Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творческая лаборатория Сибгата Хакима : проблемы литературного мастерства Музаффаров, Рамиль Мударисович

Творческая лаборатория Сибгата Хакима : проблемы литературного мастерства
<
Творческая лаборатория Сибгата Хакима : проблемы литературного мастерства Творческая лаборатория Сибгата Хакима : проблемы литературного мастерства Творческая лаборатория Сибгата Хакима : проблемы литературного мастерства Творческая лаборатория Сибгата Хакима : проблемы литературного мастерства Творческая лаборатория Сибгата Хакима : проблемы литературного мастерства
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Музаффаров, Рамиль Мударисович. Творческая лаборатория Сибгата Хакима : проблемы литературного мастерства : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Музаффаров Рамиль Мударисович; [Место защиты: Ин-т яз., лит. и искусства им. Г. Ибрагимова АН Респ. Татарстан].- Казань, 2011.- 175 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/302

Введение к работе

В истории татарской литературы немало личностей, творчество которых сыграло значительную роль в ее развитии. Среди них и поэт Сибгат Хаким (1911 – 1986), литературное наследие которого представляет несомненный научный и практический интерес. Благодаря природному дарованию, индивидуальному стилю, глубокому лиризму своих произведений, С. Хаким создал богатое творческое наследие.

Творчество любого писателя справедливо оценивается в зависимости от уровня его таланта и творческого мастерства. Многие годы эти понятия в литературоведении остаются в центре внимания и до сих пор не теряют своей значимости. По мнению Б. Мейлаха, талант – это творческая возможность. И в действительности, талант не всегда может послужить гарантией успешного написания произведений. Развитие таланта зависит от многих субъективных и объективных условий, например, таких как: «творческий климат», образованность, память, мышление писателя и самое важное – его художественное мастерство. Талант воплощается во время творческой работы и оценивается через его результат. Поэтому при изучении и правильной оценке творчества того или иного писателя необходимо обратить особое внимание на его мастерство, усовершенствованное годами. Есть различные пути изучения художественного мастерства поэта. Один из самых распространенных – определение особенностей поэтического языка, композиции произведения, исследование металогических и автологических приемов, предполагающее лингвистический анализ художественных текстов. Изучение мастерства того или иного поэта таким путем хотя и является результативным, но не раскрывает данную проблему с разных сторон, так как в этом случае исследователь опирается уже на готовые, законченные тексты. А история создания определенного произведения, изменения между замыслом автора и конечным результатом, потраченное на это усердие остаются неизученными. К тому же в научных исследованиях по данной проблематике наблюдается некая искусственность, выражающаяся в том, что сначала авторы в шаблонной форме дают определения терминам, закрепленным в теории литературы, а затем приводят примеры из произведений поэта, отмечая их роль в тексте по готовым формулировкам. В таком случае в центре внимания исследователя находится конечный результат творчества писателя, а процесс создания произведения, связанный с напряженными поисками художественной формы, остается малоизученным или не изученным в полной мере.

Глубокое постижение и осмысление художественного мастерства поэта представляется возможным через наиболее продуктивный путь – через изучение его творческой лаборатории. Творческая лаборатория является основополагающей в определении специфики персональной модели творчества того или иного писателя. Именно посредством изучения творческой лаборатории поэта можно получить наглядное и убедительное представление о своеобразии его творческого метода, принципах изображения действительности, индивидуальных особенностях. Данный путь позволяет увидеть такие смысловые грани произведения, которые могут быть скрыты при иных подходах.

Актуальность диссертационной работы. Проблема творческой лаборатории писателя в силу своей художественной специфики, многомерности понятия, включающего в себя формы проявления авторского сознания в различных типах повествования, соотношение творческой и жизненной биографий, эволюцию духовного опыта писателя, стилистические формы поэзии, в татарском литературоведении является малоизученной и нуждается в теоретико-методологическом обосновании. Таким образом, проблема изучения целостности художественного мира и уникальности мастерства С. Хакима на новом этапе через исследование особенностей и закономерностей его творческой лаборатории обусловила особую актуальность диссертационной работы. Обращение к творческой лаборатории поэта является одним из важнейших и необходимых условий литературоведческого анализа.

Степень изученности темы. В русском литературоведении основательный фундамент в изучении проблемы творческой лаборатории заложен в 60 гг. прошлого века. Вопросы психологии творческого процесса, индивидуальности автора, техники и культуры писательского труда в этот период получили глубокое теоретическое исследование в трудах П. Медведева, А. Ковалева, Б. Мейлаха, А. Цейтлина. В них также намечены контуры методов, которыми предстоит оперировать исследователям писательского труда, подчеркивается потребность изучения особенностей творческого процесса каждого подлинного писателя. В этом направлении изучению опыта в творческой лаборатории отдельных мастеров слова посвящены труды К. Чуковского, З. Паперного, Л. Громова, В. Новикова, Н. Фортунатова и др.

