Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблематика и художественное своеобразие прозы Манафа Шамхалова Мирзамова, Эльмира Наврузовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мирзамова, Эльмира Наврузовна. Проблематика и художественное своеобразие прозы Манафа Шамхалова : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Мирзамова Эльмира Наврузовна; [Место защиты: Дагестан. гос. пед. ун-т].- Махачкала, 2011.- 153 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/291

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современная табасаранская литература, обогатившись за последние шестьдесят лет почти всеми жанрами, развивается в русле литератур народов Дагестана. В этом процессе особое место занимает творчество Манафа Шамхаловича Шамхалова (1915-1974 гг.), первого табасаранского романиста, чьи жанрово-стилевые поиски оказали серьезное влияние на дальнейшее развитие национальной литературы. Поэтому исследование многопланового наследия М. Шамхалова, жанрово-стилевого многообразия его творчества, эстетических идеалов, концепции освещения социально-исторических проблем имеет важное значение для осмысления художественного процесса всей табасаранской литературы 50-70 годов XX в.

Изучение прозы Манафа Шамхалова актуально еще и тем, что писатель в середине XX века был одним из ведущих среди талантливых поэтов и прозаиков национальной литературы, творивших в рамках соцреализма с соответствующими приемами художественного освещения действительности, куда входили А. Джафаров, А. Везиров, М. Митаров, Э. Ханмагомедов, И. Шахмарданов, Б. Раджабов, Т. Магомедов, К. Рамазанов и др.

Идейно-тематическое и художественное исследование прозы М. Шамхалова поможет понять процессы развития табасаранской и всех дагестанских литератур как единого духовно-эстетического наследия народов в их историко-современных преемственных связях и типологических схождениях как целостного творческого процесса. Это путь постепенного перехода от частного к общему, путь анализа тенденций, выводящий на орбиту обобщений.

Объектом изучения являются романы М. Шамхалова «Чирагъ нирин дерейиъ» («В долине реки Чираг»), «Дюзмиш гъабши дере» («Обновленная долина») и повести «Дих апібаз» («На зов»), «Женгчйир» («Борцы»), «Дагь-лариъ тіуркібар» («Взрывы в горах»).

Предмет исследования - проблематика шамхаловской прозы, система образов, идейно-тематическое и художественное своеобразие творчества.

Степень изученности темы. Исследование прозы М. Шамхалова находится лишь в начальной стадии. Выход в свет его романов и повестей в 50-70 гг. вызвал положительные отклики К. Рамазанова , М. Амаева2, П.И. Мурту-залиевой3 и М.М.Гасанова4. Высоко оценивая талант прозаика, поэт Б. Раджабов в предисловии к повести «Борцы» писал: «Повесть развивается по двум направлениям - общественному и личностному. Главные герои вооду-

1 Рамазанов К. Манаф Шамхалов //Литературный альманах- Махачкала, 1954.- С.5.(Табас.

яз).

г Амаев М. Манаф Шамхалов / Писатели советского Дагестана. - Махачкала, 1960. - С. 140.

3 Муртузалиева П.И. Язык Табасарана // Горянка, № 3,1965. - С.4. (Табас. яз).

4 Гасанов М.М. Манафу Шамхалову - 50 лет/ЛСомсомолец Дагестана от 23 июня 1965 г.

шевлены высоким революционным романтизмом, это определяет новизну повести и ее стройность. Сюжет захватывает читателя, и этот интерес к описанным в нем событиям продолжается до конца, начиная с первых страниц повести»5.

Творчество М. Шамхалова в обзорном плане затронуто также в изысканиях М.Г. Юсуфова и А.А. Ашурбекова6. В трудах М.Г.Юсуфова «Табасаранская советская литература» (1988 г.) и «Табасаранская национальная литература» (1994 г.) его проза рассматривается в общем контексте изучения табасаранской литературы. Описывая процесс динамического развития творчества М. Шамхалова, автор ограничился лишь коротким описанием системы художественных образов романов «В долине реки Чираг» и «Обновленная долина» как произведений, «отразивших острую классовую борьбу в табасаранском ауле первых лет коллективизации, создание социалистического хозяйства и сложную эволюцию крестьянской психологии»7.

Однако до сих пор в дагестанском литературоведении нет монографических исследований прозы М. Шамхалова, оказавшей серьезное влияние на развитие всей национальной литературы. Поэтому в настоящей работе предпринимается попытка восполнить этот пробел.

