.

Требование народности литературы прозвучало более чем полтора века назад, в России, у истоков народности стояли Радищев, декабристы, Пушкин. Термин народность, впервые сформулированный П.А.Вяземским и введенный в литературное обращение О.М.Сомовым в 1823 году .претерпел значительные изменения

I Емельянов Л. Развитие литературы и проблема народности. - В кн.: 0 прогрессе, в литературе,- Л.: Наука, 1977, с. 163. - ІЗ - в объеме и содержании .

Материалистические взгляды на народность, на роль народных масс в истории впервые были высказаны К.Марксом, который считал, что великие художники "всегда связаны невидимыми нитями с телом народа" . Маркс, - писал В.И.Ленин, - смотрел на историю " с точ- ки зрения тех, кто ее творит" . В.И.Ленин дает строго научный анализ содержания понятий народ и народность, учит не забывать о классовой неоднородности, социальной дифференциации общества,осуществить которую возможно, только руководствуясь принципом коммунистической партийности: "... Мы отстаиваем партийность принципиально, в интересах широких масс, в интересах их освобождения от всякого рода буржуазных влияний, в интересах полной и полнейшей ясности классовых группировок" .

В работах В.И.Ленина принцип народности получил качественно новое осмысление. Искусство, по мысли Ленина, "должно быть понятно массам и любимо ими", и в то же время оно призвано "поднимать их" , "быть немножко впереди" народных масс. Неоценимое значение и важность в числе других требований к литературе и искусству имеет то, что они должны "пробуждать в массах художников и разви-

7 вать их" .

Значительный вклад в дальнейшее углубление и развитие принципа народности во всех его аспектах внес М.Горький. На Первом всесоюзном съезде писателей М.Горький охарактеризовал народность

Применительно к российской действительности исследователи выделяют три основных этапа в развитии народности,которые в целом соответствуют этапам освободительного движения.

Маркс К.,Энгельс Ф. Соч., т.33, с.147.

Ленин В.И.Поли.собр.соч., т.14,с.379.

Ленин В Л. Поли. собр. соч.., т.19, с.НО.

Ленин В.И.О литературе и искусстве.-М.:Искусство,1967,с.567.

Там же, с.641.

Там же, с.657. как магистральную линию развития всего мирового искусства, определяющую в нем все самое прогрессивное и деятельное. М.Горький развил мысль о том, что не только в условиях социализма, но и во все времена творцом культуры был прежде всего народ, а не буржуазия. "Смысл процесса развития культуры, - говорил М.Горький, -никогда не понимался буржуазией как необходимость роста всей мае- сы человечества' /подчеркнуто нами - B.C./. В последних словах отражен один из важнейших аспектов народности и партийности литературы эпохи социалистического реализма. "Он заключается в осознании того, - пишет А.Метченко, - что народное в обществе, дос -тигшем морально-политического единства, стало новым, зримым ша-том к общечеловеческому". На современном этапе развития литературы социалистического реализма неизмеримо возрастает научно-теоретическая и методологическая значимость учения В.И.Ленина о народности и партийности. Вопросам творческого развития народности и партийности в трудах В.И.Ленина посвящены работы Й.Дзеверина,

А.Иезуитовй, В.Воробьева0, А.Дремоваь, Ю.Барабаша , Л.Плоткиыа?

Горький Ї/І. Собр. соч.в 30-ти т., т.27, с.303.

Метченко А. Кровное, завоеванное, с.279.

Дзеверін І. Естетика ленінізму і питання літератури. - К.: Дніпро, 1975.

Иезуитов А. Живое орудие. Принцип партийности литературы в трудах В.К.Ленина.-Л.:Лениздат,1973.

Воробйов В.Ленінське вчення про партійність і народність літератури та його розвиток в матеріалах ХХУ з"їзду КЇЇРС- Українська мова та література в школі, 1975, В І.

Дремов А. Народность - проблема партийная, проблема эстетическая. Знамя, 1972, В 10.

Барабаш Ю.О народности- М.: Сов.писатель, IS70. ІЗлоткин Л. Писатель и эпоха. - Л.: Сов.писатель. Ленинград. от-ние, 1981 .

Практически все научные работы по проблеме народности базируются на ленинском учении о партийности. Ведь коммунистическая партийность не только связана с народностью, но и является высшим ее выражением, она помогает искусству и литературе стать подлинно народными.

Ленинский принцип литературы, - пишет Ан.Дремов, - "не только глубочайшая теоретическая концепция. Это главный методологический принцип исследования и оценки художественных явлений". Известно,что по проблеме народности существует огромная литература, в которой раскрываются вопросы,касающиеся как истоков, так и современного содержания народности , соотношения народности и

Дремов Ан. Партийность литературы и современность.-М.:Худож. литература, 1980, с.17.

Фактически все исследователи, говоря о народности,касаются истории становления и развития проблемы: Гей Н. Народность и партийность литературы.- М.:ГИХЛ,1964; Барабаш 10. 0 народности.-М.:Сов.писатель,1970; Он же: Вопросы эстетики и поэтики.-М.: Сов.Россия, 1976;Метченко А. Кровное,завоеванное.-М.:Сов.писатель, 1975 ;Поспелов Г. Народность литературных произведений.-

В кн.:Теория литературы.- М.:Высшая школа,1978;Волков И.Партийность искусства и социалистический реализм.- М.: Искусство, 1974; Булгаков Н. Термин "народность" в его историко-литературном развитии. - В кн.: Вопросы прикладной лингвистики. - Днепропетровск.: Изд-во Днепропетров. ун-та,1970; Он же: Проблема народности в современном советском литературоведении.- В кн.: Проблемы художественного мастерства.- Днепропетровск.: Изд-во Днепропетров. ун-та,1972;Титов С. 0 народности как выражении социальной сущности и специфики искусства. - Воронеж.Y Изд-во Воронеж, ун-та,1976; Емельянов Л. Развитие литературы и проблема народности.- В кн.: 0 прогрессе в литературе.- Л.:Наука, 1977; Шамота Н..У истоков вечной темы. - Знамя, 1980, М,2; Кузьмичев И. На страже правды народной. - Лит.учеба, 1979,)53-, Дремов А.,Попков В.Народность литературы социалистического реализма. - М.:Искусство, 1981. Хватов А. Пути народности и ре -ализма.- М.: Сов.писатель, 1980; Кузнецов Ф. Еще раз об истории и народности.- Москва, 1973, Ш 3. массовости, ведутся споры по ряду проблем . Так, в ходе последней дискуссии была четче осознана и определена назревшая необходимость достижения того, "чтобы наша лучшая, подлинно народная литература в целом становилась литературой всенародной, общенародной, подлинно массовой, чтобы она, а не псевдолитература,фор- мировала душу и убеждения народа". Единственно возможный и самый верный путь к тому, - отмечает Ф.Кузнецов, - " в устремлении литературы к такому содержанию, которое бы отвечало коренным, главенствующим социальным и духовно-нравственным потребностям души народа на современном этапе его исторического развития. А это значит - применительно к сегодняшнему дшо - углубление исследовательских начал в литературе, ее непримиримость к социальному злу и стремление дойти до корней и истоков этого ала, утверждение героических начал в нашей действительности, героических характеров, в трудной, упорной борьбе отстаивающих народные инте-ресы. наш общественный идеал" /подчеркнуто нами - B.C./.

