Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роман Н. Е. Мординова - Амма Аччыгыйа "Весенняя пора": сравнительный анализ двух редакций Ефремова Саргылана Ивановна

Роман Н. Е. Мординова - Амма Аччыгыйа
<
Роман Н. Е. Мординова - Амма Аччыгыйа Роман Н. Е. Мординова - Амма Аччыгыйа Роман Н. Е. Мординова - Амма Аччыгыйа Роман Н. Е. Мординова - Амма Аччыгыйа Роман Н. Е. Мординова - Амма Аччыгыйа Роман Н. Е. Мординова - Амма Аччыгыйа Роман Н. Е. Мординова - Амма Аччыгыйа Роман Н. Е. Мординова - Амма Аччыгыйа Роман Н. Е. Мординова - Амма Аччыгыйа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ефремова Саргылана Ивановна. Роман Н. Е. Мординова - Амма Аччыгыйа "Весенняя пора": сравнительный анализ двух редакций : 10.01.02 Ефремова, Саргылана Ивановна Роман Н. Е. Мординова - Амма Аччыгыйа "Весенняя пора": сравнительный анализ двух редакций (Сюжет, композиция, образы) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.02 Якутск, 2006 260 с. РГБ ОД, 61:06-10/568

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Сюжет и проблематика романа «Весенняя пора». Первая редакция 19

1.1. Особенности сюжета и проблематика I—III глав 21

1.2. Историческое время и авторская точка зрения в IV-V главах 45

1.3. Композиция и система образов 62

Глава II. Дополнения и изменения во второй редакции. Проблематика и система образов 85

2.1. Новые персонажи, расширяющие идейный замысел романа 87

2.2. Изменения в образах близкого окружения главного героя 103

2.2.1. Федосья и Егордан 105

2.2.2.Виктор Бобров 118

2.3. Изменения в образах, углубляющих конфликт романа 125

2.3.1. Вася Сыгаев 125

2.3.2. Анчик 131

Глава III. Художественное время и пространство в двух редакциях. Вопросы творческой эволюции писателя 143

3.1. Взаимосвязь глав и частей романа 143

3.2. Хронотоп родного дома 153

3.3. Хронотоп дороги 177

Заключение 211

Список использованной литературы 215

Введение к работе

Актуальность темы исследования: Н.Е.Мординов вошел в якутскую литературу во второй половине 1920-х годов поэтическими произведениями и рассказами. В 1930-е годы, продолжая писать рассказы, отдельные фрагменты и сюжетные мотивы которых были включены в роман «Весенняя пора», он написал повести «На отдыхе» (1936), «Обида» (1938), «Друзья» (1947). Большую популярность и признание читателя получила повесть «Беда» (1966). Начиная с 1930-х и вплоть до 1960-х годов, он плодотворно работал и в драматических жанрах. Среди этих произведений писателя значительны «Разрыв паутины», 1937 и «Широкой дорогою», 1965. Известны его очерки военных лет: «Очерки войны» (1941), «За Зою» (1942), «Да здравствует счастливая жизнь!» (1942) «За самоотверженный труд!» (1942) «Славные сыны якутского народа» (1943), «Победим» (1943), и др. В 1970-90-е годы Н.Е.Мординов, в основном, занимался переводческой деятельностью. Под его мастерским пером заговорили на якутском языке бессмертные романы «Анна Каренина» (1947-1950), «Война и мир» (1978-1981), «Воскресенье» (1984) Л.Н.Толстого, «Тихий Дон» (1993) М.А.Шолохова.

Таким образом, «Весенняя пора» - единственный роман в его творческом наследии и первый роман-эпопея в истории якутской литературы - по праву считается главным произведением народного писателя.

Первая редакция романа вышла в 1944 г., вторая редакция - в 1952 г. Оба варианта романа являются достоянием широкого круга читателей. Но в истории якутского литературоведения интерпретации романа Н.Е.Мординова в разные годы звучат по-разному. Изучение критических работ литературоведов показывает, что раннее теоретическое осмысление романа в большинстве случаев основывалось на принципах социалистического реализма. Особое место среди них отводится статье И.Жиги «Разговор на

серьезную тему», где была указана «главная ошибка», названная «самой неприглядной национальной ограниченностью автора»1.

Позже, в 1990 г., когда начался процесс деидеологизации литературы стало возможным и необходимым оценивать художественные произведения прежде всего со стороны их поэтики, была издана ранее запрещенная работа известного якутского литературоведа Г.Сыромятникова «Литературно-художественная критика в Якутии (1939-1975 гг.)», где отражены выступления ряда якутских критиков, принимавших участие в обсуждении первой редакции романа [Н.Заболоцкий (1947), Н.Канаев (1947), И.Пухов (1948]. Первый оппонент одной из крупных заслуг Н.Е.Мординова признал его «мастерскую работу со словом, гибкость и чистоту, а также простоту его языка». К недостаткам он относит черты «очеркизма», которые особенно видны в изображении событий после революции, и неполное освещение характеров героев. Н.Канаевым роман «Весенняя пора» оценивался достаточно высоко, хотя и были указаны отдельные недочеты автора. И.Пухов высказал критические замечания относительно композиции романа: «Роман как бы распадается на отдельные, не связанные друг с другом рассказы; иногда изображение природы не совпадает с умонастроением героев, а мысли людей - с их действиями»2.

Вместе с тем, нельзя утверждать, что роман не был оценен по достоинству. Как мы убедились, имеется много значительных исследований 1940-50-х годов, посвященных идейно-содержательной стороне и вопросам сюжетно-композиционных особенностей романа. Особое значение имеет и то, что внимание к этому произведению литературная критика обратила сразу после выхода его первой редакции, развернув на страницах газет и журналов живые дискуссии, которые не теряют своей актуальности и в наши дни3. В обсуждении романа в союзе писателей СССР (1949 г., 7 февраля)

1 Жига И. Разговор на серьезную тему // Дружба народов. - 1948. - С. 328 - 333.

2 Сыромятников Г.С. Литературно-художественная критика в Якутии (1939-1975). - Якутск: Книж.изд.,
1990,-С.54,57,64.

3 Обсуждение романа тов. Мординова - Амма Аччыгыйа «Весенняя пора» в союзе писателей СССР // Кыым.
- 1949. 13 июля; Читатели о романе «Весенняя пора» // Социалистическая Якутия. - 1952. - 30 апреля;

основная цель и задача заключались в том, чтобы автор обязательно «доработал» роман. В этом убеждают следующие заключительные высказывания (протокол этого заседания опубликован в газете «Кыым» в 1999 г.): «Вывод для нас ясен: мы имеем в романе Мординова ценное произведение...». «Исправление ошибки т. Жиги будет состоять в том, что мы издадим роман т. Мординова. Роман выйдет, и он будет говорить сам за себя...»1.

Вторая редакция романа сначала была опубликована в переводе на русский язык в 1951 г., за год до выхода его в оригинале. Всего было 18 переизданий, из них 4 раза издавался первый вариант (хронология изданий романа в прил. 1). Таким образом, не без основания можно полагать, что первая редакция романа была воспринята не только официальной критикой, но и читателями как вариант большого эпического полотна.

Для романа «Весенняя пора» 1952-53 гг. явились судьбоносными. О нем снова горячо заговорили такие авторитетные издания всесоюзного масштаба, как: «Новый мир» (М.Белкина), «Огонек» (С.Ильичева), «Звезда» (А.Павловский), «Сибирские огни» (Ф.Сафронов), «Дружба народов» (В.Гоффеншефер), «Знамя» (В.Уваров) . Критика тех лет, как и при обсуждении первого варианта книги, заострила свое внимание на идеологической стороне произведения. В частности, В.Гоффеншефер, полностью принимая позицию И.Жиги, подвергнувшего серьезной критике первый вариант романа, указал, что «Н.Мординову помешала дать более полнокровные образы русских большевиков какая-то скованность, боязнь выйти за пределы историко-революционного документа, творчески домыслить и дополнить его»3.

