Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Содержательно-художественное и национальное своеобразие лирики Г.Х. Кайтукова Дряева Анжела Анатолиевна

Содержательно-художественное и национальное своеобразие лирики Г.Х. Кайтукова
<
Содержательно-художественное и национальное своеобразие лирики Г.Х. Кайтукова Содержательно-художественное и национальное своеобразие лирики Г.Х. Кайтукова Содержательно-художественное и национальное своеобразие лирики Г.Х. Кайтукова Содержательно-художественное и национальное своеобразие лирики Г.Х. Кайтукова Содержательно-художественное и национальное своеобразие лирики Г.Х. Кайтукова Содержательно-художественное и национальное своеобразие лирики Г.Х. Кайтукова Содержательно-художественное и национальное своеобразие лирики Г.Х. Кайтукова Содержательно-художественное и национальное своеобразие лирики Г.Х. Кайтукова Содержательно-художественное и национальное своеобразие лирики Г.Х. Кайтукова Содержательно-художественное и национальное своеобразие лирики Г.Х. Кайтукова Содержательно-художественное и национальное своеобразие лирики Г.Х. Кайтукова Содержательно-художественное и национальное своеобразие лирики Г.Х. Кайтукова
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дряева Анжела Анатолиевна. Содержательно-художественное и национальное своеобразие лирики Г.Х. Кайтукова : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Дряева Анжела Анатолиевна; [Место защиты: Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова].- Владикавказ, 2010.- 241 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/769

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Мотивы войны и мира в творчестве Г. Кайтукова 10

1.1. Художественное воплощение темы Великой Отечественной войны в поэзии Г.Кайтукова 10

1.2. Послевоенное пацифистское мироощущение поэта 37

Выводы 67

Глава II. Историко-нравственный аспект в лирике Г. Кайтукова 72

2.1. Художественное решение проблемы «человек и общество»... 72

2.2. Художественное воплощение темы «человек и природа» 101

Выводы 132

Глава III. Своеобразие жанровой системы в поэзии Г. Кайтукова 137

3.1. Лирическое стихотворение 137

3.2. Поэма 165

3.3. Жанры посланий и посвящений, четверостиший 195

Выводы 211

Заключение 221

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы. Народный поэт Северной Осетии Георгий Ха-ритонович Каитуков (1911-2002 гг.) внес значительный вклад в развитие осетинской национальной поэзии. В своих многочисленных стихотворениях, поэмах, балладах, посланиях, посвящениях поэт отразил сущность современного ему бытия, выразил оригинальное видение мира во всем многообразии проблем, надежд и разочарований, ярко передал национальный колорит своего народа и национальные основы личности. Его лирика ориентирована не только на выражение национальных, но и общечеловеческих ценностей. Судьбы своего народа поэт изображает в контексте судеб народов России и мира. Эстетические принципы поэтического творчества Г.Кайтукова основаны на глубоком анализе действительности, на концептуальности выдвигаемых проблем. Поэтическая сила реализма поэзии Г.Кайтукова состоит в его индивидуально-художественном мышлении, в интеллектуально-философском психологизме, в способах поэтического выражения, в индивидуальных художественных приемах, определяющих его стиль.

Между тем, творчество поэта в должной мере не исследовано. Не изучен вклад поэта в осетинскую поэзию, не определена ее жанрово-стилевая парадигма, не исследована нравственно-этическая направленность. Не выявлены эстетические доминанты, не описана этнона-циональная специфика творчества Г.Кайтукова, а также особенности выражения национально-этнического мировоззрения в его поэзии, не исследованным остается образный строй лирических текстов поэта. Сказанным мотивируется актуальность диссертационной работы.

Объектом исследования являются лирические и лиро-эпические произведения Г.Кайтукова различной стилистической и жанровой принадлежности.

Предметом исследования послужило содержательно-художественное и национальное своеобразие поэзии Г.Кайтукова, специфика поэтики и особенности проблематики его творчества.

Целью диссертационной работы является исследование тематического и жанрового многообразия поэзии Г.Кайтукова, национального и индивидуального своеобразия его творчества в контексте развития осетинской поэзии.

В соответствии с поставленной целью представляется необходимым решение следующих задач:

1) раскрыть вклад поэта в осетинскую поэзию, выявить этно-национальную специфику в его творчестве, а также особенности проявления национально-этнического мировоззрения в его лирике;

2) определить структуру жанровой парадигмы в творчестве
Г.Кайтукова;

3) выявить и исследовать основные мотивы в лирике поэта;

4) проанализировать особенности поэтики лирики Г.Кайтукова и
определить художественно-эстетическую и нравственно-этическую
концепцию его поэзии.

