Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль журнала "Танг-Чолпан" ("Утренняя звезда") в становлении и развитии национально-художественного сознания дагестанцев Порсукова Заира Абдулгамидовна

Роль журнала
<
Роль журнала Роль журнала Роль журнала Роль журнала Роль журнала Роль журнала Роль журнала Роль журнала Роль журнала Роль журнала Роль журнала Роль журнала
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Порсукова Заира Абдулгамидовна. Роль журнала "Танг-Чолпан" ("Утренняя звезда") в становлении и развитии национально-художественного сознания дагестанцев : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Порсукова Заира Абдулгамидовна; [Место защиты: Дагестан. гос. пед. ун-т].- Махачкала, 2010.- 171 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/736

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Социально-исторические предпосылки возникновения общественно-политического и литературно-художественного журнала «Танг-Чолпан»

1.1. Вопросы духовно-культурного развития народов Дагестана и Северного Кавказа на рубеже XIX-XX веков 16

1.2. Просветительское движение и деятельность кумыкской демократической интеллигенции в области этно-культурного развития в дагестанском общественно-литературном контексте XIX - начале XX веков. (Д.М. Шихалиев, X. Уцмиев, М-Э. Османов и др) 30

ГЛАВА 2. «Танг-Чолпан» - первый организационный центр и выразитель национального литературно-художественного сознания

2.1. Проблема кристаллизации общественной и эстетической концепции журнала «Танг-Чолпан» 71

2.2. Творчество основателей «Танг-Чолпан» на страницах журнала (З.Батырмурзаева, Т. Бейболатова, Н. Батырмурзаева.) 102

Заключение 159

Список использованной литературы

Введение к работе

Многонациональная пресса Дагестана представляет собой большое исследовательское поле, плодотворное изучение которого невозможно без пристального и последовательного историко-литературного исследования каждой национальной прессы в отдельности.

Особое место в истории печатного дела, дагестанской литературы и журналистики Дагестана занимает издание общественно-политического и литературно-художественного журнала «Танг-Чолпан» («Утренняя звезда»), издававшегося на кумыкском языке и воплотившего в себе лучшие традиции многовековой дагестанской культуры, литературы, просвещения и эстетической мысли.

В июле 1917 года представители национальной прогрессивной интеллигенции, возглавляемые З.Батырмурзаевым, Т.Бейболатовым, С.С.Казбековым организовали «Дагестанское театрально-литературное общество», основной целью которого являлось формирование общественной мысли дагестанцев, а также просвещение горских народов путем развития театрального искусства, художественной литературы и национальной музыки. «Получив просвещение среди иноверцев, большей частью среди русских, - говорилось в программном заявлении этого общества, -дагестанские мусульмане, выйдя из темной среды своего народа, впервые сталкивались с важностью понятий о необходимости иметь свою историю и культуру и чувствовали нравственное угнетение, беспрестанно сознавая отсутствие всего этого. Между тем, изучив исторические документы, народные предания, мы поняли, что и мы - дагестанцы, имеем своё прошлое - дела народные и отдельных героев, достойных возвеличения и сопоставления наряду с историческими делами наших культурных соседей». 1 ЦГА РД, ф. 618, оп. 1, ед. хр. 3, л. 3-4.

Важнейшим шагом в осуществлении целей «Общества» явилось издание иллюстрированного журнала «Танг-Чолпан». Первый номер журнала вышел 20 августа 1917 года.

Появившись в бурный период подъема революционного движения, журнал сыграл значительную роль в общественно-политической и культурной жизни народов Дагестана. Его публикации, обладая мощной силой убеждения, большой воспитательной и просветительской значимостью, служили верным ориентиром в деле преобразования окружающего мира, в духовно-нравственном, культурно-эстетическом и общественно-политическом направлении.

Актуальность темы исследования. Изучение многогранной деятельности журнала «Танг-Чолпан» в сложный, противоречивый, но насыщенный важными историческими, без преувеличения можно сказать, судьбоносными событиями период представляет сегодня большой научный интерес и практическую ценность. Однако история его формирования и-влияния на политический и культурный процесс начала XX века не получила в научной литературе адекватного освещения. Выявление основных закономерностей и специфических особенностей в развитии деятельности журнала поможет расширить наши представления о его общественно-политической роли в жизни общества, а также влиянии на духовно-культурное возрождение народов Дагестана и Северного Кавказа.

Актуальность его изучения диктуется ещё и тем, что история развития деятельности журнала «Танг-Чолпан» является частью истории кумыков. Многие выдающиеся представители кумыкского народа оставили неизгладимый след в его изданиях. Такие из них, как видные политические деятели Уллубий Буйнакский и Джалалутдин Коркмасов, известные деятели национальной культуры, литературы, сподвижники революционного дела, возглавлявшие редакцию журнала Нухай и Зайналабид Батырмурзаевы (отец и сын), Темирболат Бейболатов, Адиль Шамсутдинов, комиссар по делам печати Солтан-Саид Казбеков, одна из первых горянок - активисток Зумруд

Гаидбекова, известный поэт, популяризатор русской и восточной литературы, ученый-арабист Абусуфьян Акаев и многие другие видные деятели того времени, которые своими публикациями влияли на формирование общественного мнения в крае и внесли значительный вклад в становление и развитие дагестанской литературы и журналистики.

В журнале «Танг-Чолпан» нашли отражение все события политической и культурной жизни, которые происходили не только в Дагестане, в стране, но и в мире. Журнал был тесно связан с печатными органами центральных городов России, Крыма, Поволжья, Азербайджана и чутко реагировал на все события, которые происходили в этих регионах и за пределами государства. Участниками информационной деятельности в «Танг-Чолпане» становились основные деятели политики и культуры, выступавшие в качестве читателей и авторов публикуемых материалов, вступившие посредством журнала в творческие отношения друг с другом. Редакция журнала всегда органично связывала вопросы развития литературы и искусства с вопросами развития общественного процесса. Актуальность его публикаций, их художественное богатство, гражданская смелость — все это делало «Танг-Чолпан» самым популярным в среде передовых читателей своего времени, а, следовательно, должно быть изучено и сохранено их потомками, как неотъемлемая часть истории и культуры дагестанского народа. Таким образом, целесообразность его изучения определяется необходимостью научного осмысления периода становления и развития первого журнала на кумыкском языке в системе средств массовой информации Дагестана.