В татарском литературоведении первыми основательными исследованиями в этой области можно справедливо считать труды Н. Юзеева «Гармония стиха» (1972), «Современная татарская поэтика» (1973), где автор делает разносторонний анализ творческого процесса татарских поэтов. В 70 - 80-ые годы прошлого века в раскрытии особенностей процесса творчества все более активно стали участвовать сами писатели. Специфические особенности творческой лаборатории, субъективные рассуждения и наблюдения представлены в книгах таких классиков, как Ф. Хусни, А. Еники, И. Гази.

Процесс создания романа Г. Баширова «Семь ключей» получил подробное освещение в книге И. Башировой «Жидегн чишм моы» («Мелодии Семиречья»). В монографии З. Шайхисламова «Алыем дип шагыйрь анын» («Постигая духовный мир поэта…») на основе многочисленных вариантов, редакций и других рукописных материалов исследована творческая история создания романа «Тукай» А. Файзи, раскрыто художественное мастерство писателя. В 1999 году Р. Фатхрахманов защищает кандидатскую диссертацию на тему «Творческая лаборатория прозаика (на материале произведений А. Еники, М. Магдеева, А. Гилязова, Н. Фаттаха и др.)», где автор анализирует синтез индивидуально-психологических особенностей и жизненного опыта писателей, его отражение в их стиле, классифицирует импульсы литературного творчества, разносторонне изучает особенности наблюдательности прозаиков. Нужно отметить, что таких работ в татарском литературоведении пока совсем немного.

Отдельные моменты, характерные черты творческой лаборатории в той или иной степени могут отражаться в научных трудах, литературно-критических статьях, посвященных изучению творчества писателя в различных аспектах. Творчество С. Хакима в этом отношении – счастливое наследие.

Его поэзия попадает в поле зрения критиков в 1938-1940 гг., когда он стал о себе заявлять как подающий надежды поэт. В это время у него появляется три стихотворных сборника («Первые песни», «Детство поэта», «Пара гнедых»). Написанные по поводу этих сборников рецензии впоследствии помогли автору преодолеть недостатки, определить свое идейно-тематическое направление в поэзии. В целом, литературная критика рассматривает творчество С. Хакима в контексте художественных исканий путем рецензирования его произведений, сборников вплоть до 50-х годов. В определенной степени творчество С. Хакима оценивается его современниками на страницах периодической печати. В публикациях Г. Амири, Г. Абсалямова, Р. Башкурова, Н. Бичурина, М. Синельникова, М. Рафикова, Н. Лаисова, А. Авдеева представлены творческий портрет С. Хакима, идейно-содержательное значение, своеобразие его произведений, в большинстве случаев они носили характер частных эмпирических наблюдений.

В 1960 – 1980-е годы к исследованию творчества С. Хакима обращались Н. Юзеев, Т. Галиуллин, З. Рамеев, Ф. Миннуллин, Р. Мустафин, Ф. Урманчеев, И. Баширова. Особое значение имеют труды ученого-литературоведа Н. Юзеева, где определенное место отводится изучению художественного мастерства С. Хакима с опорой на его литературные рукописи. Т. Галиуллин, в первую очередь, направляет свое внимание на связь лирики С. Хакима с татарским устным творчеством. Тщательному анализу подверглись послевоенные поэмы поэта в статьях Х. Хайри, З. Рамеева, Т. Галиуллина. В 1971 году выходит сборник статей разных авторов, посвященных творчеству С. Хакима в различных аспектах. Например, Ф. Урманчеев анализирует его литературно-критические статьи, отмечает их характерные признаки. В этот период З. Рамеев пишет кандидатскую диссертацию, посвященную поэзии 30 – 60 гг. и послевоенным поэмам С. Хакима, где автор в хронологической последовательности анализирует основные произведения, показывает поэтическую эволюцию, развитие его лиризма.

Таким образом, в публикациях 1960 – 1980-х гг. – в период наиболее интенсивного изучения творчества С. Хакима – намечаются два подхода: описательно-эмпирический и сравнительно-типологический. Но проблемы литературного мастерства С. Хакима в контексте его творческой лаборатории в монографическом плане до сих пор не изучены.

Объектом исследования является творческий процесс С. Хакима на материале рукописных источников, различных вариантов изданий стихотворных произведений, литературно-критических статей, воспоминаний современников.

Предмет исследования – опыт работы С. Хакима над текстом своих произведений (проблемы литературного мастерства).