Григорьев А. Встретимся ли еще с «Весенней порой?» (Интервью с Капустиным В) (на якутском яз.) // Сахаада. - 1992. - 1 июля.

1 Капустин В. Человек и нравственность в романе «Весенняя пора» // Кыым. - 1999. — 9 марта.

2 Белкина М. В снегах Якутии // Новый мир. - 1952. - № 1. - С. 254 - 257; Ильичева С. Весенняя пора //
Огонек, 1952. № 26. - С. 21; Павловский А. На якутской земле // Звезда. - 1952. - № 5. - С. 173 - 175;
Сафронов Ф. Весенняя пора // Сибирские огни. - 1952. - № 4. - С. 177-179; Уваров В. Роман о якутском
народе//Знамя. - 1952. -№ 10. -С. 177 - 179.

3 Гоффеншефер В. Заметки о романе Н.Мординова «Весенняя пора» // Дружба народов. Альманах
художественной литературы. Советский писатель, - 1953. - № 2. - С. 223.

С другой стороны, указывались тогда и такие «ошибки» автора, как его «некритическое» отношение к дореволюционной якутской литературе, что проявляется в статье В.Уварова: «Напрасно только Н.Мординсв включил в число прогрессивных писателей А.Кулаковского, да еще и заставил своего маленького героя декламировать стихотворение «Скупой богач», написанное этим противником пролетарской революции, выразителем интересов тойонатства и нарождавшейся якутской национальной буржуазии. Здесь Н.Мординов допустил серьезную ошибку, невольно поддержав Г.Башарина, который в 1944 году издал в Якутске порочную антимарксистскую книжку «Три якутских реалиста-просветителя» .

Таким образом, с начала 50-х годов первая редакция романа становится историческим фактом якутской литературы как авторский вариант романа-эпопеи «Весенняя пора», о которой читатели «не забывают». Литературная критика хотя и бегло, но всегда напоминает о ней по вопросу истории создания романа, официально признанного «значительным произведением прозы послевоенного периода»2.

Критика 1960-70 гг. (Г.Боескоров, Н.Канаев) подчеркнула, что роман завершил период становления прозы в якутской литературе, что именно после выхода его второй редакции в истории якутской литературы ознаменовалось новое историческое время - ее романный период3.

Литературную критику, касающуюся изучения многогранного творчества Н.Е.Мординова, можно представить в виде хронологически последовательного постоянного интереса исследователей к его литературному наследию. Среди них особое место занимали и занимают труды Г.Боескорова и Н.Канаева, посвященные исследованию творчества писателя, где одной из главных проблем выступает исследование романа

1 Уваров В. Роман о якутском народе // Знамя. - 1952. - № 10. - С. 179.

2 Очерк истории якутской советской литературы. - М.: изд. АН СССР, 1955. - С. 179.

3 Каиаев Н.П. Творчество Н.Е.Мординова. - Якутск: Якутское кн. изд-во, 1964. - 175 с; Боескоров Т.К.
Развитие жанров прозы в якутской Советской литературе. - Якутск. 1961. - 236 с; Вопросы сюжета и
композиции в якутской прозе. - Якутск: Якут кн. изд-во, 1965. - 240 с.

«Весенняя пора», отметившего зрелость якутской прозы в виде основного ее жанра — романа. Г.Боескоров, говоря о роли и значении романов в истории развития якутской прозы, дает следующую оценку: «Если появление романа «Молодежь Марыкчана» является первым серьезным шагом в утверждении нового жанра, то создание «Весенней поры» представляет собою самый акт становления романа как оформившегося жанра». Продолжая следить за творческими поисками писателя в эпическом жанре, помимо оценки художественных достоинств его рассказов, повестей, в третьей монографии он рассматривает сюжетно-композиционную структуру второй редакции романа во всех ее сложностях. Исследователь одной из основных причин исключительного успеха романа называет внутреннюю подготовленность писателя, которая была достигнута путем многолетнего творческого труда. При этом особое значение он придает художественному приему деталей, которые Н.Е.Мординов мастерски использует в принципиальной отдельности от художественных подробностей. Пейзаж, портрет и психологические аспекты раскрытия образов героев, по мнению Г.Боескорова, обуславливаются общими идейно-эстетическими принципами и идеалами писателя. В данной работе автор анализирует способы применения композиционных и языковых средств, находя в них «непревзойденное мастерство» писателя1. Позже в 1980-ые годы, Н.Е.Мординов, как бы подтверждая доводы исследователя, сказал: «...плохо, когда молодые авторы начинают с больших произведений - романа, поэмы. Горький говорил, что начинать нужно с малых жанров. Нужно ставить руку. Дело ведь не в теме, не в объеме, дело в том, как написано. Нужно обращать особое внимание на художественность произведения, на язык»2.

Н.Канаев также рассматривает художественное мастерство писателя в целом и подчеркивает в этом аспекте влияние традиций русской литературы. Отметив, что «в произведениях якутского фольклора сравнения, эпитеты

1 Боескоров Т.К. Мастерство Н.Е.Мординова. - Якутск: Книж.изд., 1973. - С. 35-90.

2 Полаиуэр А. Работать до седьмого пота // Молодежь Якутии. - 1986. - 4 января.

обычно бывают крайне отвлеченными», Н.Канаев в романе обращает внимание на их бытовую конкретность .

В 70-80-х гг. был написан ряд новых специальных исследований, посвященных вопросам становления якутской литературы, в свете которых обобщался творческий опыт Н.Е.Мординова (Ю.Прокопьев, В.Петров, Е.Федоров). В монографии Ю.Прокопьева подчеркиваются общие для бурятской и якутской литератур явления в формировании и развитии романа. Сравнительно-сопоставительная характеристика романов Эрилик Эристина, Н.Е.Мординова, Ж.Тумунова, Х.Намсараева приводит исследователя к выводу, что их главная общность в том, что «новелла стала составной частью композиции» крупных эпических произведений. В.Петров приходит к убедительному заключению, что в романе «Весенняя пора» получили отражение все основные формы психологизации героев, выработанные в якутской прозе до 50-х годов. Е.Федоров, считая одной из главных особенностей романа «Весенняя пора» автобиографичность, ссылаясь на рецензии критиков 50-х г.г. (З.Одинцова), подтверждает что роман «выходит далеко за пределы этого жанра» и перерастает в роман историко-революционный2.

Д.Васильева подчеркивает «подлинную национальную самобытность характеров, глубину и полноту изображения якутской действительности в романе «Весенняя пора»; а также то, что «при отражении сложных социально-общественных проблем автор опирался на традиции фольклора»3. Д.Бурцев в исследовании типов проблематики в якутской прозе предпринимает попытку сопоставления двух редакций романа «Весенняя пора». «Одной из главных причин недостаточной художественной мощи первой редакции» он называет то, что данная редакция «состоит из

1 Канаев Н.П. Указанная работа, с. 97-139.

2 Прокопьев Ю.Н. От рассказа к роману. - Якутск: Книж.изд., 1968. - С. 86, 146; Петров B.T. Традиции
эпического повествования в якутской прозе. - Новосибирск: Наука, 1982. - С.70; Федоров E.B. Якутская
проза. История. Проблематика. Художественные особенности 1941-1955.-Новосибирск, 1985.-С. 128.

3 Васильева Д.Е. Национальное и общечеловеческое в якутской литературе. - Якутск: ЯНЦ СО РАН МГП
Полиграфист, 1995. - С. 88.

недостаточно увязанных между собой «нравоописательных», национально-исторических и личностно-познавательных компонентов». Во второй редакции, по мнению исследователя, «ведущим стал национально-исторический проблемный аспект: другие проблемно-познавательные тенденции в произведении подчинены данному аспекту или скоординированы с ним»1.