Посредством своих публикаций «Танг-Чолпан» стремился поднять народ к высотам духовной культуры, воспитывая в нем патриотизм, свободолюбие, выступая за интернациональное сплочение всех народов Дагестана.

Актуальность выбранной темы исследования определяется и тем, что национальные конфликты стали, к сожалению, реальностью нашей действительности. И нередко для нагнетания напряженности в межнациональных отношениях, используется пресса. Поэтому изучение опыта работы «Танг-Чолпана» - журнала, который всегда выступал консолидирующим органом в обществе, ныне чрезвычайно полезно.

Учитывая всю важность и значимость прессы в решении наиболее острых вопросов современности на любом этапе развития общества, важно осознавать необходимость изучения опыта работы печатных изданий прошлых лет с целью преемственности лучших традиций печатного дела. Поэтому, думается, изучение истории развития местной национальной печати на конкретном примере, общественно-политического и литературно-художественного журнала «Танг-Чолпан», издававшегося на кумыкском языке и воплотившего в себе лучшие традиции многовековой дагестанской культуры, литературы, просвещения и эстетической мысли, имеет сегодня определенный смысл и значение.

Степень изученности проблемы. Несмотря на то, что ученые республики в своих трудах изучили и осветили различные аспекты многонациональной литературы и искусства, но до настоящего времени почти отсутствуют исследования, отражающие место периодической печати в зарождении и развитии художественной литературы, сценического, изобразительного искусства.

Целью настоящей работы является попытка восполнить этот пробел — анализировать произведения художественной литературы, искусства, публицистические материалы, напечатанные на страницах журнала «Танг-Чолпан», и показать роль и значение журнала в становлении и развитии национально-художественного сознания дагестанцев.

Журналу посвящено много исследований ученых - историков, критиков, литературоведов, журналистов. В этом плане следует отметить осуществленный дагестанскими учеными, в частности, К.Д. Султановым, А.С.Гаджиевым, Г.Б.Мусахановой, Ш.М.Магомедовым, А.Г.Агаевым, Д.Н.Ахмедовым, М.Д.Бутаевым, З.Н.Акавовым, С.Х.Акбиевым,

С.М.Алиевым, К.И.Абуковым, М.А.Атабаевым, А.Ю.Абдуллатиповым,

М.А.Гусейновым, З.А.Хидуевой, М.К.Гунашевой и другими существенный вклад в раскрытие многогранной деятельности исследуемого печатного органа. Однако нет целостной работы, в которой нашли бы наиболее полное и последовательное, системное изучение материалы журнала и определила бы его роль и значение для общества в период бурных исторических событий.

К сожалению, большинство трудов по данной проблеме написаны односторонне, с позиций марксистко-ленинской идеологии или придерживаясь линии вульгарной социологии. Так, находясь под влиянием вульгарно-социологических настроений, Эффенди Капиев писал в небольшой статье, помещенной им в «Дагестанскую антологию», что «Танг-Чолпан» «...отражал настроения мелкобуржуазных и либерально-националистических слоев кумыкской интеллигенции».2 Точку зрения Э.Капиева разделил Камиль Султанов, который, по мнению Юсупа Гереева, ставил «Танг-Чолпан» на одну точку с газетой «Мусават» - органом контрреволюционного Национального комитета. Обвиняя журнал в «чрезмерном либерализме», К.Султанов писал: «Танг Чолпан стремился сгладить классовую неприязнь, заглушить классовую борьбу».4 Немногим позже в статье «Первый кумыкский журнал «Танг-Чолпан», анализируя некоторые художественно-литературные произведения, а также публицистические статьи и очерки журнала, К.Султанов приходит к выводу, что «Танг-Чолпан» является органом, который ставил и стремился к освещению актуальных и злободневных вопросов общественной жизни Дагестана и способствовал развитию и углублению эстетико-художественных вкусов и представлений трудовых масс».5

Профессор Н.П.Эмиров в своей работе «Установление советской власти в Дагестане и борьба с германо-турецкими интервентами» рассматривает журнал и как важное явление в общественно-политической и 2 Дагестанская антология. M., ГИХЛ, 1934 г., стр. 98. 3 «Дагестанская правда», 14 ноября, 1935 г. 4 Рукописный фонд ИИЯЛ ДНЦ. РАН. ф8, ед. хр. 13, оп-1, лист 100. 5 «Коммунист маариф», 9 марта 1936 г. культурной жизни Дагестана. «Большевикам Дагестана, - пишет Эмиров, -пришлось начать свою работу с издания на кумыкском языке художественно-литературного журнала «Танг-Чолпан», потом превратившегося в большевистский общеполитический орган. Большевикам удавалось часто выступать в этом журнале со своими статьями, в которых они откликались на все значительные события и явления своего времени. С октября 1917 года по март 1918 года журнал неоднократно закрывался. Это говорит об особой напряженности того периода, когда «Танг Чолпан издавался».6 Далее автор отмечает, что «особое внимание в журнале уделялось борьбе против помещечье-клерикального блока с Гоцинским во главе, который пользуясь поддержкой враждебной интервенции, представлял собой большую опасность для завоеваний революции».7

И.Керимов в статье «Первый кумыкский журнал» пишет, что «Танг-Чолпан» ставил перед собой просветительские цели, а также цели разоблачения представителей местной буржуазии и помещиков, которые всячески воспрепятствовали созданию газет и журналов на родных языках народов Дагестана. «Журнал постоянно держал трудящиеся массы Дагестана в курсе всех происходящих событий в стране». Далее ученый подчеркивает огромную роль журнала в деле просвещения дагестанцев и в интернациональном сплочении народов Дагестана.