Для решения выдвинутых задач применялись следующие методы исследования:

  1. теоретический (изучение и критический разбор литературоведческой и критической литературы);

  2. описательный (описание и анализ содержания и художественных средств произведений, их композиции и сюжета);

3) сравнительно-сопоставительный (сравнение сходных фактов в
анализируемых произведениях, а также сопоставление их с подобными
явлениями в истории русской литературы).

Методологической и теоретической основой диссертации послужили фундаментальные труды крупнейших ученых-литературоведов: Л.Анненского, М.Бахтина, А.Бочарова, Д.Лихачева, Г.Гуковского, З.Кедриной, Г.Ломидзе, Е.Михайловой, Н.Надъярных, Л.Новиченко, З.Османовой, А.Ревякина, Ю.Суровцева, Б.Сучкова, И.Розанова, К.Султанова и др.

Существенную помощь в разработке научной концепции диссертационного исследования оказали работы: В.И.Абаева, ХААрдасенова, М.И.Исаева, А.А.Магометова, А.Х.Галазова, Т.А.Хамицаевой, А.А.Хадарцевой, В.З.Гассиевой, НА.Дзуцевой, И.СХугаева., С.Каба-лоти, Н.Г.Джусойты, С.Б.Сабаева, Л.Б.Келехсаевой, З.М.Салагаевой, Ш.Ф.Джикаева, З.Н.Суменовой, Р.Я.Фидаровой, И.В.Мамиевой, Н.ДЦховребова, ГА.Плиева.

Степень разработанности и изученности темы. Поэтическое наследие Г.Кайтукова вызывало и вызывает большой читательский интерес. Тем не менее, творчество поэта изучено недостаточно. Имеются отдельные статьи, в основном приуроченные к его юбилеям, а также предисловия к сборнику произведений Г.Кайтукова. В них авторы исследуют вопросы тематики и проблематики его поэзии, анализируют некоторые особенности поэтического мастерства. При этом остаются неисследованными проблемы художественной концепции личности в поэзии Г.Кайтукова, национального своеобразия и жанрового многообразия лирики поэта.

Отдельные монографические исследования, в которых бы рассматривался весь комплекс литературоведческих проблем, связанных с

поэзией Г.Кайтукова, отсутствуют. Научная новизна диссертационной работы определяется тем, что в ней впервые в осетинском литературоведении осуществляется монографическое исследование творчества Г.Кайтукова, проводится комплексный литературоведческий анализ его поэзии. Основное внимание уделяется изучению проблем национального своеобразия и жанрового многообразия в творчестве поэта.

Теоретическая значимость работы состоит в исследовании жанровой специфики и национального своеобразия творчества Г.Кайтукова, оказавшего значительное влияние на развитие осетинской национальной литературы.

Результаты исследования будут способствовать дальнейшему изучению поэтического наследия Г.Кайтукова, а также исследованию эволюции жанровой, национальной специфики осетинской поэзии в целом.

Практическая значимость диссертации. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в качестве методического инструментария для разработки спецкурсов и спецсеминаров на филологических факультетах как вузов Северной и Южной Осетии, так и вузов Северного Кавказа в целом.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. поэзия Г.Кайтукова адекватно и полно отражает специфику этнического мировоззрения осетинского народа; в своей лирике Г.Каитуков отчетливо выразил связь красоты поэтического слова с духовными потребностями своего народа;

  2. определяющее влияние на развитие поэта оказал фольклор осетинского народа, классическая русская литература и предшествующая осетинская литература;

  3. в произведениях о Великой Отечественной войне Г.Кайтукова выражено нравственно-философское и социально-историческое осмысление героического подвига народа;

  4. художественная концепция мира и человека в лирике поэта отражает его взгляд на человека и его роль в эволюции человечества, истории, страны, общества, нации;

  5. специфика идейно-философского содержания поэзии Г.Кайтукова определила своеобразие его жанровой системы, в которой успешное развитие получили лирическое стихотворение, поэма, послание, посвящение, четверостишие.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования были доложены на межрегиональных и региональных научных конференциях, а также отражены в публикациях.

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры русской литературы в национальной школе и рекомендована к защите.

Цель, задачи, проблематика и логика исследования, последовательность решения поставленных задач определили содержание и структуру диссертации.

Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Художественное воплощение темы Великой Отечественной войны в поэзии Г.Кайтукова

Стремление осмыслить и художественно отразить военную действительность, отразить нравственные качества людей фронта и тыла, обозначить истоки их моральной силы определило пафос и идейную направленность осетинской и всей многонациональной советской поэзии в годы Великой Отечественной войны.

Поэзия Г.Кайтукова, как и вся многонациональная советская литература, была проникнута чувством патриотизма и гражданственности, справедливого гнева и убежденности в конечной победе нашего народа. Не отрываясь от национальных традиций, опираясь на лучшее в русской и осетинской поэзии, Г.Кайтуков реализовывал своим поэтическим словом общечеловеческие задачи: выступал в защиту жизни, призывал защитников Отечества к храбрости, мужеству, смелости и жертвенности.

Исследователи, в принципе, верно определяют своеобразие творчества поэта: «Как ни многоцветна поэтическая палитра, каждый поэт отбирает свои излюбленные краски, свой колорит, свои интонации. Г. Каитуков не любит полутонов. В его стихах нет моросящих дождей и серых туманов, нет меланхолической грусти. С редким постоянством поет он о гулких весенних ливнях, о предутренних рассветах, о белогривых облаках, врезающихся в синее небо, о рощах в зеленом уборе, об усатых колосьях на солнечных пашнях» [164, 18].

Высочайший подвиг тружеников фронта и тыла вошел в плоть и кровь художников слова, вызвав потребность рассказать о виденном, о собственных внутренних переживаниях, о чувствах поэтов-воинов, разделивших с народом все тяготы военной жизни. С первого дня войны до победного дня 1945 года Г.Кайтуков был на фронте, вместе с воюющим народом отстаивая свободу и независимость Родины. Уже в самом начале войны он познал тяжелые дороги отступления в пороховом дыму и пыли, ожесточенные оборонительные бои и короткие часы отдыха, когда на смену штыку приходила поэзия. Думая о тревожном времени, шагая по российским дорогам войны, поэт имел моральное право сказать, обращаясь ко всем литераторам Отечества, которые почти все по зову сердца сразу ушли в июне 1941 г. на фронт, кто военным корреспондентом, а кто — просто солдатом в пехоту или в партизанские отряды: «Братья, вперед, за Отчизну, вперед!».

Отображая идейные и морально-политические качества воинов, защищавших свое Отечество, поэт говорил о том, что вдохновляло советский народ и позволяло ему одерживать победы в смертельной схватке с фашизмом, намного лучше оснащенном в техническом отношении и боевом снаряжении. Преданность Родине, народу, убежденность в справедливости борьбы с фашизмом, любовь к своим близким и родному очагу, сплоченность всех наций и их непомерные усилия на фронте и в тылу во имя грядущей победы - вот источники сил, которые позволили победить врага и освободить народы Европы от завоевателей.

Откровенно и задушевно делился поэт всем тем, что он испытывал, общаясь с людьми своей страны. Щедрый на дружбу, поэт не скупился в выражении своих добрых чувств и гуманистических идей. Простор и ширь степей огромной России поэт видел воочию и знал, как погибают его фронтовые друзья. Так, в стихотворении «Огонь» Г. Кайтуков с болью в сердце пишет: Смотрел солдат, смотрел во тьму ночную, И сколько глаз хватало, впереди Он видел землю — Черную, родную, И погасал огонь в его груди... И снова бой — война неумолима, Суровые дороги нелегки... (Пер. С.Гершановой). Это стихотворение глубоко и эмоционально раскрывало мир чувств и переживаний горца-фронтовика, сердце которого принадлежало всему Отечеству, но не переставало тревожиться и о земле предков, отчей, любимой земле, где он родился и рос. В стихотворении «Возвращение» поэт раскрывает свою душу: Долгой казалась дорога... Ехал я с фронта домой. Вновь, начиная с Дарг-Коха, Горы встают предо мной. Слезы из глаз покатились, Плакать отвыкших давно, Сердце сильнее забилось, Радости светлой полно. Грудь я омыл ледниковой Чистой, холодной водой. И по тропинке знакомой Вышел на Терек седой. Вот долгожданное счастье! Я на траву прилег. Терек бурлящий в Каспий Катит свой шумный поток. (Пер. А. Грекова) Художественное осмысление нравственной силы воевавшего народа не могло не привести к раздумьям о Родине, о матери-России, ставшей в те годы философско-эстетическим символом многонациональной Отчизны. Поэтическое решение темы советского народа как интернациональной общности людей прозвучало в поэзии Г. Кайтукова ярко и мощно. Родина-мать и родной очаг — эти понятия в сознании бойца были равносильными, и любовь к ним была одинаковой. Умереть за Отчизну - это значило за мать и родину предков. В национальном самосознании каждого бойца эти категории были неразделимы. Во имя их сражались, боролись и побеждали: «Лирический герой поэта не может не любить Родину, как сын не может не любить мать. Отождествление чувства любви к матери и родине, характерное для народного творчества, всегда присуще и чувствам поэта. Отчизна мать — только так называет он Родину» [164, 25].