Советские литературоведы много сделали в исследовании коммунистической партийности и народности литературы социалистического реализма. Известны глубокие исследования как общих вопросов народности в истории литературы, так и проявлений народности в

См., например, дискуссию "Культура: народность и массовость", развернувшуюся на страницах "Литературной газеты", где затронуты важные проблемы национального и интернационального, национального и социального /1982, №&, 21,23,24,27,28,30,32,34 ,35, 38,46,47,49,50;I983: М/.

См.: Литературная газета,1983, 5 января.

Там же . творчестве отдельных писателей . "С развитием идеи народности,-отмечает И.Гей, - постепенно проясняется значение реальной исторической силы народа, который проявляет себя в создании как материальных, так и худолшственных ценностей, возникает все более сложный,богатый и многосторонний художественный образ народа . Создание образа революционной народной массы как творца истории ' является художественным открытием социалистического реализма. Акад. М.Б.Храпченко подчеркивает, что для художников социалистического реализма "... отражение действительности с новых позиций означает живое включение в процессы созидания нового общества, действенное формирование духовного облика его строителей...Здесь заключены существенные отличия социалистической народности от народности творчества выдающихся художников прошлого". Выработанный в советской науке термин "социалистическая народность" отражает новый качественный сдвиг в развитии самой проблемы,он имеет непосредственную связь с расширением демократии советского общества и формированием новой исторической общности людей-советского народа.С.Н.Титов исследует возникновение всенарод -ности как черты коммунистического общечеловеческого искусства.

Барабаш Ю. Указ.работа;Волков И.Ф. Партийность искусства и социалистический реализм.- М.:Искусство,1974; Гей II. Народ -ность и партийность литературы.- М.:Худож.литература,1964; Дремов А.К..Попков В.А. Народность искусства социалистического реализма. - М.: Искусство, 1981; Дымшиц А. Литература и народ.- Л.: Лениздат, 1958; Егоров А. Искусство и общественная жизнь. - М.: Сов.писатель, 1959;Кузьмичев И.К. Герой и народ. - М.: Современник,1973;Натев А. Искусство и общество.-М.:Прогресс, 1966; Шамота Н. Художник и народ.- Гл.:Сов.писатель, I960.

Гей Н. Указанная работа, с.99.

Хралченко М.Б .Художественное творчество, действительность,человек. - М.: Сов.писатель, 1978, с.169. "Всенародность как высшее проявление народности искусства, - отмечает автор, - отнюдь не отменяет, не отрицает национальной характерности искусства. Напротив, всенародность предполагает органический сплав национального и интернационального, классового и общечеловеческого" . С.Н.Титов выделяет четыре фактора, обусловившие развитие народности социалистического искусства.Во-первых, советское искусство стало живой летописью трудных и сложных этапов борьбы народа за победу социализма. Во-вторых, своеобразие народности определяется не только тем, что изображается, но и как изображается, и новизна в изображении имеет конкретно-историческое проявление в зависимости от основного направления деятельности советского народа в определенный исторический период его жизни. В-третьих, художественное творчество в советском обществе приобретает характер деятельности, открыто направленной на выполнение задач, поставленных партией и народом. "В связи с этим происходит взаимопроникновение и совпадение принципов коммунистической партийности и народности социалистического искусства... В-четвертых, конкретно-историческое проявление народности советского искусства связано с развитием социальных условий его функ- ционирования, культурного уровня широких народных масс" . Такие грани проблемы народности, как соотношение народности, партийнос- ти и классовости литературы , соотношение народного и националь-

4 ного, национального и интернационального^ в литературе нашли ши-

Титов С.Н. Указанная работа, с.184.

Титов С.Н. Там же, с.182.

См.названные выше работы Ю.Барабаша,С.Н.Титова,И.Ф.Волкова.

См.:дискуссии 50-60-х гг. на страницах журнала "Дружба народов", Сб.: Единство.-М.:Худож.литература,1972; Сб.Література і формування інтернаціональної свідомості.- К.: Рад.письменник, 1975; Габридов И.Х. 0 национальном и интернациональном в советской литературе. - Алма-Ата.:Наука, 1978; Іомидзе Г. Няциональ-. ная культура и народность литературы.-Дружба народов, 1871,Jp2; Тимофеев л.И. Основы теории литературы.-М.:Просвещение,1976 и др. рокое исследование. Такие исследователи, как Г.Ломидзе, М.Логви-ненко, М.Пригожий, М.Левченко, в качестве наиболее активных тенденций современной литературной жизни выделяют следующие:сближение творчества с современной жизнью, общность жизненных интере -сов народов нашей страны, обусловившая создание в каждой литературе своеобразного и многопланового коллективного портрета народа-строителя, расширение жанровых горизонтов литератур. Особый смысл и значение имеет тенденция выражения национального как особенного в общесоветском, а советского - как-общего для всех национальных литератур народов СССР . "В социалистическом обществе, - пишет Й.Х.Габридов, - понятия национального и народного "сближаются", хотя и не совпадают, не отождествляются. Народность - понятие более социально-конкрет-ное . Ученый приходит к выводу", что "в каждой национальной культуре, помимо неповторимой специфики, обусловленной социально-историческими, национальными особенностягли, содержатся общие черты, отвечающие духовной жизни народов, человечества".