Из числа научно-исследовательских изысканий дагестанских ученых, посвященных изучению истории развития периодической печати Дагестана, следует отметить научные работы, в которых сделана попытка анализировать деятельность журнала «Танг-Чолпан». В частности, исследуя процесс формирования и становления кумыкской периодической печати, ученый Ш.М.Магомедов отмечает, что журнал публиковал на своих страницах информационно-аналитические статьи на исторические, политические, литературные темы, переводы произведений русской и зарубежной 6 Эмиров Н.П. Установление советской власти в Дагестане и борьба с германо-турецкими интервентами, Махачкала, 1949, стр. 45. 7 Там же. 8 Керимов И.Л. Первый кумыкский журнал // «Ленин ёлу», 9 сентября, 1957 г. литературы, художественные произведения дагестанских авторов: пьесы, повести, романы, проблемные статьи, заметки по вопросам искусства. «Среди исследователей, - продолжает автор, - существуют различного рода мнения о характере и идейной направленности журнала «Танг-Чолпан». Одни отрицают прогрессивный характер журнала, приписывая ему религиозно-мистические и националистические взгляды, другие же считают его прогрессивным журналом, сыгравшим огромную роль в воспитании широких народных масс. Третьи говорят о журнале как об органе большевистской печати».

По мнению Ш.М. Магомедова «...лишь с 10 номера журнал целиком и полностью становится на сторону советской власти и пропагандирует её идеи. Меняются взгляды журнала на ряд важнейших вопросов общественно-политической жизни страны, он становится на большевистскую платформу».10

Исследуя периодическую печать Дагестана, Д.Н. Ахмедов останавливается и на журнале «Танг-Чолпан», который, по его мнению, ставил перед собой просветительские цели и способствовал развитию культуры и национального самосознания дагестанцев. Ученый отмечает два этапа в развитии журнала. «Если вначале (с августа 1917 года по апрель 1918 года) он прикрывался беспартийностью и в основном отражал мелкобуржуазные взгляды, то после установления советской власти (апрель-август 1918 года) журнал стал защитником завоеваний Октябрьской революции и занял четко выраженную политическую позицию».11

В своей работе «Зеркало времени» исследователь Бутаев М.Д, обращаясь к проблеме истории дагестанской журналистики и анализируя опыт первых дагестанских изданий, отмечает прогрессивный характер журнала «Танг-Чолпан», который «сыграл активную роль в борьбе за 9 Магомедов Ш.М. Кумыкская периодическая печать. Махачкала 1958 г,стр. 12. 10 Там же, стр. 15. 11 Ахмедов Д.Н. Периодическая печать Дагестана, Махачкала 1963 г., стр. 68-69. пробуждение трудящихся масс от февральской буржуазно-демократической революции до Октябрьской Социалистической революции».12

В книге «Очерки кумыкской дореволюционной литературы» Г.Мусаханова подчеркивает просветительское значение журнала, сыгравшего большую роль в развитии театрального искусства и драматургии кумыкского народа. «Но, - отмечает автор, - не умаляя значения журнала в развитии литературной жизни кумыков, в то же время следует отметить, что журнал в самом начале своей деятельности не имел четкой политической позиции. Редакция журнала сообщала своим читателям, что журнал является литературно-общественным органом, призванным просвещать народ. Конечно, такая позиция привела в ряде статей на общественно-политические темы к беспринципности, к замазыванию классовой борьбы».

Далее исследователь соглашается с утверждением ряда ученых о том, что «Танг-Чолпан» лишь с 10 номера встал на сторону советской власти. Думается, что подобное действие журнала лишний раз доказывают ценное умение его руководства действовать в соответствии с создавшейся обстановкой: после октябрьской революции, когда отпала необходимость скрывать и вуалировать свои политические симпатии, конспирироваться ради сохранения журнала как жизненно важной на тот исторический момент возможности воздействовать на многочисленную аудиторию его читателей, «Танг-Чолпан», мудро, дипломатично, политически грамотно выполнив свою подготовительную миссию, открыто встал на сторону той власти, за которую он всегда боролся во главе со своими идейными руководителями, потому что эта власть обещала его народу мир, справедливость, независимость, а это те ценности, которые журнал всегда считал основополагающими. «Слов нет, позиция «Танг Чолпана» не была безукоризненно четкой, -пишет в своей книге «Выход на магистраль» К.И. Абуков. — Но это не всегда объяснялось политической бесхребетностью. Тактические соображения 12 Бутаев М.Д. Зеркало времени , Махачкала, 1964 г., стр. 69. 13 Мусаханова Г.А. Очерки кумыкской дореволюционной литературы , Махачкала, 1959 г., стр. 105-106. вынуждали издателей журнала в определенной степени сдерживать тон выступлений, а кое в чем отступать от намеченной программы во имя сохранения легального положения». «Нельзя забывать, - продолжает далее автор, - что организаторы и сотрудники журнала с оружием в руках боролось за победу революции и геройски погибли от рук деникенцев».14

Доктор исторических наук С.Ш. Гаджиева, характеризуя «Танг-Чолпан» как орган печати, активно и последовательно проводивший агитационно-просветительскую работу среди горского населения, отмечает также, что «...большое место в журнале занимали вопросы развития кумыкского языка, литературы, в том числе драматургии и музыкального искусства, популяризации произведений русских писателей, ознакомления с историей края и его выдающимися людьми».

Указывая на идейную направленность журнала, Гаджиева пишет: «Все важнейшие политические события, происходившие в стране и в мире, находили живой отклик в журнале. Со страниц «Танг Чолпана» Зайналабид Нухаевич призывал народ к решительной борьбе против социального и национального угнетения».

Ученые Б.О. Кашкаев и М.А. Абдуллаев , оценивая в своих трудах прогрессивное значение журнала, также указывают на то, что «Танг-Чолпан» ставил перед собой просветительские задачи, проводил разъяснительную работу среди населения, нацеливающую горцев к активным политическим действиям.