Отображение образа Родины является одной из неподвластных забвению тематических граней осетинской поэзии. Осетинские поэты-фронтовики Г.Плиев, Г.Кайтуков, А.Царукаев и др. активно раскрывали идею неразрывности человека и родной земли. Вслед за великими предшественниками они возводят ее в традицию поэтическую. Мотив пути так или иначе приводит к мысли о возвращении в отчий дом. Характер человека, нашедшего родную землю после долгих скитаний, отображается в соединении с впечатлениями детства, ранней юности. В то же время для человека, навещающего Родину только в мыслях, думах, чаяниях, беспокойных снах, впечатления остаются главным, непреложным богатством духовного мира.

Данная истина помогала поэтам-фронтовикам в их успешных попытках углубления психологизма современной осетинской патриотической лирики, выведения данной грани поэзии в область интеллектуального поиска. Гибкий стих, обширная инструментовка, глубочайшие связи с поэтикой песенного фольклора, обилие стихотворных размеров и форм, внешне слишком смелое, но в то же время, несомненно, хорошо обдуманное переосмысление многих пластов родного языка — вот далеко не полный перечень достоинств поэтики патриотической лирики осетинских поэтов.

Они ни в коем случае не одобряют людей, сделавших своим жизненным принципом удобную поговорку «моя хата с краю», они понимают, что национальная замкнутость ведет к ограниченности, и пропагандируют своим творчеством открытость всей Вселенной.

В частности, об этом свидетельствуют стихотворения А.Царукаева «Родина, помню тебя я с тех пор!», «Родной очаг», «Что есть ты для меня, Иристон», и «Мой Ир — мой высокий порог». В первом произведении обращает на себя внимание мысль о неразрывной связи человека с природой родного края. Ребенок рождается и растет в условиях определенной природной и общественно-политической среды и впитывает в себя их свойства: как положительные, так и отрицательные. Лейтмотивом стихотворения становится описание богатств настоящего поэта — родной земли и успехов в труде породившего его народа. Сердце поэта — небесная ширь, взгляд - нерушимая гора, думы - необъятные, как лесные массивы, мечты — как чистые родники.

Прав исследователь Т.Техов, характеризующий особенности лирики одного из ярчайших осетинских поэтов-фронтовиков — А.Царукаева: «Рождаясь и вырастая из пейзажных миниатюр и песенных стилизаций, тема Родины вбирает в себя горные пейзажи и сказания. Осетия, Россия, природа и есенинское выражение «песенное слово» в поэтическом мире А.Царукаева сливаются в один большой гимн малой Родине и народу, указавшим ему путь к самоутверждению в большом Отечестве» [223, 5].