В 90-е г. на страницах газет и журналов были опубликованы статьи о романе «Весенняя пора» Н.Е.Мординова. Веяние времени новой критики, новых взглядов чувствуется в статье А.Ващенко «Большой народ в маленькой юрте» (1994). Автор, называя Н.Е.Мординова «повествователем и наблюдателем проницательным», его роман рассматривает как национальную ценность, которая «через характер протагониста Никитки» и «через сопоставление культур эпохи «с птичьего полета» открывает «прием двойной перспективы». По мнению исследователя, писатель на многих уровнях ставит вопрос «о мирном и гармоничном соседстве двух различных систем этнических ценностей, двух культур». В целом, А.Ващенко справедливо считает, что в книге Н.Е.Мординова есть много вопросов,

'J

которые понятны «лишь с высоты сегодняшнего опыта» . Эта же мысль была продолжена и, в сущности, расширена его соавтором В.Капустиным в 1995 г. в статье «Костер каждый раз по-новому горит...» (Размышления по поводу романа Н.Мординова «Весенняя пора»). Отталкиваясь от содержания второй части пятой главы романа «Дьулууру тутуспутунан» («Мечты сбываются») исследователи выдвигают целый комплекс художественных проблем, открывающих для читателя новые аспекты в раскрытии идеи произведения. Отмечая важность первой редакции романа для изучения истории становления якутской романистики, они подчеркивают неправомерность ранних откликов в дискуссиях по книге. Выводят параллели между этническими литературами США, в частности, индейскими романами 1930-х-

1 Бурцев Д.Т. Типы проблематики в якутской прозе. - Якутск: изд. ЯНЦ СО РАН, 1992. - С. 77, 85.

2 Ващенко А. Большой народ в маленькой юрте // Литературная газета. - 1994. - 14 сентября. - С.7.

40-х годов, и прозой малых народов Сибири. Например, художественную особенность прозы многих «этнических» писателей бывшего Союза видят в многожанровости их произведений. В этом ракурсе выделяют «четыре плана, слитых в единое повествование в «Весенней поре». Во-первых, роман Н.Е.Мординова - первый в мировой литературе эпос о якутском народе; во-вторых, в нем представлена картина социальных изменений внутри общества, хроника исторического перелома, на фоне которых художественно раскрыт процесс взаимопроникновения культур и цивилизаций со всеми положительными и отрицательными моментами для воспринимающего народа; в-третьих, на страницах романа встает вопрос о преемственности духовных ценностей и о сущности и ограниченности «прогресса». Четвертый план романа авторы статьи связывают с судьбой Никиты: «Никита — вектор, показатель процессов, перемен, но не масштаб их измерения, один человек быть таковым не может». Исследователи, связывая мысли одного из персонажей Федора Ковшова с явлениями шаманства якутов, считают, что Н.Е.Мординов смог показать рождение нового общества и противоречия в становлении новой жизни глазами якута. В целом, в данной статье поднимается много вопросов, над которыми стоит подумать, действительно, с высоты наших времен. Например, авторы предлагают подумать: не Алексей ли, брат Никиты, с чьим именем «соотносится мысль о надежде - о грядущей весне народа», является главным героем романа? Противоречивость образа Никиты исследователи обнаруживают в идейном плане в словах Ковшова о костре, а также в том, что Никита, реально отдаляясь от родных корней, находился «в вечном стремлении слиться с ними и жить ради них?»1.

В статье о романе «Весенняя пора» (1995) В.Новиков находит, что по своим жанровым особенностям роман «становится социально-нравственным романом, так характерным для литературы новейшего периода». Придавая огромное значение «древней языческой основе сказок о зверях» бабушки

Ващенко А., Капустин В. Костер каждый раз по новому горит. Размышления по поводу романа Н.Е.Мординова «Весенняя пора» // Сахаада. - 1996. - 18 января.

Дарьи, исследователь подчеркивает, что в романе нравственность имеет свои корни и произведение пронизано идеями и чувствами возвышенного гуманизма, что придает роману Н.Е.Мординова «Весенняя пора» международное значение .

Много нового, интересного и ценного находим в работах В.Переверзина. Он отмечает, что вопрос об эстетических основах творчества писателя во многом продолжает быть открытым, малоисследованным. Основными истоками его творчества автор называет «народно-философские и народно-художественные ценности и традиции». Эстетические принципы Н.Е.Мординова ученый называет ключом, способным открыть его художественный космос: «Главное для его исследователей - двигаться вперед, не останавливаться в понимании Существа столь сложного и прекрасного мира, наполнить его своим субъективным человеческим содержанием, учитывая всю сложность исторических и культурных обстоятельств его создания, не оставляя, как сказали бы астрономы, «черных дыр» в постижении этой вселенной»2. Творчество Н.Е.Мординова автор оценивает как «выдающееся явление литературы саха XX столетия», а его роман «Весенняя пора» «главной книгой литературы саха» и «Книгой нации», значение и роль, которой трудно переоценить. Он называет это произведение «романным эпосом, точнее романической эпопеей» .

Роман «Весенняя пора» становится предметом психолого-педагогических исследований в работах А.Оконешниковой и З.Башариной, где приводятся аргументированные доводы, отражающие значимость психологических законов, воспитательных средств и приемов народной педагогики, которые ярко выведены на страницах романа4. В этом плане особую ценность представляют работы З.Башариной, расширяющие

1 Новиков В. О романе «Весенняя пора» // Кыым. - 1995. - 11 апреля.

2 Переверзин В.М. Живая память Николая Мординова // Республика Саха. - 1996. - 2 марта.

3 Переверзин В.М. Грани художественной правды. Страницы большой прозы XX века. - Якутск, 1997.
- С. 84.

4 Оконешникова А.П. Некоторые методы воспитания детей в романе «Весенняя пора» (на якутском яз.) //
Хотугу сулус. - 1986. - № 1. - С. 86-92; Башарина 3.K. Традиции М. Горького в автобиографическом романе-
эпопее H.Мординова «Весенняя пора». Содружество литератур. М.: Академия, 2002. - С. 116-132.

проблематику романа в данном ракурсе: «Главная проблема романа — становление личности нового человека. Здесь мы видим воздействие горьковской концепции человека: <...> Характер каждого из якутов-бедняков эволюционирует, развивается, автор показывает духовное развитие своих героев»1.

Признавая неоспоримые художественные достоинства первой редакции романа, которую «отличают подлинная цельность и гармоничность», А.Мыреева называет близких людей главного героя «носителями высокой экологической культуры» .

На современном этапе, когда назрела необходимость отказаться от ранее принятых канонов, особо остро встает вопрос об уточнении художественных достоинств двух редакций романа «Весенняя пора». В этом плане особый интерес представляют работы В.Окороковой. Она поднимает вопрос о роли романа Н.Е.Мординова «Весенняя пора» в становлении якутской романистики. Возвышая значение романа до уровня библии народа саха, феномен успеха и известности произведения автор связывает с личностью писателя. Однако В.Окорокова, ссылаясь на мнения многих литературоведов, констатирует, что во многих произведениях тех лет концовки, как правило, получались скомканными, предвзятыми: писатель, крайне ограниченный системой всякого рода установок и требований, утрачивал возможность свободного выражения. Данный факт, как она подчеркивает, присутствует и в истории создания романа «Весенняя пора», о чем свидетельствуют высказывания Н.Е.Мординова в начале 1990-х годов3.

В работах В.Окороковой имеется ряд наблюдений, касающихся сравнительного анализа первой и второй редакций романа. Такова статья «Удивительная судьба первого якутского романа», где автор, сопоставляя две редакции в целом, приводит такие аргументы, как во второй редакции «заметно расширяется сюжет романа, произведение в целом увеличивается в

1 Башарина З.К. Указанная работа. - С. 119.

2 Мыреева А.Н. Человек и природа в современной якутской прозе. - Якутск, 2001. - С. 28.

3 Окорокова В.Б. Проблемы современной литературы. - Якутск, 1997. - С 26.

объеме, оттачивается композиция. В связи с этим много изменений писатель вводит в самих героях: изменений претерпевают их имена, портреты, речь, даже их судьбы». Указывается, что автор усовершенствовал язык романа: «если в первом варианте он активно использует эмоционально окрашенные слова, то во втором варианте такие слова заметно сокращаются». В целом, В.Окорокова приходит к выводу, что от индивидуальности самого читателя зависит определение, какой из вариантов лучше. А в литературоведении вопрос может звучать по-другому: каковы место и значение двух вариантов в творчестве Амма Аччыгыйа .