Несомненный научный интерес по исследуемой нами проблеме представляют статьи18 С-М.Х. Акбиева, приложившего немало усилий для поиска отдельных изданий журнала, перевода ряда его статей с кумыкского на русский язык и введения их в научный оборот. Исследуя роль и значение 14 Абуков К.И. Выход на магистраль, Махачкала, 1976 г., стр. 80. 15 Гаджиева С.Ш. Кумыки. Издательство АНССР, Москва, 1961 г., стр. 321. 16 Кашкаев Б.О. Борьба за Советы в Дагестане, Махачкала, 1963 г., стр. 189. 17 Абдуллаев М.А. Мыслители Дагестан , Махачкала, 1963 г., стр. 262. 18 Акбиев С-М.Х. «Единство культуры», журнал «Огни Казани», Казань, 1972 г. «Танг-Чолпан»-первый прогрессивный журнал», газета «Ленинское знамя», 1977 г. «Вопросы литературы и искусства в журнале «Танг-Чолпан»,журнал «Литературный Дагестан», 1987 г. журнала «Танг-Чолпан» для своих соотечественников и анализируя его публикации, ученый пишет: «За короткий срок своей деятельности «Танг-Чолпан» сыграл огромную роль в борьбе за национальное и социальное освобождение трудящихся горцев, а также в зарождении новой дагестанской литературы и искусства. Опубликованные на его страницах произведения были одними из первых образцов литературы и искусства революцией пробужденного народа. Эти произведения легли в основу национальной культуры народностей Дагестана».

Как видно из обзора литературы, мнения о журнале весьма противоречивые, однако следует отметить, что многие исследователи подчеркивают прогрессивную роль журнала в развитии общественной мысли и культуры Дагестана.

И все же думается, что роль и значение журнала «Танг-Чолпан» полностью ещё не раскрыты, как не раскрыта идейно-художественная глубина опубликованных в нем произведений художественной литературы, живописи, публицистики, в которых в наиболее яркой и конкретной форме нашли воплощение основные веяния того времени, времени, которое по насыщенности событий и общественных явлений, можно приравнять к целой исторической эпохе.

К сожалению, большинство приведенных выше работ несут на себе печать эпохи. Полное и объективное изучение материалов осложнялось закрытостью архивов, засекреченностью необходимой информации. Лишенные возможности анализировать, сопоставлять различные источники, материалы, ученые вынужденно занимались описанием и комментированием партийно-правительственной политики. В этом видится главная причина того, что многие исследователи старались политизировать журнал, придать ему ярко выраженную партийную окраску, акцентируя, тем самым внимание в своих работах на общественно-политическую значимость журнала.

Таким образом, нужно отметить, что изучение роли журнала «Танг-Чолпан» именно в его национально-художественном значении, в полной мере, как того требует специальное научное исследование, проведено ещё не было. Работы, связанные с данной тематикой, во многом носят общий обзорный характер, в них преобладает односторонний подход к рассматриваемой проблеме.

Объектом диссертационного исследования являются сохранившиеся издания журнала «Танг-Чолпан», архивные документы и материалы Центрального Государственного Архива Республики Дагестан: фонды 1-п (Дагестанский обком ВКП(б), р-37 (Дагестанский Центральный исполнительный комитет), р-1252 (Министерство образования ДАССР) и др., произведения художественной литературы, публицистики, изобразительного искусства, опубликованные на страницах «Танг-Чолпана», материалы Рукописного фонда Института ИАЭ Дагестанского НЦ РАН.

Кроме того, всесторонне были изучены газетные и журнальные фонды Республиканской Национальной библиотеки им. Р.Гамзатова, а также архивы кумыкских периодических изданий.

Цель исследования: раскрыть историю становления и особенности развития журнала «Танг-Чолпан» как первого организационного центра и выразителя национального литературно-художественного сознания дагестанцев, обобщить его опыт, показать место и роль журнала в социально-политическом и духовно-культурном развитии народов Дагестана.

Основные задачи диссертации вытекают из её цели и могут быть сформулированы следующим образом: исследовать материалы, позволяющие показать весь процесс становления и развития журнала «Танг-Чолпан»;

Вопросы духовно-культурного развития народов Дагестана и Северного Кавказа на рубеже XIX-XX веков

Социально-экономическое развитие Дагестана, бурные политические события на рубеже XIX-XX веков оказали глубокое воздействие на духовную жизнь всех дагестанских народов. Именно с этим периодом исторического времени связано появление в Дагестане печатного слова, печатных изданий, формирование новой вехи национального самосознания дагестанских народов, в том числе и кумыкского народа, зарождение новой кумыкской литературы и развитие кумыкского литературного языка. Немаловажную роль в этом процессе сыграло творчество замечательных просветителей, поэтов, общественных деятелей.

Несмотря на экономическую отсталость края, уровень духовной культуры здесь был достаточно высоким. Большое внимание уделялось вопросам духовного просвещения и образования. В крупных населенных пунктах при мечетях функционировали мусульманские школы: мактабы, медресе. Они находились почти в каждом ауле, а в наиболее значительных центрах религии таких школ было несколько. Воспитанники этих школ изучали арабский язык, арабскую литературу, философию религиозного толка, некоторые естественные науки: математику, географию, астрономию. Обучали здесь также и некоторым светским дисциплинам: восточной литературе, этике, логике и др. Эти дисциплины повышали уровень образованности, расширяли кругозор и становились предметами глубокого, увлекательного изучения той части учеников (муталимов), которая не стремилась связать свою дальнейшую жизнь с религиозной деятельностью. Вот что по этому поводу вспоминает бывший ученик конфессиональной школы Абдулла Омаров: «Наука эта сама по себе составляет весьма приятное и любимое муталимами развлечение, потому что, разбирая красноречие арабского языка, рассуждали о лучших произведениях древнейших арабских поэтов. За риторикою проходили несколько книг, заключающих в себе правила арабского стихосложения».19 В муталимской среде популярной была художественная литература на арабском языке. Наиболее любознательной части учащихся были доступны диваны великих поэтов Востока Аббу -Таммама, Абу- Нуваса, Ибн-аль-Фарида и др. Широкое хождение имели стихи и изречения Фирдауси, Омара Хайяма, Низами, Саади и других поэтов мусульманского мира.

