Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема инонационального характера в киргизской прозе Мусаев Абдулда Инаятович

Проблема инонационального характера в киргизской прозе
<
Проблема инонационального характера в киргизской прозе Проблема инонационального характера в киргизской прозе Проблема инонационального характера в киргизской прозе Проблема инонационального характера в киргизской прозе Проблема инонационального характера в киргизской прозе Проблема инонационального характера в киргизской прозе Проблема инонационального характера в киргизской прозе Проблема инонационального характера в киргизской прозе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мусаев Абдулда Инаятович. Проблема инонационального характера в киргизской прозе : ил РГБ ОД 61:85-10/938

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ПРОБЛЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ОСВЕЩЕНИИ II

Глава I. ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В КАРИЙСКОЙ ПРОЗЕ 49

Глава III. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ И МАСТЕРСТВО 103

Заключение 169

Список основной ж пользованной литературы 173

Введение к работе

Актуальность темы. Одно из великих завоеваний социализма -небывалые ранее в истории человечества нерушимое единство и братская дружба народов СССР. Коммунистическая партия, неуклонно следуя заветам великого Ленина, проводит целенаправленную работу по всемерному укреплению этой монолитной дружбы советских людей. В постановлении ЦК КПСС пО 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик" отмечается, что непреходящая по своему значению задача - «крепить единство и сплоченность советского народа, воспитывать у трудящихся чувство гордости за социалистическое Отечество и братской дружбы народов СССР, высокую культуру межнационального общения, непримиримость к любым проявлениям национализма" .

В процессе бурного развития социалистических наций закономерно растет и укрепляется взаимный интерес братских народов друг к другу, представителя одной национальности к самобытному образу жизни, духовному, эмоционально-психологическому миру, национальному складу «характера друга иной национальности"(А.Павленко). Для удовлетворения этих потребностей в распоряжении нашего современника находится немало средств. Среди них особая роль принадлежит литературе и искусству. «Советская культура,- отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС,- покоряющая гуманизмом, творческим разнообразием и художественным богатством, активно способствует делу взаимопонимания между народами" .

0 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 года.-М.: Политиздат, 1982, с.30.

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 года. М.: Политиздат, 1983, с.49.

Взаимоузнавание наций и народностей нашей страны,постижение особенностей характеров, быта, традиций и нравов посредством литературы ускоряют их интернационализацию. Немалое значение в этом процессе имеет научное исследование проблем взаимосвязей и взаимообогащения национальных литератур, отражение в них дружбы народов. иРаскрытие национального своеобразия в образе героя,- пишет В.Шошин,- ... отнюдь не ведет к национальной обособленности. Напротив, лучшее понимание национальных особенностей народов способствует обнаружению черт сходства, росту взаимопонимания и взаимного интереса, способствует интернациональному воспитанию11. Исследование истоков дружбы народов, современного состояния и пути дальнейшего укрепления ее приобретает особую остроту и актуальность в наши дни, когда идет непримиримая идеологическая борьба между двумя противоборствующими лагерями, когда над миром нависла угроза ядерной войны.

У истоков советской литературы в художественной разработке инонационального характера стояли такие выдающиеся художники слова, как М.Горький, В.Маяковский, Д.Фурманов, А.Фадеев, Д.Бедный, А.Серафимович, Н.Тихонов, Л.Леонов и др. И сегодня нет, наверное, сколько-нибудь талантливого писателя, не обращающегося к этой теме. Это продиктовано самой природой советского строя, характером развития социалистического общества. Творческая практика советских писателей доказала неправомерность утверждений о том, что каждый писатель может и должен писать только о своем народе.Верно суждение на этот счет В.Оскоцкого: иневозможно для современного писателя пристать только к «своему" национальному берегу и в его заводях создавать лишь псвой" национальный характер" . 1 Шошин В.А..Летопись дружбы.- Л.: Наука, 1971, с.31.

Оскоцкий В.Д. Богатство романа.- М.: Советский писатель, 1976, с.116.