Наиболее широко данные мысли были развиты в других работах литературоведа. Как правомерно замечает исследователь, роман «Весенняя пора» широкому кругу читателей известен именно по второму варианту, и он же анализировался в литературоведческих трудах. Однако многие критики склонны считать первый вариант истинно авторским и более художественным». По этому поводу В.Окорокова отмечает, что первый вариант близок по жанру к автобиографическому роману. «Второй вариант объемен не только по разросшемуся сюжету, но и по развертыванию типических обстоятельств и типических характеров. Здесь писателя интересует не только сюжет, связанный с главным героем, но и второстепенные герои начинают играть в нем немаловажное значение. Соединив сюжетные линии одноплановых образов первого варианта, писатель во втором создает обобщенный, типический характер» . В целом, определяя роль и значение романа, В.Окорокова заключает: «Роман «Весенняя пора» Амма Аччыгыйа стал этапным произведением для якутской литературы, характеризующим ее зрелость и завершившим период становления якутской прозы. Вместе с тем он стал началом истории и

1 Окорокова В.Б. Удивительная судьба первого якутского романа// Саха сирэ. - 2001. - 6 января.

2 Окорокова В.Б. Пути развития прозы в литературах народов Якутии. Часть I. Жанровая типология в прозе
младописьменных и новописьменных литератур: Учебное пособие. Якутск: изд-во Якутского ун-та, 2001.
-С. 16.

эволюции крупных эпических жанров не только в якутской прозе, но и во всех литературах Якутии» .

Как видим, в работах В.Окороковой впервые более масштабно, аргументированно поднимается вопрос о необходимости сопоставления двух редакций романа с широким охватом исследования. Сделанные в ее работах выводы и положения представили особую ценность в работе над данной диссертацией. Однако в них сопоставление двух редакций романа Н.Е.Мординова «Весенняя пора» носит общий характер, внимание автора, главным образом, направляется на выявление жанровых отличий вариантов.

В разные годы на уровне периодической печати, помимо названных выше крупных работ, на роман отозвалось большое количество литературоведов, критиков, посвятивших ряд статей изучению художественного наследия писателя (Г.Сыромятников, И.Спиридонов, Н.Павлов, Н.Тобуроков, М.Михайлова и др) . Неоценим вклад В.Капустина, долгие годы добивавшегося возвращения народу первой редакции романа Н.Е.Мординова «Весенняя пора». Языковое мастерство писателя в романе «Весенняя пора» в целом изучено Е.Убрятовой, М.Черосовым, Г.Филипповым, Н.Григорьевым, И.Винокуровым, М.Алексеевым, Ю.Васильевым, В.Лихановым и др3.

Таким образом, сравнительно-сопоставительное исследование двух редакций романа в виде специальной научной проблемы в якутском литературоведении еще не предпринималось. Этим объясняется актуальность нашей работы.

Объект исследования. Творчество Н.Е.Мординова-Амма Аччыгыйа.

1 Окорокова В.Б. Указанная работа. - С. 17.

2 Сыромятников Г.С. Творчество Н.Е. Мординова в монографических исследованиях // Полярная звезда. -
№ 1. - 1981. - С. 84-87; Спиридонов И.Г. Якутская литература вчера и сегодня. Литературоведческие и
критические статьи. - Якутск: Бичик, 1995. - 192 с; Павлов Н. - Тыасыт. О Амма Аччыгыйа (на якутском
яз.) // Чолбон. 1994. - № 6; Тобуроков Н.Н. Слово о Николае Мординове. К 75-летию народного писателя
Якутии Н.Е. Мординова - Амма Аччыгыйа // Молодежь Якутии. - 1981.- 6 января; Башарина З.К. Легких
путей не искал // Чолбон. - 1996. -№ 1. - С. 153-155.

3 Черосов М.М. Крылатые выражения в произведениях Амма Аччыгыйа // Хотугу сулус. - 1981. - № 1. - С.
91-94; Винокуров И.П. О языке «Весенней поры» // Хотугу сулус. - 1981, - № 6. - С. 96-102.

Предмет исследования: Сравнительный анализ первой и второй редакций романа «Весенняя пора» по вопросам проблематики, сюжета и композиции на основе анализа образов и хронотопа.

Цель работы заключается в сравнительно-сопоставительном исследовании двух редакций романа «Весенняя пора», в выявлении их места и значения в истории якутской литературы через освещение творческой эволюции писателя.

Поставленной целью определяются следующие задачи исследования:

изучение теоретического материала о романе и освещение истории «споров» вокруг первого романа-эпопеи в якутской литературе;

выявление художественных истоков расширения сюжетных линий романа «Весенняя пора» во второй редакции на основе анализа проблематики, определения роли авторской концепции;

уточнение художественных функций персонажей, введенных во вторую редакцию, сопоставительный анализ хронотопа двух редакций романа;

- освещение творческой эволюции писателя и определение значения двух

редакций романа «Весенняя пора» в истории якутской литературы. Методологической и теоретической основой диссертации являются основные принципы жанровых особенностей романа, выявленные в работах

1 О

М.Бахтина, В.Кожинова, В.Хализева, В.Переверзина, О.Мельничук ; принципы и приемы сюжетно-композиционного анализа по исследованиям Е.Добина, А.Есина, Л.Кайда, Л.Коминой, Б.Успенского, и др3.; концепция художественного времени и пространства М.Ахундова, М.Бахтина, Н.Гей,

1 Бахтин М.М. Эпос и роман. - Санкт-Петербург: Азбука, 2000; Бахтин М.М. Вопросы литературы и
эстетики. Исследования разных лет. - М.: Худ. литература, 1975. - 504 с; Кожинов В.Е. Теория литературы.
- М, 1994; Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Высш. шк., 2000. - 398 с; Переверзин В.М. Грани
художественной правды. Страницы большой прозы XX века. Пособие по спецкурсу. -Якутск, 1997.- 104 с.

2 Мельничук О.А. Повествование от первого лица. Интерпретация текста. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. -
208 с.

3 Добин Е.С. Жизненный материал и художественный сюжет. -Л., 1958; Есин А.Б. Принципы и приемы его
анализа литературного произведения. - М.: Флинта. Наука, 1998. - 248 с; Кайда Л.Г. Композиционный
анализ художественного текста. - М.: Флинта, 2000. - 152 с; Комина Р. О сюжете и мысли в художественном
произведении // Урал. 1970. - № 7. - С. 142-145; Успенский В. Поэтика композиции. - СПб.: Азбука, 2000. -
352 с.

А.Кудиярова, Ю.Лотмана1. А также исследования якутских ученых, прежде всего, Г.Боескорова, Д.Бурцева, В.Окороковой, Д.Васильевой, Н.Канаева, Е.Федорова, Н.Тобурокова, З.Башариной, П.Максимовой и др. В диссертации используется сравнительно-сопоставительный метод исследования.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

впервые обобщена историография исследования творчества Н.Е.Мординова в целом и романа «Весенняя пора» в частности;

конкретизировано своеобразие проблематики, сюжета и композиции двух редакций романа на основе анализа системы образов и хронотопа; дана принципиально новая оценка работы писателя над второй редакцией романа;

осуществлена классификация около 200 персонажей романа, на ее основе выявлены роль и значение дополнительных персонажей; определено значение авторской концепции;

конкретизированы объем и характер дополнений и изменений, внесенных во вторую редакцию романа Н.Е.Мординова «Весенняя пора» в ракурсе освещения эволюции творческого мастерства писателя.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что ее основные положения и выводы будут иметь значение для углубленного изучения якутского классического романа и художественного наследия Н.Е.Мординова - Амма Аччыгыйа в целом; а также предпринятый в работе анализ двух редакций романа «Весенняя пора», сделанные на его

1 Ахундов М. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. — М.: Наука, 1982;
Гей H.K. Время и пространство в структуре произведения // Контекст. 1974. Литературно-теоретические
исследования. - М.: Наука, 1975; Кудияров А.В. Художественно-стилевые традиции эпоса многоязычных и
тюркоязычных народов Сибири. М.: ИМЛИ РАН, 2002; Лотман Ю.М. Проблемы художественного
пространства в прозе Гоголя // Тр. по русской и славянской филологии: Уч. записки Тартурского гос. ун-та, -
Тарту. 1968. - Вып. 209. XI. Литературоведение.