В научной литературе нашла отражение и проблема соотношения национального и интернационального в народном характере.Н.Воро -бьева, исследуя проблему соотношения в характере советского человека национального, интернационального и общесоветского, приходит к выводу, что понятие "советский характер" наполняется новым содержанием. "Мир советского человека, - пишет Н.Воробьева, - раскрывается в литературе в его социально-общественном, нравственном, эстетическом измерении. Традиции предшествующих поколений переплавляются в новое качество, национальное их содержание, освобож-

Сб. Література і формування інтернаціональної свідомості. -К.: Рад.письменник, 1975.

Габридов И.І. Указанная работа, с.41.

Там же, с.234. даясь от всего отжившего, исторически противоречивого, становится народным, а народное в новых общественных условиях обогащается идеологией пролетарского интернационализма, выступает как об-щезначимое; общесоветское' /подчеркнуто нами - B.C./.

Одной из наиболее актуальных и в то же время наименее разработанных проблем теории социалистического реализма является проблема эстетического идеала. В степени выражения искусством эс-тетического идеала народа, полагает М.Яценко , находит выражение эстетический аспект проблемы народности, один из трех основных . Ю.Барабаш считает, что эстетический идеал "нужно рассматривать лишь в неразрывной связи с целым комплексом таких коренных вопросов эстетики, как идейная позиция и партийность художника, сте -пень народности его нравственных и эстетических критериев, концепции прекрасного, образ героя, жизненная и художественная правда и т.д.' .Ю.Барабаш, опираясь на такие критерии народности, как обращение писателя к важнейшим проблемам жизни народа и раскры -тие психологической правды народных характеров, типов, быта, языка, национального колорита, доказательно утверждает мысль, что народность эстетического идеала художника в итоге выступает кри-! терием народности в литературе .

1 Воробьева Н.Н. Принцип историзма в изображении характера: клас сическая традиция и советская литература. - М.: Наука, 1978, с.233.

Яценко М. На рубежі літературних епох.-К.:Наукова думка, 1977, с.П.

М.Т.Яценко выделяет философский, социологический и эстетический аспекты проблемы народности.

Барабаш Ю. 0 народности, с.137

Там же, с. 223-230.

В советской литературоведческой науке все настойчивее звучит мысль о необходимости исследовать проблему народности в свя- зи с проблемой эстетического идеала . "Один из плодотворных лу -тем разработки проблемы эстетический сущности партийности и на - родности - установление и исследование ее связи с проблемой эс- тетического идеала", - пишет Ан.Дремов . Народность художественного произведения зависит прежде всего от характера эстетического идеала, воплощенного в нем. Эта мысль о соотношении идеала и народности, казалось бы сама собой разумеющаяся, представляется нам чрезвычайно важной. В конечном итоге именно от идеала зави -сит пафос всего произведения, пафос /по В.Г.Белинскому/ как конкретно-чувственное воплощение идеи, как единство разума и воли. Пафос, по заключению В.Г.Белинского, рождается в состоянии вдохновения, когда разум поэта созерцает "таинство высшего мира, а воля его движет горами" . С этого, собственно, и начинается эстетическое /в смысле bdotiiboz - чувственное переживание/ воплощение идеала, эстетическое выражение народности. Однако пафосй как страсть воплощающая, по словам Белинского, "любовь к

См.:Барабаш 10. О народности;Дремов А.К.,Попков В.А. Названная работа.

Дремов Ан. Народность - проблема партийная, проблема эстетическая. - Знамя, 1972, & 10, с.192-193.

Белинский В.Г. Собр. соч. в 13-ти т. - М.: Изд-во АН СССР,1954, т.4, с.501. к В данном случае мы считаем плодотворной разработкой пафоса Г.И.Поспеловым /Теория литературы.- М.:Высшая школа, 1978/, Е.Г.Рудневой /Пафос художественного произведения. - М.: Изд-во Носков, ун-та, 1977; она же: идейное утверждение и отрицание в художественном произведении. - М.: Изд-во Москов. ун-та, 1982/. идее , не может не иметь аксиологического аспекта, который выражается в эстетических категориях трагического, драматического, комического, гармонического.

В этом плане следует сказать, что эстетическое выражение принципа народности на конкретном литературном материале / как, впрочем, и теоретически/ еще не исследовано. Отсюда вытекает актуальность исследования выражения народности в определенных эстетических категориях: когда, в каких произведениях в изображении той или иной исторической эпохи доминировал пафос трагического, драматического, комического; в каких взаимоотношениях находились исторические оценки, выраженные эстетически; в каких художественных формах они выражались.

Кроме того, литература, претендующая на выражение народного идеала, в разной степени и разными формами впитывала в себя фольклор. Возникает особое явление, именуемое фольклоризмом, который является одной из самых ярких и существенных форм выражения народности. Изучение фольклоризма как в русской литературе, так и в украинской имеет глубокие научные традиции. Освоению теории фольклора посвящены труды В.Я.Проппа, В.Е.Гусева, проблемы творческого освоения фольклора литературой разрабатывались и дореволюционными исследователями /И.Франко,Ф.Колесса/, и советскими /А.Дей, О.Мишанич, 0.Гончар, М.Яценко и др./. Свидетельством интереса к фольклоризму на современном этапе может служить ряд

I Белинский В.Г. т.7, с.312. - 23 -т авторитетных исследований , дискуссии, развернувшиеся на страни- цах журналов "Вопросы литературы" и "Дніпро".

Особый интерес для нас представляет фольклоризм украинского исторического романа как самая яркая форма выражения народности в произведениях 0.Гончара, С.Скляренко, П.Загребельного.

Кроме того, что издано большое количество работ по проблеме народности, существует и специальная литература по творчеству избранных нами для исследования писателей. Разнолланово и объемно исследована историко-революционная дилогия "Таврія" /1952/ и

См.:Бойко В.Г.Поетичне слово народу і літературний процес. -К.: Наукова думка,1965; Карпенко А.И. 0 народности Н.З.Гоголя. -К.: Изд-во Киев.ун-та,1973; Мишанич О.В. Григорій Сковорода і усна народна творчість. - К.: Наукова думка,1976; Яценко М.Т. На рубежі літературних епох.- К.:Наукова думка,1977; Медриш Д. Н. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики.- Сара -тов.: Изд-во Саратов, ун-та, 1980;Далгат У.Б. Литература и фольклор. -М.: Наука,1981; Кочетов В.Н. В.Я.Шишков и устное народное творчество. - М.: Изд-во Москов. ун-та,І98І;Гончар 0.1. Українська література передшевченківського періоду і фольклор.-К.: Наукова думка, 1982 и др.