Эти учебные заведения оставались основными формами обучения подрастающего поколения вплоть до первых десятилетий XX века. Говоря о вопросе народного образования в Дагестане, П.К. Услар писал: «Если о народном образовании судить по соразмерности числа школ с массою народонаселения, то в Дагестане в этом отношении опередили даже многие просвещенные европейские нации. Учение доступно каждому горскому мальчику. А в каждом ауле найдется один - два человека, которые учат читать и писать детей из-за куска хлеба, при каждой мечети находятся школы, где желающие учиться могут продолжить свою учебу. Немногие, особенно даровитые, пройдя в продолжение двух десятилетий данный ряд таковых школ, образующую ученую лестницу, соразмерную со знаменитостью преподавателей, приобретают положительное знание арабского языка и литературы».

Духовное образование позволяло его обладателю обеспечить себя стабильным заработком и возможностью стать одним из влиятельных лиц в селе, без чьего участия не обходилось ни одно какое-либо значительное событие в общественной жизни села, так как духовенство пользовалось популярностью и авторитетом, играло немаловажную роль в жизни дореволюционного Дагестана.

По наблюдениям академика М.Н. Покровского, Дагестан был поставщиком служителей ислама всему Кавказу: «В числе других ремесленников Дагестан снабжал весь восточный Кавказ знатоками арабского языка, чтецами, муллами, кадиями. Эта груда голых скал была едва ли не самым грамотным местом на Кавказе: в редкой, уважающей себя семье не учили, по крайней мере мальчиков, читать по-арабски». Местное население с большим уважением относилось к проповедникам, владеющим арабским языком и знающим законы шариата. Грамотные люди были самыми почетными в ауле. В связи с этим родители старались дать детям не только религиозное образование, но и светское. Многие молодые люди, не довольствуясь знаниями, полученными в конфессиональных школах, старались достигнуть такого же уровня духовного развития, как и их алимы, педагоги. «Можно сказать, что в обзоре области за 1913 год, - в котором при мечети у кадия или муллы они не обучались бы арабскому языку от трех до пятнадцати учеников. Едва ли где-либо в мусульманском населении Кавказа до такой степени развито изучение арабского языка и духовной литературы на этом языке, как в Дагестане».

Однако стремление к овладению арабской письменностью, знанию языка связывалось не только с желанием получить духовный сан или должность в мечете, ином другом религиозном учреждении. Причины были разные. Арабский язык был не только языком религиозных сочинений, на нем писались произведения художественной литературы, которые получили мировую известность. «Нельзя забывать, что через арабский язык в Дагестан проникали не только религиозная литература, но и арабская словесность, произведения научной мысли, литературы Востока: через арабские источники горцы знакомились с греческой, индийской, древнеперсидскои и нередко западно-европейской классической литературой и философией».

Из стран Ближнего Востока и Средней Азии поступала обширная литература на арабском языке. Большой популярностью в Дагестане пользовалось «Лейли и Меджнун», знаменитая антология «ал - Хаиса», «Тысяча и одна ночь», «Калила и Димна».23 Дагестанцы были знакомы с произведениями Абу Нуваса, аль-Мутанабби, авль- Маарри и других средневековых арабских поэтов.

Широкое распространение получили не только произведения художественной литературы, но и научные труды таких известных ученых, как Абдул - Касина Захрови, Авиценна, Омара Хайяма и других.

Большую роль в приобщении дагестанцев к достижениям науки и культуры зарубежных стран и в частности стран Востока, сыграло паломничество - хадж в священные для мусульман места Мекки и Медины. Совершая хадж, паломники путешествовали по многим странам, посещали разные города, знакомились с жизнью и культурой восточных народов. В свою очередь паломники, как носители дагестанской культуры, вызывали большой интерес в просвещенных кругах зарубежных стран, располагавших, в описываемый период, весьма скудными сведениями о Дагестане. Таким образом, паломники выступали и в качестве посредников в деле культурного обмена между народами.

Просветительское движение и деятельность кумыкской демократической интеллигенции в области этно-культурного развития в дагестанском общественно-литературном контексте XIX - начале XX веков. (Д.М. Шихалиев, X. Уцмиев, М-Э. Османов и др)

Нарастание демократических тенденций в дагестанской литературе способствует дальнейшему обращению её к реальной действительности, созданию картин правдивого изображения народной жизни без всякой идеализации, стремлению без прикрас рассказать о ней всю суровую правду «во всей её наготе и истине». Намечается отход от феодально-патриархального выработанного исламской идеологией представления о человеке.

«Главным завоеванием этого процесса являлось развитие критического подхода к действительности, изображение общества разделенным на богатых и бедных, постижение поэзией трагизма положения горцев-крестьян.»44

«В условиях неразвитости политических форм жизни, продолжающегося религиозного засилия и военно-административного деспотизма именно на долю художественной литературы выпала честь стать выразительницей демократических, гуманистических и освободительных чаяний и устремлений трудовых горцев. И взлёт этой литературы во второй половине XIX и начале XX веков можно объяснить тем, что она рождалась и развивалась не в согласии с устоявшимися и устаревшими нормами жизни, а вопреки им, в нелегкой и жертвенной борьбе с ними».

В этом, возможно, заключается причина того, что дагестанская литература этого периода отличается особой тенденциозностью и идейной целенаправленностью. Прогрессивные писатели и поэты указанной эпохи, будучи людьми высокоодаренными и тесно связанными с народной жизнью, инстинктивно понимали то, что научно обосновал и четко сформулировал Н.Г. Чернышевский: «Существенное значение искусства - воспроизведение. Но, интересуясь явлениями жизни, человек не может, сознательно или бессознательно, не произносить о них своего приговора, поэт или художник, не будучи в состоянии перестать быть человеком вообще, не может если б и хотел, отказаться от произнесения своего приговора над изображаемыми явлениями; приговор этот выражается в его произведении, - вот новое значение произведений искусства, по которому искусство ставится в число нравственных деятельностеи человека».

Дагестанские прогрессивные поэты и писатели также не могли «отказаться от произнесения своего приговора над изображаемыми явлениями...». Изображали же они невыносимую тяжкую жизнь бедняка, дикий произвол богатых, стремились показать, как эксплуатация пагубно влияет на физический и духовный облик человека, искажает всю его натуру.