2 Федоров Е.В. Якутская проза. История. Проблематика. Художественные особенности 1941-1955.
Новосибирск, 1985; Бурцев Д.Т. Типы проблематики в якутской прозе. - Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992. - 144
с; Тобуроков H.H. Слово о Николае Мординове. К 75-летию народного писателя Якутии H.E. Мординова -
Амма Аччыгыйа // Молодежь Якутии. - 1981. - 6 января; Башарина 3.K. Традиции М. Горького в
автобиографическом романе-эпопее Н.Мординова «Весенняя пора». Содружество литератур. M.: Академия,
2002. - 248 с; Максимова П.В. Жанровая типология якутской поэзии: Вопросы эволюции и классификации
форм. - Новосибирск: Наука, 2002. - 255 с.

основе выводы могут быть использованы как теоретический и практический материал в лекционных и специальных курсах истории якутской литературы в высших и средних учебных заведениях Республики Саха (Якутия).

Апробация результатов исследования. Рукопись диссертации обсуждена на расширенном заседании кафедры якутской литературы Якутского государственного университета. По материалам диссертации сделаны доклады на республиканских научно-практических конференциях «П.А.Ойунский и современность» (Якутск, ноябрь 2003 г.), «Язык как основной элемент культуры: генезис, традиции, современные проблемы» (Якутск, ноябрь 2004 г.), «Василий Манчары — национальный герой якутского народа» (Якутск, апрель 2005 г.), на научно-практической конференции Якутского государственного университета, посвященной 75-летию со дня рождения Ивана Гоголева; на международной научно-практической конференции «Север Азии и Америки в этнокультурных исследованиях». «Иохельсоновские чтения», (Якутск, август 2005 г.), на торжественном собрании общественности, посвященном 100-тетию со дня рождения Н.Е.Мординова - Амма Аччыгыйа (Якутск, январь, 2006).

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

  1. В обеих редакциях основным приемом целостного освещения материала произведения считается хронологическое построение сюжета, что способствует полноценному раскрытию характера главного героя романа.

  2. В освещении исторического времени и авторской точки зрения определяющее значение имеет эстетика писателя. Во второй редакции реально усилено эпопейное начало романа, заметно расширен сюжет, однако идейный замысел романа, проблематика и поэтика основных персонажей как показатели авторской эстетики сохранили в целом свои художественные особенности.

  3. Одним из главных достоинств второй редакции романа является композиционная стройность, совершенство архитектоники романа, что отражается в хронотопах дома и дороги.

4. Вторая редакция романа Н.Е.Мординова «Весеннля пора» -классическое произведение якутской литературы как первый роман-эпопея.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и тринадцати приложений.

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, обозначен объект и предмет исследования, представлен обзор трудов, обеспечивающих фундамент диссертации, указываются цели и задачи, теоретические и методологические основы, научная новизна и практическая значимость исследования, изложены положения, выносимые на защиту.

В первой главе - «Сюжет и проблематика романа «Весенняя пора». Первая редакция» - освещается круг «споров» вокруг двух изданий романа. Анализируются особенности сюжета и композиции первой редакции в сопоставлении со второй редакцией, а также прослеживаются характер и художественные особенности развития образа главного героя, через восприятие которого раскрывается содержание произведения.

Во второй главе «Дополнения и изменения во второй редакции. Проблематика и система образов» обосновывается целесообразность введения новых персонажей, которые углубляют социальную проблематику произведения. Определяется их роль и значение в композиции второй редакции романа. Раскрывается характер изменений, ранее имеющихся в первой редакции персонажей, выявляются их художественные функции.

В третьей главе «Художественное время и пространство в двух редакциях. Вопросы творческой эволюции писателя» анализируется композиция романа. Определяются значение и роль хронотопов дома и дороги в раскрытии эволюции творческого мастерства Н.Е.Мординова.

В заключении формулируются основные выводы исследования.

Особенности сюжета и проблематика I—III глав

В широком понимании композиции строение сюжета можно рассматривать как ее структурную часть. С точки зрения В. Хализева, сюжет представляет собой цепь событий, «изображенную в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях»1. На важную структурообразующую роль сюжета указывают также Ю.Лотман и В.Кожинов . Однако сюжет можно характеризовать и в более узком смысле, в его относительной самостоятельности, выдвигая на первый план развитие действия и отношений героев произведения. Например, Р.Комина дает такое определение рассматриваемого понятия: «Сюжет-это развертывающееся на глазах читателя живое движение внешних и внутренних событий, в процессе которого раскрывается история характеров и типов, воссоздается картина времени, причем изображение логики этого движения является главным средством воплощения целостной авторской идейно-художественной концепции»3. Это не все то, что в произведении изображается, а лишь то, что происходит с персонажами.

В первой редакции романа «Весенняя пора» сознание и характер главного героя Никитки развиваются в неразрывной связи с событиями истории, которые систематизируются в пространственно-временной хронологии.

Анализируя сюжет романа «Весенняя пора», можно убедиться в том, что он объединяет разнообразный событийный материал книги и общественные отношения в целостную картину, подобно каркасу, который составляет основу постройки и придает ему определенную форму, вмещая его ведущие блоки. Начиная с детских суровых испытаний Никиты, включая его раннее участие в столкновении противостоящих социальных сил, осознание им красоты новых общественных отношений и кончая поездкой героя в Москву на учебу, сюжет романа организует в целостный художественный организм материал произведения, являясь его формой. В то же время этот сюжет выявляет содержание книги, вводит читателя в неповторимую жизнь якутского народа переломной эпохи - времени перехода к новой жизни.

Как было сказано выше, основным приемом сюжетосложения Н.Е.Мординова является хронологическое построение. Автор романа организует жизненный материал не путем объединения его вокруг одного центрального события, не при помощи развертывания нескольких сюжетных линий, а излагая длинный ряд отдельных эпизодов, «выливающихся» в события, в их хронологической последовательности. В трудах предшествующих исследователей правомерно указывалось, что он создает свое произведение на таком принципе, каком строились «Детство», «Отрочество» и «Юность» Л.Толстого, «Детство», «В людях», «Мои университеты» М.Горького, «Повесть о детстве», «Вольница», «Лихая година» Ф.Гладкова1. Названный принцип сюжетостроения сказывается на некоторой ослабленности конфликта и на определенном совпадении сюжета и фабулы. Последняя, как известно, представляет собою естественную последовательность того, что воспроизводится в произведении.

Структура сюжета первой редакции романа «Весенняя пора» включает в себя цепь событий, в связи с которыми открывается возможность вычленить узловые моменты сюжета. Следует отметить, что в романе экспозиционная часть, обычно заключенная во вступлении - прологе, отсутствует. В первой части первой главы книги сразу происходит толчок в развитии действия.

Всего в двух страницах первой главы «Аптаах тыл» («Волшебное слово») Н.Е.Мординову удалось в довольно сжатом виде передать восприятие ребенком действительности: рождение брата Алексея, первые отголоски теплого чувства к близкому человеку. Заранее даиая читателю понять, с кем ему придется переживать происходящие в книге события, автор подобрал в начале повествования такие эпизоды в сюжетной линии, при участии в которых главный герой, сразу обнаруживает себя, или, другими словами, раскрывает свою моральную установку.

Главным сюжетным стержнем произведения является отражение взаимоотношений двух социальных групп. Никитка сначала, как и все дети его возраста, не понимает, почему с наступлением осени отец куда-то \ уезжает, чтобы возвратиться только весной. Автор краткими, но красочными описаниями сумел передать искренность теплых отношений в семье Легляриных: «Оказывается, кроме матери, есть еще один любимый человек, который называется отцом. И если у этого любимого человека дочерна загорелое лицо, ровные крупные зубы, большие смеющиеся глаза и он широк в плечах, а мать нежно называет его Егорданом — другом, - то он лучше всех людей на свете...» (пер., ВР с. 8) .