См.статьи В.Кубилюса, Ы.Джусойты, И.Аузиня, П.Мовчана,Е.Осетрова, А.Эбаноидзе, В,Якименко, К.Султанова /Вопросы литературы, 1976, В 8, 1977, И,1977, Ш,1978,1,«; 1978, Ш,1978,№11/.

См. статьи М.йльницкого, Г.Штоня,В.Брюховецкого, В.Дончика, М.Стрельбицкого, А.Кравченко, В.Панченко, Л.Новиченко /Дніпро, 1980, й 12; 1981, Ж 1-7/. - 24 -"Перекоп" /1957/ 0.Гончара . Как значительное явление в украин -ской литературе, как весомый вклад в советскую историческую романистику рассмотрены романы "Святослав"/1959/ и "Володишір"/1962/ С.Скляренко?

Бабишкін Л. Олесь Гончар,- К.:Днілро,І968; Дончик В. Визволення гармонії,- У кн.:Про Олеся Гончара,- К.:Рад.письменник,I96b; Загребельний П. Роздуми на іменини.- У названій книзі; Козаченко В. Роман про Каховку.- Дніпро,1952, ЩО; Коваленко В.Утверди ження духовної краси. - У названій книзі; Килимник 0. Олесь Гончар.- К.:Дніпро, 1966; Левада 0. "Таврія" Олеся Гончара.- У кн.: Письменник і доба. - К.: Рад.письменник,1976;Малиновська М.ІО. Олесь Гончар.- К.:Дніпро,І97І; Машинський С. Завжди в поході... - У названій книзі; Новиченко Л. Из размышлений над прозой Гончара и литературной современностью.- В кн.:Не иллюстрация - открытие.- М.:Сов.писатель,1969; Он же:Від "Прапороносців" до "Перекопу". - У кн.: Життя як діяння.- К.:Дніпро, 1974; Наєнко М.К. Краса вірності - К.-Дніпро,І98І;0скоцкий В. Богатство романа.- М.:Сов.писатель. І976;0стрик М. Художня панорама XX століття. - У наз.книзі;Пархоменко М. Олесь Гончар -романист.- В кн.Обновление традиций!.- М.:Худож.литература, 1975.Проблеми творчості 0.Гончара.Тези доповідей та повідом -лень міжвузівської наукової конференції,- Дніпропетровськ:Вид-во Дніпропетров. ун-ту, 1964.

Білецький 0. Семен Скляренко и его роман "Святослав", Про роман Семена Скляренка "Володимир" - В кн.:Білецький Олександр. Зібрання праць у 5-ти т.,т.З; Грицай М.С. С.Скляренко. Літературний портрет,- К.:Дніпро, 1980; Донець Л. Риси нової якості. - Жовтень, 1972. JS І. Ільницький М. Хай відають нащадки. -Вітчизна, 1977, В І; Кормілов СІ. Художній історизм та його специфіка в соціалістичному реалізмі. - Рад.літературознавство, 1982, ЖЗ;Моргаенко П. Певец славы народной.- Радуга,1964, В 6; Он же: Семен Скляренко.- У кн.:Скляренко С.Твори в 5-ти т.,т.1. - К.:Дніпро, 1965; Оскощшй В. Роман и история. - М.: Худож. литература, 1980;Рыльский М. Семен Скляренко и его роман "Владимир".- В кн.: Скляренко С. Владимир,- М.:Худож,литература, 1981; Сиротюк М.И.Український радянський історичний роман. -К.:Вид-во АН УРСР,1962;Филатова А.И.Киевская Русь в современном историческом романе.-Русск.литература,1982,і2;Шішло B.C. Творчий шлях Семена Скляренка.-К.:Вид-во Київ.ун-ту,1969.

Широкий круг вопросов, касающихся развития современного исторического романа,затронут и в специальной литературе о произведениях П.Загребельного: "Диво" /1968/, "Первоміст" /1969/,"Смерть у Києві" /1972/, "евпраксія" /1974/, "Роксолана" /1979/, "ЯБогдан" /І982/1. І Білий 0. І сторизм і проблема часу. - Рад.літературознавство, 1976, ЖЕ2. Он же: Літературний герой у контексті історії.-К.: Наукова думка,1980; Брюгген В. Настя.Хуррем. Роксолана.- Дніпро, 1981, JS 3; Василевич Б. Міст між віками.- Жовтень,I97I,J$3; Голубєва З.С. Нові грані жанру.- К.: Дні про, 1978. ; Гончаренко Б., Шаховский G. Художник исследует историю.- Литературное обозрение, 1974, т 6; Дончик В. Ідеали правда і краси.- Всесвіт, 1979, J-Б 8; Жулинський M. Обнадійливий досвід прози. -Вітчизна, 1980, J І2;І98І,М; Он же: Сповідь у безсмерті.-Літ. Україна, 7 липня 1983 p.; Кравченко І.Краса життя і правда мистецтва. - Жовтень, 1971, $. 8; Кухар-Онишко О.С. Становлення стилю письменника. - Рад.літературознавство, 1974, J7; Лысенко В. Не математическая сумма.- Дружба народов, I97I,J7; Наєнко М. На бистрині часу.- Рад .літературознавство, 1983 ,J8; Ыовиченко Л. Хто звів семибрамні Фіви. - У кн.:Життя як діяння. - К.: Дніпро, 1974; Оскоцкий В. Историзм и история. -Дружба народов, 1971, МО: Он же: Роман и история.- М.:Худож.литра, 1980; Овчаренко А. Зрелость реализма. - Вопросы литературы, 1981, Ш 9; Пархоменко М. Жестокие контрасты. - Лит.обозрение, 1979, М2; Слабошпипький М. Загадка Павла Загребельно-го.- Радуга, 1980, ЖЕ;Історична і історико-революційна проза.-Рад.літературознавство, 1981, Jffi; Он же: Триумф и трагедия Роксоланы. - Радуга, 1982, В 3; Фащенко В. Багатство справжнє і ілюзорне. - Рад літературознавство, 1981, JS; Он же: У глибинах людського буття. - К.:Дніпро, 1981; Он же: Дума про людину, про народ.- Рад.літературознавство, 1978, JS 12; Он же: І диво це ніколи не кінчається. -Київ,1983, №7,с133-138федоровская Л.Человек и логика "антижизни". - Дружба народов, 1976, JS 12; Шаховський С. Романи Павла Загребельного.- К.:Рад. письменник, 1974; Он же:Трагічне и комічне в сучасному романі. - У кн.: Проблеми. Жанри. Майстерність. 6 випуск.- К.:Рад.письменник, 1974,

Анализ научной литературы по творчеству 0.Гончара, С.Скля-ренко, П.Загребельного показывает, что исследованы стилевые манеры писателей, своеобразие их творческих методов, специфика художественного историзма.