Литература социалистического реализма знаменует собой особое качество идейно-эстетического постижения действительности, новую, высокую ступень художественного мышления человечества, создающую простор для взаимосвязи и взаимообогащения национальных культур. И это среди многого другого наглядно проявляется в последовательном реалистическом воссоздании национальными советскими литературами инонациональных характеров.

Советским литературоведением уже проделана определенная работа в деле научного исследования проблемы изображения национального характера. Важную роль в этом отношении сыграли фундаментальные труды известных ученых К.Зелинского, Г.Ломидзе, М.Пархоменко, З.Кедриной, А.Овчаренко, Ю.Суровцева, Л.Егоровой и многих других, посвященные вопросам межнациональных литературных связей. Еще совсем недавно исследователь В.Шошин сетовал на то, что пнет ни одного труда, посвященного этой проблеме в советской литературе в целом . Сегодня уже можно с удовлетворением отметить, что данный пробел восполняется. И прежде всего это касается исследований в сфере русской советской литературы. Только за последние несколько лет появился целый ряд специальных монографий, статей, сборников, диссертаций, в которых достаточно обстоятельно рассматриваются под различными ракурсами вопросы воссоздания инонациональных

2 характеров .

Шошин В.А. К проблеме изображения инонационального характера в русской советской литературе.- В кн.: От «Слова о полку Игореве" до пТихого Дона".- Л.: Наука, 1969, с.455.

Шошин В.А. Интернационалисты - мы! - Л.: Советский писатель, 1982.- 367 с; его же: Взаимодействие национальных культур. Проблема инонационального героя в русской советской прозе. Автореф.дисс...'докт.филол.натк.- Л.,1979.- 40 с; его же: Летопись дружбы.- Л.: Наука,1971,- 284 с; Егорова Л.П. Русская литература в ее связях с жизнью народов СССР (1920-1930 гг.Э.Ставрополь, 1972.- 255 с; Якимова Л.П. Многонациональная Сибирь в русской советской литературе.- Новосибирск: Наука, 1982.- 229 с; ее же: Об одном мало изученном аспекте интернационализма советской литературы.- В кн.: Из истории литературы Сибири, вып.1.- Красноярск, 1976; Соктоева К.Б. Судьбы народов

Заметные сдвиги произошли и в исследовании творчества русских писателей союзных республик в плане художественного отражения в их произведениях жизни той или. иной республики1. Несколько хуже обстоит дело с научной разработкой этой проблемы в литературоведении и критике братских республик. Хотя следует отметить, что отдельные попытки все же предпринимались.

Тем не менее, надо признать, что,несмотря на наличие огромного художественно-литературного материала, проблема инонационального характера остается недостаточно изученной. Отдельные попытки литературоведов и критиков, о которых упомянуто выше,

Сибири в русской советской литературе.- Новосибирск, Наука, 1978,- 141 с; ее же: Проблема изображения инонационального характера в русской советской прозе Сибири. Автореф.дисс... канд.филол.наук.- Новосибирск, 1981.- 16 с. и др.

Габдиров И. Русские советские писатели и Казахстан.- Алма-Ата: Наука, 1970.- 212 с; Владимиров ГЛ. Великое единство.- Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1972.- 298 с; Расули М.М. Братства щедрые плоды,- Ташкент: Изд-во лит.и искусства, 1974.-183 с; его же: Роль взаимосвязи и взаимоотношения в развитии литературы Узбекистана. Автореф.дисс...докт.филол.наук,- Ташкент, 1974.- 53 с; Лебедев В.А. Инонациональная(дагестанская) тема в русской советской литературе и некоторые проблемы социалистического реализма. Автореф.дисс... канд.филол.наук.- Махачкала, 1968.- 19 с; Средняя Азия в творчестве русских советских писателей.- Ташкент: Фан, 1977; Злобинская Р. Художественное решение инонациональной темы в советской литературе 30-х гг. XСреднеазиатская действительность в творчестве русских писателей). Автореф.дисс...канд.филол.наук.- Алма-Ата,1971,- 20 с; Фиксин А.СТ. Тема Киргизии в русской советской литературе 20-х -3 0-х годов. Автореф.дисс...канд.филол.наук.- Фрунзе,1975.- 23с.; Кулбатьгров Д. Русско-киргизские литературные связи. Автореф. дисс... канд .филол. наук.- Фрунзе, 1966,- 24 с; и др.