«Самым существенным и важным явлением в литературе этого периода является разработка теории национального просветительства. Главной задачей просветительского движения становилась борьба против отсталости и невежества. В основе этого движения лежало стремление «покончить с социальным, духовным и культурным застоем и обеспечить вступление на путь прогресса».47

Просветительство — это идейно-политическое движение, которое могли представить только просвещенные, грамотные люди. В условиях Дагестана это были главным образом по-мусульмански образованные люди, в том числе представители духовного сословия (А. Гайдаров, Г. Алкадари, А. Акаев, А. Каяев, М. Алибеков и др.) и немногочисленная светская демократическая интеллигенция из представителей коренных народностей Дагестана, получивших образование в учебных заведениях России. Это, как уже отмечалось ранее, авторы целого ряда публикаций по истории, этнографии, фольклору и языкам местных народов: М-Э. Османов, Д.М. Шихалиев, Э. Казанфар, А. Чиркеевский и др. С их помощью во второй половине XIX века появились первые этнографических обзоры края и исследования дагестанских языков, буквари и книги для чтения, публикации памятников местного фольклора, первые переводы Пушкина, Крылова, Некрасова, Ушинского и др. на языки народов Дагестана. Выдвигая идею всеобщего просвещения и свободы личности, просветители видели будущее в новометодных школах и в формировании национальной печати, издававшей не только переводную литературу, но и оригинальную, в которой содержится критика феодальных устоев, колониальных порядков, защита «естественных прав» человека.

«Просветители демократы (в частности Д.М. Шихалиев, X. Уцмиев, Й. Казак, М. Алибеков, М-Э. Османов и др.) в этой или иной степени были вовлечены и каждый по-своему осмысливали закономерности общественного порядка, и при всей сложности, неравномерности, диалектической противоречивости процессов, которыми сопровождалась их жизнь и деятельность, они всё таки уловили и оценили неуклонное восхождение общества от низших форм социальной организации к высшим. При этом исходным в их проекциях в будущее как раз и было создание гуманного, демократического общества».48

Конец XIX и начало XX вв. Дагестана представлены неповторимым богатством и многообразием гуманистического художественного наследия, огромным множеством прославленных поэтов и признанных мыслителей. Сформировшаяся на рубеже веков в национальных районах страны демократическая культура выдвинула из своей среды целый ряд ярких талантов большого общественного веса и национальной значимости. Наиболее выдающиеся из них уже не останавливались на критике пороков современной социальной действительности. Нередко поднимались они до воплощения в своем творчестве грядущих социальных преобразований.

Таким образом, демократическая интеллигентная Дагестана не стояла в стороне от той сложной многогранной, жертвенной борьбы, от исхода которой зависела дальнейшая судьба их народов. Через все их творчество красной нитью проходили противоречия современного им общества. Они возвышались на стыке двух эпох: эпохой прошлой и настоящей. Сильно и ценно было их творчество обращенностью в Новое время, чуткостью к его веянию.

«Просветительское движение представляло собой самое сильное для своего времени идеологическое течение, оказавшее большое влияние на общественное сознание и литературу этого периода. У большинства народов средне-восточного региона антифеодальная идеология получает наиболее последовательный и революционный характер именно в период просветительского движения»,49 - пишет азербайджанский исследователь Я.В. Караев.

«Начало просветительского движения кумыков можно отнести к 40-м годам XIX века. Становление и развитие кумыкской просветительной литературы проходило под влиянием восточного, а через него европейского Просвещения, конечно же, она испытывала непосредственное влияние русского Просвещения, русской демократической культуры. Дагестанские писатели и поэты конца XIX в. и начала XX в. владели русским языком и были знакомы с русской литературой. Особенно близким были контакты кумыкских просветителей с татарским и азербайджанским Просвещением».50

«Главное в этих взаимосвязях состоит не во влиянии самой по себе одной литературы на другую, а в том, как воспринималось, осваивалось это воздействие, в какие национальные культурные ценности оно преобразовывалось»,51- писал И.С.Брагинский в своих трудах, посвященных изучению проблем востоковедения.

В кумыкской литературе XIX и начале XX в. прослеживаются просветительские потоки нескольких типов.

Прежде всего, это приверженцы традиций арабо-восточной культуры, широко рассматривающие в своем творчестве проблемы национальной действительности.

К следующему типу относятся представители кумыкской интеллигенции, сформировавшиеся под влиянием русской культуры, которые наряду с идеями просвещения со страниц своих произведений, провозглашали освободительные, демократические идеи, связанны с преобразованием современного общества.

Проблема кристаллизации общественной и эстетической концепции журнала «Танг-Чолпан»

Одним из интереснейших явлений в истории печатного дела и журналистики Дагестана и Северного Кавказа было издание общественно-политического и литературно-художественного журнала «Танг-Чолпан» («Утренняя звезда»), воплотившего в себе лучшие традиции многовековой культуры, литературы, просвещения и эстетической мысли.

Появившийся накануне революции «Танг-Чолпан» стал центром рождения литературных явлений, обмена и борьбы художественной мысли. Журнал сыграл значительную роль в политическом, художественно-эстетическом, научном просвещении не только дагестанцев, но и других народов страны и потому, думается, заслуживает более глубокого изучения и научного осмысления.

Целью настоящей работы является попытка анализировать произведения художественной литературы, искусства, публицистические материалы, напечатанные на страницах журнала «Танг-Чолпан», показать его значение в развитии художественной литературы родного края, сценического и изобразительного искусства.