Но объектом творческого интереса еще не стала проблема эстетического выражения народности в произведениях 0.Гончара, С.Склярен-ко и П.Загребельного. Следовательно,поставленная нами проблема является актуальной и в идеологическом, и в идейно-воспитательном, и в научном аспектах.

Фольклоризм украинского советского исторического романа

Специфика фольклоризма исторических романов, полагаем,обусловлена тем, что фольклор здесь - не только источник идейно-тематического и художественного обогащения, но и своеобразнш источник знаний об исторических событиях, о жизни и многовековой борьбе народа с социальной несправедливостью, с врагами родной земли. В.Дончик, отмечая ловышенное внимание современного исторического романа к фольклору, подчеркивает,что именно в фольклоре историзм находит свое одно из наиболее адекватных художественных выражений.

Начало фольклорному течению в советском историческом романе было положено творчеством А.Чапыгина и М.Джавахшивили . Весомый вклад в творческое использование фольклора в украинском историческом романе внесли 3.Тулуб, А.Ильченко, П.Панч, Н.Рыбак, С.Скля-ренко, 0.Гончар,П.Загребельный, Р.Иванычук.Ф.Федорив и др.

Автор исторического полотна зачастую не оставляет без внимания народнопоэтические произведения, созданные в изображаемую эпоху или рассказывающие о ней, но это выдвигает особые требования к использованию фольклора.

Мы считаем,что недостаточно указать на фольклорные источники, прямо или косвенно отразившиеся в художественном произведении .Более важно исследовать своеобразие использования писателем фольклора, художественные функции фольклорных образов,мотивов.На примере исторических романов 0.Гончара,С.Скляренко, П.Загребель-ного-мы прослеживаем усложнение связей литературы и фольклора: путь исторического романа от стилизации до сложнейшей и многогранной психологической и концептуальной интерпретации народнопоэтических и народнояесенных образов и мотивов.

Фольклор в историко-революционной дилогии 0.Гончара выражает бурное развитие революционных событий, являясь синтезом наиболее драматических моментов классовой борьбы народа - от первых стихийных волнений /бывальщина о восстании в Турбаях/ до организованной и сплоченной борьбы народа за утверждение Страны Советов. Фольклоризм исторических романов 0.Гончара находит наиболее яркое отражение в воспроизведении самобытной народном речи, в которой своеобразно преломляется сложный процесс духовного становления героев, рост их революционного сознания. Писатель последовательно показывает героев в таких сложных ситуациях, которые неминуемо способствовали закалке характеров. Школой борьбы и мужества для героев "Таврії" становится Каховка. Б работе "Развитие капитализма в России" В.И.Ленин писал: "Массовое передвижение рабочих создало особые шорглы наша, свойственные высокоразвитому капитализму. На юге и юго-востоке образовалось множество рабочих рынков, где собираются тысячи рабочих и куда съезжаются наниматели. В Таврической губернии особенно выдается рабочий рынок в местечке Каховке..."1. В романе "Таврія" атмосфера ярмарки в Каховке, являющейся крупнейшим центром рабовладельческого юга, передана посредством приема многоголосия, меткими рештками, например: "Мати-води-ця - всьому цариця" , "Одержуй утішеиіе, коли в кишені є" /2,22 , "У їїопівді люди по копійці, а в Перекопі - по копі!.." /2,228/ и др. Рифмованные реплики передают специфику Каховского рынка, где царит купля-продажа самой дешевой в дореволюционной России рабочей силы. В то же время ироническое насыщение отрицает безысходность народного положения. Народ смеялся над собственным бесправием и над стяжательством богачей - так драматическое в слиянии с комическим бичует несовершенство существующего миропорядка.

0.Гончару присуще социальное, исторически-конкретное осмысление традиционного для фольклора и классической украинской литературы образа обездоленных батраков. Писатель наполняет этот образ новым идейным содержанием. Герои романов 0.Гончара "Таврія"и "Перекоп": Данько Яресько, его сестра Бутанька, их односельчане -из покорных искателей лучшей жизни вырастают в борцов против своего бесправного положения, становятся бойцами революции. Речь героев 0.Гончара свидетельствует о врожденном таланте народа чувствовать и понимать красоту и силу родного языка. Речь персонажей насыщена образными пословицами, поговорками-новообразованиями,афоризмами, которые отражают драматизм тяжелой батрацкой жизни: "Ночувати Данько потяг Валерика на берег, до своїх. Хіба там місця забракне? Хіба постелити нічого? Кручу в голови, Дніпро в ноги, а небом укриються" /2,240/. Элементы небылицы, гротеска свидетельствуют о романтически-возвышенном отношении юного Даньки к окружающему миру, о его жизненной позиции. М.Бахтин справедливо указывал, что гротескный образ характеризует, явление в состоянии его изменения, незавершенной еще метшлорфозы, в стадии смерти и рождения, роста и становления .

Содержание, формы и функция трагического

История развития общества свидетельствует о том, что классовые антагонистические противоречия всегда порождали трагедии.

Источником трагического, как указывают классики марксизма, являются специфические общественные противоречия - коллизия между "исторически необходимым требованием" и временной "практической невозможность ю его осуществления". В центр теории трагического К.Маркс ставит проблему революционной трагедии, подчеркивая, что в трагедии обязательно должна быть раскрыта роль народных масс в историко-поступательном движении .

Как известно, К.Маркс и Ф.Энгельс любили и высоко ценили трагедийные произведения искусства. В известной под названием "Исповедь" анкете К.Маркс на вопрос,кто его любимые поэты, отвечает: автор "Фауста" Гете и два великие трагики глировой литературы Шекспир и Эсхил.