Среди множества достоинств первой редакции романа «Весенняя пора» основным следует считать целостность. Внимательное прочтение романа приводит к выводу о том, что в нем нет лишних эпизодов, лишних деталей. Так, приведенный выше отрывок, можно считать, достиг своей цели: хотя в плане сюжетостроения конфликт еще не наступил, и действия происходят в узком пространстве, положительный сдвиг в сознании маленького ребенка наблюдается ярко. Жизнь ребенка, ограниченная пределами семейно-бытового уровня, именно в этой маленькой юрте обретает истоки формирования основных морально-нравственных качеств характера. Для этого весьма продолжительного процесса, в роли главного учителя моральных ценностей жизни, Н.Е.Мординов удачно создал образ старушки Дарьи. Важно отметить, что с каждым эпизодом от события к событию постепенно, но заметно растет и расширяется духовный облик Никитки. Развитие сюжета в начале романа невозможно без Дарьи. От природы ласковая, наделенная природной мудростью, Дарья, кроме своих бесчисленно многих загадок и сказок, шуток-прибауток, метких сравнений, знает и множество остро отточенных мудрых пословиц и поговорок, «отважно вступающих в битву» с людскими пороками. Именно из уст Дарьи доносятся пословицы и поговорки, чем-то напоминающие Никитке местных баев: «Кутур баай окко сытар ыт курдук ээ», «Баайга биэрэр кумахха ииктиир кэриэтэ — утары инэн иИэр», (ПР., с. 18) («Скупой богач — слоено собака на сене», - «Богачу давать — что на песок воду лить, все сгинет...») (пер., ВР., с. 23,24). Вместе с тем Никитка начинает понимать, что в жизни имеет место быть какой-то конфликт, что все люди подразделяются на «плохих» и «хороших», «на богатых и бедных».

Историческое время и авторская точка зрения в IV-V главах

Четвертая глава «Сир» («Земля»), состоящая из пяти частей, включает ряд кульминационных событий, которые оказывают прямое влияние на становление характера Никитки. Первая часть «Аймалдан» («Тревога») повествует о несостоявшейся мобилизации якутов на империалистическую войну 1914 года. Освещая этот период истории России, Н.Е.Мординов описывает отчаяние якутского народа. Простой народ не может понять, каким образом баи и их приближенные выпали из списков, освобождаясь тем самым от солдатчины. В числе потенциальных мобилизованных оказались только бедняки.

Сюжет прощания народа и установление «сэргэ печали», известие об отмене мобилизации и праздник с установлением сэргэ радости» в первой редакции романа запечатлены предельно сжато. В первой редакции динамика описаний крупных исторических событий очень стремительна. О свершении Октябрьской революции сообщается в несколько необычной форме повествования. Автор основывается на «слухах», форма которых использовалась им в течение всего романа неоднократно, поэтому внутренняя стройность первой редакции романа при этом не нарушается. Ввиду того, что особая писательская манера повествования уже знакома читателю, данный сюжет не вызывает никаких затруднений для восприятия. При этом, очевидно, что, используя такую форму повествования, Н.Е.Мординов, прежде всего, подчеркивает отдаленность глухого якутского улуса от источника событий и старается донести эту информацию через восприятие главного героя романа - Никитки. Наряду с этими событиями изображается картина прихода к власти временного правительства через различные действия персонажей. Например, выходки богачей во главе с Губастым, якобы против свергнутого царя; призыв батраков с Афанасом Матвеевым о разделе земли. Во второй редакции романа сюжет об известии свержения царя намного расширен, изменено место нахождения Никитки в момент этих событий. Весть об историческом событии февральской революции Никитку застает в кругу новых друзей - ссыльных революционеров в городе Якутске (ПР., 3 глава, 3 часть, с. 300) (художественные образы новых друзей и подлинные исторические личности отражены в приложениях 4, 8).

В четвертой главе «Сир» («Земля») во второй части «Ыаллар» («Соседи») рассказывается о зимовке семьи Легляриных в тесном балагане Василия Тохорона. Портретная характеристика - одна из самых сильных сторон творчества Н.Е.Мординова. Всех пятерых зажиточных и богатых старушек, населяющих два аласа «Кэдэлдьи» и «Эргиттэ», автор наделяет свойственным их характеру внешним обликом. В этой части примечательны два момента, которые органично сочетаются с внутренним содержанием первой редакции романа. Автор явно демонстрирует духовный рост Никитки путем описания эпизода восхваления словами из олонхо старика-силача Николая Туу, потерявшего зрение еще в молодости. Ранее свои знания эпоса-олонхо Никитка демонстрировал во время их странствования с матерью за подмогой в Татте (ПР., с. 153). Недоумение народа по поводу перемены властей выражается в словах Дмитрия Эрдялира: «Макнай ыраахтаа ы тойон. ... . Онтон бириэмэннэй, Солобуода, Киэринискэй ... .... Онтон уобаластнуой суут. Онтон кьтыллар... .... Онтон хаапа ынан харчылаах хал-чаак!» (ПР., с. 199) («Сначала был тойон-царь ... . Потом временное, Свобода, Керенский ... . Потом областной суд. Потом красные ... . Потом Колчак с мешком денег/») (перевод наш — С.Е.). Он же (Эрдялир), представляя себя распорядителем всех богатств, «раздает» их только беднякам. Тесная юрта Легляриных и их соседи, благодаря ему, в тот вечер предвкушают воображаемые веяния новой жизни. Таким образом, главной особенностью первой редакции является чрезмерно краткое описание картин, глобальных перемен истории России XX века (ПР., с. 182-183; 187; 203; 249; 284). Писатель сознательно прибегает к использованию сжатой формы повествования. Но при всей своей краткости указанные эпизоды исторической смены власти дают довольно полную информацию о себе и создают естественную картину для дальнейшего хода повествования.

Е.Добин, приведя пример высказывания Н.Чернышевского «Сжатость -первое условие эстетической цены произведения, выставляющая на вид все другие достоинства», - отмечает, что «В краткости - полнота. В немногом — многое» . Именно этот художественный прием в первой редакции романа «Весенняя пора» является главным в создании сюжета в целом.

В третьей части «Сир» («Земля») четвертой главы «Сир» («Земля») вырисовывается основной конфликт социальных слоев населения — борьба беднейшего крестьянства за землю, которая и создает кульминацию в сюжетной линии романа. Наивысший момент в развитии действия, вершинный пункт острого, открытого столкновения характеров и обстоятельств приходится в романе Н.Е.Мординова на эпизод собрания наслега по поводу раздела земли. Отбиравшие у бедноты лучшие земельные участки, богачи Сыгаевы, Веселовы, Кириллины, Семеновы объединяются против них. Когда конфликт, возникший на фоне событий, связанных с вопросом раздела земли, достигает высшей точки напряжения, бедняки Афанас Матвеев, Дмитрий Эрдялир, старик-бедняк Григорий первый раз откровенно выступают против богачей-угнетателей. Н.Е.Мординов пишет: «Нэпилиэк уйэ саас тухары чуумпу, бутэнги олоо эмискэччи долгуйда. Олох улуу тыала-силлиэтэ субу врв дэбилийэн, врукуйэн тиийзн кэллэ. Кыпыл-урук кыргьшыыта, баай-дьаданы курэстэЫштэ_ ыраахтан иИиллэр «куорат солуна» буолара уурайда. Барыта саманна, бэйэ ортотугар баар буолла. Дьаданы баайтан ата астаннар эрэ: «Аны урукку олох буолбатах! Кэпсэтэн ипиллиэ!» - диир. Кини бэйэтин советской былаас киИитинэн ааыммытынан барда» (ПР., с 207). («Испокон веков тихий отдаленный наслег заволновался, зашумел, словно река в половодье. Гнет богачей, проценты, тяжелая кабала - все это оказалось не божеским решением и не жребием, от века павшим на землю. Все это можно было уничтожить дружными усилиями народа. Накопившиеся в сердцах обида и горечь вспыхнула пламенем гнева») (пер., ВР., с. 311).

