Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие адыгейской детской литературы Лямова Бела Хамзетовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лямова Бела Хамзетовна. Становление и развитие адыгейской детской литературы: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.02 / Лямова Бела Хамзетовна;[Место защиты: Институт языка, литературы и искусства им.Г.Цадасы Дагестанского НЦ РАН].- Махачкала, 2013

Введение к работе

Актуальность исследования. С самого рождения адыгейской литературы национальные писатели постоянно проявляли интерес к детской теме, освещая ее на страницах газет и журналов - как в оригинальных текстах, так и в переводах с русского, арабского, турецкого и других иностранных языков. С течением времени внимание к детской литературе росло, обогащалось творческими поисками писателей вместе с «взрослой» литературой или идя вслед за ней. Первые шаги - очерки, рассказы на адыгейском языке, переводы с русского, переложения фольклорных произведений. С умножением писательских достижений нарастал публицистический и критический интерес к авторам, переводчикам, наконец, к первому и главному потребителю литературы - детям от дошкольного до старшего школьного возраста. Молодая литература все увереннее опиралась на жизненный опыт писателей, богатство словесного творчества, на помощь науки и примеры иноязычной литературы. Ко времени накопления адыгейской литературой своего идеологического и художественного опыта и первых результатов его системного осмысления в 40-е - 50-е гг. ХХ в. всё острее обнаруживалась необходимость в целостном изучении младшего звена адыгейской литературы - творчества для детей, сложившегося в особый пласт - детскую литературу.

Детской литературой принято считать как художественные произведения, созданные специально для юных читателей, так и литературу для взрослых, прочно вошедшую в круг детского чтения. Будучи частью всего художественного словесного искусства, детская литература обладает качествами, присущими вообще всей художественной литературе: это искусство слова, обогащенное не только познавательным и воспитательным содержанием, но и эмоциональным потенциалом.

Вместе с тем детскую литературу отличает особая связь с этнопедагогикой, изобразительным и другими видами искусств, что делает литературу, ориентированную на детского читателя, самостоятельной областью словесного искусства, «особой формой практически-духовного освоения мира» (К. Маркс).

Детская литература, по словам И.П. Мотяшова, обогащает нравственно, ибо «способствует самопознанию и самосовершенствованию личности, помогает понять свое предназначение, ориентироваться в мире».

Безусловно, особая направленность на воспитательно-образовательные задачи так или иначе составляет главное свойство детской литературы. Последняя решает эти задачи в зависимости от конкретных условий каждой исторической эпохи, национального менталитета, художественно - идеологического уровня, достигнутого общественной жизнью, культурой, искусством того или иного народа.

Проблемы истории адыгейской детской литературы, в силу известных исторических и геополитических обстоятельств жизни адыгов на Северном Кавказе, рассматриваются нами в соотнесении ее с российской и северокавказскими литературами для детей и юношества.

Детская литература как явление адыгейского письменного творчества всего на несколько десятилетий моложе национальной литературы для взрослых, однако, возникнув почти одновременно с последней, для своего эстетического самовыражения нуждалась в определенном периоде идейно - художественного становления, созревания специфического взгляда на окружающую действительность, постижения особенностей возрастного мировидения, эстетического освоения слова и видовых его форм в поэтической структуре. Таким периодом для адыгов было творчество создателей двуязычной (адыгейский и русский языки) адыгской литературы XIX - начала ХХ в.: Ш. Ногмова, С. Хан-Гирея, С. Казы-Гирея, А.Г. Кешева (Каламбия), К. Атажукина, У. Берсея, Ю. Ахметукова, И. Цея, И. Супако, С. Довлет-Гирея и др. Деятельность адыгских просветителей всех трех поколений и произведения адыгских носителей индивидуального творчества на рубеже XIX - ХХ вв. - как устного, так и письменного, русского и арабо- адыгского - помимо непосредственного воспитательного воздействия на человека, способствовали укреплению и развитию нравственно-эстетических традиций многовекового устного народного искусства.