Настоящее искусство способно даже смерть заставить служить жизни. Изображением гибели прекрасного, неповторимого советские писатели стремятся осмыслить противоречия бытия, проложить новые пути познания объективного мира, проникнуть во внутренний мир человека, утвердить новое, прогрессивное.

Советское литературоведение отстаивает точку зрения,согласно которой трагическое всегда соотносится с жизнью общества, с характером и степенью его общественного развития.

Исследование категории трагического приобретает большое значение в связи с тем, что наши идейные противники провозглашают концепцию смерти трагедии. К примеру, американский идеолог Джон Стейнер пытается утвердить мысль, что причиной смерти трагедии как жанра, назревания общего кризиса литературы и искусства является стремительное развитие научно-технической революции и

связанный с ней процесс нивелирования личности .Литература социалистического реализма противопоставляет фальшивым концепциям буржуазных идеологов блестящие образцы трагедийных произведений, в центре которых познание жизни, формирование активного отношения как к проблемам исторического прошлого, так и современности, глубокое проникновение в духовный мир человека.

Активный, все более возрастающий интерес к личности, свое-временно отмеченный в критике , отразился и на прозе исторического жанра. Здесь необходимо отметить,что в историческом романе именно проникновение в "неизменное",общечеловеческое, являющееся общим для людей всех времен, и составляет художественное открытие автора. Поэтому так глубоко нас волнуют поступки людей далеких эпох. Чем глубже проникает писатель во "всечеловеческое со-держание исторической личности", тем сильнее и правдивее предстает перед читателем сама историческая эпоха,ее своеобразие и значимость.

И в этом плане особый вес приобретает народность автора,призванного донести до современника непреходящий смысл исторических событий,передать гуманистическое содержание деятельности выдающихся личностей,отразить решающую роль народных масс в преобразовании жизни. Эти аспекты - составные глобальной проблемы народности. Мы ставим перед собой задачу-исследовать диалектику трагического в романах О.Гончара, С.Скляренко и П.Загребельного. Особое внимание уделяем проблеме характера, а такав идейно-художественным средствам выражения трагического у каждого из писателей.

Проблему значения трагического характера пытались решить очень давно. Еще Гегель назвал одним из главных пунктов теории трагического проблему "трагических характеров равно как и коллизий, которым они подвержены" . Гегель считал, что для понимания сущности необходимо познать природу тех целей, которые составляют основу трагического характера. Гегель впервые теоретически ос -мыслил и разработал вопрос об общественном характере целей трагической личности.

Закономерно возникает вопрос: будут ли трагическими те ге -рои, которые терпят поражение в борьбе за чисто личные интересы? Нельзя не согласиться с мыслью Ю.Борева, что такие характеры трагичны, так как их личные требования имеют одновременно общественный характер: счастье, любовь, свобода - требование и личное, и общественное, именно поэтому и борьба за эти права, будучи субьективно личной, объективно имеет общественное значение . В советском литературоведении утверждена мысль, что трагической личностью является только та, на смерти которой лежит отствет великих общественных явлений, весомых и социально значимых связей и закономерностей.

Новое в концепции трагического в литературе социалистического реализма состоит в том,что зримо возрастает общественная ответственность героев перед историей .

Меру ответственности личности перед историей и силу трагической судьбы героя, не сумевшего верно определить свой жизненный путь, в романах "Таврія" и "Перекоп" 0.Гончара раскрывают трагические характеры Ганны Лавренко и офицера белогвардейской армии

Дьяконова. Образ Ганны Лавренко по праву считается одним из лучших женских трагических образов украинского советского романа .

Трагедия героини состоит в противоречии между стремлением к счастью и невозможностью его достижения путем личного обогащения и унижения других, посредством власти и силы. Трагедия Ганны выступает как трагедия ее поражения в борьбе с эксплуататорской моралью наживы и несправедливости: "Бею силу розтратила, поки воювала з ними, проклятими. Спустошили вони мене..."/2,456/.

Трагическое развивается по линии конкретизации счастья в представлении героини. Средством достижения личного счастья Ганна считает свою красоту. С помощью портретной детали /белое лицо, которое Ганна отбеляет молочаем/ раскрывается существенное противоречие характера: отношение героини к красоте как к товару,который надо продать подороже. В сознании Ганны понятие счастья приравнивается неограїшчепной власти, с высоты которой можно было бы отомстить богачам: "На вогні відтанцювали б вони мені всі наші заробітчанські кривда!" /2,416/.

Драматическое - доминирующая форма эстетического выражения народности

В идейно-художественной концепции драматического в украинском советском историческом романе исследуемого периода широкий исторический смысл,полагаем, имеет исследование диалектического развития событий и характеров в пространственно-временном измерении. В изображении движимой драматическим характером внутренней борьбы наиболее полно проявляется психоаналитическое дарование писателей. Поэтому исследование драматического в исторических романах О.Гончара, О.Скляренко,П.Загребельного позволит нам сделать выводы о качественном отличии психологического анализа у каждого из авторов. Мы будем исследовать пространственно-временные характеристики и трагического, и драматического,тесно переплетающихся и часто образующих переходные структуры. При этом мы опираемся на предложенную М.Бахтиным систему представлений о слиянии пространственных и временных примет в литератур но-художественном хронотопе , на определение Д«Лихачевым поэтики художественного времени в отличие от грамматического времени и философского его понимания , на учение Д.Лихачева о времени сюжета, исполнителя и автора:"Если в произведении заметную роль играет автор, если автор создает образ вымышленного автора,образ рассказчика, повествователя как своего рода "ретранслятора" художественного замысла, то к изображению времени сюжета прибавляется изображение времени автора, изображение времени исполни-теля - в самых различных комбинациях"0.

Исследование пространственно-временной позиции автора в дилогии "Таврія" и "Перекоп" 0.Гончара дает возможность проследить качественные изменения в сознании героев.

Покажем это на примере символического противостояния человека и стихии природы. Р0ман "Таврія" начинается описанием бури, которую крестьяне Юга считают главной причиной гибели садов и урожаев, причиной своей тяжелой голодной жизни.Потеря народом на-дежды на помощь с неба выступает началом длительного процесса секуляризации: "Важко було рухатись, не видно було, куди хреститись. На схід? Але де той схід?" /2,189/.