Развертывающиеся события, как видно, развиваются очень интенсивно, но не нарушают последовательность изложения. В данной части «Сир» («Земля») степень участия Никитки в происходящих социальных столкновениях мала, но перемены в обществе каким-то образом коснулись и его семьи. Чуть не погибает их бычок, переев зерно, спрятанное в лесу богачами Кирилловыми. В итоге разбирательства отец Никитки Егордан грозится жалобой в ревком, впервые выступив против баев. Далее, если раньше батраки никогда не находили своей правды в конфликтах, то сейчас чаще они выходят победителями. Когда бабушка Никитки заступается за брата Алексея, обиженного соседским мальчиком (ПР., с. 211); когда жена Болтуо Семена Прасковья Федосье наговаривает на Егордана (ПР., с. 212); когда Василий Тохорон за один день поссорился с двумя братьями Семеновыми (ПР., с. 213-214); - победителями вышли они, бедняки. Во время ссоры они часто стали упоминать о приходе советской власти. Каждая из этих историй составляет одно из звеньев сюжета, они соизмеримы, композиционно уравновешены, потому что каждое звено охватывает один мотив - открытый протест. Однако общий тон повествования не меняется в описаниях общественного характера. Н.Е.Мординов, умело, сохраняя естественность повествования даже в таких идеологизированных эпизодах, находит применение комическим описаниям.

Новые персонажи, расширяющие идейный замысел романа

Чтобы определить место и значение новых персонажей и их сюжетные линии, мы классифицируем персонажи романа по социальной принадлежности на второстепенные, эпизодические, внесюжетные (данные персонажи разделены в приложениях 10, 11, 12). В этом плане данный вопрос нами исследуется по принципу выявления степени содействия каждого из вновь введенных персонажей на развитие сюжета романа.

Во второй редакции романа наиболее полно раскрываются образы положительных героев, напрямую повлиявших на главного героя - Никиту Леглярина и на весь изображаемый ход событий. Новые персонажи введены со второй части третьей главы «Улахан уларыйыылар» («Большие перемены»). Здесь Н.Е.Мординов целенаправленно расширяет интернациональный круг персонажей, стараясь показать широкомасштабную борьбу разных народов за установление Советской власти по всей территории России и в первую очередь, чтобы продемонстрировать огромную роль русского и представителей других народов в свержении старого режима в Якутии. (Они распределены в приложениях 4, 8). Начиная со второй части «Дьоллоох Дьокуускай куорат» («Счастливый город Якутск»), третьей главы ярко вырисовываются образы политссыльного русского Ивана Воинова и якутского революционера, семинариста Сергея Петрова. Эти два новых персонажа, хотя они в сюжетных линиях романа задействованы фрагментарно, как отмечалось выше, представляют собой важное значение для раскрытия эволюции характера главного героя. Во второй редакции Н.Е.Мординову удалось правдоподобно и аргументированно изображать пути пересечения каждого нового персонажа с Никитой. Так, в указанной части Воинов и Петров случайно становятся свидетелями сцены, где Никита во время игры нечаянно наталкивается на богатого якута Филиппова, за что тот его жестоко бьет кнутом. Их политическая позиция для читателя становится ясной, когда они заступаются за Никиту. Решительное действие молодых революционеров в защиту Никиты, сопровожденное обличительной речью в адрес обидчика, полностью отображает предчувствие всех революционеров, что время великих перемен в обществе приближается:

«Эн кикини кымньыынан тапыйар туох бырааптаах тойоннунуй? — диэтэ килбэлдьигэс ыас-хара харахтаах, твгурук сирэйдээх эдэр саха. — Эн баайгар ити уол, ба$ар, сотору силлиэн да ба арбат кипи буолуо. ... Kuhu буолбат дуо кини, дьадакы да буоллар» (ВР., с.279) , (« - А ты думаешь, коли богатый, так можешь бить человека кнутом! — сказал подошедший молодой якут с блестящими черными глазами и круглым лицом, грозно оглядывая господина Филиппова. — Да этот мальчик на твое богатство скоро и плевать не захочет!»), (пер. В Р., с. 213). Знакомя читателя с образами Воинова и Петрова, Н.Е.Мординов показывает, что ряды революционеров составляют убежденные в идейную правоту угнетенного народа люди. Образная система персонажей, форма их функционирования во второй редакции продуманы тщательно. Не случайно за Никиту заступаются именно молодые революционеры, которые своим поступком доказывают, что у революции лицо молодое, следовательно - у нее многообещающее, широкое будущее. Если раньше, кроме родителей, за Никиту открыто заступалась только бабушка Варвара, то на этот раз для него помощь пришла с неожиданной стороны. О том, какое положительное влияние оказывает на Никиту поступок Воинова и Петрова, можно наблюдать в следующем отрывке: «Микиитэ ис иНиттэн уврэ, дьорь ооттук санана истэ. Баай кипиттэн ити дьон квмускээбиттэрэ учугэйин! «Хата кини баайыттан, маанытыттан, дьулайыа суох, бэйэтин дьулатыах дьон ээ», - дии саныыр Микиитэ. — «Эн баайгар силлиэн ба арбат кипи буолуо» диэн саайда эбээт. «Ньыымыргыы сытыйыма эн миэхэ! Эн баайгар мин силлиэхпин да ба5арбаппын!» - диэн бытарыппыт кипи, Арамаан meho эрэ соИуйар этэ ... » (ПР., с. 280), («Никита сидел в санях радостный и гордый. Как хорошо и смело молодые люди защитили его! Они не побоялись ни богатства, ни знатности того якута, - наоборот, сами чуть не запугали его. Сказал же один из них: «Этот мальчик на твое богатство скоро и плевать не захочет!» Вот бы крикнуть сейчас Роману: «Не грызи ты меня! Мне на твое богатство наплевать!» Как бы он удивился!») (пер. ВР., с. 213).

Как видно, данное событие поднимает дух мальчика, вселяет в него веру,

что есть люди, которые способны повлиять на исход подобных событий. Во второй раз Воинов и Петров с Никитой сталкиваются в доме татаров Рахили и Насыра, где живет Бобров. Новые друзья предлагают свою помощь - до отъезда учить его дома. С этого момента становится ясно, что для главного героя романа начинается новый этап жизни. Именно в обществе Воинова и Петрова Никита впервые слышит имена Ленина, Орджоникидзе, Ярославского. Становится понятным и то, что с этого сюжетного эпизода конкретизируется жизненная мораль главного героя. Впечатления Никитки, по поводу услышанного, писатель описывает следующим образом: «Сырдык вйдввх-санаалаах кэрэттэн—кэрэ — Ленин диэн кики аатын сотору-сотору ааттаатылар. Микиитэ билбэт, сурдээх у туе дьоннорун, батталы утары охсуИууга олохторун биэрэн сылдьар дьон ааттара кулумэрдиспитинэн бардылар. Микиитэ вйугэр Орджоникидзе уонна Ярославский диэн икки кипи аата ордук хатанан хаалла» (ВР., с. 293-294). («Они говорили о прекрасном, мудром человеке, которого называли Ленин. Они говорили о неизвестных Никите людях, которые здесь, в Якутии, борются за народ и хотят сделать жизнь бедняков счастливой и светлой. Никита запомнил два имени, которые особенно часто упоминались в разговоре, - Орджоникидзе и Ярославский»), (ВР., пер. с. 222).