Именно в фольклоре надо искать художественные и этногенетические истоки детской литературы; двигатели ее обогащения и развития обнаруживаются и при проникновении в свою культуру, и при взаимодействии с инонациональными литературами. Как специфическая область художественного творчества детский фольклор имеет свои жанровые формы и поэтическую специфику. Особым своеобразием отличаются жанры сказки, обрядовой поэзии, песенного фольклора, игровые и состязательные формы.

О жанровом богатстве национального фольклора в целом позволяют судить материалы и научные исследования адыгских ученых А.И. Алиевой, С.Ш. Аутлевой, Л.А. Бекизовой, А.М. Гадагатля, А.М. Гутова, М.А. Джандар, М.А. Кумахова, Р.Г. Мамия, З.М. Налоева, А.А. Схаляхо, Р.Б. Унароковой, Ш.Х. Хута, М.Н. Хачемизовой, Т.Н. Чамокова, Н.М. Чуяковой, К.Г. Шаззо и др.

Степень изученности проблемы. Для решения поставленных в работе задач необходимо учитывать результаты изучения проблем детской литературы всего северокавказского региона, представленные в современных и научных трудах авторов, двух категорий: осмысливающих фундаментальный фонд более опытных литератур, к примеру, дагестанской (см. Мухамедова Ф.Х. Дагестанская детская литература. - Махачкала, 2001), и авторов, ведущих исследование жанров новописьменных литератур в коллективных трудах и монографиях о творчестве адыгейских писателей: И. Цея, М. Паранука, Дж. Чуяко, К. Жанэ, Ш. Кубова, Н. Куека и других (История адыгейской литературы: в 3т. - Майкоп, 1999 - 2006), о творчестве черкесских писателей (Бекизова Л.А. Литература в потоке времени. - Черкесск, 2008) и другие источники.

К сожалению, обе категории авторов, сосредоточенных на изучении детской литературы, еще малочисленны по ряду причин. Но, надо подчеркнуть, за последние годы вторая категория убедительно дает себя знать и через увеличение за счет притока молодых исследователей (Л.В. Грибина, М.М. Каракотова, Л.М. Пазова, Р.Ш. Чич, Ж.И. Шорова), и через повышение теоретического уровня в освещении проблем детской литературы, её возникновения, генезиса, взаимодействия с литературами Северного Кавказа и русской литературой (А.А. Схаляхо, У. М. Панеш). Это обстоятельство позволяет расширить поле зрения проблем новописьменной детской литературы.

Надо помнить и то, что в отдельные моменты становления детской литературы адыгов важную роль сыграли внимательное прочтение и истолкование М. Горьким, Л. Либединской, П. Максимовым, С. Михалковым произведений адыгского фольклора и индивидуального творчества просветителей, а также переводы на русский язык собственных произведений Т. Керашевым, А. Хатковым, Д. Ашхамафом, Ш. Кубовым, И. Цеем, А. Евтыхом и другими писателями, их творческий подход к литературной обработке произведений русских авторов Л. Толстого, М. Горького, Н. Островского, А. Гайдара, М. Прилежаевой, С. Михалкова, С. Маршака, А. Барто применительно к уровню восприятия читателей всех возрастных ступеней детского и юношеского возраста.

Таким образом, методологические и теоретические идеи как опору осмысления богатого художественного наследия адыгов мы черпали в исследованиях многонационального фольклора и литературы, в основном опираясь на адыгские, северокавказские в целом и русские источники.

Вместе с тем, в литературоведческих изысканиях, посвященных проблемам адыгейской детской литературы, еще не стали предметом системного анализа обширные монографические темы. Их отсутствие в данное время неспособно заменить даже глубокое прочтение и концептуальное рассмотрение проблем героя, эстетики нескольких произведений детской литературы.

Комплексное исследование истории и поэтики адыгейской детской литературы еще не проведено. Поэтому считаем целесообразной попытку целостного прослеживания истории формирования адыгейской детской литературы через главные вехи её развития с учетом аналогичных процессов в родственных литературах. В этом заключается актуальность проблемы данной диссертационной работы.