Физическая точка зрения повествователя /он как бы наблюдает все это с высоты птичьего полета/ и пространственная /он будто следует вместе с батраками/ способствует контрастному отражению неразрешимых пока противоречий. Разбушевавшаяся буря, сбивающая с ног устало бредущих батраков, символизирует временную неготовность народа к социальным бурям. Завершается роман "Таврія"также описанием черной бури, поданной броскими романтическими красками. Это композиционно-смысловое обрамление контрастно оттеняет драматизм мироощущения угнетенного народа, символизируя процесс социального возмужания. Если в начале романа "у відчаї металися люди серед чорної завірюхи" /2,189/, то в конце его не страх, а ненависть рождает у героев "розбурхана чорна стихія, що забивала їм подих" 2,465/, я такая деталь, как стремление Даньки Яресько и Валерика Задонцева высокими голосами пересилить шум ветра, подчеркивает непоколебимость человека перед жизненными трудностями, веру в силу человеческих возможностей.

Драматическая напряженность времени революционного предгрозья и острота революционной эпохи переданы посредством усиленного внимания автора к пространственным образам и деталям, через заостренное эмоционально-психологическое ощущение времени, представляющее развитие локальных событий в соотношении с идеей мировой революции, с судьбой всего человечества.

В начале романа "Таврія" автор-рассказчик как бы обозревает безграничные таврийские степи, над которыми проносятся ужасающие черные бури; многочисленные пути, которыми измученные батраки бредут в Каховку, "як у землю обітовану" /2,190/. Вследствие своеобразного "приземления", изменения ракурса внимания, автор как бы присутствует среди криничанской бедноты, собирающейся на заработки. В процессе дальнейшего развития событий автор сосредоточивает внимание на группе криничанских батраков, отражая на примере конкретных судеб типично тяжелую жизнь всего народа в условиях эксплуататорского строя, в смутные времена столыпинской реакции.Писатель не искажает и не преуменьшает роли реакционного периода в истории, наступившего после поражения революции 1905 года, а показывает неодолимость нового, прогрессивного, отражает революционизирующее воздействие объективно сложившихся обстоятельств на формирование характеров.

В романе 0.Гончара "Таврія" развитие драматических событий с особой остротой обнажает бесправие угнетенного народа, талант и незаурядные способности, моральные, физические и душевные силы которого не находят признания и достойной оценки в обществе эксплуатации. Так, гениальный проект орошения южных земель садовника Мурашко вызывает у миллионеров насмешливое неверие в талант народа, страх перед огромной массой рабочих, которые могли бы построить систему орошения; а за золотые руки атаманки Варвары,которая настригла сотни тонн овечьей шерсти, награды /золотые медали на выставке в Америке/ получает не она, а миллионер Вольдемар.

Введением пространственного микрообраза миража создается картина драматического мироощущения героев 0.Гончара. Сначала этот абстрактный образ соотносится с тщетными надеждами батраков,которые шли в "сказочную" Каховку, неся неугасимый блеск надежды в глазах, а перед ними мерцали на пути миражи.Далее этот образ приобретает новое значение: "Замість води лише привид її - чисте прозоре марево"... /2,205/. Если в первом случае через индуцирование признаков одного явления /"марева/ на другое /"надії"/ раскрывается реальное содержание последнего - неосуществимость надежд народа на лучшую жизнь в условиях капиталистической эксплуатации,то с развитием сюжета пространственный образ миража выступает в роли, антитезиса к рассказу Цьімбала о батраках, разбогатевших "просто...на воді" /2,196/. Струящийся над "безлісим", "трагічно беззахисним краем" мираж усиливает глубину мучительных переживаний садовника Мурашко, которому не удалось воплотить в жизнь свой гениальный проект орошения степей, дать хоть каплю живительной влаги беднякам. Нагнетание метафоризованных определений и сравнений /марево -"прозора,тремтлива, солодка ріка", "чарівне,вабляче,невловиме... як недосяжна мрія"... 2,373/ отражает драматическое

противоречие между благородной мечтой Мурашко и антигуманными законами капиталистической действительности. Пространственный образ миража трансформируется также в символическое осмысление его как неминуемых трудностей на пути героев /3,374/. В романе "Перекоп" этот пространственный микрообраз отражает остроту и ритм событий гражданской войны: мираж представляется каштану Дь-яконову лесом сабель /3,58/.

Образ пространства, где человек не находит уюта, помощи,репродуцируется в образ-символ трудного пути в будущее:тяжелым,допотопным способом, который по-чабански называется "У простір",добывает воду Данько Яресько, "у простір пішов хлопчина, у простір пливе Мурашко" /3,374/.

Образ степи в романе "Таврія" воспринимается как философски осмысленный образ жизненного пространства, где герои среди множества путей выбирает свой, единственный. Емкость названия романа "Таврія" отражает масштабы изображаемых событий, названием романа "Перекоп" автор сосредоточивает внимание читателя на маленьком городке Перекопе, ставшем сгустком событий эпохального значения. От емкости пространственного названия первого романа к конкретности и сконцентрированности названия второго - такой переход подчеркивает необычайную важность событий под Перекопом, а название географического происхождения выступает только фоном, на котором во весь рост выступают титанические свершения народа.Широта степи в романе "Перекоп" - это толю своеобразный фон, на котором общественный конфликт мирового значения осмысливается в плане только двух парламентеров - представителей противодействующих армий.

Комическое как форма критики существующей действительности и выранюния народного оптимизма в украинском историческом романе

Быть истинно народным писателем - значит быть бойцом идеологического фронта, утверждать гуманистические идеалы в постоянной борьбе с отсталым и враждебными тенденциями, создающими трудности на пути народа к коммунизму. Оружие сатиры, разоблачая и уничтожая недостойные явления, стоящие на нашем пути,помогает глубже понять и осмыслить значение прогрессивных явлений жизни.

К.Маркс отмечает: "История действует основательно и проходит через множество фазисов, когда уносит в могилу устаревшую форму жизни. Последний фазис ее всемирно-исторической формы есть ее комедия. Богами Греции, которые были уже - в трагической форме - смертельно ранены в "Прикованном Прометее" Эсхила, пришлось еще раз - в комической форме - умереть в "Беседах" Лукиана. Почему таков ход истории? Это нужно для того, чтобы человечество весело расставалось со своим прошлым" .