Целью диссертационного исследования являются рассмотрение развития художественного мастерства С. Хакима, выявление индивидуальных особенностей поэзии на основе изучения творческой лаборатории поэта.

Для достижения данной цели выдвинуты следующие задачи:

1) ознакомиться с личным архивом С. Хакима, выявить и изучить необходимые источники (записные книжки, письма, рукописи) в контексте рассматриваемых тем и проблем;

2) определить характерные черты творческой лаборатории поэта;

3) изучить жанровые разновидности творчества С. Хакима;

4) исследовать опыт творческой работы поэта над созданием вариантов рукописных и печатных текстов, показать в них динамику художественного поиска, проявление художественного мастерства;

5) оценить поэтическое и литературно-критическое наследие C. Хакима в свете современного литературоведения и литературно-эстетических достижений.

Анализ творческой лаборатории С. Хакима, проведенный в данной диссертационной работе, позволяет вынести на защиту следующие основные положения:

1. Изучение творческой лаборатории С. Хакима возможно и плодотворно лишь при использовании всех материалов его художественного наследия, среди которых важное место принадлежит архивным материалам.

2. Анализ творческой лаборатории С. Хакима позволяет понять ранее неизвестные или недостаточно проясненные особенности художественного мира поэта, выявить его уникальность в контексте татарской литературы XX в., убеждает в перспективности подобных исследований.

3. Творческая лаборатория поэта свидетельствует о гармоничности, целеустремленности и многообразии его художнических исканий, проявляющихся во всех микроэлементах его поэтики – от динамики жанровой и композиционной структуры до особенностей стиля и языка.

4. С. Хаким обладал удивительным чутьем и возрастающим мастерством, что позволило ему постоянно совершенствовать свои печатные тексты, нередко отсеивать ранние стихотворения, добиваясь в результате гармонического единства содержания и формы не только отдельных произведений, циклов, но и очередных сборников в целом.

5. Устойчивое творческое кредо С. Хакима, основанное на глубоком лиризме, жизненном материале, народности, верности национальным традициям, неустанном творческом поиске, явленных, прежде всего, в лаборатории поэта, определяют его поэзию как одну из значимых наследий в истории татарской литературы.

Методы исследования. В соответствии с проблематикой и характером исследования в диссертации использованы историко-литературный, сравнительно-сопоставительный, структурный, типологический методы, герменевтика (интерпретация). В качестве вспомогательных приемов применены описательный, биографический, текстологический методы изучения материала.

Теоретической основой данного диссертационного исследования послужили труды Б. Томашевского, П. Медведева, Б. Мейлаха, В.Е. Хализева, М. Храпченко, С.М. Бонди, Н.Г. Юзеева, Н.Ш. Хисамова, Ф. Хатипова, Т.Н. Галиуллина, Ф.Г. Галимуллина, Д.Ф. Загидуллиной, Р. Харрасовой и др.

Научная новизна работы состоит, прежде всего, в том, что данная диссертация является первым исследованием, специально посвященным творческой лаборатории, проблеме художественного мастерства С. Хакима. В ней впервые автором комплексно вводится в научный обиход и подвергаются исследованию личные архивные материалы поэта. К архивным материалам до настоящего исследования не обращался ни один из предшествующих авторов диссертационных работ, посвященных творчеству С. Хакима. Анализ рукописного наследия и опубликованных текстов позволяет определить важнейшие индивидуальные особенности, психологию творческого процесса, эволюцию художественного мастерства С. Хакима. Реконструкция развития художественных замыслов в свете мировоззренческих и эстетических позиций, сопоставительный анализ рукописных и печатных вариантов создает целостное представление о творческой лаборатории С. Хакима.

Научно-практическая ценность. Материалы диссертационного исследования могут способствовать расширению научной базы для дальнейшего изучения творческой лаборатории С. Хакима. Методы и результаты данного исследования послужат основой для анализа художественного мастерства других поэтов. Также практическая ценность диссертационной работы определяется возможностью использования её основных положений в учебном процессе, при составлении программ, методических пособий по истории татарской литературы второй половины ХХ века и при подготовке специальных курсов, семинарных занятий, посвященных изучению творческой лаборатории поэта в высших и средне-специальных учебных заведениях. Несомненно, ознакомление с опытом художественного мастерства С. Хакима поможет молодым писателям развивать свои творческие возможности.

Материалом исследования послужили рукописи, записные книжки, письма из личного архива С. Хакима, его многочисленные сборники стихотворений и поэм, литературно-публицистические статьи разных лет.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Творческая лаборатория Сибгата Хакима : проблемы литературного мастерства