Объект исследования - фактическое выявление и аналитическое осмысление художественного процесса становления и развития детской составляющей в адыгейской литературе.

Предмет исследования - оригинальные авторские художественные тексты и литературный материал, включенный в учебно-методические пособия 1930 - 2000-х гг.

Цели и задачи исследования - изучение истории становления и развития адыгейской детской литературы в жанровом аспекте через прослеживание путей и закономерностей её развития, изучение диалектики идейно-художественного решения общетеоретических и специфических для детской литературы проблем.

Для достижения намеченной цели определены следующие конкретные задачи:

выявить фольклорные истоки адыгейской детской литературы, проследить влияние мотивов и жанров просветительского творчества и русской литературы на всех этапах развития детской литературы, рассмотреть роль в этом процессе газетно-журнальной печати 20-х - 30-х гг. ХХ в.;

исследовать и оценить организационно-педагогическую базу детской литературы на главных ступенях её развития;

показать в поэтапном движении процесс формирования основных жанров адыгейской детской литературы;

определить национальное своеобразие, жанрово-тематическое содержание, типы героев, поэтику и типологию поэзии и прозы для детей и о детях;

выявить художественную новизну современной адыгейской детской литературы в её преемственности с произведениями предшествующих первых этапов.

Научная новизна данной работы заключается в том, что она является первым опытом системного исследования истории адыгейской детской литературы. Впервые предпринята попытка изучения её периодизации, выявления главных источников и закономерностей формирования основных поэтических и прозаических произведений о детях и для детей и юношества.

Новизну работе придает и стремление к реинтерпретации ряда произведений детской литературы первых десятилетий, содержащих признаки ученичества и поисков пути к зрелости, как своеобразного пласта национального письменного творчества адыгов. Обогащает работу и введение в характеристику литературных потоков анализа учебно- методических изданий и детских журналов, стремление вывести свои наблюдения за грань времени становления детской литературы и обращение к её современному состоянию, т.е. прослеживание нити преемственности.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Интерес адыгейской литературы к процессам взросления и становления личности мотивирован национальной этикой и традициями народного искусства, творчеством просветителей, предшественников адыгейской письменной литературы, накоплением в национальном менталитете этико-героических сторон, вызванных возрастанием духовного подъема в известные исторические периоды народной жизни.

  2. Именно в исторически значимые моменты возрастает внимание к судьбе отдельной личности, позволяющее художнику осмысливать движение частной жизни в ракурсе её общественного смысла. Реализации этого художественного внимания успешно способствует адыгейская литература ХХ века о детях и для детей.

  3. Возникновение и развитие адыгейской детской литературы, проходившее в обстановке политико-идеологических и духовных катаклизмов ХХ века, стало своеобразным отражением созревания «взрослой» адыгейской литературы, творцы которой впитали как ярко позитивные качества революционной эпохи созидания новой действительности, так и её драмы и трагедии. Детская литература лишь во 2-й половине 50-х годов стала обретать жанровую определенность в литературной сказке и поэзии для детей. Развитие лирической поэзии и стихотворного эпоса на детскую тему (А. Хатков, Дж. Чуяко) обогатило детскую литературу в этико-эстетическом плане.

  4. Главным жанром адыгейской детской литературы стала повесть («Мой старший брат» А. Евтыха, проза Х. Ашинова, И. Машбаша и Ю. Чуяко), а героем - подросток. Восприятие им действительности изображается двупланово: отошедшая реальность, увиденная детскими глазами, и «взрослая» оценка её, ставшая своего рода коррекцией былого и настоящего. Эти структурные особенности нового жанра потребовали от писателя психологизма - нового качества, способствовавшего гибкому взаимопроникновению прошлого и настоящего, и созданию нового для молодой литературы характера - ищущего смысла поступков, неумолимо жёстко судящего себя и других.