Журнал «Танг-Чолпан» издавался на кумыкском языке, который в дореволюционных условиях Дагестана и Чечни являлся языком межнационального общения. Это позволяло журналу ориентироваться не только на представителей кумыкской национальности, но и других народностей. Журнал издавался арабским шрифтом «Театрально-литературным обществом» и членами ДАПБ, а с десятого номера Военно-революционным комитетом Дагестана. Первый номер журнала вышел 20 августа 1917 года. Всего было издано 15 номеров. В государственном архиве республики сохранилось 13 выпусков журнала. Тираж журнала доходил до 1000 экземпляров. Печатался журнал в Темир-Хан-Шуре в типо-литографии М.М. Мавраева, который, пользуясь правом хозяина издательства, открытого им в 1902 году, увеличивал налоги от выпуска к выпуску. Редакция журнала писала: «Типографические цены ежедневно повышаются. Если за печатание первых номеров с нас брали 80 рублей, то через 1-2 месяца эту сумму повысили на 100 рублей, а за №8 потребовали 190 рублей. Что же делать? Типографии больше нет!»109 Здесь же отмечалось, что с этого (№10) журнал перешел в ведение ВРК, и все расходы на издание «Танг Чолпана» она взяла на себя.

Журнал, по идее организаторов его издания, должен был выходить в две недели один раз, но из-за материальных затруднений, отдельные его номера задерживались на один и более месяцев.

Вокруг журнала сплотилась группа писателей, публицистов, ученых, политических деятелей, художников, более менее тесно объединенных близкими взглядами на литературу и общественную жизнь. Редактировали его известные деятели национальной культуры, революционеры-демократы Нухай и Зайналабид Батырмурзаевы (отец и сын), Темирболат Бейболатов, Адиль Шамсутдинов. Под их руководством журнал возглавил передовую литературу и демократическое общественное движение. Первые три номера журнала редактировали 3. Батырмурзаев и Т. Бейболатов, затем в редакцию вошел, приглашенный сыном в Темир-Хан-Шуру для издательской и общественной деятельности отец Зайналабида Батырмурзаева, Нухай Батырмурзаев, ставший редактором «Танг-Чолпана» с №4. С №10 в 1918 году, когда журнал перешел в руки Военно-Революционного комитета, редактором журнала стал общественный деятель, филолог, известный фольклорист Адиль Шамсутдинов.

Деятельное участие в работе журнала принимали члены Дагестанского просветительского бюро Уллубий Буйнакский, Джамалутдин Коркмасов, Султан-Сайд Казбеков, а также одна из первых горянок-активисток Зумрудханум Гаидбекова, известный популяризатор русской и восточной литературы, поэт, ученый-арабист Абусуфьян Акаев, иллюстрировали журнал Е.Е. Лансаре, X. Мусаев. Многие из них получили прекрасное для своего времени образование. Были выпускниками средних и высших учебных заведений России и Западной Европы, хорошо разбирались в вопросах истории, литературы, права, живописи, музыки, были талантливыми публицистами, поэтами, писателями, переводчиками, педагогами.

Журнал ставил перед собой в основном просветительские цели. Однако публикуемые в нем материалы вышли за рамки этих задач. В первом номере журнала достаточно выразительно посредством аллегорических образов определялось его основное предназначение: «Рассеить небо,, покрытое густыми тучами, ускорить начинающийся рассвет, вести решительную борьбу против темноты и невежества»110. В этом же номере редакция журнала ознакомила читателей со своей программой, которая была нацелена на решение задач возрождения и развития национальной культуры, а также на участие в общественной жизни края. В частности в программе было указано, что редакция журнала стремится: «возродить древний кумыкский язык, для чего собирает и помещает в журнале фольклорные произведения: народные сказки, предания, пословицы, поговорки, старинные кумыкские песни. Публиковать на страницах журнала научные статьи, романы, рассказы, пьесы об истории и жизни кумыков и других народов». 11 Важное значение предавалось вопросам искусства и эстетической мысли: развитию музыки, театра, изобразительного искусства, литературы, собиранию национальных и интернациональных мелодий.

В области просвещения и воспитания редакция журнала намечала выход в свет статей «о мектебах и медресе», о состоянии просвещения в Дагестане. «Помещать в журнале портреты народных героев, отдавших свою жизнь за родину и на их примере воспитывать подрастающее поколение в духе любви к своему отечеству». В области здравоохранения журнал предполагал привитие народу знаний о способах сохранения здоровья. Журнал также ставил перед собой задачу «информировать читателей о современных политических событиях, происходивших в Дагестане и в России, о состоянии отношений между государствами и о военных событиях»113.

Обращаясь к творческой интеллигенции своего края, «Танг-Чолпан» призывал: «1. Посвятить себя служению родине и народу, всегда помня об общественном и нравственном долге перед жизнью и перед людьми, 2. Правдиво отражать настоящую действительность, вскрывая все недостатки и пороки нынешнего общества, 3. Своим творчеством преобразовывать жизнь, делая ее чище и добрее».114

«Чтобы достичь наших почетных целей,-писал журнал,-мы ищем помощи у вас, наших читателей. Каждый любящий свой родной край дагестанец обязан читать и распространять «Танг-Чолпан», который выходит с целью обновления жизни нашего края, его истории, языка, литературы, искусства. Мы взываем к чувству национального долга каждого из наших братьев-дагестанцев, призываем вложить в наше благое начинание лепту своих трудов, энергии, знаний и материальных средств, дабы не дать потухнуть святому огню в нашей душе, ведущему нас по пути просвета и культуры».115

«Танг-Чолпан» учил своих читателей исследовать жизнь, бросая вызов злу и насилию, невежеству и мракобесию, которые призваны закабалить человека, порождая в нем рабью привычку молчать и не думать. «И лишь знания помогут нам приобрести силу и свободу, стать полноценным членами общества. В знаниях и единстве наша сила», выражая общий девиз журнала, писал в своей статье «Дагестанцы-братья», тогда еще совсем молодой начинающий журналист Хаджи-Омар Булач.

Творчество основателей «Танг-Чолпан» на страницах журнала (З.Батырмурзаева, Т. Бейболатова, Н. Батырмурзаева.)