Послевоенное пацифистское мироощущение поэта

Социалистический образ жизни послевоенного десятилетия (1945-1956 годы) предъявлял свои требования к внутреннему миру личности художника, его знаниям, творческому мышлению и моральному облику. Прикрываясь политической демагогией о том, что нравственное развитие советского писателя становится все более важным условием культурного прогресса, необходимым фактором развития как духовного, так и материального производства, социалистическая идеология на деле жестко контролировала действия и поступки художников, направляя их мысли, чувства в нужное ей русло. Под обогащением содержания творчества художника, повышением его значимости, понималось служение конъюнктурным идеям, «деятельное» отношение к заданному социальному контексту. Это сказалось на характере поисков изобразительно-выразительных средств литературы и ее жанровых форм, на специфике системы символов и осмыслении полюсных миров. Как отмечают многие известные критики, пошатнулись и эстетические критерии в оценке явлений искусства, опрощался стих, «элементарность рисунка строфы считалась достоинством», что стало причиной преобладания в поэзии рифмованных репортажей, стихов-информаций, произведений отчетного направления. Даже очень талантливые мастера художественного слова становились на путь облегченного изображения действительности. Отрыв от жизни и пренебрежение к объективным фактам породили ошибочную теорию бесконфликтности советского искусства. Эта теория уводила от глубокого анализа жизненных явлений к облегченности, парадности. В этих условиях трудно было не изменить своему таланту, не встать на путь славословия и ложного пафоса. И было бы несправедливо думать, что Г.Кайтуков не отдал дани данной эпохе и не создал иллюстративно-поверхностных стихов. (Пер. Л.Озерова) Подобные же мотивы звучали в произведении других поэтов, что не удивительно. Осетинские поэты-фронтовики Г.Плиев, А.Царукаев, Г.Кайтуков были детьми своей эпохи, своего драматического времени. Большой их заслугой, однако, можно считать, что талант, новаторские решения и находки рассматривались через призму агитации и идеализации жизни жителя Страны Советов. Но даже стихотворения о Ленине, партии, лидерах коммунистического движения написаны живым языком, хотя подробного рассмотрения заслуживали другие, более яркие и содержательные произведения. (Пер. М.Соболя) Уподобление судьбы государства «кораблю», а руководителя — «маяку», «рулевому» было распространено еще в поэзии 1920 - 1930-х годов. Это уподобление продолжало свою жизнь в северокавказских литературах вплоть до 1940 - 1960-х годов, обуславливая засилье в словесном искусстве стереотипных образов, символов, не связанных с реальной действительностью и без национальной специфики. К аналогичным образам прибегал и Г.Кайтуков как сын своей эпохи. Однако в главном поэт остался верен традициям высокого искусства.

Поэтому в то сложное время Г.Кайтуков умел художественно преломлять жизнь в свете пережитого опыта, зримо изображать лик израненной земли. Но поэт видел и изображал не только усеянную могилами землю, а и обогащенные человеческие души, вселявшие веру в духовные возможности народа-победителя. В стихотворном творчестве, используя средства авторской характеристики и эпического повествования, сочетая конкретные детали с чертами внешнего облика героя и с деталями, несущими определенную нравственную содержательную нагрузку, Г.Кайтуков создает обобщенный образ воина-победителя. Солдат огрубел в длительном походе, лицо обветренно, ран на нем не сосчитать. Отдал войне здоровье, четыре года молодости, но сохранил любовь к родным полям и его труженикам, чувство доброжелательности и дружбы. Не только сохранил, а приумножил, углубил. И вот он идет со «сверкающей (орденами) грудью», веселый, жизнерадостный. Его ждут родители, ждут поля, израненные снарядами, изрытые гусеницами вражеских танков. Его руки, державшие оружие для защиты родной земли, теперь будут сеять, лечить раны пашни.

Творчество Г.Кайтукова во второй половине 40-60-х годов свидетельствует не только о большом идейно-эстетическом росте поэта, но и о его мужестве и честности в выполнении своего гражданского долга.

Несмотря на идеологический холод означенного периода, он стал глубже осмысливать трагедию Великой Отечественной войны, поднялся на новую ступень художественного мастерства в выражении чувств и переживаний человека, потерявшего в сражениях друзей, близких, наступивших «на горло собственной песни», как говорил В.Маяковский, добился исключительной выразительности и ясности в оформлении мысли. В этом плане, пожалуй, значительными произведениями являются поэмы, в которых заметно уменьшилась роль символа, вытесненного другими художественными приемами. Глубина и драматизм содержания потребовали активизации системы изобразительно-выразительных средств.

Мотивы тоски и печали по невернувшимся друзьям, соотечественникам усиливаются в стихах Г.Кайтукова, возвращая его порой к уже использованным образам. В связи с этим следует отметить, что все слова, образы, словосочетания, встречающиеся в стихотворениях, посвященных павшим в Великой Отечественной войне и ее трагическим последствиям (заросшие окопы, могилы, павшие друзья, окровавленная земля, военные дороги...), сами по себе не могут считаться шаблонами, утратившими выразительность с точки зрения возможностей и художественного воздействия. Но они могут восприниматься как невыразительные, шаблонно-поэтические и в том случае, когда влекут за собой привычные ассоциации и привычное осмысление темы. Привычные же слова и словосочетания, а таюке словесные образы могут приобрести новую поэтическую жизнь в связи с тем содержанием, которое они должны выразить, или же в контексте нестандартных образов, деталей, штрихов. Иными словами, «оригинальность» того или иного приема может быть правильно понята в индивидуальном контексте конкретного произведения. Для каждой эпохи, тем более в целом для стиля художника, характерны те или иные поэтические формулы, которые, переходя из произведения в произведение, утрачивают свою выразительность. Однако, обращаясь к подобным традиционным средствам изображения и выражения, художник может заставить их звучать по-новому. Он прибавляет новые поэтические формулы, а «стертые» приемы даются в единстве с образами нового, индивидуального.