В этих знаменитых словах Маркса определена общеисторическая закономерность. Первой ее фазой есть трагическая гибель народных героев в борьбе за счастливую жизнь. Вторая фаза - это сатирическое осмеяние недостойного прошлого в настоящем. Но, как известно, остатки прошлого в настоящем не всегда сами по себе комичны. Средствами художественной комедийности изжившие себя явления могут быть представлены сатирически. То, что безвозвратно ушло в прошлое, представленное в комическом ракурсе, оказывает особое поучительное воздействие. Не соответствуя новым нормам и требованиям жизни,саморазоблачая себя, объект сатиры вместе с тем и предупреждает,предостерегает.Сатира I Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд.,т.І,с.4І8. всегда равняется на эстетический идеал писателя, понимая его как противоположность изображаемым отрицательным явлениям .И. А. Дзеве-рин подчеркивает, что сатира - это не прямое предметное воплощение эстетического идеала, а отстаивание его посредством идейно т эмоциональной авторской оценки изображаемого . Исходная точка сатиры и юмора украинского советского исторического романа - это народные представления о прекрасном и низменном, о прогрессивном и мешающем прогрессу. Родником социально направленной сатиры в современном украинском историческом романе выступает народное отношение к изображаемым явлениям, В сатире и в юморе народа кристаллизуется богатый социальный опыт народных масс. Характерно, что большинство многообразных афоризмов, сентенций,народных пословиц, которыми богата современная историческая романистика, имеют иронический или сатирический оттенок.

В научной литературе нашло широкое исследование многообразие средств сатирьг, специфика сатиры отдельных писателей, теория комических характеров , диалектика сатирических жанров . Объектом творческого рассмотрения стало даже телевизионное воплощение комических явлений и связанная с ним принципиально новая роль техники монтажа, эффекта маски, жанра зрелищной игры и других эс-тетических явлении . В данной работе предпринимается попытка исследовать комическое как форму эстетического выражения народности. Исследование, проводимое на материале исторических романов 0.Гончара, С.Скля-ренко и П.Загребельного, позволит сделать выводы о своеобразии комических характеров и событий у каждого из писателей, о специфике средств создания комического, о эволюции комического в украинской исторической романистике последнего тридцатилетия.

0.Гончар, С.Скляренко, II.Загреб ел ьный тяготеют к фольклорным истокам юмора. Но мы находим, что творческий подход к народной сме-ховой культуре каждого из писателей существенно отличается по качественным и количественным параметрам. Особенно явственная и четкая ориентация на фольклорные истоки юмора у 0.Гончара, приглушенная, невыразительная, не выходящая за пределы стилизации - у С.Скляренко, наиболее сложная и осмысленная - у П.Загребельного.

В историко-революционной эпопее 0.Гончара сам объект изображения - народная революция, которая пробудила в народе его творческие возможности, сделала его хозяином новой жизни, - обусловливает особую остроту и меткость сатиры, направленной против эксплуататоров и мироедов. Комические ситуации отражают рост революционного сознания народа, возмужания его в борьбе за свои права, процесс духовного раскрепощения народа /объектом юмора и сатиры является и сам процесс, и пути духовной секуляризации/. С глубокой симпатией автор создает глубоко народные характері ры, поэтизирует их умение шуткой, песней преодолевать житейские трудности. Так, в романе "Таврія" мать Вутанъки Яресько с улыбкой вспоминает о том, что причиной удивительного богомолия парней был уди - 129 вительный голос и красота ее дочери, поющей в церкви. Вместе с тем мать не покидает тревога о судьбе детей, о бедности, о предстоящих скитаниях дочери и сына в надежде на заработки. Здесь юмор обретает драматический подтекст, акцентируя жизнестойкость народа, отражая его полную тревог и трудностей жизнь в эпоху революционного предгрозья. Мягкий и дружелюбный народный юмор сквозит в характеристике юного Данька Яресько бывалыми кузнецами, в этом юморе - надежда и вера в славное будущее паренька. "- Буде, буде з нього коваль, - поблискували зубами чорні, як негри, ковалі. - Три отаких удари - і ще й пальців не повідби-вав... - Він уже й зараз жабу підкує... А. виросте, то підкує й саму Фейншу..."/2,320/. Семантический сдвиг в слове "подковать" образует сатириче -скую градацию. Комическое характерно диалектическим взаимопроникновением иронии и героического подтекста. В романе "Перекоп" средством юмора становится народноэтимо-логическое измерение малоизвестных ранее слов, отражающее бурные изменения, внесенные в жизнь народа революцией. Это находит выражение в речи героевяеправильность произношения отдельных слов свидетельствует о пока еще низком уровне образования трудового народа и одновременно о живом участии его в преобразовании действительности /"аблакат" - адвокат, "скубент" - студент, "антомобіль"-автомобиль, "яроплан" - аэроплан, "гарнізонт" - горизонт;Пояснение наше - B.C./. Там же, где объектом бичевания является алчность к наживе, мелочность, крохоборство, входит в силу острая и едкая насмешка, сатирическое разоблачение, имеющее четко выраженную социальную направленность. Когда Лукьян Кабашный с горечью вспоминает о том, как его наследство по причине собственной жадности "вылетело в трубу", ветром разнесло ассигнации, которые он прятал в дымаре, то эта горечь не вызывает сочувствия, а скорее усиливает комизм ситуации, создает эффект саморазоблачения. Автор логически подводит к мысли о том, что нетерпимость народа к человеческим слабостям, недостаткам стала особо явной в эпоху, когда формировалась, зрела в народе сокрушающая сила революционного гнева. Так, скудоумие и жадность продавшихся молодому Фальцфейну братьев Сердюков не просто становятся причиной откровенного издевательства веселого и мудрого Цымбала,но своеобразно "разводят" их к социально противоположным силам. Чтобы сберечь ценные яйца страусов в Асканийском заповеднике, Цымбал пугает обжор выдумкой: "Люди добрі! Хіба ви не знаєте, що, хто страусяче яйце з"їсть, тому самому шию витягне, буде як у страуса! - Та ну? - оторопіли Сердюки і стали поводити своїми волячими шиями, неначе вони уже з"їли яйце" /2,387/.

Похожие диссертации на Принцип народности и формы его эстетического выражения в украинском советском историческом романе (на материале произведений О. Гончара, С. Скляренко, П. Загребельного)