Амандосов Т.С. Идея дружбы народов в казахской прозе (1945-1955 гг.). Автореф.дисс...канд.филол.наук.- Алма-Ата,1955.- 23с; Бычков Д.И. Тема русского народа в кабардинской литературе. Автореф.дисс... канд.филол.наук.- М.. 1961,- 18 с; СейтаковаМ. Образ русского человека в туркменской советской прозе. Автореф. дис с...канд.филол.наук.- Ашхабад, 1972.- 21 с.; Сейданов К. Отражение дружбы узбекского и казахского народов в их художественной литературе. Авторей.дисс...канд.филол.наук,- Алма-Ата, 1969.- 22 с; Хапсироков X. Отражение дружбы черкесского и русского народов в художественной литературе,- Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1957.- Зь с; и др. представляют собой лишь подступы к большой и широкомасштабной теме. И давно назрела необходимость всесторошего изучения опыта изображения инонационального характера в произведениях национальных писателей. Этим и определяется актуальность избранной нами темы исследования.

Научная новизна работы. «Человечество,- отмечал А.В.Луначарский,- идет неудержимо по пути к интернационализации культуры. Национальная основа, разумеется, останется надолго, может быть, навсегда,но интернационализм и не предполагает ведь уничтожения национальных мотивов в общечеловеческой симфонии,а лишь их бога-тута и свободную гармонизацию" . Это в полной мере относится как ко всей многонациональной советской литературе,так и к одной из ее составных частей - киргизской литературе. И естественно,что вопросы национального и интернационального,их диалектического соотношения в литературе,проблема взаимовлияния и взаимодействия национальных культур привлекает все более пристальное внимание литературоведов Киргизии. Что же касается одного из главных аспектов этого многообразного и сложного процесса - исследования проблемы изображения представителей других народов в киргизской литературе, то она так или иначе нашла отражение в работах видных ученых республики К.Артыкбаева, К.Асаналиева, Т.Аскарова, М.Бор-бугулова,Б.Маленова,Е.Озмителя,А.Садыкова и других^.Однако в тру- 1 Луначарский А.В. Собр.соч. В 8-ми т.,т.7.-М.: Художественная литература, 1967, с.183.

См.:Артыкбаев А. История киргизской советской литературы(на кирг.яз.).- Фрунзе: Мектеп,1982.- 529 с; Асаналиев К.А. Движение во времени,- Фрунзе: Илим, 1970.- 195 с: Аскаров Т. Восхождение к зрелости,- Фрунзе: Кыргызстан, 1976.- 312 с; Борбутулов М. Единство национального и интернационального.-М.: Советский писатель, 1979,- 273 с; Маленов Б. Дружба народов в киргизской литературе (на кирг.яз,).- Фрунзе:Киргиз-учпедгиз, 1953,- 70 с; Озмитель Е.Г. Наследие классики и киргизская литература,- Фрунзе: Кыргызстан, 1977,- 168 c.j Садыков А.С. Национальное и интернациональное в киргизской советской литературе.- Фрунзе: Илим, 1970,- 195 с. дах названных авторов затрагиваются лишь или отдельные, или самые общие вопросы интересующей нас проблемы. Лишь в книге С.Жу-мадылова иПроблема характера в киргизской прозе" сделана попытка конкретного изучения ряда моментов воплощения инонациональных героев и инонациональной темы в национальной литературе. Заслужи-вает внимания работа Г.Хлыпенко «Поиск.Мастерство.Поиск" , где рассматриваются в основном теоретические аспекты поставленной здесь проблемы. Признавая несомненную ценность всех этих работ, нельзя не отметить, что проблема, поднимаемая нами в диссертации, не была еще объектом специального научного рассмотрения. Новизна исследования заключается в том, что диссертант, опираясь на достижения советского литературоведения, на опыт предшественников в деле изучения проблемы, впервые делает попытку на материале киргизской советской прозы обобщить опыт киргизских писателей в изображении инонационального характера.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является следующее: на материале киргизской прозы проследить, как и на каком идейно-эстетическом уровне отражается в произведениях национальных писателей жизнь других народов и характер человека иной национальности.