Для Г.Кайтукова характерно не только создание новых образов-символов, метафор, эпитетов, но и использование образов, ставших традиционными в его творчестве. Так, к примеру, в его стихотворениях часто встречаются повторяющиеся и ставшие привычными образы («военные дороги», «не вернувшиеся воины», «могилы на российских равнинах», «солдатская верность» и т.д.), но они находят свое художественное оправдание, как бы оживают в единстве со свежими поэтическими находками (похоронил друга - похоронил частичку себя, раненая грудь родной земли и другие). В творчестве поэта также используются традиционные словосочетания, образы, но обогащенные новыми деталями, образами (любовь согревает душу, как весеннее солнце) они производят впечатление новизны.

Художественное решение проблемы «человек и общество»...

В литературоведении проблема художественной концепции мира и человека всегда была одной из основополагающих. Ее актуальность обусловлена неизменным интересом писателей и поэтов к данному аспекту освоения мира.

Начиная с 1960-х годов, проблема художественной интерпретации взаимоотношения человека и мира стала систематически разрабатываться в отечественном литературоведении.

Среди работ, осмысляющих комплекс вопросов, связанных с темой диссертационного исследования, выделяются труды М.Б.Храпченко «Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы», «Художественное творчество, действительность, человек». В работах ученого литературный процесс рассматривается как сложная система взаимосвязей и взаимодействий между авторской индивидуальностью, реальной действительностью и художественным творчеством, когда художественная концепция произведений того или иного автора определяется его мировоззрением, мироощущением, отношением к миру и человеку в нем, спецификой творческого мышления.

Исследованием понятия мира и его художественного отражения в литературном творчестве занимались Г.Д.Гачев («Национальные образы мира»), Н.К.Гей («Художественность литературы»), Д.С.Лихачев («Литература - реальность - литература», «Внутренний мир художественного, произведения»), М.М.Бахтин («Эстетика словесного творчества»). Мировая литература в целом художественно отражает реальную действительность, национальная литература предполагает отображение особенностей национального мирообраза, обусловленных различными факторами психологического, этнографического, мировоззренческого, нравственно-этического и иного порядка.

Научно-теоретическая разработка человеческой взаимосвязи с окружающим миром — это самая сложная и трудная задача для ученых всех областей знания. Как известно, по теории личности в нашей стране и за рубежом написано большое количество книг, брошюр статей, очерков учеными различных рангов в области философии, психологии, литературоведения, естественных наук и т.д.

Каждая эпоха по-своему переосмысливает проблемы человека, особенно проблему потенциально заложенных в нем защитных, приспособительных и творческих возможностей. Способен ли человек ответить на вызов истории, на возникшую угрозу уничтожения человечества плодами его собственного общественного развития? Поэты-мыслители по-своему отвечают на вопрос, поставленный беспокойным XX веком.

Г.Кайтуков как гуманист, в своей философской лирике также пытался художественно осмыслить проблему человека, его предназначения на этой благословенной земле, онтологический смысл его бытия. В стихотворении «Разговор с Солнцем» поэт писал: Спросил я Солнце: - Дивное светило, Ну как же так случилось, дай ответ: Ты землю нашу жизнью озарило, А на тебе ни капли жизни нет. Мне Солнце улыбнулось из-за тучи: - Не вижу я беды в такой судьбе, Пусть вечный мой огонь живущих учит. Я о других пекусь - не о себе. (Пер. М.Светлова)