Цель и задачи исследования. Цель - изучение проблематики прозы М. Шамхалова, ее идейно-тематического богатства, историзма и художественного своеобразия. Это обусловливает решение следующих задач:

- исследовать многоаспектность проблематики, идейную насыщен
ность, реализм и художественность шамхаловской прозы;

раскрыть систему образов дилогии романов о колхозной жизни и художественные приемы в создании типологических характеров героев, соответствующих соцреализму;

изучить мастерство писателя в отображении ментальности героев посредством их языка и эволюции их личностного самосознания;

оценить приемы автора, направленные на освещение психологии персонажей и сложного и многомерного их мира;

осмыслить концепцию автора в отображении динамики идеологического совершенства героев в повестях о гражданской войне;

раскрыть влияние русской советской литературы на творчество Ма-нафа Шамхалова.

Научная новизна диссертации заключается в том, что она является первым в дагестанском литературоведении монографическим исследованием прозы М. Шамхалова. В работе исследуются все романы и повести писателя,

Раджабов Б. Вместо предисловия / Шамхалов Манаф. Женгчйир- Махачкала. 1971 -

.3.(Табас. яз).

Ашурбеков А.А. Зарождение и развитее табасаранской прозы (1930-50 гг.): Дис. канд. фи-лол. наук. - Махачкала, 2006.

Юсуфов М.Г. Табасаранская советская литература. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1988. Он же. Табасаранская национальная литература. - Махачкала: Даг. кн. изд-во,1994.- С.215. 4

изучаются авторская концепция в осмыслении социально-исторических проблем времени, система типологических образов, художественно-стилевые особенности прозы и творческая индивидуальность писателя.

Теоретической базой и методологической основой работы являются труды теоретиков литературоведения: В.Г.Белинского, М.М. Бахтина, М.Б. Храпченко, А.А. Бочарова, В.М. Жирмунского, Н.Г. Поспелова, СМ. Петрова, Д.С.Лихачева, И. Неупокоевой и др. В работе опирались и на труды дагестанских исследователей: Г.Г. Гамзатова, К.К. Султанова, А.Ю. Абдулати-пова, СХЛхмедова, К.И.Абукова, З.Н.Акавова, А.М.Вагидова, К.Х.Акимова, М.М. Курбанова, М.Г. Юсуфова, М.А. Гусейнова и др. В исследовании применены аналитический и сравнительно-исторический методы.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней впервые исследуются романы и повести М. Шамхалова. В теоретическом плане выводы работы могут быть использованы при исследовании тенденций развития литератур народов Дагестана 50-70 гг. XX века. Практическая ценность видится в том, что она может оказать помощь при составлении учебников дагестанской литературы для школ, колледжей и университетов, создании обобщающих трудов по теории прозы региональных литератур, разработке спецкурсов и спецсеминаров для вузов.

На защиту выносятся следующие основные положения:

М. Шамхалов мастерски отобразил реалистическую панораму Гражданской войны в Дагестане и периода строительства колхозов в Табасаране, новаторски обогатив в жанрово-стилевом отношении национальную литературу;

автор в художественной форме отразил собственные взгляды на коллективный труд при социализме как на наиболее прогрессивную деятельность строящих новое общество героев, наделив их высокими идеалами;

для прозы М.Шамхалова характерно создание идеализированных образов борцов за советскую власть в Дагестане, строительство новой жизни, стремление пропагандировать идеи социализма, воспитывать горцев в духе гуманизма, справедливости, чистой любви, патриотизма и интернационализма;

в романах и повестях М.Шамхалова прослеживается эволюция творческих способностей писателя в художественном отображении психологии персонажей, раскрытии сложного и многомерного мира человека;

романы «В долине реки Чираг» и «Обновленная долина» страдают отсутствием в них крупных социальных конфликтов, в них много диалогов, не имеющих существенного значения для самохарактеристики персонажей или же носящих идейную и проблемную нагрузку, что стало закрепившимся в ранней прозе неудачным художественным приемом писателя;

в дилогии романов много натуралистических деталей в описании быта горцев, собраний колхозников и заседаний правления колхоза. В то же время

в таких эпизодах автор успешно использует прием полифонии для передачи напряженной атмосферы в коллективе;

- творчество М. Шамхалова подверглось благотворному влиянию художественно-эстетических традиций М.А. Шолохова и Н.А. Островского.

Апробация исследования. Основные положения работы изложены в пяти статьях, опубликованных в научных изданиях Дагестанского государственного педагогического университета, Дагестанского государственного университета, Московского государственного открытого университета и Ассоциации молодых ученых Дагестана. Работа обсуждена на заседаниях кафедры литературы и рекомендована к защите.

Структура работы.Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы. Объем - 153с.

Похожие диссертации на Проблематика и художественное своеобразие прозы Манафа Шамхалова