Для достижения указанной цели ставятся и решаются следующие задачи: - на основе изучения достижений советской литературоведческой науки сформулировать определения таких теоретических понятий, как «характер", «национальный характер", «советский характер"; 1 Жумадылов С. Проблема характера в киргизской прозе (на кирг. яз.).- Фрунзе: Илим, 1974.- 198 с. 2 Хлыпенко Г. Поиск. Мастерство. Поиск.- Фрунзе: Кыргызстан, 1976.- 123 с. на историко-литературном материале киргизской прозы проследить эволюцию воссоздания образа инонационального героя, воплощения идеи дружбы народов; рассмотреть и установить пути исканий киргизскими художниками слова реалистических изобразительно-выразительных средств для воссоздания полнокровных инонациональных характеров; определить основные успехи, достигнутые современными прозаиками в художественном воссоздании инонациональных характеров.

Материал исследования. Материалом исследования явились произведения киргизских прозаиков различных периодов развития национальной литературы, в том числе и современных, и прежде всего -Ч.Айтматова, У.Абдукаимова, К.Акматова, Н.Байтемирова, О.Ороз-баева, Т.Сыдыкбекова и других.

Методология и методика исследования. В своих обобщениях и выводах диссертант руководствуется марксистско-ленинскими принципами диалектического единства содержания и формы, общего и единичного и конкретно-исторического исследования явлений, а также опирается на материалы ХХУ-ХХУІ съездов КПСС, июньского(1983 г.), февральского (1984 г.), апрельского (1984 г.) пленумов ЦК КПСС, на выступления и речи руководителей КПСС и Компартии Киргизии. Прослеживая процесс художественного изображения инонационального характера в киргизской прозе, автор реферируемой работы отталкивается также от достижений литературоведческих трудов видных советских ученых.

Практическая ценность. Материалы диссертации, ее основные положения и выводы могут способствовать более полному и глубокому пониманию сущности инонационального характера, правильному подходу писателей к избранному инонациональному ма-- териалу. Исследование монет служить в качестве материала для спецкурсов на филологических факультетах вузов при изучении проблем интернационализма киргизской литературы, а также при чтении курса лекций по истории киргизской литературы. Кроме того, работа может быть использована широким кругом специалистов, занимающихся интернациональным воспитанием.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на обьединенном заседании секторов взаимосвязей национальных литератур и советской литературы, на ученом совете Института языка и литературы АН Киргизской ССР, а также на кафедре киргизской литературы Киргизского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета им.50-летия СССР. По материалам диссертации опубликовано несколько статей общим объемом в 3 п.л. сделано сообщение на Межреспубликанской научной конференции молодых ученых, посвященной 60-летию образования Киргизской ССР и Компартии Киргизии.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. В конце работы дан список научной литературы, использованной автором. Обьем основного текста диссертации -172 страницы, библиография, насчитывающая 134 наименования, занимает 10 страниц.

Проблема художественного характера в теоретическом освещении

В марксистско-ленинской эстетике и литературоведении категория характера несомненно принадлежит к числу фундаментальных; она не менее важна, чем такие литературные категории, как метод, стиль, образ, тип. С первых дней зарождения художественной литературы как одного из способов эстетического освоения действительности и на всем протяжении развития человеческого общества проблема характера оставалась одной из самых острых, важных и актуальных. Она была и остается одним из самых необходимых и важных моментов в художественном творчестве как критерий художественности, как своеобразная мера измерения мастерства и таланта писателей.

В советском литературоведении стало общепризнанным утверждение, что такие мастера художественного слова, как Л.Толстой, М.Горький, М.Шолохов, М.Ауэзов и многие другие, увековечили свои имена в истории литературного развития именно тем, что сумели создать такие крупномасштабные, глубокие и многогранные художественные характеры, как Анна Каренина, Клим Самгин, Григорий Мелехов, Абай и многие другие, нкоторые, как в фокусе, сосредоточивают в себе свое время, его задачи и цели.