Закономерно было стремление поэта осмыслить роль своего поколения в истории страны и мира вообще, поколения, вынесшего все тяготы невиданной по масштабу кровавой битвы, закаленного в грозных испытаниях. Так, он провозглашал героическое кредо своего поколения, гордого трудовым, кровью завоеванным счастьем созидания. В стихотворении «Не сокрушайся» поэт писал: «Уж я старик, — ты сетуешь, скуля, И прежней удали давно в помине нету...» Но миллиарды лет живет Земля, А старой не считаем мы планету. Не сокрушайся! Пусть рассветный луч Отныне не найдет тебя в постели, Трудись упорно, будь горячим в деле, И скажут все: он молод и могуч! (Пер. АЛкобсон) Художественная ценность поэзии Г.Кайтукова в том, что в ней он, во-первых, отразил свою мировоззренческую концепцию бытия, во-вторых, сформировал ее структуру и внутреннее пространство, которое наполнил своими представлениями, соотнесенными с космогоническими, эстетическими, этическими, философскими, этнонациональными традициями и понятиями о мире, реализуя в изображаемых объектах (предметах и явлениях) сгусток своих собственных субъективно-личностных нравственно-этических и эстетических воззрений на мир и человека.

Художественные принципы и эстетические ориентиры творчества поэта складываются на пересечении гражданственности и лиричности, через обращение к традиции, к природе, к богу, к исторической памяти народа, к тому ценному, что есть в накопленном общенациональном и личном духовном опыте.

Определяя границы художественного мира поэта, его национальное своеобразие мы можем выделить некоторые основополагающие параметры его концепции мира и человека: — поиск духовных истоков истинного национального бытия, диктующий обращение к фактам не только исторического, но и мифологического прошлого через образы национальных святынь, легендарных первопредков, эпических героев; - утверждение нравственных норм, проявляющееся в углублении психологизма и философичности поэзии; - воплощение сути человека в образах защитника народа, неподкупного глашатая правды и справедливости, хранителя национальных святынь —истории и языка, Священного Камня и Священного Дерева как символов национального духа. Масштабность такой личности формирует представление о духовности человеческого существования и о миссионерской роли поэта в мире. Выстраиваемый Кайтуковым образ мира включает в себя пространство национальной жизни и время в его эпическом и реальном историческом выражении. Средствами создания его художественного мира являются специфические, индивидуально-авторские образы, метафоры, символы, присутствующие в тексте на разных его уровнях. Концепция мира и человека в поэзии Г.Кайтукова органично вырастает из его национально-художественного опыта и своеобразной лирической системы, со своим поэтическим кодом, выработанным индивидуальным мировидением поэта.

Поэт в своем творчестве часто обращается к проблемам человеческого бытия: его произведения характеризуются пристальным вниманием к духовной жизни современника, его поискам счастья, смысла жизни; к выбору активной нравственной позиции. История и современность рассматриваются поэтом как взаимосвязанные диалектические процессы, значимые для национального сознания и самосознания людей.

Лирическое стихотворение

Г.Кайтуков внес значительный вклад в создание литературного лирического эпоса осетин в течение 30-90-х годов XX века.

Поэтический арсенал Г.Кайтукова составили жанры стихотворения, поэмы, баллады, четверостишия, посвящений, посланий.

Исследуя различные аспекты поэзии Г.Кайтукова, мы отмечаем, что в ней утверждается новый взгляд на жизнь и новые формы его поэтического выражения. При этом национальная художественно-поэтическая традиция, как и традиция великой русской литературы, проявляются в поэзии Г. Кайтукова в процессе динамики ее развития — от истоков до зрелых форм его лирического мышления. Обновление же поэтической системы в творчестве поэта при этом нами рассматривается как закономерный результат эволюционного развития осетинской национальной поэзии 30-90-х годов XX века.

Традиционная символика, творчески адаптированная, составляет существенный компонент индивидуальной поэзии Г.Кайтукова, сумевшего вдохнуть новую жизнь в традиционную образность, от чего она обрела индивидуальные черты. Это касается фольклорных образов, символов, притч, пословиц, поговорок и т.д. Здесь уточняются приемы и способы лирического самовыражения, рост диалогов и лирических монологов. Далекие истоки новаторства Г.Кайтукова уходят в устную народную поэзию. Опираясь на песенное творчество осетин, поэт создает свою индивидуальную лирику, богатую мыслями и чувствами.

В 60-90-е годы существенно расширился диапазон его поэзии, резче обозначился круг волнующих его тем, в частности, темы «человек и окружающий его мир», «человек и общество», «человек и история», «человек и природа». При этом эволюция его художественного сознания свидетельствует о постоянных поисках поэтом новых форм лирического осмысления мира и человека. Его герои — носители народной мудрости, народных идеалов, выработанных веками и тысячелетиями.