В оригинале текста картина воздействия содержания разговора революционеров на сознание Никитки, передается более точно, благодаря сочетанию слов «кулумурдэспитинэн бардылар» (здесь, кулумурдэс -сверкающий, блистающий, переливающийся). Совершенно очевидно, что данное выражение отчетливо показывает стремление автора обрисовать образы борцов за революционные идеи только яркими красками. Весть о революции окрыляет Воинова и Петрова. Вместе с Бобровым они участвуют на всенародных митингах, где «громкоголосый Иван Воинов сообщает о том, как в улусах смещают голов, а в наслегах - князей и образуют комитеты общественной безопасности» (ВР., пер. с. 234). Далее Петров упоминается лишь в четвертой главе, в части «Сир» («Земля»), где изображается послереволюционная жизнь Якутии при колчаковском режиме власти. Взятый колчаковцами город Якутск в то время большевики вынуждены были оставить и небольшими группами укрываться в близлежащих поселениях, чтобы подготовиться к вооруженному сопротивлению. Сергей Петров вместе с Воиновым и Бобровым при перестрелке с колчаковцами, попадает в плен и до самого установления советской власти находится в тюрьме, где он держит связь с подпольщиками. На этом следы данного персонажа, в немалой степени повлиявшего на судьбу Никиты Леглярина, теряются, не получив дальнейшего развития. В этой связи необходимо уточнить, что во второй редакции Н.Е.Мординов никого из! более 60-ти новых персонажей не наделяет повествованием об истории жизни. Их характеры, классовая принадлежность раскрываются лишь в тех сюжетных эпизодах, где необходимы показ эволюции характера главного героя. При этом читатель, который знаком с первой редакцией романа, склонен воспринимать появление каждого нового персонажа только как дополнительную фигуру, способствующую для осмысления пути и логики развития главного героя как личности.

Взаимосвязь глав и частей романа

Как известно, художественным первоэлементом произведения является заглавие. Что касается романа Н.Е.Мординова «Весенняя пора», в частности, его заголовка - он и сегодня представляет живой интерес. Безусловно, в первую очередь заглавия заключают в себе код для осмысления интерпретации романа. В этой связи, необходимо подчеркнуть важность интересующего нас вопроса для понимания общей идеи произведения и концепции личности автора.

По мнению О.Мельничук, оттого, «как композиционно организовано произведение, зависит реализация авторского замысла». Следовательно, композиция текста, его построение и членение производятся в соответствии с авторскими интенциями и большую роль в выявлении концепта произведения играют так называемые «сильные позиции текста»1. В отечественной интерпретации текста к сильным позициям, как правило, относятся заголовок, эпиграф, начало и конец текста.

В данном обращении к теории «аукториального паратекста» наша локальная задача состоит в том, чтобы наметить те текстовые категории, которые актуализирует заголовок романа «Весенняя пора». В этом плане вопрос о выполняемых заголовком нескольких важных внутритекстовых функциях, которые, в свою очередь, «работают» на усиление его интертекстового значения, является одной из интересных сторон изучения наследия Н.Е.Мординова.

Безусловно, как пишет З.Блисковский, «Заголовок - это первое слово автора к его заочной беседе с читателями. С названия начинается путь книги к уму и сердцу человеческому»1. Так и здесь заголовок «Весенняя пора» вполне имеет возможность предоставить сведения о содержании романа. При этом название романа актуализирует категории связности и ретроспекции. Это объясняется тем, что данное название, с которого начинается чтение, действительно, оказывается «рамочным знаком», требующим возвращения к себе, логически связывая, таким образом, конец и начало произведения. Речь идет об особенностях художественного мышления, об эстетике писателя и о роли ассоциативности.

У Н.Е.Мординова в обеих редакциях книги, при выборе названия романа, ставка делается на опорные точки композиции. Роман у писателя создавался с таким расчетом, чтобы от самого начала к концу читательское напряжение не ослабевало, а усиливалось. Этому процессу, безусловно, способствует одна из «сильных позиций» романа - заголовок, который мы условно будем называть «опорной точкой композиции». В этом плане, первостепенная важность названия «Весенней поры» в том, что оно читателя, впервые взявшего в руки данную книгу, уже способно «вести» по страницам романа, дав ему возможность создать для себя некую модель программы декодирования. Данная теория фокализации по поводу названия романа, в первую очередь, тесно связана с индивидуальным стилем Н.Е.Мординова, который и способен дать ответ на возникший закономерный вопрос: в чем же все-таки кроется композиционная связь между названием и проблематикой, идейным миром произведения?

При анализе общей композиции произведения, чтобы продолжить анализ в соответствующем направлении, мы считаем нужным исходить из точки зрения «простого» читателя. Так, читатель, обративший свое внимание на название книги «Весенняя пора» уже в первых страницах романа инстинктивно ищет ключ к пониманию содержания. Но в данном случае, вопреки его ожиданиям, два глобальных события романа (появление на свет братишки Никитки Алексея и отел коровы Чернушки), которых читатель застает в самом начале произведения, происходят в зимнее время, о чем свидетельствует языковое оформление текста, обогащенное художественными средствами композиции. Например, в двух фрагментах содержания произведения, где речь идет о вышеупомянутых событиях и о необъяснимом поступке старика Молоха - Легляра, отчаявшегося от услышанной печальной вести о смерти Егордана, колебания читателя по поводу времени года, в котором происходят указанные действия, основываются на извлеченных из текста конкретных деталях. Например, рубленое дедом Молохом-Легляром мясо оказалось весь зимний запас Легляриных. А события, с которых начинается осмысление текста, в понимании читателя происходят незадолго до выше приведенного случая, значит — тоже зимой. Центральная идея романа - весенняя пора якутского народа - в сознании читателя впервые раскрывается в эпизоде возвращения Егордана. И это происходит именно весной: «Онтон сааИыары бшр киэпэ улахан увруу буолла. Сувдэр БэИиэлэйэп атын хамначчыта влбут, Лэглээр уола тыыннаах yhy» (ВР., с. 8), («Но замерз, оказывается не Егордан, а другой бедняк из обоза. Однако выяснилось это лишь ранней весной») (пер. В Р., с. 7). Логика приведенного нами отрывка из текста в том, что заголовок «Весенняя пора» - это время года, в котором происходят главные начальные события романа. В целом, конкретное воплощение реального названия «Весенней поры» читатель обнаруживает в конце процесса расшифровки всего текста произведения — Никита Леглярнн уезжает учиться в Москву, в его лице начинается весна якутского народа. Следовательно, можно предположить, что указанный выше индивидуальный стиль Н.Е.Мординова и система доминанты этого стиля при выборе названия доказывают свою востребованность. И в этом контексте заголовок романа - это, безусловно, элемент художественной идеи произведения, отражающий эстетический подтекст, заложенный в основу авторской интерпретации.

Данная проблема рассматривается литературоведами Н.Васильевой, В.Окороковой в их исследовании роли заглавия художественного текста «Роль значения заглавия на выбор писателя». Ссылаясь на труд З.Блисковского, они поднимают проблему о необходимости изучения названий художественных произведений якутских писателей. Как известно, в якутском литературоведении нет специально разработанных исследований значения заглавия, кроме статьи Е.Федорова1.

Указывая на определенные сложности, связанные с подбором названия к произведению, исследователи пишут, что Н.Е.Мординов-Амма Аччыгыйа «признавался, что самый тяжелый труд - это найти произведению заглавие ... . Удачно выбранное заглавие произведения остается в истории литературы как момент, который говорит о многом ... . «Весенней порой» Амма Аччыгыйа показал ... преобразование жизни человека.

Далее В.Окорокова подчеркивает, что роман Амма Аччыгыйа «Весенняя пора» - произведение, которое близко сердцу каждого якута, это - наша гордость, наша единственная эпопея, энциклопедия.

Прекрасна весна Якутии. После долгих девяти месяцев зимы, когда от сильного мороза трескаются даже сучья, все вокруг расцветает, приходит в движение. Все видоизменяется. Матушка земля, которая находилась под покровом мерзлого снега, постепенно оживает. Перемена происходит и в человеческой жизни - новая радость, новое счастье. Поэтому то, что первый роман - эпопею автор назвал именно «Весенней порой», весьма символично2.

Похожие диссертации на Роман Н. Е. Мординова - Амма Аччыгыйа "Весенняя пора": сравнительный анализ двух редакций