В разные времена, разные эпохи в зависимости от идейно-эстетического уровня литературы художниками слова создавались качественно разные человеческие характеры. Так, например, если в ифольклоре человеческий характер выступал как обобщенная социально-этическая назидательная категория"1, то психологическое исследование человеческих типических характеров стало возможным в полной мере лишь в реалистическом искусстве. Следует заметить, что этот путь, путь от фольклора к реалистическому искусству в создании человеческого характера, не был легким и простым.

Эволюция изображения национального характера в карийской прозе

На всем протяжении развития киргизская литература характеризуется тесной связью с проблемой художественного изображения инонациональных характеров. Особенно ярко это проявилось в прозе и объясняется, вероятно, тем, что прозаические жанры в наибольшей степени обладают возможностями художественного отображения действительности во всей ее сложности и многогранности, создания полнокровных характеров. Знаменательно, что в первом реалистическом произведении в истории киргизской письменной литературы -повести нАджар" К.Баялинова была сделана попытка наряду с созданием образа киргизской женщины, отчаянно боровшейся за свою свободу и счастье, нарисовать и образы представителей других народов. Вполне закономерно, что, обратившись к историческому 1916 году, когда было жестоко подавлено национально-освободительное восстание киргизского народа, К.Баялинов невольно обращает свой взор к феодалам из Китая, отличавшимся бездушием и алчностью, всеми способами и средствами использовавшими беженцев-киргизов для наживы и обогащения. По воле судьбы, героиня повести Аджар попадает в руки ненасытного богатея Сабитакуна. Но вскоре жадность и погоня за малейшей прибылью, ставшие жизненным смыслом Сабитакуна, берут верх,и он соглашается перепродать Аджар своему идругу" дунганскому богачу из Турпана,Чыру. пЭто твоя добыча, друг.

Художественные искания и мастерство

Для современных советских многонациональных литератур характерна дальнейшая интенсификация их взаимодействия и взаимообогащения. Одной из основных форм развития взаимосвязи является обращение писателей к инонациональной тематике, создание инонациональных художественных характеров. Писатели со все возрастающей активностью исследуют жизнь братских народов, с огромной симпатией воссоздают образних представителей.

Образование новой исторической общности людей - советского народа создало новую культурную, художественно-эстетическую ситуацию для развития национальных литератур. Созидательный труд людей, строящих коммунизм, крепнущее единство народов СССР в этом процессе являются лейтмотивом современной советской многонациональной литературы. Вполне понятно, что образ русского передового человека можно встретить во многих произведениях писателей нерусских народов. Яркий образ русского человека нарисо- -ван в произведениях таких писателей, как грузина Д.Квицаридзе -«Прощайте дремучие леса"; казаха Тахави Ахтанова - «Грозные дни"; чуваша А.Талвира - «На Буинском тракте"; белоруса А.Адамовича - «Блокадная книга"; украинца П.Загребельного - «Разгон"; узбека Х.іуляма - «Ташкентцы"; башкиркиХ.Давлетшинок- «Иргиз"; туркмена Б.Сейтакова - «Братья" и многих других.

Если в предыдущий период в национальных литературах в качестве инонационального героя выступал в основном русский прогрессивный человек-брат и наставник, то на современном этапе в каждой из национальных литератур наряду с ним отражаются образы представителей других братских народов. Так, узбекские писатели Айбек («Детство"), Н.Фазылов («Поток") создают образы казахов; чувашский писатель К.Турхан («Свияга впадает в Волгу") рисует образы марийцев; марийский писатель А.Айзенворт («На Волге") - образы чувашей; белорусский писатель И.Мележ («Встреча") - образ грузина, в произведении П.Бровки «Когда сливаются реки" встречаются образы латышей, литовцев и т.д.

Похожие диссертации на Проблема инонационального характера в киргизской прозе