  5. Значительна роль писателей К. Жанэ и Н. Куёка в становлении и развитии поэзии и драматургии для детей.

  6. Литература о детях и для детей (Х. Ашинова, Ю. Чуяко, Н. Куёка) своими новыми художественными обретениями помогла проложить дорогу к художественному освоению высокой гуманистической идеи патриотизма и тематики национального героизма, к решению крупных воспитательных задач современности, к этическому уравновешиванию деятельной и рефлектирующей сторон личности.

Теоретическая значимость работы обусловлена результатами идейно- художественного прочтения новых произведений адыгейской детской литературы (70 - 90-х годов) и реинтерпретацией ряда изученных прежде произведений 40 - 60-х годов: А. Хаткова, М. Паранука, А. Евтыха, К. Жанэ, что позволило установить типологические связи, обратиться к цельному рассмотрению диалектики развития детской литературы как эстетического явления.

Теоретико-методологической основой диссертации являются общетеоретические и конкретно адресные положения известных исследователей и создателей отечественной литературы, в том числе - детской литературы: В.Г. Белинского, А.М. Горького, С.Я. Маршака, И.П. Мотяшова, Т.Д. Полозовой, К.Д. Ушинского, К.И. Чуковского. Учтены труды ученых северокавказского региона, представленные в монографиях, диссертациях, других научных исследованиях А.И. Алиевой, С.А. Аутлевой, Л.А. Бекизовой, А.М. Гадагатля, А.М. Гутова, У.Б. Далгат, В.Г. Корзуна, Ю.М. Тхагазитова, К.К. Султанова, М.И. Магомедова, Ф.Х. Мухамедовой, Р.Б. Унароковой, А.Х. Хакуашева, Х.Х. Хапсирокова, Ш.Х. Хута, Т.Н. Чамокова, Н.М. Чуяковой, К.Г. Шаззо, Ш.Е. Шаззо.

Современные исследования концептуального характера: А.И. Алиевой, Л.А. Бекизовой, Г.Г. Гамзатова, М.И. Магомедова, Ф.Х. Мухамедовой, А.А. Схаляхо, У.М. Панеша, К.Н. Паранук, М.Н. Хачемизовой и некоторые другие работы позволили сформировать обновленный взгляд на проблемы изучения региональных новописьменных литератур, включая и детскую литературу.

Методы исследования - системно-типологический, исторический, сравнительно-исторический, описательный, жанрово-концептуальный.

Практическая значимость работы определена её функциональной направленностью: заложить предпосылки для воссоздания целостной картины развития адыгейской литературы, использовать основные положения диссертации для изучения программных (вузовского и школьного) курсов детской литературы; они могут быть применены при разработке спецкурсов (профильных и общепрофильных), в ходе руководства научными и учебными студенческими работами.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы изложены в выступлениях на таких научных конференциях и симпозиумах, как: «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии», посвященных памяти проф. З.И. Керашевой (Майкоп, 2001, 2003, 2005, 2008, 2010); Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива - 2002» (Майкоп, 2002); Первый международный конгресс кавказоведов (Тбилиси, 2007); Всероссийская научная конференция «Языковая ситуация в многоязычной поликультурной среде и проблемы сохранения и развития языков и литератур народов Северного Кавказа» (Карачаевск, 2011); Региональная научная конференция «Творческое наследие Али Шогенцукова: теоретические аспекты изучения»: к 110- летию А.А. Шогенцукова (Нальчик, 2011); III международный симпозиум «Иберийско-кавказские языки: структура, история, функционирование» (Тбилиси, 2011); Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива - 12» (Нальчик, 2012).

Автором опубликовано 9 статей по теме диссертации, в том числе 2 статьи в реферируемом журнале, рекомендованном ВАК, а также издана монография «Страницы истории адыгейской детской литературы» (Майкоп, 2011).

Диссертация обсуждалась на кафедре адыгейской филологии Адыгейского государственного университета.

Структура работы. Работа построена в соответствии с поставленной целью и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Становление и развитие адыгейской детской литературы