Герои Г.Кайтукова, как и сам поэт, прошли весь жизненный путь вместе с народом. По нашему мнению, национальная поэзия на всех этапах своего развития обогащается лучшими достижениями поэтов мира. Поэтическое творчество Г.Кайтукова, его достижения перекликаются с такими большими русскими советскими поэтами, как Анна Ахматова, Николай Тихонов, Марина Цветаева, Александр Твардовский, Борис Пастернак и т.д. Благодаря усвоению опыта развитых литератур, его традиционная образность получает реалистический характер, его любовная и героико-патриотическая лирика имеет национальную окраску за счет углубления философии традиционных образов, постижения воссоздаваемого мира и реального человека.

Г.Кайтуков существенно развил далее традиционную склонность горцев к раздумьям, философичности, отложившейся в народной лирике. Сквозь призму лирического «Я» поэт хочет дать ответ на философский вопрос: с чего начинается Родина? Ответ однозначен: с аула Нар, подарившего миру великого сына всего человечества Коста, с горных вершин Кавказа, с бедной горской сакли, обитатели которой превыше всего ценят бесценные общечеловеческие качества: доброту, благородство поступков, чистоту чувств, дружбу, братство, любовь.

Г.Кайтуков внес большой вклад в развитие жанров осетинской поэзии, в обогащение ее поэтики, в философское осмысление человека и окружающего его мира, в национальных художественных образах и определениях. В поэзии Г.Кайтукова отчетливо прослеживается непрерывная связь национальных художественных и литературных традиций, предопределивших концепцию мира и человека, особенности мировидения поэта. Несмотря на значительный вклад поэта в формирование лирических жанров поэзии, лирического эпоса, творчество поэта до настоящего времени не стало предметом специального исследования.

Поэт с самого начала ориентируется на национальную символику, мифы, этнографические детали, синтезирует традицию, идущую от фольклора, с литературными традициями, выработанными в ходе контакта с русской языковой и художественной культурой. Главным и определяющим в лирике Г. Кайтукова становится не декларация видения национального мира, а национально-художественное его воссоздание. Поэтика и стиль стихов Г.Кайтукова отражает творческий интерес поэта к национальной действительности, базирующейся на знании национальной истории, быта, нравов, традиций народа. Все это пропущено сквозь призму лирического «я», героев Г.Кайтукова, через воссоздание психологических, духовных, чувственных восприятий, осознания и осмысления им себя как конкретного представителя своего народа.

Особо следует отметить отношение поэта к истокам своего творчества. Это восприятие национальных мифо-эпических традиций и учеба у мастеров слова, усвоение лучших этических и эстетических традиций русской литературы, выраженных в творчестве корифеев русской поэзии. Предметом художественного анализа и воссоздания в поэтических образах, как об этом говорит сам поэт, являются жизнь народа, образ представителя народа в его обусловленности историческим временем, эпохой и обстоятельствами. Через связь времен проходит путь преемственности поколений в поэзии Г.Кайтукова. Это определяет суть образов лирических героев, представителей народа, созданных Г.Кайтуковым. Проблема родины, человека, истории народа вызревали в творчестве Г.Кайтукова в ходе эволюции его поэтического мышления, наполняясь новым качеством видения мира, определившим философию и глубину психологического анализа образов, осмысления бытия народа, его прошлого и настоящего в тесной связи времен.

Поэтическое кредо Г.Каитукова, оформленное в соответствующих жанровых формах, основывается на темах, продиктованных самой жизнью, рожденных ею. Поэтической основой его стихов становится красота падающего снега, цветущее дерево, ручеек, пробивающийся из-под камней, лошадь, пасущаяся с жеребенком на склоне холма, старая женщина, сидящая у ворот дома. Все это увидено глазами поэта, прочувствовано сердцем и выражено в национальной форме. Он любит светлое начало жизни, он радуется добру и свету.

В последние десятилетия XX века проблемы контакта микромира лирического героя и макромира современного общества чрезвычайно актуализировались. Именно на стыке этих двух миров создается активное поле, обнажающее все противоречия, обостряющее чувства. Лирический герой Г.Каитукова на этом поле испытывает целый спектр новых ощущений.

Наиболее устойчивым из них оказалось чувство любви: к родине, к родному краю, к друзьям, к женщине.

В поэзии Г.Каитукова обращение к традиции, к наследию подчинено стремлению показать в органическом единстве изобразительное и выразительное начало его образного мира. В рамках этого единства предстает художественная концепция лирического героя, философская концепция бытия народа, его прошлое и настоящее. Из всего этого формируется поэтический мир Г.Каитукова.