Основателем и идейным вдохновителем журнала «Танг-Чолпан» стал молодой кумыкский поэт, драматург, публицист, революционный деятель 3. Батырмурзаев (1897-1919гг). Яркий, стремительный талант Батырмурзаева, вся его многогранная общественно-политическая деятельность были подчинены задаче преобразования жизни родного края на началах свободы и справедливости. В формировании и эволюции его воззрений большую роль сыграла деятельность и участие в качестве главного редактора в издании журнала «Танг-Чолпан» (с. №1 по №3). «Душой журнала,- как отмечает С. Гаджиева в своей книге «Кумыки», был Зайналабид Батырмурзаев». Как редактор он обнаружил исключительно чуткое и прозорливое понимание сложившейся в этот период общественно- политической ситуации, сумел собрать и сплотить вокруг журнала наиболее прогрессивную, демократически настроенную часть творческой интеллигенции края.

«Если задаться целью выявить из круга лиц, творивших кумыкскую публицистику 1917 и последующих годов наиболее значительного автора, то самым ярким ее представителем - ярким прежде всего в значении, что отражает ее основную суть, идеи, направленность - следует признать, несомненно, одаренного, талантливого автора -З.Батырмурзаева. Большей частью его публикациями определялась идейная направленность руководимого им литературно- просветительского журнала «Танг-Чолпан» и газеты большевистского направления «Ишчи халкъ», главным редактором которого также являлся З.Батырмурзаев».174

В этой связи следует также отметить, что почти все известные нам произведения публицистики, поэзии и прозы. 3. Батырмурзаева были опубликованы на страницах названных журнала и газеты, что позволяет судить о том, что все они создавались в русле их программных установок и были созвучны с публикациями социального звучания.

Работа в журнале закалила молодого поэта, сделав его перо ещё более оточенным, принципиальным, злободневным и аналитичным.

По утверждению М.А. Гусейнова, « публицистика З.Батырмурзаева наглядно демонстрирует дар автора чутко воспринимать изменения в текущей политической ситуации, адекватно отвечать им и направлять внимание читателей на актуальные проблемы действительности»175 Именно в этом «умении видеть и понимать» происходящее следует усматривать главную причину того, что основополагающими темами его творчества являются «защита естественных прав» человека, проблема свободы и личности, просвещения и обучения, борьба с невежеством, критика колонизаторской политики на Кавказе, коррупции и беззакония властей и возникшая в связи с этим необходимость строительства «нового общества на началах социального и национального равенства».

Придавая большое значение печати, Батырмурзаев понимал, что печатные органы на местных языках особенно необходимы политическим организациям для распространения своих идей среди народа.

Именно таким органом, а точнее журнальной трибуной призван был стать «Танг-Чолпан». Издание подобного журнала в то время требовало смелости, энергии, настойчивости и упорства. Всеми этими качествами обладал 3. Батырмурзаев и его сподвижники. Огромная организаторская работа была сопряжена с изданием журнала. Это и переписка с товарищами, и переговоры с типографиями, с бумажными фирмами, и финансовое обеспечение, которое требовало проявления изобретательности и дипломатичности, а мы уже знаем, что редакция журнала часто испытывала большие материальные затруднения, которые порой служили причиной задержки выпуска его отдельных номеров. Ведь издание журнала даже в нормальных условиях всегда сложное и достаточно хлопотливое дело. По воспоминаниям очевидцев, 3. Батырмурзаев почти всё свое время тратил на издание журнала, . создавая сам большинство политических статей, одновременно выполняя роль редактора, корректора, а иногда наборщика и печатника, с большой энергией и энтузиазмом ведя это сложное и рискованное дело Зайналабид и Нухай Батырмурзаевы, Темирболат Бейболатов, Адиль Шамсудинов и другие журналисты, сотрудничавшие в «Танг Чолпане», «вынуждены были пропагандировать свои революционно-демократические идеи, выступая на нейтральные темы, научные, исторические или обращаясь к стихам, беллетристическим произведениям. В лице каждого из них встаёт образ настоящего патриота, гражданина, отдающего своему делу все силы души и сердца.177

Первый номер журнала открывается программным стихотворением 3. Батырмурзаева «Танг-Чолпан» («Утренняя звезда»), в котором поэт в ярких аллегорических образах пишет о гибели старого мира и пробуждении Дагестана, над которым «загорается заря новой жизни», Символом этой зарождающейся жизни становится «танг-чолпан» («утренняя звезда»), которая по убеждению автора должна «развеять туман» и осветить Дагестан лучами добра и счастья. Так и журнал, по мнению его редактора, в это сложное смутное время должен стать путеводной звездой для тысяч обездоленных и, рождая в их душах надежду, просвещая и направляя их, призван нацелить на строительство «новой светлой жизни». Кёкню къаплагъан къалын булутлар, Бир бирлеп стар гетелер ари Гёрине кёкде ярыкълы юлдуз, Гъона, онда ол Танг-чолпан хари. Дагъы! Танг-чолпан ол, ярыкъ якъкъан Азиз Дагъыстанны сыйлы элине... Гьона! Ачылып геле кёк къырыйпары, Уяна Дагъыстан, танг да билине. Густые тучи небо покрывали, Но вот они уходят чередой И новый свет встаёт над краем неба Сверкающею утренней звездой Да! Вот она над нами льёт сиянье, Светлеет даль, развеялся туман, Встаёт заря над родиной! Проснулся

Весь наш родной, любимый Дагестан.179 Величие и размах революционных событий автор выражает в стихотворении путём поэтических аллегорий. Образы грозы, темных туч, тумана, света, зари органически вплетаются в ткань стихотворного текста. Наступление новой жизни передается через восприятие романтических символов — рассвета, утренней звезды, яркого светильника. Как отмечает И.Асеков, поэтике З.Батырмурзаева характерны образы зари, ранней звезды, так любимые им.180

В настоящее время мы располагаем помимо публицистических статей 3. Батырмурзаева и переводных работ с русского на кумыкский язык лишь несколькими стихотворениями, напечатанными в журнале «Танг-Чолпан». Это указанное ранее программное произведение «Танг-Чолпан» и стихотворения «Миллетчиге» («Народному заступнику»), «Керван гетди» («Караван ушел»), «Эй, аривжан» («Эй, красавиц»), созданные в период между Февральской и Октябрьской революциями.

Похожие диссертации на Роль журнала "Танг-Чолпан" ("Утренняя звезда") в становлении и развитии национально-художественного сознания дагестанцев